Главная страница

Фил_030900.62 от Агафонова Е.А.. Федеральная служба исполнения наказаний вологодский институт права и экономики


Скачать 457 Kb.
НазваниеФедеральная служба исполнения наказаний вологодский институт права и экономики
АнкорФил_030900.62 от Агафонова Е.А..doc
Дата09.05.2018
Размер457 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФил_030900.62 от Агафонова Е.А..doc
ТипДокументы
#19063
страница1 из 5
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Вологодский институт права и экономики

ФИЛОСОФИЯ



Методические материалы
для направления 030900.62 – Юриспруденция

квалификация выпускника – бакалавр

Вологда – 2012

Философия: Методические материалы для направления 030900.62 – «Юриспруденция». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 41 с.

Разработала: Н. В. Дрянных – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории
Методические материалы содержат указания по организации учебного процесса при изучении курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, примерные вопросы к экзамену. Составлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден 2011 г.)по направлению 030900.62 – «Юриспруденция» на основании утвержденного рабочего учебного плана от 20.04.2011.

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории 24 мая 2012 г., протокол № 9

Вологодский институт права

и экономики ФСИН России, 2012

ВВЕДЕНИЕ
Методические материалы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияпо направлению 030900.62 – «Юриспруденция» на основании утвержденного рабочего учебного плана от 20.04.2011.

Философия как учебная дисциплина является обязательной для специальности «Правоохранительная деятельность» и не может быть подменена каким-либо другим предметом, хотя и предполагает тесную связь с «Логикой», «Профессиональной этикой и служебным этикетом», «Историей УИС и органов юстиции», «Социологией», «Политологией».

При изучении дисциплины широко используются не только классические виды работы, но активные и интерактивные технологии, используемые как на лекциях, так и на семинарских занятиях. К таковым можно отнести: проблемные лекции с элементами визуализации, проведение семинара в диалоговом режиме, анализ проблемной ситуации, работу курсантов в диадах по составлению и решению кроссворда, дискуссии по конкретным проблемам философии, просмотр фрагмента из фильма и дальнейшее обсуждение.

Лекции по философии – дают систематическое изложение материала курса с учетом последних достижений философской мысли, в них освещаются важнейшие вопросы философии, осмысление которых способствует выработке навыков «проблемного подхода», творческого изучения философских теорий. Умение выделить и правильно сформулировать эти проблемы – важнейшее условие изучения философии.

Спецификой изучения курса является знакомство с первоисточниками, а так же анализ философских текстов с последующим их обсуждением на семинаре. Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. Это наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде.

Обязательным моментом самостоятельной подготовки курсантов должна быть работа со словарями и другой справочной литературой. Необходимо овладевать философской терминологией. Поэтому на протяжении всего курса обучения курсантам следует вести терминологический словарь. Основные понятия для словаря рас положены после каждого семинарского занятия в разделе «Понятия и термины».

В целях успешной подготовки к семинарскому занятию необходимо начать с повторения материала записанных вами лекций. Далее внимательно изучить соответствующий материал в учебных пособиях (желательно использовать не одно, а несколько учебных пособий -сравнение помогает пониманию материала и структурированию предполагаемого выступления на семинарском занятии).

Именно на семинарском занятии проверяется способность обучающегося аргументировано строить речь, умение корректно обосновывать свою точку зрения, при этом, не умаляя достоинств позиции оппонента. В процессе обсуждения ключевых проблем семинара важным моментом становится формирование опыта дискуссии, диалога, основанного на принципах взаимоуважения и компетентности.

На семинарах надлежит выступать свободно, не пользуясь или почти не пользуясь конспектами и записями. При этом полезно предварительно составить план выступления. Для более точного воспроизведения цитат из первоисточников можно обращаться к конспектам.

Задания к семинарским занятиям, каждое из которых включает перечень основных учебных и контрольных вопросов, тематика докладов, методические рекомендации по изучению темы, список учебной и дополнительной литературы, должны помочь курсантам как в самостоятельной работе.

Подготовка к семинару не должна носить одноразовый характер. Опыт показывает, что изучение материала к семинарским занятиям следует проводить минимум в два этапа. Особенности работы мозга таковы, что сложная информация, воспринятая непосредственно перед семинаром, недостаточно усвоена и находится в пассивной форме.

Поэтому систематическая подготовка – это важное условие не только хорошей готовности к семинару, но и успешного усвоения такого сложного предмета, каким является философия и подготовка к экзамену..

Проведение экзамена по курсу «Философия» как основной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры.

Важнейшие среди них: степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними; глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины; логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене; уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.

Раздел 1.

Семинар.

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.
Вопросы для обсуждения.
1. Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия.

2. Предмет, структура философии. Основные проблемы философии.

3. Философия в системе культуры. Функции философии.
Методические рекомендации.

1. Во время изучения вопроса «Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия» курсантам необходимо рассмотреть общие категории, связанные с особенностями изучения мировоззрения, а именно: уровни развития мировоззрения (обыденный, научный, глобальный), рассмотреть исторические типы глобального уровня мировоззрения (миф, религия).

2. Особого внимания заслуживает вопрос, где рассматривается «Предмет, структура философского знания. Основные проблемы философии». Для осмысления философского мировоззрения необходимым является изучение особенности предмета философии, его изменение в ходе истории методов изучения мира.

3. Изучениевопроса «Философия в системе культуры. Функции философии» следует начать с выяснения места философии среди других наук. Необходимо показать ее связь, как с гуманитарными, так и с правовыми дисциплинами. При самостоятельной подготовке к семинарскому занятию выделите такие функции философии как мировоззренческую, гносеологическую, методологическую, критическую, воспитательную, прогностическую.
Вопросы для самопроверки.

1. Как соотносятся философия и мировоззрение?

2.Какие исторические типы мировоззрения сложились в процессе общественно-исторического развития? Что общего между ними и чем они отличаются друг от друга?

3. Было ли возникновение философии исторической необходимостью? Если да, то чем была обусловлена эта необходимость?

4. Назовите основные функции философии и раскройте их содержание.

5. Можно ли согласиться с высказыванием Г. В. Ф. Гегеля о том, что философия является духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи? Дайте обоснование своей точки зрения на роль философии в духовной жизни современного общества.
Темы сообщений.

1. Возникновение и основные особенности мифологического мировоззрения.

2. Сущность и особенности религиозного мировоззрения, его возникновение и эволюция.

3. Истоки и рождение философско-теоретической мысли.

4. Проблемы взаимодействие УИС с религиозными концессиями на рубеже XX-XXI в.

5.Роль философского мировоззрения в решении профессиональных задач сотрудника УИС.

6. Особенность правового мировоззрения.
Понятия и термины.

Мировоззрение, миф, религия, философия, виды материализма, объективный и субъективный идеализм, дуализм, скептицизм, агностицизм.

Задание для самостоятельной работы.

1.Составить терминологический словарь, записав основные понятия в тетрадь.
Основная литература.

  1. Алексеев П. В. История философии: учебник – М.: Проспект, 2010. – 240 с.

  2. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 561 с.

  3. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2010. – 672 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ [науч. ред. М. С. Ковалева, Е. И. Лакирева, Л. В. Литвинова [и др.]]. – М.: Мысль. В 4-х т.: А-Д. – 2010. – 744 с.
Дополнительная литература.

1.Афанасьева О. В. Нужна ли философия современному специалисту? // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 5. – С. 314–327.

2. Груздева Е. Н., Калмыкова В. В. «Властелин колец» как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества // Вопросы философии. – 2011. – № 8.

3. Малахов В. А. Философия и время: вектор сопротивления // Вопросы философии. – 2011. – № 1.

  1. http://ihtik.lib.ru/philosbook_29sept2006/ Электронная библиотека, содержит книги по философии, материалы Института Философии РАН, учебные материалы по различным гуманитарным дисциплинам и отраслям наук, сборники материалов конференций, статьи, доклады, тезисы по философским наукам.

Семинар.

Философия Древнего мира.
Вопросы для обсуждения.

1. Основные школы Древнеиндийской философии.

2. Даосизм как философское и религиозное учение.

3. Конфуцианство – школа авторитарной власти.

4. Натурфилософский этап развития Древнегреческой философии.

5. Классическая философия Античности (Сократ, Платон, Аристотель).

6. Основные идеи Платона. Анализ диалогов Платона с последующим обсуждением (Государство, Парменид ).

7. Эллинистический этап древнегреческой философии (кинизм, эпикуризм, стоицизм, скептецизм).

Методические рекомендации.

1. Изучение вопроса «Основные школы Древнеиндийской философии» следует начать с рассмотрения особенностей, этапов и специфики Древнеиндийской философии. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Эта тема обширна, поэтому предполагает тщательное изучение Ведического периода. Отдельно необходимо прочитайте тексты и гимны Вед. Особое внимание следует уделить философии Буддизма. Курсантам следует проанализировать основные факторы становления Буддизма, раскрыть сущность этих факторов и степень их влияния их на формирование древнеиндийской культуры и цивилизации.

2. Вопрос «Даосизм как философское и религиозное учение» предполагает изложение процесса зарождения и становления Даосизма. Необходимо отразить особенности его развития, роль даосизма в китайской культуре

3. Ответ на вопрос «Конфуцианство – школа авторитарной власти» следует начать с исторических предпосылок возникновения Конфуциантства, и далее раскрыть его содержание.

4. В подготовке к последнему вопросу «Натурфилософский этап развития Древнегреческой философии» следует обратить внимание на особенности философии Древней Греции. Особо выделяя основные проблемы и школы натурфилософского периода (милетская, пифагорейская, атомистическая и др.).

5. «Классическая философия Античности» - период древнегреческой философии представлен именами Сократа, Платона и Аристотеля. Для более полного понимания проблем, необходимо сравнить основные идеи Сократа и софистов (платных учителей мудрости). Подумайте, какой смысл вкладывали софисты в сформулированный ими принцип: «Человек есть мера всех вещей»? Прокомментируйте приписываемое Аристотелю высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже».

6. В данном вопросе проанализировав «Основные идеи Платона», особое внимание, уделяя диалогу «Государство», курсантам следует разделиться по двое или трое в группы, анализируя вопросы, предложенные в отрывках диалога Платона «Государство» и «Парменид». Для самостоятельной работы курсантам необходимо прочитать, предложенный диалог и ответить на вопросы.

7. Последний вопрос отражает «Эллинистический этап древнегреческой философии», который представлен такими школами как кинизм, эпикуризм, стоицизм, скептецизм. Курсантам нужно дать определение эллинистической философии, причины и основные позиции ее отделения от античной философии классического периода. В свою очередь следует отличать эллинистическую философию от зарождающейся христианской теоретической мысли - каковы условия и параметры такого различения.
Вопросы для самопроверки.

1. Какие важнейшие источники древневосточной философии Вам известны?

2. Каким образом рассматривалась проблема кругооборота бытия в философско-религиозных учениях Древней Индии?

3. Как отражалась идея вечного возвращения в древнекитайской философии?

4. Почему понятие «Дао» наполнилось разным содержанием в конфуцианстве и даосизме?

5. Как Парменид решал проблему соотношения бытия и небытия?

6. В чем суть атомистической концепции бытия?

7. Как Платон понимал истинное бытие?

8. Каким образом Аристотель обосновывал свое учение о действительности как единстве материи и формы?

9. Какую часть философии Эпикур считал учением о способах постижения счастья? Как он обосновал роль страданий и удовольствий в жизни человека?

10. В каком учении эллинистического периода и каким образом отрицались основные ценности той эпохи?

11. Как понимали стоики призыв жить в согласии с природой?
Темы сообщений.

1. Проблемы смысла человеческой жизни в учениях Древней Индии и Древнего Китая.

2. Сравнительный анализ философских учений Гераклита и Парменида.

3. Софистика как этап в развитии древнегреческой философии.

4.Мифологические компоненты в космологических представлениях Платона

5. Тема любви в античной философии.

6. Метафизика Аристотеля как учение о сверхчувственном мире.

7. Этическое учение Сенеки.


Понятия и термины.

Автаркия, апейрон, апории, архе, аскетизм, апайдеусия, атараксия, атман, атом, брахман, бытие, гедонизм, гиле, гилозоизм, гомеомерии, даймонион, Дао, демиург, детерминизм, дэ, Единое, «жень», индетерминизм, иррационализм, карма, кинизм, космополит, космоцентризм, логос, майевтика, метапсихоз, мировая душа, макрокосм, микрокосм, мировой ум, мокша, небытие, нирвана, первосубстанция, рационализм, реинкарнация, релятивизм, сансара, сенсуализм, скептицизм, софистика, стоицизм, субстрат, «увэй», Упанишады, фатализм, форма, хора, эвдемонизм, эйдосы, эклектика, эманация, энтелехия, эпикуреизм, эристика.
Основная литература.

          1. Алексеев П. В. История философии: учебник – М.: Проспект, 2010. – 240 с.

          2. Губин В. Д.  Философия: актуальные проблемы: учебное пособие / В. Д. Губин. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2009. – 367 с.

          3. Грядовой, Д. И. История философии. Древний мир. Античность: учебник. Кн. 1 / Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.– 463 с.

          4. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 561 с.

          5. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2010. – 672 с.

Дополнительная литература.

1. Бурмистров С. Л. Человек в веданте и неоведантизме // Человек. – 2009. – № 1. – С. 117–130.

2. Ван Фан. Кто такой Конфуций? // Китай. – 2010. – № 3. – С. 22–24

3. Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. – М.: Восточная литература, 2009. – 950 с.

4. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы) / сост. и общ. ред. М. С. Петровой. – М.: Кругъ, 2010. – 736 с.

5. Крушинский А. А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – С. 104–108.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ [науч. ред. М. С. Ковалева, Е. И. Лакирева, Л. Литвинова [и др.]]. – М.: Мысль.  В 4-х т.: А-Д. – 2010. – 744 .

7. Платон.  Диалоги / Платон. – М.: Эксмо. Кн.4. – 2009. – 1360 с.

8. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.

9. Яковлев А. И. Учение Платона о сознании // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 4. – С. 43–54.

10. http://www.philosophy.ru/ Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники, госстандарты по философским дисциплинам, регулярно пополняется новыми материалами.

11. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.
Задание на самостоятельную работу.

Платон «Государство». Модель идеального государства (утопия).

Книга четвертая (отрывки).

«Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом; а вслед за тем мы рассмотрим государство, ему противоположное. [...] И пока государство управляется разумно, как недавно и было нами постановлено, его мощь будет чрезвычайно велика; я говорю не о показной, а о подлинной мощи, если даже государство защищает всего лишь тысяча воинов. Ни среди эллинов, ни среди варваров нелегко найти хотя бы одно государство, великое в этом смысле, между тем как мнимо великих множество и они во много раз больше нашего государства. [...] Четыре добродетели идеального государства. [...] Ясно, что оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. [...]

Значит, государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию.

Это не так, как с мужеством или мудростью: те, присутствуя в какой-либо одной части государства, делают все государство соответственно либо мужественным, либо мудрым; рассудительность же в государстве проявляется по-иному: она пронизывает на свой лад решительно все целиком; пользуясь всеми своими струнами, она заставляет и те, что слабо натянуты, и те, что сильно, и средние звучать согласно между собою, если угодно, с помощью разума, а то и силой или, наконец, числом и богатством и всем тому подобным, так что мы с полным правом могли бы сказать, что эта вот согласованность и есть рассудительность, иначе говоря, естественное созвучие худшего и лучшего в вопросе, о том, чему надлежит править и в государстве, и в каждом отдельном человеке. [...] А рассудительным, мужественным и мудрым мы признали государство вследствие соответствующего состояния и свойств представителей этих же самых сословий».
Вопросы для обсуждения в диадах.

1. Какими качествами должна обладать правящая элита в «идеальном государстве»?

2. Как сформировать такую элиту (механизмы отбора)?

3.Что является причиной перехода от одного вида государства к другому?

4.Как вы понимаете высказывание: «Демократия невозможна без свободы, но свобода делает невозможной демократию»?

Семинар.

Философия средневековья и эпохи Возрождения.
Вопросы для обсуждения.

1. Становление, основные принципы и особенности средневековой Западно-европейской философии.

2. Византийско–православная ветвь средневековой философии, особенности, представители.

3. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

4. Натурфилософия эпохи Возрождения.

5. Политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли).

6. Реформация.

Методические рекомендации.

1.В ходе работы над вопросом «Становление, основные принципы и особенности средневековой Западно-европейской философии» необходимо вычленить основные принципы, этапы развития религиозно-философского мировоззрения. Следует рассмотреть особенности этапов патристики и схоластики. Начать изучение вопроса следует с выяснения основных положений средневековой философии (теоцентризм, креационизм, провиденциализм). Затем, необходимо выяснить, как решалась проблема соотношения веры и разума в христианской философии на различных её этапах. Для более полного изложения проблемы можно подготовить доклад с мультемедийной презентацией «Свобода воли и детерминизм в религиозных учениях средневековья».

2. Вопрос «Византийско–православная ветвь средневековой философии» рассматривает особенности восточной ветви, так как в отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция. Следует проследить процесс зарождения данного феномена. Желательно при подготовке найти небольшие фрагменты философских текстов в качестве иллюстрации основных идей таких ярких представителей византийской философии как Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослова, Иоанна Дамаскина.

3. Следует отметить, что вопрос «Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения» раскрывает уникальную ситуация в истории человечества, где философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего, эти тенденции проявились в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали. Поэтому курсанты должны изначально точно определить терминологию данного периода. Разобравшись в проблеме вопроса можно подготовить выступление с презентацией по теме «Проблемы человеческой индивидуальности Э. Роттердамский, Б. Телезио».

4. «Натурфилософия эпохи Возрождения» - период философии представлен именами Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей. Изучая проблемы, поставленные данными авторами, объясните, какие положения натурфилософии Возрождения оказались несовместимыми с догматами христианского мировоззрения.

5. В вопросе «Политическая философия эпохи Возрождения» следует показать процесс становления сильного государства и государственной власти на примере работы «Государь» Н. Макиавелли. Курсантам надлежит отметить, какую смысловую нагрузку получил впоследствии термин «макиавеллизм», а так же необходимым выступает и сравнительная характеристика концепции закона Н. Макиавелли и М. Монтеня.

6. Последний вопрос посвящен выявлению предпосылок формирования феномена «Реформация», которые утвердятся на стыке эпохи Возрождения и Нового времени (XVII-XVIII вв.). Для решения данной задачи необходимо обратиться к тому вкладу, который внесли М. Лютер, Т. Мюнцер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.
Вопросы для самопроверки.

  1. Сформулируйте основные принципы религиозно-философского мировоззрения.

  2. Как решалась в средние века проблема соотношения веры и разума?

  3. Дайте сравнительную характеристику апологетики, патристики и схоластики.

  4. Назовите основные проблемы, поставленные христианской философией.

  5. Сформулируйте ценностные ориентации христианства.

  6. Назовите особенности русской средневековой философии.


Темы сообщений.

1. Социокультурные предпосылки становления христианства.

2. «Свобода воли и детерминизм в религиозных учениях средневековья».

3. Средневековая философия мусульманского Востока. Авиценна.

4. Свобода воли и детерминизм в религиозных учениях Средневековья.

5. Проблемы человеческой индивидуальности Э. Роттердамский, Б. Телезио».

6. Антропоцентризм философии Возрождения.

7. Протестантизм – буржуазная версия христианства. М.Лютер, Ж.Кальвин.
Понятия и термины.

Апологетика, апофатическая теология, катафатическая теология, концептуализм, креационизм, номинализм, патристика, провиденциализм, реализм, схоластика, теизм, теория «двух истин», теодицея, теоцентризм, томизм, универсалии, экзегетика, эсхатология, «Абсолютный максимум», антропоцентризм, гелиоцентризм, геоцентризм, гилозоизм, гуманизм, пантеизм натуралистический и мистический (панентеизм), Ренессанс, утопия.
Задание для самостоятельной работы.

1.Составить терминологический словарь, записав основные понятия в тетрадь.
Основная литература.

1. Алексеев П. В. История философии: учебник – М.: Проспект, 2010. – 240 с.

2. Губин В. Д.  Философия: актуальные проблемы: учебное пособие / В. Д. Губин. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2009. – 367 с.

3. Грядовой, Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник. Кн. 2 / Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 455 с.

4.Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 561 с.

5.Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, 2010. – 672 с.

Дополнительная литература.

  1. Августин Аврелий. Книга Х [О самопознании ума] // Человек. – 2005. – № 4. – С. 81–98.

  2. Батиев Л. В. О соотношении права и морали в античной и раннесредневековой философии // Новая правовая мысль. – 2009. – № 2. – С. 46–50.

  3. Белялетдинов Р. Р. Человек и слово в средние века // Человек. – 2008. – № 6. – С. 67–69.

  4. Вдовина Г. В.   "Моральное бытие" и лингвистические знаки в постсредневековой схоластике // Вопросы философии. – 2008.– № 12. – С. 130–41.

  5. Девятова С. В., Купцов В. И. Судьба учения Н. Коперника // Вопросы философии. – 2011. – № 1.

  6. Жданов П. С. Общественный идеал в русской религиозной философии права (конец XIX- начала XX в.) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2009. – № 5. – С. 162–172.

  7. Курмангалиева Г. К. Аль-Фараби и интеллектуально-духовные искания исламского средневековья // Вопросы философии. – 2008. – № 10. – С. 128–139.

  8. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.

  9. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.

  10. http://ihtik.lib.ru/philosbook_29sept2006/ Электронная библиотека, содержит книги по философии, материалы Института Философии РАН, учебные материалы по различным гуманитарным дисциплинам и отраслям наук, сборники материалов конференций, статьи, доклады, тезисы по философским наукам.

  1   2   3   4   5


написать администратору сайта