Главная страница

Татлин_2023_1111. Е. Г. Лапшина (главный редактор)


Скачать 7.02 Mb.
НазваниеЕ. Г. Лапшина (главный редактор)
Дата18.04.2023
Размер7.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТатлин_2023_1111.pdf
ТипСборник
#1070118
страница22 из 38
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38
Задачи:
– Изучить эмоциональные свойства архитектурной среды и психоло- гические особенности восприятия архитектурной формы.
– Найти научные обоснования особенностей восприятия свойств ар- хитектурного пространства.
– Проанализировать примеры влияния архитектурной среды на эмо- циональное состояние человека.
Ниже приведены следующие факторы в архитектуре, которые влияют на психологическое состояние людей, рассмотренные в статье Д.Н. Та- палчиновой.
Архитектура имеет следующие способы воздействия на людей:
● архитектурные формы;
● цветовое решение;
● естественное и искусственное освещение;
● строительные материалы [1].
На здоровье человека, его работоспособность и настроение архи- тектура оказывает непосредственное влияние, которое может созда- вать модель поведения, вызвать чувство тревоги или агрессии. А может и наоборот, побуждать к общности. Учёные многих стран давно из- учают влияние геометрических форм на человека. Ими было доказано, что различные формы способны вызывать у человека определённые эмоции. Например:
1. Страх – открытое незащищенное панорамное либо узкое замкнутое пространство туннельной формы с прямыми гранями или в форме куба.
2. Грусть – тесное, глухое, замкнутое пространство, низкие потолки.
Форма куба, цилиндра, туннеля, тетраэдра.
3. Неприязнь – открытое панорамное пустое пространство, глухое тес- ное пространство, многоплановое и бессистемное пространство. Форма куба или туннеля.
4. Умиротворение – достигаемое пространство, широкий обзор, углу- бление в рельефе. Купольные и арочные формы.
5. Радость – достигаемое пространство, панорамный обзор, высота, ритмика, динамичность, купольные формы, высокие колонны, арки.
6. Удивление – высокое помещение с панорамными видами и четкой ритмикой форм, купольные формы [2].
Также простые геометрические формы, как овал и квадрат, гораздо быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, чем сложные. Формы линий влияют на скорость и качество восприятия информации.
● Горизонтальные и вертикальные линии чаще всего вызывают ассо- циации со спокойствием и ясностью, а изогнутые – изяществом и непри- нужденностью [1].
● Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии [3].

287
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Каждая геометрическая форма имеет свою характеристику, например:
● Круг – одна из самых распространенных геометрических форм.
У круга отсутствует начало и конец, а также направление, благодаря чему он ассоциируется и с бесконечностью, и в то же время с завершенностью.
● Эллипс. Стороны эллипса символизирует эволюцию и инволюцию, то есть обратное движение. В немного наклоненном состоянии эллипс ассоциируется с динамикой и стремлением вперед.
● Квадрат является символом порядка и комбинации четырех различ- ных элементов. К тому же квадрат символизирует простоту, но в то же время прочность и стабильность.
● Треугольник – одна из самых универсальных и распространенных геометрических форм. Треугольник, обращенный вершиной вверх, назы- вается солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Рядовые треугольники образуют гексаграмму и ассоциируются с синтезом противо- положностей.
● Прямоугольник символизирует надежность и рациональность, а так- же является одной из популярных геометрических форм человека.
● Гексагон – это правильный шестиугольник. Данная геометрическая фигура распространена в природе. Примером могут послужить пчелиные соты, кроме того, гексаграмма – символ иудаизма. С точки зрения психо- логии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой [3].
Если коснуться истории, то формирование безликих городов, при- шлось на советский период. Время массовой застройки однотипных серых домов. Архитектура того времени была нацелена на постройку большого количества жилых зданий, а психологическая и эстетическая составляю- щие не играли тогда важной роли. Время серых, тусклых тонов однотип- ных сооружений.
Одним из главных моментов в проектировании зданий и сооружений должно быть цветовое решение фасада. В настоящее время, этому уделя- ется большое внимание, это уже можно заметить невооруженным взгля- дом. Современные постройки сделаны в ярких оттенках, что положи- тельно влияет на психологическое состояние человека. Палитра цветовых решений в новостройках разнообразна: от ярких контрастных решений, классических спокойных отношений, пастельных изысканных. В зависи- мости от поставленной задачи проектировщику [4].
Каждый цвет влияет по-разному на психику человека:
– оранжево-красный оказывает возбуждающее действие, увеличивает частоту сердцебиения и повышает давление;
– синий цвет темных оттенков успокаивает, способствует физическому и ментальному расслаблению;
– серый цвет нейтрален, тем не менее способствует меланхолии;
– желтый поднимает настроение и активизирует работу мозга;
– зеленый снимает нервную и зрительную усталость [1].
Так же немаловажную роль играет естественное освещение, которое имеет положительное влияние на психику человека. Благодаря солнцу

288
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin вырабатывается мелатонин, отсутствие которого приводит к меланхолии и сбою в биологических часах.
Кроме того, на тактильную и эстетическую стороны здания оказывают воздействие материалы. Благодаря чему сооружения визуально выделя- ются и производят определённое впечатление. Например, проходя мимо длинного однотипного здания, вы можете почувствовать скуку или даже тревожность (рис. 1, цветная вкладка).
Хотелось бы на примере нашего города Пензы сделать небольшой ана- лиз некоторых зданий.
Наследие советской эпохи – преобладание стекла и бетона, безликие фасады, не обустроенные дворы. Именно такие монотонные и тусклые городские пейзажи могут негативно сказаться на психоэмоциональном со- стоянии человека (рис. 2, цветная вкладка). В городе преобладают здания прямоугольной формы этого периода, особенно в спальных районах. Ино- гда планировка здания советской постройки имеет Г-образную форму.
В цветовой гамме сооружений доминируют серые оттенки, что вдобавок к форме пробуждают у людей грусть и апатию.
В пензенских жилых комплексах нового времени обновляется цветовая палитра фасада и форма здания вытягивается за счёт односекционных домов с большей этажностью, так называемой «свечки» (рис. 3, цветная вкладка). Такое архитектурное решение способствует увеличению про- странства вокруг архитектурной формы. В основном используются зе- лёные, желтые, красные и синие цвета, что способствует успокоению, поднятию настроения и улучшению работоспособности. Такие цветовые акценты на фасадах зданий делают облик Пензы разнообразным (рис. 4, цветная вкладка).
За последние годы в городе появились культурнозначимые объекты.
Уникальные современные здания направлены на эстетичность и практич- ность. Среди таких сооружений можно выделить Пензенскую областную филармонию и киноконцертный зал «Пенза».
Фасад филармонии (рис. 5, цветная вкладка) в виде круглого четыре- хэтажного здания украшает ритмический ряд вертикалей разной высоты из стекла, что создает музыкальную ритмику фасада и отсылает нас к пла- стическому образу органа.
У входных групп на стеклянных панелях, если присмотреться, можно разглядеть фамилии знаменитых композиторов. Они выбиты сплошным текстом, но разным шрифтом.
Ведущей темой, которая формирует образ киноконцертного зала «Пен- за», являются вертикальные белые ламели солнцезащитной конструкции фасада (рис. 6, цветная вкладка). Ламели спроектированы с учётом движе- ния солнца и задают игру света и тени. Степень закрытости (или откры- тости) интерьерного пространства меняется при движении зрителя вокруг здания. Ребра имеют подрезки, которые в сумме на фасадных плоскостях создают линии, придающие объему современную экспрессию, динамику и легкость. Для облицовки фасадов используются панели из композитного облицовочного материала, алюминиевые витражи и натуральный гранит.

289
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Можно сказать, что абсолютно каждое архитектурное сооружение ока- зывает на человека эмоциональное воздействие. Важными составляющими при создании проекта являются архитектурные формы построек и цветовое оформление. Вселяет надежду, что использование новых материалов позво- лит даже спальные районы сделать с высотками интересной формы и жиз- нерадостными цветовыми фасадами, а культурно значимые объекты будут еще более разнообразные по форме и внешнему эстетическому наполнению.
Список литературы
1. Тапалчинова, Д.Н. Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние че- ловека / Д.Н. Тапалчинова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 23 (261).
С. 67–68. URL: https://moluch.ru/archive/261/60383/ (дата обращения: 29.01.2023).
2. Дроздова Ю.И. Дизайн и влияние архитектурных форм на эмоциональное состоя- ние человека // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 2 (18). С. 9. https://obe.ru/journal/vypusk-
2020-g-2-18-iyun/drozdova-yu-i-dizajn-i-vliyanie-arhitekturnyh-form-na-emotsionalnoe- sostoyanie-cheloveka/?ysclid=ldbdncluyl640167300 / (дата обращения 29.01.2023).
3. Чуднивец Р.С., Ткач Н.А. Влияние архитектурных форм на эиоциональное состояние человека // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: ru/2016/article/2016023384?ysclid=ldbdrmoi2y28430178»>https://scienceforum.ru/2016/
article/2016023384?ysclid=ldbdrmoi2y28430178 (дата обращения: 1.02.2023).
4. Мухамедьянова, Г.С. Влияние архитектуры зданий на психику человека /
Г.С. Мухамедьянова. Текст: электронный // NovaInfo, 2016. № 57. С. 78–81. URL: https://novainfo.ru/article/9798 (дата обращения: 2.02.2023).
УДК 728
М. А. Кузнецова
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ВЛИЯНИЕ РЕЛЬЕФА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ РЕЛЬЕФОМ ДЛЯ ЖИЛЬЯ
Город Пенза имеет сложный рельеф, образованный возвышенностью, оврагами, подтопляемыми низменностями. Большая часть города распо- ложена в левобережной части, где абсолютные высоты меняются от 128 м в пойме, до 277 м на приводораздельных пространствах. В правобережье раскинулась широкая пойма (3–5 км) и первая надпойменная терраса с лесами, болотами, пойменными озерами и лишь небольшая площадь занята застройкой. На территории выделяют почвы по механическому составу: в основном с глинистыми осадками. опоки, пески, песчаники слагают наиболее возвышенные формы рельефа. На левобережье распо- лагаются террасные геосистемы [1].
Экстремальный рельеф на территории города Пензы преобладает в за- падной части (перепад высот от отметки 165 м до отметки 277 м) в грани- цах таких улиц: ул. Ладожская; ул. 8 Март; ул. Суворова; ул. Бекешская; ул. Пушкина; ул. Ставского; ул. Кураева; ул. Кирова; ул. Тамбовская; ул. Новотамбовская; ул. Ворона; ул. Кривазерье; ул. 40 лет Октября.

290
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
К имеющим овраги относят следующие территории:
1) ул. Мереняшева, ул. Основная, ул. Набережная реки Мойки, СНТ
Засека, ул. Совхоз-техникум, ул. Подольская, ул. Вологодская;
2) ул. Воронова, ул. Вишневая, ул. Водопьянова;
3) ул. Станиславского, ул. Прогулочная, ул. Захарова;
4) ул. Мира, ул. Горная, проезд 2-й объединенный, ул. Бекешская, ул. Пушкина;
5) ул. Окружная, ул. Мира, проезд 3-й объединенный, ул. Бекешская, ул. Тимирязева;
6) район автодрома «Вираж».
Рис. 1. Топографическая карта г. Пенза с обозначением оврагов [1]
Рельеф территории в значительной степени предопределяет планиро- вочную композицию уличной сети. Для её развития наиболее благопри- ятен рельеф с уклонами от 5 до 60 ‰ для магистральных улиц и от 5 до
80 ‰ для жилых улиц и проездов в зависимости от их классификации.
При значительных уклонах местности рекомендуется размещать застройку по террасам, а трассирование улично-дорожной сети вести по серпанти- нам. Благодаря тому, что в период роста города были включены в состав земли сельскохозяйственного назначения, остались не освоенные небла- гоприятные и непригодные, значительные по площади территории в пре- делах города. Долгое время не осваивались овраги, пересекающие город в поперечном направлении: в Пензе район улиц Бекешская – Тимирязева
(на рис. 1 отметка 4,5). В свою очередь овраги созданы природой как естественные дренажные устройства, понижающие уровень подземных водных горизонтов. С повышением ценности земель в границах города в последнее время достаточно интенсивно стали осваивать в градострои- тельных целях и эти неудобные территории [2].

291
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Части овражистых территорий, которые не удается освоить под за- стройку, оставляют под природные рекреации. Формы рельефа активно включаются в объемную структуру парков и скверов и влияют на органи- зацию их пространства.
Существует ряд приемов позволяющих обобщить опыт проектирова- ния жилых объектов на рельефе. Перепад высот может компенсироваться различными способами. Так, устройство цокольного этажа переменной высоты связано с удорожанием здания и необходимостью переработки типового проекта (рис. 2, а). При относительно небольших уклонах (до
80 ‰) устройства цокольного этажа можно избежать выравниванием пло- щадки под здание (рис. 2, б). Застройка крутых склонов может быть осу- ществлена домами, стоящими на колоннах. Такая конструктивная схема обеспечивает практическую независимость здания от уклона: различия в отметках по контуру здания компенсируются разной высотой колонн, числом ступеней лестничных маршей первого уровня (рис. 2, в).
По мере возрастания уклонов возрастает необходимость размещения зданий длинной стороной поперек склона. С учетом изгиба горизонталей застройка во все большей мере приобретает свободный характер (рис. 3).
В таких условиях повышения архитектурно-художественных качеств за- стройки можно достичь, располагая часть зданий длинной стороной вдоль склона. При этом секционные здания можно размещать со сдвигом сек- ций по высоте в виде каскада (рис. 2, г), а при уклонах 150 % и больше устраивают здания террасного типа (рис. 2, д).
Рис.2. Варианты размещения зданий на крутых участках [3]

292
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 3. Застройка, параллельная горизонталям (свободная)
Рациональное размещение застройки на сложном рельефе может иметь большую художественную ценность, чем размещение на равнинной тер- ритории. Но не стоит забывать, что существуют и минусы проектирова- ния зданий на склонах. К ним относятся:
● повышение стоимости строительства как за счет применения специ- альных типов зданий и увеличения земляных работ, так и за счет услож- нения технологии их возведения;
● увеличение строительно-эксплуатационных затрат на транспортное обслуживание территорий (снижение скорости движения, удлинение рас- стояний поездки из-за развития трассы улиц, затраты на вертикальный транспорт и др.);
● вынужденная децентрализация учреждений обслуживания в связи с сокращением радиусов пешеходной доступности при больших уклонах;
● усложнение прокладки подземных инженерных сетей (особенно са- мотечных) [3].
Так, в холмистой местности рельеф определяет размещение застройки по склонам холма, в то время как улицы и дороги располагаются в пони- жениях. Если склоны представляют собой ряд ярусов, наиболее желательна рядовая застройка в пределах плоских участков. Застройка уступов может осуществляться как террасными зданиями, так и строчками зданий равной высоты с постепенным повышением этажности, причем верхние здания не должны превышать уровень бровки вышележащей террасы, чтобы не выделяться в силуэте. Данный принцип застройки можно использовать в нижней части оврага (на рис. 1 отметка 4,5) в приделах ул. Бекешская, ул. Пушкина, ул. Ново-Гражданская. Застройка верха холма зданиями, рас- положенными с промежутками один от другого, придает своеобразие его очертанию. Одним из вариантов застройки вершины является размещение на ней здания повышенной этажности (доминанты), общественных зда- ний и сооружений со смотровыми площадками, например Дворец детского и юношеского творчества в г. Пензе в районе ул. Бекешская – Тимирязева.
При ярусном построении склонов особое внимание уделяется бровкам яру- сов, поскольку застройка этих элементов активно формирует силуэт город- ской территории. Здесь приоритет отдается высотным зданиям, обществен- ным комплексам, которые заметно отличаются объемами и пропорциями

293
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина от рядовой жилой застройки. С другой стороны, с линии бровки могут открываться далекие перспективы, поэтому вдоль неё прокладываются ал- леи для гуляний и пеших прогулок с видовыми площадками, а характер нижележащей застройки соответственно должен учитывать необходимость раскрытия городского пространства. При строительстве многосекцион- ных зданий на крутом склоне целесообразно смещать отдельные секции по вертикали или использовать дома ступенчатого типа. Реализовать эту идею можно в проекте жилой застройки ныне находящейся в частном секторе наклонной площадки, прилегающей к улицам Ново-Граждан- ская – Бекешская и северной окраины Западной поляны, в народе име- нуемой Райки. Размещение подобных зданий открывает реальную воз- можность использовать пространство под ними для организации крытых стоянок автомобилей или закрытых гаражей.
На крутых склонах здания можно размещать с террасированием тер- ритории. Такой прием связан с большими объемами земляных работ и значительными при разработке возможных тяжелых грунтов затратами.
Но его неоспоримое преимущество – в использовании типовых проектов зданий и создание благоприятных условий для устройства проездов, тро- туаров, размещении парковок.
Разрабатываемая по ходу формирования генерального плана схема вы- сотного решения городской территории позволяет удачно использовать естественный рельеф для отвода поверхностного стока через открытую и закрытую сеть ливневой канализации, стоков хозяйственно-бытовой ка- нализации с территории намечаемой застройки, создать предпосылки для выбора направлений уличной трассировки [2].
Список литературы
1. Артемова С.Н. Историко-ландшафтный фактор формирования урбанизированной территории Пензы // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. № 14 (18) С. 98–104 2. Вертикальная планировка городских территорий: учеб. пособие по курсовому проектированию / В.М. Разживин, О.Л. Викторова, Л.Н. Петрянина; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2014. 92 с.
3. Учебное издание. Конспект лекций по курсу «Планировка городов и транс- порт» (для студентов специальности 7.092101 – Промышленное и граждан- ское строительство, 7.092105-Автомобильные дороги и аэродромы) Составитель:
Дрозд Г.Я., 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://studfile.net/
preview/5284942/page:7/ (Дата обращения 05.12.2022).
УДК 721.012.27
Д. А. Лапенкова
Научный руководитель – Е. Н. Вечкасова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ПРОБЛЕМЫ НЕБОСКРЁБОВ
Невозможно представить современный мир без высотных зданий. Они заполнили каждый уголок нашего мира. Глобальная урбанизация, пере- население городов – все это сказывается на архитектурных сооружениях.

294
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
В связи с переосмыслением организации городской застройки появились и уже полноправно вошли в нашу жизнь такие здания, как небоскрёбы.
Небоскрёб – очень высокое (не менее 150 м) многоэтажное здание с несущим стальным, железобетонным или композитным каркасом, пред- назначенное для жизни и работы людей [1].
В Америке 19 века произошло резкое увеличение промышленного про- изводства. Тогда впервые возникла потребность в создании делового зда- ния нового типа, которое было бы способно вместить большее количество людей и сосредоточить несколько отраслей в одном районе. Так началась история развития небоскребов. Первые 10-этажные здания появились в Чикаго, затем в Нью-Йорке, а после по всему миру.
Первый небоскреб в Чикаго Нью-Йорк, 1905 г.
На данный момент 90 % всех небоскребов мира сосредоточены в Азии и арабских странах, таких как ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии. В Дубае прослеживается закономерность в строительстве высотной архитектуре: к даунтауну, в котором традиционно размещены важнейшие бизнес-цен- тры, высотность архитектуры возрастает. Здесь небоскребы были для того, чтобы показать экономическую силу страны [2].
Небоскребы в Дубае Небоскребы в Катаре

295
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
В Европе в связи с большим количеством исторических памятников архитектуры в границах города не часто встретишь такие здания, как не- боскребы. Здесь эти высотные здания вынесены на окраину городов, для сохранения исторического облика города.
Россия относительно недавно начала свой путь в высотном строитель- стве и ситуация похожа на европейскую застройку. В Москве насчитано не так много небоскребов. Все они сосредоточены в одном месте – «Мо- сква Сити». В Санкт-Петербурге всего один небоскреб – «Лахта центр».
«Москва-Сити» в Москве
«Лахта центр» в Санкт-Петербург
В строительстве и эксплуатации небоскрёбов есть свои плюсы и свои минусы.
Одна из основных проблем небоскребов – опасность пожара. Несмотря на высокое развитие технологий в строительстве, применение абсолютно всех огнеупорных материалов невозможно. Тушение пожаров в высот- ных зданиях затрудняется рядом факторов: наличие большого количества

296
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin людей, нуждающихся в помощи; сложность проведения спасательных ра- бот; распространение огня и токсичных продуктов горения в вертикаль- ном направлении как внутри здания, так и снаружи; сложность и трудо- емкость подачи средств тушения, особенно на верхние этажи здания [3].
Следовательно пожар – настоящая угроза для человека.
Землетрясения и терроризм. Они также представляют внушительную угрозу для небоскребов. Устойчивость высотных зданий должна обеспе- чиваться застройщиком. Тщательно выбираются места для строительства небоскребов, рассчитывается нагрузки на них и прочее [4]. Однако никто не застрахован от того, что может возникнуть более мощное землетря- сение. Печальным примером результата терроризма является обрушение
Башен-близнецов в 2001 в Нью-Йорке.
Проблемы технического характера. Например, слабый напор воды в трубах на верхних этажах, трудности с лифтом (поломки, системати- ческая наполненность лифтов в связи с большой численностью жителей в одном здании, продолжительное время поднятия на верхние этажи) [4].
Невозможно не заметить тот факт, что некоторая высотная архитек- тура не вписывается в общий облик города и вызывает дискомфорт в его восприятии. Чтобы исправить этот недостаток, архитекторы пытаются сделать интерьер и экстерьер более гуманными, приветливым к человеку: они предусматривают в структуре сооружения межэтажные экологические участки отдыха, террасные плоскости с ландшафтным дизайном.
Перенаселенность небоскребов также создает вопрос безопасности проживания в них людей. Огромное количество людей в одном доме, визиты их друзей и родственников не позволяют гарантировать защищен- ность жителей, защитить их от воровства и насилия.
Важной проблемой в размещении высотных доминант в структуре крупных городов является пространственная толерантность к объектам культуры и религии. Для того чтобы разместить высотное здание необхо- димо соблюдать социально-экономические предпосылки, экологические последствия, взаимодействие с общественными пространствами различ- ного функционального значения и т. д.
Однако положительные качества у небоскребов тоже присутствуют.
Красивый вид из окон, высокий уровень конфиденциальности и звукои- золяции, особое качество воздуха и высокое качество строительства. Как правило, эти здания являются жильём премиум класса, можно даже ска- зать элитным жильём. При строительстве используются самые современ- ные материалы и самые новые технологии строительства. Отделкой хол- лов, офисов, магазинов, квартир занимаются самые лучшие архитекторы и дизайнеры. Преимущество проживания в таком месте неоспоримо – это доступность всех сфер жизнедеятельности человека: магазины, спортзалы, бытовые услуги, салоны красоты, а также офисы.
В заключении, следует отметить, что у каждого изобретения есть свои плюсы и свои минусы. Небоскребы могут быть не идеальны, однако они решают большее количество проблем, чем создают. И это делает их не- обходимыми элементами в нашей жизни.

297
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Небоскрёб [1].
2. Терранова А., Спирито Д. Самые удивительные небоскребы мира / Пер. с англ. Т. Лисицина, науч. ред. А. Тарранова. М.: АСТ, 2008 [2].
3. Хасанов И. Пожарная безопасность высотных зданий [3].
4. Терранова А. Небоскребы [4].
5. http://www.rsvpu.ru/filedirectory/5666/art-2011-12-1095.pdf.
УДК
М. Е. Лапина
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»,
Пенза, Россия
АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ
В архитектуре часто рассматриваются исключительно темы влияния света и цвета на человека, однако также на комфортное пребывание лю- дей в помещении влияет и звук. Хорошая слышимость, звукоизоляция, подавление бытовых шумов и усиление музыкальных звуков в помеще- нии – актуальные вопросы, которые необходимо учитывать при проекти- ровании зданий и помещений.
Целью данного исследования является выявление проблем, связанных с восприятием звука в архитектуре и методов нейтрализации звукового дискомфорта в помещении. В ходе изучения акустики в архитектуре были сформулированы следующие задачи:
1) предоставить основные определения, связанные с восприятием зву- ка в архитектуре;
2) на основе обзора научной и нормативной литературы выявить ме- тоды и технологии нейтрализации звукового дискомфорта в архитектуре;
3) определить методы, влияющие на обеспечение высокого качества звучания в помещениях различного назначения.
В соответствии с научными источниками звук интерпретируется как физическое явление, представляющее собой распространение упругих волн в газообразной, жидкой или твёрдой среде. В узком смысле под звуком подразумевают акустические волны, воспринимаемые органами чувств. Источником звука может выступать тело, совершающее механиче- ские колебания по определённому закону.
Считается, что человек способен улавливать звуковые колебания ча- стотой звука лежащей от 20 Гц до 20 кГц. Порог слышимости – мини- мальная величина звукового давления, при которой звук данной частоты может быть ещё воспринят ухом человека. Болевой порог – это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чув- ствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, один и тот же уро- вень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в силь- ной боли для разных людей.
Архитектурная акустика занимается исследованием помещений в соответ- ствии с нормами порога слышимости и болевого порога, для комфортного

298
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin пребывания людей в помещениях. Процессы распространения, поглоще- ния и отражения звуковых волн в здании являются основными вопро- сами, рассматриваемыми в архитектурной акустике. Цели исследований делятся на две основные группы: создание хорошей слышимости и звуко- изоляции. Для этого используются приёмы проектирования залов с пре- красной слышимостью и звучанием, а также нейтрализации и подавлении шумов в зданиях разного назначения.
Проблемы изоляции помещений от проникающих извне звуков вы- делены в настоящее время в самостоятельную область – строительную акустику. Одной из ее основных задач является решение проблем зву- копередачи во внешней оболочке здания. Главные пути проникновения шума в здание – крыши, карниз, стены, окна, дверь.
Акустика интерьера раскрывает вопрос о том, каким образом в за- крытом помещении слушатель воспринимает, помимо прямого звука от источника, ещё и ряд его запаздывающих повторений, возникающих в ре- зультате отражения от поверхностей. Следует различать акустику интерье- ров больших (условно объёмом более 100–150 м³) и малых помещений, проектирование которых имеет существенные различия. Понятие архитек- турных и акустических размеров и соотношение между ними определяет оптимальную реакцию помещения на звуковое возбуждение, соответству- ющую жанровой направленности звуковоспроизведения.
Акустическое проектирование больших залов (включающее в себя вы- бор площади и формы зала, размещение слушателей, применение матери- алов для стен, рассеивающих и поглощающих конструкций, установка от- дельных элементов и т. п.) чаще всего подразумевает выбор компромиссных решений. В залах большой вместимости, наряду с известными архитектур- ными приёмами, условия слышимости улучшают применением электрон- ных систем звукоусиления с коррекцией акустических параметров зала.
Уровень шума в квартирах зависит от расположения дома относитель- но источников шума, внутренней планировки помещений различного на- значения, звукоизоляции конструкций здания, оснащения его инженерно- технологическим и санитарно-техническим оборудованием. Источники шума в окружающей человека среде можно разделить на две большие группы – внутренние и внешние.
В соответствии с видом шума выбирается метод его устранения, так для нейтрализации внешних шумов используются в строительстве различ- ные материалы. Широко распространены звукопоглощающие материалы, которые поглощают звуковую энергию благодаря однородной пористой структуре. Примером эффективных звукопоглощающих материалов яв- ляются минераловатные плиты на различных связующих, гипсовые и т. д.
В случае нейтрализации внутренних шумов используются архитектур- но- планировочные мероприятия. Правильная планировка производствен- ных и жи- лых помещений помогает не только убрать нежелательные шумы, но и улучшить акустические свойства здания и помещений.
В случае шумных производств взаимная ориентация зданий решает- ся так, чтобы стороны зданий с окнами и дверями были против глухих

299
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина сторон. Наиболее шумные и вредные производства рекомендуется ком- плектовать в отдельные комплексы с обеспечением разрывов между от- дельными ближними объектами согласно санитарным нормам. Внутри по- мещения также объединяются с шумными технологиями, ограничивается число рабочих подверженных воздействию шума. Разрывы между цехами с шумной технологией и другими зданиями следует озеленить.
Внутренние шумы в жилой застройке, возникающие из-за оборудо- вания, например, лифтов, предполагают специальную планировку по- мещений. При проектировании жилых секций учитывается смежное расположение санитарных узлов, кухни и складских помещений с лест- нично-лифтовым узлом.
При проектировании городов необходимо разделение территории на зоны: селитебную (жилую), промышленную, коммунально-складскую и внешнего транспорта, с соблюдением согласно нормативам санитарно-за- щитных зон при разработке генплана. Жилая застройка должна располагать- ся на расстоянии не менее 100 м от края проезжей части скоростных дорог.
Для устранения неблагоприятного влияния шума на здоровье человека решающее значение имеют санитарно-гигиенические нормативы допусти- мых уровней звука. Цель гигиенического нормирования – профилактика функциональных расстройств и заболеваний. Главный принцип регламен- тации шума – медико-биологическое обоснование норм путем проведения лабораторных и натурных исследований в естественных условиях влияния шума на различные возрастные и профессиональные группы населения.
Основные акустические требования к зрительным залам и обществен- ным помещениям: обеспечение всех зрителей достаточной звуковой энер- гией, обеспечение оптимального времени реверберации в зале, создание диффузного звукового поля, исключающего возможность образования та- ких акустических дефектов как эхо, фокусировка звука и т. д.
Преследуя цель улучшения акустических свойств общественных поме- щений и концертных залов, архитектурная акустика изучает методы устра- нения реверберации- процесса постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Качество звучания в залах оце- нивается: временем реверберации и структурой ранних отражений звука.
Влияние формы залов на их акустические качества. Три весьма суще- ственных для акустики соображения при проектировании залов касаются вопросов объема помещения, его формы и поглощения звука.
Объем помещения определяется в соответствии с интенсивностью звуков, которые будут в нем возникать, так прямоугольная форма залов предполагает устройство отражателей в передней части боковых стен. При длинной форме зала, необходимо сделать расходящиеся стены и расчле- нить их поверхность, чтобы устранить эффект «порхающего эха». В залах с криволинейной формой плана распределение первых отражений зависит от угла раскрытия боковых стен.
Распределение отраженного передней частью потолка звука можно улучшить устройством над сценой отражателя, направляющего звук к бо- лее удаленным зрителям. Архитектурная акустика учитывает существование

300
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin двух типов естественных отражений: направленное и диффузное отраже- ние звука. Характер отражения звука зависит от размеров отражающей поверхности и длины волны падающего звука. Построение отражений от плоских поверхностей производится с помощью метода мнимого ис- точника звука, который подразумевает нейтрализацию фокусировки или концентрации звуков в зале.
Неграмотная архитектурная акустика объекта приводит к плохой слыши- мости, искаженному звучанию, отражению звука, некачественной звукоизо- ляции. На этапе проектирования, реконструкции или ремонта необходимо учитывать характеристики помещения: назначение, технические особенно- сти, форму, площадь, вместительность, реверберацию помещения и т. д.
Важными шагами на этапе разработки проекта здания являются: моде- лирование на основе расчётов архитектуры зала, определение оптимально- го расположения объектов в пространстве, подбор строительных и отде- лочных материалов, проектирование расположения акустических панелей.
На сегодняшний день имеется ряд объемно-планировочных меропри- ятий, позволяющих нейтрализовать звуковой дискомфорт или обеспечить высокое качество звучания.
Список литературы
1. Архитектурная акустика // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. (Авторы:
Г.А. Гольдберг, В.В. Фурдуев.) (дата обращения: 25.11.22; 12:50).
2. Ганус К. Архитектурная акустика, пер. с нем. М., 1963 (дата обращения:
02.12.22; 18:40).
3. Ингерелев Ф. Акустика в современной строительной практике, пер. с англ.
М., 1957 (Дата обращения: 26.11.22; 16:50).
4. Гинкин Г.Г. Справочник по радиотехнике. 3-е, испр. и доп. М. – Л.: Обо- ронгиз, 1939 (дата обращения: 25.11.22; 13:50).
5. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-
03-2003 (с Изменениями № 1, 2, 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://
docs.cntd.ru/document/1200084097 (дата обращения: 24.11.22; 16:40).
УДК 721
Т. В. Левина
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ РЕКРЕАЦИОННО ДОСУГОВЫХ
КОМПЛЕКСОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛИ
В статье изложена информация о существующих и создаваемых под- земных городах. Рассматривается как влияют архитектурные сооружения под землей на восстановление жилого пространства горожанина. На ос- нове проведенного исследования выявлены идентичные подходы, которые повлияют на формирование архитектуры рекреационно досуговых ком- плексов в экстремальных условиях.
Неблагоприятная обстановка, нехватка земли, направляют на поиск новых подходов для восстановления жилого пространства горожанина.

301
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38


написать администратору сайта