Главная страница

Диссертация Шонов. Диссертация на соискание академической степени магистра юридических наук Научный д ю. н., профессор Нукенов М. О


Скачать 222.56 Kb.
НазваниеДиссертация на соискание академической степени магистра юридических наук Научный д ю. н., профессор Нукенов М. О
Дата23.07.2018
Размер222.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДиссертация Шонов.docx
ТипДиссертация
#48751
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

2. Уголовно-правовая характеристика клеветы

2.1. Понятие чести, достоинства и репутации

Честь, достоинство и репутация в настоящее время являются неотъемлемыми благами и представляют собой высшие нравственные ценности личности. Историко-правовой анализ памятников российского и зарубежного права показал, что они зародились в глубокой древности. Находясь в обществе, человек ставит честь, достоинство и репутацию в иерархию потребностей на одно из первых мест после биологических, которые, в свою очередь, обеспечивают его сохранность как организма. Честь и достоинство относятся к духовным нематериальным благам и уважение к ним, пресечение и предупреждение посягательств на них является характерной чертой деятельности правового государства в условиях демократизации общества.

Рассматриваемые блага в настоящее время, отражают определенные социальные отношения между индивидом и обществом. Поэтому они имеют большое общественное значение и закрепляются законодателем в нормах международного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного и иных отраслей права и обеспечиваются соответствующими механизмами защиты. Тем самым гражданам гарантируется уважение их неотъемлемых прав: достоинства в широком смысле слова, а также специальную защиту чести и достоинства от посягательств на их отдельные стороны. Однако, ввиду их специфики, отсутствия определений в законодательстве, а также единства мнений ученых по данным вопросам, диссертанту представляется целесообразным рассмотреть эти категории в отдельном параграфе.

Анализ текстов различных международно-правовых документов[94] показывает, что все права и свободы человека проистекают из достоинства, присущего ему. Однако, какими-либо конкретными нормами данное право в них не закреплено и находится в системе других прав человека.

В ст. 17 Конституции Республики Казахстан 1995 года закреплено положение о том, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Статья 18 Конституции закрепляет право на защиту чести и доброго имени. В то же время положение, содержащееся в ст. 141 ГК РК, провозглашает честь, доброе имя и деловую репутацию нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения, неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом[95]. В статье 143Гражданского кодекса РКговорится о защите чести, достоинства и деловой репутации[96].

Уголовное законодательство Республики Казахстан охраняет права на честь, достоинство и репутацию личности путем защиты их от преступных посягательств. Единственным общим составом преступления, непосредственным объектом которого являются общественные отношения, обеспечивающие право на защиту чести, достоинства и положительной репутации, является состав, предусмотренный ст. 130УК РК (клевета). Следует отметить, что законодатель не ограничился лишь этой нормой, предусмотрев также целый ряд специальных составов преступлений, посягающих на честь, достоинство и репутацию. К таким составам относятся: доведение до самоубийства (ст. 105), понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера(ст. 123), нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите (ст. 137), вымогательство (ст. 194), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения(ст. 248),неуважение к суду (ст. 410), клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, лица, осуществляющего досудебное расследование, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 411), заведомо ложный донос (ст. 419), заведомо ложные показания, заключения эксперта, специалиста или неправильный перевод(ст. 420), оскорбление представителя власти (ст. 378)[97].

Идея защиты чести, достоинства и репутации отразилась в уголовном праве посредством создания целой системы норм Особенной части УК РК, устанавливающих ответственность за посягательства на эти блага, а также определяющих принципы уголовного права, его цели и задачи.

Создание гарантий, обеспечивающих важнейшие нематериальные блага граждан, в том числе право на честь, достоинство и их защиту, является условием реализации принципа гуманизма и подчеркивает ценность указанных благ.

Кроме того, наряду с охранительной, уголовно-правовые нормы имеют предупредительную, регулятивную и воспитательную функции. Наравне с другими нравственными понятиями честь и достоинство входят в содержание ряда уголовно-правовых норм, содействуя тем самым укреплению в сознании граждан высоких моральных принципов, требующих уважения личности, охрану и защиту ее прав и интересов.

Для подробного изучения понятий «честь», «достоинство» и «репутация» необходимо комплексное исследование с точки зрения философии, психологии, социологии, этики, педагогики и юриспруденции. Однако, в настоящем параграфе данные понятия будут изучены лишь в том объеме, который позволит уяснить их с юридической точки зрения. При этом, главным образом диссертант будет основываться на исследованиях, проведенных в указанных выше областях науки.

В этике и философии понятия свободы, чести и достоинства являются одними из самых неопределенных и многозначных в своем изложении. Изучались эти понятия с глубокой древности и встречаются в этике Сократа, Аристотеля, Платона, Ксенофонта. Подчеркивая значение чести в жизни человека, Сократ в диалоге «Горгий» сообщает, что при «Стало быть, Калликл,воздержный человек – справедливый, мужественный и благочестивый, как мы с тобою выяснили, – непременно будет безупречно хорошим, а хороший всегда поступает хорошо и достойно, и, поступая так, он блажен и счастлив, меж тем как дурной, поступая скверно, несчастлив»[98]. Аристотель в «Никомаховой этике» подчеркивает, что «…величие души связано с великой честью…»[99].Следует отметить, что понятие «чести» также рассматривалось в трудах А.И. Герцена[100,с.76], А. Шопенгауэра[101], Г. Гегеля[102,с.122-126], Й. Экштейна[103,с.9] и многихдругих.

Первичной основой чести и достоинства всегда является убеждение в неизменности нравственного характера человека, так что единственный скверный поступок заставляет предполагать, что и все дальнейшие действия при тех же условиях будут иметь тот же скверный характер[104,с.128].

В рассматриваемом нами юридическом понимании исследуемых категорий следует отметить, что правовой предпосылкой охраны чести, достоинства и репутации является право на них, имеющееся у каждой личности.

Характеризуя право на уважение чести и достоинства, многие ученые[105,с.230] выделяют такое его свойство, как «неотделимость» от самой личности. Очевидно, «неотделимость» означает, прежде всего, что у человека в обществе не может не быть моральной оценки, и ее связь с личностью столь же неразрывна, как связь человека со своей тенью. В то же время сама оценка немыслима без своего предмета. Внутренняя сторона чести и достоинства есть частьсамойличности.Следовательно,вэтомсмыслечестьидостоинствовходят в само понятие личности, являются его важнейшим моральным качеством наряду с такими как: совесть, доброта, долг, ответственность. Эти качества образуют ценностный каркас нравственной культуры человека и общества.

В современном обществе каждый его член является носителем чести. Ей обладает любой человек вне зависимости от происхождения, пола, расы и других факторов. Это отличает современное общество от рабовладельческого, в котором человек эксплуатировалчеловека.

В советском уголовном праве использовался тезис, относительно того, что понятия честь и достоинство являются производными от более широкого понятия – коммунистическойморали[106,с.5].

Среди исследователей в различных отраслях науки отсутствует един- ство мнений относительно понятий чести и достоинства. В.А. Блюмкин еще в 1964 году, сравнив толкование этих слов в 15 различных словарях, выявил 9 значений слова «честь» и 6 значений слова «достоинство»[107,с.120-122, 144-147]. В настоящее время этих понятий стало ещебольше.

В действующем законодательстве не содержится определений чести, достоинства и репутации. Это, по мнению некоторых авторов, связано с тем, что моральное пространство гораздо шире правового[108].

Известный дореволюционный правовед Н.Н. Розин в своем труде «Об оскорблениях чести» справедливо подметил, что при изучении понятия честь, одни исследователи предлагают выдвигать на первый план ее субъективныйэлемент,другие–объективный.Этитеорииопределениячестидонастоящего времени в науке не претерпели существенных изменений[109,с.21-48]. В данном исследовании, при толковании понятий чести, достоинства и репутации, диссертантом будут использоваться понятия «субъективных» и «объективных» теорий.

Итак, в отечественной науке разработаны два подхода к определению чести:

  1. честь как характеристика самой личности, отношение лица к своей общественной оценке (внутренняя честь);

  2. как общественная оценка личности (отражение качеств лица в общественном сознании)[ 110].

Субъективная теория определения чести раскрывается в общеязыковых источниках. Например, в словаре живого великорусского словаря В.И. Даля, честь определяется как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» [111,с.599]. В данном определении конкретизируются принципы, которыми руководствуется человек в своем поведении. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой честь толкуется как «достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы»[112,с.870]. В историко-этимологическом словаре П.Я. Черных слово «честь» означает совокупность морально-этических принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении и которые дают ему право на уважение со стороны других людей[ 113].

Объективная теория, состоящая в понимании чести как общественной оценки личности, широко поддерживается в отечественной правовой науке.

При формулировании этого понятия различные авторы – приверженцы объективной теории дают примерно схожие определения.

Так, Н.Д. Егоров и И.В. Елисеев определяют честь как объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину или юридическому лицу, социальную оценку моральных и иных качеств личности[114].

А.М. Эрделевский дает следующее определение чести – сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании[115,с.108].

С. Потапенко считает, что честь – это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая общественную оценку личности[116].

По мнению Ю.А. Красикова, честь – это общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина как члена общества, которая во многом зависит от самого гражданина, от его поведения, отношения к другим людям, коллективу, государству[117,с.129].

А.Л. Анисимов и Ю.З. Сапахов дают в своих исследованиях тождественные определения чести – общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина[118,с.12].

Подытоживая вышеуказанные определения, следует согласиться с тем тезисом, что честь носит субъективный и объективный характер и образуется

совокупностью внутренних нравственных качеств человека являясь при этом критерием оценки человеческой личности обществом.

Свойства и качества человека формируются под влиянием общества, существующих общественных отношений, моральных принципов и норм. В современном государстве созданы реальные предпосылки и условия для развития переоценки человеческих нравственных ценностей в направлении гуманизма и демократии.

Вторым критерием оценки человеческой личности и ее деятельности является выполнение лицом своего общественного долга, правовых и моральных обязанностей. Важнейшие обязанности граждан установлены в Конституции РК, законах и иных нормативных актах, нормах морали, социальных правилах.

В Конституции РК четко определены обязанности человека и гражданина. К ним относятся: соблюдение Конституции РК и законов РК (статья 14, часть 1); уважение прав и свобод других лиц (статья 17); забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 27, часть 2); получение основного общего образования (статья 30, часть 1); забота о памятниках истории и культуры (статья 47); уплата налогов и сборов (статья 35); защита Отечества (статья 36)[95].

Отношение лица к выполнению им своего общественного долга должно быть добросовестным. Только добросовестное выполнение общественного долга может быть основой чести и достоинства[119,с.13].

Понятие долга, наряду с общественным признанием и достоинством, включали в понятие чести такие ученые, как А.Ф. Шишкин, Е.Г. Федоренко и др.[120,с.100]. Глубокое понимание и честное выполнение общественного долга, по их мнению, является основой и критерием чести человека. За выполнением общественного долга следует общественное признание деятельности лица, которое, в свою очередь, повышает уважение его к самому себе, а также сознание своего личного достоинства. Е.Г. Федоренко приходил к выводу, что вместе с указанными понятиями в понятие чести также входит и осознание гордости за свою честь.

Выше обосновано, что выполнение лицом своего общественного долга является одним из оснований и критериев общественной оценки человеческой личности и ее достоинства. Являясь одним из оснований и критериев общественной оценки человека, долг в марксистско-ленинской философии выступает вместе с тем в качестве самостоятельной этической категории, а как норма нравственности – регулирует определенную сферу поведения людей, не всегда охватываемую другими нормами[121,с.111]. По нашему мнению, понятия чести и долга соприкасаются, поскольку последнее понятие обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Из этого следует, что долг является частью субъективной основы чести.

Что касается сознания гордости за свою честь, то оно не может входить в понятие чести хотя бы потому, что возникновение и развитие этого сознания обусловлено самим фактом существования чести: если нет чести, то нет и не может быть у человека и сознания гордости занее.

Учитывая приведенные выше определения, следует заключить, что в правовом понимании честь представляет собой охраняемое законом благо, основанное на положительной общественной оценке личности, вне зависиоложения, обусловленное поведением индивида в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, правилами и требованиями.

Теперь перейдем к рассмотрению понятия и содержания категории достоинство. Согласно четырехтомному Словарю русского языка, а также Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.И. Шведовой «достоинство» имеет три смысловыхзначения:

  1. положительноекачество;

  2. сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их всебе;

  3. стоимость,ценность(денежныхзнаковилиценныхбумаг)[122,с.173].

С точки зрения этики, достоинство выражает представление о ценности всякого человека как личности, обладающей наивысшими нравственными качествами. Другими словами, достоинство в этике определяет особенное моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается высшая ценность личности. В достоинстве проявляется требование индивида к самому себе в проявлении этих качеств посредством совершения соответствующих ему нравственных поступков. С другой стороны, достоинство личности требует от других членов общества уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему[123,с.85].

По нашему мнению, достоинство, как и честь имеет объективно- субъективную природу и отражает различные стороны морально-правовой и общественной ценности личности.

Объективная сторона достоинства подразумевается нами в следующих смыслах.

  1. как единство всеобщего, то есть человеческого достояния. Этим уровнем определяется ценность лица какчеловека[124,с.198].

  2. как единство особенного, то есть в виде достоинства конкретной личности. Этим уровнем определяется ценность и общественная значимость конкретного человека. Сюда следует включить совокупность его моральных качеств, которые общество требует от человека. Также на данном уровне определяется его достоинство как представителя той или иной общности (определеннойгруппы).

Субъективная основа понятия достоинства включает в себя.

  1. осознание индивидом своего достоинства как человека, как личности, как представителя той или иной общности, как определенной группы. Иными словами - чувство собственногодостоинства.

  2. мировоззрения и убеждения лица, способности поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами. Эти составляющие должны быть основаны на самоуваженииличности.

Таким образом, субъективная основа понятия достоинства заключается в особенном моральном отношении индивида к самому себе и представляет самооценку нравственных ценностей личности, формирующуюся в ее самосознании.

Категоризация содержания понятия достоинства, приведенная нами в настоящей диссертации, основана на исследованиях отечественных ученых, рассматривающих это понятие[125].

Перейдем к обобщению понятий достоинства. В науке отечественного права понятие достоинства как внутренней (субъективной) оценки личностью своих моральных и социально значимых качеств, находит свое отражение в многочисленных исследованиях данной категории[126].

Основой достоинства в определениях перечисленных авторов является положительная внутренняя оценка личностью своих качеств. При этом, большинство из них указывают, что она основана на оценке этих качеств обществом. Некоторые исследователи используют расширительное понятие, охватывая также оценку лицом качеств как представителя той или иной общности (определенной группы).

Следующая позиция ученых относительно понятия достоинства носит субъективно-объективный характер. Помимо осознания лицом собственного достоинства, приверженцы этой точки зрения включают в понятие также совокупность объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе[127].

Некоторые исследователи включают в понятие «достоинство личности» обладание и минимальный набор социальных благ, необходимых для достойной жизни[128].

Исследование понятий чести и достоинства привело нас к выводу, что в различных отраслях науки данные понятия рассматриваются в тесной взаимосвязи и нередко определяются одно через другое[129]. В связи с этим, помимо многообразия различныхточек зрения повопросам определения исследуемых категорий, существует также проблема их соотношения в законодательстве, а также в трудах различных исследователей в различных областях науки. Установление сходств и различий между честью и достоинством имеет важное значение для правильного понимания ихсущности[130,с.130].

В ходе подготовки данного параграфа, при изучении законодательства и литературы в различных отраслях науки, диссертантом были выявлены и обобщены следующие точки зрения по вопросам соотношения понятий чести идостоинства.

Первая точка зрения предполагает, что категории чести и достоинства полностью совпадают по своему содержанию. А.Ф. Шишкин справедливо утверждал, что категории чести и достоинства настолько близки, что часто ошибочно употребляются в одном и том же смысле[131,с116]. Как было указано выше, В.И. Даль отождествляет понятия чести человека и достоинства личности[132,с254].

Из содержания ст. 130 УК РК следует, что законодатель не разделяет по существу понятия чести и достоинства личности, определяя их однопорядково объектами преступных деяний клеветы. Некоторые авторы конкретизируют данный тезис при доктринальном толковании этих понятий: «в объективном смысле честь и достоинство являются оценкой поведения человека в общественном мнении»[133].

Подобное отождествление, на наш взгляд, представляется недопустимым. Во-первых, данные понятия в сложившейся языковой практике имеют разные значения. Например, при употреблении «защита чести» подразумеваются качества, которыми человек наделяется обществом и которые он защищает. «Чувство собственного достоинства» означает чувство принятия себя в качестве значимого человека (без сравнения с другими). Оноподразумевает наличие некого внутреннего спокойствия и уверенности. Во-вторых, приверженцы этой точки зрения отрицают объективную природу формирования чести в сознании общества и субъективную природу достоинства, выраженного в самосознании личности.

В свете изложенной позиции вряд ли можно согласиться также с утверждениями некоторых ученых о том, что понятие «достоинство» входит в понятие «чести», как одна из еехарактеристик.

Б.З. Пурцхванидзе считал, что в основу понятия чести входят два момента: осознание лицом своего собственного человеческого достоинства, которое побуждает его направлять свою жизнь и деятельность согласно сложившимся в обществе нормам нравственности, и отношение других к нему, как к человеку и гражданину[134,с.106].

Рассуждая о проблемах судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации, А.А. Власов, например, приходит к не бесспорному заключению о том, что «честь» - это и общественная оценка личности, и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки, то есть,достоинство[135,с.11].

Такого же мнения придерживается А.В. Кузнецов, который приходит к выводу, что честь слагается из двух образующих элементов: 1) из общественной оценки личности и ее деятельности и 2) достоинства[136,с.132].

Т.Ю. Орешкина в комментарии под редакцией профессора А.И. Чучаева указывает, что под честью понимается общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости[137].

Существует ряд ученых, которые выявляют единственное различие понятий чести и достоинства лишь в субъективном и объективном подходе к оценке совокупности положительных качеств личности[138].

Существует мнение, согласно которому честь и достоинство понимаются как ценность личности лишь с тем единственным различием, что честь получает свою оценку в зависимости от значимости человека в обществе, рода его деятельности и моральных заслуг. Достоинство, напротив, является независимой от данных факторов категорией[139,с.184].

Следующая позиция ученых предполагает, что понятие достоинства является шире понятия чести, а последнее охватывается им. Иначе говоря, достоинство – это отношение всего общества к моральным качествам личности, а также его собственная самооценка. В то же время, честь – отношение конкретной социальной общности, группы к человеку как члену этой общности, и его отношение к собственным качествам, значимым для данной конкретной общности.

С точки зрения этики, данная позиция обоснована в словаре под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона, где указывается что «честь» тесно связана и во многом сходна с категорией достоинства, однако в отличие от достоинства моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами[140,с.397-398].

По нашему мнению, полное или частичное отождествление понятий чести и достоинства недопустимо, поскольку приведет к необходимости изменения не только ст. 18 Конституции РК, и целого ряда статей УК РК, ГК РК, но и важнейших международных соглашений по защите прав человека и основных свобод, включая Преамбулу Устава ООН.

Достоинство является самостоятельной субъективно-объективной категорией, отражающей различные стороны морально-правовой и общественной ценности личности. Точку соприкосновения с понятием чести следует установить в том, что достоинство возникает при общественных отношениях, которым оно дает самостоятельную окраску, заставляет участников этих отношений считаться с его пониманием, что есть «честь», «доброе имя», «репутация», «моральные и нравственные ценности» в обществе, где он проживает.

Действительно, следует признать честь за преимущественно объективную категорию, а достоинство – за преимущественно субъективную, соответственно. Однако нельзя не учитывать их субъективно-объективной природы, поскольку данная позиция будет представляться ограничительной и не отражающей их действительной сущности.

На наш взгляд, в юридическом понимании достоинство представляет собой правовое охраняемое законом благо, присущее индивиду вне зависимости от общественной оценки, основанное на общечеловеческой ценности и положительной самооценке лица.

Следующим понятием, требующим рассмотрения в настоящем параграфе, является находящееся в органической связи с честью и достоинством понятие репутации. В УК РК в 1997 году это понятие было впервые введено лишь применительно к определению признаков клеветы как распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих егорепутацию.

Термин репутация происходит от латинского reputatio – обдумывание, размышление. В общеязыковых источниках репутация определяется как сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего- либо, общественная оценка[141,с.528]. По словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой репутация – это приобретаемая кем-нибудь, чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь,чегонибудь[122,с.677].

Общественные отношения, охраняющие положительную репутацию лица, являются объектом клеветы, ответственность за которую предусмотрена статьей 130УК РК. Кроме этого, в ряде статей ГК РК также стало использоваться новое для казахстанского права понятие «деловая репутация». Подробного рассмотрения этого понятия в рамках настоящего параграфа не требуется, поскольку используемое в УК РК понятие репутации охватывает понятие «деловой репутации».

Мнения исследователей по вопросу понятия репутации в юридической науке характеризуются многообразием. Одни ученые отождествляют понятие репутации с понятием чести, другие уточняют ее в том, что она является мнением целой социальной общности[142,с.95].

В этой связи следует уточнить, что понятие «репутация» включает в себя общественное мнение о качествах лица, не отражая при этом субъективную сторону осознания лицом этих качеств[143,с.35].

Некоторые авторы отрицают совпадение между понятием репутации и чести. Например, совершение лицом правонарушения повлечет отрицательную оценку со стороны общества, но при этом репутация как мнение окружающих о деловых качествах этого лица (например, специалиста, мастера)нисколько не пострадает[144,с.123]. В этой связи нам представляется правильной точка зрения ученых, ставящих на первое место в содержании репутации общественную оценку со стороны определенной социальной группы. На наш взгляд, в некоторых случаях, когда честь может быть унижена, нисколько не пострадает оценка индивида с точки зрения его компетентности, способностей, профессиональных качеств и предпринимательских навыков, а также признание его заслуг и авторитета в прошлой деятельности.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. О значении положительной репутации и ее цене писал Фридрих Ницше в труде «По ту сторону добра и зла»: «Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?»[145,с.622]. К толкованию понятия репутации довольно редко прибегают как в законодательстве, так и в правоприменительной практике.

Подмена понятия чести понятием репутации представляется, на наш взгляд, неправильной, поскольку репутация, наряду с позитивными, включает в свое понятие также негативные качества лица, в чем и заключается ее отличие от чести.

Обобщая различные мнения, высказанные в литературе, следует заключить, что репутация – это отраженное в общественном сознании мнение, складывающееся на основе совокупности конкретной информации о положи- тельных и отрицательных качествах лица. Данное определение, по нашему мнению, наиболее конкретно отражает сущность понятия репутации.

Деловая репутация представляет собой:

  • относящуюся к общественно значимой деятельности лица его оценку обществом, мнение общества о качествах, достоинствах и недостатках этого лица;

  • набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу- бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности. Деловая репутация присуща не только индивидуальному предпринимателю, но и любому другому работающему гражданину;

  • сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств юридического лица в общественном сознании. Она формируется, главным образом, благодаря его публичнойдеятельности.

Деловая репутация – это устойчивая положительная оценка деловых (производственных, профессиональных) достоинств лица общественным мнением, - указано в комментарии к уголовному кодексу Республики Казахстан[146].

Деловая репутация есть частный случай или сторона репутации. Посуществу, частным случаем или стороной репутации является и моральный престиж, касающийся преимущественно социального статуса лица в общественном сознании (мнении). Таким образом, деловая репутация является одной из частей, входящих в понятие чести. Понятие чести гораздо шире понятия деловой репутации.

Подводя итог, представляется возможным сформулировать следующие авторские определения терминам, рассмотренным в данном параграфе.

  1. Права на защиту чести, достоинства и репутации являются сложным межотраслевым институтом. В различных отраслях науки раскрывается их многогранность, и регулирование данных общественных отношений является необходимым условием для реализации этих важнейшихправ.

  2. Для теоретической разработки понятий чести, достоинства и репутации, как объектов уголовно-правовой охраны, следует учитывать положения других отраслей науки (психологии, социологии, этики). На практике действительно не всегда учитываются различия при квалификации деяния как клеветы.

  3. В юридическом понимании честь представляет собой охраняемое законом благо, основанное на положительной общественной оценке личности,внезависимостиотеесоциальногоположения,обусловленноеповедением индивида в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, правилами и требованиями;

  4. По нашему мнению, достоинство - не что иное, как охраняемое законом благо, присущее индивиду вне зависимости от общественной оценки, основанное на общечеловеческой ценности и положительной самооценке лица;

  5. Репутация – это охраняемое законом благо, представляющее из себя отраженное в общественном сознании мнение, складывающееся на основе совокупности конкретной информации о положительных и отрицательных качествахлица;

  6. Деловая репутация – это охраняемое законом благо, представляющее из себя отраженное в общественном сознании мнение, складывающееся на основе конкретной информации о деловых качествах физического или юридического лица.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта