ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ. Доцент С. А жинкин (подпись) 2016г. Выпускная квалификационная работа бакалавра происхождение государства и права закономерности и основные теории
Скачать 93.33 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Кафедра теории и истории государства и права Допустить к защите в ГЭК Заведующий кафедрой доктор юридических наук, доцент ________________ С.А Жинкин (подпись) «____» ______________ 2016г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА бакалавра происхождение государства и права: закономерности и основные теории
Краснодар 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………...…………3 1 Закономерности и формы возникновения государства и права……………...…5 1.1 Власть и социальные нормы в первобытном обществе……………….……5 1.2 Закономерности и формы возникновения государства и права………….16 2 Основные теории происхождения государства……………………………...…31 Заключение………………………………………………………………………….50 Список использованных источников……………………………………………...53 ВВЕДЕНИЕ Рассматривая закономерности и основные теории происхождения государства и права, необходимо отметить, что данный вопрос имеет актуальность вне зависимости от периода времени, поскольку является ключом к пониманию сущности назначения государства. Изучение исследуемой проблематики вызывает не только познавательный, но и политико-правовой и практический интерес. Проблема возникновения государства и права в литературе является дискуссионной. Необходимость уяснения данной проблемы обуславливается еще и тем, что среди теоретиков нет единой позиции и общности взглядов в отношении процесса формирования государства и права. Исследование процесса происхождения государства и права позволяет определить характерные черты, присущие им, их особенности, позволяет больше уяснить основы социальной природы государства и права; изучение проблемы происхождения государства и права дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития, а также установить основные направления, то есть функции, которые им свойственны. В науке было создано большое количество теорий, которые объясняют процесс происхождения и развития государства. Каждая из предложенных теорий позволяла ответить на вопросы, соответствующие современному ей уровню развития общества и науки в целом. Теории отражали взгляды различных наций, социальных групп, классов и других общностей на процесс возникновения государства. Вопросам исследуемой темы в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют работы ученых-юристов, философов, таких как Ф. Энгельс, Е. Дюринг, Л. Гумплович, Т.В. Кашанина, А.И. Косарев, М.Н. Марченко. Целью данной работы является изучение закономерностей и основных теорий происхождения государства и права с учётом различных взглядов и позиций в отношении процесса возникновения государства и права, которые выражены в соответствующих теориях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые в свою очередь выражены в разделах и подразделах данной работы. Итак, предполагается решить следующие задачи: Дать характеристику власти и социальным нормам в первобытном обществе. Рассмотреть закономерности и формы возникновения государства. Изучить основные теории происхождения государства. Объектом данного исследования являются такие явления общественной жизни, как государство и право. Предмет дипломного исследования составляет закономерности и основные теории происхождения государства и права. При написании работы применялся ряд общих и частных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, социологический, статистический и другие. Структурно работа состоит из двух глав и двух параграфов. Закономерности и формы возникновения государства Власть и социальные нормы в первобытном обществе В настоящее время благодаря достижениям этнографов и археологов существенно обогатились знания и учения о первобытном обществе. К началу третьего тысячелетия, история различных территорий, регионов содержит примерно 10-12 тысяч лет, в литературе существует научно обоснованное знание об этом историческом промежутке в жизни человечества. Прежде всего необходимо охарактеризовать периодизацию первобытного общества. Первобытный строй был самым протяженным во времени периодом в истории человечества. Завершение первобытнообщинного строя мыслители связывают с возникновением первых государств, которые появились в Африке, а также в Азии, предположительно примерно пять тысяч лет назад. Первобытнообщинный строй делится на несколько периодов: ранний (эпоха праобщины, стадия становления), средний (эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества). Начало эпохи праобщины, очевидно, совпадает с выделением человека и животного мира и образованием общества. С возникновением трудовой деятельности связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами человеческого коллектива. Для эпохи родовой общины уже характерна некая техническая вооруженность людей. «Использование сложных орудий труда и их дальнейшее совершенствование нуждались в передаче и преемственности, что привело к образованию постоянных хозяйственных коллективов: родов или родовых общин, т.е. сложных социальных образований, основанных на кровнородственной связи, где каждый находился в уже довольно сложной системе взаимоотношений с другими сородичами, между которыми существовала не только биологическая, но и производственная специализация»1. Именно на данном этапе получает развитие специализация в деятельности людей, включенных в коллектив родовой общины. Спустя много тысячелетий, человечество последовательно стало переходить от присваивающей экономики к производящей. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики. Недаром за этим поворотным моментом, приходящимся в основном на период неолита (нового каменного века), закрепилось название «неолитической революции»2. Разработчиком и автором термина «неолитическая революция» был английский археолог Чайлд. Думается, что данная революция стала толчком, побуждающим к разделению общественного труда, отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла и торговли, появлению городов и имущественных излишков. А.Б. Венгеров справедливо указывает, что «государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических»3. Первобытные люди проживали одиночными общинами или родами численность которых составляла 20-30 человек. Общины объединялись в поселки и фратрии. Поселки могли быть исходными, первоначальными или разветвленными родами, но могли возникать и в результате искусственного объединения нескольких родов. В качестве классической формы первоначального рода Л.Г. Морган берет род у ирокезов, в частности у племени сенека. В этом племени имеется восемь родов, носящих названия животных 1) Волк, 2) Медведь, 3) Черепаха, 4) Бобр, 5) Олень, 6) Кулик, 7) Цапля, 8) Сокол. «Морган доказал, что обозначенные именами животных родовые союзы внутри племени у американских индейцев по существу тождественны с genea греков и gentes римлян; что американская форма — первоначальная, а греко-римская — позднейшая, производная; что вся общественная организация греков и римлян древнейшей эпохи с её родом, фратрией и племенем находит себе точную параллель в организации американо-индейской; что род представляет собой учреждение, общее для всех народов, вплоть до их вступления в эпоху цивилизации и даже ещё позднее (насколько можно судить на основании имеющихся теперь у нас источников)»1. Ко времени обнаружения Америки индейцы всей Северной Америки были сформированы в роды, существовавшие на началах материнского права. Индейские племена обрели такие черты, как собственное имя, а также территория, которая принадлежала только им. Кроме того, у племени был особый диалект, право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей, право освобождать их, даже если род не желает этого. У некоторых племен встречаются вожди, однако, их полномочия были невелики. Это один из сахемов, который в необходимых случаях должен принять немедленные меры до того, как совет сможет собраться и принять решение окончательное. «Здесь перед нами едва намечающийся, но большей частью не получивший дальнейшего развития прообраз должностного лица, обладающего исполнительной властью; такое должностное лицо скорее появилось, как мы увидим, в большинстве случаев, если не везде, в результате развития власти верховного военачальника»2. Таким образом выглядел общественный строй, при котором ирокезы прожили достаточно долгое время. Мы видим, что главной ячейкой общества является род, поэтому из него развивается вся система родов, фратрий, племен. Все три группы представляют различные степени кровного родства, причем каждая из них замкнута в себе и сама управляет своими делами, но служит также дополнением для другой. Перейдем к исследованию природы власти применительно к первобытному обществу. Власть – это «способность и возможность осуществлять свою волю классом, группой, партией или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или какие-либо другие средства принуждения и убеждения»1. Наличие власти – это возможность одних лиц влиять на поведение других лиц. Здесь речь идет о тех волевых качествах, которые являются наиболее значительными в построении иерархии людей. Волевые личности - это лидеры, ими были всегда мужчины, но не женщины. В науке существует мнение, что теория матриархата является выдумкой. Так, В. Дольник считает, «ее выдумкой кабинетных ученых XIX в. и утверждает, что матриархат наблюдался лишь у некоторых зашедших в тупик деградировавших племен, обитавших в крайне неблагоприятных условиях»2. Р.Ю. Виппер объясняет эту теорию таким образом: «Различие в нравах охотников и земледельцев заметно на характере семейной жизни. У охотников, скотоводов мужчины и женщины жили почти врозь, сильно отличаясь в занятиях и во всем обиходе. В таких семьях родство считалось только по матери. Совсем иначе устраивалась семья там, где муж брал в свои руки домовое хозяйство. Отец забирал себе большую власть над детьми; их самих и жену, их мать, он считал своей собственностью, своими рабочими. В таких семьях родство считалось по отцу. Отец был здесь владыка, господин»3. Одной из социальных закономерностей является создание специальных органов, которые управляли жизнью людей. То есть с помощью этих органов осуществлялась власть. В первобытном обществе можно выделить шесть органов управления. Следует отметить, что при этом не во всех племенах просматривались властные структуры. Итак, первый орган управления - старейшины. Это предводители, главы семей или родов общин. Им мог стать зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом, мудростью, волей. Старейшину не избирали, как правило, они становились ими фактически. Жители признавали его как главу семей, таким образом слушали его, следовали за ним. Старейшина руководил повседневной общественной деятельностью, хозяйственной и идеологической жизнью коллектива. Участвовал в спорах, противоречиях, которые возникали между сородичами. Вторым органом являлся совет старейшин. На более позднем этапе формирования первобытного общества, когда человеческая популяция стала разрастаться, а роды объединяться во фратрии, стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). Когда общинам необходимо было обдумать важное решение, затрагивающее жизнь каждой общины (семьи, рода), собирали предводителей всех общин (семей, родов). Третий орган - военные предводители. Рода, фратрии объединялись в племена чаще всего для защиты от нападения. В основном это были главы племен. По этой причине предводителями становились, люди, отличающиеся специфическими физическими сторонами: силой, ловкостью, храбростью, смелостью и обязательном порядке крайне сильной волей. Жители северных районов постоянно вступали в конфликт. У них предводитель играл выдающуюся роль. Окружение военного предводителя состояла из дружины, в которую входили хорошо вооруженные воины, обычно это были молодые люди. Четвертым органом являются советы военных предводителей. Они собирались для решения насущных военных вопросов: продолжать ли столь долгую осаду или возвращаться домой, кроме того, они собирались для выработки и обсуждения тактики боя. Пятый орган - собрание взрослых членов (воинов). В Средиземноморье собирали именно всех взрослых. В северных племенах практиковался созыв всех воинов. Народное собрание существовало далеко не во всех племенах. Созывалось оно достаточно редко, а ход собрания регулировался вождем или главарем совета старейшин. Коллективный труд, совместная собственность, единство внутри родовой общины порождали соответствующие формы организации власти. Такую форму и власть принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением1. По современной этнографической терминологии, это была потестарная, а не политическая власть. Ее характерными чертами являются сменяемость, выборность, отсутствие привилегий, срочность, общественный характер2. В науке термином «вождество» обозначается тип социально-политической организации, которая состоит из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному поселению, крупнейшему из них, в котором проживает вождь. Теория вождества является "западным изобретением". К примеру, Ф. Энгельс отождествлял понятие вождества с военной демократией. Однако, Т.В. Кашанина указывает на наличие следующих различных признаков: 1) При вождестве, опираясь на зачаточные органы власти, вождь организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии здесь народ отстраняется от непосредственного управления. 2) Военная демократия - это горизонтальная политическая структура, в которой существуют три не подчиненных друг другу органа управления (предводитель, совет старейшин, народное собрание). В вождествах уже отчетливо просматриваются иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества. 3) В вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую. 4) В вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место1. Вождество можно классифицировать по различным признакам: по видам деятельности делятся на теократические, военные, топико-лесные. Существует такая классификация, как простые и сложные. Простые представляют собой минимальную иерархическую структуру. Сложные состояли из нескольких простых вождеств. Основными функциями вождей были организационная, перераспределенческая, военная, а также функция контроля над обменом, торговлей и ресурсами. Шестой орган - жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Этот орган занимался организацией сознания людей. Жрецы помогали "задобрить" богов путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Организация власти – это сложный атрибут, который был необходим для регулирования поведения людей в различных сферах жизни. Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности: 1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса; 2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ; 3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство член общины назначалась кровная месть2. Перейдем к характеристике социальных норм первобытного общества. «Социальные нормы - это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми. Социальные (или общественные) нормы необходимы в основном для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей. Ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека, они дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притеснений сильного и приучить людей к обдуманному и выдержанному поведению» |