СРЯ ГЛ. Е вопросы к экзамену по разделу Фонетика
Скачать 0.99 Mb.
|
СЛОГОРАЗДЕЛ И ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА. Правила переноса слов в обычном орфографическом письме в основном вытекают из характерного для русского языка деления на слоги: слово переносится по слогам. Однако полного соответствия между правилами переноса и слогоделения нет. Так, при фонетическом членении речи в слове безучастный устанавливается следующее слогоделение: бе-зу-ча-стный – [б'ь-зу-ч'а-сныi], а при переносе этого слова можно установить еще несколько вариантов, а именно: без-участный (этот вариант переноса на стыке приставки и корня предпочтительнее),безучас-тный, безучаст-ный. В то же время невозможны переносы, при которых от корня отрывается одна буква, например, такие, как я-ма, а-кация, или переносы, разрывающие приставку перед начальным согласным корня: ра-збить, хотя такое членение соответствует правилам слогоделения – [рÙ-зб'ит']. От слогоделения надо отличать на практике и в теории правила переноса. Во-первых, они находятся на разных уровнях языка: слогоделение — фонетический процесс, а перенос — орфографический (т.е. делим на слоги — звуки, а по правилам переноса — слова). Во-вторых, они не совпадают по результатам (ср. ВА/ННА и ВАН-НА), поскольку для слогоделения существенны только произносительные закономерности, без отношения к смыслу и структуре слова, а правила переноса учитывают единство графического облика слова как знака (информационное единство), морфемный состав и пр. В отличие от слогоделения, правила переноса более гибкие и допускают большее количество вариантов. Основные правила переноса в русском языке. 1) Нельзя оставлять одну букву на строке и переносить одну букву (независимо от того, представляет ли она собой отдельный слог или нет): *СЕМЬ-Я *Я-ГОДА; 2) Нельзя отрывать согласную букву от следующей за ней гласной: *ЛЮБ-ОВЬ; 3) Если после приставки стоит Ы, ее переносить нельзя (т.к. в начале следующей строки слово как бы начинается с Ы, что непривычно и нарушает информационную адекватность слова в восприятии): *ПОД-ЫГРАТЬ; 4) По тем же причинам нельзя отрывать Ъ, Ь от предыдущей согласной, а Й — от гласной: *ПОД-ЪЕЗД *ОБЕЗ-ЬЯНА *ВО-ЙНА 5) По тем же причинам нельзя оставлять на строке последний разделительный Ъ и Ь: *ПОДЪ-ЕЗД *ОБЕЗЬ-ЯНА. Смягчающий Ь ке относится к этому правилу: можно БОЛЬ-НОЙ. Правила 3, 4, 5 препятствуют нарушению слогового принципа русской графики: значение букв после разделительных Ъ и Ь и перед Ы определяется лишь в паре звуков, поэтому ее визуально разорвать нельзя (это силлабема); 6) Нельзя разрывать односложную приставку на гласную, если корень начинается с согласной: *ПО-ДБИТЬ; 7) Аналогично — односложную приставку на согласную, если корень — с гласной: *РА-ЗОРАТЬСЯ 8) В этих же случаях 6 и 7 — нельзя и наоборот, отрывать одну букву от корня: *РАЗО-РАТЬСЯ, *БЕЗУ-МНЫЙ, *ПРИС-ЛАТЬ Для случаев 6,7, 8 — общий вывод: в начале слова по возможности должна сохраняться смысловая структура слова, т.к. при восприятии мы прогнозируем продолжение из усвоенных начальных элементов знака (при нарушении структуры — сбой в восприятии информации; 9) А не в начале слова вышеизложенный принцип не актуален, поэтому возможно как угодно «рвать» стык между суффиксом и корнем, суффиксом и окончанием: можно и ХУДО-ЖНИК и ХУДОЖ-НИК; 10) Сдвоенные согласные (в отличие от слогоделения) обязательно разрываются — ВАН-НА. Но это не относится к началу слова: только ПОССОРИТЬСЯ. Следствие: многие слова имеют вариантность при членении на правила переноса при скоплении двух и более согласных не в начале слова и не на стыке приставки и корня- КИ|Р|ПИ|Ч|НЫЙ (4 варианта:по два варианта на каждом стыке двух согласных): КИ-РПИ-ЧНЫЙ, КИР-ПИ-ЧНЫЙ, КИ-РПИЧ-НЫЙ, КИР-ПИЧ-НЫЙ. Эту вариантность нужно указывать в задании. 8. Слог. Его признаки и составные элементы. Слог – минимальная фонетико-фонологическая единица, промежуточная между звуком и речевым тактом. «Сферой обитания слога» является речевой такт : «на-борь-бу со-сти-хи-ей бы-ли бро-ше-ны все-си-лы» В артикуляционном отношении слог нечленим и поэтому его считают минимальной произносительной единицей. Лингвист Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней: 1.наименее звучные (шумные) 2.более звучные (сонорные) 3.максимально звучные гласные. Слог строится по принципу волны восходящей звучности. Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется один наиболее звучный звук. Он является слоговым, или слогообразующим. Вокруг слогового звука группируются менее звучные, неслоговые, или неслогообразующие. 9. Типы слогов в современном русском языке. По своей структуре слоги бывают: 1)открытыми, если оканчиваются гласными; 2)закрытыми, если оканчиваются согласными; 3) прикрытыми, если начинаются согласными; 4) неприкрытыми, если начинаются с гласных. Слоги также разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон. 10. Общая характеристика звука в акустическом аспекте. Звуки как физическое явление представляют собой результат колебательных движений воздушной среды. Звуки речи представляют собой частный случай: это звуки, производимые произносительным аппаратом человека и воспринимаемые его слуховыми органами. Источники звуков речи разделяются на голосовые и шумовые. Голосовой источник возникает при колебании голосовых связок; он порождает гласные и звонкие согласные. Колебания голосовых связок являются периодическими. Шумовые источники представлены двумя типами. 1.Турбулентный источник возникает при сужении в каком-либо месте речевого тракта, когда по нему проходит воздушная струя. Таким способом образуются щелевые согласные. 2.Импульсный источник возникает при резком раскрытии смычки произносительных органов, что порождает короткий, резкий щелчок, характеризующий образование взрывных согласных. 11.Общая характеристика звука в артикуляционном аспекте. Речевым аппаратом называется совокупность органов речи. Органами речи являются части организма человека, которые, наряду с той или иной физиологической функцией, выполняют определенную социальную задачу, прямо или косвенно участвуют в образовании звуков речи. Это такие части человеческого организма, как: —язык —губы (верхняя и нижняя) —зубы (верхние и нижние) —альвеолы (т.е. бугорки у корней передних зубов, образующие неровный выпуклый валик) —нёбо (переднее, или твердое, и заднее, или мягкое) —нёбная занавеска (задняя часть мягкого нёба) —язычок, или маленький язычок (конечная часть нёбной занавески в виде конусообразного выступа, отростка) —голосовые связки (упругие мышцы, два пучка мускулов, расположенные поперек гортани и прикрепленные к ее хрящам, напоминающие струны музыкального инструмента), —легкие —дыхательное горло —гортань —надгортанные полости (т.е. полости рта, носа и глотки, или зева). Дыхательными органами речи являются: легкие, бронхи, дыхательное горло, гортань. Резонирующими органами речи, или резонаторами, называются надгортанные полости, т.е. полость рта, полость носа и полость глотки, или зева. К произносительным органам речи, или органам произношения, относятся такие расположенные в полости рта органы, которые непосредственно участвуют в оформлении звуков, создавая разные препятствия струе выдыхаемого воздуха и обеспечивая тем самым различия между звуками. Это язык, губы, зубы, альвеолы, твердое нёбо, мягкое нёбо, нёбная занавеска, язычок, голосовые связки. 12.Вокалическая система русского языка. Вокализм литературного русского языка представлен шестью гласными фонемами (а,о,у,и,ы,э). Признаки артикуляционной классификации гласных звуков: степень подъема языка степень подвижность языка (взад или вперед) положение губ положение мягкого нёба. Гласные по степени подъема языка: гласные нижнего подъема (при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение) (А) —гласные среднего подъема (О, Э) —гласные высокого подъема (при артикуляции которых язык занимает самое высокое положение, при этом раствор рта узкий) (И, Ы, У). По ряду: основание - горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть рта является: —гласные переднего ряда (язык выдвигается вперед) (Э, И) —гласные среднего ряда (язык лежит вдоль полости рта) (Ы, А) —гласные заднего ряда (язык продвигается назад) (О, У) По положению губ, по степени вытянутости губ: —лабиализованные, огубленные (при артикуляции которых губы вытягиваются, сближаются то есть удлиняется ротовой резонатор) (О, У) —нелабиализованные, неогубленные (Э, А, Ы, И). Лабиализация - округление губ. По положению мягкого нёба, небной занавески: —ротовые (при артикуляции которых мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость) - все гласные звуки русского языка; —носовые (мягкоё нёбо опущено, и воздух проходит в полость носа) – гласные французского языка. Монофтонги (все гласные звуки русского языка) — это гласные, характеризующиеся артикуляционной и акустической однородностью. При артикуляции монофтонгов органы речи не меняют своего положения на все протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит движение органов речи. 13. Изменения, мена и исторические чередования гласных. Позиционная мена – это мена звуков, которая обусловлена позицией, занимаемой звуком в слове. Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями. Позиционные изменения гласных в зависимости от характера соседних согласных называются аккомодацией. Исторические (традиционные) чередования — это чередования звуков, представляющих разные фонемы, поэтому исторические чередования отражаются на письме. Исторические чередования фонем: в корне – БИР/БЕР, ГОР/ГАР, неполногласие/полногласие, О/Е — ВЁСНЫ/ВЕСНА; Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые гласные): в корне – ДЕНЬ/ДНЯ, ОКНО/ОКОН, СОБИРАТЬ/БРАТЬ, КТО/КОГО, ЧТО/ЧЕГО. 14.Русский консонантизм. Классификация согласных звуков современного русского языка. В системе русского консонантизма обычно выделяется 37 согласных. Главным признаком согласных звуков является шум, производимый струёй выдыхаемого воздуха, когда она проходит через преграду (препятствие), которую образуют органы речи. Русские согласные делятся на шумные и сонорные. К русским шумным относятся 28 согласных: /п/-/п'/, /б/-/б'/, /ф/-/ф'/, /в/-/в'/, /т/-/т'/, /д/-/д'/, /с/-/с'/, /з/-/з'/, /ц/, /ч'/, /ш/, /ш':/, /ж/, /ж':/, /к/-/к'/, /г/-/г'/, /х/-/х'/. К русским сонорным относятся 9 согласных: /м/-/м'/, /н/-/н'/, /л/-/л'/, /р/-/р'/, /j/. Согласные в русском языке противопоставлены по месту образования, способу образования, глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. Согласные звуки в современном русском языке классифицируются по пяти основаниям: 1) по месту образования; 2) способу образования; 3) уровню шума (сонорность/шумность); 4) глухость/звонкость; 5) твердость/мягкость. Выделяются следующие классификационные группы согласных: 1) по месту образования: а) губно-губные: [п], [б], [м]; б) губно-зубные [в], [ф]; в) переднеязычные (зубные: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц]; г) передненебные: [р], [ш], [ж], [ч’]; д) среднеязычные одновременно и средненебные: [j]; е) заднеязычные либо средненебные: [к’], [г’], [х’], [γ’], либо задненебные: [к], [г], [х], [γ]; 2) по способу образования выделяют щелевые, смычные, дрожащие: а) щелевые (или фрикативные): щелевые срединные: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [γ], [õ]; щелевые боковые: [л], [л’]; б) смычные делятся на взрывные, аффрикаты, имплозивные, носовые (взрывные: взрывные ртовые [п], [б], [т], [д], [к]; — взрывные глоточные, или фаукальные [пм], [бм], [тн], [дн]; — аффрикаты, или смычно-щелевые слитные согласные: [ц], [ч’]; — срединные аффрикаты: [ц], [ч’]; — боковые аффрикаты [т’л’], [д’л’]; — имплозивные, или сомкнутые согласные, содержащие только фазу смычки; — носовые: [м], [н], [н-]); в) дрожащие: [р], [р’]; 3) по уровню шума: а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j]; б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.; 4) по отсутствию или наличию голоса (тона) выделяются глухие и звонкие: а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.; б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] 5) по твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. 15. Понятие о позиции звука. Фонетическая позиция – позиция звука (гласные – под ударением/безударные; согласные – на конце слова/перед разными согласными), где звук может изменять своё качество под влиянием соседних звуков или взаимно меняться, определяя тем самым особенности звуковой системы языка. Положение звука в слове (перед гласным или согласным, на конце или в начале слова и т. п.) называется позицией. Позиции могут быть сильные и слабые. Сильная позиция — это позиция, в которой данный отличается от всех других звуков. Слабая позиция — это позиция неразличения звуков, Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости. Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [j]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил — бил, слой - злой, твоих — двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости — на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот — молод ([т]), киска — низко ([с]), сдал — здание ([з]). Сильные позиции по твёрдости/мягкости — на конце слова (удар — ударь), перед гласными (нос — нёс), перед твёрдыми согласными (изба — резьба). Слабая позиция — перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте [н'] 16. Сильные и слабые позиции гласных. Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения. Например, ср.; сом — сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома — сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [^]). 17. Сильные и слабые позиции согласных. Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [j]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил — бил, слой - злой, твоих — двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости — на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот — молод ([т]), киска — низко ([с]), сдал — здание ([з]). 18. Позиционная мена согласных по звонкости/глухости. Позиционная мена – это такая мена звуковых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами сочетаемости звуков. Позиционная мена согл.зв. – замена данного согл.зв. на качественно иной согл.зв. Выделяется по глухости/звонкости, для парных по этому признаку согл. зв., и то твердости/мягкости для парных по этому признаку согл. зв. Позиц. мена согл. зв. по глух./звонк. связана с переходом звонк. согл. в парный ему глух. звук и наоборот. По признаку глух./звон. выделяются следующие основные случаи позиц мены согл. зв.: Звонкие шумные согл. в позиции перед глухими шумными согл., а также в абсолютном конце слова обязательно заменяются на парные глухие согласные. (скаЗка, луГ) Глухие шумные согл. перед шумными звонкими согл. обязательно заменяются на парные им звонкие согл. (коСьба). Вместе с тем, парные по глух./звонк. шумные согл. не подвергаются позиц. мене (выступают в своём основном виде) в следующих случаях: Перед любым гл. зв., в том числе и редуцированным (коСить) перед всеми сонорными звуками (Блеск). Перед зв. [в] и [в,] (Дворец, Творец). Данный тип мены представляет собой позиционную мену согл. зв. перекрещивающегося типа. 19. Позиционная мена согласных по твердости/мягкости. Позиционная мена по тв./мягк. связана с переходом тв. согл. в парный ему мягк. согл. и наоборот. Позиц. мене по тв./мягк. не подвергаются согл. зв., находящиеся перед гл. зв [а] [о] [у], т.к. здесь может находится любой звук, как тв. так и мягк. (рад, ряд). Позиц. мена по тв./мягк. может происходить в русских и обрусевших заимствованных словах только перед гл. переднего ряда ([и],[е]) и перед зв. [ы]. При этом позиц мена по тв./мягк. может ощущаться только на стыке морфем. Перед гл. переднего ряда ([и],[е]) могут находится только мягк. согл. зв. Поэтому все тв. согл. обязательно меняются на парные ему мягк. согл.(угоЛ-на угЛе) перед зв. [ы] в СРЯ никогда не может помещаться мягк. согл. и поэтому, попадая в позицию пред зв [ы] мягк. согл. обязательно заменяется на парный ему тв. согл. (милость-милостыня). Данный тип мены, представляет собой перекрещивающийся тип позиционной мены по тв./мягк. В СРЯ перед зв. [е] может не быть смягчения. перед зв. [е] могут выступать тв. шипящие и [ц]. (Жест, Шест, Цех) перед зв. [е] могут выступать тв. согл. в заимствованных словах (мер, сер). перед зв. [е] могут выступать тв. согл. в аббревиатурах. (ТЭЦ). Параллельный тип позиционной мены: Глух. согл. [ц] [ч] [х] в позиц. перед звонк. согл. подвергаются озвончению (отеЦ бы, соХ бы, доЧь бы) ц-[дз]; ч-[дж]; х-[ɣ] сонорные согл. зв. являются непарными по глух./звонк., однако в позициях абсолютного начала слова, перед шумными глух. согл. или же на конце слова после шумного глух. согл. они приглушаются. (Рта, театР) Все согл. зв. находясь в позиции перед огубленными гл. (о, у) подвергаются лабиализации. (Сок, Сук). Позиционные изменения согл. зв. Позиционные изменения согл. зв. носят характер процесса, а не закона. Они связаны с тв./мягк. согл..: Тв. зубные согл. перед мягк. зубными согл. обязательно смягчаются. Зубные согл. перед мягк. губными могут смягчаться факультативно. Губные согл. перед мягк. губными так же могут смягчаться факультативно. При сочетании губные согл. с мягк. заднеязычными согл. [г,][к,] [х,] смягчения никогда не происходит. Губные согл. в этом случае произносятся твердо. Согласные перед [j]. Все согл. за исключением [ж] [ш], не в приставках, т.