Главная страница

ЧЕРТЕЖИ. Девятнадцатый век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу. Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов


Скачать 100.58 Kb.
НазваниеДевятнадцатый век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу. Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов
АнкорЧЕРТЕЖИ
Дата16.11.2022
Размер100.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVVEDENIE_1.docx
ТипЗадача
#791294
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

2. НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ В РОМАНАХ В. ГЮГО «ОТВЕРЖЕННЫЕ» И Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ»

2.1 Этика Гюго в романе «Отверженные» «Отверженные»


Роман Виктора Гюго «Отверженные» (1862 г) – уникальное явление мировой литературы. За более 150 лет существования это произведение не утратило своей актуальности. Гюго смог не только заключить контракт века, получив неслыханный гонорар, но и создать один из самых популярных, читаемых и наиболее часто адаптируемых романов в мире. Несмотря на то, что XIX век подарил литературе целый ряд выдающихся произведений, не менее масштабных и значимых, именно «Отверженных» можно назвать главным романом столетия по уровню общественного резонанса, воспроизведения и переосмысления в других видах искусства.

В 1861 г. Гюго завершает труд многих лет своей жизни — роман «Отверженные». Основа произведения – идея морального прогресса. Гюго назвал роман – эпосом души. Жан Вальжан, Козетта, Гаврош, Фантина – нравственное совершенство

В центре этого большого повествования — люди из народа, бедствующие под гнетом несправедливых законов, страдающие от социальной неустроенности, от недоброй воли злых людей.

Гюго рисует историю Жана Вальжана, проведшего 19 лет на каторге. Он попал в свое время на каторгу за буханку хлеба, которую украл для голодающих детей своей сестры. По возвращении с каторги его продолжает преследовать закон буржуазного государства. Человеку с желтым паспортом не дают ни пищи, ни пристанища. Он один из отверженных в этом обществе. Озлобленный и затравленный, Жан Вальжан совершает новую кражу в тут, по воле автора, перерождается под влиянием доброго епископа Мириеля. . Гюго стремился победить моральное зло и указать путь к его преодолению. Образ епископа Мириэля. В нем воплощается одна из главных идей писателя – христианское милосердие. ЖВ. превращается в высоконравственного человека из бывшего каторжника благодаря ему.

Он становится честным, чутким к нуждам окружающих, самоотверженным в своем стремлении делать людям добро. Но для буржуазного закона он только бывший каторжник. В конце произведения М. отступает от своих идей. Он понимает, что с помощью милосердия нельзя освободить народ от гнета и обращается к революционным идеям. ЖВ. не отступает от идеи милосердия. Гюго не мог решить, что важнее гуманность или борьба.

Параллельно линии Вальжана автор рисует историю Фантипы — честной девушки, которую соблазнил и бросил легкомысленный барчук.

Жадный и бесчувственный Тенардье, в доме которого воспитывается маленькая дочь Фаитипы Козетта, воплощает отвратительные черты мещап, у которых все основано на денежном расчете.

Полицейский инспектор Жавер, преследующий и Жана Валь-жапа и Фаптину,— человек, для которого существуют только па-^ раграфы закона,— так же бездушен, как и Тенардье. Он один из винтиков той машины для подавления парода, которую представляет собой буржуазное государство.

Гюго не умеет до конца объяснить социальное зло. Он не понимает того, что дело совсем не в добрых или злых людях, не в том, что Тенардье и Жавер бесчеловечны, а в том, что весь капиталистический порядок, основапный на частной собственности, порождает это зло и ведет к неисчислимым бедствиям.

Но Гюго умеет страстно, взволнованно рассказать о народных страданиях и вызвать в читателе ненависть против угнетателей и горячую симпатию к обездоленным.

«Misrables» — соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо и революцию 1830, Гюго даёт яркую картину ужасов капитализма, нищеты, проституции, преступления. Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».
Козетта. Иллюстрация Эмиля Баяра

Показом этих трёх категорий определяется основной типаж книги: доведённый голодом до краж и преступлений Жан Вальжан, доведённая нищетой и страданиями своего ребёнка до проституции Фантина и оставшаяся после её смерти на произвол улицы девочка Козетта.

Их страдания — результат бессердечного, немилосердного социального порядка; олицетворением последнего является полицейский Жавер, который губит Фантину и всю жизнь преследует Жана Вальжана.

Где выход, в чём разрешение поставленных проблем? Для Гюго — в моральном самоусовершенствовании, в нравственной победе добра над злом. Роман «Отверженные», по характеристике самого Гюго, — «с начала до конца, в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гнили к жизни, от скотства к долгу. Точка отправления — материя, цель — душа. Вначале — гидра, в конце — ангел».

Раскрытию этого пути, утверждению этой идеи посвящён весь роман. Она раньше всего в судьбе Жана Вальжана: доведённый материей, социальным порядком, для которого «точка отправления — материя», до состояния «гидры», он становится «в конце ангелом». Великодушие и любовь епископа, который на зло ответил добром, возродили душу Жана Вальжана. Ангел в нём победил зверя. Осознав, что «цель — душа», Жан Вальжан одинаково служит этой цели и тогда, когда он становится мэром и фабрикантом, и тогда, когда опять превращается в преследуемого нарушителя закона.

Разрешение социальных проблем — в торжестве нравственных начал. Эта идея проникает и два следующих романа — «Труженики моря» и «Человек, который смеётся». В «Отверженных» Гюго усвоил и некоторые  важные уроки реалистического искусства. Реалистично прежде всего глубокое проникновение в социально-этические  противоречия своего времени. Гюго раскрывает их, правдиво изображая положение различных слоев французского общества, прежде всего народа. Писатель тщательно документирует исторические события, показанные в романе, создает социально детерминированные персонажи. У некоторых героев произведения (Жан Вальжан, Фантина) были прототипы, взятые из жизни. Некоторые части книги (например, подробнейшее описание канализационной системы Парижа) говорит о влиянии натуралистической школы. В период эмиграции Гюго чрезвычайно активен как художник слова. В эти годы он создает прославленные романы — своеобразную трилогию: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется»(1869).

«Отверженные» (1862) — пожалуй, главная книга Гюго и один из вершинных романов всего XIX века. Произведение, вобравшее в себя ключевые для романиста темы, мотивы, образы, вынашивалось долгие годы; в нем отразилась не только сила фантазии писателя, но и глубокие наблюдения над жизнью общества, разных его слоев. Замысел романа возник еще в 1820-е гг.; в 1840-е гг. создаются его первые фрагменты. Концепция книги складывается под влиянием обогатившегося социального опыта писателя, художественно запечатлевшего жизнь самых различных слоев, в том числе тех, кого он назвал «несчастными» (или «отверженными», как звучит русский перевод названия). Гуманистический пафос романа подчеркнут в авторском посвящении: «Тем, кто трудится, тем, кто мыслит, тем, кто страдает».

Роман «Отверженные», написанный в русле романтической поэтики, отличается широтой, эпическим размахом, композиционной сложностью, наличием нескольких сюжетных линий; он строится па сцеплении событий и обстоятельств, необычных, исключительных. Типология действующих лиц богата и многогранна. Проблематика романа определяется его глубинным пафосом: взволнованным обличением социальной несправедливости и неподдельным состраданием к ее жертвам. В жанровом отношении это роман социально-романтический, что определяет постановку писателем трех проблем: унижение мужчины, принадлежащего к пролетариям (Жан Вальжаи); падение женщины из-за голода (Фантина); увядание ребенка - жертвы жестокости и мрака невежества (Козетта).

В памяти поколений читателей, прежде всего юных, остается судьба Жана Вальжана, «доброго несчастного зверя, травимого целым гончим обществом» (Герцен). Проведя долгие годы на каторге за кражу, в сущности, куска хлеба, совершенную, чтобы спасти от голода сестру и ее детей, Вальжан выходит на свободу озлобленным и отчаявшимся, ибо общество его отвергает. Благородный поступок епископа Бьенвеню, который проявляет ошеломившую Вальжана доброту, способствует моральному перерождению героя. Он великодушен по отношению к Козетте, Мариусу, Шанма- тье, идет на самоотречение, даже спасает своего злейшего врага Жавера.

Жертвой социального слоя является и Фантина. Оставшаяся без работы в Париже, она все отдает ребенку; в итоге она вынуждена продавать себя, пойдя на панель, и умереть от чахотки в лечебнице. Трагична и участь маленькой Козетты, страдающей от жестокости и алчности трактирщика Тенардье. Художественным завоеванием Гюго стал парижский мальчик, бродяга Гаврош, имя которого стало нарицательным. С детства жил он на улице. Во время восстания 1832 года он оказывается в рядах революционеров и гибнет как герой. Его образ во многом созвучен образу Вальжана и воплощает лучшие черты народа: смелость, независимость, самоотверженность, добросердечие, которые он сохраняет в самых тяжелых жизненных обстоятельствах.

Вальжан, Фантина, Гаврош с их высокими нравственными качествами выписаны Гюго с неподдельными сочувствием и любовью. «...Весь народ целиком воплощается в этих незаметных и великих существах, попираемых ногами», — писал Гюго. Значима для его философии и эстетики мысль: «Часто тот, кто является муравьем в материальном мире, оказывается гигантом в мире моральном».

Людям из народа противостоят носители зла и жестокости. Среди них Жавер, который «туп до идиотизма» и слепо служит бездушному закону. «Жавер, — писал Герцен, — для нас просто отвратителен. Вероятно, Гюго не думал, чертя эту совершенно национальную фигуру, какое клеймо выжег он на плече прекрасной Франции».

Роман несет живое дыхание истории. Описаны баррикадные бои 1832 года в Париже, выведены фигуры революционеров, республиканцев — представителей разных направлений радикальной мысли и их друзей из тайного общества «Друзья азбуки». Замечательным художественным достижением писателя стало хрестоматийное описание битвы при Ватерлоо. Прибегая к ярким, броским романтическим краскам, Гюго дает совершенно иную романтическую картину этого события, чем та, что описана мастером реалистической словесной живописи Стендалем в «Пармской обители» (1838).

Писатель-гуманист, Гюго задается вопросом, вырастающим из самой логики художественных образов: как достичь социальной справедливости, сделать достойной жизнь народа? Для него очевидно: призывы к милосердию, альтруизму явно неэффективны. Но и путь революционных баррикад Гюго не одобряет. Он — сторонник мирной реформы, которую предлагает Вальжан со своей фабрикой. В ней реализуются концепции христианского и утопического социализма, вызывавшего симпатии Гюго.

Первая критика была неоднозначной. Роман полюбился читателям. О нём высоко отзывались многие писатели. К примеру, его очень ценил Толстой. Однако были и далеко не восторженные отзывы. В частности, «Отверженных» критиковали за сложность сюжета, кажущегося подчас хаотическим нагромождением событий.

Особенно ругали идеальных персонажей, на фоне которых казалось стыдным быть обыкновенным человеком. Впрочем, этим чертам романа есть объяснение. Сюжет идёт в определённом направлении и сходится воедино, несмотря на частые отступления и ответвления.

Герои же должны быть гиперболизированными. Первоначальным замыслом Гюго было создать не гимн революции, а религиозную притчу, историю о перерождении человека, исцелении души.   

Более поздние идеи тоже требовали ярких персонажей. Это не герои-люди, а герои-архетипы. Епископ Мириэль – святой. Вальжан – праведник, после встречи с епископом он всю жизнь придерживается чётких моральных правил и не поддаётся искушению.

Поистине тяжёлым внутренним испытанием для него становится только необходимость отпустить Козетту, свою названую дочь, единственного родного человека. Жавер – фанатик, он одержим правосудием, для него важно посадить Вальжана, беглого каторжника, несмотря ни на что. Он доводит до абсурда то, что должно нести добро и безопасность, и в своей вере он непоколебим.



1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта