3.8. Цветвпроективномрисованиииарт-терапии: таблицапризнаковиинтерпретаций
247
Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Черный
| В качестве отвергаемого
| Выражает более или менее естественное желание не отказываться от чего бы то ни было и сохранять контроль над своими решениями и действиями. Однако когда такое положение отражает беспокойство, это свидетельствует о том, что человек просит слишком многого
| М.Люшер[16]
| Черный и белый
| Это две крайности, альфа и омега, начало и конец Если белый цвет символизирует границу между настоящим и прошлым, уже известным, то черный - между настоящим и будущим, которого мы не знаем
| М.Люшер[16] Г.Э. Бреслав [6]
| Белый
| Как признак
| Как и черный, наделен нуминозными свойствами. С ним связывают представления о духовном, нематериальном, о мире ином, о бесконечном пространстве и экстатических, высших состояниях сознания
| Автор не установлен
| Это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние цвета, и холод льда. Но в психологическом отношении это малоинформативный цвет, пхкольку его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера
| С.С. Степанов [38]
| Молчание перед началом и многообразием возможностей. Белый цвет способен нейтрализовать все другие цвета (В. Кандинский)
| М. Бетенски [5] Л. Штейнхардт [39]
| Символизирует единство, поскольку оптически разлагается на основные цвета спектра. Белый цвет обозначает дитя внутри каждого человека - чистоту его помыслов и поступков
| Л. Штейнхардт [39]
| Холодный и чистый цвет. Визуально - пустота. Но пустота необязательно безжизненная и холодная: в китайских свитках белое - шунья - плодотворная пустота очищенной души перед появлением в ней божества. Сам по себе оставляет ощущение холодности, однако служит хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с ним сильно повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание. Ассоциируется с таким понятием, как освобождение от прошлого (ведь рождаясь, мы освобождаемся из плена материнского лона, пусть приятного и необременительного). Освобождение - состояние неоднозначное. Оно связано с понятием «свобода» и переносится довольно часто нелегко. Это почти всегда путь в неизвестность. Рвутся какие-то старые связи, рождаются новые (а иногда и не рождаются)
| Г.Э. Бреслав [6]
| 248 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Белый
| Как признак
| Ассоциируется с чистотой, девственностью, духовностью. В то же время белый - это цвет небытия. Но наиболее частой ассоциацией является свет как таковой, свет творения
| М. Бетенски [5]
| Философский цвет, ведь он замыкает круг, объединяя такие понятия, как начало и смерть. В восточных культурах понимание смерти более глубокое. Она рассматривается там как переходная ступень к какому-то другому уровню, новому качеству и поэтому является одновременно и концом, и началом. Потому-то и цвет траура у китайцев и японцев и савана у многих народов - белый
| Г.Э. Бреслав [6] М. Бетенски [5]
| Связан с двумя понятиями - свет и начало. Оба они тесно соединены с рождением человека: это и начало его жизни, и свет, который он в тот момент еще не видит, но уже ощущает. Эти ощущения идут из глубин коллективного бессознательного, будучи заложенными в каждом из нас
| Г.Э. Бреслав [6]
| Цвет начала, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Предпочитается только в условиях исключительной жизненной ситуации. У подростка - в периоды наступления половой зрелости (при полной неосведомленности в этой области), длительного пребывания в больнице (часто одновременно предпочитается черный цвет), перемены места жительства, полной смены образа жизни
| С. Михалычев[18]
| Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество - женщины. Он означает одновременно чистоту и целомудренность новобрачной, и конец ее зависимости от родителей, и начало жизни новой семьи, и смерть девственности
| Г.Э. Бреслав [6]
| Белый в христианстве, как и черный цвет, является мистическим, метафорой преображения человека, раскрытия в нем предвечных, трансцендентных свойств
| Автор не установлен
| В древние времена и в средневековье белый цвет ассоциировался больше с неэмоциональными понятиями - бесстрастием, безмолвием, холодом, светом и ясностью. Только в новое время появилось иное значение белого цвета - радость, которая носит больше аллегорический, чем архетипический характер. Это несколько странно, потому что длительное отсутствие света (мы отождествляем его обычно с белым цветом) чисто физиологически приводит к появлению угнетенного настроения. Ибо под воздействием света организм человека вырабатывает специальные вещества, противостоящие депрессии
| Г.Э. Бреслав [6]
| |