Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Какие отличия характеризуют понятия «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации»

  • Слово в жизни актера. Е. В. Ахмадулин краткий курс теории журналистики учебное пособие


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеЕ. В. Ахмадулин краткий курс теории журналистики учебное пособие
    АнкорСлово в жизни актера
    Дата25.01.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла16b37ccb-54a8-4542-bba7-486c328cd33e.pdf
    ТипУчебное пособие
    #341792
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    1. Что является предметом изучения журналистики?
    2. Дайте различные формулировки понятия «журналистика» и обоснуйте правомерность/неправомерность каждой из них.

    3. Какие отличия характеризуют понятия «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации»?
    4. Обоснуйте: является ли профессиональная журналистская деятельность непосредственно журналистикой или частью (компонентом)

    системы?
    5. Можно ли отождествлять понятия «масс­медиа» и «журналистика»?

    Если да/нет, то почему?
    6. В каких отношениях находятся пресса и СМИ?

    7. В каких отношениях находятся система массовой коммуникации и средства массовой коммуникации?
    ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
    Составьте графическую схему системы журналистики (Ваше собственное представление о ней) и дайте формулировки всем ее элементам.
    Литература:
    Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.,2001.
    Основные понятия теории журналистики. М., 1993.
    Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Изд. 3­е. М., 2000.
    «История ничему не учит,

    а только наказывает за незнание уроков»
    В.Ключевский
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    ВОЗНИКНОВЕНИЯ
    ЖУРНАЛИСТИКИ
    ИНФОРМАЦИОННО­КОММУНИКАТИВНАЯ
    ПРИРОДА ЖУРНАЛИСТИКИ
    Журналистика является, прежде всего, порождением информационно­
    коммуникативных отношений людей в сообществе. Говорят: сначала было слово.
    На самом деле, «информация» как сообщение, или как средство общения
    (коммуникации) существовала задолго до появления «слова» как вербального средства общения. На генетическом уровне невербальная информация (жесты,
    мимика, звуки, запахи и т.д.) применялась в животном мире задолго до появления человека.
    Так установлено, что муравьи общаются друг с другом при помощи движений, прикосновений и запахов. Исследователи сумели выделить в языке муравьев более двух десятков сигналов (указание правильного направления, по которому следует идти за добычей, предупреждение об опасности и т.п.).
    Ученым удалось «перевести» на человеческий язык и безмолвный «язык» пчел.
    Если пчела находит цветы, в которых много нектара, она возвращается к своему улью и начинает особым способом двигаться. Движения эти похожи на танец, и по ним другие пчелы узнают в каком направлении относительно солнца и на каком расстоянии находятся цветы с нектаром. Дельфины общаются с помощью звуков: они умеют хрюкать, свистеть, фыркать, лаять и оглушительно щелкать.
    Доисторический пращур человека, прежде, чем стать «Homo sapiens»,
    общался с себе подобными с помощью нехитрого набора звуков и жестов,
    узнаваемых другими членами сообщества (стада). Однако в отличие от животных, у которых образцы поведения, характер информации и общения
    заложены на генетическом уровне, у доисторического человека образцы поведения не все врожденные. Человеческое общение – и в этом его принципиальная особенность – носит осмысленный характер. Человек вступает в коммуникацию сознательно, использует знаки (на ранней стадии – жесты,
    звуки, рисунки) для передачи информации намеренно. При этом он понимает их отношение к обозначаемому в целом так же, как любой другой участник коммуникативного процесса, то есть опирается на разделяемое значение знака.
    Многие правила поведения вырабатывались в примитивном социуме на основании приобретенного опыта. Большая зависимость от природы,
    окружающего мира выдвигала на первый план задачи выживания,
    воспроизведения себе подобных, воспитания молодого поколения до самостоятельного уровня. Все это требовало разделения труда, выполнения разными членами сообщества определенных функций, координации этих функций в сообществе, передачи опыта, навыков из поколения в поколение, что вызывало необходимость пользования негенетической, оперативной информацией. Объем и содержание такого рода информации в социуме увеличивался и усложнялся. Невербальный язык жестов и звуков не мог уже обеспечить возросшие потребности сообщества в коммуникации. Нужен был другой инструмент передачи информации и общения по поводу нее. И тогда родилось слово. Как заметил известный американский популяризатор­филолог
    Франклин Фолсом, Homo sapiens (человек разумный) – это Homo loquens
    (человек говорящий).
    Теперь можно было поделиться опытом, где и как лучше добывать пищу,
    навыками и приемами охоты, способами (рецептами) приготовления еды, дать команду (ценные указания), просто обменяться сведениями об увиденном и услышанном. Человеческое общение невозможно без освоения индивидом социального опыта: каждый член общества постепенно учится понимать и использовать знаки (язык), позволяющие ему вступать в контакт с другими. В
    процессе коммуникации человек способен апеллировать к прошлому и будущему, пользоваться абстрактными понятиями и типическими образами.

    Таким образом, «изобретение» вербального языка стало первой революцией в области коммуникации. Более того, язык способствовал аккумулированию,
    накоплению информации, становясь тем самым хранилищем знаний. Из уст в уста передавались особо запомнившиеся события, легенды, мифы, сказки,
    предания, а также нормы поведения, табу, ритуалы, закрепляемые в традициях конкретного рода, племени, родоплеменных объединений и государственных образований.
    Американский исследователь истории и процессов коммуникации Гарольд
    Лассуэлл писал о значении возникновения коммуникации в жизни общества как о механизме, с помощью которого существуют и развиваются человеческие отношения; распространяются в пространстве и сохраняются во времени все символы сознания; осуществляются следующие функции:
    1. ориентации в окружающей среде;
    2.
    корреляции реакций различных частей общества на стимулы окружающей среды;
    3.
    передачи социального наследия от одного поколения к другому.
    1
    Действительно, человек как существо социальное находится в постоянном взаимодействии с другими членами общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным опытом (назовем это межличностной пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм,
    ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям. Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени. Таким образом, помимо целей успешной координации действий людей в сообществе, коммуникация обеспечивает преемственность социальной организации во времени.
    1
    См.: Lasswell H. The Structure and Function of mass Communication in Society // L. Bryson (ed). The Communication of Ideas. N.Y., 1998.

    Каковы же структура и механизм коммуникации? Сначала рассмотрим схему межличностной коммуникации двух собеседников – коммуникатора­ 1
    (он же коммуникант­ 2) и коммуникатора­ 2 (он же коммуникант­1):
    Рис. 1
    ПИ – это потенциальная информация, то есть объективно существующие
    (происходящие) в природе или в социуме явления, события, факты, которые человек может не замечать, замечать, но не понимать, понимать верно/неверно и т.п.
    ВИ
    1
    – это воспринятая коммуникатором информация из того множества явлений, событий, фактов, которые объективно существуют/происходят в окружающем мире.
    КИ – это кодированная информация в некой системе знаков
    (языке), одинаково понятной как для коммуникатора, так и для коммуниканта.
    ДИ – декодированная коммуникантом информация (расшифровка знаковой системы), полученная от коммуникатора.
    ВИ
    2
    ­ воспринятая коммуникантом информация после декодирования.
    РИ – реальная информация, закрепленная в сознании коммуниканта.
    Коммуникант­1 сопоставляет полученную от коммуникатора­1 реальную информацию со своими знаниями и опытом о предмете сообщения,
    почерпнутыми ранее из окружающего мира (из потенциальной информации) и,
    становясь, в свою очередь, коммуникатором­2 отвечает своему собеседнику

    (коммуникатору­1, ставшему коммуникантом­2). Процесс обратной передачи информации (сообщения) полностью аналогичен предыдущему. Такого рода общение может идти по замкнутой цепи, изменяясь по форме и содержанию,
    довольно длительное время. Пунктирные стрелки обозначают невербальные реакции коммуниканта на сообщение коммуникатора и показывают, что коммуникация возможна/невозможна (есть контакт или его нет).
    Таким образом, межличностная коммуникация является по своей форме симметричной коммуникацией.
    При коллективной (публичной) коммуникации схема взаимодействия коммуникатора и группового коммуниканта (аудитории) будет выглядеть несколько иначе (см. рис. 2).
    Рис. 2
    В этом случае коммуникация, в зависимости от количества и степени определенности/неопределенности коммуникантов, будет переходить от асимметричной формы к несимметричной, а сам процесс коммуникации из аксиального (имеющего строго определенных единичных адресатов) будет переходить в ретиальный, предполагающий передачу информации,
    адресованной некоторому (некому) множеству вероятных (или возможных)
    приемников.
    Желание расширить аудиторию до массовой, с неопределенным множеством объектов коммуникации, требует некого «усилителя», канала передачи, который сам по себе работает лишь в одну сторону (по принципу клапана), не пропуская через себя реакции аудитории в обратную сторону.
    Поэтому массовая коммуникация является односторонней коммуникацией с ограниченными (опосредованными) возможностями обратной связи (см. рис. 3).
    Рис. 3
    Процесс восприятия массовой информации, после ее дешифровки (ДИ),
    напоминает броуновское движение молекул с его хаотичностью и непредсказуемостью: каждый член массовой аудитории воспринимает информацию по­своему, делится своими впечатлениями в семье, с друзьями,
    товарищами по работе и т.д. В процессе такой коммуникации реальная
    (закрепленная в сознании) информация и отношение к ней будут разными у различных групп массовой аудитории. Суммарный вектор этих восприятий и отношений и будет составлять общественное мнение данной массовой аудитории.
    Мы выделили лишь одно из значений понятия «информация» ­
    «сообщение». Этимологическое значение слова восходит к латинскому
    information – разъяснение, а информатор (informatory) – образующий,
    воспитатель, просветитель. В свою очередь, оба понятия берут начало от in­
    formo с множеством значений: придавать форму, вид, создавать, делать,
    образовывать, лепить, устраивать, организовывать, обучать, воспитывать,
    строить, мыслить, вообразить, возникать в воображении.
    Семантическая многозначность исходного смысла слова «информация»
    трансформировалась затем в многозначность научных трактовок термина
    «информация», прочно закрепившегося в целом ряде наук. Так, Р.Ф.Абдеев дает следующие толкования информации: «обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему» (Винер); «отрицание энтропии» (Бриллюэн); «коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (Шеннон); «передача разнообразия» (Эшби);
    «оригинальность, новизна»; «мера сложности структур» (Моль); «вероятность выбора» (Яглом); «отраженное разнообразие» (Урсул) и т.п.
    1
    «Информация» как
    «сообщение» наиболее соответствует журналистскому пониманию.
    Понятие «коммуникация», как и «информация», полисемантичное. В
    латинском слове communication означает сообщение, связь, контакт, общение,
    соединение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Коммуникатор
    (communicator) – принимающий участие, соучастник. Оба слова восходят к communico – делать общим, принимать участие, делить, примиряться, сообщать,
    действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять, вносить, связывать,
    соединять, общаться, иметь связи; communion – общность, соучастие,
    родственные связи, церковная общность, единение, христианское причастие,
    укрепление, утверждение; communities – общность, общение, жизнь на общественных началах, общежитие, общность интересов, связь, общественная жизнь, обязанности, вытекающие из совместной жизни, общительность,
    обходительность и приветливость.
    2
    И здесь, в силу многозначности исходного смысла слова, теоретические толкования термина «коммуникация», «коммуникавистика» (communication)
    1
    См.: Свитич Л.Г. Феномен журнализма. –М., 2000. –С. 50.
    2
    Там же. С. 64­65.
    опираются на разные семантические основы: маклюэнизм главное внимание акцентирует на изучении коммуникаций как средств связи; социологи – на системе межличностных, межгрупповых и международных общений; теологи выделяют функцию коммуникации как создание комьюнити ­ сообщества людей,
    объединенных одной верой; семиотики занимаются анализом знаковой атрибутики коммуникативно­информационных языков и т.п. Но «главное для коммуникавистики, ­ отмечает Л.М.Землянова, ­ остается восприятие коммуникации как социально­культурного взаимодействия людей, групп,
    организаций, государств и регионов посредством информационных связей».
    1
    Таким образом, именно информационно­коммуникативные отношения людей в социуме являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации.
    Однако, чтобы процессы коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему журналистики, одних природных информационно­
    коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления.
    Главными составляющими в процессе зарождения журналистики стали социально­политические, идейные, экономические, материально­технические и культурно­образовательные предпосылки.
    СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    Социально­политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения.
    Представители государственной власти рассылали для оповещения своих подданных гонцов, глашатаев, герольдов, дьяков. С развитием политических
    1
    Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. –М., 1995. –с. 91.
    форм управления государством возникла потребность не только в оповещении о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные праобразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой.
    Известно, что задолго до новой эры китайские императоры «печатали»
    свою «газету» на шелке, а египетские фараоны «выпускали» нечто подобное в виде папирусных свитков.
    Наиболее достоверен и показателен процесс возникновения имперских
    «изданий» в древнем Риме в эпоху правления Юлия Цезаря и позже (I в. до н.э. –
    IV в. н.э.). Быстро разраставшаяся Римская империя посылала многих своих граждан в далекие провинции. Жители этих колоний живо интересовались всем происходящим в столице. Частная переписка и отдельные сведения в силу своей неполноты и нерегулярности не удовлетворяли их. Необходимы были специальные люди, которые бы следили за всеми событиями и сообщали о них в колонии.
    На первых порах каждый решал эту проблему только для себя и своего окружения. Богатые люди, жившие в имперских провинциях, завели в Риме личных корреспондентов, в основном из образованных рабов, которые должны были исполнять информационные прихоти своего господина. Антоний,
    например, получал через своего корреспондента все отчеты о государственных делах и политических прениях в сенате. Когда Цицерон был проконсулом, он также не преминул завести себе корреспондента в Риме: им был некий Хрест,
    сообщавший своему господину политические новости, дававший отчеты о гладиаторских побоищах, городских происшествиях и ходивших по городу слухах.
    Юлий Цезарь, сам долгое время пользовавшийся такими корреспондентами в Галлии, понял необходимость государственного информационного органа.
    Носителем информации служили дощечки, покрытые гипсом. Первая из этих гипсовых «газет» называлась «Acta Senatus», где «печатались» протоколы сенатских заседаний – праобразы нынешних парламентских отчетов.

    Односторонность «сенатских ведомостей» побудила Цезаря основать
    «Ежедневные ведомости» («Acta diurna populi Romany»), в которой помимо официальных указов императоров, распоряжений сената, давались сообщения с театра войны, информация о назначениях и наградах, заметки о жертвоприношениях, зрелищах и наиболее крупных фактах текущей жизни.
    Гипсовые «ведомости» размножались писцами и рассылались официальным чиновникам и военачальникам в провинции, а также всем заказчикам.
    Таким образом, первые информационные органы носили официальный характер и служили проводниками политики власти. Неугодные органы закрывались и тогда. Так, император Тиберий запретил выпуск «Acta Senatus» в то время, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, затрагивающие нередко особу императора и членов его семьи. «Acta diurna» просуществовали еще несколько столетий вплоть до вторжения германских племен в Римскую империю.
    Такой же официальный имперский характер носила в Китае в VII­X вв.
    (Танская династия) рукописная газета «Дибао» и первая в мире печатная газета в Пекине «Кинг­Пао» («Столичный вестник»), начало издания которой относят к 911 г. (регулярный еженедельный выпуск ее был налажен с 1361 г.; газета выходит поныне).
    ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    Идейные предпосылки возникновения журналистики были связаны с внутренней политической борьбой, социальными и религиозными движениями.
    Ораторская публицистика становится одной из самых распространенных и мощных форм воздействия на общественное сознание. Примером этому служит политическая деятельность великих ораторов древности (Демосфен в Греции,
    Цицерон в Риме и др.). В феодальном обществе, где политическая и духовная жизнь зачастую принимала религиозную окраску, большой популярностью пользовались проповедники, вероучители, пастыри, которые своими страстными обличительными речами не только настраивали свою паству против
    официальной церкви, но и поднимали массы на борьбу с ней и социальной несправедливостью. Достаточно вспомнить проповеди­обличения итальянского монаха Савонаролы (XV в.), идеологов и вождей реформации – Яна Гуса (XV
    в.), Мартина Лютера (XVI в.) и Томаса Мюнцера (XVI в.), а также русского раскольника протопопа Аввакума (XVII в.).
    Обличительная и полемическая публицистика позже перешла на арену светской политической борьбы. Острые, разящие памфлеты, отпечатанные в брошюрах, стали основным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А во времена Великой Французской революции политическая публицистика с ее мощными вековыми традициями шагнула на страницы политической прессы: в газеты «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен»
    Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера, став тем самым одним из идеологических факторов бытования журналистики.
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    Важную роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между европейскими странами,
    экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность информационного обеспечения развивающихся торгово­промышленных контактов в Европе. Потенциальное информационное пространство на территории Европы быстро оснащалось морскими, речными, сухопутными,
    почтовыми коммуникациями, что создавало условия для относительно быстрой передачи новостей. В крупных торгово­экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.

    Одним из крупнейших экономических и финансовых центров второй половины XVI в. была Венеция. Именно здесь стали выходить первые рукописные информационные листки под названием «Аввизо» (от итал. avviso –
    сообщение, извещение), которые продавались за мелкую венецианскую монету
    (gazette), откуда, собственно, слово «газета» и вошло во многие европейские языки для названия периодического издания. Самый ранний из дошедших до нас комплектов венецианских «Аввизо» датируется 1566 г.
    Еженедельный выпуск рукописных известий потребовал и людей профессионально ориентированных на сборе и обработке информации. Имеются свидетельства, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «аввизатори» (avvisatori – от итал. «вестник, приносящий новости»).
    Рукописные венецианские «Аввизо», имевшие широкое хождение по
    Европе, способствовали появлению аналогичных «газет» в Германии. Именно экономический фактор стал предпосылкой того, что крупнейшая финансовая корпорация – банкирский дом Фуггеров, имевший свои интересы во многих странах Европы, распространял среди своей многочисленной клиентуры в 1568­
    1605 гг. рукописную газету «Fuggerzeitung». В эпоху реформации популярностью пользовались виттенбергские известия Меланхтона,
    распространявшего их в форме писем­ведомостей по всей Европе на латинском,
    а затем на французском и немецком языках. В экономическом плане составление и распространение этих ведомостей было довольно доходным предприятием и приобретало вид профессиональной деятельности.
    Доходность тиражирования рукописных информационных листков еще в те
    «догазетные» времена поняли и владельцы книгопечатен, не упускавшие возможность нажиться на письмах­ведомостях, представлявших значительный общественный интерес. Рукописные «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто»,
    «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике.
    В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто
    вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. courant –
    «текущий»), а также «Вести», «Столбцы».
    КУЛЬТУРНО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    Образование и культура общества являются одной из ключевых предпосылок зарождения журналистики. Рукописные «газеты» не были массовыми изданиями и не могли быть таковыми в силу неграмотности и культурной неразвитости населения. Поэтому распространяемая в них информация носила замкнутый, элитарный характер. «Газеты» доставлялись определенному кругу образованных лиц (в царствующие дома, политикам,
    цеховым корпорациям в городах, финансовой клиентуре в случае с Фуггером и т.п.). Даже латинский язык, на котором писалось большинство информационных листков, старинные готические и орнаментальные шрифты служили достаточно серьезным препятствием для доступа средних слоев населения к источникам информации.
    Сменяющие друг друга эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения сыграли значительную роль в распространении грамотности, просвещения,
    культуры не только в сфере привилегированных, знатных сословий, но и в средних слоях населения, порождая тем самым потенциальную аудиторию для будущей журналистики. Этот процесс сопровождался совершенствованием
    (упрощением) письменных шрифтов, языка, стиля письма и поиском новых форм деловых, эпистолярных и художественно­публицистических текстов.
    Для культурно­образовательного развития России определяющее значение имело создание на рубеже IХ­Х вв. славянско­русской азбуки и системы письма
    – кириллицы, связанное с легендарными братьями Кириллом и Мефодием.
    Для зарождающейся российской журналистики важен был процесс эволюции письменности из церковно­славянской к общедоступной. Петровская реформа по введению гражданской азбуки вместо архаичного полуустава (1708
    г.) стала основой русского шрифта для последующей газетно­журнальной периодики и светского книгопечатания.
    МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    К материально­техническим предпосылкам возникновения журналистики относятся достижения в научной и производственных областях, составлявших технико­технологическую базу для будущих носителей информации.
    В древности для фиксации текста использовались гипсовые, глиняные и натертые воском деревянные дощечки, папирусные свитки, пергаментные листы,
    а на Руси писали на бересте. На смену им пришла бумага, впервые полученная в
    Китае (I в.н.э.), завезенная в Японию (VI в.) и через арабов – в Европу (Х в.).
    При письме пользовались деревянными палочками (стило – в Риме, писало
    – на Руси), тростниковой палочкой­пером (калам), волосяной кисточкой,
    гусиными и другими перьями.
    Как и бумажное производство, техника печати делала свои первые шаги на
    Востоке. В корейском музее древнего книгопечатания хранится самое древнее издание, выполненное с помощью досок­клише (721 г.), и книга «Чикчжи симчхе», напечатанная наборным металлическим шрифтом за 70 лет до изобретения Гуттенберга. В Китае книгопечатание способом ксилографии появилось в VII в., а наборная печать в X в. (вспомним старейшую в мире печатную газету «Кинг­Пао» ­ 911 г.). В Японии оттиски «газет» делали с обожженных глиняных досок. Самая старая и известная нам японская «газета»
    (1615 г.) так и называлась – «Иомиури каварабан» (Читать и передавать оттиск»).
    В Европе технические предпосылки книгоиздания и периодической печати начали складываться с 30­40­х годов XV в. Они связаны, прежде всего, с именем
    Иоганна Гуттенберга из Майнца, который первым применил наборный шрифт –
    отдельные литеры (буквы, знаки) для составления текста и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Этот способ книгопечатания нашел широкое применение во всем мире. Уже в 1510 г. в Париже насчитывалось
    десять типографий. В различных странах Европы печатаются календари,
    сборники известий, информационные листки, брошюры с памфлетами. Эта печатная продукция предшествовала появлению газет, журналов, альманахов. В
    Америке первое печатное издание – восьмистраничная брошюра о землетрясении – было выпущено в 1541 г. В России первопечатник Иван
    Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу
    «Апостол» в 1564 г. Однако со времени изобретения Гуттенбергом печатного станка пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника станет применяться для тиражирования журналистской периодики.
    ПЕРВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ГАЗЕТЫ
    Первыми европейскими печатными периодическими изданиями считаются сохранившиеся немецкие газеты «Relation: Aller Furnetmen» (Страсбург) и
    «Avviso Relation, oder Zeitung» (Аугсбург), датированные 1609 годом. Именно с этих пор и отмечается рождение прессы.
    В XVII в. вслед за Германией первые печатные газеты появились в
    Нидерландах («Niederlantshe Tijdinghe» ­ 1609 г.), Швейцарии («Ordinaru
    Wochenzeitund» ­ 1610 г.), во Франции («Mercure francais» ­ 1611 г., а затем и первый политический официоз «La Gazett» ­ 1631 г.), в Италии (римский еженедельник «Gracas», а затем и первая массовая газета «Sincero» ­ 1642 г.),
    Испании (правительственная «Gacetta» ­ 1661 г.), Дании («Europäische
    Wöchentliche Zeitung» ­ 1663 г.). В США первая попытка издания газеты
    «Publick Occurrenses Both Foreign and Domestick» («Общественные события как иностранные, так и местные») была предпринята в 1686 г. Но первой настоящей еженедельной газетой считается «Boston News–Letter» («Бостонский листок новостей»), вышедший в 1704 г.
    Первая российская печатная газета «Ведомости» родилась почти столетие спустя после появления первых изданий в Европе. Как и многое другое, газета была заимствована Петром I с иностранных образцов и насаждалась царем в
    качестве правительственного информационного органа в безграмотной России.
    15 декабря 1702 г. Петр I подписал указ о печатании «Ведомостей» для
    «извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях» всех русских людей и с этой целью «продаваться в мир по надлежащей цене». Поставщиками информации обязывались быть все государственные учреждения (приказы). В
    рукописном варианте сохранилось два номера за 1702 г. – от 17 и 27 декабря.
    Второй номер своим названием очень походил на заголовки первых европейских газет:
    «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью
    Нотенбурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году».
    Для сравнения приведем заголовок одного из печатных листков XVI в. (in quarto – в четверть листа):
    «Достоверная новейшая ведомость из Маастрихта… содержит в себе подробнейшее описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11­го июня текущего 1579 года».
    Номер «Ведомостей», изданный 29 января 1703 г. дошел до нас в печатном виде (как и все дальнейшие номера), поэтому официально именно от него ведет летоисчисление российская пресса, которой в 2003 г. исполнилось 300 лет (хотя ученые считают дату рождения «Ведомостей» с декабря 1702 г.).
    В общепринятом смысле петровские «Ведомости» мало походили на уже довольно развитые европейские газеты, которых к тому времени насчитывалось около ста. За двадцать с лишним лет своего существования «Ведомости» так и не приобрели необходимого государственного или иного статуса, не сформировали своего читателя, даже из среды государственных чиновников, не обрели не только сколько­нибудь постоянные типологические черты (в т.ч.
    периодичность, объем, формат, тираж), но даже своего постоянного названия
    (вариации заголовков: «Ведомости», «Ведомости московские», «Ведомости московского государства», «Ведомости о военных и иных делах…»,
    «Российские ведомости»).

    Между тем в Европе задолго до появления петровских «Ведомостей»
    публику уже приучали к потреблению газетной информации. В книжке «О
    пользе газетного чтения» (Гамбург, 1697 г.), по свидетельству Л.Саламона,
    давались следующие рекомендации: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен уметь приложить его на деле». Более того, в
    1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже – по вопросам права прессы.
    Именно образованием и воспитанием потенциальной читательской аудитории достигался растущий спрос на разнообразную массовую информацию,
    который, в свою очередь, сказывался не только на общем количественном росте средств массовой информации, но и на расширении их типологии.
    В 1655 г. в Париже вышел первый журнал («Journal des Savants» ­ «журнал ученого»), положивший начало развитию этого вида периодических изданий.
    Если к концу XVII в. выходило около 100 периодических изданий, то через век их было уже 900, а к началу ХХ в. – около 50 тысяч. К концу XIX в., по данным,
    собранным в свое время известным российским библиофилом Н.Рубакиным, на
    1 млн. жителей приходилось периодических изданий: в Швейцарии – 230,
    Бельгии – 153, Германии – 129, Франции – 114, Норвегии – 89, Великобритании
    – 88, Испании – 68, Италии – 51, Австрии – 43, Греции – 36, Сербии – 26, России
    – 9.
    Итак, журналистика в «утробном состоянии» или пражурналистика уже заявила о своей информационно­коммуникативной природе как главной генетической функции. Факторами ее зарождения послужили следующие исторические предпосылки:
    ­ социально­политические (возможность использования информации в директивно­управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);

    ­ идейные (использование информации для пропаганды определенных философско­мировоззренческих, религиозных и социально­политических идей,
    возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);
    ­ экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);
    ­
    материально­технические (возможности оперативного сбора,
    тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);
    ­ культурно­образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).
    При рождении и становлении журналистики все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта