Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Что имеет в виду под бытием, в отличие от Ф. Энгельса, Н. Бердяев и почему, согласно его точке зрения, «бытие исчезает и недоступно познанию»

  • Почему ленинское определение материи, данное в работе «Материализм и эмпириокритицизм», считается в материализме философским Попытайтесь подвергнуть критике логику построения этого определения

  • Чья позиция (Локка или Ленина) в понимании государства вам в большей степени импонирует Обоснуйте свое решение

  • О каком понимании общества идет речь в следующем утверждении и кто его автор Попытайтесь подвергнуть критике данный тезис

  • На основании следующего утверждения О. Шпенглера в работе «Закат Европы» обоснуйте противоречивость его теории локальных культур

  • Почему, по мнению Н. Бердяева, в могущественной Германии никогда уже не будет ни Гете, ни великих идеалистов и романтиков

  • Что имеет в виду под сущностью человека Н. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»

  • Исходя из значения понятий «сущность» и «явление», обоснуйте, кто более корректен в своем утверждении: К. Маркс или Н. Бердяев

  • Попытайтесь обосновать и опровергнуть следующие дефиниции свободы

  • Попытайтесь обосновать и опровергнуть следующие определения смысла жизни

  • Объясните смысл следующего высказывания М. Шелера в работе «Положение человека в космосе»

  • Объясните иными словами, что пытается сказать З. Фрейд в следующем фрагменте из работы «Я и Оно». Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие его тезис

  • На основании фрагмента из работы М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию» сформулируйте лаконичное определение сознания как свидетельства и приведите свои примеры последнего

  • На материале художественной, философской и прочей литературы приведите два, три примера несовпадения полей сознания, о котором говорит М.К. Мамардашвили

  • Сформулируйте ряд аргументов, опровергающих материалистическое понимание истины, данное в философской энциклопедии

  • Определите концепцию истины, критикуемую М. Хайдеггером в работе «Разговор на проселочной дороге». Сформулируйте аргументы критики и попытайтесь ответить на вопрос, поставленный в конце фрагмента

  • К какому направлению в понимании истины примыкает К. Поппер в работе «Логика и рост научного знания» Попытайтесь опровергнуть утверждение К. Поппера

  • Сборник задач. Филиал алтгу в г. Славгороде


    Скачать 239 Kb.
    НазваниеФилиал алтгу в г. Славгороде
    АнкорСборник задач.doc
    Дата10.04.2018
    Размер239 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСборник задач.doc
    ТипДокументы
    #17869
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Каким образом последовательное провидение тезиса австрийского физика и философа Э. Маха о том, что мир есть комплекс наших ощущений, может привести к солипсизму и агностицизму?



    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

    ФИЛОСОФИИ


    1. Что понимает под бытием Ф. Энгельс в его работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии?:

    «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснять сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру» (42, 382).


    1. Что имеет в виду под бытием, в отличие от Ф. Энгельса, Н. Бердяев и почему, согласно его точке зрения, «бытие исчезает и недоступно познанию»?:

    «(…) Гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что субъект не оказывается бытием и объект не оказывается бытием. Бытие исчезает и недоступно познанию. Противоположение познания бытию означает выключение познания из бытия. Познающий не есть бытие, ему лишь противостоит бытие, как объект познания. Но так как познающий не приобщен к тайне бытия и не находится в нем, то бытие стоит перед ним, как совершенно чуждое. Объективированное и есть чуждое. Об объектах образуют понятия, но к объектам не может быть приобщения, того, что Леви-Брюль называет participaition (соучастием – В.Ф.). В объекте нельзя схватить неповторимо индивидуального, можно схватить лишь общее и потому всегда остается отчужденность. Объективированное бытие не есть уже бытие, оно препарировано субъектом для целей познания» (2, 225).


    1. Почему ленинское определение материи, данное в работе «Материализм и эмпириокритицизм», считается в материализме философским? Попытайтесь подвергнуть критике логику построения этого определения:

    «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (27, 140).


    1. Чья позиция (Локка или Ленина) в понимании государства

    вам в большей степени импонирует? Обоснуйте свое решение:

    Локк Д.:

    «Государство, по-моему – это общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ. Гражданскими благами я называю жизнь, свободу, телесное здоровье и отсутствие физических страданий, владение внешними вещами, такими как земля, деньги, утварь и т. д.» (33, 94).

    Ленин В.И.:

    «Всякое государство есть особая сила подавления угнетенного класса. Поэтому всякое государство несвободно и ненародно» (34, 21).


    1. О каком понимании общества идет речь в следующем утверждении и кто его автор? Попытайтесь подвергнуть критике данный тезис:

    «(…) сознание человека никогда не может быть чем-либо иным как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни» (35, 25).


    1. На основании следующего утверждения О. Шпенглера в работе «Закат Европы» обоснуйте противоречивость его теории локальных культур:

    «Вместо монотонной картины линейно-образной всемирной истории, держаться за которую можно только, закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает свой материал – человечество – свою собственную форму, и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть» (40, 56).


    1. Почему, по мнению Н. Бердяева, в могущественной Германии никогда уже не будет ни Гете, ни великих идеалистов и романтиков?:

    «Культура всегда бывала великой неудачей жизни. Существует как бы противоположность между культурой и «жизнью». Цивилизация пытается осуществлять «жизнь». Она создает могущественное германское государство, могущественный капитализм и связанный с ним социализм; она осуществляет волю к мировому могуществу и мировой организации. Но в этой могущественной Германии, империалистической и социалистической, не будет уже Гете, не будет великих германских идеалистов, не будет великих романтиков, не будет великой философии и великого искусства, - все станет в ней техническим, технической будет и философская мысль (в гносеологических течениях)» (41, 165).


    1. Что имеет в виду под сущностью человека Н. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»?:

    «Глубинное «я» человека связано с духовностью. Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности. Человек должен все время совершать творческий акт в отношении к самому себе. В этом творческом акте происходит самосозидание личности. Это есть постоянная борьба с множественностью ложных «я» в человеке. … Кровь, наследственность, раса имеют лишь феноменальное значение, как и вообще биологический индивидуум. Дух, свобода, личность имеют ноуменальное значение» (31, 54-55).


    1. Исходя из значения понятий «сущность» и «явление», обоснуйте, кто более корректен в своем утверждении: К. Маркс или Н. Бердяев?:

    Маркс К. «Тезисы о Фейербахе»:

    «Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (36, 2).

    Бердяев Н.А. «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»:

    «Социологи утверждают, что человеческая личность формируется обществом, социальными отношениями, что организованное общество есть источник высшей нравственности. Но извне идущее социальное воздействие на человека требует приспособления к социальной обыденности, к требованиям государства, нации, установившимся правам. Это ввергает человека в атмосферу полезной лжи, охраняющей и обеспечивающей. Пафос истины и правды ведет человека к конфликту с обществом. Наиболее духовно значительное в человеке идет совсем не от социальных явлений, не от социальной среды, идет изнутри, а не извне» (31, 55).


    1. Попытайтесь обосновать и опровергнуть следующие дефиниции свободы:

    • Свобода – это осознанная необходимость (Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс и др.);

    • Свобода – это право выбора поступка (Н. Огарев, А. Толстой и др.);

    • Свобода – это независимость от чего-либо, «исключительная возможность действовать» (Ф. Вольтер, Н. Бакунин и др.);

    • Свобода – в творческом трансцендентном прорыве (Н. Бердяев);

    • Свобода – в бунте (А. Камю);

    • Свобода – в спонтанной творческой активности личности, то есть, в оптимальной бескомпромиссной реализации сущности личности и ее возможностей в обществе (Э. Фромм);




    1. Попытайтесь обосновать и опровергнуть следующие определения смысла жизни:

    • Смысл жизни – в борьбе за светлое будущее (Н. Островский);

    • Смысл жизни – в самосовершенствовании (Л.Н. Толстой);

    • Смысл жизни – в материальном благополучии;

    • Жизнь бессмысленна (А. Шопенгауэр).




    1. Объясните смысл следующего высказывания М. Шелера в работе «Положение человека в космосе»:

    « Животное и слышит, и видит – не зная, что оно слышит и видит (…). (…) человек – это существо, превосходящее самого себя и мир» (39, 56, 60).


    1. Объясните иными словами, что пытается сказать З. Фрейд в следующем фрагменте из работы «Я и Оно». Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие его тезис:

    «Легко убедиться в том, что «Я» является измененной частью «Оно». (…). Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «Оно», заменить принципом реальности» (38, 362).



    1. На основании фрагмента из работы М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию» сформулируйте лаконичное определение сознания как свидетельства и приведите свои примеры последнего:

    «Сознание – это, прежде всего, сознание иного. Не в том смысле, что мы сознаем, видим другой предмет, а в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Как белке, которая соскочила бы с известного колеса и со стороны вдруг посмотрела бы на это колесо. Это и есть сознание как свидетельство. То есть я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности» (32, 42).


    1. На материале художественной, философской и прочей литературы приведите два, три примера несовпадения полей сознания, о котором говорит М.К. Мамардашвили:

    «Даже из нашего опыта мы знаем, что другой человек понимает тебя, если уже понимает. Понимание случается тогда, когда помимо ряда словесно-знаковых форм присутствует дополнительный эффект сосуществования двух точек какого-то «поля». И тогда мы узнаем, что если кто-то не понимал того, что ему говорится, то уже не поймет, как бы ему не объясняли» (32, 82).


    1. Сформулируйте ряд аргументов, опровергающих материалистическое понимание истины, данное в философской энциклопедии:

    «Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческих ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий, проверенных общественной практикой» (29, 345).


    1. Определите концепцию истины, критикуемую М. Хайдеггером в работе «Разговор на проселочной дороге». Сформулируйте аргументы критики и попытайтесь ответить на вопрос, поставленный в конце фрагмента:

    «О согласованности мы говорим в разном значении. Например, о лежащих на столе двух пятимарковых монетах мы можем сказать: они одинаковы. Обе монеты сходятся в одном: в том, как они выглядят. Поэтому общим для них является их внешний вид, и, следовательно, они в этом отношении подобны. Далее мы говорим о согласованности в том случае, когда мы, например, высказываем суждение относительно одной из наличных пятимарковых монет: эта монета круглая. Здесь высказывание согласуется с вещью. Теперь существует отношение не между вещью и вещью, а между высказыванием и вещью. Но в чем же следует искать согласованность между вещью и высказыванием, если то и другое явно отличны друг от друга? Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не является вещественным. Монета – круглая. Высказывание же вообще не имеет пространственного характера. На монету можно что-то купить. Высказывание о ней никогда не бывает платежным средством. Но, несмотря на все различия того и другого, приведенное высказывание, как истинное, согласуется с монетой. И это совпадение, согласно обычному пониманию истины, считается сходством. Каким образом нечто совершенно непохожее, т. е. высказывание, оказывается приравненным к монете?» (30, 13).


    1. К какому направлению в понимании истины примыкает К. Поппер в работе «Логика и рост научного знания»? Попытайтесь опровергнуть утверждение К. Поппера:

    «Однако на вопрос Понтия Пилата (что есть истина – В. Ф.) можно ответить просто и убедительно, хотя такой ответ вряд ли удовлетворить нашего скептика. Ответ этот заключается в следующем: утверждение, суждение, высказывание или мнение истинно, если, и только если, оно соответствует фактам.( …). Действительно, ответ на этот вопрос нетруден – и это неудивительно, особенно если учесть тот факт, что любой судья предполагает наличие у свидетеля знания того, что означает истина (в смысле соответствия фактам). (…). Высказывание «Смит вошел в ломбард чуть позже 10.15» соответствует фактам, если, и только если, Смит вошел в ломбард чуть позже 10.15» (2, 657).


    1. Какой принцип проверки истинности утверждений предлагает Б. Рассел в работе «Человеческое познание»? Отличается ли концепция истины, предлагаемая Б. Расселом от концепции истины, утверждаемой К. Поппером в предыдущей задаче?:

    « «Факт», в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю «фактом». Солнце – факт, переход Цезаря через Рубикон был фактом; если у меня болит зуб, то моя зубная боль есть факт. Если я что-нибудь утверждаю, то акт моего утверждения есть факт, и если это утверждение истинно, то имеется факт, в силу которого оно является истинным, однако этого факта нет, если оно ложно. Допустим, что хозяин мясной лавки говорит: «Я все распродал, это факт», - и непосредственно после этого в лавку входит знакомый хозяину покупатель и получает из-под прилавка отличный кусок молодого барашка. В этом случае хозяин мясной лавки солгал дважды: один раз, когда он сказал, что все распродал, и другой – когда сказал, что эта распродажа является фактом. Факты есть то, что делает утверждение истинными или ложными» (2, 643).


    1. Как вы думаете, что имеет в виду Х.-Г. Гадамер в работе «Истина и метод. Основы философской герменевтики» под «теоретико-познавательной схематизацией», «внутренней историчностью опыта», «историческими моментами»? Приведите примеры, раскрывающие внутреннюю историчность опыта:

    «Понятие опыта относится, на мой взгляд, - как бы парадоксально это не звучало – к числу наименее ясных понятий, какими мы располагаем. Поскольку в индивидуальной логике оно играет для наук о природе ведущую роль, оно было подвергнуто теоретико-познавательной схематизации, которая, как мне кажется, обедняет его изначальное содержание. Напомню о том, что уже Дильтей упрекал английских эмпириков в недостатке исторического образования. Нам – а ведь мы сами упрекали Дильтея в неосознанном колебании между мотивами «философии жизни» и научно-теоретическими мотивами – подобная критика кажется половинчатой. Действительный недостаток предшествующей теории опыта – и к Дильтею это тоже относится – состоит в том, что она целиком ориентирована на науку и потому упускает из виду внутреннюю историчность опыта. Цель науки заключается как раз в такой объективации опыта, чтобы в нем не оставалось никаких исторических моментов» (43, 409).

    ЛИТЕРАТУРА

    1. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. М., 1990.

    2. Мир философии. Книга для чтения в 2-х ч. М., 1991. Ч. 1.

    3. Платон. Федон //Собрание сочинений в 4-х т. М., 1993. Т. 2.

    4. Фейербах Л. Сочинения в 3-х т. М., 1972. Т. 2.

    5. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1.

    6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

    7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Душанбе, 1988.

    8. Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск, 1999.

    9. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

    10. Антология мировой философии в 4-х т. М., 1969. Т. 1. Ч. 2.

    11. Секст Эмпирик. Против ученых //Соч. в 2-х т. М., 1976. Т. 1.

    12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

    философов. М., 1979.

    1. Эпиктет. В Чем наше благо //Древнеримская философия. От

    Эпиктета до Марка Аврелия. Москва-Харьков, 1999.

    1. Марк Аврелий. Наедине с собой //Древнеримская философия.

    От Эпиктета до Марка Аврелия. Москва-Харьков, 1999.

    1. Цицерон. О природе богов //Философские трактаты. М., 1985.

    2. Ошеров С.А. Сенека. От Рима к миру // Сенека Л. Нравственные

    письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

    1. Бэкон Ф. Новый органон //Соч. в 2-х т. М., 1977-1978. Т. 2,

    2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой

    разум и отыскивать истину в науках //Соч. в 2-х т. М., 1989. Т. 1.

    1. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990. Т. 2.

    2. Локк Д. Опыт о человеческом разумении //Соч. в 3-х т. М., 1985.

    Т. 1.

    1. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания //Соч. М.,

    1978.

    1. Ламетри Ж.О. Трактат о душе //Соч. М., 1983.

    2. Вольтер Ф.М. Метафизический трактат //Философские сочинения. М., 1988.

    3. Кант И. Критика чистого разума. Санкт-Петербург, 1993.

    4. Философская энциклопедия в 5-ти т. М., 1960-1970. Т. 1.

    5. Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии //Сочинения в 2-х т. М., 1995. Т. 1.

    6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. М., 1989.

    7. Сартр Ж.П. Бытие и ничто //Философские науки, 1989. № 3.

    8. Философская энциклопедия в 5-ти т. М., 1960-1970. Т. 2.

    9. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

    10. Мир философии. Книга для чтения в 2-х ч. М., 1991. Ч. 2.

    11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

    12. Локк Д. Послание о веротерпимости //Соч. в 3-х т. М., 1985. Т. 3.

    13. Ленин В.И. Государство и революция. М., 1972.

    14. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

    15. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. Т.1.

    16. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

    17. Фрейд З. «Я» и «Оно» // «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси, 1991.

    18. Шелер М. Положение человека в космосе //Проблема человека в западной философии. М., 1988.

    19. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

    20. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре //Смысл истории. М., 1990.

    21. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т. М., 1983. Т. 3.

    22. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

    23. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Санкт-Петербург, 1993.

    24. Аристотель. Метафизика //Сочинения в 4 т. М., 1976. Т. 1.

    25. Шлегель Ф. Философия жизни // Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2.

    26. Аристотель. Метафизика //Сочинения в 4-х т. М., 1976. Т. 1.

    27. Соловьев В.С. Оправдание добра //Сочинения в 2-х т. М., 1990. Т. 1.

    28. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания //Сочинения в 2-х т. М., 1990. Т. 1.

    29. Ницше Ф. Антихристианин //Сумерки богов. М., 1989.

    30. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //Собрание сочинений в 5-ти т. М., 1992. Т. 1.

    31. Сартр Ж.П. Бытие и ничто //Философские науки, 1989. № 3.



    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта