Развитие креативного мышления. Развитие креативного мышления обучающихся на уроках физики (1). Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики Кафедра технологии и предпринимательства курсовая работа развитие креативного мышления обучающихся на уроках физики
Скачать 179.5 Kb.
|
1.2 Понятие креативного мышления Обобщенное определение креативности - неопределенная способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio - созидание) - это качество мышления, проявляющееся в умении человека высказывать необычные идеи, находить нестандартные решения, отступая от традиционных, банальных мыслительных схем. К. Роджерс рассматривает под креативностью способность обнаруживать новые пути разрешения проблем и непривычные способы выражения. Несмотря на значительный багаж опыта и теоретического материала по изучению креативности, давшего практические результаты, единой и стройной научной теории креативности до сих пор нет, равно как и четкого ее определения и общепризнанных методик диагностики данного феномена. [22] Тейлор отмечает, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности, которые можно сгруппировать в шесть основных типов: гештальтистские - описывают процесс креативного мышления как разрушение существующего гештальта для создания нового, возможно лучшего; инновационные - направлены на оценку креативности в аспекте новизны конечного результата; эстетические (экспрессивные) - делают упор на самовыражении творца; психоаналитические (динамические) - описывают креативность в терминах психоаналитических взаимоотношений между «Я», «Сверх- Я» и «Оно»; проблемные - дают определение феномену креативности через ряд процессов решения задач, что и делает Г илфорд, описывая креативность через термин «дивергентное мышление»; различные одиночные, часто расплывчатые определения, не поддающиеся предложенной классификации. [32] Некотоые исследователи разделяют понятие креативности в узком и широком значении. Креативность в узком смысле - это дословно операции дивергентной продуктивности, по Дж. Г илфорду. Отличительным признаком такого мышления является способность продуцировать множество примерно равнозначных идей относительно одного объекта. Креативность в широком понимании - творческий интеллектуальный потенциал, в том числе способность привносить что-то новое в опыт, способность выдвигать оригинальные идеи относительно поставленных новых задач и вариантов их разрешения, способность видеть и анализировать пробелы и противоречия, гипотетически достраивать недостающие элементы ситуации, умение отказываться от стереотипов . [9] Известный американский ученый Торренс дает такое определение. Креативность - это процесс чувствительного реагирования на проблемы, дефицит знаний, наличие дисгармонии, несообразностей; фиксация этих проблем; поиск решений и выдвижение гипотез, а в результате - формулировка результата размышлений. [3] Х. Гейвин подразумевает под креативностью умение получать ценные результаты нестандартным способом. Творчески настроенные люди отличаются от обычных оригиналов тем, что результаты их поведения целесообразны, оправданны и несут объективную пользу. [8, 29] Креативность - способность к нестандартной и одновременно востребованной работе: к чему-то оригинальному, о чем другие не подумали, и что оказывается небесполезным. [1] Креативная деятельность несводима к исполнительному следованию установленным нормам, она объединяет разрозненные одиночные идеи. Креативность - системное (имеет много уровней и планов) психическое образование, включающее мотивацию, интеллектуальный потенциал, эмоции, уровень эстетического развития человека, его компетентность, экзистенциальные, коммуникативные качества. [1, c.3] 1.3 Технология развития креативного мышления Исследователи включают в понятие креативности новые нюансы, которые постаралась упорядочить О. В. Буторина. Вот результаты ее систематизации различных пониманий креативности: творческий потенциал человека; нечто новое, оригинальное; интеллектуальное творчество; отдаленные ассоциации; выход за переделы имеющихся знаний; нестандартное кодирование информации; дивергентное мышление; результат / отсутствие внутриличностных конфликтов; реструктуризация готовой системы; нетрадиционное мышление, с помощью которого быстро разрешается сложная спорная ситуация. [3] Дж. Гилфорд и другие ученые гипотетически вычленили 16 интеллектуальных способностей для анализа креативности: семантическая гибкость (способность выявить основное свойство объекта и по-новому его использовать), образная адаптивная гибкость (умение так изменить форму стимула, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности его применения), спонтанная семантическая гибкость (продуцирование разнообразных творческих идей в нерегламентированной обстановке), оригинальность (качество мышления, позволяющее порождать отдаленные ассоциации, нетипичные ответы), любознательность (чувствительность к проблемным моментам в окружающей среде, мире), способность к разработке гипотезы, «иррелевантность» (логическая независимость, некоторая нетипичность, неожиданность реакции на стимул), фантастичность (ирреальность ответа, его оторванность от действительности при наличии логической обусловленности стимула и ответной реакции). Гилфорд объединил эти способности в понятии дивергентного мышления, которое может вполне проявить свою специфику лишь тогда, когда проблема еще не видна окружающим, и ее нужно выявить, сформулировать и найти способ решения при отсутствии каких-либо предписаний (в отличие от конвергентного мыслительного процесса, опирающегося на известное готовое решение). Позже Гилфорд определился с шестью основными параметрами креативности: способность увидеть и сформулировать проблему, как задачу для мышления; оригинальность (способность продуцировать нетривиальные идеи, отличные от общепринятых банальных решений, умение нестандартно, непредсказуемо отвечать на раздражители); «беглость», количественная продуктивность мысли (число идей, возникающих в единицу времени); гибкость - качество мышления, проявляющееся в умении порождать самые разные идеи; способность усовершенствовать объект, добавляя небесполезные детали; умение находить решение проблем посредством анализа и синтеза. Гилфорд подразумевал под креативностью или дивергентным мышлением общую способность человека к творчеству. [9] С 20-х по 90-е годы XX в. проблема наличия у людей креативного потенциала разносторонне исследовалась: с одной стороны, обществу не обойтись без креативных, творчески настроенных, активных личностей, которые будут направлять свой творческий импульс на систематическое, последовательное и качественное решение постоянно возникающих проблем; но нет достаточно разработанной системы педагогических средств и условий для повышения эффективности и оптимизации процесса креативной деятельности личности; с одной стороны, принцип креативности, внедряемый в школьную практику, приводит к завышенным требованиям к уровню знаний, которыми должен обладать школьник с творческими мыслительными задатками; в школе, с другой стороны, еще нет достаточных условий для достижения и удержания высокого уровня развития креативных задатков учащихся; с одной стороны, развитие креативности школьников социально мотивировано и значимо; с другой, школе недостает научно-методической базы для организации креативного процесса мышления детей; с одной стороны, нужна объективная оценка творческого потенциала; с другой, разработанного единообразного педагогического инструментария, позволяющего объективно производить такую точную оценку уровня креативности школьников, просто нет. Современное состояние общества требует от педагогов переустройства общего характера обучения, его индивидуализацию и дифференциацию, при которых у детей будет прогрессировать самостоятельное креативное мышление. Педагогический опыт доказывает наличие латентного потенциала одаренности у многих детей, и эти способности могут и должны проявляться при поддержке педагогов и наличии благоприятных условий развития. Постоянное развитие креативности в конкретной области возможно только на такой психологической подоплеке, которая исходит из богатства потребностей и интересов личности, ее направленности на полноценную самореализацию в труде, самовыражение в общении, познании. Такая психологическая база отличается высоким уровнем интеллектуальных возможностей, открытостью мышления ко всему новому, высокой работоспособностью, гибкостью критического мышления человека, физической силой и энергией, запасом психофизических возможностей. Задача школьного образования в том, чтобы всячески поспособствовать творческому отношению школьников к учению и поощрить внутреннюю мотивацию детей посредством соответствующих методов. Креативный базис в поведении, взаимоотношениях и самовыражении очень важен на среднем этапе познавательной деятельности. Затем нужно лишь совершенствовать его посредством различных методик. Термин «креативность», к сожалению, нередко упоминается в предисловиях к учебным программам, но его практическое или хотя бы теоретическое применение в конкретных предметных разработках встречается гораздо реже; еще реже идея креативности реализуется в практической педагогической практике учителя или в конкретных учебных моментах. В пособиях и учебниках для средних классов практически нет заданий, упражнений на поиск новой информации, применение воображения. Акцент делается не на креативное переосмысление, поиск альтернативных решений, а на обычное воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому для современного учителя главная задача - поддержать исследовательские зачатки учеников, тем более что творческая позиция в отношении предложенных заданий естественна для детей. Для развития креативности в школьном возрасте нет объективных преград: все дети нуждаются в новизне, они открыты для нового опыта школьники в классах ищут стимулы для своей креативной мыслительной энергии и могут видеть проблемы, учащиеся в средней школе обладают широким восприятием, у них богатое воображение, дети легко, непринужденно меняют способы мышления, гибко переключаются с одной идеи на другую, школьники испытывают неподдельный интерес и увлечены своими действиями. Но креативность мыслительной деятельности не обладает природой и не дается от рождения. Креативность в чистом виде не является энергией - это лишь имманентный человеку потенциал, на характер которого влияет личность. Он проявляется в мышлении и творческой деятельности, приводящей к появлению инновационного продукта. Трудно и почти невозможно сразу точно ответить на вопрос, как воспитывать в учениках творческий подход к обучению. Образование, стимулирующее креативность,- это не просто увеличение количественных показателей идей за максимально короткое время; такой образовательный процесс направлен на личность в целом, на ее всестороннее развитие с акцентом на креативность. Институт школы обязан создавать все условия для мотивации, стимуляции, системы поощрения и воспитания творческого мышления и креативной деятельности, а учителя должны на личном примере демонстрировать такое отношение и поведение, а также стиль мышления и действий, которые они собираются развивать в своих учениках. Идеальные гипотетические условия такого обучения: создание свободных развивающих условий для учебы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать; принятие, положительная оценка и поощрение оригинальных идей; использование интересного для учеников материала, хорошо мотивирующего к учебе; одобрение и позитивная оценка попыток исследовательской деятельности, поиска проблемных моментов и дивергентного мышления, направленного на их разрешение; организация условий, при которых ученик полностью вовлечен в школьную деятельность, что достигается благодаря поощрению, повышению самооценки, ответственности за работу; приобщение к социально ориентированному творчеству во время групповых занятий и общих проектов с самостоятельно выбранными партнерами; увлеченность задачей за счет высокой мотивации к понравившейся теме; создание комфортной атмосферы, в которой у детей не возникает беспокойства, неуверенности в своих силах и страха не успеть; обеспечение психологического комфорта, чувства открытости и свободы. 2 Методические особенности развития креативного мышления обучающихся на уроках физики 2.1 Методика развития креативного мышления на уроках физики на примере изучения раздела "Оптика" Развитие научно-технического прогресса привело к информатизации мирового сообщества, разработке сложных технических устройств, таких, как персональный компьютер, цифровая фото - и видеотехника, интерактивная доска, обладающих высокой степенью наглядности. Все это оказало огромное влияние на сферу образования. На сегодняшний день обучающиеся достаточно мобильны, свободно постигают новейшие технологии, программные продукты и т. п. В связи с этим, в современном мире человек должен владеть не только определенным объемом знаний и умений, но и постоянно совершенствоваться и находить необходимую информацию, тем самым приобретая дополнительные знания. Но любой познавательный интерес формируется из любопытства, естественного интереса, толчка к познанию чего-либо нового. Далее, любопытство под действием какого-либо интересного факта или опыта, может перерасти в познавательный интерес. Но устойчивый познавательный интерес нельзя сформировать одним лишь опытом. Для этого необходим целый комплекс мер, которые необходимо применять к обучающимся. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена современными тенденциями в развитии образования и недостаточной применяемостью средств реализации технических средств в обучении физики. Применение современных технических средств обучения в наши дни становится все более актуальным. В связи с повсеместным использованием средств новых информационных технологий на производстве и в повседневной жизни очень важно научить учащихся работать с современной техникой. Умение учащихся работать с информацией на современном уровне, используя при этом традиционные источники, электронные носители информации и Интернет, позволяет учителю организовать учебный процесс и внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности. Использование средств новых информационных технологий в учебном процессе диктуется требованиями современной жизни. Ведь физика предусматривает изучение целого ряда процессов и свойств, которые важно представить наглядно, что успешно можно осуществить с помощью современных технических средств, без использования сложной техники. В качестве примера развития креативного мышления на уроке физике, была выбрана мультимедийная технология Flash. Данная технология относится к одной из интенсивно развивающихся современных мультимедийных технологий. Встроенный язык программирования, позволяет организовать интерактивность любой сложности (например проведение физического опыта и его демонстрация при различных параметрах). В рамках педагогической практики мною были проведены уроки по темам: «Геометрическая оптика. Законы геометрической оптики» в 11-х классах. В качестве контрольной группы были выбраны учащиеся 11 «А» класса, которые данную тему изучали без использования технических средств обучения. При изучении законов ГО в 11 «Б» классе были использованы ТСО, в том числе электронные приложения, разработанные мною. По результатам проведенного тестирования, учащиеся 11 «Б» класса показали наиболее высокие результаты, в сравнении с учащимися 11 «А». На рис. 1 показаны результаты тестирования. Рисунок 1 - Процентное соотношение учащихся, освоивших материал на оценки, указанные на диаграмме: а) учащиеся 11 «Б» класса; б) учащиеся 11 «А» класса. В контрольные задания были так же, кроме расчетных задач, включены качественные задания на понимание физических процессов при прохождении света через рассеянные среды. Учащиеся, изучившие данные явления с использованием анимационных роликов и параллельном объяснении учителем, справились с заданиями лучше, чем учащиеся контрольной группы. После того, как запланированные уроки были проведены, был проведен анализ качества усвоения материала класса, где использовалась технология Flash, в ходе которого были сделаны следующие выводы: Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку; Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности; Использование современных технических средств повышают эффективность обучения, поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека обучения: графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические построения; Возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. 2.2 Развитие творческого и креативного мышления на уроках физики через художественное творчество Творческая деятельность, как отмечают психологи, положительно влияет на процесс и результат обучения, а также на протекание таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание, которые под влиянием творчества приобретают особую активность и направленность. По мнению С.Л. Рубинштейна, креативность — это нечто новое, оригинальное, что при том входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства [2]. По опыту обучения учащихся физики, учебный материал по предмету такой, что надо накапливать и осмысливать знания, нарабатывать специфические навыки и умения. Мастерство учителя проявляется в том, чтобы искать новые способы, методические приемы, способствующие возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы обучающихся в процессе обучения, в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности обучающихся разнообразными. Использование творческой деятельности обучающихся на уроках физики с опорой на субъектный опыт учеников играет большую роль в формировании творческого мышления в процессе обучения, а это является одной из важных задач учителя. Наука и искусство отражают один и тот же реальный мир, но пользуясь при этом разными средствами. Наука отражает действительность в понятиях, законах, а искусство — в образах. Посещая залы музеев, зрители восхищаются чудесными картинами художников и не задумываются о том, какую роль играет физика в написании уникальных шедевров. Как бы ни далеки были между собой эти понятия: физика и живопись, однако между ними есть связь. Применяя на уроках творческие работы обучающихся по изобразительному искусству эту связь можно установить. Обучающие на отделении изобразительного искусства знают, что важным для художника живописца является владение познаниями в области цветоведения и навык применения этих познаний. Именно благодаря цвету, зритель имеет возможность ощутить всю красоту живописного произведения и воспринять реалистичность изображения. На уроках физики по-новому рассматривается понятие цвета, как свойство предметов вызывающее определенные зрительные ощущения. Эти ощущения зависят от световых волн солнечного спектра, которые отражает тот или иной предмет. Цвета, видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них спектра, и поглощать другую его часть (явление избирательного поглощения). Акварель — одна из сложнейших живописных техник красками на водной основе. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу. Обучающие на уроках физики по-новому, с использованием понятия электромагнитной волны, зависимости ее свойств от частоты, объясняют визуальную технику (сложный цвет) — как «смешивание» электромагнитных волн. Явление смачивания и взаимодействия частиц вещества можно применить для объяснения техники нанесения акварели по сухой бумаге и алла прима (живопись по сырой бумаге). Обучающиеся по новому объясняют (на основе молекулярного строения вещества) использование резервного вещества при выполнении рисунка на ткани по технике батик. Благодаря технике горячего батика обучающиеся имеют возможность продемонстрировать плавление и капиллярное явления в изобразительном искусстве. Законы оптики, динамики, молекулярной физики можно объяснить с использованием техники орнаментальной или сюжетной декоративной композиции из стекла (витраж). При помощи смешанной техники (коллаж), например использование кальки в работах, объясняется пропускная особенность различных веществ. Творческие работы, связанные с выжиганием целесообразно использовать по темам: «Теплопроводность», «Теплоемкость», «Действие электрического тока». Владение обучающимися техникой изобразительного искусства позволяет им грамотно выполнять творческое домашнее задание. Например, изобразить, как влияет атмосфера на рассеивание ЭМВ во время заката. Учащиеся, которые обучаются технике лепки, могут использовать свои скульптуры при объяснении тем: « Действие силы. Текучесть». Работы из проволочного каркаса могут служить иллюстрацией по теме: «Деформация. Виды деформации». Кинетические фигуры могут быть использованы в качестве моделей, демонстрирующих отдельные виды механического движения. С использованием кукол, созданными руками самих детей, можно обучающимся в 7 классах раскрыть парадоксальность закона инерции. Ученики, получающие музыкальное образование, владеют техникой игры на различных музыкальных инструментах. У учителя физики имеется уникальная возможность воспитать интерес к своему предмету за счет имеющихся у учеников музыкальных способностей. Привить уважение к физике, как науке, лежащей в основе научно-технического прогресса и помогающей объяснить разнообразный мир звуков. Уроки по темам: «Источники звука», «Свойства звука», « Звуковой резонанс» проводятся в актовом зале, учитель обращает внимание, что из всех окружающих звуков нас интересуют музыкальные звуки. На основе имеющихся знаний обучающиеся называют группы инструментов, в зависимости от источников звука (ударные, клавишные, духовые, струнные). Учитель обращает внимание, что это условное деление на примере пианино, колебание струн которого вызвано ударами по ним молоточков. Одновременная игра учеников на нескольких музыкальных инструментах позволяет установить различие между музыкой и шумом. Обучающие приходят к выводу, что для музыкального звука существенно, чтобы колебания происходили через равные промежутки, если колебания источника звука происходят через неправильные, неравномерные промежутки времени, то производимые ими звуки представляют в основном шум. Производится оценка действия музыкальных звуков и шума на человека. |