Философия. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии
Скачать 19.17 Kb.
|
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика — это теория и метод познания действительности, учение об единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Каждая философская система ставит и решает два вопроса: «что» существует и как это «что» существует. Первый вопрос связан с бытием, субстанцией, материей и сознанием. Ответ на второй вопрос принято называть проблемой метода. Познавая мир, человек получает знания, однако они нужны не сами по себе, а для дальнейшего познания, преобразования мира с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. Знания, используемые человеком в своей деятельности, называют методом. Диалектику в качестве метода можно определить как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают разной степени общности (частные, общие и всеобщие) соответственно и методы можно разделить на частные (методы физики, биологии, химии и т. д.), общие, применяемые в нескольких науках, и всеобщие - философский метод, раскрывающий единые принципы бытия природы, общества и мышления. Всеобщий метод используется в каждом виде деятельности, во всех отраслях знания, обеспечивая общую программу деятельности. Диалектика и метафизика. Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием. Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?». В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии. У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой). Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично. Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой. Основные исторические формы диалектики. Стихийная диалектика Древней Греции.Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где высоко ценилось умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Его диалектика — это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая. Идеалистическая диалектика НКФ.Особое место в философии занимает идеалистическая диалектика НКФ. В ее рамках Кант исследовал логику познавательного процесса, вскрыв его антиномии (противоречия). Шеллинг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Основная заслуга Гегеля состояла в том, что он впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории (европоцентризм), ее логике и внутренних связях. Гегель сформулировал основные законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Материалистическая диалектика XIX века. Маркс и Энгельс освободили идеалистическую диалектику Гегеля от ее мистической формы, сохранив идею развития и превратив ее в инструмент философского исследований мира. В марксизме идея развития была использована при изучении общественных явлений, прежде всего, социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, эпох в развитии общества. Диалектика как теория и метод была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становлений нового общества. Материалистическая диалектика излишне политизирована и схематична, критична и революционна. По замечанию марксистов, «Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений». По Ленину «Диалектика – это живая душа марксизма. Основные категории диалектики. Представляют собой базовые термины, которые раскрывают главные смысловые характеристики и паттерны в развитии сущего. К ним также относятся начальные проявления логических форм мышления, в которых объектом служат паттерны развития. Изучая диалектику, также принято отдельно рассматривать «парные категории». Они являются соотносительными и отражают процесс развития через разные характеристики, которые отличаются от основных законов развития. К парным категориям относят группы вторичных диалектических законов. Диалектические категории принято классифицировать согласно разным позициям. Исходя из отображения процесса развития в контексте категорий бытия принято выделять некоторые паттерны, которые описывают специфику природного развития, а также развития общества и отдельных людей. Диалектические категории принято дифференцировать согласно критериям способности к отражению развития объективных мировых паттернов, познавательных процессов личности, совместно с его мышлением, либо практической деятельностью отдельных индивидов в контексте прогресса, либо регресса. Категории диалектики являются эффективными средствами для изучения практической деятельности, развития логики и методологической основой в профессиональных формах деятельности. Диалектические принципы. В философии принцип является основанием, которое является базой для всего, и на которую необходимо полагаться и чем пользоваться в процессе познания и практических формах науки. Принципы диалектики – это обобщенные категории науки, в которых изложены поступательные изменения, являющиеся взаимосвязанными в собственных системах организации сущего, в которых имеются исходные значения в мыслительных и практических областях активности. В основе их формулировки находятся диалектические категории и законы, которые выступают в качестве их обобщения. В качестве основных принципов диалектики принято выделять следующие: Принцип всеобщих связей. Принцип развития. Помимо них также есть и остальные диалектические принципы: детерминизм, противоречивость, количественно-качественное развитие сущего, преемственность, необходимость и другие. В основе их формулирования лежат конкретные диалектические законы, сформированные в ходе узнавания значимых признаков и сторон, изменений, появляющихся в бытии, совместно с ходом конкретизации характеристик в связях бытия. Концепция детерминизма и ее развитие. Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии.Зачастую вместо предиката "определяемость" в эту формулировку подставляют предикат "обусловленность", что придает самой формулировке двусмысленность, ибо создается впечатление, что детерминирующие факторы таким образом сводятся только к условиям, хотя последние при всей своей значимости являются лишь одним из этих факторов. Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa — причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.). Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма пост классического, диалектического по своей сущности. В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура) отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени. Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П. Лаплас в работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия. |