Татлин_2023_1111. Е. Г. Лапшина (главный редактор)
Скачать 7.02 Mb.
|
Цель нашей работы – на основе проведенного анализа дать рекоменда- ции по архитектурной организации инклюзивных детских садов. При этом решались следующие задачи: Дать определение инклюзии и выявить особенности инклюзивного об- разования. Дать определение детского сада. Сформулировать рекомендации по архитектурно-пространственной ор- ганизации инклюзивных детских садов. Для начала необходимо дать определение инклюзивности и детского сада. Инклюзия – это включение всех в определенную систему (например, образования) не зависимо от их физических, физиологических или других особенностей [1]. Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изна- чально люди с особенностями развития не являются «носителем пробле- мы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры 89 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы и архитектуры социально значимых объектов. Многие здания не соответ- ствуют разнообразным потребностям людей. Детский сад – это первое место в жизни ребенка, где он остается один, без поддержки и совета мамы [2]. Именно здесь малыш осваивает простые навыки, социализируется в кругу сверстников, принимает первые самостоятельные решения. Поэтому очень важно, чтобы детский сад был доступен детям с нарушениями здоровья. Речь идет не о том, чтобы всех деток с особенностями развития и/или инвалидностью обучать и воспитывать вместе с обычными детьми. Мы говорим о некоторых категориях ребят, которым при создании необходи- мых условий среды будет комфортно развиваться со сверстниками. Мы считаем, что дети с нарушением слуха, зрения, проблемами опор- но-двигательного аппарата, имеющие проблемы с концентрацией внима- ния и тд. могут без ущерба для них развиваться и познавать мир вместе с другими детьми. Они могут с использованием вспомогательных средств передвигаться самостоятельно, обслуживать себя, ориентироваться в про- странстве и времени. К тому же в раннем возрасте ребенку могут еще не диагностировать некоторые заболевания, но при этом малыш может испытывать диском- форт в обычном детском саду. Данной ситуации не произойдет, если бу- дет создана удобная среда для всех категорий ребят. Таким образом, инклюзия укрепляет свое место благодаря актуально- сти для всех тех групп воспитанников, которые систематически лишались возможности посещать детский сад. Ставится вопрос о том, каким требованиям должно отвечать здание детского сада, чтобы быть доступным каждому. Каким должен быть со- временный детский сад. В детском саду вход играет особое значение для восприятия ребенком пространства сада. Мы можем стереть резкую разницу между атмосферой в детском саду и на площадках возле объекта. Детей можно завлечь в зда- ние, поставив на входе игровые элементы. Таким образом детский сад лучше впишется в общественное пространство и не будет выбиваться из контекста застройки. Для детей это послужит дополнительным местом для подвижных игр на свежем воздухе. Все окружение и само здание должны выглядеть как место для игр и веселья. Растительность улучшает качество воздуха, в сочетании с нишами за- щищает от ветра или дождя и уменьшает звуковое загрязнение. Перемен- ная высота рельефа может предоставить детям богатую среду для игры и полета фантазии. Малыши смогут наблюдать за окружающей средой с разных высоких или низких площадок, что обогатит кругозор. При этом перепады высот не должны быть слишком крутыми и резкими, а тер- ритория детского сада должна быть доступна для детей с нарушениями здоровья. Необходимо использовать детские площадки из натуральных материалов, внедренные в структуру зеленых насаждений. Органическое и осязаемое обучение становится возможным благодаря проектированию 90 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin открытых игровых площадок, гармонично вписанных в окружающий ландшафт. В контексте современного детского сада необходим небольшой бас- сейн. Так как правильному физическому развитию в раннем возрасте по- могает плавание, укрепляющее сразу все группы мышц. Туалеты, краны, обеденные столы, книжные полки и т. д. должны быть разработаны в соответствии с возрастом и телосложением детей. Учрежде- ние должно быть оснащено лифтом [3]. Принимая во внимание потребности детей, архитектурный стиль спо- собствует развитию ребенка. В здании нужно предусмотреть достаточ- ное количество мест для подвижных и спокойных игр, развития мелкой и крупной моторики. Также необходимо создать уголки спокойствия для эмоциональной разгрузки, где можно побыть в одиночестве. В целом при проектировании следует придерживаться трех основных пра- вил. В первую очередь это возможность выбирать занятие из множества ва- риантов, прямой контакт с природой, расширение воображения и фантазии. В комфортной среде и при наличии необходимого оснащения, дети смогут наслаждаться рисованием, постановкой театральных спектаклей, музыкой и многими другими занятиями. Площадь помещений в групповых ячейках должна соответствовать ко- личеству детей из расчета 2 квадратных метра на человека [4]. Небольшое и занятое пространство подавляет энтузиазм и полет фантазии малышей. В помещениях должен обеспечиваться естественный свет и тень на- ряду с правильно расположенным искусственным освещением. При этом выключатели должны быть недоступны для детей. С течением времени общество развивается и меняется, появляются новые потребности, о которых раньше не задумывались. Детский сад сей- час это не просто место, где можно оставить ребенка пока родители на работе. Сегодня это в первую очередь социализация. Ребенок получает творческое, спортивное, умственное развитие в кругу сверстников с пер- вых лет жизни. Именно поэтому необходимо создание новой типологии детских садов, отвечающей современным потребностям общества. Итак, в ходе работы было определено понятие инклюзивности примени- тельно к детским дошкольным учреждениям, выявлены приемы организации комфортных пространств в детских садах для детей, относящихся к различ- ным категориям по состоянию здоровья, в том числе и для детей с ОВЗ. Список литературы 1. Инклюзивность, Инклюзивный и Инклюзия – что это такое простыми сло- вами [Текст]. 1 с. 2. Статья в детский сад с радостью. [Текст] / Муниципальное ДОУ «Детский сад № 5» города Ярославля, 2017. 1 с. 3. СП 59.13330.2020 Свод правил доступность зданий и сооружений для мало- мобильных групп населения. [Текст] / СП 59.13330.2020. 24 с. 4. СанПин 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспече- нию безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. [Текст] / СанПин 1.2.3685-21. 669 с. 91 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина УДК Е. Н. Белякова Научный руководитель – Т. Б. Ефимова Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия ХРАМ ТЕМПЬЕТТО. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме занимает почетное ме- сто в истории искусства как шедевр архитектурного дизайна эпохи Вы- сокого Возрождения. Начиная с XVI века, существует значительная не- определенность относительно даты постройки Темпьетто. Предполагаемые даты создания Темпьетто варьируются от 1499 до 1508–1512 годов, охватывая большую часть деятельности Браманте в Риме, а последние версии сосредоточены в 1502–1506 годах, когда он работал над первоначальными планами Нового собора Святого Петра. Темпьетто был предположительно построен в монастыре справа от церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в 1502 году, по заказу Фердинанда и Изабеллы Испанских по проекту Донато Браманте. 1502 год – это год, который указан на табличке с именами Изабеллы и Фердинанда на лице- вой стороне и Карвахаля на обратной, найденной в стене крипты во вре- мя реставрации 1628 года по заказу кармелита Доменико ди Джезу Мария. Значительный престиж монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио, происходил из религиозной традиции, согласно которой монастырь был местом мучени- ческого распятия Святого Петра. В средние века считалось, что этот ключе- вой момент произошел либо на этом месте, либо поблизости от базилики, которую Константин Великий построил над могилой апостола в Ватикане. Одной из главных целей возведения нового храма было прославление апостола Петра именно как понтифика, при котором Рим стал центром христианского мира. Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио – одно из первых произведений, спроектированных Браманте в Риме. Приступая к проектированию, он по- нимал, что правила христианского богослужения противоречат с планом единого пространства античного сооружения, так как служители церкви должны быть отделены от прихожан. Часовня стала идеальным выбором архитектурного сооружения, которое возводится как небольшое отдельно стоящее церковное здание и не имеет специального помещения с алтарём. По замыслу Браманте часовня должна была стать ядром двора, обне- сённого более высокой колоннадой с четырьмя входами, при этом глав- ным предполагался тот, который существует и сейчас. Именно он даёт единственную точку обзора, при котором храм пре- вращается в статичную картину, несмотря на возможность кругового об- хода. Использование сложных приёмов перспективы и объединения форм всего внутреннего пространства делали замысел автора больше похожим на конструирование архитектурного пейзажа. Но полный проект Браманте не был воплощён в жизнь и остался только в сохранённых эскизах, кото- рые можно увидеть на гравюрах Себастьяно Серлио. 92 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Дата завершения работы над Темпьетто также неясна. Тот факт, что он не был включен в путеводитель по Риму, опубликованный в 1511 году, позволяет предположить, что он был закончен после этой даты. Часовня стала обособленным строением комплекса и выглядела как чудесное творение зодчества в окружении не столь выдающихся каменных фасадов монастыря. В проекте использовался метод возведения архитектурных форм от основания здания к его вершине с помощью креста путем построения симметричной композиции относительно вертикальной оси. Именно этот классический прием придает небольшой часовне монументальный вид. Темпьетто имеет три символические части строения: крипта, где был вкопан в землю крест-распятие Петра, – зарождение новой религии; тело храма – повествование о наступлении Царства Божьего и спасении рода человеческого (отсюда четыре статуи евангелистов, расположенные во внутренних нишах); купол – триумф Церкви. Высота часовни составляет 11 метров. Основная круглая часть соору- жения, называемая целлой, и окружающее ее кольцо колонн, называемое перистилем, создают двухцилиндровую структуру. Верхняя часть целлы состоит из барабана, который поддерживает полусферический купол. Диа- метр внутреннего пространства часовни составляет всего 4,5 метра. Пропорции точно выверены и являются идеальными с точки зрения ге- ометрии и математики: четыре оси сооружения – это четыре стороны света, четыре скульптуры евангелистов в интерьере ведут к восьми осям здания, высота цилиндра равна диаметру внешней колоннады, нижняя и верхняя части церкви одинаковой высоты, радиус купола равен его высоте. Темпьетто буквально пронизано правильными числами. Именно удач- ное соотношение основных архитектурных конструкций и элементов соз- дает идеальные пропорции и эффект монументальности. Таким образом, маленький храм Сан-Пьетро-ин-Монторио открыл XVI век и стал провозглашением новой идеи и новой концепции архи- тектуры: утверждение центральности, чувство пропорциональности, новая концепция объемности. УДК 72.04.012.5 М. Е. Березина Научный руководитель – Н. Л. Павлов Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ. АРХИТЕКТОР И.С. КУЗНЕЦОВ, 1907 Г. АРКА В СТРУКТУРЕ ФАСАДА Подворье Саввино-Сторожевского монастыря, расположенное в цен- тре Москвы, на Тверской улице, построено в 1907 году как доходное конторско-гостиничное здание для обеспечения материальных нужд мо- настыря, расположенного в Звенигороде. Первый этаж закладывался под конторские помещения, остальные – под жилые для сдачи внаём. Здание 93 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина выполнено в популярном в то время неорусском стиле. Главный фасад богато украшен майоликой, полученной в результате тесного сотрудни- чества архитектора И.С. Кузнецова с Абрамцевскими мастерскими. Кера- мическое оформление по сюжетам и цветовой гамме схожа с усольскими многоцветными эмалями, популярными в XVI–XVII веках 1 . В ходе на- турного обследования было выявлено, что помимо глазурованной плитки, основным декоративным мотивом фасада является арка. Арочные элемен- ты обрамляют проёмы первого этажа и окна остальных, а также главный вход, арка над которым поднимается на 2 этажа. Структура фасада под- чинена самым разным с точки зрения построения и размера аркам. Арки на уровне первого этажа представляют собой сочетание простых полуциркульных арок, идущих одна за другой из общего центра (рис. 1, а, цветная вкладка). Боковые входные порталы (рис. 1, б, цветная вкладка) оформлены архивольтами из двух плоских арок, чередующихся одной вы- пуклой, профиль которой также представляет собой часть окружности. С повышением уровня происходит усложнение оконного проёма. На втором этаже (рис. 2, цветная вкладка) он завершается трёхцентровой ар- кой, его форму повторяет карниз, опоясывающий окно сверху и завер- шающийся рядом дентикул. По своему образу карниз окна второго этажа сходен с оформлением арки первого этажа, между ними, в том числе, существует корреляция по ширине. Самым сложным и насыщенным, как по цвету, так и по деталям, является третий этаж. Богатый майоликовый разноцветный декор, сложные многоярусные карнизы, разнообразие форм растягивается по всей длине фасада на каждой его части – боковых баш- нях, ризалите и основной плоскости. Окно полуциркульное, простое, но дополняется рядом других форм: трёхъярусным карнизом, повторяющим линию окна, и сложным переплетением самой оконной рамы внутри, раз- деляющей 3 равные створки сопряжением разнорадиусных окружностей. Также окно третьего этажа по ширине соответствует центральной створ- ке окна, расположенного ниже. Окно ризалита по форме соотносится с окнами второго этажа и делится на 3 равные створки, тогда как окно ниже имеет расширенную центральную створку. Также отсутствует де- ление нижних боковых створок. Карниз уже не повторяет форму окна, а представляет собой сопряжение плоских арок. Подобное многообразие сочетаний элементов, аналогичных с нижними этажами, представляет ви- зуальную кульминацию всего декоративного оформления фасада, кото- рое резко упрощается на верхнем этаже. Окна здесь не имеют карнизов и наличников, оформлен только простой прямоугольный проём вокруг, по ширине они также соответствуют ширине створки окна ниже. За счёт меньшего размера окон четвёртый этаж обладает наибольшим количе- ством пустой плоскости стены, что даёт ощущение лёгкости и свободы под крышей, что, в свою очередь, лишает здание возможной грузности и давления над улицей за счёт размера. Верхний этаж, таким образом, «парит» над остальными и кажется невесомее. 1 Нащокина М. Архитекторы Московского модерна. Творческие портреты. – М., 2005. – 535 с. 94 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin В ходе исследования было установлено, что автор использует 4 основ- ных типа арки: плоская дуга, плоская арка, полуциркульная и трёхцен- тровая арки. В аркатуре первого этажа и оконных проёмах угловых башен и четвёртого этажа они используются индивидуально, второй и третий этажи представляют собой сочетание нескольких арок разного типа: пло- ская дуга и трёхцентровая арка на уровне второго этажа и третьего этажа ризалита и плоская дуга, арка и полуциркульная арка основного третьего этажа. Проведенный анализ позволил выявить логику в использовании этих элементов в зависимости от плоскости и уровня. Постепенное ус- ложнение наборов декоративных элементов и добавление новых деталей организует восходящую композицию с кульминацией на третьем этаже, которая после спадает на последнем уровне и создаёт тем самым своео- бразный сюжет, оформляющий не только композицию фасада, но и сам фасад в окружающей среде, делая его лёгким, объёмным и зрительно ди- намичным, используя при этом всё тот же один основной архитектурный элемент – арку. Боковые башни, в свою очередь, оформлены простыми небольшими окнами, декоративность достигается за счёт полного кера- мического покрытия двух верхних этажей и шатрового завершения, сто- ящего на аркатурном поясе, 2 колонны из которого тянутся до третьего этажа. Самым богато украшенным и ярким, таким образом, становит- ся ризалит, покрытый керамикой сплошь выше главной арки, обладаю- щий самым сложным сочетанием арочных элементов и обилием декора в целом. При этом ризалит сохраняет логику основной плоскости фасада в использовании арочного элемента, поскольку, как уже было отмечено выше, форма окна третьего этажа ризалита повторяет форму окна второ- го этажа фасада, а карниз этого окна по оформлению и цветовой гамме близок окну третьего этажа фасада, что объединяет их в единый ряд, не разрывая фасад на самостоятельные части, представляя деталями единой композиции. Пропорциональное и логическое сочетание, которым об- ладают все арочные элементы фасада, образует цельную систему, вместе с керамическими плитками и цветовой гаммой оформляющую фасад как единую композицию, которую невозможно разобрать на составляющие и сохранить при этом их самостоятельность. Используя один архитектур- ный элемент – арку – как основу, автор И.С. Кузнецов создаёт сложную композицию фасада, где каждый этаж и каждая часть оформлены индиви- дуальным наборов вариаций, которые, тем не менее, тесно взаимосвязаны друг с другом, передавая от набора к набору отдельные детали, создающие органичный и плавный переход. Список литературы 1. Нащокина М. Архитекторы московского модерна [Текст]: творческие портре- ты / Мария Нащокина; Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства Рос. акад. архитектуры и строит. наук. 3-е изд., испр. и доп. М.: Жираф, 2005. 535 с. 2. Сайгина Л.В. и др. Московский зодчий Иван Кузнецов [Текст] / Л.В. Сай- гина, И.Е. Печёнкина, О.Б. Михайлова. М.: Вече: Русский импульс, 2014. 447 с. 3. Сливко Л.А. Саввинское подворье на Тверской улице на все времена [Текст] / Л.А. Сливко. М.: Художественная литература, 2013. 127 с. 95 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина УДК 727.012 П. Д. Богочанова Научный руководитель – Д. Д. Попова Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ РЕКРЕАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ С ТВОРЧЕСКИМ УКЛОНОМ Актуальность проектирования детских рекреационно-образовательных центров с творческим уклоном обуславливается следующими тенденциями: 1. Развитием государственных программ (например, существует проект фе- деральной программы, направленной на восстановление и строительство до 2030 года в регионах РФ объектов отдыха детей и их оздоровления [1]). В пла- нах государства модернизировать 1400 стационарных детских лагерей и в три раза увеличить количество лагерей палаточного типа, начиная с 2023 года. 2. Социальным спросом на развитие специализированной образователь- ной среды, направленной на реализацию творческого потенциала уча- щихся – причем интерес представляют такие учреждения, где обучение, развитие в творческих направлениях сочетается с оздоровлением и от- дыхом детей, их общекультурным развитием (возможностью посещения природных и архитектурных достопримечательностей и пр.). В данной статье рассматриваются актуальность, устройство и опыт организации детских рекреационно-образовательных центров с творче- ским уклоном. Такие центры можно отнести к типологии профильных детских лагерей (часто здесь могут сочетаться несколько творческих направлений), главной особенностью которых является «обеспечение развития творчески одаренных и социально-активных детей, имеющих достижения в определенной сфере деятельности, соответствующей на- правленности профильного лагеря, а также организация и проведение мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей» [2]. В боль- шинстве своем, данные лагеря проектируются с учетом особенностей проживания детей школьного возраста – от 7 до 18 лет, что требует особенного подхода к моделированию внутренних связей и их распреде- лению между разными возрастными группами учащихся. Лагеря данно- го типа могут быть как стационарными (круглогодичного (с внесением дополнительной общеобразовательной программы обучения, замещаю- щей занятия в обычных школах на время пребывания детей в лагере) или сезонного действия, с круглосуточным или дневным пребыванием детей), так и нестационарными (палаточного типа, сезонного действия, с круглосуточным или дневным пребыванием детей). Предполагается, что программы по творческим направлениям могут формироваться само- стоятельно или пересекаться (общие задания, мероприятия и пр.). Ярким примером со схожей типологией является образовательный центр для одаренных детей «Сириус», созданный на базе олимпийской инфра- структуры. Комплекс рассчитан на единовременное пребывание 600 учащих- ся, которые проживают в существующем кампусе, в дополнение к которому 96 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin на территории ОЦ «Сириус» архитектурным бюро «Студия 44» спро- ектированы еще три корпуса: «Школа» (9 060 кв. м, построен), «Спорт» (8 890 кв. м, построен) и «Искусство» (7 030 кв. м, находится в стадии ре- ализации). Общая площадь комплекса – 24 980 кв. м. Архитектура вновь возводимых корпусов варьируется, но при этом выдержана в едином ключе пластичных обтекаемых форм сферической и эллипсоидной конфигурации. Благодаря такому решению новые здания держат образную дистанцию от существующего административно-жилого корпуса, напоминая, скорее, не дома, а камерные парковые павильоны. Обтекаемая форма зданий скрады- вает их истинные габариты, что позволяет органично и деликатно вписать их в прибрежный ландшафт. Немаловажен и тот факт, что архитектура про- ектируемых зданий гармонирует с имеющимися олимпийскими спортив- ными объектами [3]. Смены в ОЦ «Сириус» длятся 24 дня. Важно отметить, что центры, подобные «Сириусу», создаются во многих регионах страны. Для изучения проблематики обеспеченности населения объектами ре- креационно-образовательной инфраструктуры для успешной реализации детских творческих профильных программ, нами были проанализирова- ны существующие профильные лагеря творческой направленности. Рас- смотрены актуальные предложения на январь 2023 г. на информацион- ном ресурсе incamp.ru (https://incamp.ru/camps/profile/, дата обращения: 20.01.2023) (результаты представлены в таблице). Сравнив полученные данные, можно сделать вывод о том, что только 8 существующих детских профильных лагерей с творческой направлен- ностью из 20 реализуют свою деятельность в обособленных, автономных, обустроенных под нужды творческих программ и направлений комплек- сах. Очевидно отсутствие достаточного количества специализированной инфраструктуры для детских профильных лагерей и рекреационно-обра- зовательных детских центров с творческим уклоном. Наличие самостоятельных, специализированных комплексных струк- тур необходимо для таких центров по нескольким причинам: – специфика занятий: необходимо наличие мастерских со специальным оборудованием (гончарное искусство, керамика – печи; скульптурные, художественные мастерские, архитектурные классы – компьютерное обо- рудование и т. д.), специализированные кабинеты / залы (для игры на музыкальных инструментах, занятий вокалом, репетиций оркестра, хора и т. д.) – отсюда возникают определенные требования к освещению, аку- стике, пожарные требования и пр.; – выставочная / презентационная деятельность: наличие возможности многофункционального использования залов; – для реализации программ необходимо привлечение специалистов: педагогов по профильным направлениям, выдающихся деятелей искусства (мастер-классы, лекции), что требует организации дополнительного блока проживания приглашённых специалистов; – востребованность презентации результатов деятельности творческих лагерей для более широкой аудитории (город): возможна организация при таком центре концертного или выставочного зала городского значения. 97 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина Анализ размещения детских лагерей с творческим уклоном № п/п Название лагеря Профиль Размещение 1 Benedict English Camp Языковой лагерь ДСОЛ «Ленинградец» 2 Camp THiNK Языковой лагерь ДОЦ «Илона» 3 Campus Black Sea «Эф- фективное общение» Языковой лагерь На неспециализированной тер- ритории (санаторий-пансионат) 4 Fibikids-camp Академия блогеров, Лагерь социальных навыков ЦДО «Адымнар» / на неспе- циализированной террито- рии (база отдыха) 5 Komandor Camp Академия блоге- ров, Музыкальный лагерь На неспециализированной территории (туристическая база) 6 Let’s play Музыкальный лагерь На неспециализированной территории (санаторий-пан- сионат, база отдыха) 7 The Camp Языковой лагерь ДЗОЛ «Искорка» 8 Youth Camp Komok Языковой лагерь На неспециализированной территории (санаторий) 9 Азбука Лагерей Лагерь операторско- го мастерства На неспециализированной территории (база отдыха) 10 Английский клуб Про Языковой лагерь На неспециализированной территории (пансионат) 11 Аплодисменты Лагерь кукольного театра На неспециализированной территории (парк-отель) 12 Детский Наукоград Академия блогеров, Лагерь кинемато- графии, Лагерь со- циальных навыков УРМЦ «Алмаз» 13 ДОЛ «Зарница» Лагерь современно- го танца ДОЛ «Зарница» 14 Дорога добра Театральный лагерь, Языковой лагерь, На неспециализированной территории (база отдыха) 15 Зелёные каникулы Лагерь современно- го танца, Языковой лагерь, Академия блогеров ДОЛ «Дуслык» 16 Интерлэнг Языковой лагерь На неспециализированной территории (санаторий) 17 Лидер. Полиглот Языковой лагерь На неспециализированной территории (база отдыха) 18 СинемаПлюс Лагерь кинемато- графии На неспециализированной территории (санаторий) 19 Формула Единства Многопрофильный лагерь На неспециализированной территории (база отдыха) 20 Юникэмп Языковой лагерь Центр детского и семейного отдыха им. О. Кошевого 98 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Таким образом, детские рекреационно-образовательные центры могут включать в себя такие основные функциональные блоки, как: – блок мастерских по направлениям (архитектура, скульптура, театраль- ное мастерство, литература, музыка, живопись, современный танец и ба- летная школа, кинопроизводство) – закрытые, обособленные пространства; – учебный блок (для реализации общеобразовательной программы в период пребывания детей в таком центре) – жилой блок (для учащихся, для кураторов, для преподавателей); – административный блок; – медицинский блок; – спортивно-оздоровительный блок; – столовая; – библиотека и информационный центр; – внутреннее выставочное пространство; – общедоступный городской театрально-зрелищный блок; – рекреационные зоны: система площадок для тихого отдыха, много- функциональных и трансформируемых площадок для проведения летних классов, площадок для собраний и мероприятий. Список литературы 1. Кравцов С., Новая программа развития детского отдыха позволит создать современную инфраструктуру / С. Кравцов // Министерство просвещения Россий- ской Федерации: сайт. – Опубликовано 27 июня 2022 г. – URL: https://edu.gov.ru/ press/5399/novaya-programma-razvitiya-detskogo-otdyha-pozvolit-sozdat-sovremennuyu- infrastrukturu/ (дата обращения: 13.02.2023). 2. Приложение № 5. Примерное положение о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности. – URL: https://base.garant.ru/71735436/c9c989f1e999992b41b30686f0032f7d/#friends (дата обращения: 13.02.2023). 3. Студия 44: сайт архитектурного бюро. – URL: https://studio44.ru/ (дата об- ращения: 13.02.2023). 4. СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. – URL: https:// www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения: 13.02.2023). 5. Руководство по проектированию лагерей школьников с творческим воспи- танием / ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов Госгражданстроя. М.: Стройиздат, 1981. УДК П. А. Бородин Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия ВРЕМЕННОЕ ЖИЛИЩЕ: ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ Введение Понятие «временного жилища» весьма неоднозначно и включает в себя широкий диапазон различных примеров. Ведь под «временным» жильем мы можем понимать, как дополнительную собственность, принадлежащую 99 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина семье, которая находится за пределами места постоянного ее пребывания (например, если семья живет в городе, чаще всего вторым жильем для нее выступает дача). Также к временным относятся различные мобильные «дома на колесах». Несомненно, под временным жильем мы можем рас- сматривать быстровозводимые жилые сооружения на месте ЧС для соци- ально-незащищенных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отели и гостиницы тоже являются временным жильем. И, более того, туристическая палатка, которая имеется практически у каждой семьи, тоже является временным жильем для своих владельцев-туристов, если они путешествует. Очевидно, что таких примеров можно подобрать еще больше. В современном мире не существует людей, которые бы не были с этим зна- комы. Часто под термином «временное» подразумевают «второе жилище». Временное (второе) жилье чрезвычайно разнообразно, его следует рассма- тривать, исходя из классификаций по его функциональным, конструктив- ным, планировочным и другим особенностям. Впервые определение термина «второе жилище» было приведено в конце 1970-х гг. австрийским градостроителем Э. Лехтенбергером. В его понимании второе жилище – это расположенный вне городской терри- тории жилой дом, который принадлежит наряду с основным городским жильем (чаще всего квартира) одной и той же семье и используется. На сегодняшний день численность вторых жилищ в мире составляет около 420 млн единиц. Общая площадь занимаемой вторыми жилищами территории равна 42 млн га или 420 тыс. кв. км, что составляет 0,282 % от территории суши земли и превышает площади территорий таких отдель- но взятых государств, как Германия, Великобритания, Норвегия, Италия и т. д., – всего 134 страны [1]. Темпы увеличения числа вторых жилищ в развитых странах превышают темпы роста населения и темпы роста строительства первых жилищ [5]. В России более 70 % всех семей имеют второе жилище. В качестве второго жилья выступают: дачные и садовые дома, реконструированные или заново построенные односемейные дома в сельских поселениях, коттеджи в современных дачных поселках, вторые квартиры в курортных городах и поселках, загородные усадьбы, замки, дворцы, поместья и др. [5, 6]. Следует заметить, что функции второго жилища не должны совпадать с функциями первого. Процессы, протекающие во втором жилище, имеют свои особенности. Прежде всего в сегодняшнее время во втором жилище присутствует именно компенсационно-рекреационная функция. Предпосылки (эволюция временных поселений) В настоящее время популярность второго жилища продолжает нарас- тать, и эта тенденция только усиливается. Все больше семей желают при- обрести свой дополнительный загородный дом, где они смогут провести выходные дни, отдохнув от ритма мегаполиса и его загрязненной атмос- феры. Не для кого не секрет, что наличие дополнительной загородной недвижимости также отражается и на социальном статусе его владельцев. Это еще одна из причин увеличения спроса на второе, а то и третье жилье. 100 Part 1. Architecture and townplaning ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin Все чаще мы можем наблюдать, как вторые жилища горожан посте- пенно опоясывают города со всех сторон. При этом нет однозначного ответа хорошо это или плохо. Ведь что плохого в том, чтобы социаль- но-экономический уровень населения улучшался и все больше городских семей могли позволить себе иметь свой собственный загородный дом вблизи основного места жительства. С другой стороны, такое «опоясыва- ние» города создает различные градостроительные проблемы. Например, затрудняется дальнейший рост и развитие самого города и увеличивается нагрузка на его транспортную сеть, когда после выходных за городом многие семьи возвращаются. Как и прежде, второе жилище (загородный дом, или дача) являет- ся местом отдыха и местом для производства и выращивания продуктов питания. Но экстрактивная функция (выращивание продовольствия) по- степенно вытесняется двумя другими: рекреационной и инвестиционной. История развития временных поселений берет свое начало в дале- ком прошлом. Доисторические временные поселения были представ- лены кочевыми станами, об этом свидетельствуют описания, которые отражены в древнейшем письменном источнике: ветхозаветных книгах Библии. Наибольшее количество подробностей приводится в описаниях Стана Израильского: о численности населения, о характере жизнедея- тельности, об условиях существования, местонахождении, организации пространства, об элементах планировочной структуры [3]. Опираясь на описания библейских сведений предположительно можно сформиро- вать структуру Стана Израильского. Такой стан был представлен по- селением кочевого типа. В структуре прослеживалась упорядоченность, регулярность и четкое функциональное зонирование. Зона обществен- ного пространства формировалась в его середине, где центральное ме- сто занимала Скиния (шатер, палатка) с ее двором, ориентированным входом на восток. Жилая зона состояла из шатров различной вмести- мости. Планировочная структура жилой застройки, сформированной шатрами, вероятно, также была регулярной. Функциональное зониро- вание территории стана было четко выражено. Следующим знаковым примером в истории развития мобильных вре- менных поселений служит древнеримский военный лагерь. Его основу составляли две взаимно перпендикулярные композиционные оси (cardo и decumanos), которые были ориентированы по сторонам света С-Ю и З-В. При пересечении осей друг с другом образовывалась центральная часть лагеря (forum). Такой тип временного лагеря постепенно утвердил свое крепкое положение во времена античности. В нем могли проживать около 5 тыс. человек. В последствии, именно на месте многих римских военных поселений начали образовываться города, придерживаясь изна- чально заданной строгой геометрической системы планировки. С V века римская система стала распространяться на многие города, входившие в состав некогда обширной римской империи. Например, система рим- ского лагеря отразилась в структуре городов Южной и Западной Европы, Малой Азии, на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. Эта 101 Секция 1. Архитектура и градостроительство ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина система планировки встречается по всему миру в городах разных перио- дов, и до сих пор не устарела [7, 12]. В последующие исторические периоды на различных территориях так- же встречались похожие планировочные структуры временных поселений. В некоторых из них прослеживалось влияние структуры поселений, опи- санных в ветхозаветных сюжетах. Но во всех примерах прослеживаются их главные общие характеристики: компактность, мобильность, четкое функциональное зонирование и строгая геометрия. Во времена Средневековья временное жилье предназначалось для во- енных походов и для проживания работников при строительстве крупных архитектурных сооружений. Такое жилье, как и ранее, не представляло сложной реализации и являлось легким в исполнении. А кочевые наро- ды на протяжении веков продолжали использовать временное мобильное жилье, как основное. В современном мире прослеживаются и иные потребности в исполь- зовании временного (второго) жилища, в связи с чем формируется его обширное типологическое разнообразие. Классификация временного жилища по способу дислоцирования По способу нахождения в окружающей среде выделяют две наиболее значимые группы второго жилища: наземные и водные. Наземные – это привычные нам жилые строения или передвижные дома-устройства, имеющие возможность функционировать только на суще. Это наиболее популярный вид дислоцирования. Большинство раз- работанных и разрабатываемых мобильных или стационарных жилищ именно наземные (сухопутные). Водные вторые жилища (как мобильные, так и стационарные) пред- ставлены группой временного жилья функционирующих на водной по- верхности. В основном, это устройства для кратковременного пребывания с преобладающей транспортной функцией (яхты, катера, лодки и т. д.). Кроме того, в эту группу входят и пантонные дома, получившие широкую известность в Нидерландах. Различные парусники и плоты – также пред- назначены для водного использования. Виды (типы) современного временного жилища В зависимости от комбинации функциональных процессов (рекреа- ционные, аграрные, бытовые и т. д.) в процентном соотношении главной и второстепенных функций, формируется тип временного жилья. Пре- обладающая функция в жилье влияет на его планировочную структуру и облик, в целом. |