Реферат по философии Философия и религия. Философия и религия(реферат 1 ). Философия и религия
Скачать 35.04 Kb.
|
АНПОО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)» Реферат по дисциплине “Основы философии” на тему: «Философия и религия.» Выполнил: студент гр. П-131 Бизина Д.Н. Проверил: преподаватель Хамитов И.Д. Омск-2021 Содержание Введение…………………………………………………………….………......3 Глава 1. Основные понятия……………………………………………………4 Глава 2. Философия и религия: сходства и различия, их взаимоотношения………………………………………………………………7 Глава 3. Философии и религии в разные исторические периоды……….…11 Заключение…………………………………………………………………….14 Список литературы…………………………………………………………....15 ВВЕДЕНИЕ Во все времена духовная культура являлась одним из наиболее важных элементов цивилизации. В структуре духовной культуры, в свою очередь, существуют в тесном взаимодействии различные составляющие. О двух из них - философии и религии, будет рассказано в данной работе. Мы рассмотрим специфику данных феноменов, а также их взаимосвязь и взаимное влияние в исторической ретроспективе. Актуальность соотнесения данных сфер духовной жизни нашего общества состоит в том, что они имеют сходное направление, порой они решают похожие задачи, осмысливают похожие вопросы, хотя при этом способы и формы могут отличаться. В связи с этим, важно понять, в чем же их единство, а в чем они коренным образом отличаются. Цель данной работы – познакомиться с взаимосвязью понятий «философия» и «религия». Задачи работы: Рассмотреть основные понятия, которые помогут разобраться в данной теме; Рассмотреть сходства и различия философии и религии, их взаимоотношения; Рассмотреть особенности и взаимодействие философии и религии в различные времена. Глава 1. Основные понятия Философия представляет собой сложно организованную систему знания, которая претендует на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Поэтому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека - с искусством, с наукой, с нравственным сознанием, с идеологией и т. д. Особенно многоплановым и сложным является взаимодействие философии с религией, с религиозным сознанием. Однако прежде чем приступить к раскрытию всей многогранности и сложности взаимоотношений между данными формами духовной деятельности человека, важно прояснить содержание самих понятий «философия» и «религия», а также круга понятий, используемых для уяснения темы. [1] Для начала необходимо дать четкое определение понятиям «религия» и «философия». Философия - это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Религия - это мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, которые определяются верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения. [3] В истории всегда существовало и поныне существует огромное многообразие религий и религиозных верований, глубинно различающихся конкретным пониманием природы Бога, его сущностных черт и особенностей, характером взаимоотношений с миром природы и человеком, набором норм отношения людей к Богу, культовой (обрядовой) практикой. Как правило, различается два основных типа религий. Во-первых, это естественные религии, которые находят своих богов в тех или иных природных силах. Во-вторых, это мировые религии, которые исходят из признания существования некоей высшей духовной силы, сотворившей и человека, и весь остальной мир. Эта универсальная и всемогущая духовная сила и называется Богом. К числу мировых религий относят христианство, иудаизм, ислам и буддизм. [1] Антропологически достойным внимания феноменом является то, что у человечества всегда и везде имела и имеет место религия, – во всякой сколь угодно древней и далекой, примитивной или высокоразвитой, культуре. Существует мнение, что религия больше, чем философия. Она изначальнее, чем философское мышление. Философское мышление проистекает из религиозной веры, но стремится освободить ее от некоторой смутности (мифы и т. п.), а также от ложных форм религиозных представлений, культовых обрядов и собственным мышлением возвысить до рациональной ясности, честного убеждения и ответственности. В этом смысле философия есть «опосредствование непосредственности». Религия принадлежит к спонтанной непосредственности человеческой жизни, которая истолковывается также в отношении к Богу или Божественному. Философское мышление есть рациональное опосредствование непосредственности жизни, а также религиозного отношения. Его смысл заключается не в том, чтобы упразднить религию философским знанием, а в том, чтобы вести к «опосредствованной непосредственности». [4] Также, достаточно распространенным взглядом на соотношение философии и религии, является мнение, что религия - это слепая вера, которая далека от истинных знаний, а философия - это глубокие знания, которые основаны на логике и свободе мышления. Однако такой, чисто рационалистический и поверхностный взгляд связан с недоразумением относительно сущности религиозной веры и ложной трактовкой предмета философии. [2] Мы попробуем разобраться в данном вопросе. Далее в работе будет рассмотрено соотношение религии и философии, их сходства и различия. Глава 2. Философия и религия: сходства и различия, их взаимоотношения Исторически религия в форме мифа зародилась раньше философии. Когда же появилась философия, то она сразу стала захватывать ту же область познания, что и религия. В результате этого, взаимоотношения философии и религии приобрели форму спора. Довольно часто обсуждается проблема взаимосвязи и разделения религии и философии. Взаимоотношения философии и религии рассматриваются в эпохи античности, Древнего Востока, Средневековья, Возрождения, Нового времени, а также в современный период. [3] Нельзя не сказать и о сходствах понятий «философия» и «религия». Религия, также как и философия формирует определенную систему мировоззрения, хотя философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт. Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения также сближают его с философией. Однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют и принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры - сердцем, а не разумом, личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, то есть сверхчеловеческий и сверхрациональный характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения. [5] Также у философии и религии различное понимание истины. В религии истинное знание уже дано в богооткровенных истинах, и установление истинности любого знания происходит путем сравнения с этими положениями. Философия же стремится к новому знанию, критически анализирует различные формы культуры, не стремится подчиняться авторитетам. Последнее отражает различие в готовности к пересмотру фундаментальных положений. В связи с этим конфликт между религией и философией возникает в основном в вопросе их совместимости тем или иным образом, а также в сфере взаимоотношения веры и разума или веры и рационального. Первый конфликт не может быть разрешен в силу того, что у религии и философии очень схожие онтологические функции, а религия (особенно христианство и ислам) из-за своей догматичности не может позволить существовать отдельно от себя другому мировоззрению в культуре. Философия также же стремится отделиться от религии и оперировать ею как объектом исследования. Второй конфликт также не может быть полностью разрешен, так как вера неспособна быть рационализированной полностью, а Бог по причине своей трансцендентальности не может быть предметом мысли. С другой стороны, философия, всегда стремившаяся к научности, не может принять веру одним из принципов познания. [3] При этом, существует вариант собственно религиозной философии, как свободной от догматических церковных шор, рациональной попытки построения целостного религиозного мировоззрения. Следует отличать теологию (или богословие) от религиозной философии. Теология в ряде своих разделов может использовать язык, методы и результаты философии, но всегда в рамках признанных церковных авторитетов и выверенных догматических определений. Раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии, носит название философии религии. При этом философией религии может заниматься не только верующий человек, но и философ-атеист. [5] Говоря о взаимосвязи и разделения религии и философии, стоит сказать, что примирение противоположности, как вновь и вновь явственно подтверждает духовная история, достижимо лишь в единстве. С одной стороны, философское мышление может выполнять соответствующую его сущности задачу лишь тогда, когда оно не превращается в отдельную науку, а пытается дать ответ на вопросы, которые одолевают человека и движут им из его сущности. С другой стороны, вера не должна опасаться новейшей науки, ей следует искать открытого обсуждения и общего разрешения проблем. Она должна ориентироваться на метафизику, методически обосновываемую и предметно оправдываемую из великой традиции классического и христианского мышления, равно как и в дискуссии с великим мышлением Нового времени вплоть до современности: «nova et vetera» в служении одной истине, мышления и веры. [4] Глава 3. Философии и религии в разные исторические периоды С религиозным сознанием философия на протяжении многих веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом и сложном взаимодействии. Так, в период своего зарождения христианство сознательно обращалось к усвоению античного философского наследия, видя в нем необходимую историческую предпосылку своего возникновения, последующего распространения и утверждения в языческом мире, сложившуюся и сформировавшуюся по своим собственным законам. В Средние века философия в значительной степени утратила свое значение в совокупном мире культуры и знания, стала трактоваться как важный, но все же вспомогательный концептуальный инструмент для уточнения, уяснения и систематизации содержания религиозной веры. Грубо говоря, философия превратилась, в служанку богословия. Хотя данная формула и не передает всей многогранности взаимоотношений между философией и религией в средневековой культуре. В Новое время реакцией на это приниженное положение философии явилось стремление большей части философов восстановить утраченный статус и самостоятельность существования своей профессиональной сферы деятельности. Стала утверждаться самодостаточность и абсолютность человеческого разума, его полная автономия по отношению к религиозному сознанию, что, естественно, породило острый конфликт, противостояние между религией и философией. Дело доходило до утверждений об исчерпанности познавательных и других культурных ресурсов религии в новой исторической ситуации. На рубеже XIX-XX веков претензии разума, человеческого интеллекта на всемогущество и всесилие начали ставиться под сомнение. Сами идеалы рациональности Нового времени подвергались резкой критике, а то и совсем отрицались. Соответственно проблема взаимоотношений философии и религии начала рассматриваться как проблема взаимоотношений, взаимодействия двух достаточно автономных областей и форм духовной деятельности человека, ни одна из которых не может претендовать на вытеснение или поглощение другой. В авангарде поиска нового содержания и смысла этой «вечной» философской проблемы находилась отечественная философская мысль рубежа XIX-XX столетий. Однако данное направление было искусственно прервано. Прочно утвердившиеся в советский период представления о философии и религии, восходящие, в конечном счете, к традициям просветительско-рационалистического периода развития философии, все еще остаются до конца не преодоленными. Поэтому освобождение от груза накопившихся предубеждений является существенной предпосылкой правильного понимания содержания проблемы взаимоотношения философии и религии. В ходе почти трех тысячелетий развития философской мысли представление о предмете философии, о ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Это, как правило, происходило в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на данный вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан лишь в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо однозначность и категоричность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это, по сути, разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять, как собственно, содержаданная тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед. [4] Заключение Если рассмотреть всю многовековую историю развития философии, то можно увидеть, что ее взаимоотношения с религией всегда имели сложный и многогранный характер. Между ними есть не только существенные различия, но также и большая степень сходства и общности. Это и было показано в данной работе. Также мы рассмотрели отношения к философии и религии в различные исторические периоды. Вопрос, касающийся соотнесения философии и религии часто обсуждается с самых разных позиций. Это обосновано еще и тем, что и само их взаимодействие, и сосуществование является достаточно сложным. На сегодняшний день силу набирают тенденции к диалогу философии, религии и науки что имеет своей целью формирование синтетического мировоззрения, которое гармонично синтезирует имеющиеся у современной науки факты с фундаментальным ходом систематической философской мысли и религиозными ценностями, проверенными веками. Список литературы: 1) В. В. Миронов. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. — / Электронный ресурс: http://www.netcabinet.ru/uploads/8/5/0/9/8509295/filosofia_mironov.pdf 2) Мудрый философ. Сайт о философии и культуре. Религия и философия. / Электронный ресурс: http://www.mudriyfilosof.ru/2015/03/religia-i-filosofiya.html 3) Т.В. Савицкая. «ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И ДЕМАРКАЦИЯ». Журнал Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. Выпуск № 2, 2010. / Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-i-religiya-tochki-peresecheniya-i-demarkatsiya 4) Эмерих Корет. Основы Метафизики. Перевод В. Терлецкого. - Киев: «Тандем», 1998. / Электронный ресурс: http://psylib.org.ua/books/koret01/txt07.htm#732 5) Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. / Электронный ресурс: http://www.krugosvet.ru/node/40386 |