болезни и исс. Болезнь и измененные состояния сознания
Скачать 91 Kb.
|
1.3. Сознание и активное бодрствованиеТрадиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой – состояние бодрствования, или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, которая позволяет ему улавливать, отбирать и истолковывать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением, в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование – это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности. То, как мы осознаем внешний мир и одновременно наш внутренний мир, меняется на протяжении дня. Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния – от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента, может ухудшиться, если активация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств. До самого недавнего времени это поверхностное сознание рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Согласно этой классической концепции, слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная активация – к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным восстановить равновесие. Внимание западных ученых все чаще обращается к тому, как это мистическое глобальное единство постигается носителями восточной философии через медитацию и состояние транса. На Западе, в частности, эксперимент с сенсорной депривацией и анализ переживаний испытуемых в таких условиях позволили подойти к изучению «внутреннего мир» субъекта. С другой стороны, продвигается вперед изучение действия наркотических веществ, применяемых в лечебных или, иных целях; оно позволяет глубже познать механизмы мозга и понять, как эти механизмы могут быть изменены. Даже действия, относимые обычно к аномальным и наблюдаемые, например, при шизофрении или депрессии, все чаще рассматриваются теперь, как способ найти внутреннее равновесие и избежать давления внешней реальности. Поэтому их следовало бы понимать скорее как «нормальное» выражение внутреннего мира, а не как аномалию экстравертированного сознания, которую любой ценной нужно устранить. Однако и такое явление, как сон с сопровождающими его сновидениями, оказывается гораздо сложнее, чем думали раньше. Теперь известно, что в нашей жизни сон представляет собой состояние первостепенной важности – как по месту, которое он в ней занимает, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе. Таким образом, сознание – это мозаика состояний, которая играет более или менее значительную роль, как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума. Глава 2. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИСС2.1. Исследования Д.Л. СпивакаВ отечественной литературе проблема ИСС как самостоятельная тема была впервые поставлена в работе Д.Л. Спивака «Лингвистика измененных состояний сознания» (1986 г.). Проведенное автором исследование убедительно показывает непосредственную связь изменений сознания с иерархической структурой сознания. Согласно Д.Л. Спиваку (1986 г.) каждому из составляющих сознание уровней соответствует свой «язык, - свои интонационные характеристики (мелодические контуры, спектры), параметры темпа речи (время чистой речи, длительность пауз, скорость артикуляции), то есть определенная система лексико-грамматических средств. Зная эти характерные признаки языковой упорядоченности соответствующего уровня, используя специфический «язык», возможно установить продуктивное речевое общение с человеком в ИСС. Применение лингвистического теста в ходе последовательной диссолюции сознания позволило объективно реконструировать этапы, пройденные в развитии русского языка за последние столетия. Выделенные в ИСС архаичные аспекты языковой структуры позволили сопоставить язык измененных состояний сознания с бранной речью, с реликтовыми сакральными языками. Собственные оригинальные исследования Д.Л. Спивак предваряет общей панорамой исследовательских программ по проблеме ИСС. «Изучение ИСС, проводимое большим количеством научных коллективов, стало в последнее время приоритетным направлением в исследовании мышления». С 1973 г. издается международный «Журнал измененных состояний сознания», библиографические перечни насчитывают тысячи трудов по этой теме, получившей особое развитие после международного симпозиума по измененным состояниям сознания (Торонто, 1978 г.) |