Главная страница

Еоретические основы перевода


Скачать 442.04 Kb.
НазваниеЕоретические основы перевода
Дата07.06.2022
Размер442.04 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла懆喈氅 啷�.pdf
ТипДокументы
#576070
страница2 из 5
1   2   3   4   5
1.2
О
БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ПЕРЕВОДА
Как это часто имело место и в других областях человеческой деятельности, переводческая практика значительно опередила теорию перевода. Перевод возник в связи с общественной потребностью в нем, и переводчик делали свое дело более или менее успешно, не дожидаясь
1
См.: Миньяр-Белоручев Р.К. «Теория и методы перевода», М., 1996; Гак В.Г., Григорьев Б.Б.
«Теория и практика перевода», М., 1997; Оболенская Ю.Л. «Диалог культур и диалектика перевода», М., 1998;
Комиссаров В.Н. «Общая теория перевода», М., 1999; Алексеева И.С. «Профессиональное обучение переводчика», СПб., 2000; М., 2001; Латышев Л.К. «Технология перевода», М., 2001; Казакова Т.А.
«Художественный перевод», СПб., 2002;

14 объяснений перевода с теоретической точки зрения. Отсутствие теоретических работ в области перевода и самой науки, в рамках которой они могли появиться, не означало, что не предпринималось никаких попыток размышлять о сущности, целях и способах осуществления переводческой деятельности. В своей работе переводчик постоянно сталкивался с необходимостью выбирать между различными вариантами перевода, решать, что в переводимом тексте является наиболее важным и должно быть обязательно передано, отдавать предпочтение тому или иному способу преодоления возникающих трудностей. Хотя в большинстве случаев такой выбор делался интуитивно, все же порой переводчик пытался осмыслить и объяснить свои предпочтения. Нередко такие предпочтения формулировались в виде "принципов перевода", которые переводчик излагал в предисловии к своей работе, либо отстаивал позднее, часто в ответ на критические замечания в свой адрес.
Таким образом, первыми теоретиками перевода были сами переводчики, стремившиеся обобщить свой собственный опыт, а иногда и опыт своих других переводчиков. Понятно, что с изложением своего "переводческого кредо" выступали наиболее выдающиеся переводчики всех времен, и хотя высказываемые ими соображения не отвечали современным требованиям научности и доказательности и не складывались в последовательные теоретические концепции, все же целый ряд таких соображений и сегодня представляет несомненный интерес.
Так, еще переводчики античного мира широко обсуждали вопрос о степени близости перевода к оригиналу. В ранних переводах Библии или других произведений, считавшихся священными или образцовыми, преобладало стремление буквального копирования оригинала, приводившее порой к неясности или даже полной непонятности перевода. Поэтому позднее некоторые переводчики пытались теоретически обосновать право переводчика на большую свободу в отношении оригинала, необходимость воспроизводить не букву, а смысл или даже общее впечатление, "очарование"

15 оригинала. Уже в этих первых высказываниях о целях, которые должен ставить перед собой переводчик, можно увидеть начало теоретических споров нашего времени о допустимости "буквального" или "вольного" перевода, о необходимости сохранить в переводе то же воздействие на читателя, которым обладает оригинал и т.п.
Позднее отдельные переводчики пытались сформулировать некоторое подобие "нормативной теории перевода", излагая ряд требований, которым должен был отвечать хороший перевод или хороший переводчик.
Французский переводчик Этьен Доле
1
считал, что переводчик должен соблюдать следующие пять основных принципов перевода:
1) он должен в совершенстве понимать содержание переводимого текста и намерение автора, которого переводит;
2) он должен в совершенстве владеть языком, с которого он переводит, и столь же превосходно знать язык на который переводит;
3) переводчик должен избегать тенденции перевода слово в слово, ибо это исказило бы содержание оригинала и погубило бы красоту его формы;
4) переводчик должен использовать в переводе общеупотребительные формы речи;
5) правильно выбирая и располагая слова, переводчик должен передать общее впечатление, производимое оригиналом в соответствующей "тональности". В книге англичанина А. Тайлера "Принципы перевода"
2
основные требования к переводу были сформулированы следующим образом:
1) перевод должен полностью предавать идею оригинала;
2) стиль и манера изложения перевода должны быть такими же, как и в оригинале;
3) перевод должен читаться также легко, как и оригинальные произведения. Подобные требования не утратили своей значимости, хотя и
1
Доле Этьен (1509-1546) – французский гуманист, поэт и переводчик.
2
Тайлер А. Принципы перевода. Лондон. 1790

16 кажутся нам сегодня самоочевидными.
Высказывание переводчиков по поводу принципов, которыми они руководствуются в своей работе, представляют несомненный интерес и внимательно изучаются исследователями перевода, но они не составляют последовательной теории перевода и не могут заменить такую теорию.
Выдвигаемые в таких высказываниях принципы и рекомендации выводились из переводческой практики и сами по себе неоспоримы, но поскольку они не основывались на какой-либо научной теории, раскрывающей сущность переводческой деятельности, они обычно затрагивали лишь частные или поверхностные аспекты перевода. Фактам, на основании которых выводился тот или иной принцип, не трудно было противопоставить другие факты, подтверждающие прямо противоположный принцип. Английский исследователь Т. Сэвори
1
, попытавшись свести воедино основные требования, предъявляемые к переводу различными авторами, получил любопытный список, где рядом помещены взаимно-исключающие принципы: перевод должен передавать слова оригинала. перевод должен передавать мысли оригинала. перевод должен читаться как оригинал. перевод должен читаться как перевод. перевод должен отражать стиль оригинала. перевод должен отражать стиль переводчика. перевод должен читаться как произведение, современное оригиналу. перевод должен читаться как произведение, современное переводчику. перевод может допускать добавления и опущения. перевод не должен допускать добавления и опущения. перевод стихов должен осуществляться в прозе. перевод стихов должен осуществляться в стихотворной форме.
1
Сэвори Т. Искусство перевода. Лондон. 1952

17
Первые попытки обосновать необходимость научного осмысления переводческой деятельности вызвали резкие возражения со стороны самих переводчиков, усматривавших в них стремление ограничить свободу творчества переводчиков, выработать какие-то нормы и правила, которым переводчик должен будет подчиняться. Теория или наука о переводе воспринималась ими как нечто, в корне противоположное или даже враждебное искусству перевода.
Подразумевалось, что теория перевода - это свод правил, претендующих на то, что изучив их, любой человек может стать отличным переводчиком. А такую претензию переводчики-профессионалы считали и ненужной и неоправданной. Они указывали, что талантливые переводчики создавали и создают шедевры перевода, не имея понятий о какой - либо теории перевода и не нуждаясь в ней. Да и вообще никакая наука о переводе невозможна, поскольку перевод - это искусство, недоступное для научного членения и анализа.
Подобные возражения против научного изучения переводческой деятельности были явно основаны на недоразумении. Литературная деятельность - это, несомненно, творчество, но на этом основании нельзя отказывать в праве на существование такой науке, как литературоведение.
Тезис "Перевод - это не наука, а искусство", который часто выдвигался переводчиками, сформулирован явно некорректно. Как и любая другая практическая деятельность, перевод, естественно, не может быть "наукой", то есть теоретическим описанием себя самого.
А что означает утверждение, что перевод - это искусство? То, что обычно называют искусством перевода, относится к области психологии переводчика, к его умению осуществлять переводческий процесс, создавать полноценный текст перевода, делать правильный выбор языковых средств, учитывая всю совокупность факторов, влияющих на ход и результат перевода.
Отдельные переводчики в разной степени обладают этим умением, и учет подобных факторов происходит во многом интуитивно, в результате

18 творческого акта. Высокая степень такого творческого умения вполне заслуживает названия искусства. Творческий характер переводческой деятельности не означает, разумеется, что сама эта деятельность или воздействующие на нее факторы не могут стать объектом научного анализа и теоретического описания. Понятие "искусство перевода" относится к умению создавать текст перевода, а не к изучению сущности этого процесса.
Трудность такого изучения, как и теоретического исследования любых видов мыслительной и речевой деятельности, ни в коей степени не ставит под сомнение его принципиальную возможность и необходимость.
Теория перевода непосредственно связана с переводческой практикой.
Любые теоретические концепции должны опираться на описание наблюдаемых фактов реального процесса перевода, обобщать и объяснять эти факты. В свою очередь, научная теория перевода оказывает обратное влияние на переводческую практику, облегчая и обогащая ее. Это, разумеется, не означает, что любое теоретическое исследование должно обязательно иметь непосредственный "выход" в практику, что любые теоретические концепции могут быть прямо использованы переводчиком в его работе. Связь теории перевода и практики перевода может носить и более сложный, опосредованный характер. Всякое расширение наших знаний о процессах объективной действительности имеет несомненную ценность, но далеко не всякое знание может быть использовано для управления этими процессами.
Эффективность же межъязыковой коммуникации предполагает значительную степень точности перевода, но в реальной переводческой практике это требование выполняется в разной мере в зависимости от многих объективных и субъективных факторов.
Далее обратимся к видам и способам перевода.

19
1.3
В
ИДЫ И СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА
Перевод - это преобразование сообщения на исходном языке в сообщение на языке перевода. Точный перевод по определению невозможен уже в силу того, что разные языки отличаются как по грамматическому строю, так и по простому количеству слов, не говоря уже о различии культур, что тоже может иметь влияние на способы и результаты перевода. Выполняя перевод, переводчик, прежде всего, определяет способ перевода, то есть меру информационной упорядоченности для переводного текста. Первая ступень в выборе способа упорядоченности заключается в определении того, в каком виде должен быть представлен исходный текст в переводящей культуре: полностью или частично. В зависимости от коммуникативного задания на данном этапе выбирается либо полный, либо сокращенный перевод (в некоторых источниках именуемый реферативным).
Сокращенному переводу могут подлежать практически все типы текстов: от простого делового письма до романа. Результатом применения сокращенного перевода являются такие тексты, как тезисы, конспекты, рефераты, аннотации и т.д. В сущности, сокращенный перевод выполняется одним из двух фундаментальных способов перевода: выборочный или функциональный перевод.
Выборочный перевод как способ сокращенного перевода состоит в выборе ключевых, с точки зрения переводчика, единиц исходного текста и их полном переводе. Все остальные компоненты исходного текста при таком способе отбрасываются как второстепенные с точки зрения результата и не подлежат переводу вообще. Достоверность такого перевода основывается на точности выбора ключевых единиц, чтобы в переводе не пропала какая-либо важная часть исходной информации.
Функциональный перевод как способ сокращенной передачи исходного текста на другом языке заключается в компоновании переводного текста из функционально преобразованных единиц исходного текста. Функциональное

20 преобразование основывается на лексико-семантических, грамматических и стилистических трансформациях исходного текста, примененных в целях его общего сокращения или упрощения. Типичным примером такого способа перевода является так называемый литературный пересказ, когда целое крупное произведение пересказывается в упрощенном варианте: например,
"Алиса в Стране Чудес" в переводе-пересказе Б. Заходера.
В отличие от сокращенного перевода полный перевод направлен на тщательное воспроизведение всех компонентов информационной упорядоченности исходного текста в единицах переводящего языка. Полный перевод может осуществляться различными способами, но наиболее распространенными можно считать следующие: буквальный или пословный, семантический и коммуникативный способы.
Буквальный перевод заключается в пословном воспроизведении исходного текста в единицах переводящего языка, по возможности даже с сохранением порядка следования элементов. По существу, буквальный перевод сравнительно редко применяется для коммуникативных целей и обычно имеет исключительно научную область распространения.
Семантический перевод заключается в возможно более полной передаче контекстуального значения элементов исходного текста в единицах переводящего языка. Процесс семантического перевода представляет собой естественное взаимодействие двух стратегий: стратегии ориентирования на способ выражения, принятый в переводящем языке, и стратегии ориентирования на сохранение особенностей исходной формы выражения.
Семантический перевод, как правило, применяется к текстам, имеющим высокий социально-культурный статус: важные исторические документы, произведения высокой литературы, уникальные образцы эпоса и т.п., а также затребован при передаче текстов типа технических инструкций, большинства научных публикаций и, безусловно, юридических документов.
Коммуникативный перевод заключается в выборе такого пути передачи исходной информации, который приводит к переводному тексту с адекватным

21 исходному воздействием на получателя. Главным объектом при таком способе перевода оказывается не столько языковой состав исходного текста, сколько его содержательное и эмоционально-эстетическое значение. Причем, в отличие от функционального перевода, коммуникативный перевод не допускает ни сокращений, ни упрощений исходного материала.
Выбирая тот или иной способ перевода, переводчик помимо всех прочих обстоятельств руководствуется еще и тем соображением, что в чистом виде какой-либо из способов в реальном переводческом процессе действует редко: как правило, большинство сложных текстов переводятся с применением различных способов, однако, один из них является ведущим и определяет характер отношений между исходным и переводным текстом в целом, диктуя и условия членения исходного текста, и определение единиц перевода, а также выбор переводческих приемов, с помощью которых исходный текст непосредственно преобразуется в переводной.
Перевод может осуществляться как в письменной, так и в устной форме.
Письменный перевод - это вид перевода, при котором оригинал и перевод выступают в процессе перевода в виде фиксированных (главным образом письменных) текстов, к которым переводчик может неоднократно обращаться, углубляя свое понимание оригинала и корректируя избранные варианты перевода. Подобная ситуация позволяет добиваться большей точности воспроизведения оригинала, давая возможность переводчику использовать различные словари и справочники, обращаться за помощью к специалистам. Тщательно редактировать перевод. При устном переводе оригинал и перевод выступают в процессе перевода в нефиксированной
(устной) форме, что предопределяет однократность восприятия переводчиком отрезков оригинала и невозможность последующего сопоставления или исправления перевода после его озвучивания. Устный перевод может выполняться последовательно - вслед за произнесением оратором своего выступления или какой-то его части - или синхронно, то есть одновременно с речью оратора. Особым видом устного перевода является перевод беседы или

22 двусторонний перевод, когда переводчик попеременно использует каждый из языков в качестве языка перевода. Существуют также смешанные виды перевода: устный перевод письменного текста ("перевод с листа") и письменный перевод магнитофонной записи устного выступления.
Вид устного перевода, при котором речь переводится последовательно, т.е. когда переводчик воспринимает некоторый отрезок речи и через максимально краткое время воспроизводит его в переводе, называют последовательным переводом. Он ведется отрывочно, причем переводчик как бы сменяет оратора, выступая за него и оказываясь в центре внимания аудитории.
В последовательном переводе восприятие, анализ, синтез и даже частично перевод (про себя) происходят одновременно с записью, что вызывает дополнительные трудности по овладению приемами скорописи на первоначальном этапе, когда сознание как бы раздваивается в необходимости одновременно и слушать, и записывать. Следует учесть, что тексты, переводимые последовательно, - это информация устного, сиюминутного общения, что находит свое отражение на всех уровнях языка: фонетическом, морфологическом, синтаксическом и, разумеется, стилистическом.
При переводе диалогической речи (беседы, переговоров и т.п.), как правило, переводятся небольшие по объему высказывания, что требует от переводчика быстрой реакции и мгновенного переключения процесса анализа и синтеза с одного языка на другой.
При последовательном переводе монологической речи (выступления, лекции, заявления и т.п.) длина отрезков определяется, с одной стороны, характером речи (логической связанностью, стилем и т.д.) и, с другой стороны, необходимостью понимания со стороны слушателей.
Абзацно-фразовый перевод (АФП) (phrasal interpreting) - переводчик работает на уровне короткой фразы или предложения, и объем информации, требующий запоминания, сравнительно невелик, также как и нагрузка на кратковременную (оперативную память). Как правило, АФП не

23 предусматривает применения записей. Достаточно лишь самых кратких заметок только для прецизионной информации.
АФП широко употребляется при общении в быту, на работе, при посещении предприятий, магазинов, на неофициальных встречах, приемах и является, вероятно, наиболее распространенным типом двустороннего перевода. Именно с этим видом перевода сталкивается начинающий переводчик.
АФП требует от переводчика гибкой памяти, быстроты реакции и умения хорошо ориентироваться в обстановке, знания разговорных оборотов, речевого этикета, ситуационных клише, а также общей эрудиции, так как в разговоре могут неожиданно всплыть самые необычные вопросы и затрагиваться различные темы.
Последовательный перевод (без записи) (consecutive translation) бесед, интервью, переговоров применяется при обмене сравнительно краткими высказываниями, не требующими применения переводческой скорописи, при опоре в основном на оперативную память.
Последовательный перевод (с записью) применяется во время ответственных переговоров, официальных встреч по политическим, экономико-финансовым, правовым и другим вопросам. В ходе лекций, выступлений, речей, пресс-конференций, встреч с прессой, семинаров,
"круглых столов" и т.д.
Последовательный перевод позволяет добиться значительной адекватности и точности, что особенно важно при подробном обсуждении особо сложных вопросов, требующих тщательной проработки.
Использование переводческой скорописи позволяет сделать качественную и подробную запись беседы, которую осуществляет, как правило, сам переводящий.
Итак, двусторонний перевод с записью является более сложным видом устного перевода. Он требует от переводчика еще более высокого профессионализма, глубокого знания темы, соответствующей

24 психологической подготовки, уверенности в себе и спокойствия. Возрастает соответственно и уровень адекватности перевода, ведь необходимо передать не только содержание, но и форму.
Кино и видео перевод (КВП) - этот вид устного перевода ставит весьма сложные и интересные профессиональные задачи, он отличается большей возможностью для творчества, приближаясь в этом смысле к письменному переводу, ведь кино - это искусство, и лучшие образцы жанра являются шедеврами мировой культуры XX века.
Не снизить общее художественное восприятие, не исказить замысел автора, качество диалогов, речевые характеристики (по возможности), сохранить стиль, передать аромат эпохи и индивидуальность - почетная, но нелегкая миссия. При неподготовленном устном переводе фильма потери неизбежны, но надо пытаться свести их к минимуму.
Одна из трудностей КВП - это то, что персонажи фильмов кинофильмов или телесериалов, в отличии от участников переговоров или выступающих на международных конференциях, никак не учитывают интересы возможных переводчиков, не говорят "под перевод" (т.е. специально учитывая интересы переводчика с целью повышения адекватности коммуникации).
Перевод кино и видео материалов сочетает черты синхронного, последовательного и письменного перевода в зависимости от цели и характера работы (перевод на аудиторию, для дубляжа, при озвучении и т.д.).
Кино и видео перевод без подготовки - крайне сложный процесс, требующий большого опыта и знаний.
Основной проблемой остается аудирование (восприятие и понимание), крайне затрудненные в кино и видео. В этом случае в дело вступают эрудиция, знание первоосновы, логика, интуиция, и часто - просто догадка, умение восполнить пробелы (когда переводчик не понял сказанное) общими фразами, не противоречащими логике развития сюжета.
Такой вид перевода как синхронный (simultaneous translation) иногда называют высшим пилотажем переводческой профессии: в глазах

25 непрофессионалов он представляется наиболее сложным и окружен неким ореолом загадочности и даже непостижимости. Это перевод, который осуществляется переводчиком одновременно с речью докладчика.
Синхронный перевод ответственное и достаточно непростое направление в устном переводе. Данный вид перевода требует от переводчика наличия специальных и уникальных навыков и умений, а также большого опыта работы.
Синхронный перевод подразумевает предоставление текстовых материалов. Для успеха синхронного перевода нужно заранее как можно более глубоко изучить то, о чем пойдет речь, необходимость импровизации в этом случае должна быть сведена к минимуму, поскольку синхронный перевод не предполагает ни наличия времени у переводчика на обдумывание фраз, ни возможности на уточнение услышанного. Это и отличает синхронный перевод от последовательного перевода.
С использованием технологий синхронного перевода могут быть организованы такие мероприятия, как, например, конференции, семинары, форумы, презентации. За кажущейся простотой тут скрывается долгий и сложный процесс подготовки, привлечение квалифицированных в разных областях науки и техники специалистов, начиная с инженеров и заканчивая копирайтерами и сценаристами. Огромное количество нюансов и многие другие обстоятельства требуют самого профессионального подхода и большого опыта проведения подобных мероприятий. Определенного рода небрежность может негативно повлиять на достижение поставленных задач.
Подробнее этот вид перевода мы рассмотрим в следующей главе работы.

26
1   2   3   4   5


написать администратору сайта