Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии Научный руководитель доктор философских наук, доцент Оленев С. М. Москва 2007 Оглавление
Скачать 0.74 Mb.
|
Глава 3. Путешествия как способ непосредственного погружения в инокультурный контекст 3.1. Социально-культурная специфика путешествий и туризма: теоретическое осмысление в контексте взаимодействия культур. Социально-культурные явления путешествий и туризма последние десятилетия привлекают все большее внимание специалистов в сфере наук о культуре в целом, и в области межкультурных коммуникаций, в частности. С путешествиями был тесно связан процесс познания человеком окружающего мира, поэтому история туризма уходит корнями в глубокую древность. При налаживании торговых связей требовалась максимально объективная информация о тех странах, с которыми укреплялись торговые контакты. Родоначальниками путешествий - праформ туризма были жители Средиземноморья, Скандинавии, Индокитайского региона. Огромный вклад в развитие путешествий внесли древние римляне, расширявшие свое государство. Как можно убедиться, экономические и государственные интересы во многом способствовали становлению этого явления. Поэтому исследователи, применяющие социально-экономический подход к анализу истоков происхождения туризма – М.Б. Биржаков, О.В. Рахмалева (30, 215) и другие, рассматривают становление этой группы социокультурных явлений в контексте экономических процессов, называя туризм подотраслью экономики, причем не только современной. Тем не менее, социально-экономическая оставляющая в происхождении путешествий и туризма формировала только одну из мотиваций путешественников - коммерческие путешествия и государственная служба, праформы картографии, в том числе военной, не могут считаться единственным мотивирующим истоком путешествий. Применяющийся в теории туризма рекреационный подход основывает свои позиции в историческом аспекте на древнейших формах рекреационно-оздоровительных путешествий. Смена региона проживания, посещение известных курортных мест, удаленных медицинских центров, бальнеологических заведений уже многие тысячелетия входили в число факторов рекреационно-оздоровительного туризма. Кроме того, рекреационный подход в туристике называет такую мотивацию, как развлекательная, собственно досуговая. Люди много путешествовали и путешествуют ради посещения спортивных мероприятий и участия в них, для участия в празднествах, театральных представлениях и пр. Эта причина путешествий хорошо известна с глубокой древности. Наиболее развитый, культурологический подход в теории туризма, выделяет еще две причины древних путешествий – религиозную самоидентификацию - хаджи, паломничество, посещения духовных наставников, а также культурно-познавательную, реализуемую через мотив простого человеческого любопытства. Много поездок совершалось для того, чтобы удовлетворить личностные интересы, узнать как можно больше о чужих странах, развить свой опыт, повысить социальный статус как носителя труднодостижимого, редкого знания, что чаще всего осуществлялось посредством путешествий. Но из каких бы соображений не осуществлялось путешествие, оно неизбежно расширяло опыт, повышало уровень знаний и (опосредованно) социальный статус путешествующего, Во многих культурах (например, древне-скандинавских), молодой человек не считался зрелым мужчиной до прохождения им определенного круга испытаний, включавшего длительные (до года) путешествия, связанные с опасностями, в которых могла закалиться его воля и быть приобретен необходимый живой жизненный опыт. С эпохи Ренессанса и до наших дней значение путешествия укрепляли межкультурные связи, способствовали расширению горизонтов познания и в весомой мере сформировали прогрессорскую компоненту мировоззрения европейцев, впоследствии развившуюся в европоцентризм. Сторонники социально-экономической концепции туризма в доказательство приоритетности своих позиций приводят довод о том, что первое туристическое мероприятие в Европе было совершено исключительно из предпринимательских соображений (что, между тем, не соответствует истокам аналогичных мероприятий в России, которые начались раньше и осуществлялись из иных соображений). Туризм в его экономическом аспекте стал активно распространяться в конце 19 века в Европе, и практически сразу стал ассоциироваться с такими признаками индустриально развитых государств, как возрастание уровня жизни, наличие лимитированного свободного времени – трудовых отпусков, городской образ жизни и т.д. И в дальнейшем – в 20 веке, динамичное развитие туризма как экономической подотрасли связалось с общеевропейским улучшением материальных условий, улучшением пенсионного обеспечения, возрастанием потребностей, что особенно ярко проявилось в связи с переходом к постиндустриальному обществу. Статистически (31), в настоящее время большинство туристов – это европейские и американские пенсионеры, а также европейские и американские же служащие-отпускники. Между тем, с позиций культурологического подхода, обосновываемого отечественным историческим материалом, исток путешествий и туризма как массового явления в России имел иную специфику. Первыми мероприятиями туристического характера были выезды за рубеж с образовательными и культурно-познавательными целями, что вполне соответствует рассмотрению туризма в контексте межкультурных коммуникаций, и краеведческие экскурсии, родоначальником чего считается Петр 1, который сам любил водить иностранные делегации по Санкт – Петербургу (27, 216). Педагогический подход обосновывает истоки туризма и экскурсионного дела тем, что с конца 19 века в образовательные программы многих учебных заведений начального уровня экскурсии вводились как метод обучения, и принцип наглядности в обучении, считавшийся наиболее эффективным, реализовывался в выездных занятиях в начальной школе. Хорошо известно, что экскурсии как педагогическую технологию, активно пропагандировал Лев Толстой (27, 239). Туризм входит в исследовательские поля множества научных дисциплин – экономики, социологии, теории управления, рекреалогии, культурологии, педагогики, психологии и др. Концептуальные приоритеты этих дисциплин отразились не только на формировании многих названных подходов в исследованиях туризма и туристике, но и на отсутствии единства в понятийном аппарате туристической теории: существует почти столько же дефиниций термина «туризм», сколько и исследований по его проблематике. Вопрос дефиниций, понятий, терминологии туризма, и сегодня достаточно актуален и является предметом дискуссий специалистов в сфере теории туризма. Между тем, четкое толкование туристских терминов имеет несомненное значение для анализа процессов туристической сферы. Для настоящего исследования наибольшее значение имеют те аспекты терминологической системы туристической теории, которые связывают туризм с теорией межкультурных коммуникаций. Характерно, что задолго до появления термина «межкультурные коммуникации» - в 1937 году Лигой наций был введен в оборот термин «международный турист». Трактовка международного туриста была социально-экономической: международным туристом считалось лицо, характеризующееся перемещением за пределы своей страны, временным пребыванием там, отсутствием целей заработка, даже кратковременного (117). В дальнейшем эти признаки туриста легли в основу множества определений, наполнив понятийный аппарат социально-экономическими трактовками. Так, например, часто встречается следующее определение: «..туризм - общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» (117), т.е. есть главный упор делается на характер деятельности в месте, отличном от места проживания. Здесь заметно влияние рекреалогии и культурологии, демонстрирующих познавательные и оздоровительные цели туристов. Итак, социально-экономический подход позволяет выявить важнейшие социальные аспекты туристической деятельности. Итак, туризм связан с выездами с постоянного места проживания: человек покидает свою обычную среду обитания, перемещаясь в непривычные природно - климатические, культурные, хозяйственные и прочие условия, т.е. попадает в новое окружение. Это связывает социально-экономический подход с культурологическим, так как одновременно с пространственным перемещением осуществляется изменение культурного контекста пребывания индивида. С культурологической точки зрения этот аспект представляется наиболее значительным. Следующий аспект туристической деятельности основывается на временности пребывания в инокультурных условиях. С одной стороны, человек временно лишается привычной ему социокультурной среды, а с другой, он не успевает полностью ассимилировать специфику иной. Временность перемещения важна не только с культурологической точки зрения, но и с психологической – туризм становится фактором структурирования времени путешественника. Также необходимо отметить, что временность отражается на изменении когнитивных схем путешественника и его эмоциональном состоянии. В классической литературе хорошо описан феномен «охоты к перемене мест». Рекреалогический подход, связующий туристическую проблематику с индивидуально- и социально - психологической, активно эксплуатирует этот феномен. Целевой аспект туристической деятельности последовательно растождествляет туризм с гастарбайтерством и коммивояжерством. Туристские поездки предпринимаются в целях отдыха, развлечения, оздоровления, удовлетворения культурных интересов, что также является основанием для типологизации туризма. Рекреалогический подход, примеряемый в контексте туристики в большинстве источников по теории туристической деятельности – в работах А.В. Зорина, В.А. Квартальнова (97, 117) и др., связывает функции туризма с рекреационными индивидуальными функциями. Туризм является одной из наиболее распространенных форм удовлетворения естественных рекреационных потребностей человека. Характерно, что рекреационная потребность становится более значимой в высокоразвитых культурах, в которых труд опосредован многочисленными социальными конвенциями, принадлежностью к статусным и референтным группам, определенным уровнем оплаты труда. Таким образом, социально опосредованная часть рекреации входит в число культурных стереотипов и в контексте с иными характеристиками данной культурной общности формирует ее характерные узнаваемые черты. Так, в большинстве традиционных, а в особенности - архаичных культур, рекреация понимается исключительно в физиологическом аспекте, а в большинстве современных европейских культур, наоборот, становится производным от культурных норм. Таким образом, социально опосредованная рекреация, к которой относится туризм, является признаком современного уровня развития общества, урбанизации, условий труда и специфической «европейской» ментальности. Как можно убедиться из данного аналитического экскурса, индивидуальная рекреационная функция туризма социально и культурно опосредована и выступает составной частью поддержания культурных норм в выделенном аспекте, что также подтверждает неэффективность аддитивистского подхода к анализу функций туризма, в связи с чем такие авторы, как В.А. Квартальнов (115), подчеркивают необходимость рассмотрения туризма только посредством интегральных, комплексных подходов. Рекреалогический подход также большое внимание уделяет рассмотрению туризма сквозь призму теории досуга. В современных условиях туризм как форма проведения свободного времени занимает одну из ведущих позиций в одноименной индустрии. Развитие туристской деятельности во многом связано не только с трансформацией социально - экономических отношений, но и изменением роли досуга в жизни человека, в современной европейской ментальности, в связи с чем соотношение трудовой деятельности и рекреации, значение свободного времени, приобретают новое звучание. Несмотря на высокое инкультурирующее значение досуга для человека, нельзя сказать, что эта проблема находится в центре исследовательских приоритетов культурологии. Тем не менее, свободное время как поле самореализации и творческого развития личности во многих культурах рассматривалось если не главной, то одной из наиболее значимых составляющих человеческой жизни. Досуг может рассматриваться как основа интеллектуальной творческой и эстетической деятельности – залог прогресса культуры, ведь далеко не все формы творческой деятельности институциализированы. В эпоху индустриального общества досуговая деятельность считалась фоновой практикой, и была провозглашена вспомогательной по отношению к труду и сводимой лишь к рекреации. Современные теоретики досуговой деятельности (188, 191) рассматривают досуг как сферу, равнозначную трудовой деятельности. Утилитарное понимание досуга как вспомогательной и подготовительной фазы трудовой деятельности, в настоящее время не актуально. Эпоха постмодерна, характеризующаяся повышением уровня жизни (в развитых странах) и несводимостью деятельности человека только лишь к труду, высвобождает трудовые ресурсы, понижает долю занятого производительным трудом времени, провозглашает игровой принцип развития культуры. Объективные социально-экономические условия, позволяющие подобной формации существовать, провоцируют бурный рост индустрии досуга в целом, и туристической отрасли в частности. Досуг как единство форм человеческой деятельности, связанных с удовлетворением физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время, индивидуально детерминирован спецификой данной человеческой личности и, таким образом, находится в фокусе мотиваций, рассмотрение которых характерно и для аксиологического, и для рекреалогического подходов. Но с какой бы точки зрения не рассматривался досуг, его потенциал представляет собой реализацию духовных, творческих потребностей и способностей как индивида, так и общества в целом. Из этого следует, что культурологические аспекты в исследованиях досуга фундируются его социально-значимыми функциями. Аксиологический подход, специфичный для туристики, и разработанный большей частью в исследованиях В.А. Квартальнова и И.В. Зорина, уделяет значительное внимание целям, мотивациям и ценностям туристов, выступающим в качестве побудительных мотивов участия в туристических мероприятиях, и соответственно, определяющих функции туризма. Так, в монографии «Туристика» И.В. Зорина и В.А. Квартальнова, функции туризма сгруппированы по нескольким уровням: - метафункций; - воспитательных функций; - образовательных функций и - международных и межкультурных функций (97, с. 92). К метафункциям данные авторы относят все многообразие методически значимых для инкультурирующегося и социализирующегося действий, повышающих уровень его включенности в культурные процессы и меру адекватности его деятельности. Таким образом, метафункции можно трактовать как расширительное понимание пропедевтики. Воспитательные функции в трудах основоположников туристики рассматриваются также через призму инкультурации, в том числе и как механизм адаптации к инокультурному опыту. Необходимо обратить внимание, что именно в эту группу функций (согласно программным источникам по туристике, например 97) входит большая часть тех функций, которые другие авторы, например Н.Л. Березницкая (27) или О.В. Рогачева (216) относят к собственно межкультурным. Так, В.А. Квартальнов и И.В. Зорин декларируют воспитательный статус культурной самоидентификации и индивидуальной работы над коррекцией автостереотипов и гетеростереотипов. В образовательную функцию данные авторы вводят все многообразие культурно-познавательных аспектов туристической деятельности, расширяющих опыт и систему представлений туриста. Международные и межкультурные функции в работах И.В. Зорина и В.А. Квартальнова рассматриваются в общесоциальном контексте, с акцентуацией значения туризма для межгосударственного и межэтнического взаимодействия в целом. Индивидуальные функции этого уровня согласно данной классификации, лежат в воспитательном поле. Международные – точнее, межкультурные функции туризма основываются на его организационной сущности – путешествиях и непосредственном, живом погружении в иные культурные среды. Туризм как интегрирующий фактор, становится залогом свободного взаимодействия как отдельных индивидов, принадлежащих к разным культурам, так и стран, и именно массовидность международного туризма заставляет сторонников аксиологического подхода называть туризм свободным волеизъявлениям народов к сближению. Большинством исследователей - А.Ю. Александровой, В.А. Квартальновым и др., в контексте международных функций выделяются такие субфункции, как коммуникативная (взаимопонимание и сотрудничество различных этнокультурных сообществ, культурный обмен), репрезентативная (представление национальных культурных ценностей на мировой арене) и адаптационная функция (включение локальных сообществ во всемирные процессы аккультурации). Как можно убедиться, все указанные функции имеют как собственно культурный аспект, так и аспект социально-экономический. Большое внимание к целям, ценностям и мотивам туристов связывают аксиологический подход с теорией потребностей. Согласно большинству концепций теории потребностей (191), часто рассматриваемых и в социально-экономическом ключе, существуют потребности базового уровня – физиологические, и вторичные, «надстроечные» - неудовлетворение которых не приводит к резко негативным последствиям для индивида. Большинство социальных потребностей относится к «надстройке» - это потребности психологического свойства - самоактуализация, самоутверждение, развитие своих творческих способностей, потребность в причастности к некоей социальной, культурной, религиозной или иной общности, в досуге и пр. – этот аспект особенно акцентируется аксиологическим подходом в туристике. Некоторые потребности объединяют базовый и надстроечный уровни – так, рекреационная потребность имеет уровень физиологического минимума, реализуемый без необходимости каких-либо выездов, и социально обусловленную часть, реализуемую в том числе и посредством туристических мероприятий, которые, например, В.А. Квартальновым и И.В. Зориным (97) считаются наиболее эффективной формой рекреации. Психологические потребности, формирующие мотивации к туристическим поездкам, весьма разнообразны. Психологическая рекреация не может быть сведена к непротиворечивой типологической схеме (что вполне доказано сторонниками современной мультимодальной прикладной психологии), в связи с чем соотнести данную группу потребностей с определенно той или иной индивидуальной функцией туризма, было бы необоснованно. Аксиологический подход обращает внимание на то, что на развитие туризма влияет и характерный для современного уровня развития европейской цивилизации и ментальности, рост вторичных потребностей самоактуализационного характера. Культурно опосредованные, эти потребности, относящиеся по классификации А. Маслоу, к высшим, часто формируют индивидуальные мотивации путешественников. Высокий социальный престиж лиц, осуществивших многочисленные путешествия, легко объяснить посредством культурно сформировавшегося и весьма древнего стереотипа отношения к носителю опыта (а опыта легче набраться именно путешествуя), а также и самого архетипа носителя опыта. Много путешествовавший человек, таким образом, соотносится с данным архетипическим паттерном, что вполне закономерно. Социологическое и культурологическое прочтение проблематики туризма, например, в работах Н.Л. Березницкой или В.И. Рогачевой (27, 216), подтверждает данную точку зрения. Туризм выступает в качестве адаптационного механизма, подготавливающего человека к более эффективному приспособлению к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Методическое значение путешествий (уровень метафункций в классификации В.А. Квартальнова – И.В. Зорина), требующих адекватного реагирования на незнакомые ситуации, иное окружение, не- или малознакомый язык, трудно переоценить. Путешествия учат человека быстрым приемам овладения новым опытом, конформному и толерантному отношению к незнакомым культурным нормам и явлениям, в связи с чем, безусловно, много путешествующий человек адаптивнее и во многих сферах деятельности эффективнее не имевшего такого опыта. Таким образом, согласно аксиологическому подходу, туризм – один из механизмов социализации и инкультурации, что сближает аксиологический подход с культурологическим. Культурологический подход, также используемый и в русле туристики, и вне ее рамок - исследователями, относящимися к внешним предметным полям, например Н.Л. Березницкой (27), связывает туристическую деятельность с культурно-познавательной и эстетической, причем именно в работах, выполненных с позиций культурологического подхода часто эстетическая функций соединяется с познавательной и развлекательной. На наш взгляд, оптимальным было бы выделение эстетической функции в отдельную пропозицию, но в большинстве работ (30, 31, 97) туризм, в особенности культурный, редко рассматривается как поле эстетического поиска, хотя именно эстетическая мотивация зачастую лежит в основе желания путешествовать. Познавательно-эстетическая функция путешествий исключительно важна для духовного развития личности. Манильская декларация по мировому туризму, принятая на Филиппинской конференции 1980 года, в которой участвовала и делегация СССР, часто трактуется с позиций культурологического подхода. В ее документах, а также и в программном выступлении Председателя конференции, Ф. Маркоса, туризм определялся как путешествия, совершаемые с культурно-познавательными, оздоровительными и спортивными целями (309). Однако в большом количестве документов международного характера, все-таки возобладала социально-экономическая трактовка, практически повторяющая позиции Лиги Наций 1937 года. Подобные определения имеют место в материалах Гаагской декларации по туризму 1989 года, в программе Всемирной туристической организации, Международной конференции ООН по статистике путешествий и туризма (263). Практически подобная формулировка присутствует и в Федеральном законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996), где туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью» (194). Подробнее, но в том же ключе, туризм описывается в работах отечественного классика социально-экономического подхода в теории туризма М.Б. Биржакова: «Туризм - это особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т.е. деятельность самого туриста и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Туристская деятельность осуществляется различными предприятиями: индустрии туризма и смежных отраслей» (30). Согласно федеральному закону, под туристом подразумевается «гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки» (194). На основе анализа Федерального закона достаточно общее, и близкое к официальному, определение туризма сформулировал В.А. Квартальнов: «Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессиональных целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» (97, 117). Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной думой 4 октября 1996 года, включает следующие трактовки туристических терминов: «туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды; туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно; турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки; туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил; туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков..» (194). Для настоящей работы особое значение имеют определения въездного и выездного туризма, а также туристических ресурсов, так как именно эти явления связуют туризм с системой межкультурных коммуникаций, обеспечивая обмен культурным контентом. Характерно, что именно эти термины чаще всего используются в работах, выполненных с позиций культурологического подхода (27). Итак, многомерность туризма, связанность его с многочисленными компонентами социокультурной сферы, его общекультурное значение, значение в аспекте познания иных культур, весьма мало отражены в принятых понятиях. Туризм является одновременно и видом деятельности, и формой рекреации, и отраслью национальной экономики, и формой досуга, наукой, бизнесом, а главное – фактором интеграции культур и средством приобщения индивида к культурному разнообразию человечества. Таким образом, с позиций системного подхода, можно представить туризм как сложную упорядоченную и динамически равновесную, иерархически организованную и развивающуюся социокультурную систему, включающую специфические субъекты, объекты и виды деятельности, и интегрированную в многообразие форм социокультурных явлений, в том числе и в межкультурное взаимодействие. Современный туризм представляет собой сложное социально - культурное, экономическое и социально-психологическое явление, которое в условиях интернационализации жизни превратилось в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей, в распространенный вид политических, экономических и культурных контактов, в один из основных факторов, характеризующих качество современной жизни. Туризм в настоящее время характеризуется повышением своей роли в социальной и духовной жизни общества. Таким образом, культурологический анализ данного явления, выпадающий из поля зрения большинства исследователей путешествий и туризма, представляет пробел в системе знаний в данной области туризме, и требует внимательного изучения. Однако произведенное рассмотрение основных дефиниций и понятийного аппарата туристической теории позволяет утверждать, что в связи с многогранностью этого социокультурного явления наблюдается процесс диффузии и взаимной ассимиляции теоретических подходов, формирования интегральной оценки туризма, обладающей постепенно количественно увеличивающейся культурологической составляющей. Для полномасштабного культурологического анализа туризма необходимо сформировать четкую типологическую схему туризма, определить типы и виды туризма, непосредственно обеспечивающие межкультурную коммуникационную функцию. Соответственно, необходимо обратиться к системному и деятельностному анализу туризма. Как уже отмечалось, в контексте системного анализа туризм можно рассматривать как сложную упорядоченную и динамически равновесную, иерархически организованную и развивающуюся социокультурную систему, включающую субъекты и объекты туризма. Здесь же необходимо отметить, что туризм представляет собой сферу человеческой деятельности, своеобразно интегрирующую многочисленные социальные институты. Субъектами туризма являются: - сами туристы – индивидуалы и группы; - институциализированные посредники – туристические агентства, туроператоры и т.д.; - федеральные, муниципальные и международные регулирующие органы - органы пограничного и таможенного контроля, контрольно-лицензионные государственные и муниципальные организации - департаменты и комитеты по туризму, лицензионные палаты и т.п., государственные и муниципальные структуры, организующие использование культурных и ландшафтных достопримечательностей - национальные музеи, национальные парки и заповедники, государственные и муниципальные театры и т.п. Объектами туристической деятельности являются все сферы интереса туристов - природные ландшафты, памятники культуры, лечебные, рекреационные, религиозные и иные учреждения. Туристическая деятельность объединяет субъектную и объектную подсистему в многоуровневое целое, функционирующее при воздействии таких факторов, как: - международное и внутригосударственное нормативно-правового регулирование; - социально-экономическая среда; - культурно и социально детерминированный уровень культуры потребления; - природные факторы и т.д. Наиболее значимым субъектом туристической деятельности выступают сами туристы, имеющие свои мотивации и цели. Приоритет той или иной цели, мотива, пожеланий, согласно аксиологическому подходу (87), определяют тот вид туризма, который наиболее подходит для индивидуального выбора каждого человека. Разнообразие человеческих предпочтений, обширная рекреационно-туристская география, современная техническая база способствовали формированию огромного количества видов туризма. Существует несколько оснований деления, согласно которым можно сформировать типологию туризма. Рассмотрим только те, которые имеют отношение к проблемам, затронутым в настоящей работе. |