Татлин_2023_1111. Е. Г. Лапшина (главный редактор)
Скачать 7.02 Mb.
|
Российской Федерации Рис. 2. Поселения мордвы на территории Пензенской области вблизи рек Мокша, Сура, Волга Главным строительным материалом являлось дерево. В это вре- мя основным жилищем была курная изба, топившаяся печью без тру- бы, по-черному, затем курные избы начали заменяться белыми (с топ- кой по-белому, т. е. печь была с трубой) и лишь в конце I тыс. н. э. они стали заменяться наземными бревенчатыми срубами – избами (рис. 3). 383 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина До начала ХХ века они строились без фундамента, лишь под углы дома ста- вились столбы. Наиболее распространенной была рубка в «простой угол» или «в обло». Сруб состоял из 14–16 венцов. Пол настилался так, чтобы могло образоваться подполье, крыши домов покрывались дранью, корой и соломой. Избы имели двураздельную планировку – изба + сени. Справа или слева от входа в дом располагалась печь, ее устье (топка) обращалось к передней сте- не (рис. 4). По диагонали от печи находился красный угол. Здесь стоял стол с двумя прикрепленными к стенам лавками. Под потолком над входом, от печи до боковой стены устраивались полати. По боковым и передней стенам дома, выше окон, прикреплялись полки, служившие для хранения мелкой домашней утвари и посуды. Стены и потолок не оклеивались. С дальнейшим разрастанием хозяйства или увеличением членов семьи пристраивались до- полнительные объемы. Элементы конструкции избы позволяют достраивать или разбирать элементы, не изменяя всю конструкцию [2]. Рис. 3. Наружный типовой вид избы и инвентарь крестьянина Герасимова. с. Успенское Мокшанского уезда. 1923 г. Из фондов ПГОКМ Рис. 4. Внутренний вид избы крестьянина Сарайкина с. Пазелки, Городищенский уезд. Из фондов ПГОКМ 384 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Отметим, что размеры, архитектурные украшения, планировка и вну- треннее убранство определялось не только традицией, но и экономиче- скими возможностями семьи, размещение поселений на местности, тип заселения определялись природными условиями края, особенностями хо- зяйства и историческими традициями [4]. Таким образом, были выявлены основные факторы, повлиявшие на формирование жилища народов мордвы Пензенской области, такие как, природные условия, преобладающие занятия и направления хозяйства, имущественные и классовые отношения, формы семейного быта, обще- ственные обычаи и традиции, эстетические представления мордовского народа. Все это имеет отражение как в планировочной структуре населен- ных пунктов, так и в архитектуре традиционных жилищ. Список литературы 1. Первушкин В.И. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Про- шкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова. Пенза, 2010 (дата обращения: 01.11.22; 12:00). 2. Белорыбкин Г.Н. Жилище русское / Пензенская энциклопедия. М.: Научное из- дательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 (дата обращения: 26.11.22; 14:50). 3. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М.В. Леоне- не, И.Л. Черня. Москва, Стройиздат, 1984 (дата обращения: 05.11.22; 19:20). 4. Карташова К.К. Формирование архитектурно-планировочной структуры го- родского жилища на социально демографической основе: автореф. дис. … д-ра архитектуры / К.К. Карташова. М., 1986 (дата обращения: 01.12.22; 17:00). 5. Народы России. Этнография восточных славян: очерки традиционной куль- туры. М., 1987 (дата обращения: 01.12.22; 11:30). УДК 72.01 С. И. Семенов Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород, Россия ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ФЕНОМЕН МЕСТА: GENIUS LOCI Дух места – не является дословным переводом Genius Loci, но близок к нему: Genius Loci с латинского – гений места, иначе дух покровитель. Глубокое изучение понятия Genius Loci в контексте своей эпохи пока- зывает, насколько сильно смысл его отличается от Духа места. Genius Loci – несёт в себе и «дух» и «место», иначе «характер» и «простран- ство». Потому начать изучать концепцию Феномена места я хочу начать с античного Genius Loci. Сервий, комментарий к «Георгикам» Вергилия, I, 302: «Гением древние называли природного бога каждого места или вещи, или человека». Гений места – дух места, дух-хозяин – существует много иных имен этого кон- цепта в разных культурах, который мы можем увидеть в прошлых тради- циях различных культур. В Римской империи это были антропоморфные существа, их атрибутом были фиал и рог изобилия. Такая группа представ- ляла собой одно целое: момент жертвоприношения, обряда, результатом которого было получение защиты, помощи или приобретение благ. 385 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина Locus имеет индоевропейское происхождение, его идея сводится к выделенности, подготовленности места, в данном случае это про- странство как нечто осмысленное и выделенное, как своего рода прото- структура, служащая для того, чтобы либо разместить в ней нечто, либо сама по себе являющаяся некоторой упорядоченной единицей. Поэтому в словах Genius Loci заключено конкретное выделенное пространство, обладающее собственной логикой и смыслом, в котором пребывает осо- бый обобщенный субъект. Наличие в месте предметов для ритуала означает одновременно свой- ство genius, как сакрального присутствия и также свойство locus, как выде- ленной и сакральной территории. Не каждое пространство есть locus, чтобы стать им, территория должна быть «обставлена», подготовлена, «упорядо- чена», ей должен быть придан статус структуры с организацией, смыслом и логикой. В таком случае в пространстве и дает знать о себе как сущность genius (дух). Существует интерпретация концепции Genius Loci как некоего цельного, и значение обоих слов, его составляющих, выводится исходя из цельной семантики. Locus становится самим собой только в присутствии genius, и напротив – genius проявляет себя только в контексте locus; оба слова семантически утверждают друг друга и поясняют. Приведенное описание – один из примеров трактовки этой концеп- ции. У различных народов было своё понимание Genius Loci. Говоря о концепции духов-хозяев у народов северо-восточной Евразии, этнолог Лот-Фальк использовал термин «евразийский феодализм». Мир природы представляет собой феодальную страну, где все места и вещи, к ним от- носящиеся находятся в ведении определенной духовной сущности. Аутен- тичным место становится, если есть его хозяин. Ручьи, озера и источники охранялись духами воды, пещеры и горы духами земли. Существует до- статочно много легенд, поверий и сказок, в которых древние люди верили в духов места и поклонялись им. Genius loci были богами для древних людей и управляли священными местами. В качестве примера верований в духов возьмем европейские культуры. Один из самых старых языческих культов – друиды древней Британии, они поклонялись старым богам в рощах деревьев, где происходили их собрания. Природа была для них храмом, сами деревья были объектами поклонения. В языческие святые дни деревья украшали лентами, а у подножия деревьев оставляли подношения. Кельты также верили, что в деревьях есть духи, и потому известно семь священных кельтских деревьев: дуб, ясень, бузина, тис, ольха, орешник и яблоня. Предполагается, что само слово «Друид» происходит от греческого слова, означающего дриада – дух дерева. Каждая священная река, источник, гора или роща деревьев были населены духами места, поэтому genius loci были обожествлены. У древних греков и римлян примеры поклонения духам места можно увидеть в произведениях искусства на стенах их домов. Считалось, что эти домашние духи – духи места, принятые в дом. Римляне их называли Ла- рами – хранителями священных мест, домашнего очага и дома. Древние римляне проводили фестивали, чтобы отпраздновать и почтить различные 386 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Lares, в том числе фестиваль Compitalia. Были лары для рек, городов Рима, перекрестков, мореплавателей, дорог, полей и много других. Норвежцы также почитали Genius Loci. Их духи были описаны в са- гах – это были духи земли: гномы, великаны, эльфы и другие существа, защищающие горы, скалы, холмы и священные леса. Скандинавский на- род испытывал сильные чувства к своим духам места, что нашло отраже- ние в законах тех Темных веков, который гласил, что любая лодка, вхо- дящая в порт, должна снимать любые вырезанные головы дракона перед выходом на берег, чтобы не злить местных духов-хранителей земли. История, легенды и мифы полны различных существ всех видов во всех культурах. Эти создания – воплощения духов-хозяев и хранителей священ- ных мест и природы в дохристианское время. С утверждением Христианства языческие создания, духи мест стали демонизироваться Церковью и унич- тожаться (например, в сказках о святых и христианских рыцарях, которые побеждают великих драконов, защищающих сокровища – или же иначе свя- щенные места). Концепция Genius Loci стала со временем исчезать из жизни людей, чему способствовала как религия, так и государственность. Между духами-хранителями рек, лесов, долин, ущелий, гор, озер и т. д. существовала определенная иерархия, схожая с иерархией в государствах. Так люди жили внутри духовного «государства», взаимодействуя с ее уров- нями, через подношения даров и жертвоприношения, соблюдая законы и порядки природы (лесов, гор, озер и т. д.). При становлении государств «феодализм духов» переходит в феодализм государственный, и аристокра- ты становятся зримым выражением духов-хозяев. Отныне дары и жертвы (налоги и подношения) приносятся людям – аристократии, которая вла- деет землями. При этом в сознании населения, элита, вставшая на место духов-хозяев, продолжает быть сакральной, на этом и строится ранговая система, приписывающая верхним уровням духовные и божественные свойства. В Римской империи этому придали правовое выражение, ото- ждествив с Императором «высшее божество» Империи, которому подчи- нялись отдельные духи места. При Императоре Августе был создан культ genii loci – соотнеся его с частями государства и переименовав в genii Augusti, иначе говоря, подчинив духов места сакральной воле Императора, который стал духом, а местом была вся Империя. При этом структура мира духов воспроизводила римский государствен- ный порядок. Иерархия духов места распространялась на жилища, нахо- дящиеся под покровительством пенатов и лар, для которых устраивались специальные святилища в доме. Уровнем выше в иерархии шли «жертвен- ные лары». Между духами места и «высшими» божествами существовала следующая иерархия: римские божества считались духами высшего стату- са, и им были подчинены низшие духи. Внутри самой Римской империи также концепция Genius Loci имела отличия в зависимости от периода империи и от распространения тех или иных взглядов. Многие философы и школы древности описывали концеп- цию, и у каждого было своё восприятие и описание Genius Loci. Напри- мер, неоплатоники имели следующий взгляд: в месте находится явление, 387 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина что-то, имеющее жизнь, силу, форму, власть, и в максимуме сознание. Иначе трактуя, место всегда есть место для чего-то. Мавр Сервий писал: Nullus enim locus sine genio est – нет такого места, у которого не было бы духа (гения). У Аристотеля идея места, которое должно содержать вещь, получила ещё большее развитие: он отвергает платоновскую χόρα, суще- ствующую вне зависимости является ли она пустой или полной; толь- ко вместо «духа» Аристотель ставит вещь, иначе явление. В концепции платоников акцент направлен на действенное присутствие идеи в вещи (у Аристотеля είδος), и в таком контексте, возможно отождествить сущ- ность вещи (или же эйдос) с её «даймономом». И следом даймоны мест и вещей собираются в иерархии – до высших богов, в которых содержит- ся Логос мира, Император эйдетический. Поэтому locus является по су- ществу сложным и многогранным понятием, так как в нем сосредоточено одновременно присутствие вещи и ее духа. И такой locus представляет собой комплексную структуру, где наличие становится выражением слож- ной диалектики присутствия. В связи с этим genius следует воспринимать сложным многозначным комплексом. Присутствие многомерно, полива- лентно и диалектично. Поэтому духи места могут вести себя по-разному: предстают возможностью или опасностью, прибавлением или вычитани- ем, обретением или пропажей – и в апогее жизнью или смертью. У платоников существующим признается то, что содержит в себе силу, могущество, а это и есть изначальное значение греческого понятия δύναμις (способность). Эта сила – это то, что содержится в locus и является ду- хом места, его силой. Есть только то, что наделено силой и возможно- стью действовать или страдать. Поэтому место никогда не бывает пустым (Nullus enim locus sine genio est). Если такое место было полностью ли- шено силы, оно не могло бы ни действовать, ни воспринимать действия, и как следствие, по Платону, его не было бы, оно не было бы «сущим местом». Место делает существующим пребывающий в нем дух, как сила, как присутствие. В таких рассуждениях постепенно концепция Genius Loci приобретает все более онтологическое и философское содержание. В заключение подведу итог изучения концепции Genius Loci: глу- бинный истинный смысл её был постепенно и необратимо вытеснен из нашего бытия ещё в Средние века. В наш век высоких технологий: ней- росетей, искусственного интеллекта и метавселенных нет места для дра- конов, дриад, гномов, ларов и прочих духов, являвшихся духами мест, духами-хранителями, хозяевами и воплощениями своих мест. Потому можно сказать, что концепция Genius Loci в её исходном виде отвер- гнута цивилизованным обществом: так как никто сейчас не проводит ритуалы, не содержит алтари, не задабривает и не изгоняет духов. Ис- ключение составляют разве что племена в глухих лесах Амазонки или на отдаленных островах Океании, изолированных от цивилизованного мира. Концепция Genius Loci практически безвозвратно утратила своё первоначальное значение и в том или ином виде продолжила своё суще- ствование, изменившись вслед за обществом и став более понятным для нас духом места, но уже без Духа места. 388 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Список литературы 1. О феномене, структуре и духе места у К. Норберг-Шульца. – URL: http:// archvestnik.ru/2008/09/02/o-fenomene-strukture-i-duhe-mesta-u-k-norberg-shulca/ (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный. 2. GENIUS LOCI. – URL: https://www.geopolitika.ru/article/genius-loci-chast-1 (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный. 3. Genius Loci: The Ancient Worship of Spirits of Place or Land Spirits. – URL: https://otherworldlyoracle.com/genius-loci/ (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный. УДК 72.01 С. И. Семенов Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород, Россия ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ФЕНОМЕН МЕСТА: «ДУХ МЕСТА» Место – это фрагмент пространства окружающей среды, имеющий определенную атмосферу (характер). При этом в обычной жизни атмосфера имеет вторичное значение, отсекается и место трактуется в количествен- ном, функциональном смысле, с таким подтекстом, как пространственное распределение и придание необходимых размеров. Есть конкретное место, с определенными размерами, находящееся в системе других мест, и для каждого места свое здание, свой тип зданий или функция зданий. Дух, атмосфера, характер места – в одно и то же время это означает и более общее, и более конкретное понятие, чем «пространство». Харак- тер определяет единую всеобъемлющую атмосферу, и в тоже время кон- кретную форму и вещественность элементов пространства. Разные задачи и функции требуют своих мест с разным характером. Место определено атмосферой и подходит для определенного воздействия и использования при этом феномен человеческого места переворачивает систему, и дей- ствия человека начинают определять характер места. Жилище строится «защищающим», офис – «практичным», клуб – «праздничным», а цер- ковь – «возвышенной». Так мы подходим к идее, что характер может быть заложен, а может быть создан. Человеческая деятельность и сознание создают место. Но это только часть бытия, так как существует обоюдная обусловленность объекта местом, а места объектом. Человек не только воспринимает место, но и влияет на него. Место не постоянно, оно изменяется, иногда быстро, иногда очень медленно и зависит от времени года, дня, погоды и многих других аспектов. У всех мест есть характер, который является основой, «данной» нам. Это является одним из главных отличий человека от животных: мы можем осознавать мир вокруг себя и преобразовывать его в том или ином ключе, положительно влияя на место, нейтрально или отрицательно. Кристиан Норберг-Шульц писал, что древний человек знал, насколько важно приспособиться к духу того места, в котором проходит его жизнь. Для него окружающая среда была полна смысла, он воспринимал свою среду состоящей из определённых отличительных качеств; и в частности 389 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина считал, что величайшей экзистенциальной значимостью обладало согла- сие с Духом Места, где протекала его жизнь. Современный человек идёт по иному пути: «В последние десятилетия окружающая среда стала не только объектом загрязнения и наступления городов, но также лишилась качеств, которые вызывают у человека чувство принадлежности и един- ства с ней. Результатом стало распространение ощущения «бессмысленно- сти» жизни и чувства отчужденности», которое обусловлено в первую оче- редь утратой человеком ощущения единства с природой и рукотворными предметами, составляющими его окружение, и она усиливается многими современными зданиями, которые строятся словно «в пустоте», без при- вязки к окружению. Как подтверждение можно привести в пример здания эпохи модер- низма, которые строились без привязки к конкретному месту. Мы можем спокойно взять виллу Ле Корбюзье и переместить в любое другое, и она останется самой собой. Напротив, архитекторы эпохи пост-модернизма проявляли интерес к месту и их постройки имели адресный характер. Внутри рассматриваемой архитектурной области выделяется понятие «ар- хитектура места» как географического и временного контекста. И хотя приверженность Месту провозглашали многие архитекторы, но немногие на практике приблизились к феноменологической укоренённости объекта в среде, какую демонстрируют, например, «Дом над водопадом» Ф. Рай- та или «Часовня на воде» Тадао Андо. В том случае, когда авторский архитектурный замысел не просто отражает определенные особенности сложившейся традиционной архитектуры, но может проникнуть глубже, соприкоснуться с духом места, то она обогащает его новым культурным значением, индивидуальным и современным. При этом усиливая и под- черкивая уникальность самого Места и его положительную энергетику. Дом Ф. Райта и часовня Т. Андо, Афинский Акрополь, монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции, церкви в Кижах в Карелии – редкие прекрасные примеры, как гармонично могут существовать природа-ме- сто и архитектура, и их можно встретить по всему свету, в разных эпо- хах и культурах, у разных народов мира. Не удивительно, что примеров положительного влияния человеческих построек на Места так мало, всё потому, что, Дух места, «характер» места требуют от архитектора особой природной чуткости и профессиональной образованности. «У всего должна быть причина или смысл, у каждого действия, если смысла нет, то лучше вовсе ничего не делать!». А для того, чтобы иметь этот смысл, архитектурный объект должен находиться в пропорции и гар- монии с самим собой и с окружающей его средой. Когда человек видит смысл в окружении, то он чувствует себя дома. Смысл – лишь произ- водная психики, зависящая от идентификации личности, и предполагает чувство «принадлежности». Поэтому смысл определяет фундамент нашей жизни и выражается в виде одной из потребностей человека – потреб- ности ощущать смысл существования. Для людей древности роль Места была велика, в прямом и перенос- ном смысле. Места были центрами силы и притяжения, люди тянулись 390 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin к ним и сооружали алтари, храмы, гробницы, замки, столицы, обсервато- рии, святилища, захоронения. Человек, по сути, подражая природе, стал сам создавать Места силы, стал создавать смысл мест. Например, всемир- но известный мегалитический комплекс Стоунхендж по разным версиям был обсерваторией, алтарем и захоронением; и исходя из того насколь- ко далеко находятся каменоломни, откуда были доставлены мегалиты, логично предположить, что была причина выбрать именно это Место. Оно было центром притяжения и потому возникло «новое» рукотворное Место. В своей книге Кристиан Норберг-Шульц показал это на при- мере египетских пирамид в Гизе. Он утверждал, что экзистенциальное пространство представляет собой устойчивый образ окружающей среды. Это отражается в примерах зданий разных эпох: от древнего Египта, Греции и Рима до современности. На примерах демонстрируется устой- чивость экзистенциального пространства в его конкретном проявлении, а именно в архитектурном пространстве. Конкретный пример: пирамида в Саккаре, служившая примером абсолютного присутствия, определяю- щего центр места. В египетских пирамидах мы видим сильное выраже- ние абсолютного существования: это не место деятельности человека – это цель жизненного пути и её центр – усыпальница, являющая собой «массу», «концентрат» места. Человеческая цивилизация развивается во времени вперед, вслед за ней, обретая новые смыслы, трансформируется и концепция феномена места. Новый взгляд на место связан с его дуалистичностью существо- вания и восприятия человеком. Одна сторона места – мир в самом себе, внутри себя; это можно просто проиллюстрировать на примере индивиду- ального жилого дома. Он является местом личного, семейного, частного уединения, «защищенного» от воздействия внешнего мира. Другая сторо- на места – место в большом мире (место в большем месте). Жилой дом связан с окружающим миром и его обитатели, как правило, регулируют степень этого включения, социальных и общественных связей. Внутрен- ний аспект места ограждает, очерчивает место от мира, внешний аспект создает связи и идентифицирует принадлежность места миру. Эти аспек- ты противоположны друг другу, при этом являясь незаменимыми частями целого – это всего лишь «две стороны одной медали» в существовании места. Феноменологическое исследование диалектики места состоит в ис- следовании и анализе различных ситуаций, которые имеют один из двух аспектов. Жилой дом может быть отталкивающим для внешнего мира, усиливая при этом внутреннюю привлекательность для обитателей. Или напротив дом может быть «визитной карточкой» владельца, местом для публики, пренебрегая внутренним аспектом и усиливая внешний. Здесь уместен пример, который прекрасно иллюстрирует вышеописанное: дом доктора Farnsworth. Всемирно известный архитектор Мис ван дер Роэ смог полностью реализовать концепцию сильной взаимосвязи между до- мом и природой, при этом заказчик по той же самой причине не смог жить в этом доме – такая жизнь «напоказ» в стеклянной «коробке» ока- залась психологически невыносимой. 391 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина По этой причине необходимо изучение и понимание и внутреннего и внешнего аспектов. Наш мир меняется постоянно, человек также меня- ется, поэтому невозможно, чтобы место было неизменным: или открытым или закрытым. Впрочем, из материала, описанного выше, мы уже знаем, что место не постоянно, оно изменяется, иногда быстро, иногда медленно и зависит от многих аспектов. В одних ситуациях человеку нужно одно, в других иное и иногда одно место должно ответить на оба запроса. Человек активно создает среду вокруг себя. Позитивные человеческие усилия и хорошо продуманные действия могут развить, дополнить место, или напротив ошибочные, необдуманные действия могут привести место в упадок. Когда людям не всё равно, если они заинтересованы, обеспо- коены судьбой места, то они проявляют заинтересованность, привержен- ность, заботу о нем и, воздействуя на него с такими посылами, взаимо- действие, идентичность, реализация места усиливаются в положительном ключе. К отрицательному результату, потере идентичности, ослаблению места, отрицанию его основных черт приводят хаотичные, несистемные, бездумные решения, неуместные вторжения, нарушения среды, игнориро- вание потребностей людей и игнорирования потребностей места. Каждое место уникально, со своим пространством и характером, и эта уникальность может подпитываться интуитивной прозорливостью места и характером окружения, которые взаимно подпитывают расположение к месту и любовь к нему. Процесс создания места связан с привязанностью к месту, благоприятный или неблагоприятный исход зависит от того, как хорошо люди, организующие это место, знают его. Наилучший результат могут создать те, кто проживает в этом месте, хорошо его знают, заботятся о нем и желают сделать место лучше. Пользователи почувствуют большую привязанность к месту, если в него включены элементы и качества, под- держивающие обитателей места, и усиливающие его атмосферу и характер. Двадцатый век в лице модернистов начал новый виток отрицания ме- ста, но одновременно и переосмысления его. Человек способен не только разрушать, но и дополнять мир, делать его лучше – на стыке природного и человеческого гениев появляются уникальные Места. Промышленная революция и массовое строительство не имели цели учесть место, поэтому примеров положительного влияния человека крайне мало. Массовое – противоположно уникальному. В какой-то мере современный человек поверил, что технологии и на- ука освободили его от зависимости от места и природы. Противополож- ную позицию занимает ученый Норберг-Шульц, который считал, что «это убеждение оказалось иллюзией; загрязнение и средовой хаос неожиданно появились как пугающая Немезида и, в результате, проблема места вновь приобрела свою истинную значимость». То, что Место стало игнориро- ваться, не означает, что оно перестало существовать. Наш «Мир» постоянен во времени, современность лишь прикрыла его, отодвинула на второй план и сделала невидимым. Говорить о месте – значит возрождать интерес и внимание к нему; человеческая природа так устроена: мы видим и замечаем то, о чем говорим и думаем, всё прочее 392 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin наше сознание игнорирует. Если внимание к Месту вернется, то человече- ские связи с внешним миром станут крепче и будет возникать много боль- ше положительных примеров взаимодействия между человеком и миром. Список литературы 1. Ji řн Tourek Notes on Early Architectural Phenomenology of Christian Norberg- Schulz. – URL: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://actual- art.org/files/sb/06/Tourek.pdf (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный. 2. Place attachment and phenomenology. – URL: https://www.researchgate.net/ publication/285078966_Place_attachment_and_phenomenology (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный. 3. О феномене, структуре и духе места у К.Норберг-Шульца. – URL: http:// archvestnik.ru/2008/09/02/o-fenomene-strukture-i-duhe-mesta-u-k-norberg-shulca/ (дата обращения: 27.02.2023). – Текст: электронный. УДК 378.1 А. А. Соколова Научный руководитель – А. А. Перекладов Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ Театральная деятельность открывает разнообразные перспективы для разных групп людей. Сегодня, театры располагают не только развлекатель- ной функцией, а выполняют весьма большой спектр социальных функ- ций: являются реабилитационными и образовательными центрами, пред- лагающими актерам и зрителям арт-терапию различной направленности. Уже более полувека подобные культурно-зрелищные учреждения стремятся к максимальной инклюзивности и предлагают различные программы для разных категорий посетителей, в том числе и для людей с повышенными потребностями. Данное направление позволяет устанавливать связь между этими группами и привлекать заинтересованных в этом. Люди без инвалид- ности могут получить незабываемые впечатления, а некоторые постановки даже дают возможность поставить себя на место человека с особыми по- требностями, ощутить их опыт, а маломобильным гражданам они предла- гают такое действо, которое они могут наиболее комфортно воспринимать, либо в котором они могут непосредственно участвовать. Как правило, спектакли подобного плана включают в действие и ак- теров-инвалидов, и актеров без инвалидности, однако, есть и постанов- ки, в которых участвует группа с определенным типом физических или психологических нарушений, или которые рассчитаны с уклоном на определенную группу зрителей. Эти тенденции требуют определенных дополнительных архитектурных и дизайнерских решений для грамотной организации постановок. Для людей с различными типами зрительных нарушений, организу- ется специально составленное звуковое сопровождение в течении всего спектакля. Перед самим мероприятием посетителям дают возможность 393 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина пообщаться с актерами, узнать о действующих персонажах, их характерах, а также запомнить голоса. Проводят экскурсии по сценическому про- странству, костюмам и декорациям – «тактильный осмотр», зону для ко- торого можно организовать и в фойе театра. Места для изучения могут быть организованы в виде небольших полуоткрытых комнат, стендов или отдельных дополнительных пространств, где каждый желающий может осмотреть и ощупать сопутствующую спектаклю бутафорию. Подобные решения могут быть временными, созданными из трансформируемых пе- регородок, или постоянными. Они должны создавать интересные непре- рывные тактильные и визуальные маршруты, как для людей с проблемами по зрению, так и без. Модификации затронут и зрительскую часть зала. Современные поста- новки требуют современных решений: спектакли для слепых становятся, по большей части, иммерсивными, где зритель погружается в действо по- средством игры света, звуков, запахов и тактильного контакта с артиста- ми, где они «путешествуют» между зрителями, общаются и прикасаются к ним. Это требует либо более разреженной рассадки, либо трансформи- руемых залов, где есть возможность поменять конфигурацию мест или вообще убрать их. В качестве примера подобного спектакля можно при- вести постановку Натальи Пахомовой «Ежик в тумане», поставленную в Московском кукольном театре в 2015 г. Артисты и гости находились на сцене, атмосфера природы передавалась посредством звукового и тактиль- ного сопровождения, а каждый желающий мог тактильно ознакомиться с ростовыми куклами персонажей. Слабовидящие актеры, также, требуют особого отношения к себе, в плане организации сценического пространства. Сцена должна быть мак- симально безопасна: у края должны устанавливаться ограничители или разметка, которые укажут на ее конец и не позволят им упасть вниз, либо находиться на одном уровне с первым рядом. Поскольку слепые актеры могут ориентироваться, в основном, по слуху, во время репетиций они за- поминают расположения «препятствий». Планировки декораций должны быть четкими и статичными, а, если спектакль иммерсивный, рассадка зрительских мест, в течении спектакля, не должна меняться. Люди с нарушениями по слуху воспринимают постановки визуаль- но. Наиболее простой для восприятия тип постановок – это пантомима, где все действо показывается языком танца и жестов. Однако, спектакли с речью тоже приспосабливают для людей со слуховыми нарушениями. Специальные экраны, транслирующие текст спектакля, встраиваются над сценой или непосредственно в декорации, выделяется специальное место для сурдопереводчика или используется такой трюк, как «теневая интерпретация», когда сурдопереводчики в костюмах, находятся рядом с актерами и являются часть спектакля. Некоторые зрители, также, могут читать по губам. Сцена в данном случае, должна хорошо просматриваться зрителями, быть достаточно освещена и видна со всех сторон. Если нет возможности данной организации зала, то специальные места для глухих организуются непосредственно на сцене. 394 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Граждане с частичным или полным нарушением подвижности, и дру- гими физическими проблемами также нуждаются в инклюзивной теа- тральной среде. Сегодня, физическая доступность уже вышла далеко за рамки простого обустройства пандусов, лифтов и мест для маломобиль- ных граждан. Многие активисты, работающие, в том числе, и в направле- ниях социологии, политики и архитектуры, считают возможность беспре- пятственного перемещения за пределами зала базовой необходимостью, а количество мест, для посетителей на колясках, расширить до 5–10 %, или предусмотреть трансформируемые сборные конструкции кресел, ко- торые могли бы позволить увеличить это количество, по мере необходи- мости. Для актеров должен быть организован свободный доступ на сцену, при помощи лифтовых конструкций или пандуса. Не стоит упускать из виду и людей, которые могут перемещаться без помощи инвалидной коляски, у которых есть проблемы с ногами или позвоночником, и они физически не могут высидеть длительное вре- мя. Следует либо увеличивать количество антрактов, либо планировочно предусматривать такие места, с которых они бы могли вставать, не мешая другим посетителям, и пространство, где возможно наблюдать за спекта- клем стоя, или организовывать «нестандартную» рассадку мест. Пример подобной рассадки можно рассмотреть на примере пьесы «Скарборо» Фи- она Эванса. Поскольку действие разворачивается в отеле, организаторы расположили места для зрителей прямо на сцене в декорациях. Они сади- лись или вставали там, где было свободно: на подоконнике, тумбочке или прислонившись к стене. Однако, в данном случае, такое решение было не самым удачным, поскольку вызвало неудобства у многих посетителей, из-за того, что никто не озаботился их комфортом. Для посетителей с ментальными проблемами, такими как аутизм, деменция и прочими расстройствами психологического спектра, орга- низация театральных пространств может отличаться специфическими планировками и цветовыми решениями. К примеру, для аутистов важно организовывать специальные места или комнаты для «сенсорного отды- ха», куда они могут удаляться, чтобы побыть наедине с собой, должно быть несколько интересных путей к залу, а пространство должно плавно перетекать из одного в другое, без резкой смены обстановки и крупных «давящих» пространств. Внутренние стены необходимо оснащать допол- нительными окнами, чтобы возможно было заглядывать в соседние по- мещения. Это создает дополнительное ощущение безопасности здания и уменьшает общую тревожность. Оптимизация окружающей среды, в данном случае, крайне важна. Если подобная функция организуется в крупном театре, то лучше вы- носить ее в отдельное место, с отдельным входом и дополнительными пространствами, подальше от шума и большого потока посетителей, а сам зрительный зал становится, по большей части, камерным, предназначен- ным для небольшого количества зрителей (в основном, опекунов). Людей, страдающих деменцией, тоже важно оградить от лишних вол- нений, а одним из ключевых моментов в архитектуре и дизайне, являются 395 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина грамотно подобранные контрастные цвета, которые могут не только от- делять одно помещение от другого, но и обозначать нахождение дверей, лестниц, мебели и декораций. Сливающиеся по цветовой гамме с общим окружением проходы, сиденья, сценические пространства и пр., будут по- просту игнорироваться. Вывески должны быть максимально понятны и не создавать лишний «сенсорный шум». В местах, где приходится ждать (к примеру, в фойе, перед началом спектакля, у билетных касс или около санитарных зон), обязательно долж- ны быть организованы зоны отдыха с сидениями, с высокой спинкой и подлокотниками. Так же, следует выделить легкодоступные, но закрытые и тихие зоны, где у человека с деменцией будет возможность отдохнуть от окружающего шума. Зрительский зал предполагается, в данном случае, со свободной, трансформируемой планировкой. Спектакли, как правило, ста- вятся в непринужденной атмосфере – каждый желающий может вставать со своего места, ходить, разговаривать, петь или танцевать, а количество антрактов увеличивается. Сцена должна хорошо просматриваться и быть безопасной, а освещение в зале должно работать в течении всего действа. Для более комфортной и дружелюбной обстановки в пространстве те- атра, следует также озаботиться и другими дополнительными функциями, которые, на практике, могут оказаться весьма полезными для пребывания там посетителей с повышенными потребностями. Маломобильные гражда- не, передвигающиеся при помощи собак-поводырей, или люди с менталь- ными проблемами, которым необходимо сопровождение терапевтической собаки, должны иметь возможность оставить их в специализированном месте на время спектакля, следовательно, предлагается организация от- дельных оборудованных помещений, с квалифицированным персоналом. Для людей, перемещающихся при помощи инвалидных колясок, сле- дует предусмотреть для них «парковочную зону» – отдельную комнату, где они могут оставить на время свою уличную коляску и пересесть на облегченную, на которой будет комфортно перемещаться по помещению. Для работников, сопровождающих людей с ОВЗ, если на них не куплен билет, также нужно отдельное помещение, где они могли бы комфортно ожидать сигнала об окончания спектакля. Активное развитие различных театральных программ, по поддержке ма- ломобильных граждан, не только позволяет им влиться в культурную жизнь общества, но и предлагает людям, далеким от их мира, пообщаться с ними и понять их чувства. Это полезно для всех сторон. К сожалению, современ- ные культурно-зрелищные учреждения не всегда могут предоставить места, отвечающие даже базовым требованиям, однако, многие руководители хотят видеть у себя на постановках таких посетителей и готовы работать с ними в качестве актеров, а театры, стремящиеся к инклюзивности, просят людей с особенностями по здоровью заранее сообщать о необходимых им условиях. Подобные моменты позволяют понять, насколько комфортным может быть пребывание конкретного посетителя, и создать такую архитектурную среду, которая способствовала организации мест для обучения и работы, а также дала бы возможность людям поддерживать активную социальную жизнь. 396 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Список литературы 1. Как дизайн может помочь людям с деменцией // Formica: сайт. – URL: https://www.formica.com/ru-ru/articles/commercial-interiors/design-for-dementia (дата обращения: 25.11.2022). 2. Леонтьева Е. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базо- вый курс / Е. Леонтьева. Екатеринбург: Tatlin, 2013. С. 6–128. ISBN: 978-5-903433-98-8. 3. Литвиненко Ю. Спектакли для незрячих как инновационная форма социально- культурной реабилитации инвалидов по зрению / Ю. Литвиненко // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2018. С. 50–55. ISSN 2414-9101. 4. Austin A. Accessibility in the Theatre / A. Austin // Honors Theses – Ouachita, 2018. P. 2–85. 5. The National Autistic Society: official website. – URL: https://www.autism.org.uk/ (date of access: 25.11.2022). УДК А. С. Сорокина Научный руководитель – О. В. Королева Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия АНАЛИЗ ГОРОДСКОЙ ЖИЛОЙ ЯЧЕЙКИ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННЫХ ВОСТОЧНЫХ ТЕХНИК (НА ПРИМЕРЕ ФЭН-ШУЙ) Человек всегда был тесно связан с природой. С развитием цивилизации и технологий люди стали все больше отдаляться от природы. Огромные высотные здания, многолюдные города, где большая часть земли покрыта асфальтом. Тем не менее, человек все чаще и возвращается к природным истокам. В большинстве случаях именно из мира флоры и фауны люди черпают вдохновение и заимствуют различные формы. Западная и восточная культуры по-разному рассматривали роль при- роды в жизни человека. В Западной культуре природа – это источник ресурсов, которыми че- ловек пользуется, не восполняя их. Во многих западных мифологических писаниях прослеживается мысль о том, что силы человека могут быть гораздо могущественнее сил природы. В древних культурах – Египетской и Междуречья описывается, что из-за природных условий, люди очень много трудились, тем самым сильно изменяя природу. Например, такое изменение как строительство водных каналов влекло за собой не только задержание нужного количества воды, но и сброс ее излишков, и тем са- мым изменяло природный ландшафт. Восточная философия сильно отличается от западной. Она предпо- лагает, что человек является часть природы и, соответственно, не имеет права активно вмешиваться в нее. Так, например, в Индии распростране- но мнение о том, что природными и космическими силами предопределе- ны не только все земные явления природы, но и судьбы людей, начиная с рождения и заканчивая смертью. |