Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблицы к статье М. К. Жусупаевой, Г. К. Садвокасовой «Теоретические предпосылки формирования эко-реурбанизации в крупных городах мира»

  • Иллюстрации к статье Д. Д. Катковой, Т. Б. Ефимовой ««Зеленая» архитектура как концепция будущего Иллюстрации к статье А. Э. Заплавнаой, А. Е. Енина

  • Иллюстрации к статье Д. П. Козина, Рагужиной «Проблемы сохранения и эксплуатации исторической застройки на примере г. Кузнецк Пензенской области»

  • Иллюстрации к статье А. А. Коргамбаева, Г. К. Садвокасовой «Реализованные эко проекты Китая»

  • Иллюстрации к статье В. С. Кузиной, Д. Д. Дубининой, Е.Н. Вечкасовой «Влияние архитектурных форм и цвета на эмоциональное состояние

  • «Влияние архитектурных форм и цвета на эмоциональное состояние человека на примере анализа архитектуры Пензы»

  • Иллюстрации к статье А. Е. Маневеевой «Технологические инновации в архитектуре мечетей»

  • Иллюстрации к статье Мбисси Фасси Сефф Осхи Кредди, А. Р. Варфоломеевой, Е.Г. Лапшиной «Традиционная архитектура народов Африки: расписные дома поселка Тиебеле»

  • Иллюстрации к статье Мбисси Фасси Сефф Осхи Кредди, А. Р. Варфоломеевой, Е.Г. Лапшиной «Традиционная архитек- тура народов Африки

  • Иллюстрации к статье И. О. Николаевой, Л. В. Савельевой «Современные тенденции проектирования энергоактивных зданий

  • Иллюстрации к статье Д. С. Пчелинцевой, Т. Б. Ефимовой «Архитектура промышленных зданий»

  • Татлин_2023_1111. Е. Г. Лапшина (главный редактор)


    Скачать 7.02 Mb.
    НазваниеЕ. Г. Лапшина (главный редактор)
    Дата18.04.2023
    Размер7.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТатлин_2023_1111.pdf
    ТипСборник
    #1070118
    страница21 из 38
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38
    Таблицы к статье М. К. Жусупаевой, Г. К. Садвокасовой
    «Теоретические предпосылки формирования эко-реурбанизации в крупных городах мира»
    Таблица 1
    Анализ современной парадигмы «Города-Природа» на примере конкурса «Большой Париж-2010»

    258
    Таблицы к статье М. К. Жусупаевой, Г. К. Садвокасовой
    «Теоретические предпосылки формирования эко-реурбанизации
    в крупных городах мира»
    Таблица 2
    Теоретические модели и приемы формирования природного каркаса городов и их эволюция

    259
    Таблица 3
    Ландшафтная инфраструктура постиндустриальных пространств
    Таблицы к статье М. К. Жусупаевой, Г. К. Садвокасовой
    «Теоретические предпосылки формирования эко-реурбанизации
    в крупных городах мира»

    260
    Иллюстрации к статье Д. Д. Катковой, Т. Б. Ефимовой
    ««Зеленая» архитектура как концепция будущего
    Иллюстрации к статье А. Э. Заплавнаой, А. Е. Енина
    «Проблемы функциональной организации жилой среды
    в современных исторических центрах»
    Рис. 3 Рис. 4
    Рис. 4. Доходный дом М.Т. Фролова, г. Санкт-Петербург
    Рис. 1. Вид на объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», г. Воронеж.
    Фото А.Э. Заплавной, 2021 г.
    Рис. 2. Здание больницы в «Зеленой роще», г. Екатеринбург.
    Рис. 3. Аварийный дом, по ул. Никитинская, г. Воронеж. Фото А.Э. Заплавной, 2021 г.

    261
    Иллюстрации к статье Д. П. Козина, Рагужиной
    «Проблемы сохранения и эксплуатации исторической застройки
    на примере г. Кузнецк Пензенской области»
    Рис. 6. Здание администрации Кузнецка.
    (в 1914 - Жилой дом)
    Рис. 1. Детская худ. школа. Ул. Ленина, 242
    Рис. 2. Главный дом купеческой усадьбы семьи Бобровых, ул. Ленина 231
    Рис. 3. Жилой дом с лавкой.
    Ул. Московская 60
    Рис. 4. Здание дворянского поземельного банка
    Рис. 5. Гимназия № 1 в г. Кузнецк, бывшее здание училища

    262
    Иллюстрации
    к статье
    А. А. Коргамбаева,
    Г. К. Садвокасовой
    «Реализованные
    эко проекты
    Китая»
    Рис. 1. Проектное решение и фото реализации.
    Китайско- сингапурский экогород
    Тяньцзинь
    Рис. 2.
    Тематический парк охраны окружающей среды
    Mengqingyuan расположен в центре Шанхая, на участке полуострова на южном берегу реки Сучжоу
    (Китай)

    263
    Иллюстрации к статье А. А. Коргамбаева, Г. К. Садвокасовой
    «Реализованные эко проекты Китая»
    Рис. 3. Проектное предложение и фото реализации «Парк Тысячи Фонарей Лейк»
    ( Thousand Lantern Lake Park) Китай [10]

    264
    Иллюстрации к статье А. А. Коргамбаева, Г. К. Садвокасовой
    «Реализованные эко проекты Китая»
    Рис. 4. Фото до начала проектирования. Парк Хоутан, (Шанхай, Китай)

    265
    Рис. 6. Реализованное пространство. Парк Хоутан, 2010 г. (Шанхай, Китай)
    Иллюстрации к статье А. А. Коргамбаева, Г. К. Садвокасовой
    «Реализованные эко проекты Китая»
    Рис. 5. Фото до начала проектирования. Проектное предложение. Парк Хоутан, 2010 г.
    (Шанхай, Китай)

    266
    Иллюстрации к статье В. С. Кузиной, Д. Д. Дубининой, Е.Н. Вечкасовой
    «Влияние архитектурных форм и цвета на эмоциональное состояние
    человека на примере анализа архитектуры Пензы»
    Рис. 1
    Рис. 2
    Рис. 3

    267
    Иллюстрации к статье В. С. Кузиной, Д. Д. Дубининой, Е.Н. Вечкасовой
    «Влияние архитектурных форм и цвета на эмоциональное состояние
    человека на примере анализа архитектуры Пензы»
    Рис. 4
    Рис. 5
    Рис. 6

    268
    Иллюстрации к статье Т. В. Левиной
    «Формирование архитектуры рекреационно досуговых комплексов
    в экстремальных условиях земли»
    Рис. 3. «Пещерный город»
    (автор Деннис
    Кристиан Шмидт
    Вормс, Германия)
    Рис. 1. Всемирный торговый центр статуя Амфитриты,
    Монреаль, Ресо
    (автор французский скульптор
    Дьёдоне-Бартелеми
    Гибала (1699–1757))
    Рис. 2. Спортивный парк Цюйчжоу,
    Китай (автор компания MAD)

    269
    Иллюстрации
    к статье
    А. Е. Маневеевой
    «Технологические
    инновации
    в архитектуре
    мечетей»
    Рис. 2. МечетьХалифаАльТаджер,Дубай
    Рис. 1. Центральная мечеть
    Кембриджа
    Иллюстрации к статье Мбисси Фасси Сефф Осхи Кредди,
    А. Р. Варфоломеевой, Е.Г. Лапшиной
    «Традиционная архитектура народов Африки:
    расписные дома поселка Тиебеле»
    Рис. 2. Племя Кассена. Расписные дома в поселке Тиебеле
    Рис. 3. Дома поселка Тиебеле в стиле гурунси

    270
    Рис. 5. Деревня Тиебеле на карте Африканского государства Буркина Фасо – южная окраина [3]
    Иллюстрации к статье
    Мбисси Фасси Сефф
    Осхи Кредди,
    А. Р. Варфоломеевой,
    Е.Г. Лапшиной
    «Традиционная архитек-
    тура народов Африки:
    расписные дома поселка
    Тиебеле»
    Рис. 6. Деревня Догонов на плато Бандиагара, юго- восток Мали, приграничные районы Буркина-Фасо
    Рис. 7. Министерство топлива и углерода.
    Город Либервиль. Габон [6]
    Рис. 4. Уникальное африканское искусство с религиозными истоками. уникальное африканское искусство с религиозными

    271
    Рис. 1. Экстерьер: а – Powerhouse Brattørkaia; б – Powerhouse Telemark
    Иллюстрации к статье
    И. О. Николаевой,
    Л. В. Савельевой
    «Современные
    тенденции
    проектирования
    энергоактивных
    зданий
    и комплексов»
    а б
    Рис. 2. Экстерьер: а – Urban Solar Farm; б – Aqaba Port Terminal а
    б

    272
    Рис. 1
    Рис. 2
    Рис. 3
    Иллюстрации к статье Д. С. Пчелинцевой, Т. Б. Ефимовой
    «Архитектура промышленных зданий»

    273
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина студенты под руководством доцента Ирины Глущенко разработали проект музея хрущёвки. Зимой 2016 года он победил на университетском конкур- се Фонда образовательных инициатив. После объявления о реновации, когда идея стала особенно актуальной, рабочая группа оформила проект как музей «Черёмушки» и показала чиновникам. В июле прошлого года проект «Музей “Черёмушки”» представили на заседании коллегии Мини- стерства культуры РФ. По словам Глущенко, создание музея может занять несколько лет. Пока авторы проекта ждут финального решения властей.
    Рис. 2. Слайд презентации проекта «Городские рощи»
    В конце сентября 2018 года стали известны компании, которые за- ймутся реновацией на пяти экспериментальных площадках в Москве.
    Среди победителей конкурса – архитектурное бюро SPEECH. Его про- ект «Городские рощи» будет в ближайшие годы реализован в Кузьминках.
    SPEECH планируют разделить территорию на небольшие жилые кварталы и застроить их домами-колодцами.
    Бюро обещает сохранить четыре пятиэтажных дома серии 1-515, кото- рые расположены рядом друг с другом в глубине района. Здания отремон- тируют, а внутри откроют Музей панельного домостроения.
    Если превратить в музей целый многоквартирный дом пока не полу- чается, то интерьеры советской квартиры уже увековечены. Их можно де- тально рассмотреть в историко-мемориальном музее «Пресня» в Большом
    Предтеченском переулке. Экспозиция «История российской повседнев- ности. ХХ век» занимает три этажа. Среди многочисленных воссозданных помещений есть и реконструкция кухни, и комнаты малогабаритной квар- тиры серийной советской пятиэтажки.

    274
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
    В Москве памятники архитектуры и особенно значительна роль но- вых современных музеев, которые могут быть созданы и на базе ти- повой индустриальной застройки. Скромные, порой запущенные, ли- шенные должного финансирования, удерживаемые силами энтузиастов, ветеранов производства, иногда администрации реконструкции, они могут стать бесценным источником исторической научно-технической, архитектурно-промышленной, социально-экономической информации.
    Кроме традиционного музеефикации объектов индустриального насле- дия, российскими исследователями разработаны интересные проекты создания комплексных индустриально-ландшафтных музеев «под от- крытым небом». Это полностью находится в русле общемировой тен- денции музеефикации не отдельных объектов, а целых индустриальных ландшафтов и территорий.
    Список литературы
    1. Боровикова Н.В. Критерии сохранения индустриального наследия / Н.В. Бо- ровикова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного уни- верситета. 2019. Т. 21. № 2. С. 52–62.
    2. Будкевич Н.М. Проявление российской специфики в вопросах формирова- ния концепции «Индустриальное наследие» / Н.М. Будкевич // В книге: Инду- стриальное наследие России: междисциплинарные исследования, опыт сохранения, стратегии реновации. Сборник тезисов Всероссийской научной конференции. Хан- ты-Мансийск, 2020. С. 81–84.
    3. Запарий В.В. «Индустриальное наследие» и его современное толкование /
    В.В. Запарий // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 1.
    С. 32–35.
    4. Копылова А.А. Индустриальное наследие: переосмысление и трансформа- ция / А.А. Копылова // Туризм: технологии и тренды: материалы III студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 18 февраля 2017 г. Екатерин- бург: Издательство Уральского университета, 2017. С. 117–126.
    УДК 727.7
    Т. А. Кочергина
    Научный руководитель – А. К. Туякаева
    Международная образовательная корпорация «Казахская головная архитектурно-строительная академия», Алматы, Казахстан
    РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ МУЗЕЕВ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
    Музей естественной истории или музей естествознания естествозна- ния — это научное учреждение с коллекциями естественной истории, ко- торые включают текущие и исторические записи о животных, растениях, грибах, экосистемах, геологии, палеонтологии, климатологии и многом другом другом [1].
    В Казахстане отсутствует полноценный музей естественной истории.
    Обобщение мирового опыта проектирования такого типа музеев, выявле- ние особенностей и новейших тенденций архитектурно-планировочной организации, позволит выработать подходы для проектирования такого типа зданий для специфических условий Казахстана.

    275
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
    В 1635 году в Париже открылся Национальный музей естественной истории, который можно назвать первым музеем естественной истории.
    В то время такие музеи были закрыты для свободного посещения, по- скольку это были частные коллекции [2]. Музей Эшмола, открытый в 1683 году, был первым музеем естествознания, который открыл доступ для широкой публики публики [3] (рис. 1, а).
    Музей естественной истории не существовал как типичный му- зей до XVIII века. Гражданские и университетские здания действи- тельно существовали для размещения коллекций, используемых для проведения исследований, однако, в сегодняшнем понимании, они служили скорее складскими помещениями, чем музеями. Поскольку там было крайне мало названий и описаний экспонатов. хранящие- ся организмы обычно располагались в их таксономических системах и отображались вместе с аналогичными организмами. Музеи не ду- мали о том, чтобы разнообразить показ экспонатов и игнорировали точку зрения зрителей, отдавая предпочтение точке зрения научных сотрудников [4].
    В XIX веке вырабатывались стандарты постройки музеев: замкнутая система залов; фасады, в которых использовался классический или не- оклассический стиль; малое количество реставрационных и служебных помещений (рис. 1, б). К экспонату добавляются название и неболь- шое описание.
    а б
    Рис. 1. а – Музей Эшмола в г. Оксфорд, Великобритания [5]; б – Музей естественной истории в г. Вене, Австрия, 1889 г. [6]
    В XX веке усложняется планировка музеев, проводятся реконструкции существующих зданий зданий [7]. Благодаря активному развитию пале- онтологии появляется большое количество новых экспонатов. Поэтому многие музеи расширяются, увеличивается количество реставрационных мастерских, залы получают новые тематики (рис. 2, а). Экспонаты груп- пируются по каким-либо признакам. Описание экспонатов становится все более подробными и понятным, музеи начали стремится завоёвывать интерес публики (рис. 2, б).

    276
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
    В XXI веке по мере раз- вития технологий, улучшается качество показа экспонатов.
    Появляются вивариумы с жи- выми бабочками, оранжереи и небольшие вазоны с живы- ми растениями, по всей терри- тории музея. Некоторые экспо- наты выносятся на улицу, с их помощью обогащают ландшафт вокруг музея (рис. 3, а).
    К этому времени само здание претерпело серьезные измене- ния, классический и неокласси- ческие стили ушли в прошлое и начал активно использоваться хай-тек и эко-тек (рис. 2, в).
    Они позволяют облегчить ис- пользование энергоэффектив- ных технологий. Например, некоторые музеи используют зе- леную кровлю, которая отлично охлаждает постройку в жаркие дни, что демонстрирует музей естественной истории в Шанхае
    (рис. 3, б). Также кровлю мож- но использовать для установки солнечных батарей, как сделано в музее науки г. Тренто, Италия
    (рис. 3, в). В последнее время музеи начали активно использо- вать многофункциональные про- странства. Кроме того, в струк- туру музеев вводятся учебные классы и лаборатории, для привлечения юной аудитории; кинолекционные залы – для проведения научных собраний и интерактивных лекций; раз- мещаются кофейни и буфеты, а также магазинчики с сувени- рами, чтобы сохранить память о посещении музея. Таким об- разом образовательная функция музеев естественной истории на- чинает активно выделяться.
    а б
    в
    Рис. 2. а – Национальный музей естественной истории, г. Вашингтон, США, 1910 г. [8]; б – Музейная табличка [9]; в – Музей естественной истории в г. Шанхае, Китай, 2015 г. [10]

    277
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
    Во многих музеях появи- лись интерактивные техно- логии. А также появились инновационные технологии создания и поддержания ми- кроклимата для живых экспо- натов (рис. 4, а). Такие техно- логии применяются в музеях естественной истории спро- ектированных Ренцо Пьяно в Сан-Франциско и Тренто, также они используются при реконструкции американского музея естественной истории.
    В последние десятилетия растет число реконструктивных работ в сфере музейного дела.
    Интересен пример американско- го музея естественной истории в Нью-Йорке (рис. 4, б). Здесь виден процесс расширения и постепенных реконструкций музея. Постепенное увеличение площади музея связано с увели- чением количества экспонатов и желанием сформировать их по темам. На данный момент в му- зее есть океаническая галерея, галерея науки и даже планета- рий. В 2023 году планируется за- кончить последнюю реконструк- цию этого замечательного музея.
    Новое крыло добавит еще один вход в музей и будет построе- но с применением всех совре- менных технологий. На данный момент возможно использовать в музее живые экспонаты, такие как бабочки. Ранее создание та- ких помещений виделось магией и не представлялось возможным.
    Новая часть музея также добавит многофункциональность музею, поскольку там выделена часть пространства под учебные клас- сы, а также театр. а
    б в
    Рис. 3. а – экспонат, вписанный в ландшафт [11]; б – зеленая кровля в музее естественной истории г.
    Шанхай [10]; в – схема солнечных батарей в музее науки в г. Тренто [12]

    278
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin а б
    Рис. 4. а – пример природной модели [13]; б – реконструкция Американского музея естественной истории [14]
    Результаты и обсуждение
    1. Архитектура музеев естественной истории за период XVIII-XXI вв. получила активное развитиев в сторону усложнения структуры и со- става функций.
    2. Стилистические особенности архитектуры музеев естественной истории при зарождении данного типа музеев, характеризовались исполь- зованием классических и неоклассических образцов.
    3. Функционально-планировочная организация музейного пространства в первоначальный период ограничивалась одним основными и минимальным набором вспомогательных помещений (уборная, внутренний двор, ресепшн).
    4. В процессе развития музейного дела, появилась необходимость в дифференциации функциональных пространств по видам экспонатов, по интересам публики, появляется необходимость демонстрации живых экспонатов, что повлияло на усложнение архитектурно-пространственной и функционально-планировочной структур.
    5. Определено направление развития архитектуры музеев естественной истории в современном временном отрезке (первые декады XXI в.): уве- личение количества функциональных зон (научная, общественная, тема- тические залы и др.), рост площадей служебных помещений, организация общественных многофункциональных пространств (зал для мероприятий,
    «лестница», кафе, буфеты); использование инновационных технологий
    (энергоэффективных, демонстрационных, создания микроклимата) и др.
    6. Современные тенденции архитектуры музеев естественной истории характеризуются: вводом и расширением образовательной зоны – учеб- ных, научно-исследовательских помещенийи и лабораторий и др.
    7. В функционально-планировочной организации музеев естественной истории идет тенденция к гуманизации и экологизации – можно кон- статировать расширение общественных и озелененных пространств, ко- торые получают трактовку в виде ввода дополнительных зон и помеще- ний, для удовлетворения интересов широкой публики в рекреационных и просветительских функциях.

    279
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
    8. В архитектуре музеев естественной истории наблюдается тенденция к активному использованию инновационных технологий озеленения, об- воднения и поддержания микроклимата.
    9. Стилистические особенности современных музеев естественной ис- тори характеризуются активным использованием стилей хай-теки и эко- тек, облегчающих использование энергоэффективных технологий.
    Заключение
    Архитектура музеев естественной истории развивались и усложнялась по мере развития общества и музейного дела и, в последние десятилетия, активно связана с использованием инновационных технологий. Про- странства музея естественной истории претерпело ряд трансформаций от утилитарного склада исторических артефактов, до современных высоко- технологичных просветительских, объектов, которые являются центрами притяжения, имеющие общегородское значение.
    Список литературы
    1. Arrizabalaga i Blanch, Antoni. «Els museus d›histтria natural, biodiversitat o informaciу: salvar quи?». Lauro 1992. Granollers Museum of Natural Sciences. 4: 60–62. (in Catalan).
    2. Resh, Vincent H.; Cardй, Ring T., eds. Encyclopedia of insects. Amsterdam 2003:
    Academic Press. 771 p.
    3. Stein, Andi; Evans, Beth Bingham, eds. An introduction to the entertainment in- dustry. New York 2009: Peter Lang. 115 p.
    4. Merrill E: Zaha Hadid›s Center for Contemporary Art and the perils of new mu- seum architecture. ARQ: Architectural Research Quarterly. Sep 2019, Vol. 23 Issue Is- sue 3, p. 210-–224. 15 p.
    5. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://estates.admin.ox.ac.
    uk/files/ashmolean-museum-conservation-plan.
    6. https://www.amazon.co.uk/Kunsthistorisches-History-Museum-Vienna-Floor/dp/
    B00TSP4TEQ.
    7. Nyhart, Lynn K. Modern Nature. University of Chicago Press. 2009.
    8. https://www.etsy.com/listing/732872302/1922-smitsonovskij-nacionalnyj- muzej?show_sold_out_detail=1&ref=nla_listing_details.
    9. Ирина Герасимчук Экспонат – хранитель истории [Электрон. ресурс] –
    2013. – URL: https://admzaoz.ru/muzey/933-eksponat-hranitel-istorii.html (дата обращения: 08.01.2023).
    10. James Steinkamp, Connor Steinkamp Shanghai Natural History Museum /
    Perkins+Will [Elektron.resurs]. 2015. URL: https://www.archdaily.com/623197/shang- hai-natural-history-museum-perkins-will.
    11. Wally Gobetz Impress Your Friends with Cool Facts about Dippy the Dino [Ele- ktron.resurs]. 2015. URL: https://www.pittsburghmagazine.com/impress-your-friends- with-cool-facts-about-dippy-the-dino/.
    12. Bridgette Meinhold Renzo Piano Unveils Italian Museum of Science for Former
    Factory Site [Elektron.resurs]. 2011. URL: https://inhabitat.com/renzo-piano-redevel- ops-former-michelin-factory-site-into-new-museum/museum-of-sciences-in-trento-2/.
    13. Silvia Ombellini Nature, Science and Ecology, in MUSE-o [Elektron.resurs].
    2015. URL: https://ecobnb.com/blog/2015/01/muse-trento/.
    14. Evan Bindelglass American Museum Of Natural History Expansion Gets Go-Ahead
    From Landmarks [Elektron.resurs]. 2016. URL: https://newyorkyimby.com/2016/10/ameri- can-museum-of-natural-history-expansion-gets-go-ahead-from-landmarks.html.

    280
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
    УДК 725.3(470.341-25)
    И. С. Красавина
    Научный руководитель – О. В. Орельская
    Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
    Нижний Новгород, Россия
    ВОРОТА Г. ГОРЬКОГО. ТРИ ВОКЗАЛА
    «Старинный русский город, город-труженик, город-борец, расположен- ный на живописных берегах Волги и Оки, неузнаваемо преобразился за годы советской власти» [1, с. 4]. Так охарактеризовал город Горький и про- изошедшие с ним в советскую эпоху изменения Л.И. Брежнев в своей речи в связи с награждением Горьковской области орденом Ленина. Город
    Горький (ныне г. Нижний Новгород) в 1960–1970 годы представлял со- бой крупный региональный центр с населением более миллиона человек и активно развивающейся промышленностью, один из культурных центров страны. При советской власти в эпоху главенствующего в архитектуре мо- дернизма город быстро преображался, наращивая темпы жилищного строи- тельства и возводя новые общественные здания. Статус культурного центра как места притяжения людей из разных городов и стран тесно связан с раз- витием учреждений транспорта. Три вокзала разных типов были построены в г. Горьком в указанный период времени. К ним относятся здания речно- го и железнодорожного вокзала, а также новый терминал аэропорта. Каж- дый из объектов имеет свои отличительные особенности, но все постройки соответствуют новационным тенденциям того времени, которые складыва- лись под влиянием столичной архитектуры (а также опосредованного вли- яния зарубежной архитектуры) и имеют аналоги в других городах страны.
    Небольшое, компактное здание аэропорта «Стригино» в г. Горьком
    (1965 г.) (рис. 1) выполнено в духе времени. Здесь можно говорить о тен- денциях интернациональной стеклянной архитектуры, отличительной осо- бенностью которой стало применение больших поверхностей стекла на фа- садах или полностью остекленных стен. Внешний облик здания формирует большая остекленная плоскость, расчлененная сеткой тонких металлических переплетов. Плоский консольный навес над входом горизонтально делит поверхность главного фасада. Остальная часть объема решена просто, с по- мощью повторяющейся системы окон, что создает контраст и подчеркивает решение входной группы. Интерьер пассажирского терминала аэропорта представляет собой двухуровневое пространство с четкой планировочной структурой. При входе в здание посетителю открывается просторный холл, схожий с атриумом. В шаговой доступности – кассы и другие необходи- мые для пассажиров помещения. Перекрытие второго этажа имеет не- большой вынос, поддержанный колоннами. Здание аэропорта «Стригино» близко по своей архитектуре к зданию аэропорта «Шерементьево-1» в Мо- скве (Г. Елькин, Ю. Крюков, 1964 г.) (рис. 1), где остекленная плоскость главного фасада является одной из частей протяженного прямоугольного объема, решенного максимально просто и лаконично. Можно сказать, что г. Горький поддержал рационалистические тенденции интернациональной

    281
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина архитектуры. В настоящее время в Нижнем Новгороде построен новый пассажирский терминал по проекту английского архитектурного бюро
    Hintan associates [2], который сохранил в своем образе черты стеклянной архитектуры, но отражает более пластичные и современные формы.
    Рис. 1. Аэропорт «Стригино» в г. Горьком (слева) и аэропорт «Шерементьево-1» в Москве (справа)
    Другой подход к формированию архитектуры использовался при про- ектировании здания Московского железнодорожного вокзала (Гипро- дортранс. М. Готлиб, Ю. Мелюшин, 1965 г.) [1], расположенного в Ка- навинском районе города на пл. Революции (рис. 2). Основной объем здания – параллелепипед. Для придания архитектурной выразительности простой форме фасады главного корпуса дополнены рядом частых вер- тикальных простенков в виде пилонов, что создает метрический ряд уз- ких остекленных проемов. Такой приём вертикального членения фасадов был характерным для зданий разной типологии. Симметрия, гармония и простота архитектурного решения на ассоциативном уровне связыва- ет здание железнодорожного вокзала с Дворцом съездов в Московском кремле (М.В. Посохин, 1956–1961 г.) [3] (рис. 2), чей прием спокойного ритма вертикальных пилонов приобрел широкое распространение по всей стране. В интерьере Московского железнодорожного вокзала в г. Горьком можно особо отметить просторный зал ожидания. Его стены, свободные от остекления, оформлены масштабными мозаичными панно на тему соц- реализма и революционных волнений 1902–1905 года. Таким образом, железнодорожный вокзал воплотил в себе ряд общесоюзных тенденций формирования архитектуры общественных зданий. До настоящего вре- мени сооружению удалось сохранить концепцию своего первоначального облика: фасады здания были отреставрированы, а в интерьерах сохранены ценные декоративные панно.
    Особое место в архитектуре г. Горького занимает здание речного вокзала (Ленинградский Гипроречтранс. М.И. Чурилин, Л.С. Смирнова,
    1964 г.) [4] (рис. 3). Оно расположено в историческом центре города, при вы- ходе пл. Маркина к Нижневолжской набережной (Нижегородский район).
    За счет ступенчатого силуэта и использования белого цвета, горизон- тальной композиции с надстройкой верхнего этажа, здание визуально

    282
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin напоминает корабль с капитанской рубкой, что позволяет говорить об определенной степени его образной выразительности как о региональном приеме формирования современной архитектуры. Сооружение стало од- ним из знаков-символов города своего времени. В его силуэте легко про- читывается архитектурный замысел. Оно отличается простой и удобной планировкой, в основе которой лежит простой вытянутый параллельно береговой линии прямоугольник. Образуя транзитную зону, центральная часть здания служит для пассажиров, оставляя подсобные и вспомога- тельные помещения на периферии плана. Интерьеры вокзала выполнены в светлых тонах, а большая площадь остекления в центральном зале по- зволяет зрительно объединить пространство интерьера с речными видами.
    Для данного случая, как и для других вокзалов в г. Горьком, свойственна определенная степень преемственности архитектуры с примерами транс- портных сооружений других городов. Например, при сравнении здания с финляндским железнодорожным вокзалом в Ленинграде (П.А. Ашастин,
    Н.В. Баранов, 1961 г.) [5] (рис. 3), среди общих черт можно выявить схожее решение основного объема: простого по геометрии протяженного остеклен- ного фасада, увенчанного высоким шпилем. С течением времени здание претерпело некоторые изменения. Согласно планам 1987 года (Гипрореч- транс. Горьковское отделение) торцевые фасады вокзала были дополнены полукруглыми объемами. Новые формы лаконично поддерживают компози- ционный замысел сооружения, не нарушая его. В недавнем прошлом было обновлено внутреннее пространство речных ворот города. Нижегородские архитекторы разработали гармоничную концепцию интерьера, в котором подчеркнули легкость и стройность основного объема здания, наполнив пространство новыми смыслами и контекстуальными образами.
    Рис. 2. Московский железнодорожный вокзал в г. Горьком (слева) и Дворец Съездов в Москве (справа)
    Проведенный анализ показал, что в г. Горьком 1960–1970 годов существо- вало несколько вокзалов разных типов. Изученные объекты отличаются друг от друга своим объемно-планировочным решением и используемыми архитек- турными приемами. Однако, взаимосвязь с определенными общесоюзными тенденциями эпохи раннего модернизма прослеживается в каждом объекте, что свидетельствует о соответствии архитектуры г. Горького новейшим веяни- ям времени и о её динамичном обновлении в эпоху советского модернизма.

    283
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
    Рис. 3. Речной вокзал в г. Горьком (слева) и Финляндский железнодорожный вокзал в Ленинграде (справа)
    Можно утверждать, что применение современных тенденций и идея вза- имосвязи с природным и рекреационным пространством (в здании речного вокзала) позволили более отчетливо сформировать региональное направле- ние в городе Горком, а также способствовали его дальнейшему развитию.
    Вокзалы стали знаковыми объектами местного зодчества и достойными об- разцами советской архитектуры 1960-х годов, демонстрируя, что древний рус- ский город, отметивший свой 800-летний юбилей, сохранил в своей пестрой архитектуре наследие разных эпох. Стойко выдержав преобразования послед- них лет, они все также служат воротами города, встречая гостей и сегодня.
    Список литературы
    1. Соколов, А. Город Горький / А. Соколов // Архитектура СССР. 1971. № 1. С. 4–7.
    2. Стригино: от деревянного теремка до стеклянного терминала. Ностальгия по советскому аэропорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nn.ru/
    text/gorod/2017/07/12/50611851. (09.02.2023).
    3. Иконников, А.В. Архитектура Москвы. XX век / А.В. Иконников. – М.:
    Моск. рабочий, 1984. 222 с.: ил.
    4. Бубнов, Ю.Н. Архитектура города Горького: Очерки истории / Ю.Н. Бубнов,
    О.В. Орельская. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. 191 с.
    5. Былинкин, Н.П. Современная советская архитектура 1955–1980 гг.: учеб. для вузов / Н.П. Былинкин, А.М. Журавлев, И.В. Шишкина [и др.]; под ред. Н.П. Бы- линкина, А.В. Рябушина. М.: Стройиздат, 1985. 224 с.: ил.
    УДК
    С. К. Кудаковская
    Научный руководитель – Л. А. Казакова
    Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
    НОВЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ
    БОЛЬНИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ В РОССИИ
    1. Проектирование медицинских учреждений – многогранный и струк- турированный процесс, который первостепенно начинают с комплекс- ного анализа планировки территории и после приступают к планировке

    284
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin и инженерному оснащению зданий и сооружений объектов здравоохра- нения. Планировка здания должна обеспечивать следующие условия: по- следовательность (поточность) технологических процессов; оптимизацию путей движения ключевых потоков больных, персонала, больничных гру- зов для сокращения их протяженности и создания комфортных условий для сотрудников и больных.
    2. Климатическим условия местности предопределяют архитектурно- планировочные приемы. При разработке генеральных планов лечебно- профилактических учреждений следует предусматривать меры по защите зданий и прилегающей территории от неблагоприятных внешних факто- ров. При выборе участков для строительства медицинских учреждений, определяющими факторами должны стать характеристики местной ори- ентации и микроклимата.
    3. Использование сквозных цифровых технологий для создания умных зданий и сооружений при проектировании медицинских учреждений дает возможности повышения их эксплуатационных характеристик при одновре- менном сокращении затрат на обслуживание и ремонт. Применение систе- мы «Умные больницы» позволяет обеспечивать автоматическое управление и дистанционное управление в палатах и других помещениях больницы: открытие/закрытие дверей, штор, жалюзи, управление лифтами, замками.
    4. Формирование комфортной среды лечебных учреждений – является одной из приоритетных задач при проектировании объектов здравоохра- нения в России. Установлено, что архитектурная «терапевтическая среда», которая по своим визуальным, композиционно-пространственным и тех- нологическим параметрам способна оказывать лечебный, терапевтический эффект на пациента. В архитектурно-художественном решении здания должна формироваться связь его объемно-пространственной структуры с окружающей средой и ландшафтом, которые способствуют скорейшему выздоровлению пациента.
    5. «Исцеляющая среда» – архитектурный эффект плацебо, который ис- пользуется при проектировании, строительстве и обустройстве медицинских учреждений. При работе над поликлиниками и больницами архитекторы уделяют особое внимание внешнему облику здания, отходят от привычных архитектурных форм лечебных учреждений и вариантов отделки, отличаю- щихся своей тяжеловесностью и отсутствием естественного света.
    6. С появлением новых материалов и медикаментов в медицине дол- жен быть разработан прогноз развития объекта, позволяющий достаточно точно предвидеть изменения в окружающей среде района и разработать систему мероприятий по ее охране и восстановлению – экологическую программу. Поскольку это играет большую роль в эпидемиологической, санитарной и экологической безопасности учреждений здравоохранения.
    7. Во время COVID-19 популярным материалом для строительства ста- ли легкие тонкостенные конструкции. Данный метод строительства по- зволял возводить большие объекты за сравнительно короткий промежуток времени. Быстровозводимая технология требует значительно меньшее ко- личество средств, чем другие способы строительства больниц.

    285
    Секция 1. Архитектура и градостроительство
    ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
    8. В России современные больницы представляют собой инженерный комплекс с разнообразным оборудованием и многочисленными систе- мами. Интегрирование в пространстве больниц инженерных функций позволяют нарастить эффективность работы современных медицинских учреждений. Например, включение в систему автоматизации вентиляции и кондиционирования воздуха всех необходимых элементов автоматиза- ции и управления, объединенные в единый щит автоматики и электри- ки – система диспетчеризации – повышает KPI больниц.
    Список литературы
    1. Аверин А.В., Швардакова О.А. Пациентоориентированные технологии в практике многопрофильной медицинской организации // Academia. Архитектура и строительство. 2022. № 10. 48 с.
    2. Кочуров Б.И. Особенности строительство больниц после пандемии корона- вируса / Б.И. Кочуров, И.В. Ивашкина, Н.В. Фомина, Ю.И. Ермакова // Экология урбанизированных территорий. 2020. № 8. С. 60–61.
    3. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования: учебник для ву- зов / Н.А. Сапрыкина. М.: Архитектура-С, 2018. 372 с.
    4. Куракова Н.Г., Арефьев П.Г., Цветкова Л.А., Кураков Ф.А. Российская кли- ническая медицина как лицо российской науки // Менеджер здравоохранения.
    2020. 53 с.
    5. Соболева Е.В. Особенности архитектурно-планировочной модернизации больниц [Электронный ресурс] / Е.В. Соболева // Архитектон: известия вузов.
    2013. № 1 (41). Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_1/7.
    УДК 72.01:159.942(470.40-21)
    В. С. Кузина, Д. Д. Дубинина
    Научный руководитель – Е. Н. Вечкасова
    Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
    Пенза, Россия
    ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ И ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
    СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА АРХИТЕКТУРЫ ПЕНЗЫ
    Введение
    Одним из важнейших аспектов в области архитектуры и дизайна яв- ляется эмоциональное воздействие и восприятие форм. Одна из главных задач успешного проекта – это умение создать определенное психологи- ческое воздействие формы или среды на человека.
    Все формы, связанные с архитектурой либо с дизайном среды, неиз- бежно влияют на человека в той или иной степени. Человеческий мозг тонко реагирует на форму зданий и цветовое оформление. Независимо от сложности формы, всё это по-разному влияет на сознание, жизнеде- ятельность и работоспособность людей. Окружающее нас пространство может положительно или отрицательно влиять на наши эмоции и, соот- ветственно, воздействовать на наше поведение, мысли, настроение, эмо- циональное самочувствие. Профессионалы, занимающиеся этой пробле- мой, при создании определенной среды, архитектурной застройки помимо

    286
    Part 1. Architecture and townplaning
    ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin эстетической составляющей, должны учитывать, как формы будут влиять на психоэмоциональное состояние человека.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   38


    написать администратору сайта