Главная страница
Навигация по странице:

  • Выставка и город

  • Содружество с природой

  • Проектирование без отходов

  • Натуральные материалы

  • Разумное использование воды

  • Адаптация старых зданий

  • Татлин_2023_1111. Е. Г. Лапшина (главный редактор)


    Скачать 7.02 Mb.
    НазваниеЕ. Г. Лапшина (главный редактор)
    Дата18.04.2023
    Размер7.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТатлин_2023_1111.pdf
    ТипСборник
    #1070118
    страница19 из 38
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38
    Концепции и планировка. Новая задача задала развитие принципиаль- но новой функциональной планировки пространства – смещение в сто- рону развития экспозиционного пространства. Необходимость дать по- сетителю возможность обойти все разделы выставки наиболее грамотно

    238
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
    (с минимальным усилием, следуя определенной логике и с наибольшим удовольствием) способствовало развитию категории «движения» в про- ектировании плана. На протяжении второй половины XIX века будут представлены различные идеи от перекрестных нефов (1851) до сложных закольцованных путей (1867) и решений градостроительного масштаба
    (поздние выставки XIX в). С увеличением размеров экспозиций требова- лось перекрывать все большие пролеты. В то же время было необходимо допускать гибкость планировки – несущая конструкция самого здания должна была иметь минимальное влияние на экспозицию – то, что в бу- дущем назовут «свободным планом».
    Выставка и город. Отводимая под выставки территория, как правило, находилась на периферии города и/или в необустроенных районах. Подго- товка к выставке влекла к адаптации уже существующей градостроительной застройки к новым транспортным схемам и новым инженерным коммуника- циям. Происходило обновление города, задавались новые параметры уровня проживания в нём. Повышалась доступность города, развивался обществен- ный транспорт, возникали рекреационные участки. Выставки в небольших городах стимулировали их скорую урбанизацию (Вена 1873, Мельбурн 1880,
    Барселона 1888). Территории выставок, которые на тот момент находились на периферии города, сегодня составляют его историческое ядро, и в наши дни, требование к грамотной застройке территории для выставки с последу- ющей интеграцией в городскую жизнь является обязательным.
    Сооружения. Быстро возводившиеся временные сооружения Всемирных выставок поощряли инженеров, реже архитекторов к экспериментальному использованию новых материалов (чугуна, стали) и конструкций (световых фонарей, лифтов, инженерных коммуникаций и пр.). На каждой из выста- вок применялись новые, не встречавшиеся ранее конструкции, увеличива- лись размеры пролетов и высоты, была решена проблема перекрытия боль- шого пространства, тяготившая архитекторов. После того как эксперимент завершался успехом, он становился элементом обычной архитектурно- строительной практики. Такие понятия как унификация, типизация, сбор- ность и быстровозводимость конструкций, характерные для ХХ века, стали приниматься после постройки Хрустального дворца к выставке 1851 года в Лондоне, который произвел настоящую архитектурную революцию.
    Развитие новых форм и функций в проектах выставок демонстрирует движение к современной архитектуре. Отталкиваясь от сжатых сроков, экономической целесообразности и пр. развивались идеи рационализма.
    И хотя можно заметить влияние классической архитектуры на формоо- бразование – декор вторил за традиционными орнаментами и украшени- ями – была продемонстрирована сила новых материалов и конструкций.
    Инженеры и архитекторы, которые не были обременены грузом господ- ствующих художественных представлений, первые формировали новые архитектурные представления и соответственно новый эстетический язык.
    Задача поиска органической связи между архитектурной формой и ее со- держанием – задача последующих лет. Очевидно влияние Всемирных вы- ставок – первых массовых мероприятий, публично задавших этот вопрос.

    239
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
    УДК 72:502”313”
    Д. Д. Каткова
    Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
    Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
    Пенза, Россия
    «ЗЕЛЕНАЯ» АРХИТЕКТУРА КАК КОНЦЕПЦИЯ БУДУЩЕГО
    Зеленая архитектура – это отрасль архитектуры, занимающаяся проектированием и строительством зданий, которые оказывают ми- нимальное воздействие на окружающую среду. Данная статья отра- жает актуальность идеи «зеленой» архитектуры в современном мире, а также описывает основные инструменты, возникшие для сохране- ния природы, влияющие на проектирование и строительство зданий, которых впоследствии можно назвать «зелеными».
    С увеличением численности людей на Земле возрастает и разру- шающее влияние человеческой деятельности на окружающую сре- ду. В эпоху серьезных кризисов, связанных с изменением климата, возникает необходимость в применении ряда мер по сохранению окружающей среды. Зеленая архитектура – это экологически созна- тельный подход, который помогает сохранить природу при проекти- ровании, строительстве и эксплуатации зданий.
    Сооружения «зеленой» архитектуры проектируются, строятся учитывая эффективность и устойчивость энергетических ресурсов, сохранение водных ресурсов, сокращение отходов и адаптацию ма- териалов, позволяющих сделать их максимально жизнеспособными с минимальным воздействием на окружающую среду. Зеленая архи- тектура направлена не только на ограничение или устранение нега- тивного воздействия, которое строительная деятельность оказывает на окружающую среду, а также оказывает положительное влияние на людей и природу посредством экологически сознательных проек- тов, практик, строительных материалов и использования новейших технологий.
    Периодом возникновения «зелёной» архитектуры принято считать
    70–80-е гг. XX века. После очередного энергетического кризиса мир всерьез задумался над проблемами окружающей среды и сохранения природных ресурсов и начал активно работать над идеей «зеленого» строительства.
    Рассмотрев примеры многочисленных «зеленых» проектов и по- строек, можно выявить и сформулировать основные принципы, ко- торыми руководствуются проектировщики для обеспечения наиболее эффективной реализации возможностей этого направления в совре- менной архитектуре. Построить здание «зеленой» архитектуры помо- гает создать объект, который будет существовать в гармонии с окру- жающей средой, городским ландшафтом и человеком. Инструменты для создания такого объекта внедряются в строительство на стадии его проектирования:

    240
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
    1. Содружество с природой. Включить в структуру проектируемого объ- екта живые растения (рис. 1, цветная вкладка).
    2. Рациональное использование энергоресурсов. Отличительной чер- той зданий «зеленой» архитектуры могут являться стены, крыши, ко- торые кажутся зелеными из-за большого количества живых растений, находящихся на них, они помогают минимизировать затраты на ото- пление и охлаждение, предотвращают сток ливневых вод, отфильтро- вывают загрязняющие вещества и, соответственно, снижают потребле- ние энергии и затраты. Солнечная энергия, помимо гидроэнергетики и ветроэнергетики, очень часто используется в качестве возобновля- емых источников энергии для производства тепла и электроэнергии, так что любое жилое или коммерческое здание способно не только удовлетворять собственные потребности, но и генерировать и хранить электроэнергию (рис. 2, цветная вкладка).
    3.
    Проектирование без отходов. Переработка и сокращение отходов также являются важными особенностями в зеленой архитектуре. Старые здания возможно приспособить к повторному использованию, например, адап- тировать здание старого склада в жилье. Позволяет сократить количество строительного мусора, отходов во время его строительства или реконструк- ции – заготовка здания, с последующей сборкой на месте, тем самым уменьшив количество мусора, образовавшегося после сноса здания.
    4. Натуральные материалы. Есть материалы, выделяющие летучие ор- ганические соединения, которые представляют угрозу для людей, нахо- дящихся в здании. Материалы, используемые внутри и снаружи, должны быть безопасны для здоровья человека. Подбор экологически-чистых ма- териалов способен предотвратить загрязнение воздуха внутри помещения
    (рис. 3, цветная вкладка).
    5. Разумное использование воды. Повторное использование воды и сбор дождевой воды для минимизации потребления традиционных ресурсов пресной воды (рис. 4, цветная вкладка).
    Адаптация старых зданий. Существуют приемы, предназначенные для повышения экологической и энергетической эффективности уже суще- ствующих домов и зданий: установка солнечных тепловых коллекторов
    (для нагрева воды), улучшение утепления окон и стен, монтаж малопотре- бляющего освещения и электроприборов. Проектирование окон, которые постоянно отражают дневной свет, использование экологически чистых материалов и использование интеллектуального стекла, чтобы значитель- но сэкономить на расходах на отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха. Исторические постройки, заброшенные зоны, занимающие обшир- ные территории, при грамотном подходе можно адаптировать, сделать их востребованными объектами, передающими дыхание истории места.
    Для многих городов России актуальна проблема сохранения, раци- онального использования природного ландшафта. Здания, предназна- ченные для проведения отдыха и досуга, целесообразно приспособить к сложившемуся ландшафту, не разрушая их целостность, а дополняя и разумно корректируя. Они могут не только дополнять природный

    241
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина ландшафт, но и создавать на основе использования природоподобных форм выразительные искусственные ландшафты.
    Если мыслить глобально, то «зеленая» архитектура – это новый образ жизни и мышления, противоположный общепринятому. Вот уже несколь- ко веков человек использует природу в своих целях, не задумываясь о ее сохранении. Однако в XXI веке мировое сообщество осознало ценность природы и занялось ее сохранением. Тот факт, что человек способен ре- шить проблему загрязнения окружающей среды и то, что «зеленая» ар- хитектура является концепцией будущего больше не вызывает сомнений.
    Список литературы
    1. Дэвис А. Шуберт Р. Альтернативные природные источники энергии в стро- ительном проектировании. М.: Стройиздат, 1983.
    2. Табунщиков Ю.А., Бродач М.М., Шилкин Н.В. Энергоэффективные здания.
    М.: АВОК-ПРЕСС, 2003.
    3. Архитектура. Краткий справочник / Гл. ред. М.В. Адамчик.
    УДК 711.52
    Д. П. Козин
    Научный руководитель – О. И. Рагужина
    Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
    Пенза, Россия
    ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ
    ЗАСТРОЙКИ НА ПРИМЕРЕ Г. КУЗНЕЦК ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    Проблема сохранности, зачастую вытекающая из недобросовестной эксплуатации исторически ценных зданий, памятников архитектуры, явля- ется актуальной в любом историческом контексте развитых цивилизаций.
    Классик сказал, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будуще- го». Бесспорно, сохранение историко-архитектурного наследия необходимо для дальнейшего процветания общества и его самоидентификации. Наи- более приемлемым решением проблемы сохранения исторического лица города, несомненно, является реставрация, сохранение и поддержание исторических зданий в техническом состоянии, удовлетворяющем исполь- зованию. Но ситуация далеко не так однозначна: физический и мораль- ный износ большинства исторических зданий стремится к критическим значениям [1]. На современном этапе развития городов необходимо бе- режно относиться к архитектурно-исторической среде, что заключается в анализе различных способов проектирования и выборе такого варианта, который будет способствовать гармоничному сочетанию современных со- оружений с исторически ценными объектами архитектуры [2].
    Проблема многогранна по своим причинам и проявляется как в боль- ших городах, так и в малых. Наглядным примером тому является г. Куз- нецк, богатый разнообразными памятниками архитектуры, свидетельству- ющими о былом богатстве своим многообразием и монументальностью общественных и жилых зданий. На данный момент, в историческом

    242
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin центре города, большая часть каменных памятников архитектуры сохра- нилась до наших дней.
    Город Кузнецк, являющийся городом с 1780 года, застал несколько эпох и стилей архитектуры, такие как ампир, древнерусский стиль или неовизантийский, эклектика. Так же в России использовали термин «кир- пичный стиль», в частности, для описания эклектичных построек . Со временем, отсутствие отделки и гипсовой лепнины вошло в моду и «в кирпиче» стали строить здания, которые ныне относят к рациональному модерну, неоклассицизму, русскому стилю.
    Один из древнейших и хорошо сохранившихся – детская художествен- ная школа, расположенная по улице Ленина (рис. 1, цветная вкладка). Пер- воначально этот памятник истории и архитектуры, являл собой одноэтаж- ный кирпичный дом. «Построен он был в конце 19 века на ул. Дворянской
    (ныне ул. Ленина) в качестве жилого дома. Главный семиоконный фасад декорирован геометричным орнаментом (крестовины, ромбы, филенки), напуском кирпича: на подоконном поясе, под приподнятыми над окнами сандриками, на фризе карниза. На фасаде здания есть имитация в кир- пиче традиционного деревянного декора. До 1918 года здание находилось в частной собственности. Затем непродолжительное время в нем находилось судебное присутствие. С 26 апреля 1918 года в нем расположилась обще- ственная библиотека-читальня. В 1933 году здание было электрифициро- вано. В 1959 году печное отопление заменено на центральное. В 1993 году и в 2003 году к зданию были сделаны пристройки. Фасад выполнен в тра- диционном для Кузнецкой архитектуры неоклассическом стиле. Главный фасад декорирован геометричным орнаментом: на приподнятом над окнами сандрике, под оконными проемами, между карнизных поясов. Орнамент напоминает деревянный декор. После реконструкции в здании размещена детская художественная школа. На данный момент в здании отсутствуют критичные дефекты, за исключением сколов кирпичей на декоративных элементах. Здание функционирует по сей день (рис. 1, цветная вкладка).
    К числу хорошо сохранившихся и эксплуатируемых зданий можно так же отнести Главный дом купеческой усадьбы семьи Бобровых, единствен- ный в городе образец архитектуры русского классицизма, заложенный в середине 19 века. Центр фасада выделен массивным портиком из 4 ко- лонн с дорическими капителями. Оконные и дверные проемы увенчаны клинчатыми перемычками. (рис. 2, цветная вкладка).
    Жилой дом с лавкой на улице Московской (рис. 3, цветная вкладка), построенный в 19-м веке, обладает самобытный образом со множеством декоративных элементов, несмотря на принадлежность к «кирпичному стилю», или неоклассике. Главный фасад здания торцовый, обращен на ул. Московскую. На фасаде оконные и дверные проемы лучковые и клин- чатые, обрамленные архивольтами. Лопатки над карнизом делают фасад пластичным. Несмотря на долгий период эксплуатации внешние призна- ки износа отсутствуют.
    Здание дворянского поземельного банка (рис. 4, цветная вкладка), рас- положенное на ул. Ленина 223, имеет прямоугольную форму и выходит

    243
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина торцевой частью на главную улицу. Здание так же выполнено из красно- го кирпича со множеством декоративных элементов. Фасад симметричен, оснащен арочными оконными проемами, обрамленными архивольтом над подоконным профилированным пояском. Между проемами расположены пилястры. В композиционном центре фасада расположен круглый элемент, напоминающий розетку, но более свойственный архитектуре модерна.
    Здание гимназии, бывшего училища, построенного в конце XIX века, расположено на ул. Ленина (рис. 5, цветная вкладка). Трехэтажное мону- ментальное здание имеет симметричную форму, прямоугольное в плане, построено по образцовому проекту архитектора И.С. Китнера. Южным фасадом оно обращено на ул. Ленина, боковые фасады образуют крылья здания. Центр здания выделен пятиоконным ризалитом, поделенный меж оконных проемов пилястрами. Оконные проемы, увенчанные лучковыми и арочными перемычками, обрамлены архивольтом. На нижнем этаже применен горизонтальный руст по всему периметру здания. Входная груп- па выполнена в виде портала.
    К сожалению, не всегда удается проследить за условиями содержания здания. Пока еще эксплуатируемые здания могут постепенно деградиро- вать, что ведет к необратимым последствиям несущих конструкций, не говоря уже о состоянии внешней отделки фасада, состояния карнизных поясов, оконных и дверных рам и т. д.
    На данный момент большая часть исторического центра г. Кузнецк неизменно в том же составе. Есть так же здания, которые нуждают- ся в косметическом или капитальном ремонте, но при этом работают в прежнем режиме:
    Здание городской управы (ныне районная администрация), постро- енная в 1914 г. Дом был построен по заказу богатых купцов Носковых артелью местных каменщиков. После 1918 года в здании работали рай- ком партии, редакция газеты. С 1967 года в здании размещены службы администрации Кузнецкого района. Здание расположено на пересечении ул. Комсомольская и Калинина и является украшением центра города
    (рис. 6, цветная вкладка).
    На фасаде прослеживаются визуальные дефекты, такие как:
    ● расслоение и осыпание кладочных швов, сопровождающееся выпа- дением облицовочных плиток;
    ● наружное выветривание отдельных участков, приводящее к излишне- му влагопоглощению и промерзанию;
    ● отколы углов, выбоины, борозды и другие механические повреждения.
    Подводя итог, можно сказать, что большинство памятников архитек- туры г. Кузнецка строились в один и тот же период (до 1917 г.), в стиле неоклассицизма, «кирпичного стиля», с элементами модерна и древне- русского стиля. Некогда богатый город был застроен в центральной части зданиями, которые сегодня мы можем отнести к образцовой архитектуре тех лет. Хотя по внешним признакам, большая часть памятников архи- тектуры на данный момент не нуждается в капитальном ремонте, для г. Кузнецка, как и для других малых городов нашей страны, необходимо

    244
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin предпринимать комплексные охранные меры, для сохранения индивиду- ального облика города. Органичной среду исторических городских улиц делает не стилистическое единство застройки, а непрерывность культур- ного развития, обеспечиваемая сохранением наследия прошлых эпох [3].
    Список литературы
    1. Панкратова А.А. Историческая каменная застройка Рязани: композиционные особенности фасадов // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13, № 4 (115). С. 435–445.
    2. Лысак, И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях гло- бализации / И.В. Лысак // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010.
    № 4 (53). С. 99–103.
    3. Панкратова А.А., Соловьев А.К. Проблемы сохранения и использования исторической застройки в современной архитектуре города // Вестник МГСУ. 2015.
    № 7. С. 7–16.
    УДК 728.1
    К. Е. Козлова
    Научный руководитель – О. В. Королева
    Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
    Пенза, Россия
    АНАЛИЗ УРОВНЯ КОМФОРТА ЖИЛЬЯ СОВЕТСКОГО
    И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ
    От обеспеченности граждан комфортным жильем, в значительной сте- пени зависит здоровье нации, демографическая ситуация, крепость семьи, здоровое детство, отношение к власти и многое другое. В своем жилище рядовой россиянин проводит большую часть жизни. Поэтому качество жилья и тенденции его изменения – важнейшие показатели уровня жизни населения и уровня государственного управления.
    История жилищного строительства показывает, что условия комфорт- ности в разные периоды были неодинаковыми. Поэтому данное иссле- дование направлено на определение критериев уровня комфорта жилья советского и постсоветского периодов.
    При этом выявлялся перечень критериев комфортности, а затем про- водился теоретический анализ жилых пространств советского и постсо- ветского периодов в соответствии с выявленными критериями.
    Комфортность пространства, в котором мы живем и проводим большую часть своей жизни является очень важным фактором счаст- ливого человека.
    Комфорт – это состояние окружающей среды, при котором человек ощущает уют, может иметь удобный, наиболее безопасный и рациональ- ный доступ к её ресурсам для удовлетворения своих материальных по- требностей для нормального функционирования человеческого организма, удовлетворений эстетического наслаждения.
    При рассмотрении истории развития жилья выявлен ряд критериев, по которым можно определить уровень комфорта жилых пространств: пло- щадь комнат, метраж; количество комнат и их предназначение; наличие

    245
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина удобств; балкон, лоджия; вариативность планировки; универсальность, индивидуальный подход.
    Стоит рассматривать наличие
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38


    написать администратору сайта