Главная страница
Навигация по странице:

  • Длительность

  • 3.2. Кратковременные путешествия и туристические мероприятия: «беглое» погружение в чужую культуру.

  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии Научный руководитель доктор философских наук, доцент Оленев С. М. Москва 2007 Оглавление


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеДиссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии Научный руководитель доктор философских наук, доцент Оленев С. М. Москва 2007 Оглавление
    Анкорdialog_kultur.doc
    Дата16.08.2018
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаdialog_kultur.doc
    ТипДиссертация
    #23057
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Территориальный признак (в соответствии с позициями ряда авторов (30, 90), касающийся пересечения / не пересечения границы). Согласно этому признаку можно выделить:

    А. въездной туризм;

    Б. выездной туризм;

    В. внутренний туризм.

    (пункты А. и Б. формируют единый тип международного туризма)
    2. Цели

    А. образовательный туризм;

    Б. рекреационный, или рекреационно-лечебный туризм (некоторыми исследователями лечебно-оздоровительный туризм выделяется в особый тип);

    В. экологический туризм;

    Г. культурный, или культурно-познавательный туризм;

    Д. религиозный туризм;

    Е. деловой, или шоп-туризм;

    Ж. спортивный туризм;

    З. экотуризм, или сельский туризм;

    И. ностальгический туризм;

    К. походный, или экстрим-туризм;

    Л. выставочный, или конгрессионный туризм

    М. событийно-тематический туризм (например, в контексте военно-исторических игр).
    3. Длительность

    А. краткосрочный (от 1 суток до 1 недели);

    Б. среднесрочный (от 1 до 4 недель);

    В. долгосрочный (более 1 месяца).
    Также возможна дифференциация туризма по многообразию признаков, которые мы не приводим в данной типологической схеме в связи с незначительной утилитарностью для культурологического анализа способов восприятия чужих культур.

    Точно определить соотношение разных типов туризма весьма сложно. Тем не менее, количественно среди массовых типов туризма доминируют культурно-познавательный и рекреационный, так как на их долю приходится более 70% общемирового количества туристов (30, 97, 117). В последнее время быстрыми темпами развивается экологический туризм, особенно популярный в среде туристов из промышленно развитых стран, и характеризующийся щадящей эксплуатацией природной среды.

    Согласно культурологическому подходу, доминанта культурно-познавательного туризма основывается на осознании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей иных культур. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями конкретной этнической культуры. Выделение культурного, или культурно-познавательного туризма фундируется не теоретическими пресуппозициями, а реальным членением мотиваций, проецирующихся в выбор маршрутов, программно-тематического содержания путешествий – это признают сторонники практически всех подходов в теории туризма. Культурный туризм основывается на живом соприкосновении с иной культурой – на посещении музеев, знакомстве с историческими памятниками, с культурной практикой определенных стран и народов, с представителями традиционного общества - архаиками, их обычаями, материальной и духовной культурой и т.п.

    Многими авторами (30, 97) вводится и типология самого культурного, или культурно-познавательного туризма. Выделяют:

    - собственно познавательный;

    - рекреационно-познавательный;

    - цивилизационный;

    - музейный;

    - исторический;

    - культурно-образовательный;

    - этнографический;

    - кулинарно-гастрономический и пр.

    Как можно убедиться, подобная типологизация не основывается на принципе единства основания деления и не может служить углублению культурологического осмысления функций культурного туризма. Тем не менее, в отдельных случаях, что особенно подчеркивается многими авторами, например, В.А. Квартальновым (117), уточнение программно-тематической специфики мероприятия, относящегося к культурному туризму, позволяет полнее определить специфику культурного туризма и выявить индивидуальное значение мероприятия для туриста.

    Современный уровень социокультурной динамики порождает интерес к познанию природы и культуры своего отечества (или культур, как в случае России, являющейся поликультурным государством), а также иных природных и инокультурных сред. При нынешнем уровне развития производственных отношений индивид может позволить себе потратить определенное время и финансовые ресурсы на изучение прошлого своего народа, корней его культуры, памятников истории и новой эпохи, а также приобщиться к аналогам иных этнокультурных общностей. Помимо этого, развитие туризма способно внести свой вклад в разрешение социокультурных проблем: позволяет лучше осмыслить собственный опыт и собственные традиции, сравнив их с опытом и традициями других народов, расширяет социальные коммуникации, развивает кросс-культурные связи, включает механизмы аккультурации.

    Как можно убедиться, трудно переоценить значение культурного элемента в развитии туристской деятельности, особенно в сфере культурного международного туризма. По современной статистике (115) культурные мотивации обеспечивают более трети всех туристических маршрутов, формируя таким образом, и значительную часть доходности туристической сферы для туристических предприятий. Также необходимо отметить, что туристическая отрасль во многом обеспечивает и самое существование многочисленных объектов культурного наследия – финансирует учреждения культуры, являющиеся также и элементами туристической инфраструктуры, стимулирует (сначала) прагматическое, а затем и эстетическое и теоретическое осмысление новых граней в национальных культурах, способствует реализации разнообразных культурных проектов, адаптации культурных благ к потребностям и мотивациям различных категорий туристов, более полно раскрывая культурный потенциал регионов.

    Современной практикой туристической деятельности постоянно обогащается номенклатура предлагаемых туристических программ, все большую долю занимают индивидуальные программы, ориентированные на потребности и интересы данного путешественника. Последние десятилетия все заметнее проявляется тенденция интеграции типов и видов туризма между собой – культурно-познавательный туризм часто совмещается с пляжным туризмом, а иногда даже – и с шоп-туризмом, который согласно основным дефинициям туризма, уже находится на периферии туристической деятельности, так как имеет непосредственный оттенок коммерческой деятельности. В соответствии с прогнозными данными Всемирной туристской организации наиболее популярными видами туризма к 2010 году будут культурно-познавательный, приключенческий, экологический, тематический и круизы. По территориальному признаку лидирует и продолжит лидировать международный туризм (192).

