Главная страница

ЧЕРТЕЖИ. Девятнадцатый век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу. Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов


Скачать 100.58 Kb.
НазваниеДевятнадцатый век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу. Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов
АнкорЧЕРТЕЖИ
Дата16.11.2022
Размер100.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVVEDENIE_1.docx
ТипЗадача
#791294
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

2.2 Духовно-нравственная основа произведения Л.Н. Толстого «Воскресение»


В романе «Воскресение» Л.Н. Толстой поднимает множество проблем. Социальные, морально-этические, философские – все эти вопросы автор мастерски переплетает. Лев Николаевич ненавязчиво демонстрирует своё отношение, предоставляя читателю возможность тоже поразмышлять над той или иной проблемой.

Уже в первой главе поднимаются важные философские проблемы: человека и религии, важности свободы. Автор доказывает, что люди обманываются, считая священным то, что они выдумали, чтобы властвовать друг над другом, а не любовь, согласие и красоту окружающего мира. Мысль, выраженную в первой главе, писатель продолжит развивать в следующих частях произведения.



Проблема свободы показана на примере Катюши Масловой. Женщина остро почувствовала её нехватку, когда попала под арест. Заключение стало для неё толчком к тому, чтобы увидеть истинную красоту, понять, в чем заключается счастье.

На примере Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова поднимается проблема любви. Лев Николаевич показывает разницу между истинными чувствами и животными инстинктами. Далее эта проблема будет раскрываться на примере Катюши и Симонсона, Новодворова, Богодуховской, Щетининой, Крыльцова. Толстой показывает людей, которые умеют любить по-настоящему и тех, которые в силу каких-либо причин не могут впустить в свое сердце светлое чувство.

«Воскресение» является последним романом в творчестве Л.Н. Толстого. В нём отражены послекризисные взгляды Толстого на общество и общественный уклад жизни. Правдивая картина жизни России конца 19 века, данная глазами Толстого, проблемы, поставленные в произведении, ценности, пропагандируемые Толстым, делают это произведение вечным. Духовные приоритеты позднего Толстого, к которым он обращается в конце своей жизни, отличаются от идеологии официальной церкви, но при этом, как считал сам писатель, наиболее приближены к христианскому учению. Толстой открывает их читателю через своего главного героя Дмитрия Нехлюдова, который в конце романа приходит к этим ценностям. Ложную, по мнению Толстого, официальную идеологию церкви автор открывает через образы чиновников и прочих отрицательных героев романа. Толстой не ставит чёткой грани между проблемами морали и нравственности и проблемой социальных отношений.

По его мысли, одно вытекает из другого. При этом Толстой подводит к тому, что обе проблемы являются следствием той самой ложной церковной идеологии, против которой он выступает. В условиях обострившейся на рубеже веков социальной обстановки в России идеи романа Толстого «Воскресение» были прогрессивными, писатель уловил дух времени, накал общественной борьбы. Итак, поиск опоры в этом полном нестабильности и несправедливостей мире приводит писателя к вечным человеческим ценностям - Христианским идеалам, переосмысленным Толстым в соответствии с его философскими взглядами. Толстой работал над романом «Воскресение» с перерывами в течение почти десяти лет, с 1889-го по декабрь 1899 года.

В основу сюжета легло действительное событие: судебное дело, о котором он узнал от своего друга, юриста А. Ф. Кони. Последний рассказал ему историю трагической судьбы финской девушки-сироты, взятой на воспитание богатой русской помещицей и совращенной одним из родственников этой дамы. Когда она забеременела, ей пришлось покинуть дом. Не будучи в состоянии сама себя прокормить, она стала проституткой и украла у одного из своих клиентов крупную сумму денег. После ареста она предстала перед судом. Случилось так, что одним из присяжных был ее бывший соблазнитель. Увидев, что стало с миловидной девушкой, жизнь которой он загубил, он был охвачен такими сильными угрызениями совести, что решил во искупление своей вины жениться на ней -- однако брак не состоялся, так как девушка умерла (от тифа) в тюрьме. В этом ключе и происходит первоначальная художественная обработка материала.

Однако разработка темы приводит автора к таким выводам, к такому расширению и углублению сюжетного конфликта, которые, очевидно, вначале и не предполагались: «коневская повесть» постепенно становится романом социально-обличительным.

В основу композиции романа «Воскресение» положена антитеза: противопоставление простых людей и представителей правящих классов, как раз в духе позднего Толстого. Это противопоставление намечается в самом начале произведения с изображения неравноправного положения молодого барина Дмитрия Нехлюдова и дворовой девушки Катюши Масловой. Писатель намеренно акцентирует внимание на деталях дорогой одежды Нехлюдова, его беспечном образе жизни. Ключевой сценой в романе является суд. Именно здесь герои встречаются вновь и отсюда начинается их путь к духовному возрождению. Главная героиня романа Катюша Маслова- «дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц».

Образ Катюши Масловой был современным, новым и, можно сказать, уникальным в русской литературе: у него нет предшественников. Маслова наделена глубоко личными чертами, выразительной портретной характеристикой, глубоким душевным складом и выступает перед нами незаурядной личностью. Мы не можем не остановиться с уважением перед ее духовной стойкостью, с которой она перенесла все выпавшие на ее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьму, каторжный этап. Она хлопочет о других несчастных, но не о себе. В образе главной героини виден излюбленный толстовский дуализм.

С одной стороны, она не считает своё бывшее занятие аморальным и, как пишет Толстой, считает его даже нужным обществу, с другой стороны, в глубине души она по- прежнему остаётся чистым, добрым, светлым человеком, что подчёркивает автор, описывая её во время суда: "в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку. . . ", "повязана белой косынкой" и усталое лицо отличалось "особенной белизной". «Она вошла в зал суда бодрым шагом, держалась прямо и смотрела прямо в глаза - все в ней подчеркивало ее невиновность, нерастраченность сознания внутреннего достоинства. Ее больно ранили всякие несправедливые слова, она, слыша их, вздрагивала, вопиющая неправда резала ей душу». Светлому образу Катюши Масловой противопоставлены в романе такие отрицательные герои, как Симон Картинкин, Евфимия Бочкова, адвокат Фанарин, графиня Катерина Ивановна с мужем и прочие разнокалиберные чиновники (в том числе и судьи). Этих людей мы видим глазами Нехлюдова. Они, принадлежащие к высшему обществу, тем не менее, остаются на низшем уровне морально-нравственного развития. Лицемерие, фальшь, эгоизм, жажда наживы, бездуховность, преступность поведения по отношению к простым людям - вот их отличительные черты.

Толстой замечательно охарактеризовал образ их мыслей и чувств, свойственный им эгоизм исключительности. В романе эта тема развивается на широком фоне и в органической связи с изображением тягостных условий жизни народа. Так граф Иван Михайлович Чарский убеждён в том, что «как птице свойственно питаться червяками, быть одетой перьями и пухом и летать по воздуху, так и ему свойственно питаться дорогими кушаньями, приготовленными дорогими поварами, быть одетым в самую покойную и дорогую одежду, ездить на самых покойных и быстрых лошадях, и что поэтому это всё должно быть для него готово».

Никакими личными достоинствами граф Иван Михайлович не обладал, но это, однако, не помешало ему занимать высокие должности, достичь поста министра. Его главные качества заключались в умении понимать смысл разных бумаг и законов, самому без орфографических ошибок сочинять циркуляры, быть важным и в то же время «обходительным», проявлять, когда нужно неприступность, становиться, когда это выгодно, подобострастным и подлым.

Будучи совершенно безразличен к людям, к интересам общества, граф Иван Михайлович не может допустить и мысли о том, что люди, общество могут быть безразличными по отношению к нему. Он убеждён в том, что и после отставки от службы «должен каждый год получать большое количество казённых денег и новые украшения для своего праздного наряда».

Что же касается судей, то одним из способов сатирического обличения вершителей судеб является показ их духовного ничтожества. Описывая суд над Катюшей Масловой, Толстой приподнимает завесу над частной жизнью ревнителей справедливости и морали, открывает их внутренний мир. И это сразу обнажает контраст между казённой патетикой, официальной торжественностью реальной мерзостью судей.

Усердно демонстрируя свою приверженность благородным принципам права и нравственности, служители Фемиды полностью поглощены своими мелочными интересами. Осуждая падение нравов, они часто являются носителями аморальности. «Председатель был высокий, полный человек с большими седеющими бакенбардами. Он был женат, но вёл очень распущенную жизнь, так же, как и его жена».

Судей не трогают развертывающиеся перед ними драматические картины жизни, они безразличны к страданиям людей; их мало занимают и постоянно провозглашаемые ими идеи справедливости. «Доброго» члена суда постоянно преследует мысль о собственных недомоганиях; судьба «отверженных» людей, всё, что происходит в суде, для него не имеет никакого существенного значения. «Сердитый» член суда обеспокоен выступлениями в печати и т. д. Для идейно-творческой концепции романа в целом существенное значение имеет развенчание мнимого гуманизма «хозяев». Контраст между лицемерным милосердием и реальной жестокостью выразительно раскрывается в обрисовке вице-губернатора Масленникова. До встречи с вице- губернатором Нехлюдов наблюдал сцены тюремной жизни. Хорошо знаком с ними и сам Масленников, но это не мешает ему уверять Нехлюдова в том, что заключенные вследствие великодушия властей вполне благоденствуют. Жена Масленникова - Анна Игнатьевна - с ещё большим энтузиазмом оценивает деятельность своего мужа, его отношение к нарушителям порядка. «Все эти несчастные - его дети. Он иначе не смотрит на них» - говорит она. Доброта Масленникова - это, конечно, миф. Но уже не просто мифом, а сознательным обманом являются уверения Масленникова относительно положения заключенных. Зато совершенно реальными оказываются его слова насчёт твёрдости власти. И если до и после встречи с Масленниковым Нехлюдов легко убеждается в призрачности первой «заповеди», исповедуемой вице-губернатором, то с последовательным осуществлением второй он сталкивается на каждом шагу.

Рассказы Толстого «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 г.» занимают видное место в истории русской литературы. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Толстой ‘показал в них войну реалистически, как героический подвиг народа в борьбе за родину и как тяжелый ратный труд, сопряженный с неисчислимыми жертвами и страданиями.

Севастопольские рассказы Толстого — произведения огромной патриотической силы. С замечательным мастерством рисует писатель военную доблесть и моральную стойкость защитников Севастополя, удерживающих свои позиции под непрерывной бомбардировкой неприятеля. Севастопольские рассказы были напечатаны в «Современнике» — первые два рассказа в 1855 г., третий—в 1856 г. Царская цензура изъяла из них (особенно из рассказа «Севастополь в мае») многие места, которые содержали критику аристократической части офицерства. и указывали на нераспорядительность начальства в Севастополе. Но и в урезанном виде рассказы Толстого произвели огромное впечатление на передовые слои русского общества.



1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта