Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура императорской России

  • Золотой и серебряный век русской культуры

  • билеты 16-20г. Экзаменационный билет 16 2 16 Проблема материала в скульптуре С. Т. Коненков. 2


    Скачать 14.66 Mb.
    НазваниеЭкзаменационный билет 16 2 16 Проблема материала в скульптуре С. Т. Коненков. 2
    Анкорбилеты 16-20г.doc
    Дата28.09.2018
    Размер14.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабилеты 16-20г.doc
    ТипДокументы
    #25217
    страница12 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    19.2. Самобытность русского искусства и его связь с развитием Российского государства6.


    Культура всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Говоря о современной культуре, мы говорим об огромном пути, которая эта культура прошла.

    Изучение культуры России призвано показать культурно-исторические предпосылки современной цивилизации, помочь целенаправленному самостоятельному формированию гуманистических культурных ориентации, способностей личности.

    1. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. В эпоху Святой Руси, когда религиозность вроде бы достигла максимума, но христианство так и не вошло в плоть и кровь простых людей, да и некоторых духовных лиц.

    ИКОНОПИСЬ, РУССКАЯ ИКОНА

    2. В XVII в. во всех областях культурной жизни появилось много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. Предметом оживленных споров стали вопросы распространения просвещения и образования. В Москву в это время приехало немало образованных людей из Украины и Белоруссии, бежавших от польского гнета. Они стали вести обучение латинскому и польскому языкам, переводили иностранные книги. Часть духовенства склонялась к тому, чтобы использовать знания этих людей для распространения просвещения. Другая часть решительно противилась распространению ненавистного им «латинства». Объективное значение споров сводилось к тому, сближаться ли с европейской культурой или оставлять нерушимыми традиционные ценности.

    XVII в. был временем, когда стало усиливаться общение России с западноевропейскими странами, несмотря на противодействие традиционалистских сил. Потребность в обеспечении государства современными средствами вооружения, необходимость в развитии торговых отношений с другими странами, промышленного производства, в применении новых технических средств заставляли правительство все чаще обращаться за границу и искать там всяких мастеров, которые принесли бы пользу России. В развитии страны наметился новый крупный поворот.

    Культура императорской России

    Поворот произошел типично по-русски, круто и решительно. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день. Россия повернула в сторону Европы. Русская культура в петербургский период была подвержена всем европейским веяниям и к концу XIX в. сама приобрела мировое значение. Главное достижение петербургского периода - высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление Ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать». Но при всех видимых переменах оставались неизменными некоторые существенные глубинные механизмы функционирования культуры. Вследствие несоответствия шага времени и шага пространства петровские перемены не могли сразу охватить всех и вся, тем более что осуществлялись они неорганично.

    РУССКИЙ ПОРТРЕТ

    В АРХИТЕКТУРЕ: Петербург следовал Европейским традициям, в глубинке – эклектика.

    Уникально: ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО, ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

    Одной из центральных идей нашего Просвещения стала идея воспитания совершенного человека. Была предпринята и практическая попытка выведения «новой породы людей».

    Различные утопические эксперименты – привычное явление в русской культуре. Иван Грозный хотел создать царство-монастырь во главе с царем-игуменом. После затеи с «новой породой людей» появились утопии Павла, Аракчеева, большевиков. Неустойчивость традиции, несколько раз менявшей свою ориентацию, и неограниченность власти создавали благоприятные условия для экспериментирования.

    Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех отношениях, русские педагоги-утописты решили ее осуществить, не учтя, правда, мнения Руссо, что дабы ребенка изолировать, его нужно поместить на Луну или на необитаемый остров.

    В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И.И. Бецким «Генеральное учреждение о воспитании особого пола юношества». Эта же идея постигла и Академию Художеств в Петербурге. Академия надолго погрязла в академизме.

    Выход осуществили художники- передвижники

    ЖИВОПИСЬ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

    Золотой и серебряный век русской культуры

    В XIX а русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Особое место занимала литература.

    Культурным событием колоссальной важности, независимо от общей концепции и политической направленности, стало с точки зрения выражения национального самосознания появление «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. По свидетельству А.С.Пушкина, появление этой книги наделало так много шума, что ее бросились читать даже светские женщины. Затем последовало «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева - первая философия истории России. В 1839 г. появились статьи А.С.Хомякова «О старом и новом» и И.В.Киреевского «В ответ А.С. Хомякову». Это послужило началом полемики между западниками и славянофилами, которые при резком расхождении по ряду общих вопросов искали пути превращения русского народа в русскую нацию. Позднейшие исследователи по-разному оценивали эти направления, но никто не отрицал их значения для развития русского национального самосознания в широких кругах общества. По существу в рамках модифицированных основ этих идейных направлений и по сей день в разных сферах культуры ведется спор об историческом предназначении России, ее прошлом, настоящем и будущем.

    МОДЕРН:

    Начало XX в. - это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатства и разнообразия поэтической рубрики: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, В.Хлебников, В.Брюсов, И.Северянин, Н.Гумилев - вот далеко не Полный перечень талантов, заявивших о себе впервые в начале века. Окончательно сформировалось появившееся еще во II половине XIX в. течение русского космизма, приверженцами которого были очень многие несхожие между собой писатели, ученые, философы (Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, ПА.Флоренский, В.И.Вернадский и др.). Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланетарной общности.

    В АРХИТЕКТУРЕ: Петербург следовал Европейским традициям, в Москве во времена Модерна сформировался РУССКИЙ СТИЛЬ

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта