Курсовая работа Феномен счастья. Дипломная работа феномен счастья в восприятии подростков с легкой степенью умственной отсталости
Скачать 3.24 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» Факультет психологии Кафедра теоретической и прикладной психологии Дипломная работа ФЕНОМЕН СЧАСТЬЯ В ВОСПРИЯТИИ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Выполнила: Каргополова Татьяна Евгеньевна Бийск 2014 Оглавление Введение Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы счастья и субъективного благополучия у подростков с легкой степенью умственной отсталости 1.1 Проблема счастья и субъективного благополучия в зарубежной и отечественной психологии 1.2 Субъективное благополучие как аспект счастья Глава 2. Характеристика подростка с легкой степенью умственной отсталости 2.1 Характеристика умственной отсталости 2.2 Особенности подростков с легкой степенью умственной отсталости Глава 3. Экспериментальное исследование счастья и субъективного благополучия у подростков с легкой степенью умственной отсталости 3.1 Организация и методы исследования 3.2 Анализ результатов исследования 3.3 Рекомендации, направленные на повышение уровня субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью подростков с легкой степенью умственной отсталости Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Много веков человечество пытается найти ответ на вопрос «что такое счастье?». Множество философов и мыслителей искали ответ, давали свои определения и концепции. В современном мире эта проблема приобретает все большую актуальность, категория «счастья» рассматривается уже как научная, проводятся исследования и эксперименты по этой теме. В современной психологии счастье неразрывно связано с психологическим или субъективным благополучием и складывается из таких компонентов как, удовлетворенность своей жизнью, наличие позитивных эмоциональных переживаний и отсутствие проявления негативных эффектов. За рубежом психологические исследования по повышению качества жизни населения все больше становятся актуальными, приобретают стойкий, постоянный характер. Такие показатели как счастье и субъективное благополучие непосредственно связаны с данным критерием. На данном этапе развития общества преобладает тенденция по обеспечению лиц с инвалидность такими же условиями и возможностями что и нормально-развивающихся людей. Поэтому определённо важно исследовать уровень счастья населения, а также представления и о нем. Данные исследования должны проводиться не только у нормально-развивающихся людей, но и у лиц с проблемами в развитии. Это поможет повысить качество их жизни и соответственно будет способствовать их более успешной интеграции в общество. Умственная отсталость накладывает отпечаток на ощущение удовлетворенности своей жизнью, т.е. на ощущение счастья ребенка. Поэтому изучение уровня счастья и субъективного благополучия, дает возможность понять, каким образом у подростков с умственной отсталостью складывается представление о своем психологическом благополучии, удовлетворенности жизнью. Проблема счастья поднимается во множестве психологических трудов. Это такие ученые, как К.Э. Изард, М. Аргайл, М. Селигман, и многие другие. К сожалению, проблема счастья у детей с умственной отсталостью пока не рассматривалась ни в одних отечественных или зарубежных трудах. Цель: исследовать представление о счастье и уровень счастья и субъективного благополучия подростков с легкой степенью умственной отсталости. Объект: счастье, как психологический феномен. Предмет: восприятие феномена счастья подростками с легкой степенью умственной отсталости Задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы счастья и субъективного благополучия в отечественной и зарубежной психологии; 2. Выявить особенности в ощущении счастья и уровне субъективного благополучия у подростков с легкой степенью умственной отсталости; 3. Выявить особенности представления о счастье у подростков с легкой степенью умственной отсталости 4. Сравнить особенности в ощущении и представлении о счастье и уровне субъективного благополучия у подростков с легкой степенью умственной отсталости и у подростков с нормальным уровнем интеллекта. 5. Составить рекомендации, направленные на повышение уровня субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью подростков с легкой степенью умственной отсталости. Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существуют особенности в восприятии феномена счастья подростками с легкой степенью умственной отсталости, которое проявляется в представлении о счастье и уровне счастья и субъективного благополучия. В качестве методов исследования использовались: 1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические: тестирование (методика «Субъективное благополучие» М.В. Соколовой (автор адаптации), «Шкала субъективного счастья» С. Любомирски), методы сбора информации «Интеллект-карта» Т. Пьюзена, интервью. Обработка методик Интеллект-карта и интервью проводилась с помощью метода контент-анализа. 3) метод количественной и качественной обработки результатов. Экспериментальная база исследования – эксперимент проводился на базе КГБС (К) ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида» и МБОУ СОШ №3. Количество испытуемых: подростки с нормальным уровнем интеллекта – 20 человек и подростки с легкой степенью умственной отсталости – 20 человек. Всего 40 подростков возрастом 14-15 лет. Практическая значимость исследования – материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятиях по коррекционной педагогики и психологии. Апробация работы проводилась в следующих формах: Выступление 24.10.2013 г. на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Статья «Особенности представления о счастье у подростков с умственной отсталостью». Сертификат. Публикация статьи в сборнике «Обучение и реабилитация инвалидов: состояние, проблемы и перспективы». Материалы научно-практической конференции педагогических работников образовательных учреждений (Бийск, 17 октября 2013 г.) Структура исследования – дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 32 источника, приложения. Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы счастья и субъективного благополучия у подростков с легкой степенью умственной отсталости 1.1 Проблема счастья и субъективного благополучия в зарубежной и отечественной психологии Во все времена и все народы мира пытались ответить на вопросы о том, что такое счастье и что делает людей счастливыми или несчастливыми в процессе жизни. Это один из тех вечных вопросов человечества, который ставит перед собой каждое новое поколение людей, не соглашаясь или даже отвергая многое из того, что утверждали и говорили их предшественники. М.Е. Литвак говорит о том, что проблема счастья интересовала еще древнегреческих философов, так, по словам Аристотеля, счастье – это душа, которая живет в добродетели, так как добродетель тогда считалась неотъемлемой частью истинного счастья [14, с. 64]. 3а долгую историю человеческих исканий истины и сущности счастья были предложены множество его определений, выдвинуто множество теоретических подходов и концепций. Как отмечает М. Мольц, противоречивые взгляды и чрезмерный субъективизм в оценках и суждениях о счастье нередко порождали скептицизм в отношении возможностей его объективного, строго научного исследования [17, с. 62]. Э. Мэтьюз, считает, что многие из этих возражений и замечаний действительно имеют под собой реальные основания, поскольку сама природа счастья и его достижения – относительны [18, с. 39]. И.А. Джидарьян, как и многие другие исследователи отмечает, что проблема счастья никогда не переставала быть предметом научных изысканий и специальных исследований, попыток дать четкие, точно сформулированные положения, отвечающие требованиям и критериям научности [5, с. 13]. Интерес к данной проблеме особенно возрос во второй половине 60-х годов XX столетия, когда в западной и, прежде всего, в американской науке, стали активно проводиться социально-психологические, в том числе и экспериментальные исследования различных аспектов счастья и удовлетворенности жизнью. Но, как отмечает И.А. Джидарьян, в отличие от большинства работ предшествующих лет, содержащих преимущественно теоретические рассуждения о том, что есть счастье и как его достигнуть, в этих эмпирических исследованиях акцент был сделан на разработку и обоснование научного инструментария его исследования, предусматривающего специальные методические приемы [5, с. 34]. Л.Я. Глозман говорит о том, что нравственная проблематика счастья в различных своих аспектах возникла и активно разрабатывалась еще в древнегреческой философии (Платон, Сенекка, стоики и др.). Однако, ее дальнейшее развитие, а так же возможность огромного влияния на культуру и сознание европейских народов оказались непосредственно связанными с христианским вероучением [4, с. 21]. С.Д. Руфф говорит о том, что определение «счастья» встречается и у поэтов, где чаще всего воспринимается как мечта, как идеал – «счастия искали, счастья не нашли» (К. Бальмонт) - или, в лучшем случае, как отдельные мгновения и быстротечные эпизоды жизни - «радость короткая» (С. Есенин) - которые трудно и невозможно удержать [29, с. 8]. В современной психологической науке термином «счастье» обозначается такое психологическое состояние человека, когда он испытывает чувство полной удовлетворенности от своей жизни. Нужно отметить и то, что в жизни нередко случается так, что присутствуют, казалось бы, все внешние атрибуты счастья, достигаются все поставленные цели, реализуются все возможные и невозможные желания, но счастливым человек, увы, не становится. И здесь многое объясняется внутренним моральным чувством. И.А. Джидарьян проводил экспериментальное исследование: на вопрос «Счастливы ли Вы?» многие испытуемые, рядовые граждане страны, вместо прямого ответа «Да, я счастлив», предпочитали для себя более смягченный вариант, например, «Я, скорее, не несчастный человек» [5, с. 34]. Как отмечают многие исследователи (Мэтьюз Э., Гозман Л.Я., Селигман М. и др.), с точки зрения западного образа жизни и его менталитета, особенно американского существует тенденция к преувеличению «счастливых ответов», это объясняется тем, что у них для того выглядеть счастливым, надо постоянно «чувствовать себя на высоте» и всегда улыбаться. И неважно, как на самом деле обстоят дела, и что в это время происходит у тебя в душе. Иначе можно быстро потерять необходимый кредит доверил и уважения со стороны сослуживцев и знакомых, лишиться шансов на успешную карьеру и высокое положение в обществе [4, с. 36]. Что касается российского общества, согласно исследованиям Р.М. Шамионова, высокий процент несчастливых и неудовлетворенных жизнью людей, по сравнению с западными, может объяснятся объективными факторами, такими, как: низкий уровень жизни, моральный и духовный кризисы общества и т.д. Влияние объективных факторов на удовлетворенность жизнью является существенным, но также, отмечает автор, является важным и субъективное ощущении счастья и удовлетворенности, на которое оказывает влияние культура и традиции народов, у которых в процессе совместного исторического существования и сформировались некоторые общие представления о счастье-несчастье, определенный уровень жизненных запросов, свои различия в точках отсчета, оценивания, сравнений [32, с. 51]. Согласно проведенным исследованиям, парадокс состоит в том, что человек никогда не испытывает чувство абсолютного счастья, то есть он никогда не бывает абсолютно счастливым, ему всегда чего-то не хватает. Попросту говоря, счастье – это что-то, чего нет сейчас, но чего очень сильно хочется. Например М. Мольц, говорит о том, что счастье — это мечта, и как только мечта соотносится реальностью, счастье куда-то пропадает. Таким образом, человек сам создает для себя радость тем, что мечтает и осуществляет свои мечты в реальность, тем самым управляя собственным счастьем [17, с. 54]. Большой вклад в изучение феномена счастья внес психолог Мартин Селигман, который создал направление, призванное помочь человеку на пути к счастью. Свои взгляды он изложил в книге «Новая позитивная психология». Мартин Селигман вывел формулу счастья. Это: С=У+З У – унаследованный уровень «счастливости». О – обстоятельства жизни. З – факторы, зависящие от человека. Изучив все многообразие религиозных и культурных памятников, ученый пришел к выводу, что существует шесть общих для всех народов добродетелей, это: мудрость, мужество, любовь, гуманизм, справедливость, умеренность и духовность. И только развивая и реализуя эти качества, считает Мартин Селигман, человек может достичь истинного счастья [31, с. 105]. Большую работу в изучении психологии счастья проделал английский ученый М. Аргайл. Он определяет счастье как состояние переживания и оценивания человеком своего прошлого и удовлетворенности им. Среди факторов, влияющих на счастье, исследователь называет: социальные связи, материальное положение, эмоциональный фон, досуг, здоровье, самооценка, осмысленность жизни. Менее значимыми для ощущения счастья, по мнению М. Аргайла является возраст, пол, религиозная удовлетворенность [1, с. 33]. В психологической науке существуют два подхода к определению сущности счастья. Это объективное и субъективной понимание психологии счастья. Объективный подход психологии счастья основывается на зависимости счастья личности от внешних факторов (этинический, политический, социальный и т.п.). Субъективный подход психологии счастья основывается на зависимости счастья от субъективных факторов (уровня притязаний, психологических особенностей личности и т.п.). В рамках данного подхода понятие счастья приравнивается к понятию субъективного благополучия [14, с. 55]. Но, в последние десятилетия ученые все же пришли к выводу, о двойственной, субъективно-объективной природе феномена счастья. Ведь, как утверждает М. Аргайл, в феномене счастья в равной степени заложена как объективная зависимость (бытийная, связанная с условиями и обстоятельствами жизни человека), так и субъективная (связанная с внутренним миром человека и определяющая его восприятие жизни, отношение к ней, её смысловое принятие). Поэтому, считает автор, актуально понимать счастье, как совокупность объективного блага и как субъективного переживания [1, с. 70]. В процессе изучения психологии счастья учеными были выделены функции счастья, т.е. то, какую роль играет ощущение счастья для человека. Э. Мэтьюз прежде всего выделял, так называемую, психологическую функцию, т.е. счастье, как чувство психологического комфорта и благополучия предполагает уверенность в себе, в своей необходимости окружающим, довольства собой и окружающими, а так же понимании жизненного смысла – все это сопровождается ощущением энергии и силы и порождает чувство свободы и легкости. Следующей функцией счастья была названа его социальная роль. Это означает, что счастливые люди (или люди, ощущающие себя таковыми) лучше адаптированы к условиям окружающей среды, они более коммуникативны и способны без труда устанавливать положительные контакты. Далее, ученые называют биологическую функцию счастья. Если человек счастлив, как подтверждают экспериментальные исследования, все его органы и системы функционируют легко и свободно, а разум и тело находится в гармонии. Так, например, радостные ощущения во время болезни способствуют ускорению процесса выздоровления [18, с. 18]. Нужно отметить, что В. Шутц, А.Х. Маслоу, К.Р. Роджерс и др. как один из главных способов достижения счастья называют самореализацию. Так, утверждают они, человеку, чтобы быть счастливым нужно просто самореализоваться в жизни [31, с. 104]. И.А. Джидарьян в своих исследованиях говорит о том, что в настоящее время в современной науке существует несколько теория счастья. Телическая теория, ее последователями являются А.Х. Маслоу и Г.А. Мюррей, они говорят, о том, что ощущение счастья появляется у человека лишь тогда, когда достигается поставленная цель и удовлетворяются потребности. Теория наслаждения и боли, в рамках которой, исследователь В. Татаркевич говорит о том, что счастье это наслаждение, а несчастье – боль. Нисходящая и восходящая теории, приверженцем которой, является Дж. Локк. Он говорит о том, что счастье это совокупность всех счастливых моментов жизни человека. А так же о том, что человек счастлив, когда оптимистично настроен и несчастлив – когда пессимистичен. Теории сравнения. Суть этих теорий заключается в том, что счастье определяется как результат сравнения актуальных условий и принимаемых личностью норм (Р. Брикман). В основе ассоциативных теорий лежит связь счастья и свойств темперамента личности. Теории деятельности. М. Чиксентмихали говорит о том, что счастье – это сопутствующий продукт человеческой деятельности. То есть человек счастлив, если деятельность приносить ему удовлетворение. А это происходит тогда, когда способности личности соответствуют способностям, необходимым для выполнения той или иной деятельности [5, с. 43]. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что многочисленные определения счастья и существование множество теорий его понимания лишь доказывают, что данная проблема остается актуальной по сей день. И феномен счастья требует дальнейшего изучения и обобщения уже имеющихся исследований. 1.2 Субъективное благополучие как аспект счастья В 1973 году впервые в периодической литературе по психологии появилась категория субъективного благополучия. В 1976 году, ученые Эндрюс и Уайтни определили субъективное благополучие как удовлетворенность жизнью. Они сделали вывод о том, что субъективное благополучие тем выше, чем меньше отрицательных эмоций [1, с. 37]. Были названы факторы, влияющие на уровень субъективного благополучия, среди которых: оптимизм, социальные связи, брак, наличие интересной работы, религия и духовность, свободное время, хороший сон и физическая форма, социальное положение, субъективное здоровье [1, с. 38]. В имеющихся по данной проблеме исследованиях, субъективное благополучие рассматривается как самостоятельное явление, подходы к которому зависят от теоретической позиции исследователя и задач исследования. Например, Н. Брандбурн, описывая содержание и структуру субъективного благополучия, обращает внимание на то, что значительную роль в определении данного явления играет соотношение позитивно и негативно окрашенных аффектов и именно различие между позитивными и негативными аффектами определяет общее ощущение удовлетворенности жизнью и переживание благополучия [1, с. 39]. Е. Диенер говорит о трехкомпонентной структуре субъективного благополучия, в которую входят: удовлетворение, приятные эмоции, неприятные эмоции. По мнению E. Диенер, субъективное благополучие включает в себя когнитивную оценку различных сторон жизни и эмоциональное самопринятие, а переживание субъективного благополучия сопоставимо с переживанием счастья [1, с. 40]. Некоторые исследователи субъективного благополучия отмечают, что не всегда субъективное благополучие можно отождествлять со счастьем. Так, по словам О.А. Савельевой, для некоторых культур и людей субъективное благополучие выражается, в первую очередь, не через переживание счастья и эмоционального комфорта, а через наличие цели и осмысленности жизни [26, с. 31]. C.Д. Руфф обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни; отношения с другими, выраженные заботой и доверием; способность следовать собственным убеждениям; способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность); наличие целей и занятий, придающих жизни смысл; чувство непрекращающегося развития и самореализации [1, с. 40]. Истоки теоретической позиции C.Д. Руфф берут начало с этики Аристотеля, признающей критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Л.В. Куликов раскрывает психологическое благополучие через четкое взаимодействие психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Именно через настроение, по мнению Л.В. Куликова, субъективное благополучие как многомерное, особо значимое переживание оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида [1, с. 41]. Р.М. Шамионов рассматривает субъективное благополучие как состояние динамического равновесия, которое достигается разнонаправленными переживаниями удовлетворенности в различных сферах жизнедеятельности. Согласно исследованиям данного автора, основным параметром в структуре благополучия выделяется принадлежность к группе, а само субъективное благополучие имеет активное начало [26, с. 105]. На данное исследование опирается О.С. Савельева в своей работе, в которой рассматривает субъективное благополучие как интегральное социально-психологическое образование, которое включает в себя отношение человека к себе и к своей жизни и несет в себе активное начало, способствующее постоянному поиску себя, саморазвитие, стремление к самореализации [26, с.31]. О.А. Савельева так же указывает на то, что субъективное благополучие детей и подростков оказывает влияние на различные параметры их психического состояния, настроение, самоотношение, успешность учебной деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, толерантность, коммуникативные характеристики [21, с. 31]. Согласно И.А. Джидарьяну, на переживание эмоционального комфорта, благополучия, счастья и полноты жизни большое влияние оказывает то, как человек воспринимает себя в качестве члена общества, какое место в нем он занимает, как он - оценивает процесс самоутверждения в окружающем мире, как он ощущает или понимает смысл жизни [5, с. 36]. Л.Я. Глозман отмечает, что переживание благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, можно объяснить, обращаясь к его состояниям. Сегодня же все больше выдвигается на передний план необходимость анализа личностных, социокультурных, социально-психологических аспектов благополучия, поскольку оно, как утверждает автор, зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса различных внутренних и внешних составляющих [4, с. 82]. Согласно исследователям, изучение факторов субъективного благополучия предполагает выявление внешних, социальных, культурно-исторических и внутренних, социально-психологических, собственно личностных и индивидных образований и их вариаций, оказывающих влияние на его уровень [4, с. 83]. М. Селигман, говорит о том, что рассмотрение субъективного благополучия личности в этнопсихологическом аспекте включает совокупность исследований, направленных на выявление этноспецифичных факторов благополучия, с одной стороны, и влияния благополучия на межличностную и этническую толерантность, – с другой. Отдельно называется проблема субъективного благополучия как критерия различных видов деятельности и взаимоотношений, а также комфортности пребывания в каких-либо группах [27, с. 110]. И.А. Джидарьян выделяет этноспецифичность факторов благополучия, которая, как он считает, переплетается с их универсальностью, поскольку имеются и общие для всех лиц, проживающих на соответствующей территории, в соответствующем государстве его основания. Из этого следует необходимость выявления тех социально-психологических особенностей личности, которые формируясь в процессе различных (частных) «социализаций», становятся соответствующими его катализаторами [5, с. 39]. В рамках исследования счастья и субъективного благополучия, М. Аргайл делает акцент на том, что социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. Ведь в процессе социализации форм6ируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сам человек и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений личности, говорит М. Аргайл, складывается на основе ее представлений, которые и задают некую систему, в которую она помещает все наиболее важные, значимые события. Эта система включает внутренние и внешние факторы, динамичные во времени и образующие единства, в которых они могут соотноситься, противоречить или совпадать [1, с. 53]. В.Н. Мясищев говорит о психологическом смысле отношения, который заключается в том, что оно является одной из форм отражения окружающей действительности. Бытие, пишет автор, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую преломляются все воздействия, которым подвергается живой человек [20, с. 107]. Исследователь говорит о субъективности в плане восприятия, понимания всего происходящего в жизненном поле субъекта, включая и его самого. Система отношений личности становится катализатором восприятия микро- и макросоциальных явлений. Соответственно, эмоционально-оценочные отношения, которые развиваются на основе сопоставления результатов удовлетворения потребностей, социально-психологической деятельности с критериями выступают важным фактором и основанием субъективного благополучия личности. Объективные критерии подвергаются внутренней обработке, они изменчивы, их изменения обусловливаются не только объективными причинами, но и субъективными, среди которых выделяются достижения в области деятельности и уровень личностной зрелости человека [20, с. 108]. Так же одним из факторов субъективного благополучия, И.А. Джидарьян называет членство в группах. Прежде всего, это относится к малым группам. В зависимости от значимости членства в них, удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением, отношениями, групповыми феноменами и процессами является важным параметром в структуре благополучия. Возможно, как считает автор, первичные группы несут в себе гораздо более сложный комплекс позитивных и негативных явлений, оцениваемых как таковые и тем самым, способствующие формированию удовлетворенности или неудовлетворенности, хотя, как отмечают исследователи, удовлетворенность не всегда адекватно может служить критерием психологического климата в подобных группах. В исследованиях западных психологов, например, установлена прямая связь между удовлетворенностью жизнью и наличием семьи, которая, очевидно, и выступает группой поддержки [5, с. 46]. В результате анализа имеющихся исследований вытекает закономерность: изменение уровня удовлетворенности и субъективного благополучия в целом может произойти в результате изменения ситуации, ее восприятия, изменения критериев, притязаний, ценностных ориентаций личности и т.д. При этом необходимо понимать, согласно М. Аргайлу, что субъективное благополучие – это не переживание абсолютного счастья или удовлетворенности всего и всем. Говоря языком психологии состояний, это состояние динамического равновесия, которое достигается разнонаправленными по валентности переживаниями удовлетворенности в различных сферах жизнедеятельности, когда на уровне состояния неудовлетворенность одной сферой компенсируется удовлетворенностью в другой, а на уровне внутренней динамики, неудовлетворенность создает определенную зону напряжения, которая становится движущей силой развития, а удовлетворенность – зону разрешения [1, с. 94]. Итак, субъективное благополучие связано с эмоциональным равновесием и преобладанием положительно окрашенных эмоций, настроения, которые, в конечном итоге, складываются в переживание общей удовлетворенности жизнью. Субъективное благополучие затрагивает отношение человека к себе и включает в себя чувство собственного достоинства, чувство непрекращающегося развития и самореализации. Отношения с другими людьми, пронизанные заботой и доверием, эффективность межличностного взаимодействия, чувство принадлежности к группе также имеют отношение к феномену субъективного благополучия. Таким образом, счастье и субъективное благополучие определяется исследователями по-разному, но можно выделить некоторые общие для многих из них позиции. Исследователи стремятся понять причины счастья и субъективного благополучия и порождающие их психологические процессы. Согласно имеющимся исследованиям для оценки счастья и субъективного благополучия отдельной личности необходимо проанализировать те условия бытия конкретного человека, которые отражаются им и которые становятся основанием для изменения внутренних оценок благополучия. Так же немаловажно учитывать систему эмоционально-оценочных отношений человека к себе и окружающей его действительности. Социальные факторы не всегда оказывают прямое, непосредственное влияние на удовлетворенность жизнью, на переживание эмоционального комфорта, благополучия, счастья и полноты жизни. Эти переживания в основном, утверждают отечественные и зарубежные психологи, зависят от того, как человек воспринимает себя в качестве члена общества, какое место в нем он занимает, как он оценивает процесс самоутверждения в окружающем мире, как он ощущает или понимает смысл жизни. |