Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы и интернет - ресурсов

  • Курсовая 1. Эстетическое воспитание детей и подростков в кружках художественной самодеятельности


    Скачать 82.17 Kb.
    НазваниеЭстетическое воспитание детей и подростков в кружках художественной самодеятельности
    Дата27.01.2019
    Размер82.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая 1.docx
    ТипКурсовая
    #65493
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава 3. Функции художественной самодеятельности

    3.1. Основные виды самодеятельного творчества

    Общей классификации самодеятельности нет, в связи с многофункциональностью этого художественного и общественного явления.

    Если рассматривать самодеятельность как искусство, то можно представить ее, как сложное взаимодействие следующих компонентов: профессиональное искусство, народное искусство, самодеятельное творчество, художественная критика, неорганизованная художественная деятельность.

    При таком понимании системы художественной жизни можно выделить четыре вида самодеятельности:

    1. Самодеятельность, ориентированная на профессиональное искусство; участники стремятся к постижению определенных видов и жанров искусства (опера, балет, киноискусство и др.) и овладевают приемами художественной деятельности, аналогичными, профессиональным;

    2. Самодеятельность, ориентированная на фольклор и художественно-прикладные виды народного искусства;

    3. Самодеятельность, ориентированная на художественную критику и пропаганду искусства (например, клубы любителей искусства, в которых участники изучают, оценивают произведения искусства, выступают его популяризаторами);

    4. Оригинальные явления самодеятельности, не имеющие аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в других пластах художественной жизни. К ним можно отнести КВН выступления, изготовление художественных изделий из природного материала, инсталляцию. Можно классифицировать самодеятельность как творческую деятельность, выделяя в ней виды, различающиеся по характеру творческих проявлений личности.

    3.2. Формы художественно-творческой деятельности эстетического воспитания

    Формы художественно-творческой работы системы дополнительного образования можно объединить следующим образом: массовые, кружковые, студийные.

    Название - массовые формы, говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не требует от участников никакой подготовки.

    Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Не предусматривают планомерной творческой деятельности. Достаточно желания, интереса - и дети становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от руководителя. Это: тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников, карнавалов, конкурсов, смотров. Выполняя эстетико-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребности.

    В культурно-досуговой деятельности на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные, ансамблевые и кружковые формы художественно-творческого развития детей и подростков. Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание - ансамбли песни и пляски, хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральные студии. Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет.

    И если ранее в музыкальные формы кружковой работы принимались только те дети, которые обнаружили музыкальные способности, развитой музыкальный слух, то в последнее время художественно-творческие формы в кружковой работе комплектуются без особого отбора. Практика доказала справедливость того теоретического положения, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая певческий голос, актёрские способности.

    Одной из самых популярных крупных форм музыкальной художественно-творческой работы с детьми и подростками в кружковой работе художественной самодеятельности являются ансамбли песни и танца. Многолетний опыт таких коллективов подтверждается жизненностью этой формы. Она основана не только на очевидной заинтересованности в занятиях огромного числа юных участников, а также на большой эффективности ее эстетико-воспитательного воздействия на духовный мир слушателей и самих участников ансамбля.

    Совместная работа большого художественного коллектива над общей программой выступления, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что в свою очередь развивает чувство дружбы, понимание ответственности и развитию творческих контактов между коллективом и их руководителем. Участие в ансамбле позволяет каждому ребенку рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушателей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной природе, увлечь их красотой великих идеалов.

    Ансамбль песни и танца, также как и другие формы, художественно-творческой деятельности, воспитывают у ребят эстетические чувства, так как они отдают свой труд, свои знания и умения на радость другим людям.

    Хоровой коллектив ансамбля песни и танца, также как самостоятельный вид музыкальной деятельности (хоровая студия, хоровой кружок), подчиняется всем творческим и развивающим задачам эстетического воспитания.

    Коллективная творческая работа участников хора способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что участник хора - это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание ответственности, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, сельских домов культуры, студий (до 2500 участников). Такие же конкурсы проводятся по хореографическому и театральному направлениям. Часто эти виды искусства объединятся («Праздники музыки и танца», театрализованные праздники). Конечно, степень художественных успехов участников подобных конкурсов-фестивалей различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят.

    Хореографический коллектив ансамбля песни и танца - одно из звеньев единого большого коллектива, который подчиняется законам его организации. Воспитательная работа и концертная деятельность, также как и в самостоятельном хореографическом коллективе, планируется художественным руководителем, подчиняется задачам эстетического воспитания, которые определены для всех видов художественно-творческой деятельности детей.

    Особое место в системе кружковой работы отводится театрально-игровой деятельности детей и подростков.

    За последние десятилетия по детскому театрально-игровому творчеству накоплено много программ, например «Развитие театрально – концертной деятельности в Ставропольском крае» – 34, «Сохранение культурных ценностей Ставропольского края». Спектр этих программ чрезвычайно широк: работа детских театральных кружков, в домах творчества детей и подростков, детские театральные студии в муниципальных домах культуры, при профессиональных театрах и театральных студий. Эти программы ориентированы, прежде всего, на воспитание зрительской культуры, активизацию творческой деятельности детей и подростков. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, культуры чувств, памяти и внимания, ассоциативного мышления, пластики и речи, моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

    Нельзя забывать, что художественное творчество, такие ее формы, как хоровое и сольное пение, народные и классические, эстрадные и народные танцы, изобразительная, музыкальная и литературная творческая деятельность, игра на музыкальных инструментах служат средством ознакомления с произведениями мировой культуры, законами постижения профессионального искусства, средством художественного развития, личностного проявления детей и юношества. Поэтому очень важно, чтобы художественное творчество было подлинно творческим, на высоком качественном уровне.

    Заключение

    В своей работе мной изучены теоретические основы эстетического воспитания культуры детей и подростков в современных самодеятельных коллективах. Удалось раскрыть многообразие, содержания и форм эстетического развития детей и подростков в системе художественной самодеятельности. В моей работе удалось показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании ансамбля, хора, театра, киностудии, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными ее творцами. Хочу отметить, что художественное начало есть в каждом ребенке. И необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны - социальную и нравственную - и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, руководитель открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания - воспитания личности. Содержание художественно-эстетического образования способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. Путь познания национальных и мировых культурных ценностей исходит от родной песни, родного слова, картин родной природы.

    Концепция развития художественно-эстетического творчества обеспечивает возможность личностного, творческого и профессионального роста всем участникам художественной самодеятельности, в том числе: детям с невыраженными способностями; одаренным детям; детям с ограниченными возможностями здоровья; социально не защищенным детям, детям из малоимущих семей. Конечный результат системного художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения – формирование целостной и гармоничной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой.

    C уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, результаты проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в достижениях мировой культуры. Иными словами, формирование эстетической культуры у индивида - условие эффективного развития всего общества.

    Список литературы и интернет - ресурсов:

    1.Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие [Текст]/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 136 с.

    2.Бореев, Ю.В. Эстетика [Текст] /Ю.В. Бореев.- М., 1997. - 507с.

    3. Игнатьев И.А. Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. / И.А. Игнатьев; Чел., 2005.

    4. Бакланова Т.И. - Самодеятельное художественное творчество . Уч. пособие. М., 2006.

    5. Белянская Л.Б. - Хочу на сцену. Донецк, Сталкер, 2001.

    6. Багновская Н.М. Культурология: Учебное пособие.- М., 2005.

    7. Ванслов В.В. - Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., Искусство, 2004.

    8. Василенко В.П. - Художественная самодеятельность и фольклор. М., 2006.

    9. Каргин А.Н. - Воспитательная работа в самодеятельном коллективе, М, Просвещение, 2003.

    10.Кузнецова, Т.В. Оптимизация развитие личности ребенка в условиях социально-культурной среды [Текст] / Т.В. Кузнецова. - М., 1999.

    11.Культурно-досуговая деятельность [Текст]: учебник/ под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.

    12.Дремов А. К "Эстетика и современность" Москва, 1988 год

    13.Разумный, В.А. Эстетическое воспитание, сущность, формы, методы [Текст]/ В.А.Разумный.- М., 1996.-331с.

    14.Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей: теория и диагностика [Текст]: учебник/ Е.М.Торшилов, Т.В.Морозова.- М., 1994.-62с.

    15.Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся – Советская педагогика, 1980.

    Социокультурные основы различных видов искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения представлены в работах Л.В.Алиевой, С.Н. Ждановой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.С. Клейменовой и др.

    Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/jesteticheskoe-vospitanie.html Скопировано с сайта © http://gopsy.ru/

    Приложение

    Культурно-досуговую деятельность населения Ставропольского края обеспечивают клубные учреждения муниципальных образований Ставропольского края, из которых 90 процентов находятся в сельской местности. Около 90 тыс. населения Ставропольского края проявляет свою творческую уникальность, участвуя в хоровых, хореографических, фольклорных ансамблях, созданных на базе учреждений культуры муниципальных образований Ставропольского края. Из 6000 самодеятельных коллективов Ставропольского края более 300 удостоены высокого звания «народный (образцовый) коллектив самодеятельного художественного творчества».

    Кружки и коллективы художественной самодеятельности – основа работы клубных учреждений. Самодеятельные коллективы могут быть образованы при учреждениях культуры (клубах, Домах, Дворцах культуры), учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования. Порядок образования кружка при государственных и муниципальных домах культуры регулируется Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения, которое содержится в приложении №2 решения коллегии Министерства культуры РФ от 29 мая 2002 г. №10 некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры».

    Клубное формирование создается, регулируется и ликвидируется по решению руководителя базового культурно-досугового учреждения. Каждое конкретное клубное образование действует на основании Положения, которое разрабатывается на основе устава культурно-досугового учреждения и утверждается руководителем КДУ.

    При образовании кружка необходимо иметь в виду, что творческо-организационная работа в коллективах должна предусматривать:

    - проведение учебных занятий, репетиций, организацию выставок, выступлений с концертами и спектаклями;

    - мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы;

    - добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу коллектива учреждения;

    - проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

    - накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты и т.д.) и творческой работы.

    Занятия должны проводиться не менее 3 учебных часов в неделю. Учебный час составляет 45 минут.

    Наличие квалифицированного руководителя является необходимым условием эффективной работы самодеятельного коллектива. Целевая направленность деятельности творческого коллектива определяет всю систему его работы. Руководитель, приступающий к организации самодеятельного кружка, коллектива, должны иметь правильное представление о целях и задачах. Руководствоваться программой по развитию культурной деятельности.

    Программа способствует развитию форм и методов на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания. Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает разработку методических рекомендаций по проблемам формирования нравственной, духовной и творческой личности, приобщение детей к ценностям культуры, искусства и лучшим образцам художественной самодеятельности.

    Сохранение и передача новым поколениям традиций Российского народа в сфере культуры и искусства.

    Следующий этап в организации творческого коллектива – это работа по планированию творческой деятельности коллектива. План нужен для четкой, систематической организации учебно-творческой работы коллектива, распределения сил и времени, видения перспективы в работе. Планы бывают: поурочные, месячные, календарные, годовые. При составлении плана работы необходимо учитывать общие планы работы ДУ, крупные события, знаменательные даты и др. Годовой (перспективный) план пишется в специальном журнале по следующим разделам:

    Вводная часть, где расписываются цели и задачи самодеятельного коллектива.

    Репертуарный план. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным коллективом, составляет основу всей его деятельности, влияет на весь учебно-воспитательный процесс. Поэтому разработка репертуара важный и определяющий момент в деятельности творческого коллектива. Может быть оформлен таким образом:

    № №п/п

    Из какого репертуара

    (старый /новый)

    Наименование произведения,

    автор, композитор.

    Срок подготовки

    Учебно-творческая работа. Планируются непосредственные занятия с целью творческого развития участников коллектива.

    №п/п

    Тематика занятий

    Количество часов

    Учебно-воспитательная работа. Планируются мероприятия по созданию в коллективе благоприятного климата, сплоченности, мероприятия по нравственному, эстетическому воспитанию и др.

    №п/п

    Наименование мероприятия

    Срок проведения

    Ответственный

    Концертная деятельность. В этом разделе планируется участие в конкурсах, фестивалях, клубных мероприятиях и т.д.

    №п/п

    Дата

    Наименование мероприятия

    Отметка о выполнении

    Учет посещаемости занятий кружка имеет организационно-дисциплинирующее значение и в то же время определяет фактическое количество занимающихся в кружке, что имеет особое значение, если кружок платный.

    В третьей части журнала ведется учет работы кружка, что позволяет определить содержание занятий, их систематичность и последовательность, соответствие плану работы.

    Дата

    Краткое содержание

    занятия

    Время занятий

    Продолжительность

    занятий

    Кол-во

    присутствующих

    Роспись рук-ля, старосты

    начало

    конец
    1   2   3   4


    написать администратору сайта