СРЯ ГЛ. Е вопросы к экзамену по разделу Фонетика
Скачать 0.99 Mb.
|
54. морфологический принцип Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. С точки зрения ЛФШ морфематический принцип проявляется в том, что для сохранения графического единообразия одних и тех же морфем фонетические чередования на письме не передаются: одной и той же буквой обозначается по сильной позиции весь ряд позиционно-чередующихся звуков: произносим бе[г]ать и бе[к], но пишем бегать и бег. Представители ЛФШ считают морфематический принцип основным принципом русской орфографии. С точки зрения МФШ фонетические чередования – это чередования звуков, относящихся к одной фонеме. То, что одной и той буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, есть проявление фонематического принципа орфографии. На морфематических принципах орфография построена лишь в редких случаях, когда написание противоречит фонематическому принципу. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила: написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный – вода – водяной – наводнение; в служебных морфемах: мудр-ец и стар-ец, на стол-е и на стул-е). написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга) и в корне слова перед согласными (сковородка – сковородок); написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать); написание приставок на согласный, исключая приставки на з(отдать как отловить и т. д.); употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать); написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными, т.е. написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости (мостик – мост мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется; но восьми – восьмой мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.); написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; Безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая? написание суффиксов и неизменяемых на письме приставок (отдыхать- отходить — отыграть); также проверяются и суффиксы, например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции (сиротливый, талантливый); правописание постфикса -ся (учиться, учится, мойся) 55. Отступления и ограничения к морфологическому принципу р. орф. Нарушения морфологического принципа орфографии Имеется несколько случаев, охватывающих большое количество конкретных написаний, когда одна и та же морфема в разных своих положениях пишется по-разному, а это значит, что морфологический принцип, требующий единообразного написания морфем, в этих случаях нарушается: 1. В приставке на з (с) в опорных положениях, а также перед звонкими согласными (буквами) пишется з, перед глухими — с: без- бес-: безрадостный, безболезненный, но бесполезный; вз-вс-: взлететь, вздремнуть, но всплакнуть; 2. В приставке роз(с)—раз(с)- под ударением обычно пишется о, в безударном положении — а: розвальни, но развалиться, роспись, но расписание 3. В окончании им. п. ед. ч. имен прилагательных, причастий, порядковых числительных и местоимений мужского рода под ударением ой, без ударения ый: молодой, но новый, шестой, но пятый 4. В окончаниях и некоторых суффиксах имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется о, а без ударения — о: свечой, но тучей 5. Некоторые производные слова не сохраняют двойных согласных своих производящих: кристалл, но кристальный, кристальность 6. Если на стыке морфем возникает стечение трех одинаковых согласных, то пишется только две: ванна — ванная 7. передача на письме исторических чередований в области корневых гласных и согласных (зар зор, клан клон, плав плов) 8. К нарушениям морфологического принципа обычно относят и замену начального корневого и буквой ы в положении после приставок на твердый согласный: играть, но разыгрывать 9. В известном смысле, по крайней мере формально, нарушением морфологического принципа является и неиспользование буквы ё в безударных положениях, написание безударного е в чередовании с ударным ё: вёз, но везу; нёс, но несу К ограничениям морфологического принципа орфографии относят явления двух типов: 1) связанные со слоговым принципом графики; 2) связанные с историческими чередованиями звуков. Ограничения, связанные с правилами графики. Сравним написание падежных форм существительных ж.р. 1-го склонения вода и земля: вод-а — земл-я, вод-ы — земл-и, вод-ой — земл-ей, вод-у — земл-ю. Легко заметить, что одни и те же окончания (окончания одних и тех же падежных форм) обозначены на письме по-разному: -а и -я, -ой и -ей, -у и -ю, -ы и -и. Это же относится и к окончаниям существительных м.р. и ср.р. 2-го склонения: вол-а — кон-я, вол-у — кон-ю, вол-ом — кон-ём, сел-о — пол- е, сел-а́ — по́л-я и т.п. Во мн. ч. точно так же: во́д-ы — зе́мл-и, волы́ — ко́н-и, сёл-а — пол-я́, вол-а́м — кон-я́м, вол-а́ми — кон-я́ми, о волах — о кон-я́х. То же самое можно сказать об окончаниях прилагательных: нов-ая — син-яя, нов-ую — син-юю, нов-ыми — синими и др.; о суффиксах: пис-а-ть — гул-я-ть и др. После твердых согласных окончания и суффиксы на письме начинаются с букв типа а, после мягких — с букв типа я. Это характерный пример применения слогового принципа графики. Но так как это проявляется не в разных, а в какой-либо одной морфеме, то создается впечатление, что здесь имеют место определенные отступления от морфологического принципа: одни и те же морфемы пишутся по-разному. Такие написания возникли по "требованию" правил графики, и орфография отменить их не может, поэтому принято считать, что здесь не нарушения, а лишь ограничения морфологического принципа: сфера его действия ограничена определенными предписаниями графики. К подобным случаям можно отнести и замену и на ы в положении после приставок на твердые согласные: играть — разыграть, итог — подытожить, история — предыстория, искусный — безыскусный и т.п. Ограничения, связанные с историческими чередованиями фонем. Исторические чередования фонем — это всегда чередования разных фонем, каждая из которых может быть и в сильной, и в слабой позиции. Поэтому и буквенное обозначение их может быть опорным, т.е. создаваться по правилам графики, и проверяемым, создаваемым по правилам орфографии. Например: нога — ножной, поэтому ног — ножка; мазать — мажу, поэтому мазь — мажь; ле́зу — ла́зить, следовательно перелезать — лазейка и т.п. Таким образом, исторические чередования фонем приводят к разному буквенному обозначению одних и тех же морфем (маз-ать — маж-у и т.п.). Но это никак не затрагивает морфологического принципа, так как находится в сфере графики; в сфере орфографии (обозначение звуков слабых позиций) обычно царит единство: разновидности морфем, включающие исторически чередующиеся фонемы, обозначаются одинаково — по сильной позиции этих единиц: мазать — мазь, маж-у — мажь и т.п. Следует заметить, что морфологический принцип орфографии характеризуется не абстрактными стремлениями к единству написания морфем, а к единству лишь в пределах позиционных чередований: обозначение звуков слабых позиций приравнивается к обозначению звуков сильных позиций, с которыми они чередуются. 56. Фонетический принцип Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме). В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхождений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крыли, конь К фонетическим написаниям относятся: написание приставок, оканчивающихся на з(из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица); написание буквы ав безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – роспись, рассказывать – россказни, рассы́пать – россыпь); написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь); написание буквы о в суффиксах –онок –онкапосле шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.); написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, Куницын и т. п.); отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь). Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать). 57. традиционный принцип Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв. К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие: безударные гласные, непроверяемые ударением (молоко, сарай); написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.); написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять); написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др. написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.); написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.); написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.); написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова); написание отдельных заимствованных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.). 58. Правила употребления прописных букв Названия различных военных званий и титулов, по обыкновению, не пишутся с большой буквы: граф Толстой, князь Волконский, лейтенант Петров. Исключения составляют те номинации, которые встречаются в официальных документах: Президент РФ, Генеральный Прокурор РФ. В текстах СМИ эти же слова пишутся со строчной: по решению президента России, генеральным прокурором назначена проверка. Слова с семантикой направления, которые обозначают стороны света, могут писаться как с большой, так и с маленькой буквы Обычно пишется с прописной буквы первое слово каждой строки в стихотворениях независимо от наличия или отсутствия знака препинания в конце предшествующей строки После многоточия, не заканчивающего предложения, а обозначающего перерыв в речи, первое слово пишется со строчной буквы Если это начало прямой речи Если это начало цитаты, являющейся самостоятельным предложением, и первое слово цитаты начинает собой предложение в цитируемом тексте Пишутся с прописной буквы имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища Артикли и частицы, слившиеся с фамилиями, а также такие, которые присоединяются к фамилии при помощи дефиса, пишутся с прописной буквы, например: Лафонтен Наименования высших должностей и почетных званий в СССР – Председатель Президиума Верховного Совета Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии Пишутся с прописной буквы в баснях, в драматических и других художественных произведениях названия действующих лиц, выраженные именами, обычно имеющими значение нарицательных Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия aстрономических и географических объектов (в том числе и названия государств и их административно-политических частей), улиц, зданий названиях исторических событий, эпох и явлений, а также исторических документов, произведений искусства и иных вещественных памятников с прописной буквы пишется первое слово, а также входящие в их состав имена собственные: Boзрождение, Ренессанс, Реформация названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций Советского Союза пишутся с прописной буквы все слова, входящие в состав названия, кроме служебных слов и слова партия В полных названиях орденов все слова, кроме слов орден и степень, пишутся с прописной буквы Пишется с прописной буквы первое слово в названиях революционных праздников и знаменательных дат В выделяемых кавычками наименованиях знаков отличия, названиях литературных произведений, газет, журналов, учреждений, предприятий и пр. пишутся с прописной буквы первое слово и входящие в их состав имена собственные В текстах официальных сообщений и документов написание наименований должностей, званий, установлений и т. п. с прописной или строчной буквы определяется специальными ведомственными инструкциями. В особом стилистическом употреблении могут писаться с прописной буквы имена нарицательные, например: Родина 59. виды сокращений слов на письме 1. Графические сокращения — в них опущенные буквы или слоги обозначаются графически: а) точкой — при отсечении конечной части слова (рус. — русский); б) дефисом — при высекании срединной части слова (пр-во — производство); в) тире — при отсечении начальной части сокращаемого слова (Николай —он — Н. Даниельсон); г) косой чертой — при отсечении конечной части слов словосочетания (Ростов н/Д — Ростов-на-Дону; п/п — по порядку). 2. Инициальные аббревиатуры — сокращения, которые образованы из названий первых букв и (или) звуков слов, входящих в исходное словосочетание, и которые произносятся при чтении в сокращенной, а не полной форме (в отличие от однобуквенных графических сокращений, произносимых при чтении развернуто). Среди инициальных аббревиатур различают: а) буквенные — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы (СНГ — эс-эн-гэ); б) буквенно-звуковые — их образуют, беря от одних слов исходного словосочетания алфавитные названия начальной буквы, а от других — начальный звук: ЦСКА — це-эс-ка (Центральный спортивный клуб армии); в) звуковые — их образуют, беря от каждого слова исходного словосочетания начальный звук: ИТАР (Информационное телеграфное агентство России). 3. Сложносокращенные слова — сокращенные слова, образованные из слов исходного сокращения, все или часть из которых усечены (колхоз — коллективное хозяйство; авиазавод — авиационный завод). 4. Высекаемые слова — слова, в которых высечены буквы и (или) слоги, кроме начальных и конечных букв, а оставшиеся стянуты в сокращенное слово (млрд — м[ил]л[иа]рд; млн — м[ил]л[ио]н). 5. Смешанные сокращения — сокращения, в которых сочетаются несколько способов образования сокращения: инициальная аббревиатура — со сложносокращенным словом (НИИполиграфмаш); инициальная аббревиатура — с графическим сокращением (кф. — кинофильм); высекаемое слово — с графическим сокращением (стб. — столбец) и т. д. 60. орфографические словари Орфографический словарь – словарь, в котором размещены слова, в алфавитном порядке. К этим словам сложно подобрать проверочные слова, чтобы убедиться в правильности написания нужной орфограммы. Такие слова необходимо запомнить. Самая главная функция этого типа словарей – помочь правильно написать или произнести слово, написание или произношение которого вызывает затруднения. Особенности словарей В орфографических словарях во всех словах расставлены ударения. Это способствует повышению качества не только письменной, но и устной речи. Отличительные черты орфографического словаря: если слова с одинаковым смыслом можно писать по-разному, то эти слова следуют в одной строчке через союз «и». Например, «тоннель» и «туннель». при раздельном или слитном написании некоторых словарных единиц, в случае возникновения различий, они размещены на двух строчках («легко раненный» и «легкораненый», прил.) глаголы с постфиксами «–ся» («-сь») указаны в одной строке. Например, «запускать(ся), -аю, -ает(ся)». Это характерно и при написании причастий: «сеющий(ся)». Категории словарей Словарей существует огромное количество. Для простоты использования их подразделяют на следующие группы. Основными разновидностями орфографических словарей являются: Школьные – словари, которыми пользуются ученики школ. Обычно имеют удобный формат изданий, бывают карманного размера. Они наиболее распространены и подходят для дополнительного изучения русского языка. Отраслевые – имеют достаточно узкую направленность. В таких словарях указаны слова, их написание, возможное использование в определенных профессиональных кругах. Например, «Музыкальный энциклопедический словарь» – содержит основную терминологию и наиболее используемую лексику среди профессиональных музыкантов и любителей музыки. Словари-справочники – служат для использования в корректорской и редакторской работе над текстами. Общие - используются при возникновении определенных проблем написания слов. Например, дефисное, раздельное или слитное написание слов. Самый популярный - орфографический словарь, созданный под началом Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова. Известный русский лингвист Д. Н. Ушаков в 1911 г. создал труд «Русское правописание». При объединении трудов Ушакова и Крючкова получился «Орфографический словарь русского языка», который активно используется на протяжении более полувека. Его издавали порядка шестидесяти раз. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке., 1967 Тихонов А. Н. Орфографический словарь русского языка: Ок. 70000 слов, 1999 Букчина Б. З. Русский орфографический словарь. М., 1999. Орфографический словарь русского языка / Сост. Татьянченко Н. Ф. М.,1998. Орфографический словарь русского языка / Авт.-сост. И. М. Рожкова, А. Г. Амелина, М., 1998. |