Главная страница
Навигация по странице:

  • "Россика" - произведения иностранцев, созданные в России.

  • М естонахождение

  • Создание: сер. V в. до н. э. Последние находки позволили установить, что храм был посвящен Гере. Сейчас он называется храм Геры IIИсточники

  • Генплан Пестума

  • Нарышкинское барокко»

  • Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.

  • Основные понятия

  • Литература

  • билеты 16-20г. Экзаменационный билет 16 2 16 Проблема материала в скульптуре С. Т. Коненков. 2


    Скачать 14.66 Mb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 16 2 16 Проблема материала в скульптуре С. Т. Коненков. 2
    Анкорбилеты 16-20г.doc
    Дата28.09.2018
    Размер14.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабилеты 16-20г.doc
    ТипДокументы
    #25217
    страница13 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    19.3.Градостроительные концепции Петербурга. Россика.



    Особая роль архитектурного процесса в Петербурге по возвращении двора в северную столицу. Градостроительная и дворцовая ветви зодчества, их взаимоотношение. Состав мастеров, организация строительного дела. Трактат-кодекс "Должность архитектурной экспедиции". Завершение трехлучевой композиции центра Санкт-Петербурга.

    Деятельность Петра Михайловича Еропкина (около 1698-1740, казнен по делу Волынского), Михаила Григорьевича Земцова (1684-1743), Ивана Кузьмича Коробова (1700/1701 - 1747). Общественное строительство. Работы И.К. Коробова

    Адмиралтейство (1732-1738), проект Морского полкового двора. "Тессин-Хорлеманская" коллекция графики в Национальном музее Стокгольма и ее значение для реконструкции петербургской архитектуры этого времени (застройка Невского проспекта, Большой Миллионной улицы). Эволюция базиликального храма и формирование собственной традиции культовой архитектуры в новой столице - церкви Симеона и Анны (М.Г. Земцов) и Св. Пантелеймона (И.К. Коробов).

    Москва 1730- х гг. Градостроительная и реставрационная деятельность Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763). Генеральный план Москвы (1734-1739). Школа Мичурина. Зимний и Летний Анненгоф (первая половина 1730-х гг.).
    "Россика" - произведения иностранцев, созданные в России.

    Творчество иностранного мастера в России как общеевропейская проблема деятельности приезжего художника в другой стране. Представители отдельных национальных школ в русской среде.

    Иоганн Готфрид Таннауэр (1680- 1737/1733, в России с 1711 г.до смерти). Его работы - "Портрет Петра I в Полтавской битве" (1724 (5?), ГРМ), "Портрет царевича Алексея Петровича " (первая половина 1710-х, ГРМ).

    Французский художник Луи Каравак (1684-1754, в России с 1716 г. до смерти) и особенности его детских образов. "Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны " (1717, ГРМ) и "Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве" (вторая половина 1710-х, ГРМ) - образцы рококо на русской почве. Проблема галантного общения и ее отражение в искусстве. Сравнительный анализ художественной функции "россики" и деятельности отечественных художников.

    Искусство кунсткамерного круга. "Портрет-раритет" в творчестве швейцарского живописца Георга Гзеля (1673-1740, в России с 1717 до 1740) - "Портрет великана Николая Буржуа" (не ранее 1717 - после 1724 ?, ГРМ). "Мужик с тараканом" (1723, ГРМ) французского художника Франсуа Жувене. Эстетические особенности произведений курьезного свойства.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20




    20.1.Храм Посейдона в Пестуме. – см. Золотой век Перикла

    Храм Посейдона в Пестуме


    Местонахождение: Пестум (Paestum), первоначально Посидония — сибарийская колония (40 км к юго-востоку от центра Салерно, Италия)
    Создание: сер. V в. до н. э.

    Последние находки позволили установить, что храм был посвящен Гере. Сейчас он называется храм Геры II

    Источники:
    “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D.
    Professor of ART AND ARCHAEOLOGY
    IN RINCETON UNIVERSITY
    New York
    THE MACVILLAN COMPANY
    1909

    К.И. Рончевский
    “Образцы древне-греческих архитектурных ордеров”
    Москва, 1917 г.

    П.П. Гнедич
    “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
    Москва “Эксмо”, 2009 г.

    Генплан Пестума

    • План

    • Общий вид

    • Фасад

    • Эхин

    • Ордер





    20.2.Искусство барокко.


    Стремлению подчеркнуть мощь и богатство средствами внешнего выражения в полной мере отвечает стиль барокко.

    Барокко («жемчужина неправильной формы») – направление в европейской культуре сер.16 (Италия, Испания) – сер 18 в. ( Венгрия, славянские страны)

    Перемены в Ренессансе:

    1). Возрождение перестало быть только итальянским феноменом, получило общеевропейский статус.

    2). В Европе возникло движение контрреформации, стремившиеся повернуть историю вспять. Распространенная в странах католической Европы зрелищность, помпезность, утрированная экспрессивность – приманка для возврата в лоно католической церкви, позиции которой после Реформации пошатнулись.

    В России барокко утвердилось в 1 половине ХУ111века. Стиль русской, в основном московской архитектуры с к. ХУ11 века соединил богатое разнообразие белокаменного резного убранства и традиции древнерусского зодчества с новыми чертами европейской архитектуры: «Нарышкинское барокко» (подмосковные усадьбы Нарышкина), «Петровское барокко» 1ая треть ХУ111 в. (Петровские ворота Петропавловской крепости, арх. Трезини) – соединил несколько направлений в архитектуре, в частности, принципы строгой регулярности и симметрии (Царское село, Большой Екатерининский дворец, арх. Ф.-Б. Растрелли, Петергоф, Зимний дворец, Никольский морской собор).

    Особенности архитектуры барокко и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.

    Барочное художественное мышление усложнено, подчас вычурно.

    Радикальное, т.н. «динамическое» направление в барокко создает иллюзию движения пространства и формы.

    Этому способствует: сложность объемов, пересечение геометрических форм, чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей.

    Игра цветотени, световые контрасты, активное использование живописи и скульптуры.

    ШТУКАТУРКА, толстым слоем покрывающая поверхность стен – основа для «штукатурной архитектуры» - лепнины, покрытой позолотой.

    Основные понятия:

    КАРТУШ (наибольше распространение получил в БАРОККО)– декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т.п. Украшение фасада, оформление главного входа во дворцы, создание композиционного акцента.

    ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в виде крутого завитка с кружком в центре. В архитектуре рококо, барокко и классицизма ВОЛЮТЫ довольно больших размеров применялись в качестве орнамента оконных дверных проемов, декора КРОНШТЕЙНОВ.

    КРОНШТЕЙН – консольная опора, выступ в стене для поддержания балконов или карнизов, имеющих значительный вынос. Декор: профилированные кронштейны, с декоративными завитками.

    РЕЛЬЕФ – скульптурное изображение на плоскости, по отношению к которой оно может быть выпуклым (барельеф) или вогнутым (горельеф). Является элементом композиции свода, стены, выполняется на фронтонах, метопах, фризах, украшает триумфальные арки и колонны.

    Литература: пристрастие к гиперболам, сложным метафорам, аллегориям.

    Живопись: состояние экзальтации, напряжения, повышенного драматизма

    Скульптура: патетичность, мимика.

    Взаимодействие видов и жанров искусства, развитие новых (опера, балет).

    Эффекты грандиозного, монументального, ослепляющего.

    Стиль отвечал вкусам буржуазии. Синонимом устойчивости у которых выступал достаток, богатство.

    Барокко соединил несоединимое: монументальность, фантастичность, иррациональность с трезвостью, разумностью.





    Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко


    Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637








    Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим


    Церковь душ в чистилище в городе Рагуза, образец сицилийского барокко






    Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

    В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.

    Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).

    Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

    Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

    В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

    В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

    В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

    Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

    В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.


    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта