3.8. Цветвпроективномрисованиииарт-терапии: таблицапризнаковиинтерпретаций 249
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Белый
| Как признак
| Другая ипостась белого - это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость. Первые два понятия связаны между собой, ибо ясность сознания и мышления наступает при полной бесстрастности, эмоции же ее нарушают. Ясность, бесстрастность и мудрость, соединенные с добром, сливаются в понятие «духовность» и ее высшее проявление - «святость»
| Г.Э. Бреслав [6]
| Связан с трансперсональными проявлениями. Он является символом высшего «Я», которое в определенный момент жизни может выступать то как синергист, то как антагонист «эго»
| Автор не установлен
| С одной стороны, обозначает отчаяние, страдание и покаяние. С другой же стороны, он заключает в себе еще не вполне раскрытые высшие качества конечного продукта
| Автор не установлен
| Может символизировать психологическое «крещение» огнем духа, при котором устанавливается синергизм эго и высшего «Я»
| Автор не установлен
| Иногда обозначает серебро. Серебро связано с героическими женскими проявлениями, такими как целительство, творчество, связь с творением, активная роль в человеческих отношениях и др.
| Автор не установлен
| Воспринимается как отсутствие цвета
| Это может указывать на наличие подавленных эмоций. После того как автором были использованы все другие цвета, использование белого - это знак завершающейся жизни
| Г. Ферс [36]
| Незакрашенные части (эффект белого цвета)
| Могут указывать на готовность к психологической трансформации (Р. Келлогг)
| Автор не установлен
| Эффект мерцания (нанесение белого цвета поверх другого)
| Указывает на особую ценность того, что автор работы пытается скрыть, либо на преобразование некого чужеродного психологического материала в значимый и ценный для личности, а также на готовность к разрешению конфликта, близость субъекта к переживанию пикового опыта. В то же время, когда белый используется непосредственным наложением этого цвета, это может указывать на вытеснение психологического материала, потребность в уходе от сильных эмоциональных переживаний либо на дистанцирование от ощущений тела
| Автор не установлен
| 250
Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Красный
| Как признак
| Является составной частью таких цветов, как фиолетовый, оранжевый, розовый, персиковый, малиновый и др. Смешивание его с другими цветами означает, как правило, что витальная энергия красного частично «связана» или сублимирована
| Автор не установлен
| При соотнесении со звуком красный цвет ассоциируется с повышенной громкостью
| Г.Э. Бреслав [6]
| Этот цвет (активный, сексуальный, властный и волевой) является символом мужского хроматизма. На мужской хроматической оси «красный-зеленый» он считается цветом бессознательного (Н. В. Серов), аэеленый - цветом сознания. «Зеленый» мужчина, в отличие от «красного», человек спокойный, рациональный (рассудочный), уравновешенный, бесстрастный и не столь активный
| Г.Э. Бреслав [6]
| В астрологии символизирует Марса - бога войны. Рожденные под его знаком характеризуются бурным, экспансивным характером, смелостью - теми чертами, которые принято считать «мужскими»
| Автор не установлен
| На заре христианства красный символизировал дух святой, при этом синий являлся символом Бога-Отца, а желтый-Бога-Сына
| Автор не установлен
| С точки зрения психологии может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональное напряжение или опасность. С точки зрения физического состояния он может указывать на острое заболевание, например, инфекционное или жар
| Г.Ферс [36]
| Психологически он направляет внимание человека на
| Г.Э. Бреслав [6]
|
|
| внешний мир. Он вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги
|
| Ассоциируется с жизнью, силой, витальностью, возбуждением, радостью и любовью. В то же время он символизирует чувственную страсть, гнев и насилие. Оказывает стимулирующее воздействие на двигательные функции и процесс принятия решений, а также провоцирует импульсивное поведение
| Л. Штейнхардт [39] С Михалычев [18]
| Это выражение жизненной силы, активности нервной системы и желез внутренней секреции, поэтому он олицетворяет человеческие желания и стремления
| М.Люшер[16]
| На уровне плотских ощущений он проявляется в аппетите, его эмоциональное выражение - желание, его органами являются мышцы, симпатическая нервная система и органы воспроизводства. Так, физическое и нервное истощение, перебои в работе сердца, импотенция или упадок полового желания часто выражается в отторжении красного цвета. Время красного цвета - настоящее
| М.Люшер[16]
| |