Уч пособие политология 2019. Уч.пособие по Политологии 2019г.. Это невозможно в принципе и, тем более, в рамках небольшого пособия
Скачать 0.86 Mb.
|
ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ Политическое сознание является одной из форм общественного сознания. Под политическим сознанием понимается все многообразие существующих в обществе представлений о политике, о политической власти, о политических идеях, о политическом поведении. То есть, политическое сознание – это совокупность идей и представлений субъектов политических отношений о политике и политической сфере. Содержание политического сознания включает политические ценности, политические нормы и политические убеждения. Политическое сознание как система ценностей, взглядов, установок позволяет социальным группам осознать свои интересы, сопоставить их с интересами и запросами других социальных групп, осмыслить принципы взаимодействия субъектов политики с институтами власти. Следует отметить, что ни экономика, ни социальные отношения сами по себе не вызывают и не порождают политических представлений, взглядов, чувств. Они являются продуктом политической практики. Сначала политическая реальность вызывает к жизни определенные политические взгляды, а затем сама же выступает формой их практической реализации. В политическом сознании выделяют три уровня организации его компонентов: концептуальный (теоретический), эмпирический и обыденный. На концептуальном уровне политическое сознание функционирует в виде политических теорий, доктрин, программ, учений и т.д. Эмпирический уровень сознания основывается на политической практике, накопленной в процессе участия в политической жизни. Для обыденного уровня характерны обобщенные знания и представления о политике, традициях, нормах политического поведения, распространенные в данном обществе в форме общественного мнения, которое отражает массовое политическое сознание. Таким образом, в политическом сознании теоретические взгляды, сформулированные политическими деятелями, практический опыт политической деятельности и массовое 85 сознание граждан, осмысливающее проблемы политики, переплетаются в единый духовный комплекс, осуществляющий целостное воспроизведение политической жизни. В зависимости от субъекта политики выделяются индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание. Индивидуальное политическое сознание выражает способность отдельного человека оценивать политику и формирует в процессе политической социализации его установки на политическое поведение. Оно формируется в процессе политической социализации личности. Групповое политическое сознание отражает интересы больших социальных групп и проявляется через деятельность политических партий, общественно-политических движений и организаций. Массовое политическое сознание проявляется в общественном мнении и выражает характер и уровень знаний и представлений общества о политике и политических отношениях. Массовое политическое сознание характеризуется нестабильностью и зависимостью от различных факторов. Оно может меняться вместе с изменением конкретной социально-экономической и политической ситуации. Политическое сознание выполняет следующие функции: 1) познавательную – направлена на приобретение и усвоение политических знаний и информации, выработку способности к анализу политической ситуации; 2) оценочную – формирует отношение к конкретным политическим событиям и явлениям; 3) интегрирующую – направлена на объединение социальных групп в политические партии и иные общественно-политические организации на основе общих ценностей и идей; 4) мобилизующую – побуждает людей к политической деятельности в целях представления и защиты своих интересов . Одной из основных форм политического сознания является политическая идеология. Термин «политическая идеология» был введен в научный оборот французским философом А. де Траси в XVIII в. Существуют различные подходы к пониманию политической идеологии. Так, с точки зрения К. Маркса, идеология как вид теоретического сознания, существует в двух формах: буржуазная идеология – ложное, извращенное сознание, служащее для сохранения господства буржуазии и манипулирования сознанием пролетариата, и марксистская идеология как доктрина, выражающая интересы пролетариата как передового класса. Согласно немецкому социологу К. Мангейму, идеология – это теоретически оформленное самосознание группы, объясняющее действительность с односторонней позиции, а именно с точки зрения представления и защиты интересов этой группы. Поэтому в антагонистическом обществе существует идеология как 86 теоретически оформленная правящими слоями ложь, целью которой является введение в заблуждение людей и манипуляция ими с целью защиты существующего строя, и утопия, представляющая собой ложный идеал будущего, оформленный как идея угнетенных классов, заинтересованных в разрушении старого общества и построении нового. В случае прихода к власти угнетенного класса его утопия становится идеологией, защищающей новый строй. В соответствии со структурным функционализмом Т. Парсонса идеология является необходимой функцией политической системы – целедостижения (целеполагания). Именно эта функция определяет стратегию развития общества и задает смысл его существования. В современной политической науке наиболее распространенным является понимание политической идеологии как доктрины, оправдывающей притязание той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Являясь разновидностью корпоративного сознания, она выполняет функцию духовного сплочения, интеграции большей части общества, осуществляемого в ходе поэтапного решения ряда задач. На первом этапе – теоретико-концептуальном – формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства). Затем теоретические положения переводятся в программы, лозунги, требования, формируя нормативную базу для управленческих решений. И, наконец, на третьем этапе идет освоение гражданами целей и принципов данной идеологии, воплощение ее в реальные практические дела и поступки. Таким образом, одной из главных функций политической идеологии являются овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых целей и задач общественного развития. В XIX-ХХ вв. получили наибольшее распространение такие идеологические доктрины как либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, анархизм, фашизм и различные социал- демократические теории. Основы либерализма – политической доктрины, рассматривающей политическую жизнь с точки зрения приоритета прав личности, были заложены еще в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Дж. Мэдисона и т.д. Окончательное оформление идеи либерализма получили в середине XIX века. Социальная основа либерализма – индивидуализм, рассматривающий свободного, активно действующего индивида в качестве центра общественно-политической жизни. Его основными принципами являются: - приоритет интересов личности по отношению к обществу; 87 - ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, защитой от внешней угрозы, обеспечением безопасности личности, ее прав и свобод; - невмешательство государства в частную жизнь граждан; - рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом в качестве неотъемлемых условий его жизни; - понимание равенства людей как равенства возможностей; - разделение властей и их равновесие через систему «сдержек» и «противовесов». Попытка реализация идей либерализма показала, что общество равных возможностей – это не более, чем иллюзия. Свободные рыночные отношения не обеспечили ни социальной гармонии, ни справедливости. Следствием кризиса классического либерализма стало формирование в 30- е годы ХХ века различных направлений неолиберализма. Новизна его идеи заключается в том, что, сохраняя приверженность идее свободы и прав личности, государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социально-экономических прав человека, в силу чего признается необходимость расширения функций государства в обществе, прежде всего, в части регулирования экономики, активизации социальной политики. Идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение морального порядка естественно-правовых устоев: семьи, религии, собственности, является консерватизм (от лат. conservo – сохраняю). Основоположником консервативной традиции считается английский ученый и политический деятель Э. Берк (1729-1797 гг.), который негативно относился к идеям либерализма с их требованиями социального и политического преобразования общества. Он утверждал, что общественная жизнь основывается на обычаях, традициях, материальных и моральных ценностях, унаследованных от предыдущих поколений. Поэтому для достижения стабильности общества необходимо их сохранение и воспроизводство новыми поколениями, а любые их изменения и обновления должны быть постепенными. В отличие от либерализма, консерватизм отдает приоритет интересам государства. В качестве основных принципов консерватизма можно отметить следующее: - идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на радикальных началах, т.е. приверженность идее эволюции; - приверженность социальной стабильности, поскольку нет уверенности в том, что новые социальные порядки будут лучше старых; - отождествление политической свободы с ограничением государственной власти и замещением ее функций такими факторами, как традиция, мораль и т.д.; - отрицание договорной природы государства, которое рассматривается 88 как порождение неконтролируемого разумом естественного хода вещей. Во второй половине XX в. получил распространение неоконсерватизм как синтез традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Основой неоконсерватизма является сочетание классического либерализма с его идей свободы личности и принципов консерватизма, основанных на защите таких ценностей, как закон, порядок, семья, религия, протестантская этика. Его наиболее видные представители в политике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак, в теории – А. Хайек. Различные политические и идейные течения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся через революцию утвердить новый общественный строй, основанный на идее социальной справедливости, называют социалистическими. Впервые социалистические идеи были провозглашены в трудах ранних социалистов-утопистов в XVI в. (Т. Мор, Т. Кампанелла). В конце XVIII- начале XIX вв. они приняли форму критического утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). И, наконец, в середине XIX в. социалистическая теория в форме марксизма стала идеологией пролетариата. Основой политической теории марксизма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом, являются идеи о развитии общества как естественно-историческом процессе, о революции как локомотиве истории, о классовой борьбе как движущей силе исторического процесса, о неизбежности смены капиталистической формации коммунистической, о пролетарской революции и необходимости установления диктатуры пролетариата, о построении бесклассового общества и постепенном отмирании государства. Марксизм получил значительное распространение в ХХ веке. В форме марксизма-ленинизма он стал господствующей идеологией в СССР и других странах, ставших на путь социализма, а также лег в основу программ всех коммунистических партий. К концу ХХ века популярность этой идеологии снижается. В настоящее время число приверженцев этой теории незначительно. Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в., особенно в европейских странах, оказала социал-демократическая идеология, отстаивающая приоритеты социального и межгосударственного мира и связывающая идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности. Особенностью данной теории является то, что в свободе социал-демократы видят принцип самовыражения личности, а не просто ее правовое положение. Справедливость рассматривается как равная свобода для всех, а солидарность – как общечеловеческий принцип, основанный на взаимодействии всех людей ради достижения свободы и справедливости. 89 В идеологии социал-демократии представления о постепенном реформировании буржуазного общества соотносятся с отказом от классовой борьбы. Изначально социал-демократия позиционировала себя как идеология рабочего класса, выступала за защиту его интересов, поддерживала тесные связи с профсоюзами. В настоящее время социал- демократы в большей степени социально ориентированы на средний класс и, в отличие от либералов и консерваторов, отдают приоритет защите групповых интересов. Совокупность разнородных политических течений, основной идеей которых является мысль о том, что общество может и должно быть организованно без принудительной силы государства, называется анархизм. Государство рассматривается анархистами как основной источник зла (угнетения, войн, репрессий, всех форм социального паразитизма) в обществе, а его разрушение, устранение – главное условие радикального совершенствования социальных отношений. Практически любая анархическая теория исходит из культа индивидуального бунтарства. В практике анархизм делает ставку на деятельность неполитических организаций (профсоюзов, забастовочных комитетов), массовые выступления, а также террор. Крайним антидемократическим, радикально-экстремистским политическим течением, тяготеющим к установлению террористической диктатуры, является фашизм. Как идеологическая система фашизм не имеет определенной программы и может быть приспособлен к кругу разных политических целей. Для концепции фашизма характерно, как правило, выпячивание социальной (национальной, расовой) исключительности, проявление крайней нетерпимости к инакомыслию, откровенная ставка на силовые методы достижения целей, агрессивные формы поведения, провоцирование общественной напряженности и осуществление подрывных акций. Годы становления и развития суверенного Казахстана показали, что стабилизация общества, обеспечение Казахстану достойного места в мировом сообществе не может быть осуществлено только реформированием экономики и политической сферы. Очень важным и значительным является отношение людей к изменениям, протекающим в обществе, а также осознание ими своей роли в этих процессах. Эту задачу призвана Стратегия модернизации общественного сознания, основные принципы которой были сформулированы Первым Президентом страны Н.А. Назарбаевым в его статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованной в апреле 2017г. Основная идея Стратегии модернизации общественного сознания сводится к тому, чтобы, с одной стороны, адекватно реагировать на все изменения, происходящие в современном мире, принять лучшие из них для собственного развития, а с другой стороны, укрепить национальную идентичность и сохранить 90 культурный код, формировавшийся вековыми традициями и историей всех народов, населяющих Казахстан. Реализация этой задачи позволит Казахстану и казахстанцам преодолеть негативную тенденцию утраты национальной уникальности и перехода к некоей универсальной системе ценностей и духовности, которая в условиях глобализации становится доминирующей во многих странах Ключевые понятия темы: политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократия, фашизм, анархизм Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое политическое сознание? 2. Каковы функции политического сознания? 3. Что такое политическая идеология? 4. Каковы функции политической идеологии? 5. Чем характеризуется либерализм как идеология? 6. Чем характеризуется консерватизм как идеология? 7. Чем характеризуется марксизм как идеология? 8. Чем характеризуется социал-демократия как идеология? 9. Чем характеризуется анархизм как идеология? 10. Чем характеризуется фашизм как идеология? ТЕМА 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ Для характеристики политической системы с точки зрения изменения и развития ее самой и ее элементов используется понятие политического процесса, под которым понимается вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. Выделяют три режима существования политического процесса. Первый – это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Вторая разновидность режима существования политического процесса представляет собой упадок, распад политической целостности. Направленность динамики политического процесса имеет в данном случае негативный характер по отношению к целостности существования политической системы. Третий режим протекания политического процесса – это режим развития. Здесь структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень движения, отвечая на новые потребности времени. Понятие политического процесса является центральной категорией так называемой социологии развития, основы которой в теоретической 91 форме были заложены в трудах Ф. Тенниса, М. Вебера, Т. Парсонса. Они рассматривали все модификации политических систем, видоизменяющихся в ходе политического процесса, в рамках проблемы перехода от традиционного общества к современному. При этом первое понималось по преимуществу как аграрное, основанное на простом воспроизводстве и отличающееся закрытой социальной структурой, низким индивидуальным статусом гражданина, жестким патронажем государственного правления. Его основой являются привычки, приверженность традициям, что объясняет его относительную устойчивость. Современное общество трактовалось ими как индустриальное (постиндустриальное), базирующееся на открытости социальной структуры и рациональной организации власти. Оно характеризуется следующими признаками: основным элементом общества и политики становится индивид, группа теряет существовавшее у нее право контролировать индивида и предписывать ему нормы поведения, образ жизни, традиционные ценности заменяются ценностями универсальными, работа отделяется от семьи, места жительства. В научной литературе существуют теории политического развития, базирующиеся на других представлениях о критериях этого явления. Так, представляется интересным определение политического развития как нарастания способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохранении и увеличении возможностей для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в деле управления обществом и государством. Таким образом, политическое развитие является показателем жизнеспособности любой политической системы. Наиболее полно проблемы политического развития страны в переходных условиях описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей перехода от традиционного к современному обществу. Первоначально модернизация понималась как последовательное движение по пути «догоняющего развития», выражающего зависимость осуществляемых в странах реформ от стран, уже совершивших такой переход и выступающих в качестве образца. Главным модернизирующим фактором признавался капитал, способный, якобы, транслировать социальные технологии, демократические ценности и т.д. Следствием такого подхода мог стать конфликт между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. В 70-90 гг. ХХ века связь между модернизацией и развитием пере- сматривается: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция. В этом смысле политическая модернизация означает определенную направленность политических изменений (тип 92 осовременивания), учитывающих своеобразие национальных, исторических и культурных условий. Такой подход означает, что существуют универсальные нормы и требования модернизации, которые обладают приоритетом, такие как товарно-денежные регуляторы экономики, увеличение затрат на образование, науку, формирование открытой социальной структуры с неограниченной мобильностью населения и т.д. Однако они не могут быть основанием для навязывания некоей «обязательной» программы развития для всех стран. То есть универсальны лишь цели, а не средства и характер модернизации. Такими универсальными целями политической модернизации являются: во-первых, рационализация власти, т.е. обеспечение действия принципа верховенства закона в рамках всего национального государства: во-вторых, дифференциация новых политических ролей и функций, развитие специализированных структур, реализующих эти функции. Правовая, военная, административная, научная области становятся автономными от политической сферы; в-третьих, возрастание участия в политике социальных групп и развитие новых политических институтов, обеспечивающих организацию этого участия, таких как политические партии и группы интересов; в-четвертых, плюралистическая организация власти, соблюдение прав человека, рост политических коммуникаций, консенсусная технология реализации управленческих решений. В модернизации как процессе осовременивания политической системы выделяют два этапа: 1) первичная модернизация и 2) вторичная модернизация. Первичная модернизация начинается с промышленной революции, сопровождающейся разрушением традиционных наследственных прав и привилегий и трансформацией экономики, в результате которой утвердились новые формы собственности. В результате трансформировалась политическая система, основой которой стали равные гражданские права и социальное представительство. Это обусловило возможность формирования гражданского общества. Вторичная модернизация приняла форму отраженной (догоняющей) модернизации. Она стала результатом социокультурного взаимодействия отставших в своем развитии стран со странами развитой индустриальной культуры. Ее эффективность в переходных странах, т.е. тех, где отсутствуют демократические традиции и развитые институты гражданского общества, зависит от способности политических институтов и политической элиты взаимодействовать с массами, адекватно отвечать на социально- экономические вызовы и проблемы. В качестве движущей силы модернизации выступают следующие факторы: - в политике – образование национальных государств, формирование 93 общественно-политических движений, заявляющих о своих интересах и отстаивающих их; - в экономике – активное освоение природных ресурсов, распространение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и науки, развитие рынков товаров и услуг; - в социальной сфере – ослабление традиционных связей, основанных на обычаях, религиозных и моральных предписаниях, и расширение рациональных связей, основанных на профессиональных и рыночных критериях; - в культуре – распространение грамотности и образования, формирование национальной культуры, изменения духовных ценностей, снижение в них традиционного и религиозного компонентов, развитие средств массовой информации и коммуникации. Опыт политического реформирования Казахстана показывает, что создание новой, демократической, стабильной, эффективной политической системы – длительный и весьма сложный процесс, целиком зависящий от степени, характера и глубины политических изменений в обществе. Особенностью политической модернизации в Казахстане является то, что с самого начала она имела выраженную социальную направленность и была ориентирована на достижение внутриполитической стабильности и консолидации казахстанского общества. Поэтому изменение внутренних параметров политического процесса происходило путем их рационализации и оптимизации исходя из реальной ситуации. В качестве другой особенности модернизации можно отметить то, что с самого начала ее формулой было: «Сначала – экономика, а потом – политика», то есть каждый шаг по пути политической либерализации увязывался с уровнем развития экономики и социальной сферы. Концептуальная модель политической модернизации казахстанского общества получила свое оформление в Стратегии «Казахстан-2050». В соответствии с ней основой нового политического курса республики является сильное государство, способное обеспечить условия для ускоренного экономического роста и вхождения Казахстана к 2050 году в тридцатку самых развитых государств мира. Конкретная программа политической модернизации была сформулирована Первым Президентом страны Н.А. Назарбаевым в 2015 году как План нации. Этот план включает пять институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство. Как и Стратегия «Казахстан- 2050», План нации делает акцент на реформировании и повышении эффективности государства и государственного аппарата. Обращает на себя внимание и то, что в программе политической модернизации ставка делается не на копирование чужих моделей развития, а на оптимальное 94 сочетание западных практик модернизации с лучшими традициями казахстанского общества. Эта идея получила дальнейшее обоснование в программной статье Первого Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Ключевые понятия темы: политический процесс, политическая модернизация Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под политическим процессом? 2. Какие можно выделить виды политических процессов? 3. Что понимается под политическим развитием? 4. Что понимается под политической модернизацией? 5. Как соотносятся политический процесс и политическая модернизация? 6. Какова роль традиций в модернизационном процессе? 7. Каковы основные итоги реализации Стратегии «Казахстан-2030»? 8. Каковы основные направления модернизации казахстанского общества в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050»? |