Главная страница

Курсовая работа по дисциплине Педагогика. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал


Скачать 85.65 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный университет борисоглебский филиал
АнкорКурсовая работа по дисциплине Педагогика
Дата17.10.2020
Размер85.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_v2_1.docx
ТипКурсовая
#143543
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Сущность духовно-нравственного воспитания Отформатировать


Разъясним понятия воспитание, мораль, духовность, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова [23].

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Духовность-духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Возрождение духовности общества. Высокая степень духовности определяет здоровье нации.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, навыками, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе со всем, что идет вразрез с моральными принципами, принятыми в общество. Согласно определению В. А. Сухомлинского, сущность процесса нравственного воспитания заключается в том, что нравственные идеи становятся достоянием каждого учащегося, они трансформируются в нормы и правила поведения. В. А. Сухомлинский рассматривал основное содержание нравственного воспитания как формирование таких личностных качеств, как идеология, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой [28].

Духовно-нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» [11].

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине» [39], – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  1. Мотивационно-побудительный;

  2. Эмоционально-чувственный;

  3. Рациональный или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих сущность нравственного мира человека.

Уровень мотивационного стимулирования содержит причины для действий, потребностей и моральных убеждений. Моральное воспитание правильно только тогда, когда оно основано на поощрении развития ребенка, когда ребенок сам активно участвует в его нравственном развитии, то есть когда он хочет быть хорошим. Этот уровень является наиболее важным, именно здесь источники человеческого поведения укоренены, осуждены или одобрены людьми и обществом, принося добро или зло, добро или зло.

Сенсорно-эмоциональный уровень состоит из моральных чувств и эмоций. Эмоции, как вы знаете, являются положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. д.) И отрицательными (гнев, зависть, гнев, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится [15].

Нужно воспитывать в детях все элементы своего нравственного мира. Все важно: гармония нравственного мира человека, залог его добродетелей обеспечиваются только всеми его условиями, но нравственные потребности направляют его. Моральные потребности - самые благородные и самые человеческие – не даны природой, они должны быть высокими, без них высокая духовность, доброта невозможна.

«Настоящим человеком становится только тот, – писал В. А. Сухомлинский, – у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков» [29].

Моральная среда необходима для возникновения моральной потребности ребенка. Такая среда должна быть хорошим миром для семьи или другой среды.

Ребенок, который даже не может говорить, не осознает речи и действий взрослых, он понимает, «захватывает» моральную атмосферу семейного окружения и реагирует по-своему. Самодовольство, спокойная, сердечная речь, спокойный тон общения - хороший и необходимый фон для формирования нравственных потребностей ребенка и, наоборот, плача, грубых интонаций - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы моральных потребностей насыщены чувствами и эмоциями.

Моральные нужды начинаются:

1. С отзывчивостью, под которой мы подразумеваем способность человека понимать ситуацию или состояние другого человека.

Респондента обычно называют чутким, ласковым. Реакция - это весь спектр чувств - сострадание, сострадание, сострадание. Необходимо развить у ребенка способность реагировать до того, как возникнет идея добра, зла, долга и других понятий.

  1. Следующим наиболее важным элементом моральных потребностей является моральное отношение, которое можно сформулировать следующим образом: «Не причиняй никому вреда, но приноси максимальную пользу». Это должно возникнуть в уме ребенка с того момента, как он начинает говорить. При таком подходе ребенок всегда будет стремиться к добру, в котором преодолевается врожденный эгоизм или эгоцентризм.

3. Обобщенное нравственное отношение можно охарактеризовать как любовь к людям, природе. По мере развития сознания оно превращается в любовь к Родине, к своим людям.

Моральное отношение ребенка должно постоянно воспитываться словом и делом, примером и объяснением, используя магическую силу искусства и живой мир природы.

3. И последний, важный структурный элемент нравственных потребностей – способность к активной доброте и непримиримости ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей на всем примере жизни взрослой семейной среды, и поэтому важно, чтобы последняя не отличала слово от дела. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму» [14].

Нужно начать формировать осознание, чтобы ребенку стало стыдно.

Следующий этап формирования вашей совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральная ответственность и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть связаны с качеством личности - вина в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Осознание ребенком сути понятия «совесть» подготавливается всем нравственным воспитанием семьи. И моральные нужды здесь играют важную роль, потому что угрызения совести особенно серьезны в случаях несправедливости по отношению к человеку, осознания того, что вы причинили кому-то вред, вредите, чувствуете себя плохо, и в этом виновник.

Основная задача родителей - привить своим детям глубокое и надежное понимание сознания, чтобы оно стало ощущением, частью духовного мира.

  1. Это элементы моральных потребностей. Их знания помогут родителям воспитывать детей с добрыми и счастливыми людьми, которые приносят пользу обществу.

  2. Моральные потребности человека тесно связаны с моральными чувствами, которые также являются мотивом человеческого поведения. Это сострадание, сострадание, сострадание, самоотверженность.

  3. Воспитание развитых духовных и нравственных потребностей – главная задача родителей. Задача вполне выполнима. Родители должны осознавать важность этой задачи.

Развивайте эти духовные и моральные потребности внутри себя, когда совершенствование длится всю жизнь. Родители, которые хотели бы воспитывать своих детей не спонтанно, а сознательно, должны начать анализировать образование своих детей, анализируя себя, анализируя свои личные качества. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Преподавателю труднее работать с подростками. Это очень сложный возраст. Педагоги и психологи должны понимать множество проблем в подростковом возрасте. Одной из важнейших особенностей подросткового возраста является развитие нравственного сознания: моральных представлений, концепций, убеждений, ценностных суждений, с помощью которых подросток начинает руководствоваться в своем поведении. В зависимости от нравственного опыта, который получает подросток, от вида нравственной деятельности, которую он осуществляет, его личность будет формироваться. В этом возрасте дети подвергаются особому риску стать жертвами неадекватного образования.

Однако родители не всегда так слепы с педагогической точки зрения. Многие отцы и матери, которые «чувствуют» себя в критической ситуации, обращаются к учителям за помощью и прислушиваются к их советам.

Прежде чем начать разговор с родителями, вам необходимо определить социальные и психологические факторы семьи, которые являются образовательными (образовательный потенциал семьи). По мнению социологов, образовательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальная и жилищная безопасность, культурный и образовательный уровень родителей, морально-психологический климат, авторитет отца и матери в детях и доверие детей к родителям. Единство требований в семье.

В связи с этим, недостатки в образовании родителей могут быть вызваны следующими причинами:

  1. Неполная семья;

  2. Наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

  3. При полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;

  4. Излишняя порочная родительская любовь и т. п.



1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта