конспект. конспект педагокика и психология. Блок. Дошкольная педагогика и психология
Скачать 108.41 Kb.
|
15. Методика развития у дошкольников музыкально-ритмических движений. Методика развития музыкально – ритмических движений у дошкольников направлена на развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям через музыку. Реализация методики осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (2 – 7 лет). План реализации методики представляет собой логическую последовательность форм, методов, способов работы с детьми, родителями и воспитателями ДОУ, обеспечивающую их приобщение к движениям под музыку. Внедрение методики в процесс музыкальной деятельности является на сегодняшний день актуальной, так как во всех известных направлениях изучения психологии ребенка признается необходимость наличия у детей к 6-7 годам уже сложившейся структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных особенностей психики характеризующих уровень готовности к школьному обучению и развитию высших психических функций: мышления, сознания, речи. Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Движение, сливаясь с музыкой, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия, вырабатывается координация движений. Развитие музыкально – ритмических движений, чувства ритма является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики. Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей. В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка. 16. Методика овладения детьми обобщенными способами изображения в рисовании. К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания. Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы. Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них. Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет. У детей, пришедших в среднюю группу, уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передать форму и некоторые признаки предметов. Вот почему повышаются требования педагога к детям. Эти программные требования основываются на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия. Именно поэтому в средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части). При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении. Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять. В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части Использование художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих группах. С одной стороны, художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни. В этих случаях словесный образ должен главным образом воздействовать на чувства детей и в то же время ясно передавать внешние черты предмета, указывая на какой-либо один зримый признак. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис, плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка). Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов (ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию). В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов. 17. Методика обучения дошкольников способам и приёмам лепки. Какими умениями и навыками по лепке должен овладеть ребёнок на каждом возрастном этапе. Так, детей третьего года жизни педагог учит: отрывать кусочки глины и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из глины (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями; делить глину на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки); раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики); раскатывать глину круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.); делить глину на 2-3 части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка). Для ребёнка четвёртого года жизни, который уже имеет определённый опыт работы с глиной, эту работу нужно несколько усложнить, одновременно закрепляя навыки, которые он приобрёл в предыдущей группе: делить глину на части и раскатывать её между ладонями прямыми движениями рук, образовывая несложные предметы (столбики, колбаски, рогалики, конфетки); раскатывать глину круговыми движениями рук и образовывать разные предметы (орешки, конфетки, мячики); расплющивать глину, образовывая диск, и на основе этой формы лепить несложные предметы (пирожки, вареники, котлеты), сгибать и защипывать форму пальцами рук; делить глину на 2-3 части и лепить предметы, в основе которых лежит шар (башенка, матрёшка-неваляшка, птичка), диск и цилиндр (гриб); соединять части прикладыванием и прижиманием. С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно: делить глину на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар (орех, яблочко); создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр (огурец); раскатывать глину прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша; заострять и закруглять предметы; раскатывать глину круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать глину пальцами и создавать такие предметы: мисочка, чашечка, рыбка, грибок, корзина, пирожки, вареники; делить глину на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазываннем (кукла-неваляшка, снеговик, птичка, зайчик). С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи: делить глину на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички); лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка); лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.). Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.. В работе с детьми седьмого-восьмого года жизни взрослый обращает внимание на правильное отображение предметов, учит добиваться точности в воспроизведении их характерных признаков, замечать черты сходства и отличия, придерживаться пропорций, соотносить отдельные детали с общим изображением (лепка фруктов, овощей, птиц, зверей, посуды, человека и др.). 18. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. 1 Знакомство с книжной графикой (книжная иллюстрация). 2. Знакомство с народной игрушкой (дымковская, филимоновская, каргопольская). Детей учат замечать яркость цветовых образов в картине, в иллюстрации в народной игрушке. Знакомство с искусством идет на занятиях по рисованию, лепке, аппликации а также во II половину дня на занятиях по самостоятельной изодеятельности и может быть включено в дидактические игры. Воспитатель помогает увидеть форму предметов, что и как изобразил художник. Ознакомление дошкольников с искусством II младшая группа Знакомство с книжными иллюстрациями 1. Иллюстрации подбирают яркие, красочные, где персонажи изображены крупным планом, где хорошо заметны средства выразительности рисунка (иллюстрации). Художники - иллюстраторы с которыми знакомят детей во II младшей группе: Рачев, Васнецов, Е. Чарушин. При рассматривании воспитатель предлагает полюбоваться иллюстрацией, кто изображен и что делает? Обратить внимание на детали костюма: Как одет герой? а затем, что еще видят на картине? Для привлечения внимания к рассматриванию, развитию наблюдательности речи используют игровой прием - кто больше увидит на картине? Это помогает лучше понять содержание картины. 19. Методика обучения детей дошкольного возраста способам и приёмам бумажной пластики. Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами. Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение элементов зависит от формы украшаемого узором листа. Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы. Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома — окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д. Новая задача, стоящая в средней группе, — освоение навыка резания ножницами. По программе этим навыком дети средней группы овладевают в первом квартале. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см, чтобы результат достигался после 1 — 2 движений лезвий. Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму. Из полученных округлых форм составляют предметы — гриб, самолет, башенку, снеговика. 20. Методика проведения различных видов и типов занятий по конструированию в дошкольном учреждении. Основные понятия: конструктивная деятельность, виды конструирования, типы конструктивных занятий, конструктивные материалы, навыки конструктивной деятельности, конструктивнотворческие способности, способы конструирования. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: ? конструирование из строительных материалов; ? конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; ? конструирование из природного материала. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные — с помощью винтов, гаек, шипов и т.д. В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т.д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. |