Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы.

  • Цель курсовой работы

  • Объект исследования

  • Методы исследования

  • Практическая значимость

  • Теоретические основы изучения характера в зарубежной психологии Динамика взглядов на характер в зарубежной психологии

  • Классификация характера в зарубежной психологии

  • Психология. ПСИХОЛОГИЯ курсовая Диагностика характера в зарубежной психологи. Диагностика характера в зарубежной психологии


    Скачать 88.39 Kb.
    НазваниеДиагностика характера в зарубежной психологии
    АнкорПсихология
    Дата25.03.2023
    Размер88.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПСИХОЛОГИЯ курсовая Диагностика характера в зарубежной психологи.docx
    ТипКурсовая
    #1014044
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    Тема: Диагностика характера в зарубежной психологии

    Курсовая работа


    Хабаровск, 2016
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3

    1. Теоретические основы изучения характера в зарубежной психологии 5

      1. Динамика взглядов на характер в зарубежной психологии 5

      2. Классификация характера в зарубежной психологии 16
    2. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi 27

    2.1 Организация, процедура и методика исследования 27

    2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 29


    Заключение 34

    Список использованных источников 36

    Приложение 38

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность проблемы. Исследованиями характера занимались и занимаются зарубежные психологические школы, выдвинуто множество теории относительно природы характера.

    В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характера, деления их на типы, основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему психики человека, до сих пор данная проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует множество подходов к исследованию характера и в настоящее время они продолжаются и не теряют своей актуальности.

    В последнее время люди всё больше проявляют интерес к различным методикам исследования особенностей и способностей личности, а также поведения индивида в различных ситуациях, такой повышенный интерес к данным исследованиям связан с необходимостью познания окружающих людей и самого себя, ведь знание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки людей, речь идет вовсе не о каких-либо глобальных исследованиях с большим количеством лабораторных приборов, а о современных и доступных методах, которые не требуют особо больших затрат времени и специализированных инструментов для исследования - это всевозможные тестовые опросники, состоящие из простых, доступных для понимания обычным человеком, вопросов.

    Цель курсовой работы: анализ опыта исследований характера в зарубежной психологии в сопоставлении с данными проведенного исследования.

    Задачи исследования:

    1. Провести теоретический обзор зарубежных литературных источников по различным подходам исследования характера.

    2. Протестировать студентов для диагностики личностных черт и типов темперамента.

    3. Выявить преобладающий тип темперамента, поведенческие особенности, стили поведения каждого, отдельно взятого студента;

    4. Выявить характеристику индивидуально-психологического склада человека, соответствующую ориентацию личности на мир.

    Объект исследования: характер индивида.

    Предмет исследования: характеристики и особенности характера у отдельных студентов.

    Гипотеза исследования: студенты, обучающиеся на факультете информатизации социальных систем, имеют выраженные черты экстраверсии и эмоциональной устойчивости, уравновешенность нервной системы.

    Методы исследования: для исследования применялась методика Г. Айзенка Epi (1963).

    База исследования: Хабаровский университет экономики и права.

    Выборка: студентов Университета, факультета информатизации социальных систем; количество человек – 20, из них: 16 – девушек и 4 – юноши, возраст -18-19 лет.

    Практическая значимость: изложенные в работеданные могут быть применены в организации диагностика характера с применением методики зарубежной психологии.

    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.



    1. Теоретические основы изучения характера в зарубежной психологии




      1. Динамика взглядов на характер в зарубежной психологии


    Характер является индивидуальным сочетанием устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь - в отношениях к профессии, людям, самому себе [6].

    Впервые термин характер ввел Теофраст (около 370-288 гг. до н. э.), обозначив им признак, примету, черту, особенность человека, он описал 31 характер по наиболее выраженной примете: «льстец», «болтун», «хвастун». Греческое «характер» – печать, чеканка, вмятина на монете. Теофраст впервые высказал предположение о том, что характеры людей отражают и выражают нравственную жизнь общества [2].

    В XVIII веке французские материалисты Дидро, Гельвеций, Ламетри, Гольбах, Робине рассматривали характер человека в неразрывной связи с условиями жизни, по их мнению, среда обуславливает характер человека, а воспитание - формирует характер.

    Наряду с материалистическими учениями о личности как природном существе, жизнь и характер которого определяются внешними условиями, возникают фаталистические теории наследственной предопределенности. Так большое распространение в XVIII веке получает "Физиогномика" Лафатера, который рассматривал характер человека как порождение судьбы и воплощение рока, считая, что на строении и выражении лица лежит печать наследственности.

    В определенных общественных кругах того времени пользовалась особой популярностью Френология Галля, сущность ее заключалась в том, что развитие черт характера связано с определенными участками строения черепа. Несостоятельность Френологии была в последствии доказана, но ее ликвидация не была ликвидацией биологического фатализма [12].

    Начиная с середины XIX века, с выделением психологии в самостоятельную науку проблема характера становится предметом специального исследования. Представитель английского эмпиризма Джон Стюард Милль впервые высказался о создании особой науки характерологии как ветви психологии. Эта особая наука первоначально называлась этология, потому что со времен Теофраста характер называли этос [8].

    Если иметь в виду, что этика - это наука о добре и зле, то мы уже получаем указание на тот смысл, который с самого начала вкладывался в обсуждаемое понятие — характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять, в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может. В зарубежной характерологии первой половины 20 века выделяют несколько направлений, представленных в таблице 1.
    Таблица 1 - Направления первой половины 20 века в зарубежной психологии




    Зарубежная характерология первой половины 20 века




    Кречмер, Пенде, Шелдон, Иенч

    Фрейд и его последователи

    Шпрангер, Фромм, Хорни

    Придают решающее значение биологической конституции и строению человеческого тела

    Придают решающее значение лежащим в основе природы человека подсознательным влечениям и инстинктам

    Пытаются определить характер особой имманентной направленностью личности на различные области культуры и общественной жизни


    Сторонники конституционально-биологического направления пытались вывести сущность характера из биологических основ: конституции, вегетативно-эндокринной и нервной системы.

    Так, Э.Кречмер считал, что темперамент, характер и способности связаны с особенностями внешнего строения и обусловлены химизмом тела. Причем, по его мнению, основополагающим понятием является конституция. Основываясь на эмпирических данных, он установил четыре постоянно повторяющихся главных типа строения тела, которые назвал астеническим, атлетическим, пикническим и диспластическим. Люди пикнического телосложения обычно среднего роста, с плотной фигурой, мягким широким лицом на короткой шее, к коротким конечностям, склонные к полноте. Астеническому сложению характерно вытянутое лицо, длинные ноги, тонкая фигура, узкие плечи. У атлетиков пропорциональная фигура, широкие плечи, сильная мускулатура [14].

    Кречмер выделял два рода темперамента: циклотимический и шизотимический. Пикническому типу соответствует первый род темперамента, астеническому, атлетическому и диспластическому - второй. Циклотимическиму темпераменту свойственна диатетическая пропорция колебания между состояниями веселья и печали, шизотимическому свойственна психолоэстическая пропорция колебания между раздражительностью и холодностью. Что касается третьей особенности темперамента - психического темпа, то циклотимическому свойственна колеблющаяся кривая между подвижным и флегматичным, шизотимическому - прыгающая кривая между тягучестью и подвижностью [16].

    Однако, Э.Кречмер, считая характер зависимым в первую очередь от конституции, не исключал и некоторого влияния психического воспитания, среды и переживаний.

    Наличие корреляции связи между конституцией тела и темпераментом подтвердил У.Шелдон. Он выделил три компонента телосложения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Термины произошли от названия зародышевых листков, так как предполагалось, что из андодермы (внутреннего зародышевого листка) развиваются внутренние органы; эндодермы (среднего зародышевого листка) развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды; из эктодермы (внешнего зародышевого листка) - волосы, ногти, рецепторный аппарат, нервная система и мозг.

    Типы У.Шелдона схожи по своему проявлению с типами по Э.Кречмеру. Так, эндоморфы - пикники по Э.Кречмеру, мезоморфы - атлетики, эктоморфы – астеники [12].

    Установлено, что эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия соответственно соотносятся с первичными компонентами темперамента - висцеротонией, соматотонией и церебротонией. По предположенным параметрам можно оценить выраженность у человека каждого из указанных компонентов отдельно. В том же направлении ориентированы работы С.Делингера. Он также пытался связать физические и психологические особенности людей. Получили распространение его психогеометрические типы: круг, прямоугольник, квадрат, зигзаг [12].

    Психоаналитическое или психодинамическое направление в характерологии объясняет характер человека, его действия и поступки, социальную жизнь в целом инстинктивными, бессознательными влечениями. Основоположник данного направления З.Фрейд считал, что младенец испытывает наслаждение в области рта при кормлении и анального отверстия при испражнении. В результате определенных жизненных обстоятельств эти зоны сохраняют свойства либидо в последующие годы, и, реализуясь в сублимированных реакциях, определяют особенности характера. Соответственно человек с анальными чертами характера стремится к накоплению денег, потому что он сублимирует подсознательное желание к задержке испражнения. Подсознательное желание людей с оральным характером, чтобы его кормили, сублимирует желание получить помощь, знания [14].

    Он выделял анальный тип характера, которым обладают в основном дети и либидозные типы: эротический, обсессивный (лат. obsessio - «осада», «охватывание») - навязчивое состояние, связанное с беспокоящими человека мыслями, чувствами, желаниями, периодически, в течение длительного времени возникающими у него и не поддающимися сознательному контролю), нарцистический, кроме этого, смешанные типы: эротически-обсессивный, эротически-нарцистический и нарцистически-обсессивный.

    В отличие от З.Фрейда, у которого на первый план выступают сексуальные влечения личности, его ученик К.Г.Юнг при создании типологии исходит из биологических установок (сознательных и бессознательных) самосохранения. Юнг рассматривал либидо как диффузную творческую жизненную силу, которая проявляется по-разному, например, в стремлении к власти [4].

    К.Г.Юнг различал два противоположных психических механизма или жизненных установки личности - экстраверсию и интроверсию. Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективные данные, как экстравертированный тип, но на субъективные факторы.

    Однако люди отличаются и по преобладанию одной их основных психических функций. По К.Г.Юнгу, это: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Результатом комбинаций двух видов личностных установок и их психологических функций являются восемь различных типов личности.

    Экстравертный мыслительный тип любое свое суждение строит на основе критерия, получаемого из внешних условий. Владея хорошим чувством реальности, он вносит ясность в эмоциональные ситуации. Они превосходные организаторы, справедливы и моральны. В своем крайнем выражении эти типы как подчиняются сами, так и подчиняют других. "Обязан" и "должен" - типично для них.

    Экстравертный чувствующий тип ориентирован объективными данными и обычно пребывает в гармонии с ними. Люди этого типа очень добродушны и быстро приобретают друзей. Они легко оценивают требования внешней ситуации и с готовностью жертвуют собой. У данного типа мышление всегда подчинено чувству.

    Экстравертный ощущающий тип имеет достаточно сильную сенсорную связь с внешним миром. Для данного типа характерно, то, что экстравертное ощущение превосходит все остальные функции. У них также хорошо развито ощущение объективных факторов. Они чаще обращают внимание на внешнюю сторону жизни, бывают безупречно и модно одеты, любят окружать себя изысканными вещами [12].

    Экстравертный интуитивный тип. Интуиция - это функция бессознательного восприятия. В экстравертной установке она направлена на внешние объекты и ими обусловлена. При доминировании интуиции мышление и чувство подавлены. Интуиция видит все как бы внутренним взором, он высматривает новые возможности, новые области для завоевания и подчинения. Данный тип хорошо проявляет себя в профессиях, связанных со способностью видеть возможности во внешних ситуациях, при этом их ориентация направлена в большей степени на людей, чем на предметы.

    Интровертный мыслительный тип. Мышление в интровертированной установке ориентируется на субъективный фактор. Люди данного типа склонны быть теоретиками. Их можно охарактеризовать как интенсивных, напряженных и сильных. Им свойственна ясность и точность. Они безразличны к мнению других, упрямы и неподатливы для каких-либо влияний.

    Интровертный чувствующий тип. Такой тип людей труден для понимания, он кажется холодным и равнодушным. Он ориентирован у внутренних образов, а не на внешние факторы. Образы интровертного чувства проявляются как ценность. Люди данного типа независимы и самостоятельны. Они склонны избегать больших собраний и вечеринок.

    Интровертный ощущающий тип. Ощущение у данного типа основано на субъективном компоненте восприятия. Люди такого типа производят впечатление спокойных, выдержанных и разумных. Они не способны к рациональным суждениям.

    Интровертный интуитивный тип. Интуиция ориентированна на психическую реальность. Интровертированая интуиция направлена на содержание бессознательного, вовнутрь и такие люди чаще встречаются среди пророков, поэтов и художников. Общаются они с трудом, ничего не доводят до конца. Такие люди пренебрегают обычными физическими нуждами и часто реальность для них не существует, они беззаботны и равнодушны к осязаемой реальности. Они верны не внешним факторам, а внутренним образам [10].

    Таким образом, Юнг и Фрейд стремятся показать, что личность, ее поведение и характер определяются не внешними условиями жизни, а внутренними свойствами.

    Более поздней типологией, в которой используются некоторые положения Г.Юнга, является типология Д.Кейрси. Согласно этой типологии, люди дифференцируются по четырем параметрам: экстраверсия - интроверсия, здравомыслие - интуиция, логичность - чувствование, рассудительность - импульсивность. В результате возможных сочетаний образуются 16 психологических портретов, которые объединяются в 4 темперамента: Эпиметей, Прометей, Дионисий, Апполон. Для Эпиметея характерно чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре; для Прометея - наличие духа научного поиска, стремление к власти над законами природы; для Дионисия - стремление следовать собственным импульсам; для Апполона - стремление к тому, чтобы быть самим собою, иметь ценность в собственных глазах [16].

    Идеологическое направление в характерологии представляют взгляды Шпрангера. Он считал, что каждый человек обладает определенным "предрасположением к переживаниям и действиям", обусловливающим его направленность. По мнению Шпрангера, направленности личностей соответствуют исторически сложившиеся культурные формы жизни человечества: экономика, наука, искусство, религия, государство, общество.

    Исходя из этого, он намечает шесть типов индивидуальных проявлений характера:

    1. Практик - с ориентацией на экономику. В поведении руководствуется принципом пользы.

    2. Теоретик. Для него главное - интеллектуальные построения, логические связи.

    3. Эстет. Наслаждается игрой жизни.

    4. Религиозный человек.

    5. Властный. Стремится к господству.

    6. Социальный.

    Психическое, по Шпрангеру, определяет социальную направленность людей, а не наоборот, как это происходит в действительности.

    Э.Фромм. особую важность в понимании проблемы характера придавал вопросам общественной жизни и утверждал, что поведение человека может быть понято в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он первым сформулировал теорию типов характера, в основу которой был положен социологический анализ того, как люди в обществе формируют социальный процесс и саму культуру. Он также считал, что личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и отношений.

    Общую совокупность черт характера для большинства людей Э.Фромм назвал социальным характером, который он отличал от индивидуального, чем одна личность отличается от другой [8].

    Характер социальный - совокупность существенных черт, свойственных определенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития в данной культуре.

    Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Характер - это форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции (посредством овладения вещами), и социализации (посредством отношений с людьми и с самим собой). Обе формы отношений не инстинктивно заданы, а открыты. Раз энергия проводится определенным способом, в поступке непосредственно выражается характер.

    Фромм (1947) выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума [2].

    1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

    2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

    3. Накапливающие (стяжательские) типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности — предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

    4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть».

    Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества — открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал «рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

    5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма (1968) видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера [6].

    По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму (1968) таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

    Следует согласиться с авторами Теории личности Зиглером и Хьелом, что, к сожалению, теория развития характеров Э.Фромма недоступна эмпирическому изучению.

    К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло?

    Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, по мнению многих психологов, более изученной и включающей в себя проявления характера.

    Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным.

    В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомним, что английское character означает «личность», «персонаж» (8, 11).

    Г. Оллпорт, один из создателей эго-психологии, несколько тавтологично, но выразительно писал: характер — это личность оцениваемая, а личность — характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человека, и, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.

    Если не всегда возможно определить водораздел между проявлениями характера и личности, то еще сложнее разделить характер и темперамент (8). В. Кречмер, сын известного психиатра Э. Кречмера, пользовался следующими дефинициями. Темперамент— это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характерже — это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе [3].

    Таким образом, характер является индивидуальным сочетанием устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь - в отношениях к профессии, людям, самому себе. В зарубежной психологии характерология начала развиваться в первой половине 20 века, где учеными было выделено несколько направлений



      1. Классификация характера в зарубежной психологии



    В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характера, деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться у людей, имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно, делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности) [4].
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта