Дипломная работа исправление звукопроизношения при сигматизме свистящих у детей старшего дошкольного возраста с дислалией работу
Скачать 452.5 Kb.
|
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СИГМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ 2.1. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель констатирующего этапа: выявить уровень нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего возраста с дислалией. Нами был изучен ряд методик, направленных на выявления нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста (Л.Г.Кобзарева, Т.И.Кузьмина, Р.И. Лалаева, Л.В.Венедиктова). Из этого ряда методик была выделена методика Г.А.Волковой, так как она является модернизированной и рекомендованной к обследованию детей – логопатов в соответствии с современными требованиями коррекционного образования. Методика представляет собой достаточно сложную схему дифференцированной диагностики детей дошкольного возраста с речевой патологией. Нами была сделана выборка, включающая задания на выявление нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста [ 42,43,712]. Задание 1 Повторение слоговых рядов. Цель: выявление состояния слухового внимания и памяти, фонематического восприятия. Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной: СА-ЗА-СА; ЗА-СА-ЗА и т.д.» Слоговые ряды составляются с включением оппозиционных (ТА-ДА) и сходных по звучанию и артикуляции звуков (ЦА-ЗА). Задание 2 Выделение согласного звука на фоне слова. Цель: выявление умения выделения звука из слова Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С», «Ц», «З» в словах: сани, коза, сошка, посуда, цапля, почка, лось». Задание 3 Определение фонематического представления Цель: выявление способностей подобрать слово на заданный звук. Инструкция: предлагается ребенку подобрать слово на заданный звук « Назови слово со звуком (С),(З),(Ц). Из предложенных картинок предлагается отобрать те картинки, в которых есть данный звук. Например:, на звук (С): самолет, стакан, сыр, сумка, сосна. и др. Задание 4 Подбор пар картинок, названия которых отличается одним звуком. Цель: выявление способности к звуковому анализу и сравнению. Инструкция: «Я покажу тебе картинку, а ты выбери из этих картинок ту, название которой отличается только одним звуком. Например: РОСА – РОЗА». В данной методике не предусмотрена система оценивания, поэтому мы разработали свои критерии оценивания ориентированные на программу обучения детей ФФНР Г.А Каше. 3 балла - ребенок выполнил задание правильно, быстро, самостоятельно; 2 балла - ребенок выполнил задание с ошибками, медленно, с использованием помощи взрослого (наводящих вопросов, повторов) 1 балл – задание выполнено неверно, ребенок не понимал инструкцию, даже после повтора. Общий балл складывался из суммы баллов оценки за каждое задание. Таким образом, максимальный бал из 5-и заданий составил - 15 баллов, минимальный- 5 балла. При этом учитывались такие показатели как правильность и самостоятельность выполнения работы. В соответствии с этим были определены следующие уровни. 1- уровень -- 9- 12 баллов, звукопроизношение свистящих звуков сформировано; 2- уровень--5-8 баллов, звукопроизношение свистящих звуков недостаточно сформировано, его процесс неустойчив; уровень—1-4 балла, звукопроизношение не сформировано, фонематическое представление находиться на очень низком уровне или также не сформировано. Для изучения состояния исследуемого вопроса были отобраны следующие методы исследования: Наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности; Беседа с воспитателем с целью выяснения особенностей детей; Изучение методической документации (индивидуальных карт развития); Изучение документации воспитателя (перспективных и календарных планов работы) Изучение предметно- игровой среды группы. В группе, в состав которой входят дети 6 лет, т.е. по возрасту подлежащие обучению в старшей и подготовительной к школе группах. Дети однородны по возрасту, но уровень физического развития в основном средний. В группе часть детей испытывает трудности в обучении. В основе этих трудностей лежит снижение познавательной активности, неумение удерживать внимание. Некоторые ребята недостаточно дисциплинированы, не всегда быстро организуются на какую-либо деятельность. В основном в свободное время в группе преобладают игры с конструкторами, строителями, сюжетно-ролевые игры, а также занятия рисованием, часто детьми организуются подгруппы по интересам. Изучение медицинской документации показало, что в группе есть дети, в анамнезе которых отметки об отклонении в нарушении звукопроизношения. Вследствие этого страдает познавательная сфера, что обуславливает трудности в звукопроизношении свистящих звуков. Анализ перспективного плана показал, что работа по исправлению нарушений звукопроизношения включена в некоторые занятия по развитию речи в форме проведения дидактических игр. В календарных планах также не прослеживается систематическая подгрупповая или индивидуальная работа в этом направлении; имеются лишь отдельные темы с воспитанниками по исправлению звукопроизношения звуковой культуры (уточнение артикуляции отдельных звуков, работа над выразительностью чтения стихов при подготовке к праздникам). Как следствие, при таком подходе у детей имеются только отрывочные знания о звуках, о составе слова. В группе имеется книжный уголок, учебная зона, конструкторы, крупный строитель, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Большинство настольно-печатных игр направлено на развитие логического мышления и логической памяти. Есть речевые игры, направленные на развитие связной речи и несколько игр на звукопроизношение. Таким образом, изучение предметно-игровой среды выявило недостатки в ее организации и помогло нам определиться в направлении дальнейшей работы. Далее мы приступили к процедуре обследования детей. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного Центра развития ребенка №53 «Радость» в течение трех месяцев. Для проведения экспериментальной части исследования у старших дошкольников мы отобрали группу детей в количестве 5 человек (приложение № 1). Критерием отбора послужило логопедическое обследование детей группы, которое было проведено логопедом Центра развития ребенка №53 «Радость» Хильченко Т.А. в октябре 2008 года. Ею была выделена группа в количестве 5 человек. В неё входили дети, имеющие незначительные нарушения звукопроизношения (неточность артикуляции некоторых звуков), обусловленное недостатками звукопроизношения. Для определения уровня нарушений по звукопроизношению у детей экспериментальной группы была использована методика Волковой Г.А. Результаты обработки и анализа полученных данных отображены в таблице №1. Таблица № 1 Результаты констатирующего этапа эксперимента Уровень нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (по результатам констатирующего эксперимента)
Количественный анализ данных, представленных в таблице №1, позволяет сделать вывод о том, что 5 детей экспериментальной группы имеют второй уровень нарушений звукопроизношения. Это выражается в том, что дети, имеющие сумму в 7 -8 баллов, испытывают трудности в выполнении двух или трех заданий, например: в повторении слоговых рядов и выделении согласного звука на фоне слова, (Илья, Миша), испытывают затруднения в подборе картинок, название которых отличается одним звуком (Саша, Миша, Павлик, Вася). У остальных детей, также имеется нарушение звукопроизношения, с некоторыми заданиями дети справились и получили по 3 балла «Определение фонематического представления» (Илья, Миша, Павлик), но они допускали ошибки в других заданиях, темп их работы был значительно медленнее, они нуждались в постоянной стимулирующей или направляющей помощи экспериментатора. Количественный и качественный анализ данной диагностики будет отображен в гистограмме. Показатели выполнения заданий мы представили в гистограмме № 1. Гистограмма № 1 Рис. 2.1.2. Уровень нарушений звукопроизношения детей старшей группы (экспериментальная группа) Результаты обследования указали на недостаточную сформированность у детей таких признаков, как состояние слухового внимания и памяти, фонематического восприятия. Выявленные недостатки позволили нам наметить индивидуальную работу, направленную на исправление звукопроизношения у старших дошкольников. При организации индивидуальной работы нам было необходимо учитывать психолого-педагогические особенности каждого ребёнка экспериментальной группы. Имеющиеся результаты анализа документации, а также недостатки организации педагогической среды группы указали на необходимость создания таких педагогических условий, при которых формирующая работа даст положительную динамику в развитии детей экспериментальной группы. Для этого необходимо было спланировать формирующую работу с опорой на знания индивидуальных психологических особенностей детей экспериментальной группы и уровень их подготовленности к исправлению звукопроизношения. 2.2. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ СИГМАТИЗМА СВИСТЯЩИХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ Исходя из данных, полученных в результате экспериментальной работы, нами была определена цель формирующей работы: повысить уровень исправления звукопроизношения у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством моделей, дидактических и подвижных игр и упражнений. На этом этапе были определены следующие задачи: Подобрать и систематизировать игры и упражнения, направленные на исправления звукопроизношения у старших дошкольников с нарушениями речи. Разработать поэтапную технологию формирования звукопроизношения у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Основными условиями, обеспечивающими постановку любого звука, являются знания правильного уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, формы нарушенного произношения, а также методов и приемов коррекции звукопроизношения и умения их проведения. Образ правильного уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука формируется при помощи моделей артикуляции звуков, построение которых осуществляется, основываясь на знании правильной артикуляции и имеющегося артикуляционного профиля. Определив форму нарушенного произношения, мы подобрали соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики и упражнения для развития фонематического слуха, а также приемы постановки. При описании приемов коррекции звукопроизношения мы использовали рекомендации по постановке звуков, предложенные в исследованиях Б.М. Гриншпуна, Л.Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р.И. Лалаевой, Ф.Ф. Pay, E.H. Российской, Степановой, М.Ф. Фомичевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чевелевой. Большую помощь в материализации звуков сослужили модели артикуляции звуков (см. приложение). Модели, упрощенно повторяя артикуляцию губ, положение языка, работу голосовых складок, служили хорошей наглядностью, а, «неся» в себе характеристику звука, служили и подсказкой, зрительной опорой, «разъясняющей», что надо делать. Ребенок с первого показа запоминал модели еще и потому, что они адекватны артикуляции губ, положению языка в момент произнесения звука. Таким образом, возникает связь: модель помогает запомнить уклад органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, а положение губ, языка, участие или неучастие голоса помогают вспомнить модель. Модели артикуляции звуков дают возможность правильного восприятия речевых звуков, что является важнейшим элементом работы как при коррекции произношения отдельных звуков, так и при введении новых звуков в речь. На первом этапе обучения выдвигается задача выработать правильные, сознательно усваиваемые детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука. В период постановки звуков с применением моделей артикуляции звуков дошкольники учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых сочетаниях. В период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализировать весь звуковой состав слова. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. В.М. Акименко разработана схема постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков (см. приложение). Введение моделей позволило улучшить представление детей о звуковом составе языка, способствовало формированию устойчивого различения звуков. В связи с тем, что у Васи боковой сигматизм работали по следующим этапам. В подготовительном этапе проводили артикуляционные упражнения: «Качели», «Фокус», «Вкусное варенье», «Лопаточка», «Маляр», «Приклей конфетку», «Накажем» непослушный язык», «Почистим зубы», «Горка», «Киска сердится» и т.д. При этом следили, чтобы боковые края языка работали одинаково. Основная цель этих упражнений в укреплении боковых краев языка. Для этой цели хорошо подходит упражнение «Oxотник идет по болоту». Мы говорим: «Охотник в больших резиновых сапогах идет по болоту, под ногами у него хлюпает вот так»; ребенок зажимает широкий кончик языка зубами, при выдыхании воздуха (воздушная струя идет по бокам), равномерно ударяем указательными пальцами обеих рук по бокам щек. Слышится хлопающий звук. Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка» и т.д. Для воздушной струи. При боковом произношении воздушная струя не идет посередине языка. При выполнении упражнений на развитие воздушной струи можно придерживать боковые края языка зондом в форме вилки. Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков «И» и «Ф». Когда ребенок правильно станет произносить звук «И» попросить пустить «ветерок» по языку, слышится звук «С». Затем прикусить и при этом пропустить воздушную струю по языку. В случае бокового сигматизма можно при постановке звука воспользоваться зондом для постановки звука «С». У остальных ребят – межзубный сигматизм. Использовали следующие артикуляционные упражнения: Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка» и т.д. Упражнения для языка: «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Киска сердится», «Чашечка», «Фокус», «Приклей конфетку» и т.д. Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с бабочками, подвешенными на нитке и т.д. Для развития подвижности мышц кончика языка проводили массаж. Для этой цели брали салфетку и массаж осуществляли через нее, при этом пользовались следующими движениями: - вращение кончика языка; - перетирание, растирание, разминание кончика языка; - вибрирующие движения указательным и большим пальцем; - покручивание языка. Для работы по формированию звукопроизношения мы взяли за основу технологию (последовательность) Л.Е.Журовой, но, учитывая то, что эта работа будет проводиться с детьми, имеющими нарушения речи, внесли в нее коррективы – некоторые шаги в работе были заимствованы из методики Г.А.Каше. Мы посчитали целесообразной реализацию данной технологии с самого начала, т.е. с её первого этапа в виду наличия у детей значительных пробелов в этом направлении. Мы планировали, что разучивание новых игр на последующих этапах будет проходить параллельно с использованием в игровой деятельности детей уже знакомых, разученных дидактических игр на первом этапе формирующей работы. Тем детям, которые будут затрудняться в проведении игр, планировалось оказание различных видов помощи: стимулирующей, направляющей или обучающей. [26,15,9,10] Для осуществления системной работы предусматривалось проведение индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формы работы. В содержание занятий включались дидактические игры и упражнения, направленные на исправления звукопроизношения. В ходе экспериментальной работы мы постоянно опирались на индивидуальные особенности испытуемых: их возраст, психическое и физическое состояние. 1 этап. Повторение слоговых рядов. На этом этапе были проведены игры «Громко, шепотом», «Морзянка». Знакомство с первой игрой «Морзянка» произошло в свободное от занятий время фронтально со всеми детьми экспериментальной группы. Детям предлагалось сначала вместе, затем самостоятельно произнести фразы: «СА- СА- СА, СА-СУ-СЫ, ЗА-ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ-ЗУ, ЦА-ЦА-ЦА, ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ. Затем было предложено детям проговорить слоговые ряды в чистоговорках, потешках, считалках) (приложение № 2). Эта игра вызвала у всех детей живой интерес. Двое детей выполняли задание с ошибками с использованием помощи. А Саше, Мише, Васе потребовались повторы и более длительное время для ответа. Игра «Услышь шёпот» проводилась индивидуально с каждым ребёнком, поскольку требовала спокойной обстановки и напряженного внимания от детей. Ребёнку давалась инструкция: «Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шёпотом произносить фразы, а ты громко должен их повторить». Все дети правильно выполняли команды, ни у кого не было затруднений. Это показало, что слуховое внимание у детей достаточно хорошо развито, поэтому можно перейти к играм более сложным по содержанию. Игра «Магнитофон» проводилась с подгруппой детей. Детям предлагалось представить, что они – «магнитофончики», которые продаются в магазине. Исправные, хорошие магнитофоны могут точно воспроизвести все звуки, которые произнесет покупатель. Затем детям предъявлялись слоговые ряды, тот ребенок, который был выбран в качестве «магнитофона», должен точно повторить их. Например: СА-ЦА-СА, СА-ЦА-ЗА-СА. Детям игра понравилась. Она прошла на высоком эмоциональном уровне, т.к. давала возможность не просто повторять слоги, а произносить их с разной интонацией (удивления, радости и т.д.). Дети очень старались, но получалось не у всех. Игра «Лишний слог» проводилась индивидуально. Детям предлагались слоговые ряды, содержащие одинаковые слоги и слоги, отличающиеся одним звуком. Например: СА-СА-ЗА, ПА-ТА-ПА. Ребенок должен был повторить слоговой ряд, указать на лишний слог и объяснить свой выбор. Игра получилась у всех детей, кроме Саши, Миши и Васи для них игру мы повторили в другие дни, при этом еще раз объяснили ее правила. 2 этап. Выделение звука на фоне слова Игра «Отыщи предмет» проводилась с подгруппой детей. Детям предлагалось прослушать стихотворение. И после того как они услышат звук з, хлопнуть в ладоши, услышат звук с поднести палец к губам. Затем вызываются двое детей и предлагает им найти в групповой комнате предмета(заранее расставленные) со звуком с и з Эта игра очень понравилась детям. Все они постарались хорошо выполнить свои роли. Игра «Загадки розового слона» проводилась со всей подгруппой. В гости приглашается слон, и они просит детей отгадать загадки, о трех зверятах, которые сидят в грузовике и при этом изобразить персонаж который он отгадал. После того как дети усвоили задание, на эту роль вызывались проводить сами дети. Почти ни у кого из детей не возникло трудностей ни в узнавании голоса персонажей, ни в изображении их. Вася отгадал животного, но изобразить его движения не смог, искал подсказки у других детей. При проведении с ним индивидуальной работы он справился с заданием, однако отказался самостоятельно изобразить какой-либо персонаж. Игра «Запомни и нарисуй?» проводилась фронтально. Детям предлагались поиграть со звуками(з – хлопают в ладоши, с- поднося палец к губам): с,с,с,з,с,з,з, бусссы ,сссолнце, сссом,зззабор,троллейбус. Затем дети подходят к столу и берут картинки в названиях которых есть звуки с и з. Затем дети ставят букву на мольберт со звуком с-справа, со звуком - з слева. И предлагается детям нарисовать все предметы со звуком с справа, со звуком з слева. Дети с трудом справились с заданием, приходилось несколько раз повторять задание. Все дети нуждались в помощи и повторном задавании вопросов. 3 этап. Определение фонематического представления Игра «Угадай на ощупь» проводилась с подгруппой детей. Детям предлагалось рассмотреть предметы, которые лежат в горшочке, определяет какой звук- с или ц. Отмечает, зачем нужен этот предмет, что с ним можно сделать. Затем все предметы складывает в горшочек и накрывает салфеткой. Будем угадывать предметы на ощупь. При этом задаются вопросы. Какой звук слышится? Зачем нужен? отравится». Дети эмоционально восприняли эту игру, благодаря наглядному материалу. Саша, Миша и Вася сразу поняли задание, быстро и правильно выполнили его. Двое детей тоже справились с заданием но только после повтора, при этом слушали подсказки других детей. Игра «Тренировка вратаря» проводилась индивидуально во время прогулки. Это было интересно детям, т. к. носила динамический характер. Ребёнок стоя клал согнутые руки на пояс. Это хоккейные ворота. Педагог говорил разные слова. Те, которые начинались, например, со звука с,з,ц ребёнок должен был пропустить, а если звучало слово, которое начиналось с другого звука, ворота должны были захлопываться. Словарный материал: кузовок, слон, лиса, заяц, собака, змея, салфетка, цапля и т.д. Саша выполнила задание правильно. Остальные дети допустили по 1-2 ошибки. Миша неправильно пропустил слово «слон», аналогичную ошибку допустили Илья, Павлик. Саша не пропускала слова, но в выполнении задания была не очень уверена. В целом дети были не очень внимательны, т.к. игра проходила на улице. Поэтому эта игра была проведена повторно в группе. Игровое упражнение «Найди звук» проводилась также индивидуально. Ребёнку предлагалось определить позицию звука с в словах (начало, середина, конец), используя три схемы. Словарный материал: садик, сова, абрикос, носок, поднос, глобус, фасоль, посуда, укус, овёс, косынка, лесок, сынок, ступенька, лиса, высота, автобус, косточка, оса, собака. Это задание вызвало у некоторых детей сложности в связи с тем, что требовалось выделение звука и в середине слова. Логопедические занятия, как и любые другие, дают возможность проявлять творчество и фантазию. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволила нам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель занятий — правильное произнесение звука — должна сохраняться на протяжении всей игры. Забавные стихи с движениями — это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра. В «Логопедической энциклопедии дошкольника» А. Герасимовой много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, которые использовала на занятиях, выбирала те, которые понравились ребенку (Приложение №2). Пусть занятие принесет радость — от этого во многом зависит результат. В комплексной работе по коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста среди различных форм педагогического воздействия проводила логопедическую ритмику как систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений. Логоритмическое воздействие, как и всю речевую работу, мы проводили поэтапно. Задачи подготовительного этапа: 1. воспитание статики движений; 2. развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; 3. совершенствование различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; 4. нормализация голосовой функции, формирование навыков речевого дыхания; 5. развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица; 6. постепенное формирование нормального двигательного навыка. На логоритмических занятиях подготовительного этапа мы стремились создать для детей психологический комфорт и эмоциональный подъём. Известно, что в таких условиях успешнее будут решаться коррекционные задачи. Задачи коррекционного (основного) периода: 1. Развитие моторики артикуляционного аппарата и общих двигательных навыков; 2. Совершенствование тонких дифференцировок; 3. Развитие голоса, как главного компонента просодии речи. При работе с детьми необходимо добиться их устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Достигается это реализацией комплексного метода с применением наглядных и игровых приёмов. Цель комплексного метода - добиться высокой результативности логоритмических занятий. Такая цель определяет основные задачи: повышение умственной и речевой активности детей; создание творческой атмосферы, психологического комфорта и эмоционального подъёма. При планировании логоритмических занятий оставляли место для импровизации, когда музыкальный руководитель подчиняется желаниям и выдумкам детей (например, часто дети выражают желание спеть полюбившуюся им песню, предлагают прочитать стихотворение, задают вопросы и др.) Это способствует созданию атмосферы эмоционального и творческого подъёма, и дети испытывают радость общения со взрослыми, становятся более раскованными и непосредственными. Благодаря логоритмическим занятиям преодолеваются речевые затруднения, раскрываются новые способности у детей. Также проводилась совместная работа с родителями. Совместная работа с родителями определила общий успех коррекционного обучения. Стали систематически встречаться с ними, информировать об успехах и неудачах детей. Родители становились полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получал индивидуальную коррекционную помощь всего 2—3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависила, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Мы знакомили родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывали и показывали, какие упражнения надо делать дома, объясняли, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Домашние занятия с родителями (по заданию логопеда) проводились ежедневно 2— 3 раза в виде кратковременных упражнений (5—15 мин). Совместно с логопедом рассказывали родителям об основных приемах обучения, подборе наглядно иллюстративного и речевого материала, а также требованиях, предъявляемых к речи детей на занятиях. Успех зависил от эмоционального контакта логопеда с ребенком и родителями; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления. Родителям предложили пособия Н.В. Новоторцевой, Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной, И.В. Скворцовой, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой, О.П. Солошенко, М. Мальцевой, В. Костыгиной. Эти книги отвечали требованиям основных принципов педагогической работы: - максимального использования в работе различных анализаторов; -сознательности; -поэтапности; -последовательности и параллельности; - формирования произношения в условиях естественного живого общения. Предлагали в домашних занятиях с детьми следовать этапам преодоления дефектов звукопроизношения, более подробно рассматривали автоматизацию поставленного звука в словах, но постепенность и последовательность отработки изолированного звучания и автоматизации звука в слогах представлена в менее интересных формах. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля. Фиксация содержания домашних занятий проводилась в индивидуальных тетрадях, где указывались различные виды деятельности, речевого материала. Их эффективность тем выше, чем больше предлагается игровых и увлекательных упражнений. Закрепление правильной артикуляции полезно проводить, используя речевые и внеречевые формы работы. Благоприятный эмоциональный фон приобретают занятия, сопровождающиеся оречевленными иллюстрациями, которые выполняет логопед или ребенок в индивидуальных тетрадях. Затем по этим иллюстрациям родители с детьми отрабатывали вновь формируемые речевые навыки. С физиологической точки зрения постановка звука — это, как уже говорилось, создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Простые отработанные движения вводятся в комплекс, и таким образом вырабатывается правильный уклад нужного звука. Все упражнения, изображенные в домашней тетради логопедом, ребенок самостоятельно раскрашивает. В книге З.А. Репиной и В.И. Буйко «Уроки логопедии» такой комплекс называется «Веселая полянка». Занятия по нарисованному комплексу способствуют большей заинтересованности ребенка и тяге к самостоятельности. При воспроизведении правильного уклада и подключении выдыхаемой голосом струи, ребенок неожиданно воспроизводит нужный звук. Постановка может быть закончена после многократного повторения изолированного звука. Очень важно начинать автоматизацию изолированного звука с уточнения движений органов артикуляции в момент его произнесения. Автоматизация изолированного звучания возможна также при стихотворном сопровождении. Стихи к упражнениям для автоматизации изолированных звуков Свистящие ■ В санки язычок уселся, Сам сегодня он оделся, В зубки горкой, Упершись, собрался, И-И-И — стрелой с горы помчался, Губы улыбаются, Зубы размыкаются — И-И-И-С-С-С. Под скорлупкою секрет: Т-С-Т-С, разбуди — найдешь ответ. В скорлупе щелчок, Треск — родился малышок. Т-С-Т-С, Ц-Ц-Ц-Ц. Загудел комарик тонко: 3-3-3 — поет он звонко, Повторяйте много раз Резвым мошкам свой рассказ. Стихи к упражнениям для автоматизации звуков в слогах Автоматизация звука в слогах идет по следам его отработанного изолированного звучания. Звуки [С], [3] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. [3], [з1] не автоматизируются в обратных слогах. Звук [ц] автоматизируется в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных. Свистящие ■ Язычок кричит: — Держись! Покатился с горки вниз. Кочки, санки — Са-Са-Са, Вот какие чудеса, Без разбору, без дороги, Сы-Со-Су — промокли ноги. ■ Шарик в небо отпускает, Язычок нам радость дарит — Са-Сы-Со-Су. ■ Загляделся на ромашку, Зазвенел комар протяжно: 3-3-3-3. И зовет его ромашка: — Залетай ко мне, бедняжка! За-Зы-Зу-Зо-За. ■ Буквы червячки тащили, Но у них нет больше силы, А цыпленок звукам рад, Произносит все подряд: Ац-ыц-уц-оц-ац. ■ Спит спокойно язычок, Уложившись на бочок, Он посвистывает сладко, Потихоньку и украдкой — Си-се-сю-ся. А на спинку повернется, Звонче свистом он зальется: Зи-зе-зю-зя. Стихи к упражнениям для автоматизации звуков в словах Автоматизация звуков в словах проводилась по следам автоматизации в слогах. На этом этапе использовали пособия Н.В. Новоторцевой, Т.С. Резниченко, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой. Положительные эмоции на занятиях обеспечивали успех в работе. «Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы» (И.И. Павлов) Анализировали выполнение домашних занятий с ребенком, фиксировали речевые ошибки, соблюдая такт и меру. В конце каждого домашнего занятия предлагали изобразить результат, нарисовав веселый или грустный язычок, который эмоционально показывает свое отношение к работе ребенка дома. Отличный результат, Ребенок очень рад, И счастлив логопед, Ошибок в речи нет. Трудиться надо без сомнения, Внимание развить, умение. А при отсутствии внимания, Не будет речи понимания. Если лениться, То трудно добиться, Что б люди тебя понимали, Но если трудиться, То народ удивится: — Какой молодец, Мы и не знали! В момент правильного воспроизведения изолированного звука предлагали родителям провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог или торт с изображением звука. Привлечение внимания к вновь рожденному звуку, вызывающему положительный эмоциональный настрой, способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, самостоятельной речи в более короткие сроки. |