Главная страница

Татлин_2023_1111. Е. Г. Лапшина (главный редактор)


Скачать 7.02 Mb.
НазваниеЕ. Г. Лапшина (главный редактор)
Дата18.04.2023
Размер7.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТатлин_2023_1111.pdf
ТипСборник
#1070118
страница33 из 38
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38
Процесс формообразования в современной китайской архитектуре жи-
лища происходит под действием двух сил: «внутренней» силы – силы традиций, и «внешней» силы – силы «мирового опыта», и главным обра- зом западного (американского, английского, итальянского, французского и др.). Исходя из вектора традиций, можно утверждать, что в современ- ной Китайской жилой архитектуре существуют и активно развиваются преимущественно два типа китайского современного высотного жилища
(Башенный тип и Атриумный тип).
Оба этих типа можно представить, с одной стороны, «вторичными» продуктами, производными от «первичных» традиционных эко-простран- ственных типов жилища. А с другой стороны, эти два типа небоскрёбов можно интерпретировать и как первичные продукты, как реальные но- сители информации о традиционном эко-бытии, эко-мышлении, эко-со- знании, эко-мировоззрении, как действительные продолжатели простран- ственных эко-традиций в Китайской жилой среде.
Мировой опыт современного небоскрёбо-строя утверждает первич- ность западной архитектуры (XIX–XX вв. – Англия, Германия, Италия,

454
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
США, Франция) и «вторичной» восточной (XX в. – Китай, Сингапур,
Южная Корея, Япония). Однако традиционные, наиболее распространён- ные, два прото-типа жилых пространств («Башенный тип» и «Атриумный тип»), появившиеся в Китае в I тысячелетии до н. э., вносят существен- ные коррективы в историографию современной небоскрёбной эко-архи- тектуры о её «первичности-вторичности».
Кроме того, небоскрёбы (как особый формат архитектуры) стали возникать в мировом архитектурном пространстве ещё и в определён- ной последовательности. Сначала это были отдельно стоящие зда- ния, воспроизводящие первый тип традиционного китайского жилища
(«башенный тип» 3-6-этажный) с устоявшимися эргономическими ха- рактеристиками, вводящими его в ранг экологически ценных и осо- бо востребованных прото-типов жилья – «небоскрёб-башня» (рис. 3, цветная вкладка).
Во второй половине XX века относительно небоскрёбного формата стала актуализироваться и набирать темпы тенденция повышения психо- физиологической и социальной ценности второго прото-типа традицион- ного китайского жилища – «дома-атриумного типа» в виде»: «небоскрёб- ной-группы» (из двух башен, из трёх, четырёх), образующих собою свой атриумно-подобный «дворик» (рис. 4, цветная вкладка).
Обоснование такой тенденции сводится к тому, что наиболее со- циально и экологически значимым из двух обозначенных типов жилья
(«башенного типа» и «атриумного типа») предстаёт «Небоскрёб-группа», центральное пространство которого занимают общественные функции со- циума (воспитание, образование, культура, спорт, питание и др.), а по периметру «атриума» располагаются жилые башни.
Пространственные композиции этого типа жилья консолидируют человека в социальные группы, и тем самым ориентируют его на путь конфуцианско-даоциского гармоничного единства Человека с Землёй и Небом и развития его по пути Дао. Поэтому, по пространственному критерию, в качестве которого выступает второй тип современного эко- жилища (Атриумного типа), Китайская архитектура сегодня пребывает в авангарде мировой небоскрёбной эко-архитектуры (Пекин, Шанхай и др.) (рис. 5, цветная вкладка).
В исторической ретроспективе Китайская высотная эко-архитек- тура жилища сохраняет за собой поисковый приоритет. В ней значи- тельно раньше, чем в Западной архитектуре стал актуализироваться атриумный тип жилища как устойчивая пространственная «эко-соци- альная единица» [6].
Таким образом, поднятая проблема экологии типа архитектурно- го пространства – типологии «эко-пространств», «пространственной экологии», может стать основой построения специальной исследова- тельско-проектной методологии выявления актуальных форм архитек- турной эко-среды, и в частности – жилища, и войти в содержание как реальной проектной архитектурной практики, так и учебного процесса подготовки архитекторов.

455
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Список литературы
1. Меликсетов А.В. История Китая. М., 1998.
2. Ху Х. Исследование концепции «Единства Неба и Человека» и экологическо- го взгляда на китайскую народную архитектуру // Бюллетень сельскохозяйственных наук в Аньхой, 2009 (36). С. 18256–18257, 18287.
3. Чжан С. Эко-концепции традиционной китайской архитектуры // Архитек- тура и строительство России. 2022. № 3 (243). С. 102–105.
4. Лю Ч. Краткая история архитектуры жилых сооружений Китая: города, жи- лища, сады. Пекин, 2000.
5. Конева Е.В., Метленков Н.Ф. Среда саморазвития // Архитектура и строи- тельство России. 2021. № 2 (238). С. 2–3.
6. Ван Г. Пространство в архитектуре Запада и Китая. Тяньцзин, 2006.
УДК
К. Ф. Чудова
Научный руководитель – Е. Г. Боброва
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Санкт-Петербург, Россия
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО
АНАЛИЗА ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ КУРСОВОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Перед началом работы над любым архитектурным или градострои- тельном проектом требуется проведение нормативно-правового анали- за. Этот анализ обеспечивает проектировщика информацией о функ- циональных зонах, о зонах охраны, окружающей застройке, высотном регламенте и многом другом. Результат анализа определяет свод огра- ничений и требований, в которых должна вестись проектная работа.
В рамках учебной курсовой работы была выбрана территория в Ад- миралтейском районе Санкт-Петербурга, где предлагается разместить гостиницу, жилую застройку, торговый центр, кинотеатр и благоу- стройство. Участок проектирования представляет собой историческую территорию в центре города, ограниченную набережной Обводного канала, Курляндской улицей, улицей Циолковского, Старо-Петергоф- ским проспектом. Рядом расположены – старый фонд среднеэтажных домов домов, бизнес центры.
Участок находиться в объединенной зоне охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных рай- онов Санкт-Петербурга, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ОЗРЗ – 2).
По проекту землепользования и застройки были выявлены зоны, рас- полагавшиеся на рассматриваемой территории, это – среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объ- ектов общественно-деловой застройки; зона всех видов общественно- деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, а также зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования.

456
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 1. Схема нормативно-правового анализа
Установлено ограничение по высоте: 23 м – высота уличного фронта на набережных (на глубину 30 м – от красных линий), 34 м – высота уличного фронта на набережных (с учетом акцента), 33 м высота уличного фронта до конька (плоской кровли), 44 м – высота уличного фронта до наивысшей точки (с учетом акцента), 36 м – высота внутриквартальной застройки до наивысшей точки (с учетом акцента).
На территории находится 4 охраняемых объекта культурного наследия.
Рис. 2. Схема объектов культурного наследия
Проект разработан на основе проведенного визуально-пространствен- ного анализа территории, с целью уточнения высотных и силуэтных ха- рактеристик. Анализ определяет объемно-пространственное решение объектов, как реконструкции, так и нового строительства, чтобы они не выходили в противоречие с окружающей застройкой в уже сложившейся системе общегородских панорам и видовых раскрытий, а также формиро- вали новые панорамы и видовые раскрытия.
В рамках исследования затрагивается анализ композиционно-про- странственных характеристик. Происходил поиск композиционно-про- странственных осей; панорам и видовых кадров; высотных доминант так- же поиск характерных точек визуального восприятия территории. Были

457
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина учтены объемно-пространственные взаимодействия на рассматриваемой территории, а именно силуэтная характеристика застройки и высотные показатели.
В результате анализа выявлены основные высотные объекты и визу- альные направления. Основная доминанта расположена восточнее участ- ка проектирования – это церковь Воскресения Христова, все основные визуальные направлены на нее. Была доминанта севернее – это площадь
Тургенева, существовала связь между церковью и площадью, но была утра- чена. Южная часть совсем не сформировалась, единственная доминанта –
Нарвские ворота. Западнее расположилась здание церкви Богоявления, которое тоже является доминантой, со своим визуальным направлением, начинающиеся рядом с участком проектирования. Охраняемые визуальные направления панорам никак не затрагивают участок проектирования.
Рис. 3. Схема доминант и визуальных направлений
Из-за того, что на участке проектирования композиционно-завершенных пространств не было сформировано, здесь можно формировать новое объем- но-пространственное решение, соблюдая нормы высотного регулирования.
Выявив важные композиционные оси, попавшие в радиус исследова- ния, нужно учитывать результат анализа окружающей территории в фор- мировании новых архитектурно-планировочных решений.
Рис. 4. Схема планировочных осей

458
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Следующим этапом стало определение высотной составляющей объ- ектов, создание развертки объектов по набережной Обводного канала и нанесение высотных осей, для определения места доминанты. Начи- ная с Ново-Калининского моста и продолжается до Краснооктябрьского моста. Эти точки являются видами с площадок обзора на участок про- ектирования. На развертку наносим горизонтальные оси из высотного регламента, для определения расположения доминанты на участке про- ектирования. Исходя из пересечений визуально-пространственных осей предлагается разместить доминанту левее от геометрического центра участка. Таким образом, окружающая застройка не будет перекрывать вид, а также откроются новые видовые точки.
Рис. 5. Развертка по набережной обводного канала, развертка проектируемой территории по набережной обводного канала
Основной целью реконструкции квартала в центральной части Санкт-
Петербурга является сохранение основных принципов исторической за- стройки: дворов-колодцев, на основе ранее сложившегося межевания тер- ритории. Обеспечение загрузки на территорию квартала с центральной части города и с основного транспортного узла – ЗСД.
Количество туристов в Санкт-Петербурге растет с каждым годом, вме- сте с этим возрастает спрос, как на современные, качественные гостини- цы и общественные пространства, так и на необходимую инфраструктуру.
Выбранный участок, расположенный в историческом центре Санкт – Пе- тербурга, для которого наиболее актуальна эта проблема. Участок имеет хорошую транспортную доступность, в пешей доступности метро, оста- новки общественного транспорта. К преимуществам участка можно от- нести благоустроенный бульвар по ул. Циолковского на востоке квартала и наб. Обводного канала на севере, что делает это место притягательным для посетителей и коммерчески выгодным. Выбранное место выглядит перспективно и формирует панорамы и виды с точек обзора.
Так как охраняемые визуальные направления панорам не направлены в сторону рассматриваемого участка, размещение доминанты возможно.
В структуре центрального района преобладающим здесь является фор- мирование застройки вдоль набережных, исследование исторической ком- позиционной структуры показало, что она не сформировалась на этом участке. Ее формирование возможно достаточно свободно, в условиях со- блюдения высотного регламента, что я и осуществила в проекте.

459
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис. 6. Проект реконструкции квартала
Список литературы
1. Правила землепользования и застройки из сайта КГА (https://kgainfo.spb.ru/
zakon/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojk/).
2. Портал карты КГА (https://portal.kgainfo.spb.ru/genplan/).
3. Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2017 № 442-85 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (принят ЗС
СПб 28.06.2017).
4. Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах объединен- ных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории
Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроитель- ным регламентам в границах указанных зон» (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2016 № 437-83) (https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/zony-ohrany/).
УДК 711.4
Шабани Сара
Научный руководитель – А. Ю. Казарян Бэнбу Азиз Акила
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ВОПЛОЩЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ЭКОТУРИЗМА В ПУСТЫНЕ АЛЖИРА
В настоящее время значительно возрос интерес к туризму в пустыне, который стал одной из самых популярных концепций в двадцать первом веке, и растущей зависимости от него как основной основы для раз- личных проектов развития и в рамках национальной стратегии туризма и продвижения туристического сектора [1], целью данного статья являет- ся предложение концептуальных архитектурных решений туристического гостиничного комплекса в пустыне Алжира с учетом современных функ- циональных требований и архитектурных традиций, исторически форми- ровавшихся для развития экотуризма в пустыне Алжира.
Традиционный архитектура в пустынных районах была вытеснена в результате распространения современного модернистского стиля, кото- рый стал доминировать во всех проектах. Несоответствие этого современ- ного стиля особенностям пустынных районов выявило его недостатки, что особенно заметно в архитектуре туристических гостиничных комплексов.
Они лишились связей с историческими традициями и местной народной

460
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin культурной, а также они не учитывают особенностей экологии пустынных регионов. Это привело к разрыву между старыми стилями и современной архитектурой между требованиями, диктуемыми природно-климатически- ми условиями и функциональными возможностями современных ком- плексов. Архитектурные образы и функционально-планировочная струк- тура современных комплексов перестала полностью устраивать запросы туристов, стремящихся во время своей поездки почувствовать местный колорит и гармонию с природой, в том числе гармонию архитектуры и ландшафта. Посредством этой статьи пытаемся восстановить ценность традиционной архитектуры и ее особенности в решениях, сочетающих древние архитектурные особенности и современные требования чтобы предлагается концептуальные проекты туристических гостиничных ком- плексов, сочетающие местную специфику и современность, и развитие экотуризма в пустыне Алжира.
С древних времен человек был заинтересован в подготовке места, которое обеспечивало бы ему защиту от изменчивых климатических пустынных условий, как попытка создать ограниченную среду, при- годную для выполнения его различных видов деятельности. Он раз- вивал эти попытки со спонтанного начала сосуществовать с природой, понимать климатические явления и пытаться адаптироваться к ним, используя простые строительные материалы, полученные от приро- ды [2] несмотря на эту простоту, ему удалось добиться того, чего мы в настоящее время не можем, и его достижения демонстрируются через исторические памятники, в том числе древние города, расположенные на юге Алжира. И тоже видим, что жители этих городов в значитель- ной степени преуспели в создании архитектурных проектов и градо- строительных планов, которые обеспечивают им психологический ком- форт и благополучие, естественную адаптацию с использованием узких и крытых улиц, теней и солнечного света, которые они обеспечивают, в дополнение к снижению скорости ветра, управлению зданиями и вы- бору подходящих строительных материалов (рис. 1).
Рис. 1. Города Гардайя и Аль Вади

461
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Промышленная революция вызвала явное изменение в структуре го- родского формирования, что привело к исчезновению традиционного архитектурного характера. Поэтому в настоящее время внимание сосре- доточено на попытке сохранить оригинальное архитектурное наследие, и процитировать его и охватить туристические объекты, которые сочетают традиционное, современное и развиваются на основе туризма в алжир- ской пустыне [3].
Алжир – одна из стран, которая прошла через множество этапов и из- менений с точки зрения своего архитектурного развития и происхожде- ния, благодаря цивилизациям, которые прошли через него на протяжении всей истории, алжирское общество состоит из различных человеческих рас с их социальными и архитектурными обычаями и традициями [4].
Но, несмотря на растущее значение туризма во многих странах мира, реальность туризма в Алжире не внушает оптимизма, поскольку объ- ем инвестиций, выделяемых в этот сектор, недостаточен по сравнению с большой территорией Алжира, особенно его пустыней, на долю которой приходится 80 % площади Алжира [5] (рис. 2).
Рис. 2. Равнины и регион пустыни Сахара Алжира
Поэтому Алжир стремится сделать туризма в пустыне одним из на- циональных приоритетов и превратить страну в один из первоклассных центров притяжения туристов, и это достигается путем применения му- дрой, амбициозной и эффективной стратегии, основанной на успешном

462
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin опыте в странах с важными природными объектами, особенно в пустынных районах, в которой говорится, что туризм в пустыне должен быть своего рода средой, сохраняющей природное и культурное, и где Всемирный фонд окружающей среды определяет туризм в пустыне как «путешествие в при- родные районы, которые не пострадали от загрязнения и их естественный баланс не был нарушен, чтобы насладиться их ландшафтами, растениями, дикими животными и цивилизацией в прошлом и настоящем» [6]. Таким образом, данное статье пытается активизировать экотуризма в пустыне пу- тем возрождения и сохранения архитектурных традиций в пустыне Алжира.
Целью все это является предложение концептуальных архитектур- ных решений туристического гостиничного комплекса в пустыне Алжи- ра с учетом современных функциональных требований и архитектурных традиций, исторически формировавшихся в пустынных регионах страны.
Исследование этой тему будет способствовать восстановлению цен- ности природных пустынных районов и памятников на их территориях, более широкому включению этих районах в экотуристические маршруты.
Где объект являются как туристические гостиничные комплексы, су- ществующие в пустынных регионах Алжира, так и исторические архитек- турные традиции в этих регионах.
Список литературы
1. Moubarek Bouacha Ben Mansour Lilia, Ajali Dalal The components of desert tourism and ways of its development and development [Журнал]. – Khenchla,
Constantine: [б.н.], 2019.
2. Said Abdul Salim Embodying the urban character and its role in achieving tourism in desert areas [Article]. Mssila: [s.n.], 2019–2020.
3 . O t h m a n , M u
ḥa m m a d & A b d e l s a m i e , M o h a m e d . ( 2 0 0 2 ) .
. 10.13140/RG.2.1.1644.3766.
4. Khelifa A From the desert palace to the «modern city» [Журнал]. – Ouergla:
[б.н.], 2010. – Режим доступа: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-01096734/document.
5. Ben Saadi Sidi Ali. Allawi Safiya Desert tourism in Algeria (possibilities and reality)
[Журнал]. – Laghouat: [б.н.], 2022.
6. Chervonaruta [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.
chervonaruta.info/
УДК 721.012
В. В. Шарахова
Российский университет дружбы народов, Инженерная академия,
Москва, Россия
ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР НОВЫХ РЕШЕНИЙ
В АРХИТЕКТУРНОМ ДИЗАЙНЕ
Архитекторы стремятся оперативно отреагировать на пандемию и об- ращаются к новым разработкам в сфере дизайна и строительства. Новые ограничения, наложенные на общество, стали катализатором для переос- мысления привычных норм в устоявшейся среде. То, как мир адаптиро- вался к новому образу жизни, может показать новые нормальные условия после вспышек пандемии. Исследуются новые различные архитектурные

463
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина проекты и дизайнерские решения для пресечения распространения панде- мии в местах с большим скоплением людей. Рассмотрены методы устра- нения возможных экономических последствий.
По мнению архитекторов большиеторговые центры в настоящее время считаются неактуальными. Из-за вспышки пандемии люди перестали мас- сово посещать магазины и, по большей части, теперь ориентированы на ин- тернет покупки. В связи с этим, торговые центры пустуют, а спрос на жилье все еще продолжает расти. Поэтому архитекторы придумали оригинальный способ адаптации, не используемой в данное время площади: переоборудо- вание торговых пространств в апартаменты и строительство жилых зданий вокруг торговых центров для создания ощущения городского пространства.
Переход от традиционной модели покупок уже происходил в мире и до пандемии, но значительно ускорился в последние два года, поскольку люди были вынуждены оставаться в своих домах и меньше тратить сбережения привычным способом. Исследовательские фирмы недвижимости прогно- зируют, что более половины всех крупных универмагов США навсегда за- кроются. Некоторые фирмы уже объявили о закрытии новых магазинов, что привело к появлению тысяч вакансий на рынке недвижимости.
Сокращение розничной торговли в сочетании с дефицитом, наблюдаемом на рынке жилья, заставило инвесторов и застройщиков задуматься о возмож- ности дать новую жизнь пустым магазинам. Так, например, торговый центр
Arcade Providence (рис. 1, цветная вкладка), старейший крытый торговый центр в США, был реконструирован, и на верхних этажах здания теперь на- ходятся 48 микро апартаментов. На первых этажах расположены кафе, ресто- раны и магазины малого бизнеса. Успех этого проекта позволил использовать уже существующую архитектуру и преобразовать ее под современные нужды.
Многие дизайнеры и проектировщики переняли этот опыт в своих проектах.
За пределами Сиэтла в торговом центре Alderwood Mall (рис. 2, цвет- ная вкладка) происходит иная трансформация, отличающаяся от Arcade
Providence. Вместо того, чтобы использовать свободные торговые площади в качестве жилья, проектировщики начали строительство трехсот жилых единиц вокруг торгового центра, чтобы придать ему ощущение городского пространства. По завершению проекта ожидается, что он привлечет новых арендаторов и инвесторов, а также поможет оживить розничную торговлю.
Помимо превращения магазинов в квартиры, главная инновация за- ключается в том, чтобы преобразовывать свободную недвижимость во что-то необходимое как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспек- тиве. Если строительство не может адаптироваться к новому темпу, тре- бующего больших объемов, то лучше использовать и преобразовывать уже существующие разработки.
Дизайнерская и архитектурная студия M-Rad представила свою новую разработку – передвижной госпиталь из меди (рис. 3, цветная вкладка).
Медный сплав является антибактериальным и предотвращает распростра- нение инфекции. В мобильных центрах планируется проводить диагно- стику на заболеваемость. Доставка, сборка и эксплуатация медного мед- центра будут стоить около $40 тыс.

464
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Архитектурная студия предлагает использовать шесть трейлеров для проведения примерно 3500 тестов в день в 18 различных районах Лос-
Анджелеса, штат Калифорния. M-Rad также предполагает, что «блестя- щий отблеск» материала будет позиционировать трейлер как «путешеству- ющий маяк надежды» для публики, привлекая к себе внимание в городе.
За основу студия взяла образцы как из уже существующих портатив- ных медицинских пунктов, так и из ряда центров тестирования, созданных в больнице в Сеуле, где они выглядят как общественные телефонные буд- ки. M-Rad ожидают, что подобная мобильная станция поможет снизить на- грузку на медицинские учреждения и стационарные пункты тестирования.
В качестве альтернативы объект может быть использован для доставки продуктов питания, предметов первой необходимости пожилым людям и лицам, находящимся в группе риска. После использования мобильной станции по назначению, M-RAD планирует перепланировать его для без- домных в качестве временного жилища.
Заключение
Таким образом, в данной статье были проведены примеры архитек- туры, где взят ориентир на смягчение последствий заболеваний с помо- щью планировочных, дизайнерских и инженерных средств. Безопасность и комфорт общественного и жилого пространствадостигаются новыми разработками в сфере дизайна и строительства, а именно:
1. Адаптация неиспользуемой площади торговых центров под новые функции в связи с увеличившимся спросом на рынке недвижимости.
2. Преобразование свободной площади коммерческой недвижимости в жилье в долгосрочной перспективе.
3. Проектирование мобильной архитектуры с многофункциональными способами использования.
В стремлении создать адаптированную архитектуру дизайнеры транс- формируют уже существующие пространства, используемые не в полной мере. В качестве ответных мер создаются новые решения в дизайне по- зволяющие адаптировать архитектуру под новые нужды.
Список литературы
1. Will Abandoned Shopping Malls Soon Become Residential Buildings // Kaley
Overstreet – URL: https://www.archdaily.com/964794/will-abandoned-shopping-malls- soon-become-residential-buildings/ (date of access: 07.10.2022).
2. M-Rad designs mobile Covid-19 testing unit concept from «virus-destroying» copper // Natashah Hitti. – URL: https://www.dezeen.com/2020/05/07/m-rad-covid-
19-testing-unit-copper-design/ (date of access: 13.08.2022).
3. Salon Alper Derinbogaz designs «pandemic resistant» offices for university in
Istanbul // India Block. – URL: https://www.dezeen.com/2020/08/24/salon-alper- derinbogaz-ecotone-istanbul-university-architecture/ (date of access: 01.08.2022).
4. Птичникова Г.А. «Город «после». Пандемия как градостроительная пробле- ма» // Социология города. 2020. № 3. С. 5–14.
5. Табунщиков Ю.А. Инженерные системы в борьбе с распространением ин- фекции. Взгляд ученого и инженера / Ю.А. Табунщиков, А.Н. Колубков // Энер- госбережение. 2020. № 3. С. 10–18.

465
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 721
А. А. Шелепов
Научный руководитель – Е. В. Малая
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации», Москва, Россия
ПРОБЛЕМЫ КОМФОРТНОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЫ
В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ
При высокой плотности одних и тех же элементов нервная система человека подвергается большой нагрузке. Большое число одинаковых эле- ментов активно действуют на человека, подавляя его психику [1]. Это проявляется в агрессивном поведении, эмоциональных скачках, психиче- ской неуравновешенности. Длительное пребывание в такой среде сначала создает ощущение дискомфорта, а впоследствии может привезти к пси- хическим расстройствам.
Толчком для создания экономичной концепции строительства, и, как следствие, монотонного и, в какой-то степени, шаблонного вектора раз- вития возведения жилых и общественных зданий, по мнению автора, является постановление 1955 года «Об устранении излишеств в проек- тировании и строительстве». В данном постановлении вводились новые рекомендации, которые были направлены на удешевление строительных процессов и затрат на само строительство. Были приняты существенные изменения в эстетическом оформлении фасадов зданий, теперь на первое место выдвигались простота и строгость форм.
В настоящий момент влияние данных постулатов советской архитек- туры принесло довольно серьезные проблемы практически во все отрасли строительства. В современной практике архитекторы и дизайнеры часто применяют неверные приемы, пытаясь добиться якобы эстетического со- вершенства за счет комбинации различных агрессивных полей, тем самым неосознанно подвергая нервную систему человека психической нагрузке.
Многие наши современники считают Триаду Витрувия устаревшей, и что сформулированные им понятия не могут быть полноценно реали- зованы в наше время, причисляя его труды к историческому наследию.
Но правы ли они? Почему сейчас продвигается идея многоэтажной за- стройки, которая не свойственна нормальному образу жизни человека? В нашей архитектуре всегда было общение с природой, применение нату- ральных материалов при строительстве и главное – малоэтажная застрой- ка, при том что территория нашей страны позволяет нам строить и рас- ширять города не вверх для экономии места, а вширь. Как утверждают социологи, крупный город, будучи источником сильнейшего стресса для его жителей, порождает отчуждение и отталкивающее поведение, люди опасаются контактов друг с другом и становятся апатичными [3].
Визуальная среда является одним из важных компонентов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Для решения и устранения

466
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin проблем в существующей застройке рекомендуется применять разно- образие элементов в окружающем пространстве. При формировании визуальной среды следует больше внимания уделять не освещенности, а оптимальной насыщенности видимыми элементами. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, при- менение вертикального озеленения. Большие плоскости фасадов, разби- тые на отдельные участки с применением разного вида облицовки по- верхностей, а также цветовых решений помогут горожанам избавиться от монотонности. Декор зданий – это не «архитектурные излишества», как говорится в постановлении, это необходимые функциональные элементы, составляющие основу визуальной среды [1].
Достаточно взглянуть на экологически чистую и размеренную жизнь в небольших населенных пунктах и сравнить их с беспокойной и угнетаю- щей жизнью в мегаполисах. Со временем весь городской облик изменит- ся, и комфортная среда появится в жизни каждого человека.
Список литературы
1. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо / В.А. Фи- лин. М.: ЮНИАР-ПРИНТ, 2001. 312 с.
2. Витрувий Десять книг об архитектуре / Витрувий; пер. с лат. Ф.А. Петров- ского. СПб.: Азбука, Азбука-Атикус, 2019. 320 с.
3. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни / Луис Вирт; перевод В. Николаева. М.:
Strelka Press, 2018. 108 с.
4. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство; пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Ладья, 2000. 280 с.
5. Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и само- чувствие / К. Эллард; пер. с англ. А. Васильевой. М.: Альпина Паблишер, 2018. 288 с.
УДК 726
Я. Б. Эйдлина
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ВЫЯВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТОВОЙ
АРХИТЕКТУРЫ
В связи с быстрым развитием туристской деятельности в России ста- вится вопрос о выявлении туристического потенциала перспективных ре- гионов. Для современного человека очень важна та часть жизни, которую он отводит для досуга. Мы привыкли к отдыху за границей, который предполагает трату большой суммы денег и долгий перелёт. Туризм вну- три родного края в этом плане намного проще. В связи с этим, исследо- вание туристского потенциала регионов России и связанных с ним про- блемных вопросов является актуальным [1].

467
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Наше исследование направлено на выявление туристического потен- циала Пензенской области, основанного на объектах православной куль- товой архитектуры.
В ходе работы решался ряд задач. Сначала провели работу с основны- ми терминами и определениями, относящимися к теме «православный туризм», затем провели обзор православных объектов: часовен, церквей, храмовых комплексов и т. д., находящихся на территории Пензенской об- ласти, которые могут рассматриваться в качестве туристического объекта.
И по результатам нашего исследования предположить возможный тури- стический маршрут по православным местам Пензенского края.
Прежде, чем дать определение туристскому потенциалу региона, целе- сообразно выяснить основной термин – потенциал. Термин «потенциал» означает совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой- либо области, сфере, в широком смысле, «запасные» средства [2].
Таким образом, термины «потенциал», «потенциальный» означают на- личие у кого-нибудь / чего-нибудь скрытых возможностей, которые еще не выявлены, или способность действовать в определенных сферах.
Туристический потенциал региона – это наличие у него возможностей к развитию туристской индустрии и получению от ее функционирования положительного социально-экономического эффекта, повышению уровня туристской привлекательности этого региона и, что не мало важно, рас- пространение в массы туризма внутри региона [3].
Основным потенциалом успешного развития туризма являются объ- екты историко-архитектурного наследия. В настоящее время под охраной государства в Российской Федерации находится около 80 тысяч памятни- ков истории и культуры, в том числе свыше 30 тысяч памятников архи- тектуры, ряд из которых относится к православной архитектуре, 19 тысяч памятников археологии, 25 тысяч исторических памятников, 2 тысячи памятников искусства [4].
Пензенская область принадлежит к счастливому ряду российских регио- нов с богатыми культурно-историческими традициями, которые, по словам академика Д.С. Лихачёва, «делают её важнейшим центром культуры рос- сийской провинции». На её территории расположено 367 объектов куль- турного наследия. Пятьдесят из которых – это храмы, соборы, церкви [5].
Стоит отметить, что многие объекты наследия из-за отсутствия средств на их охрану, поддержание и реставрацию быстро разрушаются. В неко- торых случаях это связано с тем, что они используются не по назначению или не используются вовсе.
Задача сохранения историко-архитектурного наследия может решаться несколькими путями, одним из которых является задействование объектов наследия в индустрии отдыха.
В Пензенской области имеется большое количество объектов, относя- щихся к православной архитектуре и имеющих особые характеристики, ко- торые могут быть взяты за основу для формирования туристических маршру- тов. Среди объектов православной культовой архитектуры можно выделить:
● места захоронения святых мощей (мощи св. Иоанна Оленевского в селе Оленевка);

468
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
● архитектурные стили церквей и храмовых комплексов, здесь можно отдельно выделить объекты современной культовой православной архи- тектуры (Спасский кафедральный собор Пенза, Успенский Собор Пен- за, Петропавловский Собор г. Пензы, Сканово. Троице-Сканов женский монастырь, Черкасское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Мок- шан. Церковь Богоявления Господня) и объекты, находящиеся на грани исчезновения (Назарьевка. Церковь Троицы Живоначальной, Зубрилово.
Церковь Спаса Преображения, Нечаевка (Высадки). Церковь Михаила
Архангела) (рис. 1, 3);
Рис. 1. Расположение православных культовых объектов в структуре г. Пензы
● места святых источников (Семь ключей в Пензенской области, Ше- мышейского района, Источник св. Иоанна Оленевского, он же Святой или Чистый родник. Родник святой Параскевы Пятницы в Мокшанском районе, Родник грот в Никольском районе, с. Тюнярь, Родник «Жел- тенький» с часовней в Лопатинском районе, Родник в честь Святителя
Николая в Башмаковском районе и другие) (см рис. 2);
● монастыри региона. Их в Пензенской области не так много, всего два:
Мужской Казанский монастырь, Троицкий женский монастырь (рис. 4).
Немалое количество культовых объектов находятся в критическом или руинированном состоянии. Они нуждаются в реконструктивных меропри- ятиях, иначе могут быть утрачены. В дальнейшем эти объекты могут быть включены в туристический маршрут. В качестве примера можно составить маршрут по Мокшанскому району Пензенской области.
Мокшан богат объектами православной архитектуры – 29 храмов и со- боров. Их можно объединить в один или несколько туристических марш- рутов (рис. 5).

469
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис. 2. Места святых источников Пензенской области
Рис. 3. Церкви, храмы и соборы Пензенской области

470
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 4. Монастыри в структуре г. Пензы
Рис. 5. Возможные туристические маршруты по Мокшанскому р-ну Пензенской области

471
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Таким образом исследование показало, что пензенская область имеет возможность развить туристический потенциал, основанный на объектах православной культовой архитектуры.
Список литературы
1. Концептуальные основы исследования туристического потенциала региона.
УДК 338.48 / Н.В. Святохо (дата обращения: 3.12.22; 12:50).
2. Потенциал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
(дата обращения: 05.12.22; 16:30).
3. Теоретико-методологические основы оценки туристского потенциала локаль- ных территорий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.infopedia.su (дата обращения: 05.12.22; 17:30)
4. Типология туристских объектов на основе использования историко-архи- тектурного наследия на примере Пензен. обл. / кандидат архитектуры Федорова,
Юлия Семеновна (дата обращения: 3.12.22; 12:50).
5. Культурно-историческое наследие Пензенской области как объект позна- вательного туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://school-science.
ru/2/18/30947 (дата обращения: 07.12.22; 11:30).
УДК 725
П. Д. Яковцева
Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
Хрустальный дворец – одно из самых известных творений архитек- туры девятнадцатого века и часто приветствуется как здание, которое положило начало отхождению от традиционных строительных материа- лов и методам, открывающим путь в Европе к Современному движению и в США к росту высотного здания. В Британии, по иронии судьбы, спустя полвека после «Хрустального дворца» доминировало готическое возрождение, Искусство и Ремесленное движение, которое обращалось к старым традициям вместо того, чтобы двигаться вперед, к новой эпо- хе. Примечательной особенностью Хрустального дворца было то, что он был построен с использованием проверенных материалов, методов строительства и идей проектирования зданий. Новшество, которое было необходимо для того, чтобы успеть за короткий срок, отведенный на строительство, заключалось в объединении опыта, накопленного за пол- века в различных областях строительства зданий и производственного проектирования в одном здании.
В XIX столетии лишь немногие архитекторы-теоретики, идя против господствовавших вкусов, призывали к архитектуре новаторской, предвос- хищавшей будущие тенденции. В своих поисках они стремились создать архитектуру, которая с успехом использовала бы современные материа- лы – железо и стекло, – и при этом не была имитацией известных уже стилей, а являла бы собой совершенно новый стиль. В Хрустальном двор- це Пакстон и его коллеги достигли этого.

472
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Ощущение прозрачности, нематериальности и легкости очертаний
Хрустального дворца было также результатом стремления к той эстети- ке, которую пытались воплотить все создатели оранжерей. Эта цель, как отмечал в 1852 г. директор парижских ботанических садов, заключалась в том, чтобы «полностью исключить ощущение материальности, когда на-
ходишься под стеклянной крышей».
И все же формальное признание красоты, которую несет в себе ли- шенная украшений легкая прозрачная форма, пришло лишь в начале
XX в. с зарождением современных направлений в архитектуре. Только тогда стала логически оправданной приемлемость эстетики Хрустального дворца во многих типах архитектурных сооружений – от здания секрета- риата ООН до целиком стеклянных особняков, спроектированных архи- текторами Ф. Джонсоном и Мисом ван дер Роэ.
Качественные особенности архитектуры Хрустального дворца, обу- словленные его модульной конструкцией, породили в 1852 г. даже такое предложение архитектора Бартона, как перестроить это здание в башню высотой 300 м. Задуманную Бартоном башню нельзя было построить из тех конструктивных элементов, из которых было собрано здание в Гайд- парке. Это сооружение было бы слишком тяжелым из-за чугунных колонн, и оно не смогло бы выдержать бокового давления при ветре. Но сама мысль Бартона о том, что использование готовых элементов и модульной конструкции имеет исключительную важность для сооружения высоких зданий, была прогрессивной и практически воплотилась 30-60 годами позже, когда стали возводить чикагские небоскребы. Любопытно, что предложенные Бартоном стены из стекла и конфигурации отступов так- же оказались пророческими в смысле формы и высоты, позднее реализованные в ар- хитектуре Чикаго и особен- но в небоскребе Сирс архи- тектурной фирмы Skidmore,
Owings & Merrill.
Органичность и гибкость, свойственные облику Хру- стального дворца, оказались предвестниками радикально- го направления в японской архитектуре 60-х годов, по- лучившего название «метабо- лизм». Метаболисты являются приверженцами идеи о том, что изменение есть неизбеж- ный атрибут современной жизни, и поэтому создают здания, которые могут «рас- ширяться» или «сжиматься»

473
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина в зависимости от выполняемой ими в данный момент функции. По внеш- нему виду их здания непохожи на Хрустальный дворец, но им свойствен- на та же гибкость и изменчивость, впервые воплощенные в этом соору- жении XIX в.
Влияние Хрустального дворца на архитектуру современных ему зда- ний было самым непосредственным. Он послужил прообразом зданий функционально нового типа – больших выставочных павильонов. Сам
Хрустальный дворец был задуман для демонстрации самых больших ма- шин, показа широкой номенклатуры изделий с расчетом на присутствие огромного числа людей. Многие современные здания схожи со своим прототипом – дворцом Пакстона.
В 1852 г. в Дублине должна была состояться выставка. Для нее был по- строен хрустальный дворец, в основном из стекла и дерева, по проекту архи- тектора Г. Бенсона. В следующем году хрустальный дворец по проекту архи- текторов Дж. Карстенсена и К. Гилдемайстера строится в Нью-Йорке – тоже для выставки. Затем в 1854 г. Glass Palast сооружается в Мюнхене. Его авто- ром был инженер А. Фойт, который создал близкую копию здания в Гайд- парке не только по форме, но и по конструктивным элементам.
Некоторыми из наиболее значительных повторений
Хрустального дворца были торговые пассажи и свод- чатые галереи. В наиболее крупных городах в 80-х го- дах прошлого века имелись улицы со стеклянными сво- дами или пассажи с мага- зинами. Великолепная га- лерея Витторио-Эманюэле в Милане – лишь один пример из сотни подобных сооружений – до сих пор остается магнетическим центром города. Эти засте- кленные галереи, как пра- вило, имеют много общего с «хрустально-дворцовой кон-
струкцией». Настоящая связь, однако, скорее прослеживается в функци- ональном плане, нежели в конструктивном. Все эти сооружения исполь- зуют большие застекленные площади с целью создать возможно лучшее освещение и тем самым усилить впечатление от демонстрируемых това- ров, и все они имеют внутри длинные пролеты с расчетом на большие потоки посетителей.
Франция и Германия также заимствовали архитектурные принципы, за- ложенные в Хрустальном дворце. По его подобию в этих странах в кон- це XIX в. из стекла и металла возводились здания крупных универмагов.

474
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Пророческими оказались слова одного из посетителей здания дворца в Гайд-парке, который сказал, что это «и не хрустальный, и не дворец,
а универсальный магазин, конструкция которого как нельзя лучше соответ-
ствует его назначению». Первый же универмаг такого типа был построен в следующем году после открытия первой Всемирной выставки – то было здание торгового центра Бон-Марше в Париже. Англичанин У. Уайтли, увидев Хрустальный дворец, был настолько вдохновлен его конструкцией, что стал разрабатывать план строительства огромных магазинов со сте- клянными фасадами. Впоследствии его стали называть «универсальным торговцем», основателем универмагов в Англии.
Сам же Пакстон превзошел всех своих последователей, строивших универмаги, указав, каким образом стеклянное здание Хрустального дворца может выполнять новые функции. Самым фантастическим был его проект застекленного проспекта Грейт-Викториан-уэй, послуживше- го прообразом величественного здания с кондиционированием возду- ха в центре Манхеттана (Нью-Йорк), спроектированного архитектором
Р. Фуллером. Пакстон представил свой план (чертежи не сохранились) отборочной комиссии столичного управления связи в июне 1855 г. Грейт-
Викториан-уэй должен был включать железную дорогу и 11-километро- вый проспект, опоясывающий Лондон, и соединить все проложенные в городе железные дороги, обеспечив более быстрое передвижение по этой трассе. По замыслу архитектора, это сооружение должно было пред- ставлять собой заключенный в стеклянные стены коридор шириной около
22 м с полукруглой крышей, достигающей высоты 32 м. Здания должны

475
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина были находиться по сторонам от стеклянного коридора, с тем чтобы люди могли свободно попадать в магазины, в свои дома и на работу. В то же время такое сооружение дало бы возможность людям укрываться от непо- годы. Как бывший садовод, Пакстон уделял большое внимание вопросам, связанным с созданием таких условий в стеклянных зданиях, которые бы были безвредными для здоровья людей, и предложил установить системы кондиционирования воздуха в застекленных коридорах.
Хотя и лондонский Грейт-Викториан-уэй, и Нью-Иоркский купол
Фуллера еще предстоит реализовать, Хрустальный дворец остается уди- вительно пророческим для строительных, архитектурных и эстетических достижений XX в. Дворец, а также железнодорожные депо и мосты были показательными примерами, как развивалось в то время осознание роли и возможностей строительной науки. Они появились как раз в то время, когда техническая мысль освободилась от власти интуитивного творче- ства и обретала научную основу. Это был пример мирового значения, свидетельствующий о грандиозном триумфе инженерной мысли, он был одинаково значительным для развития и техники, и архитектуры.
Список литературы
1. Даунс, Чарльз, Здание, возведенное в Гайд-парке для великой выставки ра- ботников промышленности всех Наций, 1851. Лондон: Джон Уэл, 1852.
2. Бивер, П. Кристальный дворец. Чичестер: Филимор.1970.8. Берд, Энтони,
Дворец Пакстона. Лондон: Касселл, 1976.
3. Гиббс-Смит, К.Х., Великая выставка 1851 года. 2-е издание. Лондон: HMSO, 1981.
4. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A5 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D1
%82 %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %B4 %D0 %B
2 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B5 %D1 %86.
5. https://evan--gcrm-livejournal-com.turbopages.org/evan-gcrm.livejournal.
com/s/461146.html.

476
УДК 378.1
И. А. Епремян
Научный руководитель – Н. В. Бирюкова
Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия
СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. ОРГАНАЙЗЕР
ДЛЯ ВАННЫ
Одно из самых больших преимуществ нашего времени заключается в том, что прогресс не стоит на месте. Каждый день появляются новые дизайнерские решения, но они не всегда решают актуальные проблем, а больше стараются удовлетворить эстетические потребности потребителя.
В наше время достаточно распространённой является ситуация, когда дома на ванне постоянно стоит большое количество различных тюбиков и баночек для гигиены, и ухода за телом, и они все в основном разных цветов, что часто вызывает визуальный шум. Но также для этой проблемы придумали большое множество разнообразных решений.
Но, несмотря на обширность решения данной проблемы, я разработа- ла свой вариант органайзера для ванных принадлежностей, так как счи- таю, что в жизни всегда нужно поддерживать порядок, в том числе и во время душа (рисунок, цветная вклалка). Так как, когда всё находится в равновесии, трудиться, думать и жить становится намного легче.
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


написать администратору сайта