Права человека Курсовая работа по ТГП. Данной работы
Скачать 106.84 Kb.
|
3.1. Позитивные праваВ отличие от негативного (естественного) права, позитивное право фиксирует обязанности государства, организаций и лиц предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права имеют все социальные права: например, право на образование, социальное вспомоществование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы.15 Позитивные права человека – это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. вопрос об отношении тех или иных прав и свобод к категории позитивных, является спорным, например, многие политические права и свободы, такие как свобода мысли и слова, печати, собраний и митингов и др, безусловно, относятся к негативному праву, но с другой стороны, если рассматривать позитивное право как обязанность государства предоставлять гражданину возможность осуществлять определенные действия, то в данном контексте многие политические права уместно отнести к праву позитивному, то есть «дарованному» человеку государством, например, избирательное право. Российское государство, со своей стороны, создает все условия для того, чтобы российские граждане могли надлежащим образом реализовать принадлежащее им то или иное конституционное политическое право, ту или иную политическую свободу. С этой целью практически по всем конституционным позициям относительно политических прав и свобод приняты соответствующие федеральные конституционные законы или федеральные законы. 16 Из числа экономических, социальных и культурных прав к позитивному праву относятся следующие: - право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции) − право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции); − право на отдых (часть 5 статьи 37 Конституции); − право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции); − право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции); − право на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции). − право на образование (ст. 43 Конституции) и др. 4.1. Значение прав человека в современном государствеПрава человека признаются универсальной ценностью, позволяющей "измерять" все важнейшие события и явления, которые происходят в обществе, в государстве и в мире. Перед человечеством в начале XXI в. стоят проблемы огромной важности — сохранение устойчивого развития и мира, здоровой окружающей среды для настоящего и будущего, сохранение культурного наследия человечества, борьба с преступностью и терроризмом, с голодом и нищетой, противостояние ядерной угрозе и т. д. Все эти проблемы, в конечном счете, имеют теснейшую связь с правами человека, поскольку их решение является необходимым условием нормальной жизни личности, нации, народа, человечества в целом. Исходя из этого, внутренняя и внешняя политика государства неразрывно связана с правами человека; они (права) должны быть приоритетом, в соответствии с которым должны осуществляться все направления деятельности государства. Государственная власть и политика в современном мире получают «гуманитарное измерение», которое призвано ограничивать чрезмерные притязания власти, умерять противостояние, противоборство, напряженность в обществе.17 Право, равно как и его главная составляющая — права человека, имеют своей целью не только поддерживать порядок в обществе, государстве, но и призваны определять границы свободы политики, политиков и государственной власти. Любые политические меры, которые порождают нарушения нрав человека, — это посягательство на свободу индивида. Они являются антиправовыми и аморальными, поскольку права человека — это не только отражение правового опыта развития человечества, но и кристаллизация его нравственных начал, связанных с уважением свободы и автономии индивида, недопустимостью их нарушения, с ориентацией на категории добра и общего блага. Такой подход к соотношению прав человека и политики возник не сразу; он вырабатывался вековым поиском оптимальных форм взаимодействия человека и власти. Итогом этого поиска стала модель правового государства. Ст.1. ч. 1. Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством. Кроме того, большинство современных государств также позиционируют себя в качестве правовых, однако, и в отношении Российской Федерации, и в отношении многих других государств, это не всегда и не в полном объеме соответствует действительности. Тем не менее – подлинное правовое государство – это идеал демократического государства, в котором важнейшим принципом является не только наличие, но и безусловное соблюдение и всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина. Существует несколько понятий правового государства, однако при различных конкретных структурных элементах, включенных в эти понятия, неизменным выступает свобода личности, объективированная в системе ее неотъемлемых прав. К этому главному, определяющему элементу привел многовековой поиск оптимальных отношений между личностью и государством, которое в своей первоначальной сущности «нависло» над индивидом, подавляло его, ограничивало его свободу, навязывая ему стандарты поведения, удобные, прежде всего, государству.18 Высокая ценность правового государства заключается в том, что оно возникло на путях поиска свободы и, в свою очередь, стремится быть гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях — высшая ступень развития свободы и ее выражения в определенных государственно-правовых категориях. Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида — важнейший противовес всесилию государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства. Основополагающим принципом правового государства является принцип неотчуждаемости прав и свобод человека. Реализация его является условием утверждения правовой формы и правового характера между публичной властью и подвластными как субъектами права. В правовом государстве за личностью признаются неотъемлемые, неприкосновенные и ненарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. 19 Права человека «держат дистанцию» между индивидом и государством20. Правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращал социальные катаклизмы и перевороты. Правовое государство формируется тогда, когда законодатель осознает необходимость ограничения своей воли объективными правовыми отношениями, основанными на свободе и равенстве его участников. О правовом государстве можно говорить лишь в том случае, когда в нем осуществляется базирующийся на идеях немецкого философа И. Канта второй постулат современного понимания права: я как гражданин должен обладать теми же возможностями принудить представителей верховной власти к исполнению закона, какие они имеют в отношении меня. 21 Другим существенным признаком правового государства является реальность свободы личности, ее прав и институтов. В совокупности прав и свобод особое место занимают естественные права, т.е. права, которые человек получает от рождения, а не даруемые государством. Приоритет права над политикой, политической властью является непреложным принципом современной политико-правовой культуры. «Существование нормы права, возвышающейся над правителями и управляемыми и обязательной для них, — писал Л. Дюги, — есть необходимый постулат. Подобно тому как вся геометрия покоится на эвклидовом постулате, точно так же и вся жизнь современных народов покоится на этом постулате нормы права. Право не есть политика силы, как учил Иеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы и государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву»22. Исторический опыт демонстрирует, что приоритет права и прав человека по отношению к политике возможен исключительно в условиях демократии, когда правовые нормы основываются на универсальном принципе формального равенства. Но у прав человека есть еще одно важнейшее качество — их тесное взаимодействие с моралью, дающее возможность не только правовой, но и нравственной оценки политики и государственной власти, ориентирующей их на осуществление «общего блага».23 Современная практика демократических государств основана на том, что правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности. Сегодня понятие правового государства должно носить не теоретический или публицистический характер, а стать международной политической нормой. Совершенно обратная ситуация, когда существует первенство политических норм перед правовыми, приоритет государственного над личным, создает почву тоталитарным режимам.24 Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где права человека не являются ограничителем политической власти, не выступают в качестве средства контроля за ее осуществлением. Поэтому проблема соотношения прав человека и государства — это вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признает или не признает он господство в обществе правовых начал. |