|
Черчес Елена Николаевна Учитель начальных классов "Занимательная математика" пояснительная записка рабочая программа курса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС - 34 часа
№
| Тема
| Кол--во часов
| 1
| Интеллектуальная разминка
| 1
| 2
| Числа-великаны
| 1
| 3
| Мир занимательных задач
| 1
| 4
| Кто что увидит?
| 1
| 5
| Римские цифры
| 1
| 6
| Числовые головоломки
| 1
| 7
| Секреты задач
| 1
| 8
| В царстве смекалки
| 1
| 9
| Математический марафон
| 1
| 10-11
| «Спичечный» конструктор
| 2
| 12
| Выбери маршрут
| 1
| 13
| Интеллектуальная разминка
| 1
| 14
| Математические фокусы
| 1
| 15-17
| Занимательное моделирование
| 3
| 18
| Математическая копилка
| 1
| 19
| Какие слова спрятаны в таблице?
| 1
| 20
| «Математика — наш друг!»
| 1
| 21
| Решай, отгадывай, считай
| 1
| 22-23
| В царстве смекалки
| 2
| 24
| Числовые головоломки
| 1
| 25-26
| Мир занимательных задач
| 2
| 27
| Математические фокусы
| 1
| 28-29
| Интеллектуальная разминка
| 2
| 30
| Блиц-турнир по решению задач
| 1
| 31
| Математическая копилка
| 1
| 32
| Геометрические фигуры вокруг нас
| 1
| 33
| Математический лабиринт
| 1
| 34
| Математический праздник
| 1
| Итого: 34 ч
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС
№
| Дата
| Тема
| Содержание занятий
| 1
|
| Интеллектуальная разминка
| Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
| 2
|
| Числа-великаны
| Как велик миллион? Что такое гугол?
| 3
|
| Мир занимательных задач
| Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
| 4
|
| Кто что увидит?
| Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
| 5
|
| Римские цифры
| Занимательные задания с римскими цифрами.
| 6
|
| Числовые головоломки
| Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
| 7
|
| Секреты задач
| Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
| 8
|
| В царстве смекалки
| Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)
| 9
|
| Математический марафон
| Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
| 10-11
|
| «Спичечный» конструктор
| Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
|
| 12
|
| Выбери маршрут
| Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
| 13
|
| Интеллектуальная разминка
| Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
| 14
|
| Математические фокусы
| «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
| 15-17
|
| Занимательное моделирование
| Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
|
|
| 18
|
| Математическая копилка
| Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
| 19
|
| Какие слова спрятаны в таблице?
| Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.
| 20
|
| «Математика — наш друг!»
| Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
| 21
|
| Решай, отгадывай, считай
| Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
| 22-23
|
| В царстве смекалки
| Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
|
| 24
|
| Числовые головоломки
| Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
| 25-26
|
| Мир занимательных задач
| Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
|
| 27
|
| Математические фокусы
| Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
| 28-29
|
| Интеллектуальная разминка
| Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
| 30
|
| Блиц-турнир по решению задач
| Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
| 31
|
| Математическая копилка
| Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач
| 32
|
| Геометрические фигуры вокруг нас
| Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
| 33
|
| Математический лабиринт
| Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
| 34
|
| Математический праздник
| Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
| Итого: 34 ч
|
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
| - проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.
| - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами
|
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел
| Общие результаты
| Числа. Арифметические действия. Величины:
| — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
| Мир занимательных задач:
| — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
| Геометрическая мозаика
| —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
|
|
|
|