Татлин_2023_1111. Е. Г. Лапшина (главный редактор)
Скачать 7.02 Mb.
|
новыми способами часто бывает необходимо пройти путь с нуля, с чистого листа, несмотря на возможные ошибки и неудачи. В процессе продвижения на этом пути и создаются новые оригинальные инструменты, оборудование, приемы, технологии. И для этого необходимо иметь свое собственное пространство, пусть небольшое, но организованное на свой лад: многим людям для этого необходима тишина, настрой, собственным трудом соз- данная атмосфера рабочего места. А на критику непрофессионализма можно возразить – ведь многие открытия совершались непрофессионалами: например, обычный садов- ник изобрел армоцемент, экспериментируя с армированием цветочных горшков. Купола-оболочки, изготовленные из такого композитного ма- териала, толщиной 1,5–5 сантиметров, могут перекрывать пространства в сотни метров. Бенджамин Франклин, американский политический де- ятель, дипломат, занимаясь исследованиями в совершенно другой об- ласти – экспериментируя с электричеством – сделал открытие: изобрел молниеотвод. А.К. Буров, будучи архитектором, также сделал открытия совершенно в других областях – изобрел стеклотекстолит, который до сих пор широко применяется в авиации и судостроении, а также орга- низовал институт лечения от рака. Чарльз Дарвин изучал медицину и теологию, а увлекшись биологией, создал теорию эволюции на основе данных, собранных из любопытства [2]. Г.К. (Серго) Орджоникидзе и М.Л. Каганович, не имея инженерного 416 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin образования, создали советскую промышленность и систему путей со- общения, выдержавшую все испытания Великой Отечественной войны и восстановленную после неё в рекордно короткие сроки и т. д. Все мы с детства помним фантастические сюжеты А.Н. Толстого, где ге- ниальные изобретатели в сараях на окраине города создают небывалые машины – ракету для полёта на Марс или гиперболоид – супероружие и сверхмощный инструмент, способный пробурить земную кору и даже «оливиновый пояс»… Детям очень полезны такие эксперименты, где они вместе с роди- телями, старшими братьями и друзьями в «гаражных» мастерских во- площают свои мечты собственными руками. Именно собственные мечты, а не готовые предложения, шаблоны моделей мироздания и способы решения задач в этих моделях – что чаще всего предлагается в детса- дах, школах, кружках. Принципиальный момент – собственными рука- ми – в процессе творчества участвуют все каналы восприятия, моторика, кинестетика, все тело, что очень важно для гармоничного развития че- ловека [3], а не только зрение и фотографическая память, как в распро- странённых цифровых форматах. Выдающийся изобретатель Г.С. Альтшуллер проанализировал 40 000 тысяч патентов в своем знаменитом труде «Теория решения изо- бретательских задач» [1]. Он подчеркивал, что специалисты чаще всего совершенствуют уже готовые системы, а создание новых систем, как правило, связано с изобретениями на стыке наук и даже с непрофес- сиональными с точки зрения специалистов действиями. Термины и их определения, условия задач, аналоги, стереотипы, привычные обще- принятые решения, психологическая инерция – все это крайне сужает поиски и уводит от новых, нестандартных, часто очень простых и эф- фективных решений. Процессы массового строительства многоуровневых парковок и исчез- новение классических «гаражных городков» имеет следствием уменьшение реализации творческого потенциала социума. Естественно, «классические» гаражи в их традиционном виде не могут быть сохранены в современном городе, будучи весьма далёкими от архитектуры и занимая при этом зна- чительные площади ценной городской земли. Как решить подобную задачу? Студентки 3-го курса МАРХИ кафедры Градостроительства Мария Теодоридис и Анна Красковская при проектировании учебного проекта многоуровневого гаража-стоянки заострили внимание на проблеме отсут- ствия места для творчества в современном большом городе и предложили оригинальный ответ – разместить творческие мастерские в боксах мно- гоуровневой парковки (рис. 1). Участок расположен в спальном районе Москвы, в районе Люблино, на углу Люблинской и Совхозной улиц, на месте существующих гаражей, принадлежащих местным жителям (рис. 2), в типичном для данного района многофункциональном окружении, не- далеко от станции МЦД «Депо». 417 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина Рис. 1. Экспозиция Рис. 2. Градостроительная ситуация Студентки исследовали типологию существующих гаражей и предло- жили создать на их месте многоуровневый комплекс ячеек-мастерских, из которых конструируется общественное пространство (рис. 3). В проекте каждый житель сможет воплощать свои творческие идеи, проводить досуг 418 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin и общаться с соседями. Ячейки можно комбинировать в зависимости от профиля мастерских, увеличивать объем бокса за счет демонтажа перего- родок. Над парковкой запроектирована эксплуатируемая кровля, которую возможно использовать под различные эксперименты жителей всех воз- растов в качестве мастеров-изобретателей, если для их творчества пона- добится больше пространства. Рис. 3. Cтруктура-аксонометрия Интересен взгляд Марии Теодоридис в соотношении фиксации вни- мания и абстрагирования. Она смогла увидеть в бесконечно рутинных и прагматических функциях классических «городов гаражей» возвышен- ные и романтические мачты людей. Заслуживает внимания простая, ясная и четкая постановка условия задачи. Анне Красковской, прекрасно чувствующей ритм, удалось подобрать ин- тересные комбинации вариантов мастерских и передать поиск творческого процесса в легкой, почти невесомой динамической композиции здания. Чтобы проектируемая механическая парковка не осталась «мертвой точкой» в районе, для неё были разработаны многоцветные интерактив- ные фасады. Эта идея различным образом выражена на всех 4 непохожих друг на друга сторонах сооружения. На проекциях представлены возмож- ные комбинаторные перестановки панелей фасада, увеличения консоль- ных свесов боксов в зависимости от потребностей функций мастерских. Таким образом, фасад может постоянно меняться, отображая жизнь вну- три мастерских, транслируя работу над той или иной задачей и демон- стрируя то или иное изобретение, открытие и т. д. (рис. 4). 419 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина Рис. 4. Фасады Пока это только первый шаг – студентами сформулирована проблема и условия задачи, выбраны подходы и инструментарий, предложено про- стое и ясное устройство здания архитектурными средствами. Для вопло- щения их идеи в жизнь предстоит пройти нелёгкий путь – найти множе- ство непростых компромиссов и нетривиальных решений. Список литературы 1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения [Текст]. М.: изд. Московский рабо- чий, 1973. 296 с., ил. 2. Гражданская наука. Википедия. Электронный Ресурс. Режим до- ступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B6 % D 0 % B 4 % D 0 % B 0 % D 0 % B D % D 1 % 8 1 % D 0 % B A % D 0 % B 0 % D 1 %8F_ %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %83 %D0 %BA %D0 %B0. 3. Юхани Палласмаа – Мыслящая рука [Текст]. М.: Классика ХХI, 2013. 176 с. УДК 7.025.5 В. М. Терентьева Научный руководитель – В. А. Колгашкина Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ) РЕНОВАЦИИ БЫВШИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕЧНЫХ ПОРТОВ С течением времени в процессе роста городов и развития технологий промышленные объекты теряют свою актуальность. Речные порты – эко- номические ворота в агломерации, иногда оказываются непригодными по своей основной функции. К этому приводит расширение границ го- рода, в результате которого промышленные объекты оказываются в со- циальном центре и начинают негативно влиять на окружающую среду, 420 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin формируя депрессивные территории. Появляется запрос на заполнение таких территорий жильем и общественно-досуговыми объектами. Ненуж- ными оказываются и предприятия, чьи технологические карты перестают отвечать современным требованиям и иногда реставрации, подразумева- ющей сохранение наследия с минимальными преобразования, недоста- точно. В таком случае в зависимости от ситуации объекту предстоит либо ревитализация по масштабу не меньшая, чем при полной смене функций, либо реконструкция, либо реновация. Ревитализация – в контексте урбанистики обозначает процесс воссоз- дания и оживления городского пространства. Основной принцип ревита- лизации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек. Реконструкция отличается от ревитализации тем, что главной своей задачей ставит повышение основных технико-экономических показа- телей любыми методами изменения объемно-пространственной структуры. Реновация в строительстве — комплекс мер, нацеленных на возрождение экономического и социального потенциала территорий в современных ус- ловиях. Непременным атрибутом реновации старопромышленной террито- рии является адаптация индустриальных ландшафтов и объектов, исклю- чающая их необдуманную ликвидацию или стихийное использование. Это путь, исключающий точечные проекты. Реновация промышленных терри- торий предполагает сохранение, адаптацию и экономически эффективное использование индустриального наследия в самом широком смысле. Развитие портовых зон в мировой практике – актуальная задача для многих городов. Масштабным удачным проектом по урбанизации целой части города мож- но считать ревитализацию упадочной портовой территории Хафенсити в Гам- бурге. Новая застройка увеличила селитебные территории центра города на 40 %. Территория в 157 га бывшего порта стала новым многофункциональным районом с офисами, жильем, общественными и досуговыми пространства- ми. Изначально архитектурной компанией была разработана функциональ- ная концепция реконструкции кварталов исходя из общей рентабельности территории. В последствии основное строительство вели инвесторы с учетом высотных и стилевых регламентов города. Например, красный кирпич был определен как основной материал для фоновых жилых зданий, и это требова- ние было соблюдено всеми застройщиками (рис. 1, цветная вкладка). В столице Норвегии, в Осло историческая портовая зона с течени- ем времени перестала отвечать современным технологическим требова- ниям, поэтому функции порта были перенесены на другие территории. Появилась необходимость реализовывать потенциал заброшенных земель. Прибрежная территория по проекту «Город у фьорда» была превращена в набережную, к которой примкнул главный культурный и коммерческий район. Это повысило престиж прилегающих территорий поспособствова- ло его дальнейшему экономическому и архитектурно-градостроительному развитию данной части города. Проект ревитализации территории сло- жен и многослоен, в нем принимают участие все желающие инвесторы, но только с обязанностью соблюдать строгие требования относительно 421 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина проектирования общественных пространств и доступа к ним (рис. 2, цвет- ная вкладка). Обновленная территория включает в себя: – реновацию смешанного жилого и коммерческого района, который был поделен на сегменты для формирования эффектных перспектив на фьорд; – преобразование старой верфи в оживленный коммерческий и жилой район с магазинами; – перенос наземного шоссе в подводный туннель, на освободившихся территориях разместился общественный центр; – реконструкцию оперного театра; – формирование девятикилометровой пешеходной линии набережной с оригинальной инфраструктурой, которая подчеркивает слияние истори- ческой идентичности с новым строительством. Реновация портовых территорий является актуальным вопросом и для многих больших городов России. В Гавани Васильевского острова в Санкт-Петербурге на прибрежной территории и на месте зданий завода Севкабель был разработан проект нового многофункционального пространства. Комплекс зданий с различ- ными функциональными зонами обладает ключевыми аспектами: – реновация существующей застройки и поэтапное развитие инфра- структуры; – сохранение исторического контекста территории и её промышлен- ного стиля; – полифункциональный город в городе с перспективой долгосрочного развития; – развитие новой морской набережной города (рис. 3, цветная вкладка). В последнее время в Казани активно обсуждается развитие порто- вой зоны. Ее считают ключевой точкой развития города. На террито- рии располагаются промышленные предприятия, по большей части не функционирующие, гаражи и другие объекты. Проектом ревитализации планируется увеличить жилищный фонд города, создать офисно-обще- ственные кластеры, сформировать пешеходный маршрут к р. Волге с озе- лененными пространствами и т. п. Таким образом на месте бывшей про- мышленной территории возникнет самодостаточный район с развитой инфраструктурой (рис. 4, цветная вкладка). В Нижнем Новгороде реализован проект смелой реконструкции пак- гаузов нижегородской Стрелки. Исторические «кружевные» металличе- ские каркасы были оставлены открытыми, а внутри них встроили простые объемы со скатными кровлями и фасадами из зеркально полированной стали. Это отличный пример работы именно над образной составляющей: ощущение металлического скелета, суперграфики в пространстве, руини- рованной и устойчивой, гигантской и хрупкой – сохранено и пересказано новым языком (рис. 5, 6, цветная вкладка). Основываясь на рассмотренных примерах,реновация портовых террито- рий с функциональной точки зрения может развиваться по трем сценариям: 1. Сохранение функций порта. Предполагается реставрация зданий и сооружений с сохранением первоначального облика и внедрение новых технологий. Особенно актуально для работы с памятниками архитектуры. 422 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin 2. Частичное включение дополнительных функций в портовый ком- плекс. Допустимо изменение планировочной структуры, включение в ком- плекс новых функций таких, как музейная, общественная, деловая, жилая. 3. Полное замещение старых функций на новые. При проектировании функциональная наполненность определяется социально-экономическими и архитектурно-градостроительными предпосылками. На формирование проекта реконструкции порта основополагающе влияют городская транспортно-пешеходная сеть, природный каркас и ха- рактер акватории. Сложность заключается в поиске рационального сосед- ства антропогенной среды и природы, которую можно при необходимости развить на бывших производственных территориях, что поспособствует оздоровлению городской среды. Правильное функциональное зонирование портовых территории не может исключать и предварительного обследования территорий. Множе- ство бывших производственных зон не допустимы для размещения жилья исходя из соображений техногенности грунтов, требующих санации. Можно выделить следующие архитектурные и объемно-пространствен- ные концепции (методы и приемы) адаптации портовых территорий в ус- ловиях городской среды: 1. Сохранение масштаба исторических зданий. Пропорциональные из- менения в облике новой архитектуры. Индивидуальный подход к форми- рованию архитектурного облика. 2. Сочетание новых конструкций и материалов с существующими. 3. Поддержание связи с акваторией. Выбор доминантных точек при- тяжения в комплексе. 4. Исключение конфликта старой и новой архитектуры. 5. Взаимодействие с городской транспортно-пешеходной инфраструктурой. Определение направления формирования проектного предложения по реновации портовых территорий требует комплексного обоснования. Такие проекты как правило соответствуют общим закономерностям раз- вития общества и в тоже время обладают региональными особенностями. Общие архитектурно-градостроительные и функциональные концепции преобразования портовых территорий основываются на общих социаль- но-экономических предпосылках, которые в частном случае дополняются локальными особенностями города. Реновация портовых территорий может развить городскую среду, в от- дельных случаях укрепить природный каркас города, экономически вы- годно адаптировать промышленное предприятие и сохранить историче- скую среду города. Список литературы 1. Авдотьин Л.Н. и др. Градостроительное проектирование: учеб. для вузов [Текст] /Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. М.: Стройиздат, 1989. 432 с., ил. 2. Чекаев Ф.М. Проблемы развития архитектуры в начале ХХ века (на примере Аста- ны) [Текст] / Ф.М. Чекаев // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2006. № 3 (49). С. 313–321. 3. Самарский двор / Йорн Шиманн [и др.]. Екатеринбург: TATLIN, 2020. 448 с. 4. Кияненко, К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища: дис. … канд. арх.: 18.00.02 / Кияненко Константин Васильевич. М., 2005. С. 177. 423 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина УДК 72.017.6 Д. А. Титенкова Научный руководитель – О. В. Королева Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Архитектура имеет сильное влияние на настроение, работоспособность и здоровье человека. Может вызывать различный спектр эмоций: тревогу, радость, чувство общности. На бессознательном уровне каждый человек бу- дет отдавать предпочтение более благоустроенной и интересной среде. Объ- яснить почему так происходит иногда бывает затруднительно. Важная за- дача в профессии дизайнера и архитектора создать продукт (пространство, элементы среды), вызывающий эмоциональный отклик у других людей. Необходимо учитывать, что впечатление не может разделяться всем обще- ством одинаково. Существуют закономерности, основанные на исторических и физиологических факторах влияния тех или иных архитектурных форм и пространств на психоэмоциональное состояние большего числа людей. Целью исследования является выявление основных факторов влияния архитектурной среды на психоэмоциональное состояние человека и опи- сание необходимых качеств пространства для вызова определенных эмо- ций. Проанализировать свойства пространства и их разнообразие, найти научные обоснования этих свойств. Намеренное создание определенных эмоций-необходимый навык в со- временном мире. Если дизайн архитектурной среды подразумевает сце- нарий поведения людей, то должен прописываться и сценарий их ощу- щений. Наиболее важно точно задавать эмоциональный фон в дизайне социальных учреждений (центры реабилитации, больницы, детские сады, школы, дома престарелых, детские дома и др.), игровых пространств, мест для театрализованных представлений и т. д. Чтобы выявить эти за- кономерности в формировании эмоционального дизайна пространства, необходимо исследовать его отдельные характеристики: размер, форму, уровень освещенности, цвет, фактуру. Размер пространства и его габариты характеризуются сомасштабностью человеку. Пространство может быть открытым и безграничным, камерным и доступным, замкнутым и тесным. В пустом и открытом пространстве че- ловек чувствует себя уязвимым и незащищенным. Для создания комфорт- ной атмосферы необходимо наличие своеобразных «укрытий», небольших навесов, углублений, ограждений, изолирующих от людских глаз. Это свя- зано с нашим историческим прошлым, когда люди искали убежище в виде пещер, деревьев, шалашей, чтобы спрятаться от хищников. Камерное про- странство, сомасштабное человеку, является самым комфортным – мож- но без лишних физических затрат дотянуться до всего необходимого, все пространство находится в поле зрения, можно легко и быстро продумать 424 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin план дальнейших действий. Человек чувствует полный контроль над ситуа- цией и уверенность. Замкнутое, узкое пространство вызывает напряжение, чувство беззащитности. Подсознательно человек ощущает невозможность отступления в случае опасности, скованность своих действий. Любая объемная форма структурирует вокруг себя пространство, влияя тем самым на другие формы, в том числе, на биологические объекты. От- ношение к разным формам может отличаться в разных странах [1]. Различные геометрические фигуры и орнаменты несли свой сакральный смысл, их наносили на свое жилье, одежду, культовые сооружения, а неко- торые и на собственные тела. Так, круг обозначал вечность, бесконечность, треугольник – восхождение, благополучие, квадрат – истину, мудрость, ра- венство. Спустя века эти ассоциации ослабли, но все же некоторые формы вызывают схожие чувства и желания у разных людей. Опираясь на резуль- таты опросов, были выявлены закономерности влияния пространственных архитектурных форм на психику человека. Помещения с кругом в плане вызывают желание танцевать, красиво двигаться, побыть наедине с собой, чувство гармонии мира. Купольные и арочные формы создают состояние расслабленности, творческий подъем, желание общаться с близкими людь- ми, высшие духовные переживания. Пирамида, конус, тетраэдр стимулиру- ют к сосредоточению внутренних сил для рывка, умственной работе. Тун- нельные формы с круглым разрезом вызывают ощущение гармонии мира, спокойные положительные эмоции, а с прямыми гранями – сосредоточен- ность, напряженность, умственную деятельность. Уровень освещенности и разное распределение света может визу- ально изменять и искажать пространство. Так, помещение с наиболее освещенным потолком и темными стенами вызывает ощущение от- крытости и глубины, но если освещение сильнее на полу, простран- ство становится визуально закрытым. Самым открытым и прозрачным кажется помещение с освещенными стенами и темным полом, а са- мым закрытым и замкнутым – с темным потолком и светлым полом. Тень в труднодоступных местах вызывает чувство тревожности перед неизвестным. Ритмичная светотень, различный уровень освещенности вызывает любопытство, желание исследовать. А полная темнота в со- четании со знакомыми образами ужасов вызывает панический страх, усиливаемый собственным воображением и фобиями. Воспринимаемые человеком цвета могут вызывать определенные эмоции, ассоциации и чувства. Реакции формировались тысячелетиями в рамках этнических культур и хранятся в подсознании [2]. Восприятие цвета может зависеть от разных факторов: от окружающей среды, народ- ных обычаев, устоев общества и индивидуальных особенностей организма. Традиционные ассоциации сформировались в результате взаимодействия человека с природой, когда жизнь древних людей зависела от времени су- ток, солнечный светлый день и присущие ему цвета (желтый, оранжевый, голубой) подразумевали активность и поиск пищи, а ночь и ее оттенки (синий, черный) ассоциировались с временем отдыха, сна. Красный цвет ассоциировался с огнем, кровью, битвой, которые требовали большого 425 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина количества жизненных сил. Не меньшую роль в восприятии цветов играет физиологическая составляющая [3]. Цвет – это излучение с разными длинами волн и разной степенью отражения и поглощения. Яркие теплые цвета имеют самую большую длину волны, и их восприятие требует наибольшего количества энергии, что учащает сердцебиение и частоту дыхания. Холодные цвета имеют наи- меньшую длину волны, что отзывается в расслаблении организма. Фактура – одно из свойств предметного мира, помогающее ориенти- роваться в пространстве. Прикоснувшись к какой-либо фактуре однажды, мы надолго запоминаем ощущение от ее поверхности. Ассоциации, вы- званные этой фактурой, могут оставаться в памяти на всю жизнь. Фактура имеет физические характеристики и обладает эстетической выразительно- стью [4]. Можно выделить агрессивные фактуры – блестящие, колючие, холодные, как металл, бетон; спокойные и тихие – мягкие, шероховатые ткани, шерсть; теплые – дерево, натуральная ткань, различные плетения (шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), кожа, мех, глина, керамика, кость, кованный и чеканный металл, камень, стекло – все то, что издавна украшало человеческое жилище. Если обратиться к истории архитектуры, можно выявить характери- стики объектов разных эпох, соотнести их с их назначением и понять принципы, которыми руководствовались авторы. Египетские пирамиды – один из мощнейших древних символов са- кральной геометрии. Считается, что в форме и расположении пирамид закодирована информация о строении Вселенной, Солнечной системы и человека. Как известно, пирамиды служили гробницами фараонов. Пи- рамидальные формы в сакральном смысле символизируют сосредоточение внутренних сил для рывка, треугольник обозначает гармонию, благопо- лучие, власть, божественную милость. Внутри пирамиды выкрашивались в синий цвет – символ бесконечности, мира, гармонии, чистоты и по- рядка. Из этого становится очевидным, что такие гробницы возводились с целью благополучно отправить душу фараона в загробный мир и ни- спослать на землю благо. Ярким примером античной архитектуры является храм богини Афи- ны – Парфенон архитектора Иктина. Несмотря на масштабы сооружения, храм отличается стройностью и изяществом пропорций. Парфенон имеет прямоугольный план – символ рациональности и правильности, по все- му периметру окружен колоннами, что создает ощущение прозрачности, проницаемости. Ритмичность и игра светотени, создаваемая колоннами, подсознательно вызывает у человека любопытство и желание исследовать. Храм целиком построен из мрамора – гладкая поверхность, светлые от- тенки. Это вызывает ощущение правильности, чистоты и величия [4]. Наиболее известным примером средневековой архитектуры является архитектура Андреа Палладио, а в частности вилла Ротонда. Вилла по- строена в форме античного храма – идеально симметричная, увенчана куполом, имеет четыре фасада с лестницами. В плане можно выявить четыре основные формы: квадрат – символ простоты, правильности, 426 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin справедливости; вписанный в него круг – символ вечности и совершен- ства, вызывает чувство красоты и гармонии; внешний крест – стремление к Богу и вечности, единство жизни и смерти, высшие духовные ценности. Купол, венчающий конструкцию, символизирует гармонию с природой и космосом, связь с Богом. Таким образом, вся конструкция здания на- правлена на духовное равновесие, получение жителями виллы ощущения гармонии, совершенства и душевного спокойствия [4]. Примером современной выразительной архитектуры может послужить творчество Тадао Андо. Музей современного искусства в Форт-Уэрте пред- ставляет собой взаимодействие пяти прямоугольных блоков, создающих эффект ритмичности. Андо пропустил свет через оболочку из стекла и про- емы в бетоне. Кроме того, свет отражается в огромном бассейне воды, порождая красивую игру реальных образов и их отражений. Стеклянные стены музея в Форт-Уэрте создают холодный эффект. Когда бетонная кон- струкция скрывается за стеклянной оболочкой, она мгновенно становится неподвижной, как будто скованной льдом. Стены из стекла словно замора- живают пространство и время, то есть, останавливая время, они превраща- ют мгновение в вечность. Такое сооружение создает ощущение легкости, прямоугольные формы являются интуитивно понятными и близкими чело- веку, но их взаимодействие предает сложности пространству. Игра ритма, света и отражений в воде возбуждают интерес, а прозрачные стеклянные объекты задают ощущение понятности, открытости и доступности [4]. Совокупность значений характеристик пространства можно разде- лить на шесть основных эмоций: страх, неприязнь, грусть, умиротворе- ние, удивление, радость [5]. Таким образом, составляется описание про- странств, вызывающих определенные ощущения у большинства людей: 1. Страх – открытое незащищенное панорамное либо узкое замкнутое пространство туннельной формы с прямыми гранями или в форме куба; слабо освещено или не имеет освещения вообще; преимущественные цве- та – насыщенный красный, черный или темно коричневый; фактура бле- стящая, колючая, холодная (металл, бетон, битый кирпич, рваный камень). 2. Неприязнь – открытое панорамное пустое пространство, глухое тес- ное пространство, многоплановое и бессистемное пространство; форма куба или туннеля, сумеречное освещение; преимущественные цвета – на- сыщенный красный, обильный желтый, болотно-зеленый, обильный ко- ричневый, серый; фактура колючая, холодная, рельефная, вязкая, скольз- кая (рваный камень, штукатурка, бетон, скользкая плитка, глина, резина). 3. Грусть – тесное, глухое, замкнутое пространство, низкие потолки; форма куба, цилиндра, туннеля, тетраэдра; слабая освещенность; преиму- щественные цвета – синий, темно-коричневый, серый, черный, белый; фактура: блестящая, холодная, твердая, монотонная (металл, камень, бе- тон, темное дерево). 4. Умиротворение – досягаемое пространство, широкий обзор, углу- бление в рельефе; купольные и арочные формы, обильный мягкий свет; спокойные, не кричащие цвета: зеленый, синий, бирюзовый, фиолето- вый, светло-коричневый, белый; мягкие, шероховатые фактуры: шерсть, 427 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина рельефное дерево, плетение, ткани, глина, керамика, кость, кованный металл, кирпич. 5. Удивление – высокое помещение с панорамными видами и четкой ритмикой форм, купольные формы; неравномерное затемнение, ритмично падающие тени; цвета, преимущественно, синий, фиолетовые, розовые, белые оттенки; блестящие и неестественные фактуры: металл. пластик, стекло, зеркало. 6. Радость – досягаемое пространство, панорамный обзор, высота, ритмика, динамичность, купольные формы, высокие колонны, арки; яр- кий солнечный свет, четкие контрастные тени либо множество маленьких огней в полумраке; цвета: красный, оранжевый, желтый, бирюзовый, ро- зовый; наличие блестящих, пушистых, переливающихся и матовых фактур (металлы, в т. ч., мех, шерсть, зеркала, цветное стекло, цветная керамика). В ходе исследования были изучены факторы, влияющие на психоэмо- циональное состояние человека. Архитекторам и дизайнерам необходимы знания о влиянии цвета, формы и фактуры в архитектуре, для создания эмоционально комфортной среды для поддержания психологического здоровья человека в условиях быстрого темпа жизни. Список литературы 1. Вольф П.С., Кошелева С.В., Зимич В.В. Проект реорганизации пространства под выставочно-образовательное помещение // Архитектура, градостроительство и дизайн. 2020. С. 2620–2018. [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46289145] (дата обращения: 14.11.22; 11:20). 2. Прокопенко И. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармо- нии. – Litres, 2022. [https://www.litres.ru/iolanta-prokopenko/sakralnaya-geometriya- energeticheskie-kody-garmonii-2/] (Дата обращения: 15.11.22; 15:50). 3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – 1983. [https://djvu.online/file/anGAGAxisyqtw] (дата обращения: 28.11.22; 18:30) 4. Стармер А. Цвет. Энциклопедия, Арт-родник. С. 2005–255. [https://www. labirint.ru/books/82131/] (дата обращения: 22.11.22; 10:20). 5. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры. – Ad Marginem, 2017. [https:// dmitriikuchev.ru/blog/all/gropius/] (дата обращения: 02.11.22; 13:30). УДК 72.036 М. И. Троицкая Научный руководитель – О. И. Явейн Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия О КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В АРХИТЕКТУРЕ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Изобретатель выражения «дом – машина для жизни» Ле Корбюзье (1887–1965) – один из плеяды архитекторов, которые воспринимали про- странство как нечто живое, развивающееся, влияющее на человека, и соз- дающееся под воздействием окружающей среды. Ле Корбюзье телесно ощущал феномен пространства и сопереживал ему. Он посвятил большую часть своей творческой карьеры созданию измерительного инструмента, 428 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin основанного на пропорциях человеческого тела и органицизма 1 , поддер- живающего композицию его проектов, и стремящегося к совершенству идеального пространства. Тело человека и архитектура у Ле Корбюзье ме- ханизированы, что свидетельствует о его глубоко дуалистическом образе мышления. Впервые осознание влияния пространства на тело человека и на его деятельность пришло к нему во время его путешествия на Восток в 1910–1911 гг. Взаимодействие с окружающим он ощущает физически: «Я вошел в храм через ось. И вдруг обернувшись, почувствовал поцелуй от этого места, когда-то предназначенного для богов и жрецов, для всего моря и Пелопоннеса [...] и вдруг две тысячи лет будут упразднены, су- ровая поэзия захватит вас; уткнувшись головой в ладонь, сгорбившись на одной из ступенек храма, вы подвергаетесь жестокому потрясению и начинаете вибрировать» [4]. Пережитые эмоции сопровождали его всю жизнь. Он принимает во внимание то, как человек воспринимает про- странство, которое больше не состоит из череды фиктивных плоскостей, упорядоченных в соответствии с перспективистской идеологией эпохи Возрождения. Витрувианский человек классической эпохи уступает место современному человеку. Ле Корбюзье обратил внимание на это новое ис- следование восприятия. За более чем 50 лет творческого пути Ле Корбюзье открыл и развил несколько приемов и концепций создания пространства, принципов по- строения объема на этом базисе, и применил их на реальных объектах. При этом открывая для себя новый или следующий подход, он не отка- зывался от предыдущих, но развивал новое видение и совершенствовал его. Принципы построения пространства протянулись белой нитью сквозь все его периоды творчества, видоизменяясь и подстраиваясь под новые жизненные и социальные реалии. Один из первых манифестов в карьере Ле Корбюзье, связанный с построением пространства для жизни человека, прозвучал в 1920- е годы. Он известен как «дом – машина для жилья». В оригинале Une maison est une machine а habiter означает «машину для жизни /обита- ния». Если «жилье» определяется в словарях русского языка как «ме- сто, где живут люди», то «жизнь» – более глубокое и философское по- нятие, в своих трудах архитектор рассуждает об органике человеческой жизни. Перевод знаменитого высказывания на английский имеет куда более близкое к оригиналу значение – «Machine for Living» (жизнь, образ жизни). Та же ситуация обстоит и со словом machine, которое во французском имеет значение «устройства» или «механизма». Если соединить воедино элементы концепции с более точным переводом, получится «Дом – это устройство для жизни», выражение с более поло- жительной коннотацией и эмоциональным откликом. Слово «машина» толкуется в словаре как происходящее от латинского и греческого со 1 Органици ́зм – методологический принцип, в соответствии с которым те или иные со- циальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями живой природы, разъясняет специфику публичных процессов и отношений ссылками на закономерности природных яв- лений. 429 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина значением искусства, и хитрости: «устройство, объединенное для полу- чения определенных эффектов». Корбюзье будет возвращаться к духовному измерению «дома», кото- рый должен быть дворцом повседневности, настаивая на его фундамен- тальном антропологическом смысле убежища. Человеку предоставляется благотворная основа для осуществления не только повседневных дел, но и медитативных. В 1925 году Ле Корбюзье подробно описывает свое видение дома, становится ясно, насколько распространенная трактовка его враждебного отношения к окружающей природе и человеку, ока- зывается, далекой от истины и базовой идеи архитектора. «У дома два предназначения. Это прежде всего устройство для жизни, т. е. маши- на, предназначенная для того, чтобы оказать нам эффективную помощь в быстроте и точности в работе, прилежная и внимательная машина для удовлетворения потребностей тела: комфорт. Но это также полезное ме- сто для медитации и, наконец, место, где существует красота и приносит духу необходимое для него спокойствие. Все, что касается практических целей дома, привносит инженер; что касается медитации, духа красоты, царящего порядка (и который будет опорой этой красоты), привнесет архитектор», – Ле Корбюзье подчеркивает, задача архитектора – создать комфортное пространство для человека, который будет проводить в жи- лище много времени [1]. Позже, в 1948 году, Корбюзье возвращается к идее 20-х – комфортной рутине в течение суток, машинизирования жилища не во враждебном смысле, а в виде оптимизации процессов и возможности человека по- свящать больше времени любимым делам. «Речь идет о поведении чело- века в окружающей его среде, созданной космическими и природными законами, которая является подлинным ключом к нашему поведению: хочу сказать о «24-часовом солнечном дне», эта альтернатива, обеспечи- вающая меру всех наших дел. Если планы, которые мы разрабатываем, не будут удовлетворяющими в течение этого часового периода, недомогание начнется на следующий день, вся жизнь будет поглощена дисбалансом, это приведет к прогрессирующему дефициту, жертвой которого снача- ла станет моральное существо, а затем физическое существо, постепенно склоняющееся к разочарованию и вырождению, что приведет к потере энергии у общества». В 1950 году он опубликовал книгу под названием Le Modulor, где описал исследования по созданию универсальной системы измерения, основанной на пропорциях тела человека ростом 1,83 метра. Модулор – инструмент, который определяет подходящие размеры для проектирова- ния архитектурных пространств: 2,26 метра (человек с поднятой рукой), 1,13 метра (высота на уровне солнечного сплетения) и т. д. Если «овладе- ние пространством – первичный жест живого, людей и зверей, растений и облаков, фундаментальное проявление равновесия и длительности. Пер- вое доказательство существования – занимать место», то создание идеаль- ного корбюзианского человека – оптимальная возможность генерировать будущие пространства [3]. 430 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Для него это вопрос привязки пропорций архитектурных пространств к пропорциям человеческого тела. С помощью Модулора, Корбюзье избегает чисто интеллектуального выбора для проектирования про- странств, размеры которых оцениваются телесно – руками, телом, взгля- дом [5]. Связывая архитектурное пространство и человеческий масштаб, «Модулор удерживает меня в продолжении моих конечностей, я остаюсь в своей вселенной» [5]. Целью Ле Корбюзье является создание гармонич- ных пространств и достижение совершенства того, что он называет «не- сказанным пространством»: «Пропорция – вещь невыразимая. Я изобре- татель выражения «несказанное пространство», являющееся реальностью, которую я открыл по пути. Когда работа достигает максимальной интен- сивности, пропорции, качества исполнения, совершенства, возникает фе- номен несказанного пространства: места начинают сиять, физически, они сияют. Они определяют то, что я называю «несказанным пространством», то есть, зависящее не от размеров, а от качества совершенства: оно на- ходится в области невыразимого» [5]. Очищение тела до состояния машины перекликается с очищением архи- тектурных пространств, за которое выступал Ле Корбюзье, особенно в начале карьеры. Функциональность архитектуры позволяет архитектору освободить жителей от материальных ограничений. Он убирает лишнее и освобождает тело от лишних действий. Повседневные жесты ограничиваются необходи- мым: «Жесты будут быстрыми и точными [...] Это сэкономленные минуты каждый день; драгоценные минуты [1]. Очищенное архитектурное простран- ство способствует ясности ума и побуждает к медитации и поэзии». У Ле Корбюзье дистанция между телом и окружающей средой слож- нее, чем кажется. Более конкретно, к обнаружению дуализма можно до- бавить два нюанса. Во-первых, хотя Ле Корбюзье и машинизировал тело, он предусматривал тело в движении, которое связало его с архитектурным пространством. Способ постижения пространства колеблется у Ле Кор- бюзье между восприятием и чувством и стремится выйти за пределы объ- ективации между субъектом и объектом. Отношения между телом и про- странством не ограничиваются ни метрическими, ни математическими отношениями. Через движение тело вступает в связь с пространством. Тема «архитектурной прогулки» известна в творчестве Ле Корбюзье и по- казывает важность маршрута и пространственно-временного измерения для архитектора. Его реализованные объекты непонятны без рассмотрения движения тела в архитектуре. Второй нюанс, который остается добавить к этому дуализму, относится к способу восприятия пространства телом. Корбюзианское тело находится в напряжении с пространством. Преоб- ладание визуального, таким образом, уравновешивается другими чувства- ми, которые занимают все больше места на протяжении всей карьеры Ле Корбюзье, например, тактильным измерением руки, а также акусти- ческим измерением архитектуры. В его так называемый «акустический» период 50-х гг. Корбюзье все чаще изображает на полотнах большие уши, которые становятся навязчивым мотивом, потому что «он хочет, чтобы пространство резонировало». 431 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина Понятие «несказанного пространства», впервые упомянутое в 1945 году, описывает явление, тесно связанное с «визуальной акусти- кой» и интуицией. Оно направлено на осмысление вершины эстетиче- ского, духовного опыта, которому подвержена архитектура. Выбранное для будущего объекта место обладает эмоциональным потенциалом, кото- рый нуждается в проявлении архитектурой. Окружающая среда участвует в процессе формирования объекта, как поэтическое явление, как база непроявленных архитектурных начинаний. Объект тоже влияет на про- странство, происходит взаимовлияние. В «несказанном пространстве» соединились поиски архитектора, начавшиеся с посещения Акрополя и длившиеся на протяжении десятилетий, и ключевые явления, влияющие на создание будущих архитектурных объектов. «Несказанное пространство» – вершина архитектурного искусства как поэзии отношений, которые мы переживаем во время «архитектурной про- гулки». Ле Корбюзье очарован отношениями между архитектурой и местом, построенной реальностью и ее средой. Одной из констант, которые от- личали его архитектуру с наибольшей интенсивностью, была, несомненно, его безусловная любовь к природе и ландшафту. Его работа представляет собой один из самых трогательных и глубоких диалогов между архитекту- рой и природой, и достаточно посетить здания Ле Корбюзье, чтобы с без- упречной точностью ощутить красоту мест, в которых эти здания располо- жены. Если архитектура является «машиной для жизни» в той же степени, что и «машиной для движения», отсылка к «машинизации» никогда не противоречит центральному месту, отводимому природе. Архитектура не противостоит и не отличается от своего места, напротив, природная среда кажется частью архитектуры и участвует в эмоциях, испытываемых при столкновении с произведениями невыразимого совершенства. Из взаимоотношений окружающей природы и процесса создания архи- тектурного объекта выявляется еще один важный феномен, помогающий Ле Корбюзье выстроить пространство – «четыре горизонта». Для архитек- тора опорные точки пространства выражаются в линии горизонта. Под «горизонтами», влияющими на формы сооружений, понимаются четыре природных вектора, находящихся в природе и сжимающие пространства своей энергией. В процессе «сдавливания» и борьбы внешнего и внутрен- него природа создает архитектурный объект. К 1950-м гг. Ле Корбюзье выбирает принцип «четырех горизонтов» для построения пространства как один из основных. Двумя главными постройками, созданными че- рез проекции окружающего мира, становятся капелла в Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1955) и монастырь Ля Туретт (1961). Реконструкция капеллы стала первой религиозной постройкой Ле Корбюзье. Будучи атеистом, он согласился, очарованный красотой места: «Я никогда не строил ниче- го религиозного, но, когда оказался перед этими четырьмя горизонта- ми, я не мог больше колебаться». Корбюзье будто отдал самой природе весь процесс зарождения архитектурной мысли: «Абсолютно свободная архитектура. Единственная программа – организация мессы. Обязатель- ный элемент этого архитектурного решения – пейзаж, раскрывающийся 432 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin на четыре горизонта. И именно он влияет на архитектуру. Истинное чудо «зрительной акустики». Зрительная акустика, выраженная в формах. Фор- мы как бы излучают звуки или тишину; одни говорят, другие слушают». Архитектор придает акустическое измерение виду на горизонт: «Роншан – ответ на ландшафт, на четыре горизонта. Это акустический феномен, ви- зуальный феномен акустики или визуальной акустики» [3] (рисунок). Схема воздействия 4-х горизонтов на фасады часовни в Роншане, схема автора В работе над монастырем Ля Туретт горизонт описан архитектором как инструмент процесса проектирования. «Как и в Роншане, речь шла о программе для сердца и тела в человеческом масштабе. Места дикто- вали архитектуру. Местность была сложной: крутой склон, спускающий- ся к открытой равнине, окруженной лесами. Здание спроектировано на верхней кромке склона: композиция начинается линией крыши, большой общей горизонтальной линией, заканчивается уклоном земли, на который конструкция опирается с помощью свай. От горизонтали вершины зда- ние определяет свою организацию по спуску: сверху вниз», – описывает Ле Корбюзье главную идею здания. Ощутив впервые мощь воздействия пространства на состояние чело- века в 1911 году в Акрополе, Корбюзье посвятил свой творческий путь осознанию пространства как основы построения архитектуры. В 1920-е гг. 433 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина он предложил «машинизацию» и «оптимизацию» жилища с целью улуч- шения жизни человека и повышению уровня комфорта и счастья про- живающих в нем. В 1940-е он увлекается поиском внеземного, сложно объяснимого – концепции более сложной, нежели просто «красота» архи- тектуры, – феномена «несказанного пространства». Оно играет централь- ную роль в теоретическом устройстве Корбюзье, поскольку концепция синтезирует все его духовные устремления в архитектуре. Модулор, впер- вые описанный в 1950-м году, становится одной из главных концепций и базисом построения пространств сооружений. Капелла в Роншане и мо- настырь Ля Туретт становятся результатом квинтэссенции всех найденных Ле Корбюзье методов построения пространства. Список литературы 1. Le Corbusier. Almanach d’architecture moderne. Paris: Crиs, Collection de l’Esprit Nouveau, 1925. 101, 132 p. 2. Le Corbusier. L’espace indicible, Paris, L’architecture d’aujourd’hui, 1945. 3. Le Corbusier. Le Modulor. Paris: Denoлl Gonthier, 1977. 18, 32, 63, 204 p. 4. Le Corbusier. Le Voyage d’Orient. Paris: Les Йditions Forces Vives, 1966. 42, 45 p. 5. Le Corbusier. Un couvent de Le Corbusier. Paris: Les Йditions Forces Vives, 1961. 54 p. УДК 72.01:502 О. А. Трыханова Научный руководитель – Т. Б. Ефимова Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия БИОНИКА В АРХИТЕКТУРЕ Введение Природа – это мир, который нас окружает, все, что мы видим, слы- шим, используем в процессе жизни и труда. Природа находит способ при- способиться к изменениям окружающей среды, в том числе вызванным изменением климата. Природа – источник силы, здоровья и вдохновения. Искусство – одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствоз- нания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения вну- треннего и внешнего мира. Следовательно, искусство – творческая деятель- ность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. Архитектура – это древнее искусство проектирования и строительства разнообразных зданий. Она одновременно является сложной научной дисциплиной, которая решает задачи создания пространственной среды для комфортного проживания людей. Построенные объекты должны со- ответствовать прямому назначению и приносить пользу человеку. К зда- ниям и сооружениям также предъявляются многочисленные технические и эстетические требования. Они должны быть прочными, долговечными и иметь красивый внешний вид. Эти три определения можно объединить одним словом-бионика. 434 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Архитектурная бионика Архитектурная бионика – новое явление в архитектурной науке и прак- тике. Имеющийся практический опыт в этом направлении у нас и за ру- бежом открывает широкие горизонты решения различных интересных архитектурных проблем с помощью патентов живой природы. Здесь и воз- можности поиска новых, функционально оправданных архитектурных форм, отличающихся красотой и гармонией, и создание новых рациональных кон- струкций с одновременным использованием удивительных свойств строи- тельного материала живой природы, и открытие путей реализации единства конструирования и создания архитектурных средств с использованием энер- гии солнца, ветра, космических лучей. Но, пожалуй, наиболее важным ее результатом может быть активное участие в создании условий сохранения живой природы и формировании гармоничного ее единства с архитектурой. Потребность человека в природной гармоничной среде особенно очевид- на в архитектуре, где многие конструктивно-тектонические системы: балки, колонны, плиты, рамы, складки, оболочки-скорлупы напоминают корни, ветви, стволы, листья растений, скелеты и панцири животных, строение че- ловеческого тела. Появилось новое направление в архитектуре – «природ- ное» проектирование, где природный ландшафт остается нетронутым, а само здание подстраивается под климатические и естественные условия. Бионика проявляется в нескольких аспектах: ● конструктивно-тектоническом (изучении конструктивных систем и принципов устройства живых организмов и растений); ● климатическом (изучении реакции природных форм на климат и ис- пользовании их в архитектуре); ● эстетическом (исследовании эстетических свойств природных и ар- хитектурных форм) и других. В архитектуре бионическая практика породила новые конструктивные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении, также оригинальные по своим эстетическим качествам. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт Известным представителем данного направления считается американ- ский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В постройки Райта производят впе- чатление буквально рожденных местностью. Он считал, что здание долж- но быть рождено местностью, на которой оно строится, что архитектор должен проектировать, учитывая конкретные условия участка, его разме- ры и рельеф, ориентацию, климат, геолого-почвенные данные, раститель- ность, водоемы, а также эмоциональный фактор – ассоциации и образы, вызываемые данной местностью. Одно из знаменитых его зданий – Дом над водопадом (рис.1, цветная вкладка). Особое расположение здания создает впечатление, будто оно парит над бурлящим водопадом. Архитектор стремился к тому, чтобы будущий дом стал частью ландшафта, и, чтобы не было срублено ни одного дерева при строительстве дома. 435 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина В этом проекте Райт сделал акцент на взаимопроникающих простран- ствах дома, которые символизируют гармонию человека с природой. Цве- товая гамма дома имеет светлые тона. Как и в других своих проектах, Райт избегал глухих стен и установил прозрачные ширмы, благодаря которым из любой точки дома открывается живописный вид на местные красоты. Кроме того, Райт не использовал штукатурку внутри дома, а чтобы скрыть каменные стены и железобетон, применил обшивку из дерева. Примеры зданий Существует множество примеров «природного» проектирования. Например, в Великобритании находится комплекс «Эдем» (рис.2, цвет- ная вкладка). Каждая полусфера состоит из отдельных фрагментов – правильных многоугольников, что со стороны напоминает пчелиные соты. В основном, использованы шестиугольные фрагменты – гекса- гоны, но есть пятиугольные – они необходимы для создания сфери- ческого закругления – и треугольные в нижней части сфер. В верхней части куполов предусмотрены автоматически открывающиеся окна для проветривания. Купола крытых биомов построены по совершенно новому принципу. Каркас куполов выполнен из полых металлических труб диаметром 193 мм. Он оплетает купол подобно паучьей сети. Покрытие полусфер – многослой- ная прозрачная фольга из сополимера этилена и тетрафторэтилена (ETFE), экологически чистый материал, который по окончании срока службы быстро разлагается и не загрязняет почву. Пленочное покрытие ETFE пропускает полезный для растений ультрафиолет, при этом весит в 100 раз меньше стек- ла и вдвое дешевле него. Применение этого материала позволило облегчить каркас и снизить вес всей конструкции в десятки раз. Для создания оранжерей недостаточно было построить купола. Вы- работанный карьер представлял собой пустошь без плодородного слоя. С целью создания плодородной почвы в старый карьер было завезено 2 млн тонн компоста. Внутри куполов создан рельеф, имитирующий естественную среду климатической зоны. Проект «Эдем» – это не про- сто сад или оранжерея для выращивания растений. В биомах созданы естественные условия для растений из разных уголков планеты, включая температуру и влажность, освещенность и состав воздуха. Микроклимат поддерживается в автоматическом режиме. Также в качестве примера можно представить башню в Лондоне – абашня «Мэри-Экс, 30». Ироничные лондонцы считают, что она напо- минает больше огурец или корнишон – за характерную форму и зелено- ватый оттенок стекла, отсюда и появилось название. Само здание было вдохновлено совсем другим природным объектом – морской губкой, которая называется – корзина Венеры. Подобно морской губке, которая пропускает морскую воду через свое тело, «Огурец» использует аналогичную систему естественной вентиля- ции, где свежий воздух движется по спирали, уменьшая необходимость пользоваться кондиционерами и центральной системой отопления. 436 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Форма здания дает возможность использовать максимум естественного света во всех помещениях. В итоге уменьшается потребность применять искусственное освещение. Помимо этого, форма здания позволяет на- блюдать вид города со всех сторон. Также аэродинамическая форма небоскреба минимизирует завихрения воздуха, что увеличивает комфорт пешеходов и улучшает качества воздуха в окружающем районе. Небоскреб удивляет своей необычной конструкцией. Он строился с учетом законов аэродинамики. Конструкция в форме «боба» устойчива к ветровым нагрузкам, следовательно снижает нагрузки на стены, осво- бождает большие пространства внутри здания и даже позволяет открывать окна небоскреба. Кривизна спиралей, устремляющихся ввысь, придает небоскребу пространственную динамичность. «Огурец» – одно из первых экологически чистых зданий в британской столице, так как в его помещениях тратится в два раза меньше энергии, чем в традиционных офисах (рис.3, цветная вкладка). Заключение Архитектура является одним из важных элементов жизни человека. Бионическая архитектура – это здания, которые едины с природой и не вступают с ней в конфликт. Дальнейшее развитие бионики предполагает разработку и создание энергоэффективных и комфортных зданий с неза- висимыми системами жизнеобеспечения, где при строительстве использу- ются экологичные материалы и строительные конструкции. Список литературы 1. Фрэнка Ллойда Райта. Будущее Архитектуры. 2. https://losko.ru/frank-lloyd-wright. 3. https://teplica-exp.ru/proekt-yedem. 4. Лебедева Ю.С. Архитектурная бионика. 1990. 5. https://masterok.livejournal.com/29642.html. УДК 72.03 М. Е. Фадеева Научный руководитель – О. В. Королева Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ В РЕСПУБЛИКАХ СССР На сегодняшний день в современном российском проектировании ар- хитекторы все чаще используют этнические элементы декора или вариан- ты объемно-планировочных решений для создания уникальных сооруже- ний. Этот стилистический прием берет начало из эпохи Светского Союза. Национальная и региональная архитектура СССР была крайне оригиналь- на и вносила яркий акцент в среду типовой городской застройки. 437 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина Целью исследования является выявление влияния этнических черт на формирование архитектурного облика СССР посредством решения ряда поставленных задач. Требуется определить факторы, способствовавшие распространению региональных и национальных элементов в советских архитектурных решениях. Обозначить предпосылки, возникшие как на го- сударственном уровне, так и сформировавшиеся на территориях республик, входивших в состав страны. Провести анализ национальных черт в архи- тектурных сооружениях на примере проектного опыта Советского Союза. В самом начале становления СССР советские архитекторы находи- лись в попытках создать свой собственный язык архитектуры, который олицетворял бы собой идеологию и суть нового государственного строя. Становление стиля проходило сразу в нескольких направлениях: неоклас- сика, эклектика, а также авангардные и неизвестные ранее конструкти- визм, рационализм, романтизм, функционализм. Сторонниками авангарда в архитектуре ставилась важная задача. Их целями стали проектирование новых типов сооружений для социальных нужд населения и разработка уникального образа страны [1]. Как писал советский и российский искусствовед, архитектор, и иссле- дователь в этих направлениях – Селим Омарович Хан-Магомедов, |