Главная страница
Навигация по странице:

  • Антропологический материализм Фейербаха. Л.А.Фейербах

  • Отстаивая материалистические взгляды

  • Рассматривая человека как природное существо

  • Исходя из этого , Фейербах

  • Учение Фейербаха подвергли критике К. Маркс

  • Вместе с тем

  • Предпосылки возникновения марксистской философии, ее особенности и качественно новые идеи.

  • Основные особенности западной философии XX в.

  • Особенности современной западной философии

  • Ответы на вопросы философия экзамен. Экзаменационные вопросы по философии


    Скачать 230.39 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии
    АнкорОтветы на вопросы философия экзамен
    Дата30.04.2023
    Размер230.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_voprosy_Filosofia.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #1098652
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика.

    Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии

    2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

    – для Канта человек – нравственное существо;

    – Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

    – Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

    – Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

    – Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

    3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

    – Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

    – Шеллинг – натурфилософию, онтологию;

    – Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

    – Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

    – Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

    4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

    – диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

    – диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

    – Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух;

    – Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

    – Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

    Гегель - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической поэзии. В целом философия Гегеля своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказались двойственная природа немецкой буржуазии, идеологом которой был Гегель. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки революции в Германии, а с другой - консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. "Феноменология духа", которую Маркс назвал "истинным истоком и тайной гегелевской философии". В произведении рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией. Анализируя категорию отчуждения, Гегель "ухватывает сущность труда", т.е. многие важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как "результат его собственного труда", следовательно, догадывается о некоторых реальных закономерностях истории. Гегель обосновывает тезис о субстанции как субъекте, деятельном, активном начале. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа:

    1. развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика;

    2. развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы;

    3. развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.


    1. Антропологический материализм Фейербаха.

    Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.

    Отстаивая материалистические взгляды на природу и человека, Фейербах подверг критике объективный идеализм Гегеляи религию, показав их общие психологические корни. Причина существования религии, по Фейербаху – чувство зависимости, страха, бессилия перед лицом неподвластных человеку стихий. Эта зависимость ищет выход в порождённых фантазией человека образах богов ( в христианстве– одного Бога), у которых он ищет утешение и надежду.

    Религия возникла, по Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности посредством присвоения Богу тех свойств, которые принадлежат самому человеку. Человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную нереализованную сущность: «Бог есть то, чем человек хочет быть». Таким образом, религия отчуждает от человека его высшую природу, обедняет его и обрекает на рабство. В религиозном отчуждении – корень всех человеческих бед, ибо религиозная вера делает человека покорным, терпеливым, ожидающим грядущего сверхъестественного воздаяния.

    Для преодоления религиозного отчуждения необходимо понять, по логике Фейербаха, что человек – не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной и единственно сущей природы. Человек – целостное, предметное существо, взятое в единстве его телесных и духовных качеств: не дух – основа природы ( как у Гегеля), а, наоборот, природа – основа духа, т.к. психика человека, его познавательные способности зависят от его телесной организации. Материалистический сенсуализм Фейербаха проявляется в его убеждении, что человек получает знания о мире в ходе его чувственного созерцания.

    Рассматривая человека как природное существо, Фейербах считал сущность человека неизменной (проявление метафизического мышления!), данной от природы. Прирожденно же человеку стремление к удовольствию, счастью (эвдемонизм!), достижение которого возможно, согласно Фейербаху, если человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим, ибо человек не может быть счастлив в одиночку, имея потребность в общении, любви: в природе человека заложено стремление к другому человеческому существу, «Я» к «Ты».

    Исходя из этогоФейербахутверждал, что преобразование общественной жизни на основе счастья возможно в результате утверждения в сознании людей ( изменим сознание, изменятся и материальные условия = идеализм в понимании общества!) новой религии – «религии любви», которая должна быть основана на любви человека к человеку, а не на любви человека к вымышленному Богу. Из Фейербаха: «Не Бог есть любовь, а любовь есть Бог» и – «Человек человеку – Бог».

    Важнейшие его произведения: «Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души», «Основы философии будущего» и др.

    Учение Фейербаха подвергли критике К. Маркс ( «Тезисы о Фейербахе») и Ф. Энгельс («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии») за его метафизический, утопический, абстрактный, идеалистический ( в понимании общества и путей его переустройства) характер, за то, что Фейербах, будучи материалистом, не сумел воспринять диалектику и историзм своих предшественников в немецкой классической философии.

    Вместе с тем философское учение Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человека во всей полноте его телесного и духовного бытия.

    В целом же немецкая классическая философия дала образец глубоко разработанного философского знания, она утвердила новый, универсальный стиль мышления в европейской культуре и философии, обогатив их принципами диалектики и историзма.


    1. Предпосылки возникновения марксистской философии, ее особенности и качественно новые идеи.

    Марксистская философия возникла в середине 40-х гг. 19в. Ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

    Предпосылки возникновения марксистской философии:

    1. Социально – экономические предпосылки. В первой половине 19в. окончательно формируется капиталистический способ производства. Развитие капитализма приводит к обострению классовых противоречий. На мировую арену выходит новый класс – пролетариат. Борьба рабочих за свои интересы была вначале стихийной, неорганизованной и развивалась преимущественно на отдельных предприятиях и в отраслях производства, но вскоре недовольство рабочих своими условиями труда и политическим бесправием стало приобретать общенациональный характер.

    В условиях социальных конфликтов немецкая классическая философия с ее абстрактно-логическими теориями, не связанными с жизнью, потеряла свое влияние. Потребовалась философия нового типа.

    2. Естественно – научные предпосылки. Научное обоснование в конце 30-х гг. получило клеточное строение растительных и животных организмов благодаря биологам – Т. Шванну и М. Шлейдену.

    В 40-х гг. был окончательно сформулирован закон сохранения и превращения энергии (Ю.Р. Майер и Дж. Джоуль).

    В 1859 г. в своем основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвин определил основные факторы и законы эволюции органического мира.

    Основоположником учения о наследственности (менделизма) стал Г. Мендель. Открыв законы в этой области, он положил начало развитию генетики как науки.

    3. Теоретические источника – В немецкой философской классике, в первую очередь, была творчески использована идея диалектического развития Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

    К. Маркс и Ф. Энгельс создали исторический материализм и диалектический материализм.

    Марксистская философия характеризуется новой ориентацией, она носит социоцентрический характер. Социальная направленность обуславливает возникновение в ней целого блока новых проблем и идей:

    1. Возникновение исторического материализма, открытие материалистического понимания истории.

    Маркс и Энгельс утверждали следующее:

    - идеи вне связи с обществом, с материальными потребностями людей бессильны;

    - решающей силой в истории является народ, роль которого в ходе исторического развития возрастает;

    - выдающиеся личности являются таковыми, что они выражают назревшие потребности общества.

    В развитии общества решающую роль играют материальные условия жизни людей, в первую очередь, материальное производство и складывающее в нем экономические, производственные отношения, т.е. общественное бытие

    2. Основными ступенями, узловыми пунктами мировой истории выступают типы общества, основанного на определенном способе производства материальных благ.

    3. Марксистская философия дала качественного новое понимание природы человека. Марксизм впервые раскрыл общественную, деятельностную природу человека. Человек – это совокупность общественных отношений.

    Решающую роль в становлении человека играет труд. Трудовая деятельность, производство орудий труда отличают человеческую деятельность от исходных действий животных.

    4. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории философии создали качественно новую форму материализма и диалектики – материалистическую диалектику, или диалектический материализм.

    Коренная противоположность Гегеля и марксизма состоит в следующем:

    Диалектика марксизма – материалистична; диалектика Гегеля – идеалистична.

    Диалектика марксизма рассматривает в развитии и прошлое, и настоящее, и будущее; диалектика Гегеля только прошлое.

    Диалектика марксизма признает развитие природы, общества и человеческое познание; диалектика Гегеля отрицает развитие природы и признает только развитие мышления.

    Диалектика марксизма рассматривает развитие на основе разрешения противоречий, диалектика Гегеля примиряет противоречия.

    5. Марксизм впервые признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата. Он утверждал, что эти интересы наиболее полно совпадают с интересами подавляющего большинства, т.е. трудящихся, в силу этого не выступают в конфликт с основными общечеловеческими интересами и ценностями.

    6. Марксизм впервые поставил принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а выработать методологию преобразования общества в направлении достижения социальной справедливости. Своей целью К. Маркс поставил философское обоснование коммунизма. По Марксу коммунизм – это конец предыстории человечества и начало ее подлинной истории.

    Коммунизм, по Марксу, проходит две стадии в своем развитии:

    - низшая стадия – социализм. Его принцип: «От каждого по способности, каждому по труду»

    - вторая стадия – собственно коммунизм. Это бесклассовое, безрыночное, не имеющее государство общество, основанное на социальном равенстве. Его принцип: «От каждого по способности, каждому по потребности».

    Переход от капитализма к социализму осуществляется в результате социалистической революции. Переход от капитализма к социализму происходит на основе господства диктатуры пролетариата.

    +Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы. Борьба классов, борьба между эксплуатируемыми и эксплуататорами – объективная закономерность развития всякого общества. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а эта диктатура – переход к уничтожению всяких классов, к обществу без классов.

    Основным условием построения нового общества является уничтожение частной собственности и всеобщее обобществление средств производства.


    1. Основные особенности западной философии XX в.

    Как уже отмечалось западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д.

    С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.

    Особенности современной западной философии:

      • практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества;

      • широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания;

      • релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;

      • сциентизм – взаимосвязь с другими науками, высокая оценка роли научного познания (одновременно - критическое отношение к познанию вообще и наукам в частности);

      • усилившаяся борьба рационализма и иррационализма.

    Остановимся на данных чертах чуть подробнее.

    Практицизм. Во второй половине XIX – начале XX в. весьма популярными были абстрактные, оторванные от практической жизни и от естественных наук схоластические учения. Новые направления философской мысли (позитивизм, марксизм, философия жизни, экзистенциализм) – попытались - каждое по-своему - изменить данную ситуацию, обратиться к реальной человеческой жизни. Опыт и практика провозглашались основной и целью познания позитивистами и марксистами; Маркс обратился к изучению всемирно-исторического процесса, другие течения сосредоточили внимание на индивидуальном опыте и человеческих переживаниях. Сциентистская убежденность в могуществе человеческого разума, гносеологический оптимизм способствовали тому, что основной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Марксизм, впрочем, пошел дальше, его целью являлось изменение жизни общества на основе открытых законов социального развития.

    Эволюционизм. Предшествующие периоды рассматривали изменение природы и социума в целом либо как развитие по замкнутому кругу (идеи циклического движения), либо как линейное движение общества. Хотя в эпоху Просвещения в европейской философии появиалсь мысль об историческом развитии человечества от «естественного состояния» до стадии «гражданского общества», в целом господствовала антиэволюционная доктрина.

    Именно в XIX веке широко распространилось идея эволюции. В философии она получила обоснование в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля; в естествознании в трудах Дарвина (биология), в геологии в концепции формирования различных слоев земли, в учении о планетарной эволюции Вернадского, в астрономии – в гипотезе Большого взрыва и т.д.

    Развитие стало рассматриваться как качественное и количественное изменение во времени, получила распространение идея спиралевидного развития. В гуманитарных науках наметился переход от убеждения, что мир существовал в неизменном виде «от века» к признанию его текучести, пластичности. Этому способствовали открытия в археологии («библейская археология», т.е. раскопки древних стран, упоминаемых в Библии – Египте, Вавилоне, Персии, Иудее) и этнографии (изучавшей первобытные племена и культуры).

    В философии появились учения о «вечном круговороте жизни» (Ницше), о «творческой эволюции» (Бергсон), о развитии локальных культур, рассматриваемых как живые организмы (Шпенглер),о смене общественно-исторических формаций (Маркс), о трех стадиях развития общества (Конт), и т.д.

    Релятивизм. Естественно, что распространение идей эволюционизма способствовало утверждению в культуре Европы представления об относительности всякого человеческого знания, его неполноте, фрагментарности, субъективности. Одни философские школы говорили о принципиальной недостижимости абсолютной и объективной истины (к ней можно только приближаться, процесс этот бесконечен), другие отмечали, что в мире нет ничего непознаваемого, есть только то, что не познано на сегодняшний день (Ленин). Ницше делал акцент на субъективности истины, прагматизм подчеркивал интерсубъективность истины (т.е. ее истинность для отдельных групп субъектов). Аналогичная трактовка имелась в конвенциализме, где истина рассматривалась как соглашение между субъектами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта