Главная страница

Документ Microsoft Word (4). Две динамические модели научения типа кошка торндайка


Скачать 14.19 Kb.
НазваниеДве динамические модели научения типа кошка торндайка
Дата14.06.2019
Размер14.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word (4).docx
ТипДокументы
#81622

ДВЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НАУЧЕНИЯ ТИПА «КОШКА ТОРНДАЙКА»

«Кошка Торндайка», «проблемный ящик», уравнение Ферхюльста, фазовый портрет уравнения, нелинейная модель, линейная модель.

В настоящее время понятию «научение» может придаваться двойной смысл. Так, одно из определений его подчеркивает, что научение – это «феномен приобретения нового опыта или его конечный результат» [Резникова 2005: 32]. С другой стороны, научение (обучение) может быть интерпретировано как «показатель темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков» [Холодная 2002: 246].

Такое двойное понимание научения сложилось исторически и характеризуется, в частности, тем, что большинство достижений и открытий науки о поведении сделаны в рамках понимания научения как результата, когда основные вопросы исследования звучат как «можно ли или нельзя научить?», «почему можно или нельзя научить?».

Вместе с тем этап открытий неизбежно должен сопровождаться также и более тонким анализом, в центре которого стоит интерес к научению как процессу, который разворачивается во времени по определенным законам, а основные вопросы звучат: каким образом можно описать процесс во времени и каковы механизмы того, чтобы процесс протекал именно таким образом? Тем более что со времен Э. Гатри и Э. Торндайка происходило накопление количественных данных о динамике процесса научения. На основе понимания процесса могли также разрабатываться методики достижения результата научения, как в случае пороговой техники дрессировки Э. Гатри.

В настоящей работе мы рассматриваем процесс научения, который можно условно отнести к типу «кошка Торндайка», а основным средством анализа являются инструменты качественной теории динамических систем. Методы теории динамических систем хорошо зарекомендовали себя при анализе различных природных, в том числе биологических объектов [Исаев, Хлебопрос 1973; Исаев и др., 1984; Ризниченко, Рубин 1993; Strogatz 2000].

Важной составляющей этих инструментов является фазовый портрет – графоаналитический способ представления динамики некоторой системы. В основе метода фазовых портретов лежит предположение о том, что между текущим состоянием системы и скоростью изменения этого состояния существует некоторая зависимость, которая может быть выражена какой-либо функцией. Характер и структура этой функции и представляют собой внутренний движущий механизм, определяющий динамику системы.

Если Х – некоторая значимая характеристика системы, то X` – ее производная по времени, соответствующая скорости изменения этой характеристики. Например, если Х – объем знаний по какому-либо предмету, то X` – скорость, с которой этот объем знаний изменяется.

Знак X` (положительный либо отрицательный) определяет, соответственно, увеличивается или уменьшается Х со временем. Таким образом, в плоскости Х – X` можно представить себе кривую зависимости между характеристикой и скоростью ее изменения и наглядно увидеть движение системы с течением времени. В положительной области X` характеристика (Х) будет всегда возрастать, в отрицательной – уменьшаться. Случаи, когда X` = 0, называются точками равновесия, так как в них система (во всяком случае рассматриваемая ее характеристика) не меняется. Точки равновесия могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми. К первым система самопроизвольно приближается, от вторых – отдаляется.


написать администратору сайта