    Итак, наиболее распространенным и активно развивающимся видом туризма является культурно-познавательный международный туризм. Это положение наглядно демонстрирует как самое сущность туристической деятельности, так и приоритетное функциональное направление развития туризма. В контексте анализа сущности туризма и опыта формирования целостного определения этой сферы, доминанта культурного туризма представляется фактором, значимым не только в индивидуальном аспекте, но и в общесоциальном. Туризм постепенно превращается в интегрирующий конвергентный фактор жизни современного человечества, в условие полноценного овладения культурным багажом как своего народа, так и иных этнокультурных сообществ. Большинство исследований, выполненных с позиций социально-экономического подхода, не может игнорировать элемент культурологического осмысления этого положения, в связи с чем в работах О.В. Рахмалевой, В.И. Рогачевой (215, 216) и др., статус туризма как одного из наиболее экспансивных факторов межкультурной коммуникации, декларируется прямо, и значение туризма как инструмента инкультурации и аккультурации подчеркивается на материалах социологического и экономического анализа.

    Культурологический подход к исследованию туристической проблематики, а также и вся интегральная сфера туристики исключительно большое значение придает технологиям передачи культурного контента, в связи с чем методическая отрасль экскурсионики считается большинством исследователей (97, 117) приоритетным направлением развития методики туризма. В данном случае аксиологический подход декларирует учет индивидуально- и социально-психологической специфики туристов при формировании программ ознакомления с культурным наследием, а длительный период истории советского времени экскурсионика выполняла и идеологические функции, способствуя фильтрации культурного содержания (при взаимодействии с иностранными туристами), что подробно исследовано в работе И.И. Шнайдена (283) и акцентированию идейно выверенной подаче культурно-исторического материала для отечественных внутренних туристов.

    Итак, основной формой приобщения туриста к культурным ценностям является экскурсия – кратковременное ознакомительно - разъяснительное мероприятие. В контексте применения культурологического подхода к исследованию туризма немаловажным представляется рассмотрение теории экскурсий как важнейших компонентов системы туристической деятельности.

    Экскурсионное обслуживание является частью комплекса туристских услуг. Разделение экскурсий на типы и виды способствует уточнению целей и задач туристического мероприятия, выбору оптимальной формы экскурсионной работы для ознакомления туристов с данным культурным контентом. В настоящее время экскурсии классифицируются по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения по способу передвижения, по продолжительности и по форме проведения. В контексте настоящего исследования содержательная дифференциация может быть признана единственно заслуживающей внимания. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные и многоплановые. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе различных памятников истории и культуры. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные.

    Многообразие типов, видов и жанров экскурсий позволяет диверсифицировать методы ознакомления туристов с культурой той страны или местности, куда они приехали. Сложность и многоплановость экскурсионной работы в контексте туристической деятельности во многом оказала влияние на развитие направлений туризма, на саму туристическую инфраструктуру в нашей стране, а также, что самое главное – на специфику теоретического, в первую очередь, культурологического осмысления туризма в нашей стране.

    Рассмотрев типологическую специфику и доминантные виды туризма, можно составить представление о специфике социокультурных функций туризма, в первую очередь – связанных с межкультурным взаимодействием. Итак, наиболее активно развивающимся видом туризма в мире в целом, и в России в частности, является международный культурно-познавательный туризм, становящийся все более заметным фактором межкультурного взаимодействия. Культурологическое осмысление этого вида туризма представляет быстро растущую зону междисциплинарных знаний о туризме, активно вбирающую в себя как различные теоретические основания теории туризма, так и смежных научных дисциплин. Основываясь на различении возможностей приобщения туриста к феноменологии иных культур, можно разделить турситско-экскурсионные мероприятия на «беглые» погружения в инокультурный контекст, осуществляемые в процессе непродолжительных путешествий, и глубокие «включенные» наблюдения, достигающиеся длительными путешествиями и даже временным проживанием в инокультурных средах. В соответствии с этим делением можно выстроить дельнейшее исследование способов восприятия чужих культур посредством туристических путешествий.
    3.2. Кратковременные путешествия и туристические мероприятия: «беглое» погружение в чужую культуру.

    3.2.1. Развитие межкультурных функций отечественного туризма.
    Кратковременные поездки, путешествия, экскурсии и иные туристические мероприятия, осуществляемые с целями знакомства с иными культурами, реализации познавательных потребностей, простого любопытства, являются наиболее распространенными формами культурного туризма. По статистике, более 62% поездок за рубеж, а также и в регионы проживания представителей иных этнических культур на территории России осуществляется на срок не более 2 недель (1). Это вполне объяснимо психологически: кратковременные перемещения, не связанные с необратимой или слишком длительной сменой культурного контекста гораздо более комфортны и позволяют с незначительным «культурным шоком» получить интересующую смену впечатлений, удовлетворить свои интересы. Кратковременные туристические путешествия в России имеют достаточно глубокую историю.

    Если путешественники средневековья, а также и более поздних лет российской истории были во многом заложниками плохо развитых средств передвижения, поневоле заставлявших их проводить в пути недели и месяцы, то с развитием транспортной инфраструктуры кратковременные путешествия получили свою возможность развития. Начало этого периода можно приблизительно обозначить второй половиной 19 века, так как именно тогда расширение железнодорожной сети, усовершенствование системы дорог, обеспечили путешественникам доступность относительно быстрого перемещения между достаточно удаленными местами. Учитывая, что в тот период путешествия в России уже достаточно долгое время традиционно осуществлялись в основном представителями обеспеченных слоев населения, что обуславливалось как дороговизной передвижений, так и привязкой большей части населения к местам непосредственного проживания (например, крепостные крестьяне), то и кратковременными путешественниками в первую очередь стали обеспеченные люди, путешествующие с целями реализации потребностей в досуге и отдыхе, знакомства с иными культурами и ландшафтами. Поэтому совершенно закономерно, что первая общественная организация, начавшая работу по сопровождению и разработке кратковременных туристических маршрутов культурно-ознакомительного характера, выбрала в качестве ареала реализации маршрутов путешествий одно из наиболее живописных мест Российской империи, населенное мало знакомым жителям метрополии экзотическим восточным народом (крымскими татарами) – Крым.

    В Ялте в 1888 году был создан «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», который просуществовал вплоть до первой мировой войны. В число направлений деятельности этого объединения входили краеведческие и этнографические экспедиции, научно-исследовательская работа в сфере краеведения, выработка методических рекомендаций по организации и проведению путешествий и экскурсионной работе, охрана редких эндемичных видов, непосредственная организация туров и экскурсий, издательская и пропагандистская деятельность. В своем журнале «Записки Крымского горного клуба» члены «Кружка» публиковали результаты научных исследований, методические рекомендации, обзоры краеведческого характера. Основатели и члены клуба заложили прочный фундамент развития экологического и самодеятельного туризма в России. Деятельность этой организации привлекала внимание и европейской общественности, и по крымским маршрутам путешествовали многочисленные иностранные гости (48, 80).

    Одной из самых массовых туристических организаций в дореволюционной России был «Русский туринг-клуб», созданный в 1895 году в Санкт-Петербурге. Вскоре после своего открытия в связи с ростом числа членов, Русский туринг-клуб был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), и расширил свои приоритеты, включив поддержку практически всех видов и направлений туризма, активного отдыха и спорта. Несмотря на то, что изначально Клуб создавался в поддержку велосипедного спорта, буквально за 2-3 года своего существования он стал многопрофильной массовой и разветвленной структурой, занимавшейся всем спектром организационных, методических и даже теоретических проблем туризма. Задачами РОТ, закрепленными в Уставе, являлись проведение коллективных и индивидуальных туров культурно-этнографической направленности, пропаганда культуры и ландшафтных красот России за рубежом и внутри страны, развитие материально-технической базы туризма, широкая информационная работа среди населения, в том числе издание журналов «Русский турист», «Дорожник», путеводителей, методических рекомендаций и справочных пособий для туристов (48, 80). Русское общество туристов вело активную пропагандистскую работу, сотрудничало с туристическими организациями Европы, в первую очередь, с альпийскими клубами, и способствовало распространению зарубежного опыта в отечественной среде. Постепенно в «Русском туристе» все большее место занимает проблематика международного туризма, развитию которого способствовала благоприятная экономическая ситуация. Характерно, что в контексте деятельности РОТ в первые годы 20 века начали издаваться путеводители по России на иностранных языках (48).

    При всей позитивности описанных тенденций в развитии туристической практики в дореволюционной России, становление туристических путешествий отличалось и рядом особенностей, сдерживавших его активный рост. Во-первых, господствовало представление о туризме как об индивидуальной практике, значимой в первую очередь в жизни отдельного человека. Во-вторых, развитие туризма при всей его общественной и даже федеральной поддержке, укладывалось в инфраструктуру коммерческого сектора, в связи с чем социально-экономическое видение туризма было характерно для всех организаций туристической сферы, кроме общественных «Кружков» и «Обществ», которые ориентировались на пропаганду культурного значения туризма. В-третьих, в своем развитии туризм прочно связывался со спортом, из-за чего даже в уставных документах РОТ и периодических изданиях туристического характера туризм часто рассматривался как метасистема спортивных мероприятий, или же рядоположенно со спортом. Не предпринималось никаких попыток сформировать научную теорию туризма, или же типологически классифицировать его виды. Эта ситуация во многом изменилась после революции 1917 года.

    Первая мировая война и революции надолго затормозили развитие кратковременных путешествий, экскурсий и туризма в целом в России. Однако советская власть уже в 1918 году сформировала первую советскую туристическую организацию - Бюро школьных экскурсий Наркомпроса, которое распространяло свою деятельность не только на среду учащихся. Вскоре - в 1920 году при Главполитпросвете была создана экскурсионно-выставочная секция, занимавшаяся не только непосредственной организацией выставок, но и проблемами экскурсионной методики. В том же 1920 году образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное бюро, целью которого была широкая пропаганда туризма и экскурсий среди трудящихся. В Уставе Бюро были записаны такие функции, как культурно-просветительная, идеологическая и воспитательная работа. Образовательно-воспитательные задачи, ставившиеся перед туристическим комплексом, надолго оставили в тени выездной и въездной туризм. Длительное время экскурсионная составляющая (как несущая основную идеологическую нагрузку) туристической деятельности становится приоритетной. При том, что идейно-воспитательную работу как основу туристической и экскурсионной деятельности провозгласил В.И. Ленин (73, с.12), большое внимание уделялось идеологически насыщенным экскурсиям, развивающим классовое самосознание пролетариата, например, посещениям «Волховстроя» (73). Однако и экскурсии в регионы проживания национальных меньшинств считались исключительно значимыми в идеологическом и культурно-просветительском смысле.

    При ЦК комсомольской организации была создана Комиссия массового туризма, во главе которой стояли такие известные деятели, как И.И. Подвойский и Н.А. Семашко (73). Эта комиссия в число своих задач поставила разработку идеологии туризма, в связи с чем впервые в советское время провозглашается образовательная функция туризма.

    В 1927 году в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов, которое вскоре было переименовано во Общество пролетарского туризма и экскурсий (48). Данная общественная организация в условиях НЭП увлеклась хозяйственной активностью, в результате чего по непосредственному поручению партийной верхушки в ней был произведен «коммунистический переворот» (73, с 18), снявший социально-экономическое видение проблем туризма и поставивший во главу угла идейно-воспитательные и культурно-просветительные функции. В 1928 году были изданы для служебного пользования «Лекции по общественно-политическим вопросам» ОПТЭ, в которых прямо оговаривалась желательность выполнения идейно крепкими туристами роли агитаторов при встречах с жителями отдаленных местностей (73, с. 30). Отсюда проистекает общественная должность «турист-агитатор».

    Характерно, что в первые годы советской власти туризм рассматривали как сочетание двух взаимосвязанных, но различных аспектов: физической культуры и культурно-познавательной экскурсионной работы. Основной упор в идейно-воспитательной деятельности делался на экскурсионную часть, тематически чаще всего сводившуюся к последним событиям отечественной истории – революции, гражданской войне и пр. Дореволюционные педагогические концепции, включавшие экскурсии в образовательный процесс, стали исключительно востребованы, и в контексте построения образовательной системы, имеющей новые идеологические приоритеты, экскурсионная работа дифференцировалась в зависимости от возрастного и образовательного уровня участников, их социального происхождения (основной упор делался на экскурсии для рабочих – слушателей ликбезов).

    Организационное становление туристического движения и массовой экскурсионной работы в благоприятных социально-экономических условиях характеризовали первые годы советской власти. Главполитпросвет, курировавший деятельность организаций пролетарского туризма, призывал активизировать туристическое движение как способствующее культурному и идеологическому просвещению народа в условиях культурной революции, обеспечивающее достойный отдых трудящихся и физическое оздоровление. Основная нагрузка лежала на Обществе пролетарского туризма. В соответствии со своей программой, оно ставило перед его членами не только задачи знакомства со страной с целью самообразования, развития нравственных и физических качеств, лучшего использования возможностей отдыха, но также активного участия в социалистическом строительстве, оказании помощи отсталым народам в освоении культурного наследия, проведении исследовательской работы по выявлению культурных и природных богатств Родины.

    Охват деятельностью Общества практически всей территории СССР, учет в маршрутах и экскурсионной работе многообразия культур и народов СССР, впервые за годы новой власти поставили вопрос о значении туризма в укреплении дружбы между народами, о его роли в формировании интернациональной советской культуры и (в современной транскрипции) целостного коммуникационного пространства. Краеведческий аспект туризма был неплохо развит и в дореволюционное время – многочисленными клубами и обществами издавались путеводители, справочники, поддерживался интерес к изучению наиболее живописных уголков Родины, но идеологическая специфика советского времени проявилась в углублении внимания к ознакомлению с культурами народов, населяющих республики единого СССР, с малыми и малознакомыми большинству народами. В силу подобной направленности, в разработке экскурсионных программ и туристических маршрутов стали учитывать возрастающий интерес широкой общественности к посещению мест обитания представителей традиционных культур, что также способствовало культурному развитию отсталых народностей, расширяло социальную инфраструктуру в отдаленных местностях и в целом помогало ассимиляции культурных ценностей метрополии коренными народами. Однако, отметим, проблематика межкультурного взаимодействия на данный момент проецировалась только в туристическую методику.

    В 1936 году постановлением ЦИК СССР было создано Туристско-экскурсионное управление, переданное в ведение ВЦСПС. Создание ТЭУ ВЦСПС знаменует следующую фазу осмысления и организационного закрепления функций туризма: в Уставе ТЭУ от 28. 11. 1937 года прописываются такие функции туризма, как культурно - ознакомительная, просветительская, образовательная, воспитательная и рекреационная (73, с. 26). На них стоит остановиться подробнее. Как можно убедиться, выделение таких функций отличается от современных подходов, соединяющих ознакомление с просвещением, образование с воспитанием. Современные педагогические концепции считают неразрывным единством названные функции, и в большинстве работ по теории туризма, выполненных с педагогических позиций, культурно-познавательная функция включает в себя образовательную, ознакомительную и воспитательную (30, 117). Однако следует заметить, что к 1937 году в СССР еще не была полностью преодолена безграмотность, и образовательный уровень населения был неоднороден. Соответственно, под культурно-ознакомительной функцией имелось в виду приобщение к азам культуры малограмотных и автодидактов. Воспитательная функция, также записанная в Уставе ТЭУ, расшифровывается как идейно-воспитательная, так как связывается в тексте Устава исключительно с идеологической работой по формированию в туристах идейно верного понимания текущих событий.

    В довоенный период развитие теоретического осмысления функций туризма носило в основном декларативный характер: научно-исследовательские работы облекались в форму уставов, постановлений и пр., то есть административных документов, что никоим образом не способствовало свободному развитию теории туризма. Более того, исследования функций туризма были имперсональны, что демонстрировало единство партийной позиции по этому вопросу (73). Туристическую сферу курировали партийные идеологи, не ставившие своей задачей поощрение научного плюрализма в области исследования туристической сферы. Тем не менее, даже на материале данного исторического экскурса прослеживается латентная борьба, происходившая во вторую половину 1920-х годов, между сторонниками социально-экономического подхода, признанного в то время фундаментальным для туристической сферы за рубежом (87, 63), и идеологически-воспитательного, характерного для партийного отношения к туризму.

    В годы Великой отечественной войны туристическую сферу использовали только в аспекте ее материально-технической базы в контексте обеспечения нужд обороны. Зато практически сразу после окончания войны туризм обратил на себя пристальное внимание властей и общественности. В связи с укреплением рекреационной концепции ТЭУ в значительной мере поменяло приоритеты своей деятельности. С конца 1940-х годов особое внимание уделяется детскому и самодеятельному туризму, причем кроме ВЦСПС в этом направлении начинает активно действовать и ВЛКСМ. В Уставных документах многочисленных комсомольских областных, краевых и муниципальных туристических обществ прописываются образовательная и досуговая функции туризма. Иными словами, после войны в целях использования потенциала туризма в деле повышения эффективности применения трудовых ресурсов, собственно рекреационная функция туризма распространяется и дополняется, простираясь на ранее мало задействованные в туризме группы населения – детей и подростков, которых в контексте туристических мероприятий можно также активно готовить к выполнению социально значимых ролей труженика и гражданина.

    Следующий этап в истории развития туристических путешествий характеризовался повышением внимания к проблемам международного туризма, постепенно становившегося массовым, хотя и остававшимся во многом зависимым от идеологических установок власти. Хрущевские реформы способствовали притоку иностранных туристов в СССР. «Интурист» как организация (созданная в 1929 году), ведающая данной сферой, расширяет свою деятельность, становясь крупным хозяйственным субъектом. При том, что формально «Интурист» подчинялся Управлению, факт взаимодействия с иностранцами делал данную организацию закономерным объектом курирования органов госбезопасности, контролировавших перемещения иностранных гостей по территории СССР. Въездной туризм на данное время еще не мог получить широкого распространения в связи со сложной социально-экономической ситуацией в Европе и в мире в целом. Экономика многих стран еще не оправилась после войны, и невысокий уровень жизни населения не способствовал туристической активности. Тем не менее, руководством страны уделялось заметное внимание культурному взаимообмену со странами формирующегося соцлагеря. Не остался в стороне от туристско-экскурсионной работы и ВЛКСМ. 24 июня 1958 года, ЦК ВЛКСМ принял постановление «Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями». С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 года было образовано международное молодёжное бюро «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена между странами группами молодых туристов. В развитии молодежного туризма выделялись такие направления, как прием групп зарубежной молодежи и организация выезда отечественных групп за рубеж, внутрисоюзные путешествия тех и других, и путевки в молодежные лагеря. При бюро начало работу подразделение по подготовке гидов и экскурсоводов со знанием иностранных языков. Аналогичное подразделение было образовано и при «Интуристе». Характерно, что на должности гидов и экскурсоводов, допущенных до работы с иностранцами, отбирали лиц, имевших опыт совместной работы с органами госбезопасности, или же действующих работников системы госбезопасности, иногда даже старших офицеров. Партийность была обязательной. В контексте анализа становления теоретического осмысления и методического обеспечения туристической сферы, исключительно важным представляется анализ методики идеологической работы, осуществлявшейся по отношению к иностранным туристам, и подробно рассмотренной в исследовании И.И. Шнайдена (283). Согласно данным этого исследования, межкультурный обмен в те годы рассматривался только в контексте непримиримой идеологической полемики, для достижения перевеса в которой необходимо было использовать специально отобранный материал, не вызывающий разночтений, и способствующий формированию представления о единственно верном идеологическом решении социальных проблем.

    За короткое время Бюро «Спутник» установило контакты с аналогичными организациями многих европейских стран, в первую очередь – соцлагеря. И для иностранных гостей, и для советских граждан, «Спутником» разрабатывались культурно-познавательные программы туров по всей территории СССР, причем селективный подход, диктуемый идеологической спецификой, формировал достаточно узкую номенклатуру маршрутов. 1950-е годы характеризовались постепенным возрастанием внимания к проблематике взаимодействия культур, обмена культурным опытом в контексте туристической деятельности. Вместе с «Интуристом», «Спутник» обеспечивал непрекращающийся рост потоков иностранных туристов в СССР: к 1964 году число иностранных туристов, приезжавших в СССР, превысило 1 миллион, а советских граждан, выезжавших в соцстраны - 900 тысяч (82). При понятной значимости контроля за потоками путешественников, профсоюзные организации не могли обеспечить должную степень безопасности, в связи с чем в 1964 году было принято решение об образовании специального правительственного органа по контролю над иностранным туризмом - Управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР (курируемого системой госбезопасности), вскоре переведенного в статус государственного комитета.

    В 1962 году на базе Управления была создана система советов по туризму, руководство которой стал осуществлять Центральный Совет по туризму ВЦСПС – координирующий орган, наследующий Управлению. Система советов ставила своей целью широкую информационную работу в массах и демократическое участие народа в развитии туристической деятельности, а также налаживание межведомственных связей. И в межведомственном взаимодействии приняли участие Министерство просвещения СССР, Министерство культуры, Государственный комитет СССР по иностранному туризму, профсоюзные и армейские спортивные организации.

    В 1969 году ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу превратить туристско - экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения, что связывалось с возрастанием значимости социально-экономического подхода к оценке туризма, лидировавшего на тот момент в большинстве развитых стран. Центральный совет по туризму был развит в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) - координирующий орган, призванный обеспечивать межведомственное взаимодействие по вопросам туризма, и продолжавший быть подведомственным ВЦСПС. В 1971 году ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию молодежного туризма», которое поставило задачу формирования при комитетах комсомола специальных туристских подразделений, ответственных как за внутригосударственный, так и за выездной туризм. Кратковременный выезд за рубеж считался особой привилегией, которой стали активно пользоваться комсомольские работники, которые, например, в 1972 году составляли более половины всех выезжавших за границу (73). Статусность зарубежной поездки, возможности приобретения дефицитных товаров, укрепления своего материального положения, принадлежность к категории лиц, имеющих особый опыт и особые привилегии, быстро сделали из комсомольский верхушки определенного рода полубогемный элитарный слой, ставший проводником зарубежных культурных ценностей и коммуникационного субстрата, в частности, англоязычного сленга.

    Одновременно с развитием выездного туризма укреплялась и система контроля за зарубежными связями советских граждан, относившаяся к компетенции органов госбезопасности. Так, в это время группу советских туристов, выезжавших даже в страны соцлагеря, обязательно сопровождал сотрудник системы госбезопасности (выступавший в качестве организатора группы, экскурсовода и пр.), внимательно следивший за контактами, но не препятствовавший шопингу, что быстро сделало выездной туризм желанной целью советского покупателя, не избалованного ассортиментом товаров. Естественно, все это не способствовало погружению в среду иной культуры. Тем не менее, сама возможность знакомства с жизнью иного общества, устроенной совсем не так, как привыкли советские туристы у себя на Родине, быстро сформировала определенный позитивный гетеростереотип западной культуры в обыденном сознании советских людей, причем данный гетеростереотип по многим признакам (степень свободы, материальная обеспеченность, разнообразие культурной жизни, уровень идеологического давления и пр.), выгодно отличался от автостереотипа. Этот гетеростереотип впоследствии оказал немалое разрушительное воздействие на социальную систему СССР, идеологически подпитывая сепаратистские тенденции, и будучи поощряем зарубежной пропагандой (радио «Свобода» и т.д.). Но на данном этапе власти боролись с ним контрпропагандистскими средствами, формируя негативный гетеростереотип, правда, менее эффективный.

    В начале 1970-х годов получила развитие сеть детских экскурсионно-туристских станций, работой которых руководила Центральная детская экскурсионно-туристская станция при Минпросе (48, 73). В эту сеть входили такие известные специальные детские лагеря, как «Артек» и «Орленок», предназначенные для обеспечения высококачественного отдыха особо отличившихся или пострадавших детей. Естественно, подобная сфера элитного детского отдыха испытывала заметное коррупционное воздействие, и в этих лагерях значительное число мест занимали дети партийной и ведомственной элиты. Однако в лагеря такого уровня привозили и детей из социалистических и капиталистических стран, что способствовало налаживанию личных контактов, живому непосредственному погружению в миры иных культур, установлению дружеских отношений между народами. Так, много дет спустя, в «Артек» была привезена Саманта Смит, американская школьница, «посланница дела мира».

    Воспитательная работа в контексте туристической деятельности была ориентирована в первую очередь на детей и юношество. Получившие в 1970-е годы широкое распространение массовые походы, экскурсии и экспедиции школьников часто проводились на местах боевой славы Великой отечественной войны, Отечественной войны 1812 года, что способствовало патриотическому воспитанию, живому непосредственному узнаванию родной истории и идеологической подготовке молодежи, воспитанию интернационализма и узнаванию жизни других народов СССР.

    В начале 1970-х годов были подписаны соглашения по вопросам туризма с большинством европейских социалистических стран, в конце 1970-х - с Кубой и Монголией. Специальные соглашения о сотрудничестве в области туризма были подписаны СССР и с рядом капстран, а также и с некоторыми из развивающихся стран (81). Число таких соглашений постоянно росло. Вопросы туристических связей нашли свое отражение и в большинстве соглашений о культурном и научном сотрудничестве. Таким образом, туризм активно вплетался в ткань системы кросс-культурных факторов, способствовавших расширению межкультурных контактов СССР.

    В 1980-м году ЦСТЭ ВЦСПС совместно с комсомольскими организациями сформировал советскую делегацию для представления интересов СССР в сфере туризма на Всемирной международной конференции по туризму, проходившей в Филиппинах. Конференция разработала рекомендации по вопросам развития и совершенствования форм международного туризма, направленные на упрощение таможенных формальностей, укрепление международного сотрудничества, научно-методическое обеспечение туристической отрасли. Также Конференцией был провозглашен Всемирный день туризма 27 сентября. Немаловажно отметить, что в программной речи Председателя Конференции, Ф. Маркоса, главной функцией туризма было провозглашено межкультурное взаимодействие (309). Советский Союз принимал активное участие практически во всех крупных международных конференциях, посвященных проблемам туризма, и представители отечественных делегаций неоднократно подчеркивали высокую значимость заключения многосторонних международных соглашений в деле развития туристического движения. Совместная деятельность в сфере туризма декларировалась как неотъемлемая часть культурного и социально - экономического взаимодействия.

    ЦСТЭ ВЦСПС, руководящий орган туристической сферы в СССР, проводил методическую и воспитательную работу в тесном контакте с профсоюзным, комсомольским и туристическим активом, а также с коллегами из стран соцлагеря, в контексте чего имели место значительные достижения в сфере обмена опытом организации туристической работы и осмысления методики туризма с коллегами из зарубежных стран, что отражалось как на расширении возможностей БММТ «Спутник», так и на подготовке кадров для туристической сферы.

    Экскурсионная деятельность в доперестроечные годы испытывала сильное идеологическое влияние. Существовали жесткие нормы: например, 50% материала должен был составлять рассказ о памятниках культуры и истории, остальные 50% - тексты идеологического характера, причем иногда вплоть до курьезов – при рассказе о религиозных объектах в текст необходимо было включать пропаганду атеистического мировоззрения. Тексты экскурсий всегда предварительно прослушивались представителями методических подразделений ЦСТЭ (87, 166).

    В целом советский период развития туризма и его теоретического осмысления демонстрирует неравномерность выявления функций туризма и исследований его специфики. Советский туризм был рассчитан на широкие слои населения и носил в основном социальный характер. Наиболее развитыми были идейно-воспитательная и оздоровительная функции туризма, рассматривавшиеся в русле рекреационного подхода. В последние предперестроечные десятилетия была эффективно налажена работа по ознакомлению (в первую очередь отечественных туристов) с многообразием культурной жизни народов СССР, туристы имели возможность непосредственно познакомиться с жизнью удаленных и малых народов. Выездной туризм был слабо развит и в основном обеспечивал нужды представителей советской партийной, комсомольской и ведомственной элиты. Въездной туризм планомерно развивался, но не предусматривал свободного ознакомления иностранцев со всем многообразием культурной жизни СССР. Культурно-просветительная работа в контексте туристической деятельности опиралась на партийно выверенную идеологическую основу, скрывавшую культурную значимость многочисленных памятников в первую очередь религиозного характера.

    В связи с развитием комплексного теоретического исследования туризма, постепенно появились научные школы, относящиеся к формирующейся теории туризма, в том числе и в связи с созданием системы специализированного высшего профессионального образования в туризме. В контексте формирования научной теории туризма в этот период стали выделяться такие его функции, как культурно-просветительная, оздоровительная и рекреационная (в широком досуговом понимании). Постепенный международный научный обмен привел к вовлечению в круг исследовательских приоритетов отечественной теории туризма таких зарубежных подходов, как социологический и культурно-антропологический, в связи с чем впоследствии в отечественной теории туризма культурологические исследования стали количественно увеличиваться и качественно обогащаться, утратив декларативный характер идеологического свойства. К концу советского периода туристика как целостная междисциплинарная сфера исследования туризма начала формироваться, но еще не обрела системного статуса, и еще не приобрела своего современного названия. Однако именно туристика поставила во главу угла культурологическую проблему коррекции негативных гетеростереотипов при непосредственном взаимодействии с представителями чужих культур (97, 117).

    Современный этап развития туристической отрасли характеризуется значительным перевесом выездного туризма над въездным и огромной востребованностью кратковременных туристических путешествий с культурно-познавательными и рекреационными целями. Это вполне объяснимое состояние фундируется не только экономическими причинами, но и всей историей туристической отрасли в советское время. Нормы свободного перемещения, знакомства с иными культурами, пользования культурными, рекреационными, оздоровительными, образовательными и прочими ресурсами других стран в России длительное время не соответствовали международной практике. Пережитки этого состояния сохраняются и сейчас. Только незначительное количество туристических организаций специализированно занимаются въездным туризмом, хотя среди них есть и всемирно признанные лидеры. Так, «Интурист», одна из старейших российская туристических организаций, основанная 12 апреля 1929 года, в настоящее время ежегодно обслуживает более 400 тысяч иностранных и российских туристов, причем именно «Интурист» обеспечивает более 10% валового въездного туризма. Однако это демонстрирует скорее исключение, чем правило современного состояния российского туризма.

    Ведущие в современной России функции туризма – рекреационная, оздоровительная и культурно-познавательная, детерминировали основные направления развития его инфраструктуры. Активному ее развитию способствует нормализация российской экономики, эффективно осуществляющаяся внешняя политика, способствующая оптимальному и устойчивому экономическому, политическому и культурного взаимодействию между государствами и народами. Общее повышение материального уровня жизни людей предопределило и рост их заинтересованности в участии в туристических программах, в познании истории и культуры разных памятников, стран, традиций и образа жизни других народов. Также необходимо отметить, что в последние годы активно стал развиваться и образовательный выездной туризм – многие россияне (в большинстве своем молодые, студенты и школьники) предпочитают изучать иностранный язык в среде носителей данного языка, проходят разнообразные образовательные программы в тех странах, где качественный уровень обучения в данной сфере выше.

    Туристический потенциал России огромен. Привлекательность нашей страны для въездного туризма определяется как исключительно разнообразным и глубоким культурным наследием, сочетающим исторически сложившийся баланс мирного сосуществования кардинально различающихся культур, многие из которых показались бы европейскому туристу немыслимо экзотическими (например, жизнь народов Сибири с их уникальными традициями, обрядами, фольклором), с культурными памятниками классического европейского типа, так и высочайшими оздоровительно-рекреационными возможностями, так как значительные по пространственной протяженности регионы, отличающиеся исключительной ландшафтной красотой и девственной экологией, могут быть эффективными базами международного эко- и оздоровительного туризма. Однако вне зависимости от целей тура, иностранный турист неизбежно погружается в иной, до сих пор незнакомый ему культурный контекст, знакомится с новыми людьми, представителями иной культуры, обретает возможность обогатить свой коммуникативный опыт и культурный багаж. Этому должна способствовать туристическая инфраструктура, уровень которой на данный момент еще не соответствует мировым стандартам, но уже отличается от советского стереотипа. В «Концепциях» развития туризма в России особо отмечается значимость въездного туризма в деле улучшения международного имиджа России, коррекции представлений жителей других государств о нашей стране (192).

    Внутренний туризм, в том числе осуществляемый с культурно - познавательными целями, продолжает неуклонно расти. Интерес россиян к культуре своего народа, иных народов, проживающих на территории России, неуклонно повышается, как повышается и роль непосредственного индивидуального восприятии жизни чужих культур в современной России. Практика развития туристической отрасли, включение отечественных туристических инфраструктур в системы международного обмена опытом, доказывают важность этого способа знакомства с многоликим современным миром в деле налаживания толерантного сосуществования народов. Одним из факторов обеспечения возможности полноценного восприятия чужой культуры является межкультурная коммуникационная компетентность, рассмотреть которую следует подробнее.
    3.2.2. Формирование межкультурной коммуникационной компетентности в системе профессиональной подготовки.
    Возможность понимания чужой культуры, формирования максимально объективного представления о ней, основывается на коммуникационной и перцептивной компетентности субъекта, в первую очередь – специалиста туристической сферы. Именно специалист туристического профиля формирует программы ознакомления туристов с чужими культурами, отвечает за полноту и репрезентативность впечатлений получаемых путешественниками в чужой стране или регионе. Немаловажна и коммуникационная компетентность самого туриста, что неоднократно отмечали как отечественные, так и зарубежные теоретики туризма и путешествий (30, 97, 303). Однако в контексте современных цивилизованных норм организации туристических мероприятий именно профподготовка специалистов туристического профиля в аспекте межкультурной коммуникационной компетентности представляет наивысшую значимость.

    Развитие туристической сферы, входящей во все многообразие аспектов жизни общества, сказалось и на специализированном образовании. При том, что туризму необходимы квалифицированные специалисты, туризм опосредованно влияет на общий уровень образования в нашей стране, привнося актуальные сведения о зарубежных образовательных технологиях, о развитии этой сферы в других государствах. Однако, само содержательное наполнение профессиональной подготовки специалистов туристической отрасли как обеспечивающих межкультурное взаимодействие, требует отдельного рассмотрения.

    В настоящее время в России существует разветвленная система подготовки специалистов туристической отрасли от низшего исполнительского до высшего управленческого звена, затрагивающая аспекты реализации туристическими организациями культурных функций туризма. Взаимодействие отечественных и иностранных туристов с культурной средой России начинается с общения с представителями туристических организаций, и поэтому от них в первую очередь зависит, насколько будет раскрыт культурный потенциал Родины перед желающими узнать его больше, какой стереотип о России сложится у гостей нашей страны. В настоящем исследовании хотелось бы отдельно выделить профессиональную подготовку узких специалистов туристической сферы, низового звена – экскурсоводов и гидов – переводчиков, и работников административно-организационного профиля - специалистов по сервису и туризму.

    Представление о культуре страны складывается не только из восприятия непосредственного культурного субстрата – памятников истории, архитектуры, художественного наследия, но и из возможностей представить этот субстрат, что осуществляется именно специалистами туристической отрасли. Если в советское время центры подготовки экскурсоводов при ЦСТЭ ВЦСПС, «Интуристе», бюро «Спутник», жестко курировались партийными и комсомольскими органами, программы разрабатывались в Научно-исследовательской лаборатории интуриста, соответствующем профсоюзном вузе и даже в Институте географии АН СССР, а проверка квалификации осуществлялась методическим отделом ЦСТЭ, то в современных условиях частные туристические предприятия зачастую не требуют от своих сотрудников специального образования, ограничиваясь лишь доказательствами компетентности, обычно достигнутой простым опытным путем. Есть и никем не лицензированные учебные заведения, осуществляющие кратковременные программы подготовки работников туристической сферы, уровень которых в результате, не проверяется. Тем не менее, многими государственными и муниципальными органами, например Министерством образования России и Правительством Москвы, этот вопрос был взят на особый контроль, и ситуация постепенно изменяется к лучшему, в том числе и в аспекте раскрытия культурного потенциала нашей страны перед туристами.

    Так, распоряжение Правительства Москвы № 170-РЗМ от 1.07.2005 "О совершенствовании системы подготовки гидов-переводчиков и экскурсоводов в городе Москве", включает ряд важных требований к профессиональным знаниям и навыкам, значимым в контексте межкультурных коммуникаций.

    При подготовке экскурсоводов и гидов-переводчиков особое внимание уделяется таким профессиональным навыкам и знаниям, как навыки работы гидов-переводчиков в музеях и на объектах показа, основы психологии общения на экскурсии, подготовка экскурсионных тем, идеология и методика показа современной Москвы, практические навыки гида - переводчика при обслуживании туристов и гостей Москвы на русском и иностранных языках, методика и терминология для проведения экскурсии.

    При обучении основам гидовской деятельности в учебные планы включаются такие дисциплины, как «Москвоведение», «Краткий курс истории России», «Архитектура Москвы», «Государственное устройство России и ведущих стран мира». В качестве зачета выступает экскурсия по музеям на русском и иностранном языке. Как можно убедиться, аспект межкультурной коммуникации учтен в достаточной мере, и специалист, сертифицированный в соответствии с данным распоряжением, вынужденно обладает необходимыми знаниями и навыками для обеспечения полного раскрытия культурного потенциала столицы зарубежным гостям. Вместе с распоряжением Правительства Москвы от 1998 года «О формировании единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов», утвердившим Совет по аккредитации при Правительстве Москвы, оценивающий профессиональный уровень экскурсоводов и гидов-переводчиков и уровень подготовки в специализированных учебных центрах, данное постановление позволяет обеспечить достаточный уровень профессионализма работников данной отрасли.

    Высшее образование, осуществляемое по специальности 230500 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ», квалификация «специалист по сервису и туризму», включает такие требования к профессиональным качествам специалиста-выпускника, как (цитируется по стандарту с сокращениями):

    «…1.3.1. Выпускник по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм отвечает следующим требованиям:

    знает основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;

    знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;

    знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;

    знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

    способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

    имеет научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

    знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;

    принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности;

    способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму;

    использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;

    обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;

    владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения…».

    Данный стандарт, относящийся к стандартам нового поколения, и утвержденный в 2000-м году, уже в достаточной мере включает требования к обеспечению эффективного взаимодействия между туристической службой и представителем иной культуры, носителем иного языка. Так, в раздел «цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» входит курс иностранного языка со следующими особенностями (цитируется в сокращении):

    «…ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык

    Основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации…».

    В этот же цикл дисциплин включен и обширный курс культурологии, призванный обеспечить необходимый минимум знаний о культуре человечества в целом, о многообразии культур, и об отдельных культурах, в частности.

    В цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины входят дисциплины «второй иностранный язык» и «речевые коммуникации», призванные обеспечить наиболее высокий уровень коммуникационных навыков специалиста (цитируется в сокращении):

    «…ОПД.Ф.07 Речевая коммуникация

    Роль речевой коммуникации в “контактной зоне”. Понятие о языке и стиле речи. Совершенствование основных видов речевой деятельности: чтения письма, слушания и устной речи. Техника речи. Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг. Пути достижения согласия в речевой коммуникации. Эго-состояния клиента и их использование в общении. Этика и психология речевого поведения.

    ОПД.Ф.08 Иностранный язык (второй)

    Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности…».

    Аналогичные дисциплины присутствуют и в иных специальностях высшего образования, имеющих отношение к туристической сфере, например в специальности 060800 – Экономика и управление на предприятии туристических специализаций, в отраслевом менеджменте и т.д. Специальные исследования, посвященные влиянию межкультурных коммуникаций на содержание профессиональной подготовки в туристической сфере – работы О.З. Кузнецовой (144), Л.А. Семеновой (230), Г.И. Бабий (22), свидетельствуют, что разработка образовательных стандартов второго поколения по специальностям туристического профиля включила в себя анализ и выявление факторов межкультурной коммуникационной компетентности, которые были отражены в дисциплинах, описанных выше.

    Тем не менее, общепрофессиональная подготовка как недостаточно профилированная к специфике деятельности конкретного работника в конкретной организации, требует и повышения квалификации, и переподготовки, для чего в современной России существует значительное количество специализированных учебных заведений туристического профиля, предоставляющих подобные программы, государственных и негосударственных. В настоящее время в России специалистов туристической сферы готовит более 200 вузов, и не менее 900 коммерческих учебных центров. Ассоциация общественных объединений гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, регистрирующая учебные центры, программы профподготовки и аккредитованных работников, объединяет более 600 из образовательных учреждений данного типа. Эта ассоциация, существующая с конца 1920-х годов как Ассоциация гидов-переводчиков, вобрала в себя смежные профессии и, получив более развернутое название, выполняет функции общественного контроля и совещательного органа при соответствующем Экспертном совете при Правительстве Москвы и Федеральном Агентстве по туризму РФ.

    Одним из наиболее авторитетных учебных центров, имеющих обширную программу подготовки гидов-переводчиков по специализации «межкультурные коммуникации», являются Курсы при Профсоюзном комитете Дипломатической академии МИД РФ. Также высоко востребованными являются специалисты, подготовленные ЗАО «Гиды-переводчики, путешествия и туризм», что находит свое отражение в материалах, публикуемых Правительством Москвы и Ассоциацией гидов-переводчиков. За подготовку высоко квалифицированного персонала почетную награду «Путеводная звезда - 2004» получило и руководство Института туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса.

    При высокой значимости профессиональной подготовки специалистов туристического профиля, являющихся ключевым звеном в обеспечении туристической практики, межкультурное взаимодействие, связанное с туристической деятельностью, имеет и ряд иных аспектов. Наиболее важным, на наш взгляд, является культурный результат туристической деятельности, проявляющийся в постепенном изменении ментальности граждан, знакомящихся с различными аспектами жизни других народов, имеющими аналоги в отечественной общественной и культурной жизни. Возможность сравнения, расширения личностного опыта, при очевидном индивидуальном развивающем значении, имеет и важнейшее следствие социального характера: многообразие решений, альтернативность путей развития, демонстрируют человеку, включенному в различные сферы социальной практики, оптимальные пути реализации своей деятельности, обогащая отечественную социальную жизнь и культуру новыми векторами развития. Таким образом, личностный опыт погружения в иные культуры обогащает культурное разнообразие своей страны, обеспечивая и расширяя потенциал развития.

    В советское время изучение иностранных языков обладало невысокой прикладной значимостью: в жизни большинства людей иностранные языки требовались только для изучения иностранной профессиональной литературы, понимания сопроводительных документов к незначительному ассортименту товаров и пр. Выезд по турпутевкам за рубеж был весьма ограниченной практикой, да и осуществлялся чаще в соцстраны, где хватало русскоговорящих граждан. Профессий и должностей, связанных с выездом за рубеж, было немного. Иностранная научная литература требовалась только работникам научно-информационного профиля. Художественная литература на иностранных языках была представлена в незначительном количестве. Непосредственное общение с иностранцами было доступно ограниченному кругу – гидам-переводчикам, работникам дипкорпуса, спецслужб, иностранных представительств советских организаций, в должностные обязанности которых, конечно же, входило знание иностранных языков. В современных условиях в связи с возможностью свободного выезда, у лиц, обладающих достаточным знанием иностранных языков, появляется реальное преимущество при взаимодействии с представителями иных народов, при погружении в контекст других культур. Поэтому в стандарты второго поколения практически всех специальностей высшего и среднего специального образования включена дисциплина второго иностранного языка, расширяющая коммуникационные возможности россиян. Открыто и пользуется большим спросом значительное количество курсов иностранных языков, во многих из которых преподают носители языка. Для ознакомления с азами культурных норм и специфики жизни других стран издаются массовыми тиражами путеводители, справочники и руководства различного уровня – от простейших ознакомительных вплоть до подробных энциклопедий культурной жизни разных стран. Эти издания, в первую очередь ориентированные на туристов, вызывают интерес и у лиц, не планирующих туристических выездов за рубеж, но следящих за культурой других стран. Таким образом, туризм опосредованно инициирует возрастание интереса к другим культурам и познание их.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта