П_К_Лекц_ї. Что такое интерфейс
Скачать 1.02 Mb.
|
Избегайте комбинаций <А1t>+<клавиша>, поскольку они могут конфликтовать со стандартным клавиатурным доступом к меню и элементам управления интерфейса. Комбинации Учитывайте назначения клавиш-акселераторов, использованные разработчиками системного программного обеспечения. Например, в ОС MS Windows комбинация Предоставляйте пользователю право изменять назначения клавиш-акселераторов в вашем приложении, когда это возможно. Используйте клавишу Сделайте ваше приложение нечувствительным к случайным (ошибочным) комбинациям клавиш. Некоторые клавиатуры содержат три новых клавиши: клавишу <Application> (Приложение) и две клавиши <Windows> (Окна). Основное назначение клавиши <Application>— вызов всплывающего меню для текущего выбора (т.е. она аналогична комбинации 3.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ПРИЛОЖЕНИЕМ Основные операции взаимодействия пользователя с приложениями, такие как навигация, выбор, просмотр, редактирование, создание новых объектов базируются на парадигме объектной обработки, в которой пользователь идентифицирует объект и действие, относящееся к этому объекту. Последовательно реализуя эту технику, вы даете возможность пользователю переносить их навыки и знания на новые задания. Большинство создаваемых приложений поддерживают основные операции взаимодействия для мыши, клавиатуры и пера. Дополняя или расширяя основной набор операций, учитывайте возможность их реализации с помощью указанных устройств ввода. Техника использования должна быть реализована таким образом, чтобы оптимизировать применение конкретного устройства с учетом его особенностей. Кроме того, старайтесь облегчить пользователю переход между устройствами, с тем, чтобы он мог менять устройства в зависимости от выполняемых действий. НАВИГАЦИЯ Перемещая мышь, пользователь может переместить указатель в любую позицию на экране. Навигация с помощью пера подобна навигации посредством мыши, за исключением того, что пользователь перемещает перо, не касаясь входной поверхности. Клавиатурная навигация требует от пользователя нажатия специальных клавиш и их комбинаций. Положение позиции (фокуса) ввода определяется контекстом (текущей ситуацией); в частности, при работе с текстом оно идентифицируется положением текстового курсора. Основные клавиши навигации Клавиши навигации — это четыре клавиши управления курсором (которые мы в дальнейшем для краткости будем называть <Вправо>, <Влево>, <Вверх>, <Вниз>), а также клавиши Табл. 3.3 содержит перечень основных клавиш навигации и их функции. Вы можете определить дополнительные клавиши для навигации. Таблица 3.3 Основные клавиши навигации
В отличие от навигации с помощью мыши и пера, клавиатурная навигация обычно влияет на текущий выбор. В связи с этим вы можете дополнительно определить использование клавиши ВЫБОР Выбор является основным средством, с помощью которого пользователь идентифицирует интересующие его объекты. Следовательно, реализация модели взаимодействия, основанной на использовании выбора — один из наиболее важных аспектов проектирования интерфейса. Выбор, как правило, предполагает прямое указание пользователем идентифицируемого объекта. Этот механизм известен как явный выбор. Еслиобъект выбран, пользователь может определить действие для него. Возможны также ситуации, когда идентификация (выбор) объекта производится «косвенно», на основе некоторого логического правила или исходя из текущего контекста. Косвенный выбор работает наиболее эффективно в тех случаях, когда между объектом и действием существует простая и видимая ассоциация. Например, когда пользователь «протаскивает» полосу прокрутки, он одновременно определяет и выбор объекта «полоса прокрутки», и связанное с ним действие «перемещение». Косвенный выбор может быть реализован и посредством имеющейся связи между объектами. Например, выбирая символ в текстовом документе, вы тем самым подразумеваете выбор параграфа, в котором содержится данный символ. Операция выбора может относиться как к единственному объекту, так и к множеству объектов. Соответственно различают единичный и множественный выбор. Множественный выбор может быть непрерывным (известен также как выбор области), когда операция выбора выполняется для группы расположенных рядом объектов, либо раздельным, когда выбор содержит группу объектов, которые пространственно или логически разнесены. Множественный выбор может также быть классифицирован как однородный (гомогенный) или разнородный (гетерогенный), в зависимости от типа или свойств выбранных объектов. Однородность или разнородность выбора влияет на доступность операций, выполняемых над всеми выбранными объектами. Всегда обеспечивайте визуальную обратную связь для отображения результатов явного выбора, с тем чтобы пользователь мог контролировать свои действия. Форма отображения выбора зависит от объекта и текущего контекста. При наличии косвенного выбора обеспечивать визуальную обратную связь значительно сложнее; однако вы можете отобразить эффект косвенного выбора другими способами. Например, когда пользователь протаскивает полосу прокрутки, целесообразно отобразить перемещение указателя. Аналогично, если указание слова в параграфе подразумевает выбор параграфа, вы не должны использовать средства выделения для всего параграфа, достаточно учитывать свойства параграфа, когда пользователь выполняет над ним те или иные действия. Область выбора — это совокупность объектов одного окна, для которых сделан выбор; при этом область выбора не обязательно будет совпадать с областью видимости этих объектов. Например, вы можете выбрать два файла в одном и том же окне, удаленных друг от друга настолько, что в пределах видимости находится только один из них. Одновременно может существовать несколько областей выбора. При этом в каждом окне может быть определена только одна область выбора. Область выбора в одном окне не зависит от областей выбора в других окнах. Учитывать имеющиеся области выбора важно из-за того, что они определяют набор допустимых операций для выбранных объектов и способ выполнения этих операций. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЫБОРА С ПОМОЩЬЮ МЫШИ Выбор с помощью мыши основан на использовании двух основных действий: нажатии клавиши мыши и перемещении. В общем случае, нажатие обеспечивает выбор единственного объекта или позиции, а перемещением идентифицируется область, состоящая из всех объектов, начиная от позиции «кнопка нажата» до позиции «кнопка отпущена». Предоставьте пользователю возможность использовать для выбора обе кнопки мыши. Когда пользователь нажимает кнопку мыши, зафиксируйте начальную точку области выбора. Если, нажав кнопку, пользователь перемещает мышь, расширьте область выбора до объекта, ближайшего к текущей позиции указателя. Если, продолжая удерживать кнопку, пользователь перемещает мышь в пределах области выбора, ограничьте ее объектом, ближайшим к указателю. Согласование области выбора с перемещением указателя при нажатой кнопке мыши позволяет пользователю динамически регулировать область выбора. Если, завершив выбор, пользователь нажимает вторую (правую) кнопку мыши, отобразите контекстное всплывающее меню для выбранных объектов. Описанная выше общая форма выбора оптимальна для указания единственного объекта или единственной области. В том случае, если новая область выбора создается в пределах уже существующей области (например, в пределах того же окна), она отменяет предыдущий выбор. Такой подход обеспечивает простой выбор, который должен выполняться быстро и легко. Ту же технику можно использовать и для отмены выбора: если пользователь нажимает кнопку мыши за пределами любой существующей области выбора (но в том же окне), результат выбора должен быть аннулирован. Вместе с тем, при повторном нажатии кнопки мыши над выбранным пунктом не следует отменять прежний выбор. Лучше определите операции, выполняемые над выбранным объектом (областью) при нажатии правой или левой кнопки мыши. Если пользователь нажимает первую (левую) кнопку мыши и указатель при этом не перемещается, то последующее освобождение кнопки может иметь различный эффект, который определяется контекстом выбора. Вы можете использовать один из следующих вариантов, в зависимости от сущности выполняемого пользователем задания: Игнорировать данное событие. Это наиболее распространенный и самый безопасный вариант. Объект под указателем может получить некоторое специальное обозначение или признак. • Выбор может быть отнесен только к объекту, находящемуся под указателем. Как правило, при щелчке ПКМ на области выбора целесообразно отображать для этой области всплывающее меню. Хотя выбор обычно выполняется посредством установки указателя над объектом, он может быть сделан косвенно, на основе логической связи между объектом и положением указателя. Например, выбирая текст, пользователь может установить указатель в свободной области после конца строки; при этом результат выбора будет таким же, как при указании на конец строки. Корректировка выбора Корректировка выбора (добавление или удаление элементов выбора) выполняется на основе совместного использования мыши и клавиш-модификаторов. Выбор области В некоторых более сложных ситуациях, когда объекты (точнее, их пиктограммы) могут перекрываться, начальная точка области выбора может находиться в фоновой области окна (иногда называемой белым полем). В таких случаях для визуального отображения области выбора на экране рисуется условная граница области. Обычно она имеет вид пунктирного прямоугольника, но возможны и другие формы. После того, как выбор сделан, условная граница области должна быть убрана. Впоследствии выбор может быть скорректирован с помощью клавиш-модификаторов <Ctrl> и КЛАВИАТУРНЫЙ ВЫБОР Клавиатурный выбор объектов основан на использовании понятия фокус ввода. Фокус ввода может быть представлен на экране в виде позиции ввода с текстовым курсором, прямоугольным полем ввода, либо другим курсором или визуальным указанием позиции, в которой пользователь может выполнить ввод данных с клавиатуры. В некоторых случаях выбор может быть выполнен косвенно, посредством использования клавиш навигации. Когда пользователь нажимает клавишу навигации, фокус ввода перемещается в соответствующую позицию (определяемую клавишей) и идентифицирует объект, находящийся в этой позиции. В некоторых случаях более удобно не только переместить фокус ввода, но и потребовать от пользователя сделать явный выбор с помощью клавиши выбора. Рекомендуемая клавиша выбора — Непрерывный выбор При работе с текстовой информацией пользователь перемещает курсор на желаемую позицию, используя клавиши навигации. Зафиксируйте эту позицию в качестве якоря. Когда пользователь нажимает клавишу Вы можете использовать эту технику и при работе с другими типами данных, например, со списками, где объекты логически взаимосвязаны. Тем не менее, в таких ситуациях состояние объектов, включенных в область выбора, зависит от состояния выбора объекта, соответствующего позиции-якорю. Например, если объект в этой позиции выбран, то считаются выбранными также все объекты в области, независимо от их текущего состояния. Если объект в позиции-якоре не выбран, то такое же состояние устанавливается для всей области. Раздельный выбор Установка начального выбора выполняется с помощью одной из клавиш навигации или клавиши навигации, модифицированной клавишей <Shift>. Пользователь может затем использовать клавиши навигации, чтобы перейти на новую позицию и впоследствии использовать клавишу выбора, чтобы создать дополнительный выбор. Создание раздельного выбора требует использования клавиш-модификаторов для реализации режима добавления (например, в виде комбинации Когда пользователь вторично нажимает клавишу перехода в режим добавления, обеспечьте выход из этого режима, сохраняя установленную область выбора. |