Главная страница
Навигация по странице:

  • Планируемые результаты: Предметные

  • Метапредметные: Познавательные

  • Оборудование

  • Организационный момент. Проверка домашнего задания. Беседа.

  • Работа по теме урока. Работа с текстом. Анализ эпизода « Пожар в Кистенёвке» Выразительное чтение.

  • Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским

  • Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Сравнительная работа.

  • Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

  • Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

  • Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Задавание домашнего задания.

  • Бунт крестьян в романе Пушкина Дубровский


    Скачать 23.76 Kb.
    НазваниеБунт крестьян в романе Пушкина Дубровский
    Дата04.09.2022
    Размер23.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла48122-a-s-pushkin-dubrovskij-bunt-krestyan (1).docx
    ТипУрок
    #661808

    Тема урока: «Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»».

    Цели: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.

    Задачи урока: способствовать формированию представления об А.С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», мастере художественного слова; создать условия для ознакомления с проблематикой произведения, с множеством сюжетных линий романа.

    Планируемые результаты:

    Предметные: Ученик научится владеть: изученной терми­нологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстри­рования.

    Метапредметные:

    Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

    Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

    Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

    Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

    Оборудование: портрет А.С. Пушкина; презентация к уроку, карточки для работы каждой группы.

    Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
    Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Беседа.

    Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома.

    Работа по теме урока.

    Работа с текстом.

    Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

    Выразительное чтение.

    (озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…»)

    – Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

    (Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)

    – Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

    (Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).

    Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским

    Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.

    Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

    Сравнительная работа.

    – Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

    – Актеры исполнили свои роли замечательно.

    – Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

    Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

    – Сюжет фильма снят строго по тексту

    Замечание учителя:

    Антитеза во втором абзаце главы: «мир семейного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой герой видит поруганную честь отца и хамство подьячих.

    Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

    – Что затевал кузнец Архип?

    (Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

    – Хотел ли Дубровский смерти приказных?

    (Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)

    – Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

    (Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).

    Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

    Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

    (Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)

    – Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

    «– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит.
    – Как не так, – отвечал кузнец».

    – Где мы уже слышали эти слова?

    Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

    Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

    В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:

    Здесь барство дикое, без чувства, без закона
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца…
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

    Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».

    – С каким героем хотел бы встретиться?

    – Какие вопросы по тексту остались?

    – Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

    Задавание домашнего задания.

    Прочитать главы 3-6.
    Ответить на вопросы к этим главам.

    Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести «Дубровский», — время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо. 

    Особенно тяжело было крепостным у таких помещи­ков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избало­ванного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных, кото­рые должны были заниматься рукоделием, насильно выда­вал их замуж по своему усмотрению. В то же время соба­кам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился «строго и свое­нравно», те боялись барина, однако надеялись на его по­кровительство в отношениях с соседями. 

    Совсем другие взаимоотношения сложились с крепост­ными у соседа Троекурова — Андрея Гавриловича Дубров­ского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали при­езда сына Андрея Гавриловича — молодого Владимира Дубровского. 

    Случилось так, что ссора между бывшими друзьями — Дубровским и Троекуровым — привела к передаче иму­щества первого (вместе с домом и крепостными) Троекуро­ву. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело пере­живший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает. 

    Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозя­евам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защи­щать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старо­го барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя засту­пился за приказных, которые приехали разъяснить поло­жение дел после передачи имущества. Крестьяне уже со­брались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: «Ребята! долой их!», когда моло­дой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему. 

    Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправед­ливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяс­нил, что он «пришел... было проведать, все ли дома», но после честно признался в своем глубинном желании: «всех бы разом, так и концы в воду».Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен помес­тья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уве­рен и в том, что «не приказные виноваты». 

    Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достал­ся чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор. 

    Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить прове­рить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожи­данной забаве: «Бога вы не боитесь: божья тварь поги­бает, а вы сдуру радуетесь». 

    Кузнец Архип — сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации. 

    Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Гри­горий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода. 

    В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он «сла­вился умом, отважностью и каким-то великодушием». Про­винившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестоко­стью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд «народных мстителей». 

    Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубров­ским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримири­мую борьбу со своими угнетателями


    написать администратору сайта