Главная страница

творческие сособностии лепка. Борсукову ик. Завкафедрой ппдино мв. Папина


Скачать 0.69 Mb.
НазваниеБорсукову ик. Завкафедрой ппдино мв. Папина
Дата26.01.2023
Размер0.69 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлатворческие сособностии лепка.pdf
ТипРеферат
#907224
страница1 из 5
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Психолого-педагогический факультет Кафедра психолого-педагогического, дошкольного и начального образования Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки Выпускная квалификационная работа Допустить к защите
Борсукову ИК. Завкафедрой ППДиНО
______________ МВ. Папина
«____»___________ 2016 г. Выполнила студентка
6 курса П-ZДПП101 группы
Борсукова Ирина Константиновна
Научный руководитель ст. преподаватель
Верещагтна Нина Григорьевна
(подпись) Оценка
«___» _______________2016 г. Подпись О.А. Заровняева
(Председатель ГАК) Бийск 2016

2 Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников посредством лепки 1.1. Характеристика понятия творческие способности 1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 1.3. Методы и приемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки
Вывод по первой главе Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки 2.1. Выявление уровня развития творческих способностей старших дошкольников (констатирующий эксперимент 2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки (формирующий эксперимент 2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством лепки контрольный эксперимент
Вывод по второй главе Заключение Список литературы Приложение 1……………………………………………………………58 Приложение 2…………………………………………………………….62 Приложение 3…………………………………………………………….67 Приложение 4…………………………………………………………….69

3 Введение Только человек может проявлять творческие способности. Это понятие тесно связано с понятием творчество или творческая деятельность. Творчество есть необходимое условие существования человека, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, поэтому родители должны поощрять их любознательность, сообщать детям знания, вовлекать их в различные виды деятельности, способствуя расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что творческие способности ребенка могут проявляться в лепке, рисовании, пении, танцах, он обладает развитым воображением, которое реализуется в продуктивных видах деятельности. У ребенка развита мелкая и крупная моторика, он может мастерить поделки из различных материалов [44, с. 34]. Одним из основных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является лепка. В рамках реализации ФГОС ДО лепка включена в образовательную область Художественное творчество».
Фигурки из пластилина можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. Сними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки украсят любое помещение. Все, что ребенок видит и о чем мечтает, может воплотиться в лепных образах, поэтому использование лепки как средства развития творческих способностей дошкольников актуально на сегодняшний день. Психологические основы развития творческих способностей человека рассматривают в своих работах ДБ. Богоявленская, НА. Ветлугина,

4
Л.С. Выготский,
В.В.
Давыдов,
А.В. Запорожец, АН.
Леонтьев,
Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. Они в своих работах доказали, что творческие возможности проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит в процессе специально организованного обучения. В исследованиях
Н.А. Курочкиной, И.А. Лыковой, Г.В. Пантюхиной,
Н.Б. Халезовой и др. предлагается система педагогической работы по развитию творческих способностей на занятиях лепкой. Система включает ознакомительные и практические занятия, игры, игры-драматизации и др. для каждой возрастной группы детей, подробное описание техники выполнения лепных фигурок. Цель работы выявить эффективность лепки в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Объект – творческие способности старших дошкольников. Предмет – процесс развития творческих способностей старших дошкольников посредством лепки. Гипотеза исследования – лепка является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования
1) теоретически обосновать проблему исследования
2) выявить уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет
3) разработать и экспериментально проверить эффективность серии занятий по лепке, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников. Методы исследования - теоретические (обобщение, систематизация эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных, анализ продуктов детской деятельности. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях,

5 семинарах и практических занятиях, а также воспитателями ДОУ при подготовке непосредственно образовательной деятельности. Апробация работы. Есть публикация на конференции Наука и образование статья Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки. Экспериментальная база исследования. МБДОУ детский сад Сказка с. Алтайское, старшие группы № 4 и № 5. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении обоснован выбор темы сточки зрения ее актуальности и степени научной разработанности, кратко излагается суть рассматриваемой в работе проблемы, определены цель, объект и предмет исследования, которые задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе представлены теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников. Раскрывается суть таких понятий как творчество, творческая деятельность, творческие способности. Рассматриваются психологические особенности развития творчества детей 5-
6 лета также методические приемы развития творческих способностей старших дошкольников посредством лепки. Во второй главе представлен анализ результатов экспериментального исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В заключении сделаны выводы работы по исследованию. Список литературы включает 50 источников. В приложении представлены карты обследования детей, календарно- тематическое планирование занятий лепкой, конспекты, детские работы.

6 Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников посредством лепки
1.1 Характеристика понятия творческие способности Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности называют творчеством. Такие исследователи как В.Г.
Березина, Н.В. Шайдурова сужают термин творчество, включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации [40, с. 39]. Известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому важным условием успешного развития творческих способностей будет являться тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения. На интенсивность творчества влияет ряд факторов, так, В.А. Левин выделяет опыт, время и культуру [23, с 85]. Всякое творчество основывается на опыте всё созданное многообразие, строится на формах, воспринятых из реального мира ив дальнейшем видоизменённых. Другим фактором является время. Также творчество зависит от состояния человека. Часто необходимо на некоторое время забыть, отвлечься от постоянного размышления на некоторую тему. Это возможно вовремя отдыха, сна, мечтаний. Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между творческим воображением и эмоциональным переживанием чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства.

7 И, наконец, творческий процесс зависит от культуры, в которую прогружен человек. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и отчасти опирается нате возможности, которые опять-таки существуют вне его. Культура влияет на творчество, в том числе через особенности воспитания. Не менее значимым фактором являются личностные особенности. Но отчленить роль культуры и личности в творческом процессе пока не представляется возможным. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальными постоянным спутником, детского развития [23, с. 91]. Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, А.Э.
Симановский, Н.П. Сакулина, Е.К. Брыкина и др. характеризуют его как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят
1) оригинальность выполнения детьми творческих задач
2) использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других [49, с. 14]. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущими обнаруживающимся только в самом человеке. Одной из важнейших составляющих творческой деятельности является воображение. Воображение формируется в процессе творческой

8 деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого-либо свойства предметов другой области [8, с. 113]. Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чему взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности [8, с. 114]. Детское воображение имеет образный характер, его функционирование
– это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.
С.Л. Рубинштейн говорит о том, что воображение у дошкольников имеет два компонента порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести- семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [38, с. 412]. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность

9 выполнения им творческой деятельности различного рода, проще назвать это креативностью. Также можно сказать, что это структурные компоненты креативности [13, с.
Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [36, с. 16].
Э.П. Торренс выделил критерии, позволяющие определить наличие творческих способностей у ребенка
- пластичность, то есть творческие дети предлагают множество решений в тех случаях, когда ребенок может найти лишь одно или два
- подвижность, то есть умение перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения
- оригинальность, она порождает неожиданные и непривычные решения
- легкость — быстрота выполнения задания
- гибкость — число переключений с одного класса объектов на другой класс объектов входе ответов [47, с. 73].
Л.С. Выготский выделяет несколько условий развития творческих способностей детей Первым условием является – раннее начало [8, с. 114]. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности

10 человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься
[14, с. 73]. Ноне только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, входе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, развитие творческих способностей тесно связано с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей [38, с. 412]. Современная наука пытается найти объективные объяснения природы детского художественного творчества, создать оптимальные условия для его формирования и развития. К компонентам творчества относят самостоятельность, активность, инициативность.

11 Самостоятельность – умение применять знакомые способы действия в новых условиях и переносить их с одного содержания на другое. Самостоятельность всегда связана с исполнительской стороной деятельности. Инициатива это способность ребенка дополнять основное содержание деталями, продумывать содержание своей работ, умение вносить в рисунок новое содержание из личного опыта, умение комбинировать знакомые образы в новые сочетания (воображение. Инициатива всегда связана с восприятием. Активность – заключается в получении результата те. умении довести начатое дело до конца. Для того чтобы ребенок дорисовал он должен захотеть изобразить конкретный предмет или явление, опираясь на знания о предмете, уметь это изобразить – только тогда он доведет начатое до конца. Яне буду рисовать, потому что я не умею, те. активность связана и с восприятием, и с исполнением. Таким образом, для воплощения замысла ребенку необходимо хорошо развитое восприятие и умение исполнить задуманное. Бывает так, что дети задумывая что-то изобразить, не до конца представляют себе предмет, его детали, особенности. Это незнание обнаруживается когда дети переходят к воплощению замысла. Порой же, имея отчетливое представление о предмете, детине знают как это изобразить, те. не владеют формообразующими движениями на основе обследования, незнакомы с эталонами, не знают способов действий. Задача педагога заключается в том, чтобы выяснить причину неумения ребенка, определить компонент не имеющий наполнения (восприятие или исполнительство. На основе знания вышеобозначенных компонентов выделяют показатели детского творчества, к которым относятся

12 1) Отношение ребенка к творчеству увлеченность, искренность переживания, желание изобразить что-либо, те. такой показатель, который мы обозначаем как активность.
2) Качество способов творческих действий быстрота реакции при нахождении способов действий, находчивость при решении новых задач, использование новых вариантов, комбинаций элементов, умение самостоятельно находить изобразительные материалы для передачи образа те. проявление самостоятельности.
3) Качество детской продукции какое содержание ребенок выбрал, как его воплотил, с помощью каких выразительных средств – композиция, цвет, ритм, динамика и т.д., те, какую инициативу ребенок проявил, что он задумал изобразить [28, с. 62]. Итак, можно сказать, что и творчество, и творческая деятельность, и творческие способности подразумевают, прежде всего, создание чего-то нового, необычного, в основе которого лежит воображение. Творческие способности по-другому еще называют креативностью. Исследования таких психологов как ОМ. Дьяченко, Е.И. Николаева позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, виду ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С.
Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению. Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжении его детства. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И оттого, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

13 1.2 Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Психологи считают (АН. Лук, С.Л. Рубинштейн, ГА. Урунтаева, МГ. Ярошевский)
что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Творческие способности возникают не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени они имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя их форма. С этой точки зрения, творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве. АН. Леонтьев отмечает, что в норме воображение активируется в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей [24, с. 262]. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Это не придумывание из ничего, ведь что-то новое всегда создаётся только из материала внешней действительности или внутреннего мира ребёнка в процессе деятельности. Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [24, с. 265].

14 Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Е.И. Николаева отмечает некоторые возрастные закономерности выраженности воображения [32, 106]. В возрасте четырёх – пяти лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума. Но уже в шесть – семь лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Творчество ребёнка в этом возрасте часто носит проективный характер. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. Дети шести – семи лет в своих произведениях непросто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но ив поиске самой идеи, замысла. Ребенок 5-7 лет восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, те. он расположен к развитию творчества. С возрастом способность к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, таки с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. Влет из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимы внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта. Влет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и

15 апробации разных подходов к проблеме. Препятствуют творческому мышлению конформизм, как следствие боязни показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость как желание найти результат немедленно тоже нередко разрушают творческий процесс. Самым вредным для детского творчества является цензура, особенно внутренняя - это в том числе психологическая инерция как склонность идти проторенным путем. Согласно данным одного из первых исследователей детской креативности П. Торренса, способность к творчеству проявляется неравномерно [47, с. 50]. Пики ее наблюдаются влет. Другой знаменитый исследователь детства, Ж. Пиаже, отрицал креативность как характеристику детского мышления, считая его эгоцентричным, нерефлексивным, нечувствительным к противоречиям [47, с. 51]. Полнота представлений дошкольника о качествах предметов зависит оттого, насколько активно действуют его анализаторы. Исследования показывают, что к 6—7 годам зрительные и осязательные восприятия у детей развиты в достаточной мере, для того чтобы воспринимать окружающее, и при соответствующем направлении со стороны взрослых ребенок вполне способен воспринимать все основные качества предмета форму, пропорции, цвет, составные части, а также расположение предмета в пространстве. На объем детских восприятий влияет, кроме степени развития анализаторов, и интерес к наблюдаемому объекту. Известно, что у детей 6—7 лет интерес к окружающему повышается. Это в свою очередь ведет к возможности более длительных наблюдений. Память ребенка развивается с возрастом, но, как показывают психологические эксперименты, процесс запоминания у детей дошкольного возраста в основном остается непроизвольным [43, с. 112].
Л.С. Выготский экспериментально выявил уменьшение ригидности мышления с возрастом благодаря развитию умения усваивать и формулировать новые понятия [8, с. 215].

16 Увеличение с возрастом способности к творчеству с развитием понимания причинности связано со способностями выявлять связи и отношения между предметами и их свойствами, отражать объективные закономерности, об этом говорил в своих работах НЮ. Венгер [6, с. 32]. Так, гибкость мышления дошкольника связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Зависит эта особенность мышления как от умения ребенка выделять в освоенных им средствах мышления новые свойства и отношения, таки от смелости применять ранее освоенные средства мышления в новых условиях. Умение анализировать образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики чрезвычайно важны для развития гибкости детского мышления [6, с. 33]. Исследования ТО. Ендовицкой показывают, что по мере продвижения дошкольника от средней к подготовительной группе детского сада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применяемых водной ситуации и неэффективных в другой [14, с. 73]. Итак, согласно мнению большинства ученых именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей.
Развитие творческих способностей детей старших дошкольников должно основываться на понимании их психологических особенностей. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения, так как воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из сущностных ее характеристик.

17 1.3. Методы и приемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. По словам Т.С. Комаровой, В семье изобразительных искусств лепка играет туже роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей, все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки [21, с. 18]. Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Успех воспитания и обучения во многом зависит оттого, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей.
Т.С. Комарова, АИ. Савенкова, Т.Г. Казакова выделяют методы развития творческих способностей дошкольников
- наглядные
- словесные
- практические. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются И.Я. Лернер, МН. Скаткин. Она включает следующие методы обучения
- информативно-рецептивный;
- репродуктивный
- исследовательский

18
- эвристический
- метод проблемного изложения материала. В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы
- рассматривание
- наблюдение
- экскурсия
- образец воспитателя
- показ воспитателя. Словесный метод включает в себя
- беседу
- рассказ, искусствоведческий рассказ
- использование образцов педагога
- художественное слово. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя
- прием повтора
- работа на черновиках
- выполнение формообразующих движений рукой. Эвристический метод направленна проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, те. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направленна развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения, по мнению дидактов, не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников он применим только лишь для старших школьников [19, с 6]. Лепка способствует
- координации движений обеих руки развитию мелкой моторики

19
- разнообразию сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса
- возможности создания объемных поделок
- умению планировать работу и доводить ее до конца
- развитию богатого воображения. В старшей группе исследователи Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова рекомендуют применять такие методы и приемы, как
- лепка с натуры (требует предварительного знакомства с предметами
- частичный показ воспитателя (большинство приемов лепки детям уже знакомо, а те, которые еще не встречались показывает воспитатель
- лепка по представлению (для этого с детьми необходимо проводить наблюдения, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации
- сюжетная лепка (включает знакомые для детей предметы, вовремя беседы вначале занятий уточняется композиционное решение) [30, с. 187]. В лепке, как ив любой творческой деятельности, ярко выражена направленность наконечный результат. В лепки основное внимание уделяется работе пальцами. Для развития мелких мышц кисти руки и движению пальцев предлагают лепить для кукол посуду (горшки, миски, чашки с блюдцами. Эти занятия развивают не только изобразительные навыки, но и упражняют в таких технических приемах как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, выполнение мелких деталей и проработка фактуры сглаживание, надрезка стекой, выравнивание. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности [17, с. 71]. Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не

20 только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать стем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему пищи для творчества в разнообразных видах художественной деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса клепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом. Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. Основными наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет желтовато- коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух время от времени глину обрызгивают водой. Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду – это нестрашно, после высыхания она легко стряхивается [10, с. 64]. Пластилина – это красочный, яркий пластичный материал для лепки. Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует

21 ненадолго положить в теплое место. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий, для детей постарше
– пластилин любой другой серии. Примы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться сними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.
Н.Б. Халезова выделяет следующие способы лепки для изображения объемной формы
- Конструктивный способ лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.
- Пластический или скульптурный лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
- Комбинированный способ это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, те. скульптурный + конструктивный. Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу

22 картонную, деревянную или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскизна бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать. Также используют барельеф – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы) [45, с. 108]. Исследователи (И.Ю. Глебова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова,
А.А. Мелик-Пашаев, МН. Новацкая) выделяют следующие приемы лепки отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывание.
В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова выделяю следующие виды лепки
- предметная лепка
- сюжетная
- декоративная. В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки. Так, на одном занятии дети могут вылепить 2-3 предмета различной формы, величины и цвета, и далее, путем сравнения научаться выделять и передавать наиболее яркие, характерные признаки предметов. Как отмечает А.А. Мелик-Пашаев, сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями.

23 Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только оттого, как дети умеют изображать форму, но и оттого, как они связывают фигуры между собой изображением действия
[29, с. 94].
Н.П. Сакулина определяет основные задачи при обучении сюжетной лепке
- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов
- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное
- использовать различные приёмы лепки [30, с. 175]. Одним из видов лепки является декоративная лепка – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши.
С.К. Петров отмечает, что выразительность детской лепки зависит не только оттого, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и оттого, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы [35, с. 68]. Для успешного овладения навыками декоративной лепки в детском саду используют предметы декоративно-прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности. Использование художественных иллюстраций для формирования образа перед занятием лепкой может быть полезным только в том случае, если дети предварительно познакомились с формой объемного предмета,

24 иначе работы у детей получатся хотя и динамичные, нос плохим изображением формы. По картинке ребенок хорошо вспоминает общие очертания формы, строение предмета, его действия, но особенности объемной формы ему воспринять трудно [45, с. 84]. Лепке с картинки, считает ДН. Колдина, можно посвятить специальные занятия, которые также помогают развивать детское творчество. На основе знаний формы ребенку предлагают лепить, пользуясь плоскостным, односторонним изображением. За ребенком остается инициатива использования приемов изображения, так как графические средства картинки не подсказывают скульптурных. Дети должны самостоятельно, глядя на картинку, вспомнить объем, вид предмета со всех сторон, осмыслить, какие изобразительные и технические приемы можно использовать [19, с. 7]. Основным содержанием лепки в старшей группе является изображение человека, птиц, животных, передача их формы в объёмном пластическом материале помогает детям лучше узнать эту форму, освоить её путём осязания, а не только зрения. Это в свою очередь содействует лучшему изображению фигуры человека, животных ив рисунке. Декоративная лепка учит детей работать творчески предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, ив процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука, вылепленных из глины расписываются растительным или геометрическим орнаментом. В декоративной лепке используются инструменты. Некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. в качестве таких печаток могут быть винты, колпачки от фламастеров, детали от конструктора «Лего» и т.д. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными [42, с. 177]. В старшей группе повторяется лепка тех зверей и птиц, которых дети

25 лепили в средней группе (зайца, медведя, собаки, цыплёнка), нов старшей группе к их изображению предъявляются более высокие требования. Наряду с этим дети лепят и других животных — лису, белку, медведя и некоторых птиц, например гуся, утку, петуха. Как ив средней группе, дети лепят посуду, но форма её теперь разнообразнее и выполнение точнее, аккуратнее. Овощи, фрукты, грибы дети лепят с натуры, и опять-таки к ним предъявляются более высокие требования в отношении точности передачи характерных особенностей формы. Дети лепят не только отдельные предметы, но и небольшие сценки, включающие две-три фигуры, объединённые одним действием, например Зайка и петушок Девочка с корзинкой нашла гриб за пеньком Мальчик везёт братца на санках Красная Шапочка встретила волка и др. В лепке, как ив рисовании, дети старшей группы переходят от передачи основной, общей формы к изображению характерного строения и признаков данной породы животных, птиц, овощей и пр. Внимание детей направляется на пропорции предмета, на относительную величину частей, на более правильную передачу строения предмета и постановку фигуры. Установка фигуры животного или человека на ногах требует соблюдения определённых пропорций головане должна перевешивать, ноги должны выдерживать тяжесть туловища и не подгибаться. Следует учить детей не только лепить фигуру, но и прочно ставить е, находить центр тяжести если нужно, немного раздвигать у фигуры ноги. Фигура, изображающая взрослого, устойчива также при условии уплотнения ног (охотник в зимней одежде. В других случаях используется дополнительная опора. Так, лыжник опирается на палки, благодаря этому фигура получает устойчивость. Большее, чем раньше, внимание обращается в старшей группе на прочность скрепления частей фигуры, отчего тоже зависите устойчивость. ' В основном ив старшей группе дети лепят фигуры из частей, скрепляя

26 их. Такой приём помогает детям соразмерять одну часть с другой, прилаживать их друг к другу. Особенно важное значение имеет это для правильной посадки головы, благодаря которой достигается характерное строение каждого зверя и птицы. Наряду с этим оказывается возможным научить детей другому приёму лепки — вытягиванию некоторых частей из целого куска глины [15, с. 31]. В старшей группе перед детьми ставится задача изображения несложного сюжета в лепке. В младшей группе дети играли с вылепленными фигурками, двигая их по столу и рассказывая об их действиях. В средней группе, кроме таких игр, наблюдается объединение в одну сцену нескольких фигур, вылепленных разными детьми. Теперь перед ребёнком ставится задача вылепить две-три фигуры и соединить их так, чтобы были понятны их связь, их действия. При этом следует принимать во внимание относительную сложность лепки той или иной фигуры. Одна из фигур должна быть основной, другие — проще для лепки, меньше размером. Например, когда дети лепят трёх медведей из сказки Л. Толстого, они относительно медленно лепят первого медведя Михаила Ивановича и гораздо быстрее второго и третьего, так как повторяют те же действия, только делают фигуры меньшего размера. Лепка сценки вызывает необходимость сопоставить одну фигуру с другой, передать действие, движение медведи идут по лесу девочка нагнулась, ищет грибок. В лепке дети быстрее, чем в рисовании, добиваются передачи движения, так как фигура из пластилина легко сгибается. В некоторых случаях сопоставление фигур позволяет прочнее установить их фигуры охотника и собаки могут поддерживать друг друга, равно как и фигуры танцующих детей, которые держатся за руки. В основе многих предметов, которые дети лепят в старшей группе, лежат формы шара, цилиндра, яйца. Эти формы дети научаются лепить точно, аккуратно. Они обладают уже достаточной мышечной силой для того, чтобы скатать ровный шар, сплющить его, вдавить ямку. С другой стороны,

27 движения детей становятся точнее. Дети учатся более детально обрабатывать фигуру - лепить на лице нос, рот, некоторую отделку на одежде, перья у птицы. Эти детали дети лепят концами пальцев или нажимая ногтем. Иногда для этого можно давать палочки, у которых один конец заострён, а другой сделан в виде закруглённой лопаточки [27, с. 51]. Таким образом, в старшей группе дети приобретают следующие умения в лепке передавать общую форму предмета и его частей, основные пропорции предмета несложное движение человеческой фигуры передавать несложное содержание события путём размещения двух-трёх фигур и предметов водной сцене пользоваться при лепке приёмами вдавливания формы пальцами выравнивания формы оттягивания частей из целого куска скрепления частей путём примазывания их друг к другу прочно устанавливать фигуру на ногах или на подставке пользоваться концами пальцев и палочкой для отделки мелких деталей. Все приёмы лепки, которые дети усваивают, воспитатель должен показать и объяснить. Это относится, во-первых, к техническим приёмам скрепления, сглаживания, оттягивания такие приёмы детине смогут понять, если их только объяснять, ноне показать. Во-вторых, следует показывать и новые приёмы изображения. Так, давая детям задание вылепить фигуру лыжника, воспитатель лепите сначала сам на глазах у детей, обращая внимание на величину головы, туловища, ног, на приём лепки ступней, кистей рук в варежках и пр. Затем показывает, как надо установить фигуру на лыжах, как дать ей опору на палки, которые прикрепляются к рукам (палочки даются деревянные. На последующих занятиях дети лепят человеческие фигуры самостоятельно, пользуясь ранее показанными приёмами [26, с. 118].

28 Выводы по первой главе Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у дошкольника формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. От нерешительных действий с глиной впервой младшей группе дети переходят к вполне осознанному изображению формы, пропорций, динамики. От образа, который создается ребенком под влиянием взрослых и совместно сними и определяется малышом только на основании ассоциации со знакомыми предметами, ребенок в подготовительной группе может подойти к созданию образа на основе предварительного замысла, с обдумыванием сюжета лепки и некоторых выразительных средств при передаче образа. Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние на появление замысла оказывают наблюдения, чтение художественной литературы с целевой установкой (Вылепи по сказке. Подобные установки активизируют мысль детей в процессе чтения или наблюдений, а также заставляют их после чтения еще и еще раз рассматривать иллюстрации. Подводя итоги, можно сказать, что для развития детского творчества на занятиях по лепке в разных возрастных группах пользуются разнообразными приемами обучения ив первую очередь теми, которые стимулируют проявление самостоятельности, активности, инициативы детей, которые развивают детскую фантазию и представления.

29 Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ Детский сад Сказка с. Алтайское с сентября 2015 по май 2016 года, в исследовании участвовали 32 ребенка 5-6 лет (приложение 1). Экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки проходила в несколько этапов
1) на констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей контрольной и экспериментальной групп
2) на формирующем этапе были разработаны и реализованы занятия лепкой, направленные на развитие творческих способностей дошкольников старшей группы, которые проводилась в течение 4 месяцев
3) на контрольном этапе была проведена повторная диагностика детей, определяющая уровень развития творческих способностей и сделаны соответствующие выводы. Цель экспериментального исследования создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки. Задачи экспериментального исследования
1) выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2) разработать и реализовать систему занятий по лепки, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
3) провести повторную диагностику уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и выявить эффективность экспериментальной работы.

30 2.1. Выявление уровня развития творческих способностей старших дошкольников (констатирующий эксперимент) Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет. Задачи констатирующего эксперимента
- выбрать методики для диагностики уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет
- провести диагностику уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет
- сделать выводы об уровне развития творческих способностей детей 5-6 лет. Для определения уровня развития творческих способностей в исследовании была использована адаптированная методика
Н.В. Шайдуровой [47], которая разработала критерии и показатели уровня развития творческих способностей дошкольников. Критерии оценки и показатели уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице
1. Таблица 1. Критерии оценки и показатели уровня развития творческих способностей дошкольников Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития Показатели Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство близкие предметы – ниже на бумаге, Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

31 дальние - выше, передние - крупнее равных по размерам, но удалённых) Разработанность содержания изображения Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)
Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла Эмоциональность созданного образа, предмета, явления Яркая эмоциональная выразительность. Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности Изображение лишено эмоциональной выразительности Самостоятельность и оригинальность замысла Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями Замысел стереотипный.
Ребёнок изображает отдельные, несвязанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом Сюжет соответствует предварительному рассказу он м Неполное соответствие изображения предварительному рассказу он м Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом он м Уровень развития воображения Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. Частичное экспериментирование. Видит образно дорисовывает только до схематического образа Рисунки типичные одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения круг – колесо) Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков высокий, средний, низкий. Высокий уровень (2 задания из трех оценены в 3 балла в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество высокое качество выполненной работы. Средний уровень (2 задания из трех оценены в 2 балла) характеризуется ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий удовлетворительное качество выполненной работы. Низкий уровень (2 задания из трех оценены в 1 балл ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий низкое качество выполненной работы.

33 Для определения уровня развития творческих способностей детям были предложены следующие задания
1. Нарисуй какой хочешь рисунок.
2. Дорисуй геометрическую фигуру.
3. Весёлые картинки. Первое задание Нарисуй какой хочешь рисунок [22]. Цель задания проверить умение детей задумывать и выполнять задуманный рисунок. Методика проведения. Предложить детям подумать, чтобы они хотели нарисовать, каким цветом. Материалы бумага белого цвета, гуашь, палитра, карандаши цветные. Второе задание проводилось по методике Е. Торренса Неполные фигуры. Цель данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких- либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников. Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, таки за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, те. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков сточки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам

34 замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Материал и оборудование карандаши, фломастеры, восковые мелки на выбор детей. Третье задание «Весёлые картинки (рисование при помощи открыток. Цель проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения. Предварительная работа рассматривание открыток. Методика проведения. А давайте рассмотрим фрагменты открыток на вашем столе дети рассматривают фрагменты открыток. Воспитатель Петя, какая у тебя картинка Ребенок Собака. Воспитатель Значит, ты будешь художником, который изображает животных. Ау тебя, Варя, какая картинка Ребенок Девочка. Воспитатель Значит, кого ты будешь изображать Ребенок Людей. Воспитатель Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. У меня есть картинка цветы. Я приклеиваю их на чистый лист и начинаю думать, как бы их обрисовать. Я рисую вазу, в которой будут стоять мои цветы, рисую стол. Мои цветы стоят в вазе на столе. А теперь вы хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет. дети приступают к работе, воспитатель помогает нарисовать сложные части рисунка. Материалы листы бумаги наклеенные фрагменты открыток цветные карандаши, мелки, фломастеры. Карты обследования поданным методикам представлены в приложении 1.

35 Необходимо отметить, что при обследовании по заданию № 1 особое внимание обращалось, на то, способен ли ребенок реализовывать самостоятельно свои замыслы. В создании, несложных законченных рисунках, были получены следующие результаты 19% детей из экспериментальной группы изобразили отдельный объектно с разнообразными деталями, Ира нарисовала домик вокруг, которого стоит забор, Маша нарисовала двух снеговиков, Ева нарисовала радугу, солнышко и цветы. 69% детей изобразили объект отдельного вида (дерево, солнышко, цветок, человека, мячик, робота ), но изображение контурное, схематичное, лишено деталей. Вова нарисовал дерево , Дима изобразил солнышко. Игорь и Саване справились с заданием, они отказались от предложенного задания. Дети контрольной группы лучше справились с заданием Катя и Петя реализовали свои замыслы, создали несложные, но законченные рисунки, Петя изобразил дерево , на котором сидит птичка. Катя нарисовала девочку, которая гуляет с собачкой детей также изобразили отдельный объектно с разнообразными деталями ежик несет грибы, птицы улетают, самолеты и танки в бою. 56% детей не проявили активности и самостоятельности в реализации своих планов. Изображение контурное, схематичное, лишено деталей. Для решения задания и достижение цели потребовалась помощь воспитателя. Ваня отказался принимать участие в создании рисунка. При проведении обследования по заданию № 2 50% детей затруднялась превращать кружки в новые образы. Самостоятельная активность почти не проявлялась. В экспериментальной группе 37% детей создавали новые образы на основе словесного описания, семь детей создавали образы на основе словесного описания, но при помощи взрослого. Дети контрольной группы при выполнении задания поданной методике получили следующие результаты Паша и Кира все операции выполнили самостоятельно и правильно , не нуждаясь, в помощи взрослых детей, создавали образы на основе графического изображения, но при

36 помощи взрослых, рисунки у детей не оригинальны во сно вно м повторяющиеся образы исследуемых детей не рисовали ничего нового не проявляли элементов творческой фантазии, 31% детей из экспериментальной группы и
18% детей из контрольной группы за отведенное время таки не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии. Наиболее стандартные шаблонные рисунки, встречающиеся практически у каждого ребёнка: цветок (15%), мяч (30%), снеговик (13%), лицо (7%), голова (7%), колесо (7%), солнце (25%); флажок (18%), указатель (7%), бантик (7%), колпак (7%), крыша (7%); домик (15%), окно 97%), шкаф (7%), картина (7%), туловище (7%), телевизор (7%), плита (7%); месяц (45%), качели (7%), долька (10%). И большинство детей (63%) дорисовывало полуокружность до круга, затем используя шаблонные рисунки для этой фигуры. Многие шаблонные рисунки схематичны, не имеют прорисованных деталей (яблоко, луна, елка и т. д. Следует привести примеры оригинальных рисунков, их оригинальность выражается в том, что ребёнок изображает не только предметы, находящиеся вокруг него, но и то, чего нет здесь и сейчас динозавр, ракета, подводная лодка) (3%) и даже такие, которых вообще не может быть («Вертушка-резалка с рычагами, которая может быть доброй, робот, «зомби-монстр») (3%). Также оригинальность выражена в детально прорисованных работах, имеющих сюжет (смешарик Нюша купается. Бой космических кораблей. Папа тонет, а я его спасаю) (5%). Присутствует объединённый из двух фигур рисунок (Трансформеры дерутся, что можно рассматривать в качестве показателя более высокого уровня развития творческого мышления, воображения, фантазии. При выполнении обследования по заданию
№3 дети в экспериментальной группе испытывали трудности при воссоздании образов детей справились с заданием только при помощи воспитателя. Самостоятельная активность не проявилась, требовалось показ наглядного материала. Зайцу дети дорисовывали морковку, медведю – Машу, елке – игрушки, вазе – цветы. Дети контрольной группы с заданием справились, лучше, Петя нарисовал Бабу Ягу – образ соответствовало ригиналу, было нарисовано много соответствующих деталей, все операции мальчик выполнил правильно . На протяжении выполнения всего задания требовалась помощь взрослого, активность и самостоятельность в создании несложных образов не проявляли детей из экспериментальной группы и 7% из контрольной с заданием не справились, они не создали новых образов. Результаты обследования детей представлены в приложение 2. Общие результаты констатирующего этапа представлены в приложении 3 и на рисунке 1. Рисунок 1. Гистограмма уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента Из рисунка 1 видно, что данные детей экспериментальной и контрольной групп в целом отличаются незначительно. Так низкий уровень в экспериментальной группе 44%, в контрольной 32%. Эти дети неверно располагают части предмета, отсутствует ориентировка изображения, само изображение не детализировано, отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла. Замысел стереотипный, изображение лишено эмоциональной выразительности. Ребенок изображает отдельные несвязанные между собой предметы, выполняет только то, что говорит взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. Средний уровень в экспериментальной группе 56% в контрольной также. Эти дети детализируют изображение только по просьбе взрослого, допускают ошибки в изображении пространства, просматриваются отдельные элементы эмоциональной выразительности, хотя замысел также не отличается оригинальностью и самостоятельностью. По просьбе педагога дополняет образ деталями. Высокий уровень в контрольной группе 12%, а в экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем развития творческих способностей. Это дети, которые верно располагают части предметов, правильно передают пространство в рисунке, стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, самостоятельно дополняют образ деталями, проявляют инициативу в изображении, отличаются оригинальностью замысла. Таким образом, данные констатирующего эксперимента говорят о том, что в целому детей, контрольной группы уровень развития творческих способностей на 12% выше чему детей экспериментальной группы, поэтому с детьми экспериментальной группы было решено провести работу по развитию творческих способностей посредством лепки.

39 2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки формирующий эксперимент) Цель формирующего этапа создание условий для развития творческих способностей дошкольников 5-6 лет посредством лепки. Задачи
1) отобрать содержание занятий лепкой, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников
2) разработать комплекс занятий для развития творческих способностей дошкольников 5-6 лет
3) отобрать методы и примы
4) реализовать комплекс занятий посредством лепки. Для реализации поставленных задач используются следующие методы описанные Т.Н. Дроновой, В.Б. Косминской, Н.П. Сакулиной. Методы и приемы Таблица 2 Методы Приемы Наглядные Наблюдение
(Е.А.Флерина,
Н.П.Сакулина,
Л.А.Раева) цель наблюдения связана с последующим изображением сообщается после эмоционального восприятия красоты. Входе наблюдения
– поиск ассоциаций, образов, сравнение со знакомыми образами, выявление характера изображаемого и определение своего отношения к нему. Предметы рассматриваются вблизи и издали, сравниваются по величине, устанавливается их взаиморасположение в пространстве ближе к нам, дальше, справа, слева …). Показ способов действий, последовательности их выполнения показ образца Показ полный и частичный, общий и индивидуальный (в форме совместного действия, показ педагога и показ способа изображения ребенком. Используется при ознакомлении с техникой работы и новыми способами изображения.
1) порядок обследования совпадает с последовательностью изображения
2) обследующие жесты по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями

40 Устное рисование материал, инструмент, техника, композиция. Обследование (А.В.Запорожец, Л.А.
Венгер, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова,
Н.А.Алексеева, Н.Н. Поддьяков) Целенаправленное аналитико- синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем или целенаправленное изучение внешних свойств изображаемого предмета. Показ (рассматривание) картин косвенный метод обучения, применяемый, в основном, в системе предварительного формирования представлений и замыслов после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений для демонстрации некоторых доступных детям способов изображения.
3) вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа – дом, транспорт вычленение и объяснение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства, обобщение) Словесные методы Рассказ воспитателя Беседа Организованный педагогом разговор, сопровождаемый вопросами, пояснениями, уточнениями и способствующий формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Стимулирует детскую активность. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач, возрастных особенностей дошкольников. Сюжетное рисование Пояснение Словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать вовремя занятий, что они должны получить в результате и зачем это нужно. Часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы. Совет Используется в крайне редких случаях, когда ребенок действительно затрудняется, а немедленно думает. Напоминание Используется перед началом работы. Помогает вспомнить последовательность

41 Помогает детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, те, продумать изобразительные средства. Уточняются технические приемы и последовательность выполнения работы Рисование на темы окружающей действительности Способствует оживлению жизненной ситуации, воспроизведению содержания событий, обстановки. Уточняются выразительные средства (композиция, детали, способы передачи движения, др, приемы и последовательность изображения Рисование на свободную тему Способствует оживлению детских впечатлений, формированию замысла, уточнению некоторых технических приемов. Предметное рисование В процессе обследования вызывает активное осмысленное восприятие предмета детьми, помогает уяснить особенности формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорций и др. выполнения работы, спланировать и организовать свою деятельность. Поощрение Вселяет уверенность, вызывает желание выполнить работу хорошо, создает ситуацию успеха, побуждает к деятельности, поддерживает активность. Художественное слово Вызывает интерес к теме, содержанию изображения, создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Практические методы Игровые методы
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта