Курсовая работа. Эстетическое воспитание учащихся в образовательном процессе школы
Скачать 163.58 Kb.
|
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ 2.1. Диагностика уровня эстетического воспитания младшего школьника Исследовательская работа проводилась нами на база средней школы № 1 города Рудного, во 2 «А» классе, с контингентом учащихся от 8 до 9 лет, в количестве 26 человек. (10 мальчиков, 16 девочек). Перед началом исследования необходимо было провести диагностику уровня эстетического воспитания младших школьников классного коллектива. Для подтверждения или опровержения гипотезы, данная диагностика будет проведена с учащимися параллельного класса. По окончанию формирующего эксперимента, для выявления эффективности выбранных методов необходимо провести контрольный эксперимент и его диагностику с учениками двух классов в параллели. Для диагностики уровня эстетического воспитания была разработана анкета из трех этапов ( см. приложение №1). При разработке анкеты репродукции картин подбирались с учетом индивидуальных особенностей, не отражающие гендерные различия, и соответствующие возрастным особенностям. Для начального этапа в основу были положены вопросы, отражающие в основном личностно-эмоциональный аспект эстетического воспитания. Например: определить настроение произведения; выбрать картину, отражающую тот или иной характер или настрой; какое настроение передает цветовое решение в той или иной композиции. Для проверки анкет и уровня эстетического воспитания у учащихся, мы установили критерии, которые отражены в таблице ( см. приложение №2). Каждому уровню соответствует свой свод критериев, то есть учащиеся, набравшие максимальное количество баллов (9-7баллов) на определенном этапе относятся к высокому уровню, набравшие от шести, до четырех баллов получают средний уровень. Учащиеся, набравшие меньше трех баллов, относятся к низкому уровню. Соответственно учащиеся, которые относятся к высокому уровню, не должны испытывать при решении задания каких либо затруднений. Средний уровень указывает на то, что учащиеся испытывали некоторые затруднения при выполнении задания, но, тем не менее, справились с ним на базовом уровне. Низкий уровень свидетельствует о том, что с заданием школьник не справился и испытывал большие затруднения. По окончанию проверки поэтапно, общее количество баллов, набравших учеником на всех трех этапах анкеты, будет индикатором его уровня эстетического воспитания. Таблица 2.2
После проведения диагностики среди учащихся двух классов в составе 26 человек и 21 человека, были получены следующие результаты. Таблица 2.3
Диагностика показала, что учащиеся испытывали наибольшее затруднения на первом и третьем этапах. Полученные результаты мы отразили в диаграммах. Результаты 2 «Б» класса, в процентном соотношении в приложении. Для наглядного примера мы отразили специфику уровня эстетического воспитания в следующей гистограмме. Мы видим, что оба класса, отличаясь по численности, в процентном соотношении показали довольно схожие результаты. Формирующий эксперимент мы проводили на база 2 «А» класса СШ №1 города Рудного. 2.2. Формирующий эксперимент по применению системы уроков с целью эстетического воспитания младшего школьника. Изначально планируя эксперимент, мы отметили, что ни одна методика не будет успешной, если ребенок не усвоит базовую терминологию касаемо искусства и живописи. Поэтому первые дни прохождения практики мы вели искусствоведческий рассказ с целью постоянного проговаривания понятий, чтобы они вошли в словарный запас учащихся и стали использовать эти знания в последующем. Как было сказано- первой задачей являлось доступное формирование представлений о таких понятиях, как живопись, рисунок, картина, композиция, гармония, тема, сюжет, цвет. Первый день педагогического эксперимента мы начали с искусствоведческого рассказа по репродукции картины Ивана Шишкина «Зима»: «Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина написан в 1890 году. Хранится картина в Государственном Русском музее, городе Санкт-Петербург. На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега. На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки. Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны. Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном. Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Я бы назвала эту картину «Зимнее царство». Данная репродукция картины идеально вписывалась в сюжетную линию урока изобразительного искусства по теме «Зимний пейзаж». Целью данного урока было ознакомление с жанром живописи, который называется пейзажем, его обенностями, узнать какие мировые художники рисовали в данном жанре. В систему этого урока были также включены такие понятия, как рисунок, и композиция неявным контекстуальным способом. Для ознакомления с картинами мировых художников-пейзажистов мы использовали репродукции картин А. Мещерского «Зима. Ледокол», Карла Розена «Зимний лес»,И. Шишкина «Зима», А. Саврасова «Зима», которые выполнены в холодных гаммах, но отражают разные настроения. Сначала учитель вел искусствоведческий рассказ, сообщал общую информацию по репродукциям, затем учащимся было предложено самостоятельно определить настроение репродукции картины, и с помощью чего автор смог передать это настроение. В завершение учащиеся закрепили полученные знания через практическое действие, то есть создание зимнего пейзажа. В первые дни учащимся предлагалось перед началом занятий рассматривать репродукции картин, выражающие разные настроения, и в различных цветовых решениях. Сначала учитель сам ведет искусствоведческий рассказ, после чего предлагает ученику выразить свои вариант рассказа и побыть в роли «экскурсовода». Первым жанром, освоенным учащиеся, был пейзаж. В частности репродукции картин художников-пейзажистов И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, К. Айвазовского [17]. На третий день педагогического эксперимента мы провели внеклассное мероприятия, направленное на привитие учащимся желания более углубленно изучить живопись. Данное мероприятия «Живописные сказки» идеально сочетало в себе доступный возрастным особенностям материал, касаемо сказок и базовую информацию по живописи в непринужденной форме. На данном мероприятии учащиеся ознакомились с еще одним жанром живописи - былинно-сказочным. В игровой форме учащимся предлагалось определить название картины, опираясь на знания в области сказок, тем самым они закрепили знания по данному жанру. Для данного мероприятия мы использовали репродукции картин русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, который иллюстрировал множество русских народных былин и сказок. По ходу анализ репродукций картин:
С данным заданием учащиеся справились легко, многие из них были уже заочно знакомы с творчеством В. М. Васнецова и былинным жанром неявным контекстуальным способом. Так же на данном мероприятии было проведено анкетирование, которое показало уровень эстетического воспитания учащихся. В последующие дни учащимся также предлагалось послушать искусствоведческий рассказ учителя о репродукциях картин. Был так же введен жанр репродукций- бытовой. Неявным контекстуальным способом были введены понятия «картина», «сюжет», «цвет». Учащиеся больше рассуждали и уже сами выступали инициаторами в искусствоведческом рассказе, тем самым плавно переходя ко второму этапу педагогического исследования - самостоятельный анализ картины учащимися. Он ставит перед собой задачи научить учащихся самостоятельно анализировать картины и выделять выразительные средства, которые использовал художник. Вопросы при анализе картины носят обобщающий характер, но почти не отличаются от первого этапа, то есть главным образом направлены на содержание картины, ее композиционный центр и как художник передал настроение картины, и что ему в этом помогло. На этом этапе учащиеся должны научиться читать картину и эмоционально откликаться на нее. В последующие дни перед началом занятий так же предлагалось рассматривать картины и выражать свои мнения. Были введены такие жанры, как натюрморт, портрет, анималистический жанр. Урок изобразительного искусства по теме «В зоопарке» во вторую неделю был направлен на углубленное восприятия анималистического жанра живописи. Для данного урока мы использовали репродукции картин Е.И. Чарушина, Ватагина А. И., Серова В. А. На второй неделе педагогического эксперимента мы провели внеклассное мероприятие, направленное на ознакомление с репродукциями картин мировых художников, в разных жанрах. Данное занятие прошло в форме мини путешествия по галерее. В организации нам помогали учащиеся класса, которые выступили в роли «экскурсоводов». Учащиеся были заинтересованы во время показа и рассказа картин, задавали вопросы. Это было индикатором того, что наш педагогический эксперимент проходит успешно, так как у детей появился интерес. Для проведения данного мероприятия мы использовали репродукции картин:
На третьей неделе педагогического эксперимента мы провели похожее внеклассное мероприятие, но на сей раз мы ставили перед собой задачу - познакомить учащихся с работами казахстанских художников, дать представления о появлении и распространении живописи в Казахстане. В подготовке данного мероприятия принимал участие библиотекарь по собственной инициативе. Для проведения данного мероприятия мы использовали репродукции картин Хлудов Николай, Кастеева Абылхана, Галимбаевой Айши Гарифовны, Исмаилова Аубакира, Исмаиловой Гульфайрус Мансуровны, , Гаева Николая Степановича, Кенбаева Молдахмета Сыздыковича, Мамбеева Сабура Абдрасуловича, Наурзбаева Хакимжана Исмахановича, Романова Александра Ивановича [14]. По завершению третьей недели педагогического эксперимента, мы переходим к третьему этапу нашего исследования, целью которого является на основе приобретенный знаний и качеств личности высвободить личный потенциал учащихся. Данный этап носит более личный характер, так как учащиеся должны сравнивать изображённое с личным опытом, выявлять свои ассоциации с данной картиной, эмоции, чувства, вызываемые данным художественным произведением. Главной задачей является творческое восприятие картины. На данном этапе мы активно внедряли в воспитательный процесс бытовой жанр живописи, в частности репродукции картин [16]. На четверной неделе педагогического эксперимента мы провели мероприятие в форме беседы, которое было полностью направленно на то, чтобы сформировать у учащихся представления о том, как цвет, в котором выполнена картина может повлиять на ее настроение, и напротив, как при использовании холодных оттенков «смягчить» картину, или сделать ее более строгой при использовании теплых тонов. При проведении внеклассного мероприятия мы использовали репродукции картин уже изученных художников, более полно раскрывающих данную тему. После окончания обучающей деятельности мы провели внеклассное мероприятие в форме викторины для обобщения и систематизации знаний учащихся, полученных в ходе эксперимента. 2.3. Диагностика результатов контрольного эксперимента. На шестой неделе мы подвели итоги нашей работы, по формированию основ эстетического воспитания младших школьников посредством живописи. Контрольное анкетирование было проведено среди учащихся двух классов в параллели и показало следующие результаты: Таблица 2.4
Мы вновь отражаем результаты 2 «А» класса в курсовой работе, 2 «Б» в приложении. Мы видим, что процент высокого уровня эстетического воспитания возрос с 15% до 20%, а средний уровень с 46% до 60%. Соответственно низкий уровень уменьшился до 20 %. Результаты, которые показал 2 «Б» класс в целом не имели отличий от результатов, показанных ими на диагностике. Вновь проведя сравнительную диагностику мы видим следующие результаты, отраженные в гистограмме. 2 «А» класс, участвующий в формирующем эксперименте показал лучшие результаты. В связи с полученными результатами и предъявленными диагностиками, мы можем утверждать что эксперимент прошел успешно. В диаграмме мы наглядно изображаем, статистику изменения уровня эстетического воспитания экспериментальной группы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Художественное и эстетическое воспитание - важный компонент базовой культуры личности. Эстетическое воспитание в условиях современной школы реализовывается средствами искусства и средствами окружающей действительности. Живопись, литература, музыка оказывают огромное влияние на сознание ребенка; они обогащают его внутренний мир, развивают потребности в искусстве, а также формируют эстетические сознание ребенка. Целью эстетического воспитания является формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать и понимать красоту. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: содействие усвоению школьниками основ научной эстетики, формирование у учащихся эстетических идеалов, вкуса, суждений в соответствии с общечеловеческими, развитие эстетических чувств в различных сферах жизни человека, развитие потребностей, природных задатков, стремлений к эстетической деятельности. Выделяют следующие принципы эстетического воспитания: комплексный подход ко всему делу воспитания; всеобщность эстетического воспитания и художественного образования; органичная связь художественно-эстетической деятельности с жизнью; единство художественного и общего психического развития детей; эстетизация всей детской жизни. Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Формирование основ эстетического воспитания – это важное направление методики воспитания детей младшего школьного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи. Проведенное исследование показало, что эффективность работы по формированию основ эстетического воспитания у детей зависит от правильно выстроенной технологии и методов обучения. На основе анализа педагогических исследований, в процессе экспериментальной работы нами была доказана возможность формирования эстетического воспитания младших школьников посредством живописи. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:
На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации. В ходе исследования мы подтвердили гипотезу, которой выступало предположение, что формирование эстетического воспитания младшего школьника будет более успешным, при условии использования эффективных методом эстетического воспитания младшего школьника средствами живописи. Эксперимент показал эффективность разработанных нами методов и мероприятий. Хотелось бы закончить словами великого отечественного педагога, внесшего огромный вклад в педагогику 60-х годов: «Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы научить человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом», говорил Василий Александрович Сухомлинский. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять негативному влиянию псевдокультуры, становится ориентиром в понимании красоты и в искусстве, и в жизни, а итоге – важнейшим фактором развития общей культуры. ЛИТЕРАТУРА: 1. Фролов, И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов. - 4-е изд. - Москва: Политиздат, 1981. - 445 с.Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок- М, 1987. 2. Савин, Н.В. Педагогика. Учебное пособие для педагогических училищ Н.В. Савин. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1992. - 351 с. 3. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М.: Искусство, 1964. 4. Большая Советская Энциклопедия в 30 т. / редкол.: А.М. Прохоров (гл. ред.) [и др.]. - Москва: Советская Энциклопедия, 1978. - Т. 30: Экслибрис - ЯЯ / А.М. Прохоров [и др.]. - 1978. - 632 с Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. - М., 1970 5. Ушинский, К.Д. Сочинения: в 9 т. / К.Д. Ушинский. - Москва: Просвещение, 1994. - Т.9, ч.1. - 248 с. 6. Баранов, С.П. Педагогика: Учебное пособие для педагогических училищ со специализацией / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин; под ред. 7. С.П. Баранова. - Москва: Просвещение, 1987. - 368 с. 8. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 2005. - 465 с. 9. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 5 т. / В.Г. Белинский. - Москва: ВЛАДОС, 1996. - Т.1. - 348 с. 10. Паршакова, Л.М. Эстетическое воспитание средствами природы / Современные проблемы духовного развития учащейся молодежи: Матер. респ. науч.-практ. конф. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1998. - С. 56-59. 11. Кирященко, Н.И. Эстетическая деятельность в социалистисеском обществе / Н.И. Кирященко, Н.Л. Лейзеров. - Москва: Искусство, 1998. - 207 с. 12. Салееў, В.А. Эстэтычны свет i выхаванне асобы / В.А. Салееў - Мiнск: Народная асвета,1994. - 480 с. 13. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К. Степаненков. - 2-е изд. - Минск: изд. Скакун В.М., 2001. - 448 с.NsPortal.ru [Электронный ресурс]/ Эстетическое воспитание младших школьников – Режим доступа http://nsportal.ru/kultura , свободный. 14. Silk adventures [Электронный ресурс]/ Художники Казахстана– Режим доступа http://www.silkadv.com/ru/node/2043 , свободный. 15. StudFiles [Электронный ресурс]/ Методика ознакомления с произведениями живописи– Режим доступа http://www.studfiles.ru/preview , свободный. 16. АртРецепт[Электронный ресурс]/ Бытовая живопись– Режим доступа http://www.artrecept.com/zhivopis/zhanry/bytovoi , свободный. 17. Арт-пейзаж[Электронный ресурс]/Великие художники пейзажисты – Режим доступа http://www.art-paysage.ru/article/velikie-hudozhniki-peizazhisty , свободный. 18. Выдающиеся художники [Электронный ресурс]/ Виды живописи– Режим доступа http://www.palitra.co , свободный. 19. История изобразительного искусства[Электронный ресурс]/Живопись – Режим доступа http://www.arthistory.ru/zhivopis.htm , свободный. 20. МААМ.ru [Электронный ресурс]/ Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с произведениями живописи» – Режим доступа http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-oznakomlenie-doshkolnikov-s-proizvedenijami-zhivopisi.html , свободный. 21. Мультиурок[Электронный ресурс]/ Этапы ознакомления с живописью по книге Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи» – Режим доступа https://multiurok.ru/blog/etapy-oznakomlieniia-s-zhivopis-iu-po-knighie-chumichiova-r-m-doshkol-nikam-o-zhivopisi.html , свободный. 22. Первое сентября[Электронный ресурс]/ Этапы ознакомления школьников с живописью– Режим доступа http://festival.1september.ru/articles , свободный. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение №1 |