Главная страница
Навигация по странице:

  • Рационализм

  • Проблема взаимоотношения философии, научного знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.

  • Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

  • Неотомизм – философия католической церкви XX в.

  • Ответы на вопросы философия экзамен. Экзаменационные вопросы по философии


    Скачать 230.39 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии
    АнкорОтветы на вопросы философия экзамен
    Дата30.04.2023
    Размер230.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_voprosy_Filosofia.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1098652
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Сциентизм. В XX в. произошло крушение старой ньютоно- картезианской механической картины мира, возникла новая, включающая в себя представления о мегамире (основанные на достижениях космологии и астрономии) и микромире (базирующиеся на достижениях квантовой механики). Оказалось, что наблюдателя невозможно устранить из физической картины мира, пришло осознание того, что любая картина мира увидена глазами субъекта. Попытка приблизиться к объективной картине мира потребовала изучение субъекта и особенностей его сознания. В центре внимания философии оказался человек и его познавательные способности. Возросли взаимосвязи и взаимовлияние философии и естественных наук, расширились контакты между ними. Так, например, открытие Менделем закона наследственности и теория естественного отбора Дарвина повлияли на возникновение в конце XIX – XX вв. социал- дарвинизма и геополитики, на становление идей русского космизма. Открытие закона сохранения энергии и электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла) способствовали дифференциации понятий «вещество», «поле», «материя». Исследования в области подсознания, разработка Фрейдом метода психоанализа не только способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной и широкому распространению психоанализа как способа мышления, но вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнгианство), оказали влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктуализма. Создание компьютера заставило обратить внимание на проблему искусственного разума, на связь души и интеллекта.

    Рационализмииррационализм. Многочисленные технические открытия и изобретения (железные дороги, автомобили, пароходы, телефон, радио и т.д.) повлияли на становление сциентистских настроений в культуре Европы, способствовали появлению современной естественнонаучной методологии, укрепили рационалистические настроения, повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, общей теории систем, структурализма.

    +Однако, уже в начале ХХ века произошло противопоставление «наук о природе» и «наук о духе» и их методологий (рационалистической и иррационалистической). Оказалось, что разум отнюдь не всемогущ и попытки переустроить мир исходя из разумных оснований приводят к краху. Использование научных открытий в военных целях, экологический кризис, ставший результатом усиленного промышленного развития, подорвали доверие к завоеваниям науки и достижениям интеллекта, способствовали подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике, нашли свое отражение в философии жизни, психоанализе, экзистенциализме и т.д.

    Коротко охарактеризовав основные тенденции развития и специфику западной философии обратимся к рассмотрению наиболее значительных философских школ и направлений.


    1. Проблема взаимоотношения философии, научного знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.

    Позитивизм как самостоятельное течение возник в 30 – 40 гг. 19в.

    В центре позитивизма всегда находилась проблема взаимоотношения философии и науки.

    Главный тезис позитивизма – все настоящее, подлинное, позитивное знание о действительности может быть достигнуто только специальными или конкретными науками (физикой, математикой, химией и др.) или их синтетическим объединением. Научным оказывается то, что доступно наблюдению, и задачей науки является не объяснение, а описание фактов.

    Главная цель позитивизма – освободить науку от традиционной философии с ее умозрительностью, абстрактностью и спекулятивностью. На место старой философии должна придти новая философия, опирающаяся на достижения науки. Такой философией и является позитивизм.

    Позитивизм включает три основные формы (или этапа) своего развития:

    Первая историческая форма – классический позитивизм. Он возник в 30-40гг. 19в. Его представителями являются: О. Конт, Э. Литтре, И. Бентам, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер.

    В основе учения О. Конта – требования ограничить науку описанием внешнего облика явлений, устранить метафизику как учение о сущности вещей.

    Ключевыми идеями О. Конта и его последователей являлись следующие:

    - наука не нуждается ни в какой философии, стоящей над ней; она должна опираться только на себя, а философия должна сводиться к общим выводам из естественных и общественных наук;

    - идеализм рассматривался в понимании природы и общества, процессы развития сводились к простому сочетанию интеграции и дифференциации;

    - сознательная антиреволюционность, т.е. отрицательное отношение к социальным революциям и подчеркнутое внимание к методам социальной инженерии.

    Вторая историческая форма позитивизма была разработана Э. Махом и Р. Авенариусом в 70-80гг. 19в. По имени первого ученого эта форма позитивизма называется махизмом, или эмпириокритицизмом (по названию книги Р. Авенариуса « Критика чистого опыта»).

    Махизм (эмпиризм) сохраняет установку позитивизма на описание позитивного опытного знания. Однако если «первый позитивизм» предлагал отбросить метафизику, заменив ее совокупностью достижений конкретных «позитивных» наук, то «второй позитивизм» представлял собой теоретико-познавательную программу абсолютного устранения всякой метафизики. Его представители настаивали на изъятии из науки таких понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и т.д.

    Главным принципом научного познания, по мнению Э. Маха, должна стать «экономия мышления». Экономию мышления он называет основной характеристикой познания и выводит ее из первичной биологической потребности организма в самосохранении. Та часть науки, которая содержит объяснения, должна быть удалена в целях экономии мышления. В соответствии с принципом экономии мышления описание мира должно содержать только «нейтральные элементы опыта» и функциональные связи этих элементов.

    Третья историческая форма позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм. Он возник в 20-х гг. 20в., его представителями являются: М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Б. Рассель и др.

    Неопозитивизм возник как попытка преодолеть методологическую ограниченность эмпириокритицизма и дать ответ на мировоззренческие вопросы, возникшие в ходе перестройки принципов современной математики и логики. Он выступал также своеобразной формой философской защиты статуса науки от разрушительного воздействия на него различных объективных причин и субъективных факторов. Неопозитивизм также отрицает традиционную философию как мировоззрение и науку, объявляет, что все подлинно философские проблемы сводятся к проблемам логики.

    Доктрины философии неопозитивизма строятся на следующих важных принципах:

    - Абсолютизация языковой и логической проблематики. Традиционная философская проблематика лишена всякого научного смысла. Это – псевдопроблемы, т.е. мнимые вопросы. Философия должна показать их бессодержательность. Все подлинные философские проблемы связаны только с языком и получают свое разрешение с помощью обращения к логике и опыту.

    - Принцип верификации. Это проверка научных знаний с точки зрения их осмысленности, значимости. Согласно данному принципу истинным является то положение, которое может быть сопоставимо с чувственным опытом субъекта.

    - Принцип конвенционализма (соглашение). Он предполагает, что положения логики и математики пусты и бессодержательны и представляют собой свободную фантазию людей. Они есть соглашения ученых – конвенции.

    - Принцип физикализма. Означает принципиальную возможность редуцировать (сводить) язык всех наук к языку физических наблюдений. Язык физики объявляется универсальным языком науки.

    Четвертая историческая форма позитивизма – постпозитивизм (буквально: после позитивизма). Представители: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др.

    Главный объект изучения постпозитивизма – проблема динамики и исторического роста научного знания.

    Согласно Т. Куну, способом и формой развития нормальной науки является увеличение накапливаемых в ней знаний о мире. Процесс перехода от одной парадигмы к другой есть научная революция.

    Слово «парадигма»в переводе с греческого – образец, пример.

    Парадигма у Т. Куна включает следующее:

    - символические обозначения и формализованные конструкции, принимаемые сообществом ученых;

    - «метафизические», общеметодологические представления;

    - принятые сообществом ценности (точность, простота, логичность);

    - «образцы» - признанные примеры научных достижений

    И. Лакатос, в свою очередь, предложил собственную философскую концепцию роста науки как соперничества и смены научно-исследовательских программ и кодексов научной честности.

    Научно-исследовательская программа у И. Лакатоса включает:

    - «жесткое ядро» - совокупность суждений, которые являются теоретической основой данного стиля мышления;

    - «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез; он обеспечивает сохранность «жесткого ядра», связывает исследовательскую программу с эмпирическими данными;

    - «негативную эвристику» - указание на то, каких путей исследования нужно избегать;

    - «позитивную эвристику» - рекомендации наиболее предположительных путей исследования.

    Научная революция – это процесс вытеснения новыми исследовательскими программами предыдущих.

    К. Поппер пересматривает отношение к философии и с разных сторон оценивает ее роль для науки:

    - метафизические теории осмыслены;

    - некоторые из них являются историческими прототипами исследованиями, и с ростом знания они преобразовались в контролируемые теории;

    - с психологической точки зрения исследования невозможны без веры в метафизические по природе идеи;

    - метафизические идеи, хотя и не относятся к науке, все же подлежать критике.

    К. Поппер по-новому ставит проблему разграничения научного и ненаучного знания. Если в неопозитивизме основой такого разграничения была верификация (проверяемость), то он предлагает фальсификацию (опровергаемость). Фальсификация – это способ указания на такие эмпирические условия, при которых общие положения (гипотезы) будут ложными.

    +В качестве критерия роста науки К. Поппер полагает, что наилучшей теорией является та теория, которая уже опровергнута и, следовательно, стала питательной средой новой теории.

    В целом, нужно отметить положительный вклад позитивизма в развитие науки и философии. Позитивизм способствовал развитию нетрадиционных форм логики.


    1. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

    Экзистенциализм (лат. existetia -- существование), или философия существования,-- одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии.

    Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Он протестует против капитуляции личности перед кризисом. Центральным понятием учения является экзистенция -- человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

    Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность.

    Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы.

    Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой интеллигенции -- деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.


    1. Неотомизм – философия католической церкви XX в.

    Наибольшим влиянием в западном мире пользуются неотомизм и персонализм. Неотомизм - официальная философско-теологическая доктрина католической церкви, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Первый и фундаментальный пласт неотомизма составляет философия Аристотеля, но в ее христианско-схоластической обработке. Задачу приспособления философии Аристотеля к нуждам догматической системы католицизма решил Фома Аквинский. Его учение, основу которого составил христианизированный аристотелизм, получило название томизм. Согласно томизму, все догмы католицизма безусловны и абсолютны. Они открываются в акте религиозного переживания и исключают необходимость рационального познания. В средние века томизм успешно выполнял свое назначение, но гуманизм и свободомыслие эпохи Возрождения, естественнонаучные открытия и просветительские идеи Нового времени подорвали его престиж. Церковь оказалась перед необходимостью или теоретически перевооружиться, или реанимировать томизм. Она выбрала второе. Неотомизм получает статус рационально-догматической теории католической церкви. Свою задачу он видит в осуществлении завещания Ф. Аквинского - примирить догматы христианской веры с требованием мыслящего разума, согласовать иррациональные положения религии с рациональными знаниями и тем самым оправдать христианство перед лицом авторитета науки и просвещения. Ибо, полагают неотомисты, вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Примирение веры и разума, теологии и философии - это единственный путь преодоления социального хаоса, за который отвечает «бесплодный» тандем философии и науки. Индивидуализму и коллективизму неотомизм противопоставляет солидаризм на основе любви к ближнему. Согласно неотомизму, истины веры сверхразумны, но не противоразумны. Что касается разума, то он, будучи ограниченным эмпирически и логически, познает Бога опосредованно через единичное мира, теоретически охраняя веру, защищая ее с помощью логических аргументов. В рамках отношения веры и разума философии отводится роль «естественной теологии». Право говорить о том, что такое Бог, является прерогативой веры. Что касается философии с ее рационализмом, то за ней остается право судить о том, чем Бог не является. Такой подход оправдывается еще и тем, что Бог как олицетворение Бесконечности запределен для разума, оперирующего конечными величинами. Бог сотворил мир, оставил следы своего Бытия, которые косвенно свидетельствуют о его действительном существовании. Основание для такого заключения - универсальное сходство, подобие всех различающихся между собой вещей - свидетельство единого плана строения всего сущего и т. д. Для неотомизма характерны попытки ассимилировать некоторые научные идеи и открытия, в частности христианизировать эволюционную теорию Ч. Дарвина. В этом отношении показательна позиция богослова и ученого-палеонтолога Тейяра де Шардена (1881-1955). В своей книге «Феномен человека» он примиряет учение Дарвина о развитии органического мира с христианским единобожием. В его космогонии бал правит идея всеобщего становления. Вселенная эволюционирует от хаотической неопределенности к упорядоченной структуре космоса. Первичную основу мира образует духовно-энергетическая субстанция, воплощающая себя в многообразии предметных форм. Космическим процессом становления и упорядочения управляют не объективные законы, а Бог, которого Т. де Шарден называет точкой «Омега», отождествляемой с вселенским Христом. «Омега» служит и побудительным фактором и притягательным идеалом. «Омега» - это Христос. Он представлен в каждой частице универсума в виде особой энергетической субстанции, которая является движущей силой эволюции мира и человека. Стержнем эволюции является развитие духа, ноосфера. Появление и развитие человека - это не завершение эволюции, а всего лишь средство самосовершенствования мира. Совершенствуя себя по образу Христа, человек обрел возможность активно влиять и на совершенствование мира. Духовное начало как «самосознание» является предпосылкой «персонализации» и «социализации» человека.

    1. Главные особенности русской философии XI–XVIII вв.

    Начальный период становления русской философии называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Ее возникновение и развитие происходило в условиях перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. На смену языческой религии приходит христианство.

    Существенную роль на русскую философию оказала некоторая замедленность исторического развития Руси по сравнению с Западом.

    К источникам формирования древнерусской мысли можно отвести следующие:

    1. древнерусское, древнеславянское, языческое мировоззрение и мифологию, которые окончательно оформились в 10в. и включали следующие установки: ориентацию на природные циклы; поклонение стихиям; неразличение духовного и материального аспектов бытия; тотемизм и почитание предков.

    2. православно-христианскую культуру, пришедшую на Русь в 10в. и исключившую ее общеевропейский религиозно-мыслительный процесс.

    Существенное влияние на развитие древнерусской мысли оказали: Священное Писание; апокрифы (от греч. – тайный, сокровенный); жития святых; хроники; повести.

    Философия данного периода не представляла собой самостоятельной сферы исследования, а была слита со всей культурой страны. Философских работ не существовало, философские идеи были распространены в различных источниках: летописях, литературных произведениях, живописи, архитектуре и т.д. Среди наиболее плодотворных в философском отношении литературных памятников 11-14вв. следует назвать русские летописи, в том числе «Повесть временных лет» монаха Нестора, появившуюся около 1110г.

    Христианство выработало объективно идеалистический взгляд на мир, и он был господствующий в древнерусской философии. Материализм в русской философии возникает только в 18в.

    Древнюю философию характеризует ярко выраженная практическая направленность, отказ от академических форм теоретизирования, от чистых доктрин и доказательств. Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха.

    Древнерусскую философию характеризует повышенное внимание к общественно-политической проблематике, связанной с развитием русской государственности и сохранением независимости. Идеи историософского характера нашли отражение в таких произведениях, как «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полке Игореве».

    Первым, кто высказал идею об особой миссии и предназначении русского народа и русского государства в мире, был киевский митрополит Иларион.

    Сопоставляя Ветхий и Новый заветы, Илларион построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включалась в процесс творчества божественного «света». Главной для Илариона становится идея объединения всех славянских народов в единое государство, возможность которого связывается с распространения христианства, «света», побеждающего «тьму» и «язычество».

    В начале 16в. псковский старец Филофей изложил в послании царю Василию III свою знаменитую доктрину «Москва – третий Рим». В основе теории монаха Филофея лежала философская и богословская идея предопределенности происходящего в мире. Москва объявлялась центром всего христианского мира. Первый центр – императорский Рим – пал, разъедаемый ересями и противоречиями, второй Рим – Константинопольский – сокрушен турками.

    Данная доктрина является первым идеологическим оформлением национального сознания.

    Особо следует сказать о патриотической направленности древнерусской философии, что отразило ее тесную связь с общественно-политической проблематикой, с судьбами государственности и культуры, с извечным противостоянием Руси пытавшимся ее подчинить внешним силам, будь то Византийская империя, Золотая Орда, Ватикан и др.

    Для древнерусской философии характерно большее внимание к внутреннему миру человека, тяга к проблемам больше духовного, чем материального и физического.

    Воспитанию духовности личности во многом способствовала агиографическая (житийная) литература.

    Крупнейшим мыслителем русского средневековья является Максим Грек, соединивший византийские возрожденческие тенденции в древнерусские духовные традиции. он выступал за отмену монастырской собственности, обличал роскошь, праздность, за что подвергался гонениям официальной Церкви. Впоследствии, после своей кончины, М. Грек был возведен в ранг святого. Ему принадлежит поразительный по глубине своего смысла образ России как плачущей женщины в черном платье, присутствующей при кончине времен и думающей о своем будущем.

    Деятельность М. Грека способствовала поднятию уровня философского мышления на Руси, под его воздействием возник «Азбуковник» - рукописный словарь, где излагались сведения энциклопедического характера, в том числе приводились сведения о Платоне, Аристотеле, Демокрите, Эпикуре, рассматривались понятия сущности. свойства, Космоса, ипостаси и другие.

    Многие традиции, заложенные в этот период, вошли в отечественную философию последующего периода.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта