тренинг креативности. Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив Мое поколение Раздаточные материалы к тренингу
Скачать 253 Kb.
|
Автобус, кровать, ваннаМетод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример – Архимед с его ванной. РасшифровкаБерется непонятная надпись на чужом языке – скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, ''увидев'' воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц. Ловушка для идейЭтот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. Шаблоны для умаВ основе второй модели также лежит идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления. И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец, генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые участник так же последовательно примеряет на себя. Самый популярный тренинг этого типа – ''Шесть шляп'' Эдварда де Боно. В России эту программу предлагает компания MTI, тренеры которой прошли обучение за рубежом. Другие компании тоже нередко используют методику де Боно. Так, тренер компании Ars Vitae Александра Купавская обучает креативу на основе теории Грэма Уоллеса, который разделил процесс мышления на пять этапов. Сначала используется логическое мышление. Когда оно не приводит к нужному результату. Человек устает, испытывает негативные эмоции, он отказывается от попыток решить задачу. Во время паузы происходит созревание идеи, затем следует инсайт и доработка полученной идеи. Но если этап вызревания идеи длится слишком долго и участники не достигают озарения, Александра использует метод ''Шесть шляп''. ''Это один из эффективных способов привести процесс обсуждения творческой задачи в порядок'',– так оценивает она метод де Боно. К аналогичному методу прибегает и Дэвид Коэн в FCB. Придумывая идеи, человек ''играет'' четыре роли: Исследователь, Художник, Судья и Воин. Каждый из этих ''персонажей'' ответствен за определенный этап. Исследователь собирает факты, теории, опыт. Художник переставляет собранную информацию местами и ищет неожиданные альтернативы. Судья оценивает порожденную художником идею с точки зрения возможных рисков. А Воин воплощает ее в жизнь. Все эти роли можно играть в составе креативной команды, когда люди возвращают друг другу задания на доработку. Последовательное применение этого метода позволит научиться, по словам Коэна, ''думать с другой стороны коробки'', под которой он понимает повседневное мышление. Левые и правыеДалеко не все тренеры требуют от участников мыслить рационально. Не менее сильный метод – погружение человека в нестандартные ситуации. Например, управляющий ГК ''Институт Тренинга-АРБ Про'' Сергей Макшанов на своем тренинге ''Креативность в менеджменте'' просит менеджеров представить или нарисовать показатель EBITDA и только потом думать о способах повышения рентабельности бизнеса. Антонина Ростовская, тренер компании ''Тренинг-бутик'', обучает менеджеров искусству падать, изображать животных и разыгрывать сцены. Все это, по ее мнению, должно научить мыслить в движении. Экстравагантные приемы использует и Виталий Булавин, генеральный директор школы менеджеров ''Арсенал''. На тренингах для топ-менеджеров тренеры организовывают необычные мероприятий. Участников водят в художественную мастерскую, клуб байкеров, на спектакли Евгения Гришковца, отправляют в часть спецназа ВДВ. Один из тренингов Булавин проводил в Африке. Участники жили в настоящем племени масаев, наблюдали жизнь диких зверей и рисовали. ''Сафари производит сильное впечатление,– говорит участница тренинга, руководитель департамента компании ''Астрасофт'' Ольга Яковенко.– Было ощущение, будто живешь в зоопарке, а звери на тебя смотрят''. Несмотря на то, что подобные тренинги больше похожи на развлечение, чем на учебу, у такого подхода есть и серьезная теоретическая база. Согласно одной из теорий, источник креативности заключается в умении переключаются с первичных познавательных процессов (сновидения, мечты, образы), которые рождают новые и неожиданные мысли, на вторичные (логическое мышление, тексты). Чтобы научиться мыслить творчески, нужно максимально разбудить воображение. Например, начать рисовать, лепить из пластилина, больше фантазировать, а затем попытаться рассказать о полученных впечатлениях в письменной форме. Сергей Макшанов называет это ''правополушарным переоформлением''. Считается, что именно правое полушарие отвечает за образное мышление: следуя данной теории, чем слаженнее взаимодействуют полушария, тем богаче понимание реальности – и тем больше новых идей может придумать человек. |