Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые понятия темы

  • ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

  • Вопросы для самоконтроля

  • Уч пособие политология 2019. Уч.пособие по Политологии 2019г.. Это невозможно в принципе и, тем более, в рамках небольшого пособия


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеЭто невозможно в принципе и, тем более, в рамках небольшого пособия
    АнкорУч пособие политология 2019
    Дата25.02.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУч.пособие по Политологии 2019г..pdf
    ТипДокументы
    #373167
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ТЕМА З. ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
    Политика – это необходимость и одновременно потребность современного человека, так как она является и указателем, и ограничителем его многообразных действий во всех сферах жизни общества. В силу этого приобретение знаний о политике отвечает интересам каждого человека, желающего понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои социальные потребности, оказывать воздействие на выбор целей и средств их реализации в масштабах

    23 государства. Непонимание же политики и сознательное ее игнорирование имеет негативные последствия, ведет к отчуждению человека от политики, а, в крайнем случае, и к угрозе самим основам его существования.
    Этимологическое значение термина «политика» восходит к древнегреческому «полис», где это слово означало город, государство. Его введение в речевой оборот и распространение связано с именем
    Аристотеля, определявшим политику как искусство управления государством, основным содержанием которой было достижение и использование государственной власти. Однако такой подход является лишь первым приближением к определению сущности политики и политологии как науки о ней. Впоследствии Н. Макиавелли определил целью политики борьбу за власть, а содержание политики как совокупность средств, необходимых для прихода к власти и ее эффективного использования. Введение и последующее распространение в конце XIX-начале XX веков избирательного права расширило число субъектов политического действия. В результате политика стала пониматься как сфера, связанная с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
    В обыденном понимании политика часто отождествляется с чем-то, от чего человек должен держаться подальше, например, с принуждением, силой, ограничениями, двойственной моралью и т.д. Поэтому научный анализ политики следует начинать с акцента внимания на том, что политические явления и процессы обладают своей спецификой и проявляются они, в основном, в макроструктурном контексте социальных явлений. А столь широкое поле наблюдения делает для неподготовленного человека фактическое познание законов, действующих в сфере политики, труднодостижимым. Не менее важным является и понимание того, что политика – это не только сфера властных отношений, но и область сосредоточения разума, генерирующего основные импульсы управления социальными процессами, начиная с масштабов государства и кончая поведением человека.
    В литературе имеется множество подходов к определению содержания понятия «политика». Некоторые авторы пытаются охарактеризовать его содержание в общей форме путем перечисления важнейших составных частей предмета политической науки. К ним относятся: политическая система общества, власть и властные отношения, политические институты, субъекты политики: личности, заинтересованные группы, элиты и лидеры и др., политическое сознание и культура, внутригосударственные и международные отношения, политический процесс. Согласно теологическому подходу основным источником и фактором, объясняющим политику, является бог.
    Сущность натуралистического подхода (Ж. Боден, Ш. Монтескье, Дж. Маккиндер) сводится к попыткам объяснить природу политики географической средой

    24
    (геополитика), биологическими (Ч. Мерриам, Г. Лассуэл) факторами
    (биополитика), психологией человека (Б. Рассел). Социальные концепции стремятся определить природу политики социальными величинами – влиянием экономики (марксизм), права – (классический консерватизм), культуры и религии (М.Вебер). Телеологический подход рассматривает политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией, а согласно конфликтологическому подходу политика предстает как сфера столкновения и борьбы интересов социальных групп по поводу власти.
    Очевидно одно: политическая сфера жизни общества возникает преимущественно в связи с реализацией таких интересов групп, которые затрагивают общественное положение социальных и национальных общностей и потому требуют вмешательства институтов публичной власти в целях урегулирования соответствующих противоречий и сохранения при этом целостности общества. Таким образом, политика – это область отношений и деятельность больших социальных групп (классов, наций, конфессиональных общностей или других социальных групп) по поводу использования механизмов публичной власти в интересах реализации своих общественно значимых запросов и потребностей.
    Современное общество социально неоднородно и поляризовано.
    Каждый слой имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами других слоев и самого государства. Поэтому представление о политике как искусстве управления заключается в том, что государство должно согласовывать интересы различных социальных групп между собой, а также между ними и государством, находить консенсус и компромисс, необходимый для стабильности. В этих целях основными задачами политики должны стать защита граждан и принадлежащей им собственности, интеграция различных групп общества для реализации общих целей, поддержание порядка и стабильности в обществе даже в условиях смены правящей элиты, создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения, разработка и поддержание механизмов правового разрешения социальных конфликтов.
    В демократических государствах политика является публичным процессом, в который вовлечены политические партии, общественные и общественно-политические движения и организации, демократические инициативы, местное самоуправление. Она представляет собой особый род активности государства, нацеленной на удовлетворение потребностей населения.
    Политика как особая сфера жизнедеятельности общества выполняет следующие функции:
    1) обеспечивает реализацию значимые интересы различных социальных групп;
    2) обеспечивает стабильность и целостность общества путем

    25 рационализации общественных отношений, сглаживания социальных противоречий и достижения урегулированности социальных процессов;
    3) обеспечивает, с одной стороны, преемственность, а с другой – инновационность общественного развития;
    4) через политическую социализацию включает личность в политические отношения и создает возможности для удовлетворения ее социальных потребностей через институты государственной власти.
    В политике как области руководства и управления общественными процессами выделяют внутреннюю политику и внешнюю. Внутренняя политика обращена на решение внутренних задач, связанных с управлением различными сферами жизнедеятельности общества. Внешняя политика ориентирована на взаимоотношения с другими государствами, с международными организациями.
    Большое значение в реализации политики имеет соотношение цели и средств. Цельпредставляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты, который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике, кроме мотивационной, выполняет и организационную функцию. Она состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлении людей к лучшей жизни, благосостоянию. Государство призвано обеспечить гармонизацию целей, поскольку оно является единственным институтом политической системы общества, который может и должен это сделать.
    Средства политики – это способ достижения политических целей.
    Поэтому они носят служебный характер, «подчиняются» целям. Одна и та же цель может осуществляться разными средствами. Если общая цель относительно стабильна, устойчива, то конкретные цели подвижны, а средства политической деятельности представляют собой очень изменчивые инструменты действий субъектов. Поскольку средства являются более подвижными инструментами политической деятельности, то они непосредственно влияют на результат политики и могут корректировать цель. Поэтому эффективная политика требует владения механизмом использования различных средств, готовностью к их быстрой смене в зависимости от конкретной ситуации, разумному сочетанию цели и используемых средств.
    В формах организации политики, ее целях и содержании, а также в средствах политической деятельности выражается гуманизм в политике. В современном мире более гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека. Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, на повышение благосостояния и улучшения качества жизни населения, на укрепление социальной

    26 справедливости и мира в государстве. Гуманизм в средствах проявляется в устранении жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия массового уничтожения, в том числе ядерного, химического, бактериологического оружия и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана.
    Принцип гуманизма имеет не только внутригосударственное, но и международное содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его упрочнение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку.
    Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другими международными организациями.
    Политика как социальное явление связана с другими сферами жизнедеятельности общества. Эта связь проявляется в том, что, с одной стороны, на политику и ее содержание оказывают влияние экономика, право, социальные, духовные и иные характеристики общества, а с другой стороны, политика оказывает непосредственное воздействие на эти сферы, пронизывая их. Так, экономический кризис, рост безработицы могут спровоцировать политическую нестабильность, а неспособность политической системы адекватно и оперативно управлять социально- экономической сферой может спровоцировать возникновение проблем в экономике.
    Взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой политика и право. Право является важнейшим источником легитимации политической власти, связывает ее деятельность Конституцией и другими законами. При этом содержание права и соответствующих правовых норм определяет политика. Более того, если действующее право вступает в противоречие с принятым политическим решением, то следствием этого может стать приведение норм права в соответствие с реальной политикой.
    Достаточно интересным представляется вопрос о соотношении морали и политики. Мораль как важнейший социальный регулятор возникла значительно раньше политики. Она выражает универсальные ценности, оперирует такими критериями, как добро и зло, хорошо и плохо и опирается на совесть, убеждение, общественное мнение. Кроме того, именно мораль является критерием гуманности политики и политической деятельности. Политика же исходит из критериев пользы и вреда, выгоды и целесообразности. Они не всегда могут совпадать с нормами морали. В своей деятельности она выражает как общие, так и групповые ценности, которые носят, зачастую, прагматичный ситуативный характер. Для этого

    27 политика может использовать убеждение, но опирается на принуждение.
    Однако при всем их различии и мораль, и политика выполняют функцию регуляторов общественных отношений, предписывая и требуя соблюдения определенных социальных норм в обществе.
    Важным структурным звеном политики являются политические отношения. Их определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики. Смысл их заключается в установлении связи интересов отдельных групп и всей социальной целостности.
    Политические отношения отличаются от экономических и других общественных отношений нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности. Отпечаток этой специфики политических отношений невольно несет на себе любой человек, вступающий в их сферу. Трудно отличить в сознании и деятельности каждого человека частные и общие, личные и групповые интересы.
    Специфическим инструментом проявления политических отношений является власть, возникшая как результат объединения воли и действий людей на основе определенных принципов и целей.
    Существует множество агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие – выступают в качестве ее объектов, т.е. таких сторон политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено.
    Субъекты политики являются самостоятельными участниками политического процесса, что означает наличие у них своих интересов и потребностей. Потребность означает отношение субъекта к условиям своего существования, интерес – отношение между субъектами по поводу условий существования. Политический же интерес представляет такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.
    Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Рас- пространено, к примеру, их деление на два основных уровня: а) социальный, включающий индивидов, классы, различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические и т.д.; б) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, группы интересов.
    В рамках любой классификации личность рассматривается как основной непосредственный субъект политической практики, поскольку личность не может не быть носителем и выразителем присущих данному обществу противоречий между потребностями и интересами различных

    28 социальных групп и этим объективно установлен политический характер ее существования.
    Особую сложность политических отношений составляет тот факт, что в политике нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем – все участники политических отношений могут выступать и как объекты, и как субъекты в разных ситуациях. Так, например, человек одновременно является и субъектом, и объектом политики. В ситуации, когда он участвует в выборах либо в тех или иных политических акциях, он выступает в качестве субъекта политики. Когда же государство принимает законы или иные политические решения, направленные на их выполнение и соблюдение обществом, то человек превращается в объект политики. При этом безусловным объектом политики выступает государственная власть, так как политические отношения возникают именно по поводу государственной власти.
    Деятельность субъектов политики, направленная на завоевание политической власти, изменение либо сохранение существующих политических отношений, называется политической деятельностью.
    Основными направлениями политической деятельности являются выработка политики и ее реализация. Политическая деятельность может осуществляться различными способами и средствами, в том числе через выборы, референдумы, митинги, манифестации, пикетирование, переговоры, консультации. Крайними формами политической деятельности выступают бунты, восстания, революции, войны. Выбор формы политической деятельности определяется как особенностями политической культуры конкретного общества, так и существующей общественно-политической и экономической ситуацией.
    С провозглашением
    16 декабря
    1991г. государственного суверенитета основными направлениями государственной политики
    Республики Казахстан были определены создание условий для формирования рыночной экономики, демократизация политической системы, построение правового и социального государства. После развала
    СССР многие эксперты предрекали Казахстану как полиэтничному и много конфессиональному государству глубокие социальные потрясения.
    Однако эта чаша миновала республику, так как с самого начала важнейшим условием реализации главных направлений трансформации общества стало обеспечение сохранения внутриполитической стабильности и обеспечение консолидации общества. Последовательная социальная политика, поддержание межэтнического и межконфессионального согласия позволили Казахстану за короткий исторический период создать динамично развивающуюся экономику, осуществить комплекс политических реформ, стать не просто узнаваемым государством в мировом сообществе, но и получить международное

    29 признание благодаря взвешенной, прагматичной внешней политике. Более подробно вопросы политической модернизации будут рассмотрены в теме
    14.
    Ключевые понятия темы: политика, политическая сфера
    общества, политические отношения, субъекты (агенты) политики,
    объекты политики,
    Вопросы для самоконтроля
    1. Что такое политика?
    2. Какие существуют подходы к определению природы политики?
    3. Каковы функции политики?
    4. Что такое политические отношения?
    5. Что является объектом политики?
    6. Кто выступает в качестве субъекта политики?
    7. Как соотносятся цель и средства в политике?
    8. Как взаимодействует политика с другими сферами общества
    (экономикой, правом, моралью)?
    ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ
    ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
    По мнению большинства ученых, главным существенным признаком политики, ее первоосновой является власть. Власть и политика неразрывны и взаимообусловлены: власть представляет собой средство осуществления политики, в то же время борьба за власть, за овладение ею, за ее удержание и осуществление - основное содержание политики.
    В научной литературе имеется множество подходов к определению власти. Например, в рамках бихевиористского подхода власть трактуется как особый тип поведения, основанный на возможности изменения или контроля поведения других людей. Согласно структурализму власть представляет особый род отношений между управляющим и управляемым.
    Социологический подход определяет власть как влияние одной социальной группы людей на другие. Инструменталистские определения трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности, насилия. Психологический подход связан с исследованием проблем власти сквозь призму субъективного восприятия ее индивидом.
    Диалектико-материалистический подход понимает власть как господство одних над другими, подчинение организованной (прежде всего, классовой) силе.
    Согласно биологическому подходу, власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животным. Сторонники антропологического

    30 подхода распространяют понятие политической власти на все социальные, в том числе и доклассовые, родоплеменные образования. В телеологических концепциях власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов. Функционалистские концепции рассматривают власть с точки зрения осуществляемых ею функций, а конфликтологические – форм и методов разрешения политических конфликтов. Реляционистские трактовки (от французского relatio – отношение) рассматривают власть как отношение между двумя сторонами, при котором одна сторона оказывает определяющее влияние на другую сторону.
    Разные подходы к пониманию власти объединяет ее понимание как особого типа отношений между субъектом власти и объектом власти, в котором субъект контролирует объект, оказывает на него влияние в силу их асимметричного (неравного) положения. Причинами неравного положения субъекта и объекта власти могут выступать сила, авторитет, закон, богатство, престиж и другие факторы. Именно они являются источниками власти.
    Власть как способность навязывать и приводить в исполнение свои решения может проявляться в разных сферах. Например, власть руководителя по отношению к подчиненным, родительская власть, супружеская власть, духовная власть и т.д. Однако они выходят за пределы политической сферы. Предметом политической науки является политическая власть.
    Политическая власть – это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Политическая власть имеет ряд признаков. Во-первых, делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат.
    Во-вторых, использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм. В-третьих, наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.
    Политическая власть характеризуется следующими чертами:
    1) суверенность – означает, что государственная власть верховна по отношению ко всем другим властям. Суверенность означает верховенство. Именно этот признак делает государственную власть столь привлекательной и желанной;
    2) публичность, т.е. всеобщность и безличность, поскольку государственная власть распространяется не на отдельного человека либо отдельных людей, а на все общество;
    3) моноцентричность означает наличие единого центра принятия

    31 государственных решений;
    4) наличие особого аппарата управления, состоящего из специальных лиц
    (чиновников);
    5) исключительное право на использование принуждения, опирающегося на систему специальных санкций.
    Кроме понятия «политическая власть» часто применяется понятие
    «государственная власть». Как они соотносятся между собой? Некоторые исследователи считают, что государственная власть более узкая категория, чем политическая власть, так как последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Однако, полагаем, что поскольку политическая власть исходит от государства в силу того, что государство обладает суверенностью (верховенством) по отношению ко всем элементам политической системы, то понятия
    «политическая власть» и
    «государственная власть» являются тождественными. Именно в таком соотношении мы применяем эти понятия в данном учебном пособии.
    Необходимость политической (государственной) власти порождена, по крайней мере, двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, потребностей, а также требованием реализации политики во властной форме как инструмента обеспечения проведения в жизнь коллективной воли в противовес сопротивлению других людей.
    Политическая власть как инструмент социального управления и регулирования выполняет следующие функции: поддержание стабильности общества как социального организма и обеспечение его функционирования; сохранение социальной целостности общества; регулирование социальных отношений в обществе; реализация потребностей и интересов различных социальных групп.
    В отличие от всех других видов власти политическая власть использует все виды властных ресурсов.
    Средства, которые используются для осуществления власти, называют основаниями власти. К структурным основаниям власти относятся законы, суд, государственный аппарат, центральные и региональные структуры, партийная дисциплина, авторитет лидера и т.д.
    Кроме того, исходя из антропологического принципа, то есть принятия человека не только социального существа, но и продукта природы, выделяют такие типы оснований власти как страх, интерес, убеждение.
    Дополнительные средства, которые потенциально могут быть использованы для усиления и сохранения власти, выступают в качестве ресурсов власти. Что значит потенциально. Это значит, могут быть использованы, а могут и не быть использованы. И от этого зависит эффективность власти. Если необходимые ресурсы используются

    32 неэффективно, несвоевременно, то власть ослабевает.
    Основными ресурсами государственной власти являются:
    1) экономическиересурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (земля, вода, недра и, конечно же, деньги;
    2) социальные ресурсы – это, во-первых, люди, как специфический ресурс власти, а во-вторых, материальные и социальные блага
    (утилитарные ресурсы);
    3) силовые (принудительные) ресурсы – это меры административного воздействия, силового принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди (полиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура);
    4) информационные ресурсы – знания, информация, средства их производства и распространения.
    Государственная власть осуществляется на двух основных уровнях: общегосударственная (центральная) власть и местная власть. В федеративных государствах выделяются федеральная власть, а также власть субъектов федерации. Формы и методы осуществления власти зависят от формы правления, формы государственного устройства, политического режима и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.
    Обязательным признаком цивилизованной власти является ее легитимность. Под легитимностью (от латинского lex – закон) чаще всего понимается способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа, а также признание правомерности, законности официальной власти обществом и международным содружеством.
    Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам.
    В ответе на вопрос, что является первичным критерием легитимности, сталкиваются два взгляда: либерально-демократический и прагматический. Согласно либерально-демократическому критерию, легитимной следует признать только ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Сторонники же политического реализма, прагматической позиции, считают, что легитимна любая власть, если она доказала свою устойчивость и способна поддерживать в обществе порядок и стабильность. В настоящее время либерально-демократическому критерию многие отдают предпочтение. Легитимность воспринимается как убеждение в правомерности действий власти. Заключение о такой убежденности связывается с возможностями выражения гражданами своей воли.
    В науке выделяют различные источники или уровни легитимности: идеологическая, структурная, персоналистская.
    Идеологическая легитимность основана на моральной убежденности индивидов в ценности

    33 того или иного общественного строя. Структурная легитимность связана с привязанностью индивидов к существующей политической системе.
    Персоналистская легитимность заключается в одобрении данного властвующего лица, политического лидера.
    Кроме того, в политической науке достаточно распространенной является классификация легитимации политической власти, предложенная
    М. Вебером. Он выделяет следующие типы легитимности: 1) рациональный тип – власть узаконена признанными нормами права и установлена демократическим путем, основана на подчинении не личности, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2) традиционный тип – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в священность существующих порядков; 3) харизматический тип – власть основывается на личном авторитете правителя, на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром).
    О степени легитимности политической власти можно судить по таким критериям, как степень социальной напряженности в обществе, сила проявления гражданского неповиновения; внезапные проявления поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму; степень принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе; количественный и качественный анализ попыток свержения правителей; результаты выборов.
    Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать функционально способной, ее необходимо институциализировать, т.е. закрепить в форме политического господства. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации в обществе. Научное понимание господства, в отличие от его трактовок в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.
    Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оцениваться гражданами. Как указывалось, положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.
    В основе современных представлений о власти лежит созданная несколькими исследователями политики «теория разделения властей». Как уже отмечалось выше, в общем виде идея разделения власти высказывалась уже в трудах родоначальника либерализма – Дж. Локка.
    Свое законченное теоретическое оформление она получила в трудах

    34 французского просветителя Ш.Монтескье и в современном виде оформилась в трудах представителей американского просвещения, в частности, в работах Д. Мэдисона.
    Теории разделения властей исходит из следующих принципов: 1) законодательная, исполнительная и судебная власти разделены в компетенциях, предоставляются согласно конституции или законам различным органам; 2) все власти равны; 3) никакая власть не может подменять другую власть и пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; 4) судебная власть зависит только от конституции и законов и свободна от политического влияния. Должен существовать орган, который бы обладал правом конституционного контроля, что позволило бы ему в случае противоречия закона либо иного нормативно-правового акта конституции объявить его закон неконституционным, то есть недействительным. Эту функцию может осуществлять как судебная власть, как и иной специальный орган
    (например, конституционный суд). В современном мире разделение властей является обязательным условием правового государства.
    В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает, а именно оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.
    Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.
    Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами.
    Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы.
    Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.
    Ключевые понятия темы: власть, политическая власть,
    государственная власть, публичность власти, моноцентричность

    35
    власти, основания власти, ресурсы власти, легитимность, разделение
    властей, оппозиция власти.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Что такое власть? Какие существуют концепции, объясняющие
    природу власти?
    2. Каковы признаки государственной власти?
    3. Что понимается под основаниями и ресурсами власти?
    4. Что выступает в качестве структурного основания власти?
    5. Что относится к материальным, социальным, информационным и
    силовым ресурсам власти?
    6. Что такое легитимность?
    7. Каковы
    основания правового и прагматического понимания
    легитимности власти?
    8. Каковы основные способы легитимации власти, предложенные М.
    Вебером?
    9. Что лежит в основе традиционной легитимности?
    10. Что лежит в основе рационально-легальной легитимности?
    11. Что лежит в основе харизматической легитимности?
    12. Что такое оппозиция? Какие существуют типы оппозиции?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта