ЧЕРТЕЖИ. Девятнадцатый век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу. Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов
Скачать 100.58 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Девятнадцатый век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу. Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов. Нравственная концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В. Гюго о человеческой жизни, как о непрерывной смене света и тьмы. Задача морального урока романа «Отверженные» поучения для писателя важнее реалистического анализа, ведь сам Гюго говорит в конце книги, что она имеет гораздо более важную цель, чем отображение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла. «Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях...— путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню... Исходная точка;— материя, конечный пункт — душа. В начале—чудовище, в конце ангел» . Задачу свою Гюго видел в том, чтобы возродить нравственные идеалы, утерянные обществом. Это делает роман Гюго не столько обличительным, сколько и проповедническим — миссионерским, благодаря чему «Отверженные» на Западе часто называли «современным Евангелием», как охарактеризовал его и сам Гюго. К моменту опубликования романа окончательно сложились взгляды Гюго на мир и человека — взгляды, которые легли в основу всего дальнейшего его творчества . Мир представлялся Виктору Гюго ареной ожесточенной борьбы двух извечных начал — добра и зла, света и тьмы, плоти и духа. Эту борьбу он видит везде: в природе, в обществе и в самом человеке. Исход ее предрешен доброй волей провидения, которому подвластно все во вселенной, от круговорота светил до мельчайшего движения человеческой души: зло обречено, добро восторжествует. В нравственном отношении мир расколот, но вместе с тем он един, ибо сокровенная сущность бытия состоит в прогрессе. Жизнь человечества, как и жизнь вселенной, — это непреоборимое движение по восходящей, от зла к добру, от мрака к свету, от уродливого прошлого — к прекрасному будущему. Накануне выхода «Отверженных» в одной из политических речей 1860 года Гюго говорил: «Прогресс есть не что иное, как выражение закона тяготения. Кто же смог бы остановить его? О деспоты, я бросаю вам вызов, остановите падающий камень, остановите поток, остановите лавину, остановите Италию, остановите 1789 год, остановите мир, устремленный богом к свету». Идеал красоты, добра и справедливости совпадает, добро и есть цель прогресса, путеводная звезда человечества: «Сегодня идеал — это еле различимая в высоте светящаяся точка»; но «среди всех чудовищных глыб мрака, грозно сгрудившихся вокруг него, он не в большей опасности, чем звезда в пасти туч». Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что многие вопросы об этом периоде остаются дискуссионными. Поэтому интересно проанализировать, как на данные исторические события смотрит их современник и исследователи. Из актуальности работы вытекает ее значимость. Попытка сравнить взгляды, разобраться в дискуссиях по вопросам истории Франции эпохи Реставрации является необходимой для понимания сути данного явления. Начало его отмечено печатью романтизма в литературе, который во многом сформировался под влиянием неудовлетворенности результатами французской революции. Однако основная часть данного сословия представлена клириками, содержащими огромные дворцы и экипажи, их богатство было сравнимо с драгоценностями высшей титулованной знати, а яства на их столе подобны пиршеству короля. Преувеличено, однако, не так уж далеко от правды. После Великой Французской революции положение церкви сильно изменилось. Многочисленные репрессии против духовенства, секуляризация земель церкви нанесли большой удар по престижу данного сословия. С реставрацией монархии им захотелось вернуть то, что у них было при старом порядке: землю, деньги, власть. Однако во Франции уже выросло поколение «людей первой республики», не знавших старого порядка и не желавших к нему возвращаться. Отсюда недовольство церковью, которая пыталась укрепить свои позиции. Дальнейшее творчество большинства европейских авторов оказалось тесно связанным с последующей политической жизнью, с наполеоновскими и антинаполеоновскими войнами. Политические всплески в России 20-40-х годов носят не менее значимый характер для страны. Цель данной дипломной работы: раскрыть жанровое своеобразие произведений Виктора Гюго «Отверженные» и Л. Н. Толстого «Воскресение», высказывания русского писателя о Викторе Гюго, решить проблему принадлежности их к определенному жанру, рассмотреть социальную тематике в романе В. Гюго, а также выявить жанровое влияние творчества Виктора Гюго на творчество Л. Н. Толстого (на примере вышеназванных произведений). Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. доказать, что Виктор Гюго повлиял и на русскую литературу 2. Разобраться в параллельных взглядов писателей 3. Провести сравнительный анализ вышеназванных произведений 4. Установить степень влияния французского автора на творчество Л. Н. Толстого 5. Выявить отношение к романам современников и критиков 6. Рассмотреть создание романа «Воскресение» и его место в творчестве Л. Н. Толстого 7. Осмыслить глубину, стиль художественного мышления, своеобразие творческого подхода Л. Н. Толстого. |