е. перед так называемым разделительным мягким знаком произносятся всегда мягко (суДья); согл. зв. [з] [с] в приставках с-, из-, раз-, перед зв. [j] перед разделительным ъ, могут произноситься как твердо, так и мягко (съел); согл. зв. [т] [д] [б] на конце приставок от-, над-, под-, перед-, об- перед зв.[j] перед ъ всегда произносится твердо, т.е они не смягчаются. 20. Позиционные изменения и исторические чередования согласных. 1. Позиционные изменения в области согласных звуков. Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями. 2. Ассимиляция. 1. Позиционная мена и позиционные изменения согласных. Позиционная мена согласных связана с отношениями: а) звонких и глухих шумных в положении перед шумными и на конце слова: [н'и́зък – н'и́ск'иį / прÙс'и́т' – про́з'бъ / клу́п / пр'ика́с]; б) твердого и мягкого согласного в позиции перед [э], где в сочетании с [э], как правило, выступают только мягкие согласные: [рука́ – рук'э́ / с'иэло́ – нъ◠с'иэл'э́]. Следовательно, позиционная мена согласных определяется законами: ассимиляции по глухости – звонкости, ассимиляции по ряду (положение перед [э]) и закон абсолютного конца слова (нейтрализация), где выступает только глухой вариант. Позиционные изменения согласных связаны с отношениями твердых и мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твердые согласные, попадая в положение перед мягким согласным, испытывают ассимилятивное смягчение и произносятся мягко: [с'т'э́п' / з'в'э́р']. Такие позиционные изменения согласных называются ассимиляцией согласных по твердости – мягкости. Ассимиляция – это уподобление в потоке речи однотипных звуков (согласного – согласному, гласного – гласному) по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов. Ассимиляции бывают: 1) по направлению – прогрессивными (если предшествующий звук оказывает влияние на последующий) и регрессивными (если последующий звук оказывает влияние на предыдущий); 2) по отстоянию – контактными (если взаимодействуют соседние звуки) и дистактными (если влияние одного звука на другой осуществляется опосредованно, на расстоянии); 3) по объему – частичными (неполными) и полными. Примеры: тра[в]а, но тра[ф]ка (ассимиляция регрессивная, контактная, частичная); [с]ошью, но [шыть] (ассимиляция регрессивная, контактная, полная); литературное Ван’[к]а и диалектное Ван’[к’]а (ассимиляция по мягкости прогрессивная, контактная) и т.п. 3.Диссимиляция – расподобление однотипных звуков: из двух одинаковых или подобных получается два различных или менее подобных звука, например: литературное коридор (два[р]) и просторечное ко[л]идор (диссимиляция регрессивная, дистактная) и т.п. 4. Аккомодация – это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных к согласным, согласных – к гласным). Примеры: рад и р’ ̇ад, где [ ̇а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная, контактная). Представляют интерес аккомодационные явления в примерах типа конь [к°о ̇н’], соль [с?о ̇л’], где налицо двойная разнонаправленная аккомодация: гласного последующему согласному по ряду и первого согласного последующему гласному – по лабиализации, поскольку эти согласные под влиянием последующего губного гласного приобретают губной оттенок (в транскрипции – знак кружочка справа вверху над звуком). В обоих случаях налицо регрессивная контактная аккомодация, но по разным признакам – по ряду гласного и огублению согласного. Исторические чередования (согласных звуков). От позиционной мены и позиционных изменений надо отличать чередования звуков. Чередование звуков – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: друг – друзья, крюк – крючок, носить – ношу. Московская фонологическая школа (МФШ) разработала теорию чередований. Чередование – это мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме. Чередования могут быть фонетическими и нефонетическими (морфологическими). Морфологические чередования – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: крюк – крючок, носить – ношу. Такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Они изучаются в разделах «Морфология» и «Словообразование», а к фонетике никакого отношения не имеют. С историей русского языка связаны и такие чередования, которые не имеют ни морфологической, ни фонетической обусловленности: друг – друзья, засушить – засохнуть – засыхать и под. Такие чередования фонем, а не звуков встречаются в конкретных словах и относятся к разряду исторических, т.к. являются нефонетическими с современной точки зрения и изучаются в курсе исторической грамматики русского языка. Предметом рассмотрения в фонетике выступают фонетические чередования, которые включают позиционные и комбинаторные изменения звуков, наблюдающиеся в определенных фонетических позициях, к числу которых относят начало или конец слова, положение в ударном или безударном слоге, соседство рядом стоящих звуков: [гóлъву / гΛлóф / гълΛвá]; [гóлъву / гΛлóф]; [р’иэз’бá / р’эззът’]. Позиционные фонетические чередования, как уже было сказано выше, могут быть позиционно обусловленными и позиционно прикрепленными. Первые не знают исключений: ска[з]ать – ска[c]ка, прика[з]ать – прика[с]; вторые – происходят нерегулярно: [с’т’]ена и [cт’]ена. Фонетические чередования могут образовывать (1) пересекающиеся (перекрещивающиеся) ряды, имеющие общие члены, либо (2) параллельные ряды, не имеющие общих членов. Фонетические чередования в области согласных связаны с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э]. Параллельные ряды согласных: [ц]арь – танц[о]р – [ц]ель [ц] – [ц] – [ц] Совпадение в одном звуке, неразличение двух или более фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. (Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка, 2010). Исторические чередования. Наряду с позиционными чередованиями, или фонетическими, имеется другой вид чередований, называемых историческими. Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных. Исторические чередования не обусловлены фонетически и представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково, например, чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега - бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим. Исторические чередования по своим функциям в современном языке неодинаковы. Особо важной является роль исторических чередований при формообразовании и словообразовании. Отсюда следует, что исторические чередования изучаются в грамматике и исторической фонетике 21. Русское словесное ударение. Общая характеристика. Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением. С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками: 1) Ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным; 2) Ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называют силовым или динамическим; 3) В ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном слоге они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику. Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на любую морфему: радуга, рука, розоватый. Другой особенностью русского ударения помимо его разноместности является его подвижность. Морфологически подвижное ударение в русском языке заключается в передвижении ударения с одной морфемы на другую при образовании грамматических форм слова (слово, слова). Как пишет И.А. Федякина, большинство слов в русском языке имеют подвижное ударение. Но именно слова с подвижным ударением являются наиболее употребительными словами, составляющими основную базовую лексику русского языка. Подвижное ударение бывает у непроизводных слов, простых слов, в основном односложных или двусложных. Производные, многосложные, книжные, малоупотребительные слова, а также поздние заимствования имеют неподвижное ударение. По месту ударения различаются основы ударные (стул, магазин, хорош-ий, пахну-ть, занесённ-ый) и безударные (клевет-а, удал-ой, убрал-а). Среди ударных основ различаются основы с ударением на первом слоге (ужин, маленьк-ий, пахну-ть) и с ударением не на первом слоге (магазин, хорош-ий, ослабленн-ый). Последние делятся на 1) основы с ударением на последнем слоге (магазин, хорош-ий, бесед-а, оскорблённ-ый) 2) основы с ударением на среднем слоге (инструктор, профессор, накормленн-ый). Ударные односложные основы условно относятся к группе основ с ударением на первом слоге. Словоформы с ударной двусложной флексией группируются по характеру ударения следующим образом. 1) Ударение на предпоследнем слоге двусложной флексии имеют: а) существительные: стол-ами, пол-ями; б) прилагательные, в том числе местоименные и счетные: больш-ому, голуб-ыми, как-ими, втор-ого; в) глаголы: нес-ёте; г) причастия: пережит-ому; д) местоимения я, мы, ты, вы, себя: мн-ою, н-ами; е) сложные количественные числительные, оканчивающиеся на -сот, и числительные двести, триста, четыреста: пятьюст-ами, двумяст-ами; ж) собирательные числительные: дво-ими, десятер-ыми. 2) Ударение на последнем слоге флексии имеют местоимения кто, что и мотивированные ими: к-ого, ч-его, ник-ому. 3) Ударение на разных слогах двусложных флексий выступает в некоторых формах следующих слов: а) местоименных прилагательных мой, твой, свой, тот, весь, сам, а также чей и мотивированных им (см. § 1352); б) счетно-местоименного прилагательного один. У этих слов ударение падает на последний слог флексии в формах род., дат., вин. п. ед. ч. муж. и сред. р. и на предпоследний слог в формах тв. п. ед. ч. жен. р. и тв. п. мн. ч.; ср. мо-его, мо-ему, одно-ого, одн-ому, но мо-ею, мо-ими, одн-ою, одн-ими. 22. Интонация в системе просодических средств. Ее роль и место в фонетике Просо́дия раздел фонетики, в котором рассматриваются такие особенности произношения, как высота, сила/интенсивность, длительность, придыхание, глоттализация, палатализация, тип примыкания согласного к гласному и другие признаки, являющиеся дополнительными к основной артикуляции. Элементы просодии реализуются в речевом потоке на всех уровнях речевых сегментов (в слоге, слове, синтагме, фразе и т. д.), выполняя при этом смыслоразличительную роль. В рамках просодии изучается как субъективный уровень восприятия характеристик суперсегментных единиц (высота тона, сила/громкость, длительность), так и их физический аспект (частота, интенсивность, время). Интонация — один из основных просодических комплексов. Формируется при помощи мелодики, пауз, силы/интенсивности, длительности и фонации (просодического тембра). Интонация как важнейшее фонетическое средство построения фразы оформляет её в единое целое, одновременно с этим разбивает фразу на синтагмы (если фраза не равна синтагме), выделяет части фразы по степени смысловой важности, различает вопрос, восклицание, побуждение, повествование и другие коммуникативные типы высказывания. Функции интонации в речи реализуются за счёт изменения частоты основного тона (мелодики речи), изменения силы (громкости) и темпа произнесения отдельных частей синтагмы, а также за счёт изменения тембровой окраски голоса (нейтральной, расслабленной, напряжённой, скрипучей, придыхательной) 23. Представление об ИК. Интонацио́нная констру́кция (ИК), интоне́ма, фоне́ма то́на — совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака, имеет план выражения и план содержания. Дифференциальными признаками для различения интонационных конструкций являются направление тона на гласном центре и соотношение уровней тона составных частей ИК, а также длительность гласного центра, усиление словесного ударения на нём и наличие — отсутствие смычки голосовых связок в конце произнесения гласного в центре ИК, воспринимаемой как резкий перерыв звучания Интонационная конструкция реализуется на речевом отрезке, в качестве которого может выступать простое или сложное предложение, главная или придаточная часть сложного предложения, словосочетание, отдельная словоформа самостоятельного слова или служебное слово. Практически интонационные конструкции представляют собой типы, к которым сводится всё многообразие мелодических рисунков высказываний. В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов ИК в русском языке: ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения; ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра; реализуется в вопросах с вопросительными словами; ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов ( Вы были в театре?); ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?); ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценки в предложениях с местоименными словами (Какой сегодня день!) ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания (Какой вечер тёплый!), так и выражение недоумения (Какие у них обычаи?); ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, что отличает ИК-7 от ИК-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Какой он отличник! 'Он не отличник'). 24. Фонология как раздел фонетики. Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики: Акустика речи. Она изучает физические признаки речи. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи. Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке. Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии. 25. Вопросы истории становления фонологии как науки. Ф. как самостоятельная лингвистическая дисциплина в её современном понимании сложилась в 20–30-е гг. 20 в.; создателями её были Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский, изложившие основные идеи Ф. на 1-м Международном конгрессе лингвистов (Гаага, 1928). Важнейшей вехой в развитии Ф. была книга Трубецкого «Основы фонологии» (1-е нем. издание – 1939) – первое систематическое изложение задач, принципов и методов Ф. Однако предпосылки к созданию Ф. сложились ещё в конце 19 в. благодаря трудам нем. учёного И. Винтелера и англ. учёного Г. Суита; существенное общетеоретическое влияние на возникновение Ф. оказали труды Ф. де Соссюра и К. Бюлера. Особенно же велик вклад в подготовку почвы для развития фонологии И. А. Бодуэна де Куртенэ. Его труды впервые дают разработку идеи фонемы и сё признаков, хотя с течением времени эта концепция изменялась. На базе исследований Бодуэна де Куртенэ сложились две отечественные фонологические школы – ленинградская (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др.) и московская (В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, А. М. Сухотин, М. В. Панов и др.) – и оригинальная концепция С. И. Бернштейна. Основное различие между этими школами состоит в понимании фонемы и степени автономности Ф. по отношению к морфологии (роли морфологического критерия при определении тождества фонем). 26. ЛФШ и МФШ о понимании фонемы Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич. Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых имакустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Таким пониманием фонемы определяется интерес представителей ЛФШ к материальным свойствам звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике и методам анализа речи. Понятие фонемы Сторонники ЛФШ полагают, что задача теории фонемы состоит в объяснении того факта, что одни звуковые различия замечаются говорящими и оцениваются ими как существенные, а другие, не меньшие с фонетической точки зрения, обычно не замечаются носителями языка. Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различенияозначающих морфем и слов. Представители ЛФШ понимают фонему как «целостный артикуляционно-слуховой образ», поэтому дифференциальные признаки фонем мыслятся не как компоненты фонем (что присуще фонологической концепции Н. С. Трубецкого), а как классификационные средства для описания системы фонем. Московская фонологическая школа (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали такжеП. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Если чередование обусловлено не фонетически, а морфологически (как в рус. водит — вожу) илилексически, чередующиеся элементы входят не в состав фонемы, а в состав морфонемы (морфофонемы). Функции фонемы: Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции: перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем; сигнификативную — способствовать различению значимых единиц. Применение морфологического критерия опирается как на перцептивную (по мнению сторонников МФШ, опознавание и отождествление говорящими слов и заметно видоизменяющимися в зависимости от контекста морфем основано не только на единстве значения, но и на тождестве фонемного состава), так и на сигнификативную функцию фонем (позиционно чередующиеся звуки не участвуют в смыслоразличении). 27. Функции фонемы Фоне́ма — минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов. Фонемы выполняют следующие функции: дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции перцептивная функция - функция доведения звуков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов. делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сигналами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельствуют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи. |