Главная страница
Навигация по странице:

  • Хроника Святого Франциска, первого Министра Генерала Ордена братьев Миноритов Предисловие переводчика

  • Первым Генералом Ордена был наш славный Отец Святой Франциск.

  • Современные проблемы. Цветочки святого франциска


    Скачать 2.21 Mb.
    НазваниеЦветочки святого франциска
    АнкорСовременные проблемы
    Дата23.05.2023
    Размер2.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_Fioretti_di_San_Francesco_Russo (1).pdf
    ТипДокументы
    #1153635
    страница15 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Как Папа Григорий IX, отрицавший Стигматы Святого
    Франциска, уверился в их истинности
    Рассмотрев все чудеса Святых Священных Стигматов Святого Франциска, будет вполне уместным в заключение поведать о следующем: Папа
    Григорий IX отчасти сомневался, как он признался впоследствии, в ранах
    Святого Франциска. Однажды ночью Святой явился ему и, слегка воздев свою правую руку, явил Папе рану у себя в боку. Затем Святой предложил
    Папе принести бутыль и приложить ее к ране. И когда Папа сделал так, то увидел, что бутыль наполнилась до краев кровью, смешанной с водой, истекавшей из раны.
    И в тот же миг всякие сомнения покинули Папу. После этого, по совету и в согласии со всеми Кардиналами, он признал Святые Стигматы Святого
    Франциска в особой булле, данной братьям из Витербо на двенадцатый год его понтификата. И в следующем году он издал другую буллу, даровав названным братьям еще более щедрые привелегии. Папа Николай III и
    Папа Александр также подтвердили сии привелегии, объявив, что тот, кто осмелится подвергнуть сомнению чудо Святых Стигматов, может быть обвинен в ереси.
    Итак, достаточно было сказано в наших пяти рассуждениях о Славных,
    Священных и Святых Стигматах нашего Отца Святого Франциска, следовать примеру которого в мире сем да сподобит нас Бог, дабы по благодати его Славных Стигматов могли мы заслужить спасение с ним в
    Раю!
    Во Славу Иисуса Христа и Его бедного слуги Святого Франциска! Амен.

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    141
    Хроника Святого Франциска,
    первого Министра Генерала Ордена братьев Миноритов
    Предисловие переводчика
    Приводимый здесь текст "Хроники Святого Франциска" представляет собой первую главу Chronica XXIV Generalium Ordinis Fratrum Minorum (Хроника двадцати четырех Генералов Ордена Братьев-Миноритов), средневекового орденского документа, написанного на латыни. Хроника датируется периодом с
    1369 по 1374 год. Автором ее предположительно является монах-францисканец
    Арно де Саран (Arnaud de Sarrant). По некоторым данным, этот брат был родом из
    Франции и принадлежал к Аквинанской Провинции Ордена и был одним из
    Министровов этой провинции.
    "Хроника двадцати четырех генералов" описывает историю Ордена со времен его основателя и первого Генерала, Святого Франциска, до Генерала Леонардо
    Гиффони (1373-1378). Примечательно, что 1378 - год начала Великой Схизмы, когда были избраны два Папы - Урбан VI в Риме и Климент VII в Авиньоне.
    Раскол длился до 1417 года.
    Публикуемая здесь первая глава "Хроники" повествует о событиях, происходивших в Ордене в тот период, когда им руководил сам Святой Франциск.
    Перевод сделан специально для этого сайта и не затрагивает ничьих авторских прав.
    Текст перевода передается в общественное достояние, может без всяких условий копироваться, распространяться, цитироваться в любых объемах и т.п.

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    142
    Первым Генералом Ордена был наш славный Отец Святой Франциск.
    Первым из всех Министров Генералов был наш славнейший Отец Франциск, который не был избран на это служение, но святейше поставлен папским решением. Сей святейший Отец поначалу подвизался на поприще прибыльного купеческого искусства, но затем, через откровение Святого Духа и движимый внутренней силой он воспламенился, словно бы мощью огня и, восприняв удары множества невзгод [2], наконец был он преображен в человека совершенного. На два года избрал он себе одеяние и жизнь пустынника, с посохом в руках, поясом вокруг чресел и с башмаками на ногах ходя по Ассизи как нищий попрошайка и находя убежище в уединенных местах, главным образом в церквях, которые он благочестиво восстанавливал. Согласно Винсенту де Бове (Vincent de Beauvais OP,
    1190 - 1264, автор Speculum Maius, популярной в Средние века энциклопедии),
    Франциск начал вести такой образ жизни в лето Господне одна тысяча двести шестое, в четырнадцатый год понтификата владыки Иннокентия III, будучи в возрасте двадцати пяти лет (Традиционно годом начала служения Франциска
    считается 1207. То, что Хроника указывает в этом случае 1206 год может
    проистекать из разницы в используемом исчислении начала года. В XIV веке
    одни принимали за начало года Пасху, другие - Благовещение, т.е. 25 марта.
    Это может порождать разночтения в датах. Папа Иннокентий III был избран
    8 января 1198 года и интронизирован 22 февраля того же года).
    В лето Господне одна тысяча двести девятое, благочестиво прислуживая за
    Мессой в церкви Святой Марии Порциункулы (Имеется в виду маленькая
    церковь Санта-Мария дельи Анджели, вокруг которой впоследствии
    расположилась первая Францисканская обитель, основанная самим Франциском
    и его первыми спутниками), Франциск услышал чтение слов из Евангелия, в которых описывалось евангельское правило Апостолов, а именно указывалось, что им не должно иметь ни золота, ни серебра в кошельках, ни посоха, ни ни двух одежд, ни носить обуви (см. Мт 10:9-10). В тот же миг он снял свои башмаки, отложил кошель и деньги, отбросил посох и удовольствовался лишь одной туникой, сменил свой пояс на вервие и со всей своей энергией посвятил себя соблюдению евангельской жизни. Согласно достоверному мнению, это был тот самый момент, который отметил начало и основание Ордена братьев Миноритов.
    [3] Когда он ушел из мира, многие считали, что он повредился рассудком. В те два года он служил только Господу в величайшем аскетизме, бедности и терпении.
    Некий достопочтенный муж из числа благороднейших, богатейших и благоразумнейших граждан Ассизи, имя коему было Бернард, управлял всем городом посредством своих советов. Когда он благоразумно присматривался к тому, как Франциск выказывает презрение миру и столь великое терпениие среди невзгод, по божественному вдохновению был он наставлен пригласить его в свой дом, дабы отужинать в его обществе и оставить на ночлег. Его желанием было разобраться - выказывает Франциск подлинную праведность или же тщеславие.
    После ужина он приготовил постель Франциску, дабы спать тому, в своей комнате.
    Когда оба легли, господин Бернард притворно громко захрапел, делая это как- будто бы во сне. Святой Франциск поднялся и, сердцем и взором обратившись к
    Богу, воздев руки, воспламенился внутренне и со многими слезами и благочестивым раскаянием повторял долгое времея сии слова: "Бог мой и моѐ Всѐ,

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    143
    Бог мой и моѐ Всѐ". В свете ламп, что горели в той комнате, господин Бернард всѐ сие видел. На следующее утро он поднялся и, исполнившись благочестия, сказал
    Святому Франциску: "Брат Франциск, я решил оставить мир и последовать за тобой, куда бы ты ни отправил меня". Святой радостно отвечал: "Господин
    Бернард, то, чего просишь ты, весьма тяжело, и надобно нам испросить Божьего совета. Посему пойдем же в дом епископа, и там Бог укажет нам, что следует нам делать". Когда они пришли туда, Святой, прислужив за Мессой и коротко помолившись, попросил благочестивого священника, бывшего там, открыть
    Миссал. Осенив себя крестным знамением, он обратился к книге и обнаружил следующие слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мт 19:21). Открыв книгу во второй раз, нашел он следующие слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мт 16:24). Открыв в третий раз книгу, он прочел: И заповедал им ничего не брать в дорогу (Мк 6:8). Увидев сии слова, Святой Франциск сказал:
    "Сие есть наставление Господне. Посему ступай и исполни, что слышал". В тот же миг господин Бернард продал все своѐ имущество, которое было стоимости великой, и вместе со Святым Франциском отправился на Площадь Святого
    Георгия и раздал все бедным. В тот же год одна тысяча двести девятый шестнадцатого апреля [4] он принял хабит (рясу) и жизнь апостольского
    Послушания. Как некто разыскал в прочих документах, Орден братьев Миноритов имел свое начало шестнадцатого апреля.
    В те же дни господин Пьетро Катанио, бывший каноником церкви Святого
    Руффино в Ассизи, вступил в Орден, прежде раздав все свое имущество бедным.
    Через восемь дней некий муж из Ассизи, имя которому было Жиль, направляемый их примером, в день праздника Святого Георгия раздал все свое добро бедным и присоединился к святому Отцу, приняв хабит и вступив в Орден.
    Еще через восемь дней другие мужья были приняты в Орден, а именно брат
    Саббатин, брат Морис Короткий, брат Иоанн делла Капелла, который был первым, кто вступил в орден с шляпой поверх капюшона, брат Филипп Высокий, бывший первым визитатором Бедных Госпожей (Сестер Кларисс), брат Иоанн делла Сан-Костанцо, брат Барбар, брат Бернард Виджиланте да Вида и брат
    Анджелло Танкреди да Риети, который был первым рыцарем, вступившим в орден.
    Благословенный Франциск дал сим братьям свои первые наставления, а именно - что следует им по меньшей мере читать канонические часы, молясь Нашему Отцу трижды в час. Также следует им прислуживать за Мессой. Брат Жиль сказал, что основанием сему должно быть положение, когда не было бы никаких ограничений для духа благочестия, но всякий и каждый брат имел бы возможность воздать своему непринужденному стремлению к благочестивой молитве. Сии суть первые двенадцать братьев, которые, подобно двенадцати
    Апостолам, были основанием Ордена, и которые избрали для себя соблюдение всеми силами своими евангельской и апостольской жизни. Все они были праведными людми, исключая одного, а именно брата Иоанна делла Капелла, который, подобно Иуде, стал язвой Ордена и, исполнившись гнева, покинул
    Орден и был предан Богом в руки дьяволов, и пошел, и повесился, так, что
    Франциск уподобился Христу, имея среди своих учеников отступника.
    В лето Господне одна тысяча двести десятое господин Жан, сын рыцаря де
    Бриенна, что был доблестным воином, избран был королем Иерусалима и

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    144 торжественно коронован (Jean de Brienne, 1148-1237, король Иерусалима в 1210-
    1225 и император Константинополя в 1228-1237. Граф Вьенны, сын Эрарда II,
    графа де Бриенн ле Шато де Голь. В конце жизни вступил в Францисканский
    Орден Кающихся, совершил щедрое пожертвование Базилике Святого
    Франциска в Ассизи, где и был похоронен в 1237 году, облаченным в хабит
    Францисканца). [5] Как сообщает в одной из своих книг Брат Бернард де Бессе из
    Аквитанской Провинции, когда Жан одержал многие победы над сарацинами и отдал свою дочь в жены Фредерику, Императору Римскому, наконец, по истечении нескольких лет, сопровождаемый удачей и преуспеянием, стал он
    Императором Константинополя. В конце жизни своей с благоговением размышлял он о благах, что Бог подавал ему во всю жизнь его, и полагают, что он был исполнен великим желанием попасть на Небеса, как случается каждый раз, когда умирает человек. Некоторое время он лелеял сие желание и неустанно молился Богу, когда в одну из ночей явился ему во сне почтенный муж с хабитом
    Миноритов, вервием и сандалиями, который сказал ему, что божественная воля такова, чтобы умереть ему в сем хабите. Император испугался и разбудил всех домочадцев своими стенаниями, однако не рассказал им о своем видении. На вторую ночь явились ему два мужа с тем же хабитом, вервием и сандалиями, возвещая ему те же откровения. Вновь был он испуган и вскричал громко, однако, когда домочадцы его прибежали к нему на помощь, не раскрыл он им видения своего. На третью ночь было ему то же видение, на сей раз с тремя мужами, несущими хабит, вервие и сандалии, которые сказали ему, что такова была божественная воля, чтобы ему умереть в хабите том. После сего откровения император призвал брата Анджело из Ордена Миноритов, бывшего его исповедником, и поведал ему все о тех видениях. Получив его совет, оставил он мирскую державу, принял хабит братьев Миноритов и со всей кротостью и великим благочестием закончил дни свои, облаченным в их хабит.
    Возвращаясь к нашему повествованию скажем, что благословенный Франциск со всеми своими первыми братьями уединился в неком заброшенном доме, в месте называемом Риво Торто. Они стали жить в месте сем и посвящали себя посту и молитве. [6] В этом самом месте с божественным вспомоществованием Святого
    Духа он написал некое правило, в которое он поместил все заповеди, которые
    Христос дал Своим Апостолам. Он призвал всех, кто станет следовать этому правилу, как прелатов так и подчиненных, соблюдать сии евангельские требования. Прелатов он назвал Министрами, согласно словам "Больший из вас да будет вам слуга "(Мт 23:11); и всех назвал он братьями миноритами
    (меньшими), согласно словам "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мт 25:40.45). Так назвал он их, наставленный божественным откровением.
    И вот, когда были у Франциска сии одинадцать братьев, а он сам был двенадцатым, согласно числу собрания Апостолов, пошел он, дабы предстать перед Владыкой Папой Иннокентием III, и смиренно просил утвердить этот самый устав, [7] который он и его последователи желали предложить как знак того, что они совершенно оставили мир. Владыке Папе за некоторое время до этого было дано божественное откровение, и господин Иоанн де Сан-Паоло,
    Кардинал и епископ Сабинский, убедил его принять братьев. Сей прелат сам вызвался быть прокуратором и Протектором Франциска и его братьев в курии.
    Папа утвердил устав и, дав малые тонзуры всем присутствующим братьям, равно клирикам и мирянам, дозволил им проповедовать покаяние. Именно тогда благословенный Франциск был поставлен Министром Генералом всего Ордена.

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    145
    Он немедля пал на колени и присягнул на послушание владыке Папе, и, согласно повелению того самого Папы, прочие братья присягнули верно повиноваться
    Франциску.
    Затем Франциск вернулся с братьями в долину Сполето и стал проповедовать в городах и замках. Его проповедь и проповедь его братьев воспламенили многих людей в стремлении совершать покаяние, и были они охотно приняты в Орден.
    Среди них был брат Сильвестр, который стал первым священником, вступившим в
    Орден. Когда он увидел брата Бернарда, раздающего свое достояние бедным, исполнился он алчности и сказал Святому Франциску: "Ты недостаточно заплатил мне за те камни, что купил у меня, дабы восстанавливать церкви". Святой удивился такой алчности и, вложив руку в суму, что висела на груди у господина
    Бернарда, наполнил ее монетами, вынул их и отдал деньги господину Сильвестру, говоря: "Если сего не достаточно, я дам тебе еще". Священник был счастлив получить деньги и удалился. Но в ту же ночь стал он размышлять о пыле благословенного Франциска, который был еще молодым человеком и который выказывал такое презрение к мирскому. Сильвестр стал бранить себя за то, что он, будучи старше, все же стал добычей столь великой алчности. Через некоторое время на протяжении трех ночей было ему видение огромного и сияющего креста, исходившего из уст благословенного Франциска. При виде креста сего ужасный дракон, охватывавший город, дабы разрушить его, был скоро обращен в бегство.
    Сие видение наставило Сильвестра вступить в Орден с великим благочестием, прежде раздав все свое достояние бедным. Он был вознесен на столь великие духовные высоты, что, по словам брата Бернадра де Бессе в его "Предании о
    Святом Франциске", казалось, будто бы он мог беседовать с Богом лицом к лицу. У благословенного Франциска было в обычае посылать за ним, дабы спросить Бога в молитве, когда он бывал в сомнениях и желал узнать Божью волю.
    Прочие братья, что вступили в Орден, были: брат Пачифико, "король стихов", коронованный императором, увидевший Святого отмеченным [8] двумя мечами, образовавшими крест, когда тот проповедовал в неком монастыре. Жизнь свою
    Пачифико провел весьма праведно в Ордене и заслужил узреть знамение многоцветного креста Тау, отмечавшего чело Святого Франциска. Брат Лео, обладавший простотой голубки, был исповедником Святого Франциска. Из-за его простой жизни Святого часто называл его "брат ягненочек Божий". Брат Руффино был благородным кузеном Святой Клары. Брат Массео был известен своим красноречием и учтивостью. Брат Джинепро был смиреннейший и терпеливевший муж, чьи деяния будут описаны далее (См. «Житие Брата
    Джинепро»). Брат Морико был членом Ордена Святого Креста и отличался простотой. Брат Иоанн, которого Святой Франциск прозвал "простец", возделывал землю на своих волах, как новый Елисей, когда Святой Франциск направил его к совершенству Евангелия. Он был столь невинен и чист сердцем, что, как повествует брат Томазо ди Челано в старом "Предании о Святом Франциске", он подражал святому, когда тот молился и что бы тот ни делал. Так, когда бы святой ни молился, брат Иоанн долго смотрел на него с любопытством, и когда бы
    Франциск не преклонял колени и воздевал руки и глаза к небесам, или же плюнул бы, вздохнул или кашлянул, брат Иоанн старался повторять все его действия.
    Когда Святой замечал сие, то бывал развеселен и мягко корил его. Но Иоанн отвечал ему: "Брат, я пообещал делать все, что увижу, что делаешь ты. Посему мне необходимо поступать так же, как я вижу, что ты поступаешь". За это и по другим подобным причинам благословенный Франциск обычно называл брата Иоанна "простец". Он стал возрастать столь сильно в простоте и во всех прочих

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    146 добродетелях, что Святой и прочие бартья весьма восхищались им. После его смерти Святой Франциск с радостью вспоминал поступки и деяния брата Иоанна и говорил всем, что он был не только братом, а что он, скорее, заслуживал называться святым Иоанном Простецом.
    В лето Господне одна тысяча двенадцатое, будучи еще Генералом, благословенный Франциск учредил Орден Бедных Госпожей. За шесть лет до того он предсказал сие учреждение в Церкви Божьей, когда он самоотверженно восстанавливал церковь Святого Дамиано. Первым малым всходом сего Ордена была святейшая дева Клара. Она пришла ночью в церковь Святой Марии
    Порциункулы, где приняла постриг и хабит Послушания. Ради ее безопасности
    Франциск отослал ее в монастырь Святого Павла, где жили черные монахини
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта