Главная страница
Навигация по странице:

  • КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

  • 1 Теоретические аспекты развития креативного мышления обучающихся 1.1 Понятие мышления в психологии

  • Развитие креативного мышления. Развитие креативного мышления обучающихся на уроках физики (1). Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики Кафедра технологии и предпринимательства курсовая работа развитие креативного мышления обучающихся на уроках физики


    Скачать 179.5 Kb.
    НазваниеФакультет педагогики, психологии и коммуникативистики Кафедра технологии и предпринимательства курсовая работа развитие креативного мышления обучающихся на уроках физики
    АнкорРазвитие креативного мышления
    Дата14.06.2022
    Размер179.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие креативного мышления обучающихся на уроках физики (1).doc
    ТипКурсовая
    #590095
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
    Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

    Кафедра технологии и предпринимательства

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

    Работу выполнила ____________________________________О.П. Гайдук

    (подпись)
    Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

    (с двумя профилями подготовки) курс 4

    Направленность (профиль) Технологическое образование, Физика
    Научный руководитель

    канд. пед. наук, доц.___________________________________А.И. Фиалко

    (подпись, дата)

    Нормоконтролер

    канд. пед. наук, доц. __________________________________ А.Г. Хентонен

    (подпись, дата)

    Краснодар

    2021

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………………….3

    1. Теоретические аспекты развития креативного мышления обучающихся……………………………………………………………………..5

    1.1 Понятие мышления в психологии…………………………………..5

    1.2 Понятие креативного мышления…………………………………...12

    1.3 Технология развития креативного мышления…………………….14

    2. Методические особенности развития креативного мышления обучающихся на уроках физики………………………………………………………………..21

    2.1 Методика развития креативного мышления на уроках физики на примере изучения раздела "Оптика"…………………………………………..21

    2.2 Развитие творческого и креативного мышления на уроках физики через художественное творчество……………………………………………...24

    Заключение……………………………………………………………................28

    Список использованных источников ………………………………………….30

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность исследования. В современной педагогической литературе пишут о необходимости познавательной и творческой деятельности учащихся, о необходимости развития творческого мышления. Творчество — это один из сложных феноменов человеческой жизни, привлекавший многих психологов во все времена, однако до сих пор до конца не изученный. Творчество является универсальным механизмом, ведущим к развитию, оно охватывает всю нашу жизнь, через творчество человек познает себя и окружающий мир.

    Творчество — это стадия труда, бессознательной работы и вдохновения, в результате которых данные переходят из бессознательной сферы в сознание, а дальше путем различных способностей и навыков, присущих человеку, обретают форму в книгах, картинах, в любых продуктах деятельности, которые представляют собой нечто новое, и может быть в дальнейшем использовано на уроках как иллюстрационный материал при изучении физических законов и явлений.

    Противоречия: Творческое мышление и креативность являются необходимыми навыками для созидательной и продуктивной деятельности современного человека. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми.

    В педагогике в области разработки, применения методов, способов и технологий развития творческого мышления и креативности работали: Г.С. Альтшуллер, Я.А. Пономарев, А.В. Хуторской, и другие педагоги. Креативность, по мнению А.В. Хуторского, — это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов [1]. Креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность [2].

    Проблема исследования: каковы способы развития креативного мышления на уроках физики.

    Цель научного исследования: провести теоретический и практический анализ особенностей развития креативного мышления обучающихся на уроках физики.

    Тема исследования: развитие креативного мышления обучающихся на уроках физики.

    Объект исследования: креативное мышление школьников.

    Предмет научного исследования: развитие креативного мышления обучающихся на уроках физики.

    Гипотеза исследования заключается в том, что креативное мышление на уроках физики развивается в процессе творческих заданий.

    Задачи исследования:

    – описать теоретические аспекты развития креативного мышления обучающихся;

    – определить понятие мышления в психологии;

    – рассмотреть понятие креативного мышления;

    – изучить технологию развития креативного мышления;

    – описать методические особенности развития креативного мышления обучающихся на уроках физики;

    – проанализировать методику развития креативного мышления на уроках физики на примере изучения раздела "Оптика";

    – охарактеризовать развитие творческого и креативного мышления на уроках физики через художественное творчество.

    Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, синтез, обобщение, сравнение, наблюдение.

    Структура работы: курсовая работа состоит из введение, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

    1 Теоретические аспекты развития креативного мышления обучающихся
    1.1 Понятие мышления в психологии
    Каждый человек в своей жизни сталкивается с творчеством, именно оно позволяет нам открыть что-то новое. Творчество является двигателем деятельности человека. Даже известный психолог Л.С Выготский писал, что: «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большое научное открытие или изобретение какого-нибудь усовершенствования в области технологии» [6].

    Изучением творчества занималось большое количество ученых, разрабатывая различные подходы к его изучению, а также есть теории творчества. Еще древнегреческие ученые и философы пытались объяснить феномен творческого мышления. К примеру, Платон в своем учении отождествляет творчество со стремлением к высшему состоянию. Причём здесь имеется ввиду одержимость души, духа - необходимость созерцания прекрасного.

    Ассоцианистский подход рассматривает все когнитивные процессы через связи между элементами (собственно, ассоциации) [4]. Психическое представлялось в данном подходе в качестве структуры элементов, а ассоциации - как связи между этими элементами. Тем не менее, ассоциативная психология признавала лишь сознательное мышление, а творчество общепризнанно основывалось на бессознательном (в частности на интуиции). По этой причине наука не могла объяснить феномен творческого мышления.

    Но, тем не менее, сторонники данного подхода внесли свой вклад в развитие психологии творчества. Установленные ими законы ассоциаций объясняют причину того, как прежний негативный опыт может помешать подойти к решению задачи творчески. Кроме того, следует подчеркнуть, что эти законы послужили основой такому методу, как гирлянды случайностей и ассоциаций, которые помогают личности начать мыслить творчески [3].

    Мышление вюрцбургской школы (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривалось как психический процесс, результатом которого является решение задачи [34]. Для того, чтобы понять его принцип, целесообразно использовать метод интроспекции, заключающийся в наблюдении и фиксировании собственных психических процессов. Таким образом был открыт феномен «безобразного мышления», и выявлено, что каждая ассоциация рождается не предыдущей ассоциации, а направляется определенной задачей (детерминирующая тенденция).

    Психоаналитический подход к изучению творческого мышления указывал на влияние бессознательного на мыслительный процесс [3]. Сторонники данного подхода придерживались определенного мнения:

    1. З.Фрейд считал, что агрессивная энергия, не находя прямого выхода, вырождается именно в творчестве.

    2. Карл Юнг под творчеством рассматривал одно из стремлений либидо. Психолог указывал на то, что человеку дано коллективное бессознательное, которое он пропускает через себя, свой жизненный опыт, что и является творческим процессом, имеющим свои результаты.

    3. Альфред Адлер указывал на то, что творчество является продуктом социального самовыражения. В понимании психолога, творчество является специфический способом компенсации комплекса неполноценности.

    Сторонники гешталътпсихологии (М. Вертхаймер, К. Дункер, В. Келер), утверждали, что образ - гештальт - возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Под гештальтом подразумевается некая структура, характеризуемая через функцию [4]. Исходя из этого, мышление рассматривалось как процесс переструктурирования, имеющего определенную последовательность, и продолжающегося до наступления «инсайта» (нахождения этого самого гештальта) [4].

    В рамках гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу) творчество рассматривалось как способ выразить себя. Появилось понятие самоактуализации, как непрерывной реализации потенциальныхспособностей.

    Когнитивный подход рассматривал идею «искусственного интеллекта (А.Ньюэлл, Г.Саймон, М.Минский, Дж.Маккарти). Данный подход связан, прежде всего, с развитием такой технологии, как ЭВМ. Человека рассматривали как компьютер - объект, посредством которого можно преобразовать изначально данную информацию в нечто новое. Организм человека является как бы своеобразным «прибором», истолковывающим поступающие сенсорные данные, обобщающим их, связывающим с информацией, которая изначально хранится в памяти и выдающим окончательный результат [43]. Другими словами, основной задачей когнитивного подхода является понимание процесса преобразования мозгом полученного сенсорного сигнала. Для этого сторонники данной теории и провели аналогию между ЭВМ и мозгом человека.

    В рамках психометрического подхода Е. Торренс изучал креативность и указывал на то, что это способность, которая чувствительная к проблемам и связана с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом возникновения предложений и формированием гипотез. Другой сторонник данного подхода Дж. Гилфорд рассматривал два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Здесь целесообразно упомянуть о концепции креативности, исходя из которой, креативность - это универсальная познавательная творческая способность, основой которой являются операция дивергенции, как и операции преобразования и импликации [40]. В своих работах Дж. Гилфорд рассматривал креативность как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового.

    Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности [5]:

    1. гибкость - способность к продуцированию различных идей;

    2. способность к обнаружению и постановки проблем;

    3. оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

    4. способность к генерированию большого числа идей;

    5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    6. способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

    Основываясь на данных параметрах, автор обнаруживает связь интеллекта с личностью, благодаря которой психолог смог выделить способности, определяющие уровень креативности, среди которых:

    1. беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

    2. гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

    3. оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов);

    4. любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);

    5. способность к разработке гипотезы;

    6. ирреальность (логическая независимость реакции от стимула);

    7. фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией);

    8. способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

    9. способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

    В соответствии с этими параметрами выявляется следующее, что креативность связана с воображением, фантазией, порождением гипотез.

    Воображение (от греч. фантасия, фантадза-майвоображаю) рассматривается как построение нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. В связи с особенностями и причинами возникновения различают [2]:

    1. непроизвольное воображение;

    2. произвольное воображение;

    В связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают:

    1. воссоздающее;

    2. творческое воображение;

    3. мечты человека.

    Чем больше ученик видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

    В психолого-педагогической литературе выделяют творческое воображение. Творческое воображение как раз создает что-то новое на фоне опыта, который получает человек, при этом создается не просто копия полученного опыта, а как раз отражается личность самого человека с его чертами, которые вы не сможете найти в других людях. Отсюда и получаем подтверждение того, что креативность связана с воображением. Мы приобретаем новый опыт, входе которого начинаем что-то выстраивать или создавать.

    Фантазия (греч.«воображение») — ситуация, представляемая отдельным человеком или группой, которая не соответствует реальности, но выражает их желания [11]. Фантазия является импровизацией на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.

    Когда ученику не хватает информации, фантазия дает возможность преодолеть ситуацию и домыслить не достающие данные. Фантазия дает множество вариантов решений, которые могут содержать оригинальные идеи и это уже является ценностью при решении проблемы. Фантазия помогает мысленно моделировать ситуацию, представляя ее в наглядных образах.

    Третьей составляющей является гипотеза. Гипотеза рассматривается как компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен [11]. Здесь уже раскрывается целая цепочка составной креативности - воображение- фантазия-гипотеза. Это связующие, которые помогают человеку проявить себя креативно. Воображение преобразовывает что-то новое, но при этом фантазия моделирует, выделяет варианты решения, а гипотеза уже направляет на то самый истинный поиск решений, так уже создается готовый продукт нашей деятельности.

    При исследовании креативности многие ученые указывали на то, что она развивается как качество личности, но при этом выделяют такой важный аспект как социальный [9].

    Принципиальное значение для решения исследуемой проблемы имеет доказанное наукой положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности. Данный постулат предусматривает нивелировки людей по такому уникальному признаку как креативность, а только подтверждает потенциальную возможность развития креативных способностей средствами обучения и воспитания. С психологической точки зрения именно школьный возраст является благоприятным периодом для творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо­сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление школьников более свободно, чем мышление более взрослых, оно еще не сковано стереотипами, что делает его более независимым.

    Исследования креативности Р.Стернберга основывается на том, что человек проявляет творческое поведение, когда пытается адаптироваться к внешнему миру, стараясь его преобразовать [4]. Другими словами, согласно концепции автора, человек реализует три типа отношений ко внешнему миру: адаптация, выбор типа внешней среды и ее преобразование. В результате проявляется интеллектуальное поведение человека. Но только преобразование указывает о наличие у человека креативности.

    Отечественные исследователи под мышлением рассматривают— психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека [2]. Мышление является процессом отражения объектов, и оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, которые раскрывают сущность объективных сил природы и социума.

    Проблема творческого мышления в отечественной психологии рассматривается как проблема продуктивного [6]. Исследователи указывают на то, что любой мыслительный процесс основан на продуктивном и репродуктивном компоненте. Значительное внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, а также выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

    Автор И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. По его мнению, учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность[26]. Автор Д.Б. Богоявленская указывает на то, что, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы [1]. Отечественный исследователь В.Н. Дружинин связывает творческое мышление с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее) [11]. Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности [4].

    Таким образом, под мышлением рассматривают психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Креативное мышление школьников является личностной характеристикой и представляет собой способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, в общем виде можно выделить две основные группы подходов к изучению проблемы креативности:

    1. исследования общепсихологической и концептуальной направленности, рассматривающие основы психологии творчества, а также закономерности и механизмы творческой реализации мышления;

    2. экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, которые выявляют, описывают, систематизируют личностные характеристики и способности к творческой деятельности.

    Особую значимость проблема развития креативности приобретает в связи с важностью выявления, поддержки и сопровождения детей, имеющих творческие способности, что неоднократно отмечалось в основных документах, дающих ориентиры развитию системы образования.
      1   2   3


    написать администратору сайта