Становление религии ислам, биография пророка Мухаммада. Биография пророка Мухаммада
Скачать 50.18 Kb.
|
ЭССЕ Становление религии ислам, биография пророка Мухаммада Последние десятилетия на территории России, как и на большей части территории всего постсоветского пространства, встал вопрос об отношении к такому феномену, как «исламское возрождение». В различных регионах России процесс «возрождения» протекает по-разному и с разной степенью остроты в зависимости от того, какие цели перед собой ставят его идеологи. Как показала практика, ни духовенство, ни Российская, ни местные власти не были способны противостоять активной проповеднической деятельности специалистов (зачастую подготовленных за рубежом). На рубеже XX - XXI в.в. возникла масштабная сепаратистская угроза для геополитического пространства Российского Государства, в частности в Северокавказском регионе. При таких условиях единственным вариантом противостояния возникновению возможных радикалистских течений выступает научный подход к изучению ислама, его духовной культуре, к изучению становления ислама как религиозного течения, биографии пророка Мухаммада, что позволило бы понять то, как функционирует ислам в качестве идеологической системы1. Религия оказывает существенное воздействие на все сферы общественной жизни. А в переходные периоды существования государства религия в условиях растущего этнического самосознания становится частью национальной идеологии. Чтобы понимать особенности зарождения и развития ислама, необходимо четко представлять также, что такое культура раннеисламской Аравии, поскольку это и есть тот самый изначальный субстрат, на основе которого происходило последующее формирование учения Мухаммада и других ханифов. Актуальность исследования по данной проблеме также определяется спорами со стороны исламских богословов и иных религиозных деятелей о преемственности между доисламскими и исламскими представлениями. Личность и учение Мухаммада важны для изучения ислама, ибо его авторитет (за редкими исключениями) до сих пор остается непререкаемым в мусульманском мире. Ислам (араб. - подчинение) - мировая религия, возникшая в Аравии в VII веке. Вероучение ислама изложено в Коране - священной книге мусульман. В истории ислама можно выделить три этапа развития:
Зарождение ислама наиболее тесно связано с именем пророка Мухаммада. Пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. в небогатой купеческой семье. Он рано осиротел, что оставило в его душе глубокую и долго не заживавшую рану. Сперва его воспитанием занимался дед, а после его смерти - родной дядя Абу Талиб. Он был, как и отец Мухаммада, купцом и часто брал его с собой в долгие путешествия в Сирию, Палестину, отдаленные места Аравии. Много знаний ему дали подобные странствия, однако, не принесли богатства – живя в бедности, едва зарабатывая на жизнь, Мухаммад постоянно сталкивался с упреками родни и унижениями со стороны многих жителей Мекки, что вскоре явилось причиной того, что он оставил свой дом и устроился на службу к богатой купеческой вдове. Ее звали Хадиджа, и вскоре она стала его женой. В то время Мухаммаду было 25 лет, и он мог больше не заботиться о куске хлеба. Часто сам теперь, отправляясь с караванами в дальние страны, Мухаммад вел торговые дела своей семьи, что не приносило ему счастья. Более того, он стал испытывать ощущения некой странной тоски. Избавиться от нее ему помогало уединение в безлюдных окрестностях Мекки, одной из которых явилась гора Хира. Поднимаясь на гору Мухаммад наблюдал открывающиеся перед ним причудливые лабиринты скал и очертания Мекки, разбросанной у подножия горы. По версии некоторых исследователей именно тогда он получил прозвище Маджнун - «одержимый». Однако это слово имело и другой значение – так звали и поэтов3, к которым отношение в целом у арабов было особенным. Так по мнению одного из исследователей Востока А. Мюллера: «Нет другого на свете народа, кроме арабов, который бы придавал такое несоразмерно высокое значение чистоте и изяществу выражений, даже в обыденном применении к жизни. Поэтому нигде, за исключением разве, может быть, времени высшего процветания Афин, не находилась поэзия даже в приблизительно в таком почете у целого народа, возбуждая всеобщий интерес, составляя главное дело. Каждое событие, хотя бы некоторого значения, отражается, как в зеркале, в этой поэзии... Песнь служит не только украшением, но в некотором роде прямым содержанием народной жизни»4. Такое отношение помогает понять, почему ни супруга Мухаммада, ни его близкие не препятствовали в его стремлении к уединению в горах, где и рождались его стихи, из которых остались лишь отдельные строки, увековеченные в Коране5. Частой темой в его стихах были не природные красоты, а страдания обездоленных людей. Глядя на несовершенство мира людей и обилие зла в нем, Мухаммад все чаще обращался к другому миру – миру без несправедливости, где каждому воздавалось по его делам. Как писал Г.Э. Грюнебаум, Мухаммад рано «входит в контакт с потусторонним миром»6. Но только в 40 лет он впервые услышал зов Бога, обращенный к нему: «Читай, Во имя Господа твоего, который сотворил - Сотворил человека из сгустка, Читай! И Господь твой щедрейший, Который научил каламом7, Научил человека тому, чего он не знал»8. В течение последующих 20 лет его неоднократно посещали видения. Он внимал откровениям Бога, затем передавая их в стихах. Впоследствии эти стихи составили основу свода религиозных, этических и правовых норм Корана. Основная идея стихов - вера в единого Бога - Аллаха. В основе этой веры лежали Священные писания: иудейская Тора и христианское Евангелие, а также те откровения, которые Мухаммад получал от Бога либо от ангелов. С этими свидетельствами веры и выступил Мухаммад перед соплеменниками, поклонявшимися идолам и погрязшим в многочисленных пороках и страстях. Ради Господа он должен был вытерпеть многое. С первых же проповедей он столкнулся с непониманием, которое перерастало в озлобление. Его осыпали насмешками, угрозами. Но он стоял на своем, продолжая проповедовать веру в единого Бога. Продолжая, Мухаммад убеждал своих соплеменников: «Аллаху принадлежит то, что на небесах и что на земле, дабы Он воздал тем, которые сделали дурно, за их поступки и воздал тем, которые совершили добро, благом...»9. Так появляется вторая основная тема Корана - призыв к праведной жизни согласно тем заповедям, которые Мухаммад получил от Бога. С момента первого откровения поэтический дар Мухаммада стал служить только этим двум целям: вере в единого Бога и призывам к праведной жизни. Все остальное было второстепенным и часто порочным. Первые проповеди Мухаммада были наполнены удивительной поэтической силой, оказывавшей мощное воздействие на слушателей. В подтверждение приведем одну из самых ярких проповедей, в которой пророк извещал о Судном дне: «Клянусь посылаемыми поочередно, И веющими сильно, И распространяющимися бурно, И различающими твердо, И передающими напоминание, Извинение или внушение! Ведь то, что вам обещано - готово случиться. И когда звезды померкнут, И когда небо расколется, И когда посланникам будет дан срок, - До какого дня будет отложено? До дня различения! Горе в тот день обвиняющим во лжи! Разве Мы не погубили первых? Потом отправим Мы за ними позднейших, Так поступаем Мы с грешниками. Горе в тот день обвиняющим во лжи!»10. Первыми в призвание Мухаммада поверили его жена, дочери, приемные сыновья и самый близкий друг Абу Бакр. Долгое время только они да небольшая группа его последователей (в основном нищих и рабов) составляли первую общину правоверных. Днем каждый из них занимался своими делами. А вечером они собирались вместе, чтобы послушать рассказы Мухаммада о своих видениях и новых откровениях. «Все, что случалось с ним в течение дня, - писал А. Мюллер, - составляло естественное содержание ночных его размышлений. Ревностно выстаивая на молитве и усердно бодрствуя, он быстро переходил от полной истомы и упадка сил к наивысшей степени возбуждения, воспринимая попутно одно за другим все впечатления пережитого и борьбы»11. В подтверждение истинности полученных откровений Мухаммад приводил, хотя и в сильно искаженном виде, многие библейские истории о Нухе (Ное), Ибрахиме (Аврааме), Мусе (Моисее), Илйасе (Илии), Луте (Лоте), Йунусу (Ионе), Аййубе (Иове), а также об Исе (Иисусе) и Марйам (деве Марии). К ним он присоединял героев арабских легенд - Худа, Салиха, Шу'айба. Так формировался свод Корана - Священной книги ислама. В окончательном виде основной текст Корана был установлен между 650 и 655 гг., во времена правления третьего халифа Османа. Коран состоит из 114 сур («наиважнейшее» - своего рода «главы Корана»), где каждая сура состоит из аятов (ая - «знамение, чудо»), отдельных пронумерованных стихов. Многие авторы, в частности Г.М. Керимов, называют Коран Конституцией всех мусульманских стран12, и, как отмечает А.Х. Саидов, Коран выступает под различными названиями: «Китаб, мубин, карим, калам, нур, худа и др., всего отмечено 55 наименований»13. Основные положения Корана, освещавшие вопросы жизнедеятельности и веры мусульман, передавались в устной форме, причем на повествователей накладывалась особая ответственность. В общем объеме в Коране содержится около 500 аятов. В частности, правовым отношениям особое внимание уделяется в сурах 2, 4, 5, 8, где сконцентрированы основополагающие нормы и принципы правового регулирования общественных отношений мусульман. Пророку Мухаммаду откровения Бога являлись в разное время (откровения ниспосылались пророку приблизительно на протяжении 15 лет), следовательно, нормы, касающиеся должного поведения мусульман, не имеют определенной системности и содержатся в разных сурах Корана. Постепенно круг последователей Мухаммада, принявших имя мусульман (т.е. есть преданных или предавших себя Богу), становился все большим. Но чем более широко распространялась новая вера - ислам (что означало «преданность», «покорность»), тем сильнее становились притеснения со стороны жителей Мекки, напуганных проповедями, призывавшими к ниспровержению веры их отцов и к социальному равенству. Постоянные нападки на Мухамаада и стали причиной первого исхода мусульман. В 615 г. небольшая группа последователей Мухаммада уехала из Мекки в христианскую Эфиопию. Но укорениться там они не смогли. И вскоре многие из них вернулись домой. Противостояние между последователями и противниками Мухаммада становилось все более ожесточенным. В 617 г. жители Мекки, отвергавшие ислам, торжественно поклялись прервать всякие отношения не только с мусульманами, но и с теми, кто их поддерживал, прежде всего с семьями Хашим и Мутталиб14. В 619 г. Мухаммад потерял двух самых близких людей - Хадиджу и Абу Талиба. А вскоре сам едва не лишился жизни, когда разъяренная толпа забросала его камнями в городе Таиф, в котором он решил продолжить проповедническую деятельность. Иным образом восприняли проповеди Мухаммада жители оазиса Иасриба, расположенного в нескольких днях пути к северу от Мекки и впоследствии названного городом пророка - Мединой. Многие из них не только приняли ислам, но и принесли клятву предоставить приют и защиту его последователям. Летом 622 г. практически все мусульмане покинули Мекку. Одними из последних ее оставили Мухаммад и Абу Бакр. Законодательная и судебная деятельность пророка сочеталась с постоянными военными набегами в целях распространения ислама и добывания необходимых для мусульманской общины средств. Нередко в них участвовали и сам Мухаммад, убеждавший, что это - долг каждого правоверного мусульманина В аятах главным врагом провозглашались жители Мекки. Но это была война не из мести. Главной причиной было стремление освободить от неверующих главную святыню арабского мира - черный камень Каабы в Запретной мечети Мекки. Укрепив власть над Аравией, пророк, несомненно, планировал расширить земли ислама. С этой целью он направлял в соседние царства не только лазутчиков, которые под видом купцов собирали необходимые для будущих войн сведения, но и достаточно крупные воинские отряды, которые должны были проверить на прочность воинский дух противника. В начале 632 г. пророк совершил последний хадж в Мекку, где выступил с проповедью, в которой изложил многие начала нового правопорядка. В кратком изложении она звучала так: «Все мусульмане - братья. Жизнь и имущество каждого из них должны быть священны для всех остальных. Запрещается мщение за кровь, пролитую во времена язычества. Брак нерасторжим, семейное имущество, во всяком случае, переходит к законным наследникам. Женам приличествует целомудрие и послушание, а взамен следует обходиться с ними кротко и заботиться о благоденствии их. Надо щадить рабов, не убивать их за прегрешения, и в крайнем лишь случае допускается продажа их»15. Раскрывая содержание этой проповеди, А. Мюллер писал: «При всей краткости известий сразу бросается в глаза, какой великий шаг вперед делал ислам во всех отношениях по сравнению с обычаями древнеарабской жизни. На место прежней войны каждого против всех устанавливается прочный государственный порядок; имущество ограждается от расхищений и произвола; регулируются, хотя и не в совершенстве, брак и правонаследие; рабы ограждаются от жестокости господ. Каждому мусульманину даруется равноправие перед законом»16. Вскоре после хаджа в Мекку в июне 632 г. пророк умер. Он не оставил указаний о том, кто должен стать главой мусульман после его смерти. После смерти пророка Мухаммада закончился этап идеального правления исламской общиной и государством. Показывая особенности исламского духовного наследия, оставленного Мухаммадом, культуры ислама, для начала обратимся к самому понятию культуры. С точки зрения психологии культура выступает механизмом адаптации. Общество именно с помощью культуры приспосабливается и выживает, соотнося свои потребности и форму их удовлетворения с территорией на которой проживает, с ее топографическими, ландшафтными особенностями, ресурсами, плотностью населения. Каждая этнорелигиозная культура складывается и развивается таким образом, чтобы ценности, нормы, традиции и обычаи максимально позволяли удовлетворять потребности в рамках доступной ресурсной среды. Существует два основных подхода к изучению культур - это этик- (etik) и эмик- (emik) подходы. В рамках этик-подхода ученые основываются на собственных культурных представлениях и опыте, а в исследованиях делают упор на универсальные аспекты обществ. Ученые, работающие в направлении эмик-подхода, рассматривают культурные явления в контексте той культуры, которую они изучают. Другими словами, это попытка взглянуть на культуру изнутри, глазами ее членов и рассматривать аспекты культуры не через сравнения, а с точки зрения их целесообразности. Основными направлениями изучения культуры в психологии являются:
Этнорелигиозная культура выступает в качестве механизма адаптации не только для этноса, но и для каждого человека внутри этноса. Благодаря культуре ребенок в процессе социализации усваивает и понимает мироустройство и свое место в этом мире, понимает, что есть добро, а что зло, что приемлемо, а что нет. Именно в рамках культуры усваиваются такие системообразующие для этноса понятия как: красота, изобилие, истина, добро, справедливость17. Этническая и религиозная картина мира, которая складывается в процессе аккультурации и есть основной защитный и адаптационный механизм. И именно с его разрушением или изменением бывают связанны сложности перехода человека из одной культуры в другую. Не важно, происходит ли эта миграция добровольно или вынужденно. Основными элементами культуры, через которые возможно ее изучение являются: язык, устная и письменная речь, ценностные ориентации, стереотипы и убеждения, идеология и т. д.. Ценностные ориентации – важная составляющая культуры. Точнее, это смыслообразующая основа культуры, выражающая внутренний мир личности. Ценностные ориентации затрагивают сознание и самосознание личности, ее свободу и жизненные ориентиры. В целом ценностные ориентации могут выступать как критерии оценки, как смысловое содержание жизнедеятельности, как регулятор межэтнического и внутриэтнического взаимодействия и т. д. Говоря об изучении ценностных ориентаций исламской духовной культуры, более подробно остановимся на уровнях вероучения в исламе - это шариат и учение о пяти столпах веры. Шари‘ат (аш-шари‘а) - совокупность идеологических принципов, религиозных обязанностей, моральных предписаний и правовых норм. Кроме понятия «шариат» в исламской культуре существует и такое понятие как «фикх». В рамках данной статьи мы не претендуем на то, чтобы внести определенность в терминологические и идеологические споры, существующие в современном исламе об определении и содержании этих понятий. Отметим лишь, что под шариатом мы пониманием мусульманское право, регулирующее внешние нормы поведения в социально бытовой, финансово - экономической сфере, также шариатом регулируются мусульманские праздники и обряды, наказания и запреты. Фикх включает в себя все нормы шариата и выступает в качестве знания - науки. Учение о пяти столпах веры (ал-аркан ал-хамса, аркан ал-ислам) включает в себя: -аш-шахада (исповедание веры) - единобожие в исламе (ат-таухид) и признание Мухаммада пророком (ан-нубува)
- ал-хаджж - паломничество. Учение о джихаде (ал-джихад) - религиозная обязанность мусульманина18. Для психологического анализа исламской духовной культуры мы обратимся к теории А.М. Зимичева о целях жизнедеятельности этноса. Под этносом автор понимает объединение людей, которые осознают свою общность и могут сказать о себе «мы». Соответственно, нами будут рассмотрены ценности исламского этноса (а если быть точнее то, исламского суперэтноса). К целям жизнедеятельности относятся:
Законом жизни любого человека, исповедующего ислам, является шариат. Прописанные в нем обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами обеспечивают первый, и второй уровни целей жизнедеятельности исламского суперэтноса согласно теории А. М. Зимичева. Однако, кроме норм поведения и взаимоотношений, в шариате затрагиваются и вопросы внутренней мотивации верующего, нравственные, этические, эстетические аспекты, что, соответственно, обеспечивает третий уровень целей жизнедеятельности. Мы можем предположить, что именно через моральные аспекты, зачастую происходит принятие и понимание норм и обязанностей. Интересным, на наш взгляд, является иллюстрация идейных расхождений в исламе, которая приведена С.М. Прозоровым в книге «Ислам как идеологическая система». Это глава о вере из сочинения ал-Багдади «Основы религии в спекулятивном богословии». Данная книга представляет собой своего рода справочник по мусульманскому богословию20. Проясняя вопросы, поставленные в книге (о сущности веры и неверия, о сущности повиновения и неповиновения, об увеличении и уменьшении веры и др.), ал-Багдади приводит примеры их понимания и решения в различных направления исламской религии. Вслед за этим автор дает идеологическое толкование правильности или неправильности того или иного типа поведения. В данном случае автор через конкретные примеры поведения исповедующих ислам, доносит идейный и морально-нравственный компоненты веры и религии. В тексте «Основы религии в спекулятивном богословии» мы можем наблюдать, как через описание норм и правил поведения первого и второго уровней, автор проясняет понятия истины, добра, красоты, изобилия, т.е. ценностей и целей жизнедеятельности третьего уровня. К основным ценностям ислама, которые обеспечиваются нормами шариата, можно отнести в порядке их значимости: религию, жизнь, разум, собственность и продление рода. На первом месте в иерархии ценностных ориентаций мусульманина любого толка стоит религия («дин» в арабском языке, как и в осетинском). Религия и выполнение пяти столпов ислама являются определяющими для исповедующего ислам. Именно религия формирует отношение ко всем остальным ценностям. Жизнь как ценность, воспринимается как Божий дар. И никто не в праве ее отнимать ни у другого (запрет на убийство), ни у самого себя (запрет на самоубийство, в том числе на эвтаназию). Единственно дозволенным обстоятельством лишения жизни человека, является плата за жизнь другого. Разум - следующая ценность и так же дар, отличающий человеческое существо. Обязанность мусульманина сохранять ясность разума и избегать всего, что способствует его «помутнению»:
Собственность - четвертая ценность ислама. Частная собственность является неприкосновенной и даже священной. Ценность собственности обусловлена ценностью труда в исламском мировоззрении. Запрещено и осуждаемо тунеядство и попрошайничество. Продолжение рода - безусловная ценность в исламе, поскольку иначе не будет ни веры, ни жизни. Продолжение рода тесно связано с ценностью семьи и осуществляется в ее рамках. Нормы семейно-бытовых взаимоотношений подробно прописаны в шариате. Развод в исламе разрешен, но, тем не менее, не является одобряемым поступком. Если рассмотреть данные ценности сквозь призму теории А.М. Зимичева (2010) о целях жизнедеятельности этноса к биологическим целям можно отнести продолжение рода; к социально-биологическим - собственность; к социальным - религию, жизнь и разум. Таким образом, даже краткий анализ позволяет отразить всю гармоничность существующей идеологии ислама и его ценностей21. Сегодня мировой ислам вступает в эпоху «исламской глобализации». Основные его черты состоят в желании выйти за пределы деления ислама на различные направления, стирание этнических и государственных границ. Эта идея подкрепляется и терминологически: словом «мила» (во многих языках, этносов исповедующих ислам означает как исламскую общину, так и нацию). Собственно, идея единой исламской нации порождает фундаментализацию, состоящую в необходимости отделить «универсальный ислам» от поздних наслоений22. Основополагающие идеи, заложенные в Коране и сунне пророка Мухаммада, не были в состоянии отвечать на все возникающие вопросы жизнедеятельности исламской уммы в условиях отсутствия лидера (после смерти Мухаммада). В связи с этим необходимо было определить религиозного и политического преемника, который должен был не только возглавить исламскую умму и продолжить распространение правовых установок ислама в традициях пророка Мухаммада, но и разрешать вопросы, возникающие в внутри исламского общества. Необходимо также отметить, что все откровения, ниспосланные Мухаммаду при его жизни, передавались в устной форме, и только после смерти пророка было принято решение кодифицировать данные откровения в основополагающий источник религии и права - Коран. В то же время решения и распоряжения, высказанные пророком Мухаммадом, стали представлять собой сборники хадисов. На основе проведенного социально - психологического анализа, мы можем предположить, что для исламского «суперэтноса» в который входит множество «субэтносов» наиболее благоприятным направлением для развития является догматическое, этническое и региональное равноправие и равноценность его субэтносов. Принятие того, что не существует единой для всего исламского мира идеальной модели ислама и признание регионального ислама как объективной формы бытования религии позволить сделать акцент не на противоречиях внутри исламского мира, а на идее равной значимости и равноценности всех народов, исповедующих ислам и внесших свой вклад в исламскую культуру23. Список литературы
1 Прозоров С.М. Ислам, как идеологическая система / С.М. Прозоров; Ин-т востоковедения, С.-Петербург, фил. - М..: Вост.лит., 2004. - 471 с. 2 Цопанова А.В. Исламская духовная культура как объект социально-психологического анализа // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2-3. С.151. 3 См.: Грюнебаум Г.Э. Классический ислам (600 - 1258). М., 1988. С. 32. 4 Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. М., 2006. С. 63, 64. 5 Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 91. Солнце. Аяты 1 - 7. 6 Грюнебаум Г.Э. Указ. соч. С. 59. 7 То есть тростью для письма. 8 Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 96. Аяты 1 - 5. 9 Там же. Аяты 32, 33. 10 Там же. Сура 77. Аяты 1 - 19. 11 Мюллер А. Указ. соч. С. 63, 64. 12 См.: Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2010. С. 331. 13 Саидов А.Х. "Хидоя" Бурхануддина Маргинани - уникальный юридический памятник ислама. Вступ. ст. к Маргинани Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права: В 2 ч. М., 2008. Ч. 1. Т. I - II. С. 20. 14 См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 113. 15 Мюллер А. Указ. соч. С. 245, 246. 16 Там же. С. 246 17 Зимичев А.М. Психология политической борьбы. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 208 с. 18 Таказов Ф.М. Ислам: история религии, обычаи, традиции мусульман: Научно-популярное издание; Сев.-Осет. гос.ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000 - 230 с. 19 Зимичев А.М. Психология политической борьбы. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 208 с. 20 Прозоров С.М. Ислам, как идеологическая система / С.М. Прозоров; Ин-т востоковедения, С.-Петербург, фил. - М..: Вост.лит., 2004. – С.47-71. 21 Зимичев А.М. Психология политической борьбы. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 208 с. 22 Ярлыкапов А.А. Ислам и конфликт на Северном Кавказе: направления, течения, религиозно-политические взгляды //Этничность и религия в современных конфликтах / отв. ред. В. А.Тишков, В. А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо- Маклая РАН. - М.: Наука, 2012. – С.608-610. 23 Прозоров С.М. Ислам, как идеологическая система / С.М. Прозоров; Ин-т востоковедения, С.-Петербург, фил. - М..: Вост.лит., 2004. - 471 с. |