Главная страница

РИТОРИКА ЭКЗАМЕН ЗАЧЕТ ХЗ ЧЕ. Дисциплина риторика


Скачать 313.5 Kb.
НазваниеДисциплина риторика
Дата19.03.2018
Размер313.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРИТОРИКА ЭКЗАМЕН ЗАЧЕТ ХЗ ЧЕ.doc
ТипДокументы
#38909
страница4 из 5
1   2   3   4   5

Два вида аргументов. ad rem (к существу дела) и ad hominem (к человеку).

ad rem направлены на обоснование истинности доказываемого положения.

  • основоположения или принципы некоторой теории;

  • определения понятий, принятые в науке;

  • суждения, описывающие установленные факты;

  • ранее доказанные положения и т. п.

Аргумент ad hominem не относятся к существу дела затрагивают личность оппонента в споре, его убеждения, апеллируют к мнениям аудитории и т. п.

Аргумент к авторитету — ссылка на высказывания или мнения ученых, общественных деятелей, писателей в поддержку своего тезиса.

Апеллируют

  • к авторитету общественного мнения,

  • к авторитету аудитории,

  • к авторитету противника

  • к собственному авторитету.

  • изобретают вымышленные авторитеты или приписывают реальным авторитетам такие суждения, которых они никогда не высказывали.

Необходим, хотя и недостаточен, в случае обоснования предписаний (команд, директив, законов государства и т. п.). Он важен также при обсуждении ценности советов, пожеланий, методологических и иных рекомендаций. Несомненна роль авторитета и, соответственно, апелляции к нему едва ли не во всех практических делах.

Необходимо проводить различие между эпистемическим авторитетом, или авторитетом знатока, специалиста в какой-то области, и деонтическим авторитетом, авторитетом вышестоящего лица или органа.

Из многих ошибочных суждений, связанных с аргумент к а., можно выделить два: резкое противопоставление авторитета и разума; смешение деонтического авторитета с эпистемическим. Автори­тет и разум не противоречат друг другу, прислушиваться к авто­ритету — чаще всего означает вести себя вполне благоразумно. Если, к примеру, мать говорит ребенку, что существует большой город Москва, ребенок поступает разумно, считая это правдой. Столь же разумно поступает пилот, когда верит сообщениям метеоролога. Даже в науке мы прибегаем к авторитетам, о чем говорят, в частности, обширные библиотеки, имеющиеся в каждом научном институте.

Авторитарное мышление еще до начала изучения конкретных проблем ограничивает себя определенной совокупностью «основополагающих» утверждений, тем образцом, который определяет линию исследования и во многом задает его результат. Изначальный образец не подлежит никакому сомнению и никакой модификации, во всяком случае, в своей основе. Предполагается, что он содержит в зародыше решение каждой возникающей проблемы или, по крайней мере, ключ к такому решению. Система идей, принимаемых в качестве образца, считается внутренне последовательной. Если образцов несколько, они признаются вполне согласующимися друг с другом. Очевидно, что если все основное уже сказано авторитетом, на долю его последователя остаются лишь интерпретация и комментарий. Мышление, плетущееся по проложенной другими колее, лишено творческого импульса и не открывает новых путей.

Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей. Человек, пользующийся таким аргумент, обращается уже не к своему оппоненту, а к присутствующим, иногда даже случайным слушателям, стремясь привлечь их на свою сторону. Одна из наиболее эффективных разновидностей аргумент к публике — ссылка на материальные интересы присутствующих.

Аргумент к личности — ссылка на личностные особенности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства или недостатки. Использование этого аргумента ведет к тому, что предмет доказательства остается в стороне, а предметом обсуждения оказывается личность оппонента, причем обычно в негативном освещении.

Напр., когда преподаватель, оценивая ответ ученика, ставит ему явно заниженную оценку, ссылаясь на то, что раньше этот ученик не учил уроки, что и по другим предметам он успевает плохо, что когда-то он прогулял уроки, что он неряшливо одет и т. п., то он использует аргумент к личности. Встречается аргумент к личности и с противоположной направленностью, т. е. ссылка не на недостатки, а на достоинства человека. Такой аргумент часто используется в суде защитниками обвиняемых.

Аргумент к тщеславию — расточение неумеренных похвал противнику в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей. Как только в дискуссии начинают встречаться обороты типа «не подлежит сомнению глубокая эрудиция», «как человек выдающихся достоинств, оппонент...» и т. п., здесь можно предполагать завуалированный аргумент к тщеславию.

Аргумент к силе - угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия или прямое применение к.-л. средств принуждения. У человека, наделенного властью, физической силой или вооруженного, порой возникает искушение прибегнуть в споре к угрозе, особенно с интеллектуально превосходящим его противником. Однако следует помнить о том, что согласие, вырванное под угрозой насилия, ничего не стоит и ни к чему не обязывает согласившегося.

Аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Напр., студент, плохо подготовленный к сдаче экзамена, просит профессора поставить ему положительную оценку, иначе его лишат стипендии и т. п. Этот аргумент бессознательно используется многими людьми, которые усвоили манеру постоянно жаловаться на тяготы жизни, на трудности, болезни, на неудачи и т. п. в надежде пробудить в слушателях сочувствие и желание уступить, помочь в чем-то.

Аргумент к невежеству — использование фактов и положений, неизвестных оппоненту, ссылка на сочинения, которые он заведомо не читал. Люди часто не хотят признаваться в том, что они чего-то не знают, им представляется, что этим они роняют свое достоинство. В споре с такими людьми аргумент к невежеству иногда действует безотказно. Однако если не бояться показаться невежественным и попросить оппонента рассказать подробнее о том, на что он ссылается, может выясниться, что его ссылка не имеет ника­кого отношения к предмету спора.

Напр., приводится известный принцип, но сформулированный на латыни, так что другая сторона, не знающая этого языка, не понимает, о чем идет речь, и вместе с тем не хочет этого показать; писатель с порога отвергает замечания критика, ссылаясь на то, что последний не мог бы создать даже такого произведения.

Иногда неспособность оппонента показать ложность какого-то утверждения истолковывается как подтверждение истинности этого утверждения:

- Можете доказать, что никто не способен читать мысли другого?

- Нет, не могу.

- Значит, вы должны согласиться, что кто-то способен это делать.

Аргумент к скромности - ссылка на авторитет, который не относится к весомым в обсуждаемом вопросе, но вместе с тем не ставится под сомнение из-за несмелости или чрезмерного почтения к дан­ному авторитету.
Все перечисленные аргументы являются некорректными и не должны использоваться в споре. Однако спор — это не только столкновение умов, но и столкновение характеров и чувств, поэтому перечисленные аргументы все-таки встречаются и в повседневных, и в научных спорах. Заметив аргумент подобного рода, следует указать противнику на то, что он прибегает к некорректным способам ведения спора, следовательно, не уверен в прочности своих позиций.

  1. Классическая риторика и литературная обработка речи. Общие качества ораторского стиля.

  2. Характеристика риторических фигур: фигуры осмысления, выделения и диалогизма. Стилистические приемы усиления эмоциональности.

Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску.Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур. Существуют два основных типа риторических фигур: фигуры выделения и фигуры диалогизма.

Фигуры выделения

Фигуры выделения могут строиться путем добавления, зна­чимого пропуска, полного или частичного повтора, видоизмене­ния, перестановки или распределения слов, словосочетаний или частей конструкции.

Добавления и повторы

Эпитет - характеристика выделяемого слова посредством слов или обо­ротов, раскрывающих или уточняющих его значение в тексте.

Эпитет может быть обязательным и факультативным.

Обяза­тельным является эпитет, который выражает существенное свой­ство или признак предмета и устранение которого невозможно без потери основного смысла.

Факультативным является эпитет, который выражает привходящее качество или признак и может быть устранен без утраты основного содержания.

«В нашем осуетившемся сознании понятия о духовных сокровищах Церкви почти не сохранились. Искореженный «менталитет» русского человека конца XX столетия замусорен и поврежден — стыдно сказать - «идеалами» общества потребления, «общечеловеческими ценностя­ми», парламентским жаргоном и неестественными ужимками «звезд голубого экрана»!

Митрополит Иоанн, Санкт-Петербургский и Ладожский. Слова   «духовный»,   «потребление»,   «общечеловеческий», «парламентский» - обязательные эпитеты. Слова «осуетившийся», «искореженный», «неестественный» - факультативные эпи­теты.

Плеоназм - избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету.

Бесцельный плеоназм является серьезной стилистической по­грешностью, стилистически оправданный плеоназм - одна из наиболее распространенных фигур речи.

«... мы лучше понимаем даже свое собственное лицо, когда оно изо­бражено неизменно и удачно, хотя бы на хорошей, искусной фотогра­фии, не говоря уже о прекрасной акварели или талантливом полот­не...»

                                                                                                                                                   К. Н. Леонтьев.

Плеоназм «свое собственное» усиливает и подчеркивает зна­чение определяемого слова, а плеонастический эпитет «хорошей, искусной фотографии» уточняет значение основного эпитета.

Синонимия - фигура, состоящая в развертывании, уточнении и усиле­нии значения слова посредством добавления ряда его синонимов.

«Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эго­ист, нежели на Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность, и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках».

                                                Н. В. Гоголь.

Слова «жадность», «корысть», «надобность» являются сино­нимами, каждый из которых, однако, имеет особый оттенок и свою степень интенсивности значения.

Аккумуляция (сгущение) - фигура, которая состоит в перечислении слов, обозначающих предметы, действия, признаки, свойства и т. п. та­ким образом, что образуется единое представление множественности или быстрой смены событий.

Градация представляет собой развертывание слова или словосочета­ния в синонимический ряд таким образом, что интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация).

  

Экзергазия - фигура, которая состоит в добавлении к словосочетанию или обороту синонимических выражений. Экзергазия, как и синонимия, используется для уточнения значения словосочетания, но также для усиления эмоционального напряжения речи.

 

Реприза представляет собой подхват предшествующего слова в после­дующем словосочетании или предложении. Реприза используется для создания эмоционального напряже­ния речи и для выделения ключевого слова, которое может по­вторяться в последующей фразе или композиционной части вы­сказывания, связывая ее с предыдущей и развертывая тему.

 

Восхождение (климакс) представляет собой подхват в каждом после­дующем элементе конструкции последнего слова предшествующего элемента, образуя таким образом цепочку связанных и последовательно развертывающих друг друга частей.

Отличение (плоце) - повтор слова в различных значениях.

  

Наклонение (полиптотон) - повтор слова в различных грамматических формах.

  

Сочетание (симплоце) - повтор одних и тех же слов или оборотов в на­чале и в конце ряда речений, обрамляющий эти речения и создающий параллелизм их содержания.

Анафора - повтор слова или оборота в начале параллельных конструк­ций (словосочетаний, оборотов, предложений, фраз, периодов, абзацев).

Анафора выделяет такие параллельные элементы и позволяет свести в один ряд зачастую различные по строению и синтакси­ческому уровню конструкции (например, отдельное словосоче­тание и предложение), соотнося с одним и тем же предшествую­щим или последующим элементом. Вместе с тем анафора развер­тывает веером содержание речи в определенной смысловой точ­ке изложения.

Эпифора - фигура, подобная предшествующим, но состоящая в повторе конечного слова или оборота.

Окружение - сочетание анафоры и эпифоры: повторение того же слова или оборота в начале и в конце предложения, создающее симметричную конструкцию.

Окружение позволяет представить мысль в виде сентенции и обычно используется в торжественной речи.

Конкатенация  (присоединение)  -  представляет  собой  добавление обыкновенно в конце фразы или периода слов, дополнительно характе­ризующих предмет речи или выражающих отношение к нему говорящего.

Интерпретация (истолкование) - представляет собой дополнение ос­новного содержания авторской характеристикой обычно в виде вводного предложения или оборота с поясняющим или модально-оценочным зна­чением.

 

Эксплеция (заполнение) - фигура, состоящая в добавлении к словам, выражающим основное содержание мысли, слов или оборотов, увеличи­вающих размер фразы или оттеняющих это главное содержание второ­степенными элементами содержания. По существу, эксплеция - развер­нутый плеоназм.

Многосоюзие (полисиндетон) - фигура, состоящая в присоединении посредством повторяющихся союзов словосочетаний, предложений или фраз таким образом, что соединенные союзами части выступают как па­раллельные и тем самым рассматриваются на одном смысловом уровне независимо от их грамматической организации или степени развернуто­сти.

Бессоюзие (асиндетон) - взаимное присоединение конструкций при значимом отсутствии соединительных средств.

Бессоюзие повышает самостоятельное значение каждого при­соединенного элемента (слова, словосочетания, предложения), создавая смысловые паузы, одновременно подчеркивает их смы­словой параллелизм, поэтому при бессоюзии сопоставляемые элементы обыкновенно строятся подобно.

 

2. Сокращения и значимые нарушения смысловой и грам­матической связи

 

Эллипсис - намеренное опущение слова или оборота, которые предпо­лагаются по смыслу, что создает значимую незавершенность речи.

Силлепсис - значимое нарушение синтаксической связи или смыслово­го согласования в словосочетании или между предложениями, которое особенно выделяет и подчеркивает значение выделенной таким образом конструкции.

 

Эналлага (подстановка) - употребление слова или конструкции вместо ожидающейся другой или как перестановка с видимым нарушением смысла:

 

Ирония - фигура, состоящая в неожиданном и как бы неуместном ис­пользовании слова, вызывающим комический эффект. Комический эф­фект не всегда означает смех - ирония часто относится к предметам весьма серьезным.

Анаколуф - представляет собой нарушение синтаксической связи в предложении, при котором подчиненный член словосочетания выносится на уровень отдельного члена предложения.

 

Удержание (апозиопея) - фигура, которая включает обрыв речи, как в эллипсисе, иногда даже со словами о невозможности продолжить ска­занное, но затем ее продолжение.

«Ни предсказать хода событий, ни гарантировать себя от ошибок и падений мы сами не можем. Так и в оценке людей бывает - есть такие, которые лишь прикидываются благочестивыми, а сами... Не зря же Господь предупреждал о хищных волках в овечьих шкурах. А сразу и не узнаешь».

Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

 

3. Перестановки и трансформации

 

Гипербатон - фигура, состоящая в выделении темы высказывания пу­тем ее постановки в начале или в конце фразы обыкновенно с разрывом синтаксической связи (в чем гипербатон близок анаколуфу).

Хиазм - фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга.

 

Метабола (эпанодос, перестановка) - повторение тех же или сходных по смыслу слов или оборотов в измененном или обратном порядке.

 

Антиметабола (перемещение с противопоставлением) - фигура, ко­торая состоит в зеркально-симметричном повторе левой части сложного предложения в его правой части таким образом, что субъект и предикат меняются местами.

4. Распределение элементов фразы

 

Разделение (энумерация) - перечисление видов одного рода или частей целого (в примере курсивом выделены следующие одна за другой и со­поставленные фигуры разделения).

 

 

Соответствие - смысловая пропорция, представляющая собой поста- новку слов или оборотов со сходным значением в аналогичные позиции в  параллельных конструкциях.

 

Антанаклаза (возвращение с разделением) - соединение понятий, кото­рые развертываются в параллельных конструкциях.

 

 

Эпимона (эпифонема) - фигура, состоящая в полном или перифрасти­ческом повторе частей какой-либо фразы в различных контекстах и в сочетании с различными словами.

5. Определения и сравнения

 

Определение - риторическая фигура, состоящая в полном или частич­ном отождествлении предмета мысли с другим, подобным или сходным.

Сравнение - риторическая фигура, состоящая в уподоблении опреде­ляемого предмета определяющему по образу действия, признаку или свойству.

 

Перифраз - фигура, состоящая в замене наименования предмета его словесной характеристикой, раскрывающей выделяемое свойство.

Этимология - раскрытие значения слова через его происхождение или значение составляющих.

Антитеза - противопоставление слов, понятий или конструкций.

Антитеза является одной из самых распространенных фигур и используется для характеристики предмета мысли или для выде­ления рассматриваемого понятия.

 

Парадиастола (различение) - последовательное противопоставление понятий или слов, которые получают тем самым сопоставляемые сино­нимические и антонимические значения, образуя смысловые ряды; вме­сте с тем парадиастола представляет собой и определение через проти­вопоставление определяемого слова омониму.

Парадиастола часто используется в рекапитуляциях - обоб­щающих высказываниях - или в выводах, которые завершают рассуждение:

Оксюморон - соединение слов с противоположным значением, соз­дающее видимый парадокс в определении.

  

Фигуры диалогизма

 В риторике диалогизмом называется прямое  обращение  автора литературного произведения к своим героям или к своим  читателям.

Предупреждение - намеренное выдвижение ритором возражения или утверждения оппонента и ответ на него, изображение полемики, в кото­ром обычно используются прежние высказывания оппонента.

 

Ответствование - вопрос от лица аудитории и ответ на него от лица говорящего.

Ответствование одновременно пробуждает активность ауди­тории в нужном направлении и упреждает нежелательный для ритора вопрос или возражение.

 

Сообщение - вопрос, обращенный к аудитории, и ответ от лица аудито­рии, который иногда дополняется комментарием.

Заимословие - созданная автором речь, представляющая определен­ную позицию или точку зрения. Заимословие может содержать олице­творение. Особенно часто заимословие использовалось в исторической прозе, например, Фукидидом, так как оно позволяет кратко и ярко выра­зить смысл изображаемого деяния или обобщенную точку зрения. Заи­мословие часто используется вместе с сообщением.

 

Цитата представляет собой действительные слова какого-либо источни­ка, включенные в текст в виде прямой или косвенной речи.

Аллюзия - намек, состоящий в использовании слов или выражений, ха­рактерных для произведения, о котором идет речь. Аллюзии часто ис­пользуются как прием иронии.

Риторический вопрос - утвердительное высказывание в виде вопроса, которое не предполагает ответа.

Риторическое восклицание - восклицательная форма предложения, употребленная для усиления значения.

 

Риторическое обращение - высказывание в форме обращения, адре­сованное какому-либо лицу или предмету.

В риторике диалогизмом называется прямое  обращение  автора литературного произведения к своим героям или к своим  читателям.

  1. Судебная речь и специфика юридического языка.

Судебная речь — это публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.  речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (обвинительная речь)

 речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции (защитительная речь и речи адвокатов-представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика)

 речь подсудимого в свою защиту (самозащитительная речь)

 речь потерпевшего и его представителя

 речи гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в пределах гражданского иска по уголовным делам)

 речи гражданского истца и ответчика, их представителей по гражданским делам Предмет судебной речи — это те вопросы, которые суд, исследуя конкретное преступление или правонарушение, разрешает при постановлении приговора, решения или определения. Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, Во- первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения, конфискация и др.

  1. Коррекция речевого поведения. Особенности побуждающих выступлений.

  2. Выступления популяризатора. Специфика развлекательных вариантов устных выступлений. Особенности смешанных вариантов публичных речей.

  3. Публичные дебаты и полемика. Выбор роли. Типы дебатирующих риторов.

  4. Критическая риторика. Стратегия поведения. Речевое поведение на разных этапах публичного спора.

  5. Способы опровержения. Доказательства от противного. Общение с аудиторией через общение с собеседником.

  6. Эмоциональные факторы полемики. Понятие коммуникативного согласия. Самозащита и самоконтроль в процессе полемики.

  7. Ошибки публичного выступления. Демагогия и манипулирование.

Профессиональная неграмотность в области взаимодействия с собеседником и с аудиторией приводит к тому, что часто мы сами невольно выступаем в роли манипуляторов и в итоге получаем результат, весьма далекий от подлинных целей нашей профессии, по определению призванной помогать. Профессиональное общение как самоограничение — еще одна из трудностей. Речь без бумажки. Интервью без самолюбования. К продуктивной совместной работе собеседников надо подвигнуть, надо уметь их стимулировать, создать им возможности для самовыражения. А это приходится делать каждый раз заново. Борьба за качественную обратную связь необходима, и она должна быть профессионально точной.

  1. Уровень современной культуры дискуссии. Этика в публичном выступлении.

  2. История древнегреческого судебного красноречия: логографы, Горгий, Лисий, Исократ (краткий обзор). Демосфен как судебный оратор. Своеобразие речей Демосфена: пафос, ораторская сила, стилевое разнообразие.

Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики и учителем софиста-оратора Горгия Аристо­тель называет Эмпедокла. Искусен был Горгий в торжественных речах. Его воззвания, игравшие роль политических памфлетов, отличались цветистым слогом, изобиловали аллитерациями, антитезами, смысловым противопоставлением, мета­форами. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, с подобием рифмы в конце известны в античной литературе как горгиевы риторические фигуры. Он впервые внимательно анализирует звуковую организацию словесных приемов, которые используются в заговорах, молитвах, поэзии, и переносит их в свою речь. Таким образом, Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя, которая заключа­лась в «волшебном чародействе»: очаровании духа и «обмане мыс­ли». Горгий произносил не только хвалебные речи, ной был составителем судебных речей.

Лисий родился в Афинах приблизительно в 435 г. до н.э. Лисий открыл собственную школу риторики. Лисий выражал свое отношение к политическому строю. Первая речь – против Эратосфена Главное в речи Лисия - искренность, просто­та, ясность в соединении с краткостью изложения, драматичность.

Исократ родился в первой половине V в до н.э. ) Он известен главным образом как учитель: риторики и составитель эпидиктических речей.В речи «Про­тив софистов» Исократ передает программу своей деятельности. Он доказывает, что нельзя смешивать истинную философию, которую он отождествляет с риторикой, с ухищрениями софистов, считающих лов­кость в речах единственным предметом, достойным изучения. Большое значение придает Исократ искусству выражения мыслей: в этом отношении важная роль принадлежит выбору слов и их сочетанию. Порицая особое пристрастие к метафорам, Исократ считает, что слог вместе с тем должен быть отделанным и возвышенным. Исократ создает в 392-352 гг. до н.э. школу красноречия, которая стала крупнейшим риторическим центром Эллады.

Отец Демосфена был состоятельным человеком, владел в Афинах двумя мастерскими - оружейной и мебельной. После смерти отца состояние Демосфена было расхищено опекунами, против которых он написал ряд ранних речей Уже в них проявляется та сила убеждения, которой отличался Демосфен впоследствии. Составлял он и судебные речи. Но чаще выступал как политический оратор, посвящая свои речи граж­данским обязанностям. Известно около 60 речей Демосфена, наиболь­шей известностью пользуются его политические речи против македонс­кого царя Филиппа и судебная речь «О венке».В зависимости от содержания и направления речи Демосфен упот­ребляет различный стиль. Если в судебных речах у него встречаются простонародные выражения и поговорки, то в политических он приме­няет возвышенный стиль. Большое значение придавал Демосфен вы­бору слов, но «украшательством» речей никогда не занимался. Страстная убежденность его речей свя­зана с силой аргументации, благодаря которой каждый, даже незначи­тельный, эпизод служит убедительным доказательством. Живость ре­чей Демосфена, захватывавшая слушателей, достигалась его умением вводить красочные рассказы, стихи, диалоги, давать блестящие харак­теристики. Периоды его речи производили гармоническое впечатление, причем особое благозвучие заключалось в клаузулах (заключениях периода).

  1. Значение творчества Аристотеля для развития риторики: проблема стиля и риторического построения, теория спора, учение о силлогизме. Характеристика трактата Аристотеля «Риторика». Образ оратора.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) из г. Стагиры, сын придворного врача царя Филиппа Македонского- подлинный энциклопедист античности, самый универсальный ум древности. Арис­тотель был ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой, и во все эти отрасли науки внес свой ценный вклад.

Важнейшая часть логики Аристотеля — теория силлогизма и доказательства. Но очень важно также его учение о понятии и о предложении (суждении) ристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы. Одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения; в первых понятия соединяются, во вторых отделяются друг от друга. Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля, в частности и в особенности для его теории силлогизмов и доказательств, различение истинных и ложных предложений фундаментально. В обосновании этого различения сказывается первенство онтологического аспекта: истинными предложениями Аристотель называет те, в которых утверждается соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности, или разделение-понятий таково, каково разделение их предметов в действительности. Ложными он называет те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено. Соединение обоих оснований классификации предложений дает четвероякое их разделение на: 1) утвердительные истинные; 2) отрицательные истинные; 3) утвердительные ложные; 4) отрицательные ложные. У самого Аристотеля силлогизм — импликация указанного выше типа:

Если А присуще всякому В

и В присуще всякому С,

то А присуще всякому С.

Это адекватный пример аристотелевского силлогизма. В нем две посылки, представляющие конъюнкцию, образуют антецедент импликации. Первая посылка: «Если А присуще всякому В», вторая «В присуще всякому С». Консеквент этой импликации: «А присуще всякому С».

Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, по существу риторика обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета

Аристотель в своём трактате хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение. Она не только оказала сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской риторики, но остаётся полезной и в наше время: некоторые из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научного исследования и теперь. Приняв многие положения Аристотеля как догматические истины, риторика в Древней Греции, и, позднее, в Западной Европе, однако уклонилась от эмпирического метода исследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты.

  1. Развитие судебного красноречия в Древнем Риме (краткий обзор). Ораторская практика Тиберия и Гая Гракхов как отражение общих тенденций в развитии римского красноречия. Общая характеристика ораторского наследия Гая Юлия Цезаря.

Самым значительным оратором республиканского Рима был защит­ник плебеев Гай Гракх. Патетический стиль Гая Гракха был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия. Начавшись дек­ларативной простотой, искусство оратора в республиканском Риме долж­но было стремиться к пышности и изощренности.

Гай Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.) - полководец и один из основа­телей Римской империи. . Был сторонником демократии популяров, завоевал симпатии народа. Историки Саллюстий, Плутарх, Светоний с нескрывае­мым удовольствием рассказывают об участии Цезаря в сенатском за­седании по делу заговора Катилины, когда он смог убедить сенат в том, что убивать без суда людей несправедливо. Все, выступавшие после него, присоединились к его мнению. Еще один случай стал свидетель­ством мастерства Цезаря - публичного оратора. Лишь силой своей речи он сам бесстрашно подавил и привел к полному подчинению восстав­шие в Капуе легионы. Цезарь никогда не пользовался речью ради «искусства для искусства». Для него талант оратора был необходимой составляющей для достиже­ния вполне конкретных политических целей. Поэтому красноречие Це­заря было лишено поэтических красот и ученых изысков, оно преис­полнено живостью, естественностью и энергией.

  1. Марк Туллий Цицерон как судебный оратор: теория доказательства (аргументы и амплификации), теория композиции речи. Трактаты об ораторском искусстве Марка Туллия Цицерона. Образ оратора в трактате Цицерона «Об ораторе».

Цицерон происходил из «всаднического» сословия города Арпина. Цицерон не придерживался определенной фило­софской системы, но во многих своих произведениях излагал взгляды, близкие к стоицизму. В трактате «О государстве» он говорит о высоких нравственных принципах, которыми должен обладать государственный деятель. Свой протест против тирании Цицерон выражает в ряде произ­ведений: «О дружбе», «Об обязанностях», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Но определенной политической платформы он не имел.

Первая дошедшая до нас речь (81 г. до н.э.) «В защиту Квинкция» принесла Цицерону успех. В последующих речах он выступил против насилий сулланского режима и добился популярности в народе. В речах против Катилины приписывает своему противнику всевозможные пороки и са­мые гнусные цели. По приказу Цицерона вожди восстания Катилины были казнены без суда. Написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называют­ся «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н.э. убит.

Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой -Аристотеля с Исократом, посколь­ку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным це­лям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подку­пать их деньгами. В целом книга «Об ораторе» говорила об образовании оратора ис­тинного, идеального и совершенного.

«Брут» - книга об истории римского красноречия.

«Оратор» - завершение картины риторической системы Цицерона. Здесь он рассуждал о трех стилях красноречия, об уместности, ритме, словесном выражении и других аспектах риторики.

  1. Значение трудов Марка Фабия Квинтилиана для развития ораторского искусства (трактаты «Риторические наставления» и «Об образовании оратора»).

1   2   3   4   5


написать администратору сайта